Анализ поэмы пушкина «медный всадник»

Анализ поэмы пушкина «медный всадник»

Краткое содержание поэмы Медный всадник

Начало произведения освещает исторический момент – закладывание города, который будет в последующем окном в Европу, Петром Великим. Следующая часть поэмы описывает события, произошедшие через 100 лет в пышном, горделивом творении Петра – в городе Петербурге.

Мечты и чаяния маленького человека

Поздним ноябрьским вечером в свое непрезентабельное жилье в одном из самых бедных районов города возвращается Евгений, мелкий чиновник, принадлежащий некогда знатному роду. Он ложится в постель, но мысли не дают ему уснуть. Он думает о том, что вода в Неве все прибывает, что с реки сняты мосты. Вследствие чего он два-три дня не сможет увидеться со своей возлюбленной – Парашей, живущей на окраине Петербурга на другом берегу Невы.

Тревожные мысли сменяются счастливыми мыслями о возможной дальнейшей жизни с любимой. Он хочет жить с ней скромно и праведно, мечтает о детях. Поглощенный этими сладкими мечтаниями, Евгений засыпает.

Разгул стихии

Наступивший следующий день приносит новости о страшном несчастье. Нева, выйдя из берегов, затопила город. Перед «Божьей стихией» жители Петербурга оказались беспомощными.

На мраморном льве – статуе, украшающей Петрову площадь, сидит онемевший Евгений и смотрит на другой берег Невы. Именно там, у самой кромки воды, живут в маленьком домике Параша и ее мать. Удрученный мрачными тревожными мыслями о судьбе возлюбленной, герой не замечает разгула стихии вокруг него:

  • ветер срывает с него шляпу;
  • дождь заливает его лицо;
  • вода, непрерывно поднимающаяся и достигающая его подошв.

Перед ним, возвышаясь над природным бедствием, невозмутимо стоит Медный всадник.

Печальный итог

Наконец, воды Невы успокаиваются, река входи в свои берега. Евгений, с замирающим сердцем, бросается к воде. С помощью лодочника переправляется на другой берег. Взгляду его предстает удручающая картина:

  • знакомые ему места стали чужими и неузнаваемыми;
  • разрушенные стихией дома;
  • лежащие вокруг мертвые тела.

Увиденное им напоминает ему поле битвы.

Не обнаружив на прежнем месте знакомого домика своей возлюбленной, Евгений начинает дико хохотать. Не справившись с нахлынувшими на него отчаянием и горем, герой лишается рассудка.

И даже когда город приведен в порядок, а все следы недавних разрушений убраны, Евгений не может прийти в себя после перенесенного потрясения. Он неприкаянно слоняется по городу, полный тяжелых размышлений. Спит на пристани, питается тем, что ему подадут, не замечая, как дети бросают в него камни, а кучера огревают плетями.

Не грози царю

Однажды осенью весь сковавший его однажды ужас снова встает перед ним. Евгений оказывается возле мраморных львов, окружающий величественного всадника на бронзовом коне.

Он сразу же узнает того, кто основал этот город «под самым морем». Евгений находит виновного во всех своих бедах. Охваченный волнением и гневом, он грозит Петру: «Ужо тебе!…»

В этот момент Евгений кажется, что лицо царя поворачивается к нему, а глаза вспыхивают гневом. Герой бросается наутек. Но куда-бы он ни бежал, куда бы ни поворачивал, везде слышался ему топот тяжелых конских копыт Медного всадника.

С тех пор, когда Евгений случайно проходил мимо памятника Петру, он снимал картуз и смущенно прижимал руку к сердцу, «смиряя муку».

Вскоре оказывается, что маленький домик Параши не сгинул окончательно в пучине. Волнами его перенесло на маленький пустынный островок у взморья. Именно там и нашли тело несчастного Евгения, именно там и похоронили «безумца».

История создания


Рукопись «Медного Всадника». Музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино»

Поэма написана в селе Болдино, нижегородском имении Пушкиных, после поездки на Урал по пугачёвским местам осенью 1833 года и является кульминацией творческого вдохновения, обусловленного пребыванием автора в этом месте в период Болдинской осени. Исследователи пишут, что работа над поэмой продолжалась меньше месяца — с 6 по 31 октября и стоила Пушкину огромного труда. Каждую строфу поэт переписывал несколько раз, прежде чем привёл к её идеальной форме.

А. С. Пушкин проводит прямой диалог с Адамом Мицкевичем, который являлся его другом, соперником и в те годы противоположенным идеологическим противником. Это отображается в стихотворениях «Памятник Петру Великому» и «Олешкевич», созданных Мицкевичем. Кроме того, Михаил Наумович Эпштейн предполагает, что «Медный всадник» имеет параллели с опубликованной в 1832 году второй частью «Фауста», которая также была написана под впечатлением от наводнения в Петербурге.

Открытие монумента Петру I на Сенатской площади в 1782 (одна из версий гравюры начала XIX века с рисунка Давыдова 1782 года).


План наводнения Санкт — Петербурга. 7 ноября 1824 года

В основе поэмы реальная история наводнения, произошедшего в Петербурге в 1824 году. В это время Пушкин был в ссылке в Михайловском, поэтому в поэме описаны события со слов очевидцев. Пушкин мог взять историю об «ожившем памятнике» из рассказа о том, как в 1812 году Александр I хотел вывезти из Петербурга памятник Петру («Медный всадник»). Но императора остановил сон одного майора, который увидел, как «Медный Всадник» скачет по улицам Петербурга и, подъехав к императору, говорит ему: «Молодой человек! До чего ты довёл мою Россию! Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться». «Граф Виельгорский прибавил, что князь Голицын на ближайшем док­ладе у государя рассказал ему свой чудесный сон. Рассказ этот так подей­ствовал на императора, что он приказал отменить все распоряжения к отправке из Петербурга монумента Петра Великого (…)». По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из «Дон Жуана».

Вернувшись из Болдино в конце 1833 года, А. С. Пушкин передал «Медного всадника» на цензурную проверку, в результате которой рукопись была возвращена с множеством правок. Об этом поэт написал в своем дневнике:

Поэма подвергалась рукописной правке Николаем I. Рукопись хранится в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге.

Литературный журнал «Современник»

В середине декабря 1833 года Пушкин сообщил своему другу П. В. Нащокину о том, что цензура не пропустила поэму:

После получения замечаний «высшего цензурного органа», Пушкин решил внести изменения в текст своей поэмы. Однако, не завершив редактирование, он принял решение не выводить поэму в печать.

Произведение «Медный всадник» при жизни Пушкина не было опубликовано. В печать вышел лишь отрывок из «Медного всадника» — «Петербург. Отрывок из поэмы» в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения». Впервые полностью поэма была напечатана в 1837 году в журнале «Современник». В. А. Жуковский отредактировал текст поэмы в соответствии с пожеланиями цензуры: он удалил эпизод бунта Евгения против памятника Петру. Оригинальный текст был впервые опубликован в отдельном издании в серии «Народная библиотека» в 1919 году. Текстологическое уточнение (с учётом прижизненных рукописных вариантов) продолжалось до -го, когда был сформирован канонический вариант.

«Медный всадник» создавался в ту пору, когда не только на Западе, но и в России шёл стремительный про­цесс проникновения истории во все сферы духовной жизни, вырабатывались принципы исторического мышления. Исто­рия вторгалась в жизнь каждого человека. Человек всё больше осознавал свою сопричастность к истории, сопряжённость с нею.

Образ «града Петра» в поэме

Мир Петербурга предстает в поэме как замкнутое пространство. Город существует по тем законам, которые приняты в нем. В поэме «Медный всадник» он словно является новой цивилизацией, построенной на просторах дикой России. После того как появляется Петербург, «московский период» в истории уходит в прошлое.

Город полон множества внутренних противоречий. Великий русский поэт подчеркивает двойственность Петербурга: с одной стороны, он «возносится пышно», но с другой — это происходит «из тьмы лесов». В пожелании поэта городу звучит тревога — «Да усмирится же с тобой и побежденная стихия…». Красота города может быть не вечной — он стоит прочно, однако может быть разрушен разбушевавшейся стихией. Впервые на страницах поэмы появляется образ разбушевавшейся стихии.

Почему памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге называется «Медный всадник»?

Памятник Петру Великому «Медный всадник» сразу же полюбился петербуржцам, обрастая легендами и смешными историями, становясь популярным объектом в литературе и поэзии. Одному из поэтических произведений он и обязан своим нынешним названием. Это был «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина. Среди горожан бытует поверье, согласно которому одному майору во время войны с Наполеоном приснился сон, в котором к нему обратился Петр Первый и сказал, что пока памятник стоит на своем месте, никакие напасти Петербургу не грозят. Прислушавшись к этому сну, император Александр I отменил готовящуюся эвакуацию монумента. В тяжелые годы блокады памятник бережно укрывали от бомбежек.

За годы существования памятника «Медный всадник» в Петербурге неоднократно проводились реставрационные работы. Первый раз пришлось выпустить более тонны воды, скопившейся в животе лошади. Позже, чтобы не допустить подобное, были проделаны специальные дренажные отверстия. Уже в советское время проводилось устранение мелких дефектов и очистка постамента. Последние работы с привлечением научных специалистов были произведены в 1976 году. Изначально задуманная статуя не имела ограждения. Но возможно вскоре памятник Петру Великому «Медный всадник» придется ограждать от вандалов, оскверняющих его ради забавы.

Город на Неве фактически является музеем под открытым небом. Памятники архитектуры, истории и искусства сосредоточены в его центральной части и являются в большинстве своем композиционными. Особое место среди них занимает монумент, посвященный Петру Великому, — Медный всадник. Описание памятника достаточно подробно может дать любой экскурсовод, в этой истории интересно все: от создания эскиза до процесса установки. С ним связано множество легенд и мифов. Первый из них относится к происхождению названия скульптуры. Оно было дано значительно позже возведения монумента, но не изменилось за двести лет его существования.

Создание памятника «Медный всадник».

Задуманный скульптором Фальконе медный всадник, памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, имел настолько грандиозные размеры, что от его отливки отказался приглашенный из Франции мастер Б. Эрсман. Трудность состояла в том, что скульптуру, имеющую всего три точки опоры, необходимо было отлить так, чтобы максимально облегчить переднюю часть. Для этого толщина бронзовых стенок не должна была превышать 10 мм. На помощь скульптору пришел русский литейщик Емельян Хайлов. Во время отливки произошло непредвиденное: лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Несмотря на угрозу жизни, Емельян не бросил работу и спас большую часть статуи. Испорченной оказалась только верхняя часть памятника Петру Великому.

После трехлетней подготовки была проведена повторная отливка, оказавшаяся полностью удачной. В ознаменование успеха французский мастер оставил среди многочисленных складок плаща надпись, гласящую «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». По неизвестным причинам отношения императрицы и мастера разладились, и он, не дожидаясь установки медного всадника, покинул Россию. Руководство принял на себя Федор Гордеев, участвовавший в создании скульптуры с самого начала, и 7 августа 1782 года памятник Петру Первому в городе Санкт-Петербурге был торжественно открыт. Высота монумента составила 10,4 метра.

Интерпретации поэмы «Медный всадник» в современной литературной критике

В современной литературной критике поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина интерпретируется как произведение, в котором автор выражает свою критику государственной власти и ее недостатков

Однако, многие исследователи также обращают внимание на то, что Пушкин не только критикует власть, но и показывает, как власть может быть использована для блага народа

Одной из интересных интерпретаций является трактовка поэмы как аллегории на судьбу России. Медный всадник, который символизирует власть, не может остановить наводнение, что может означать неспособность государства решать проблемы народа. Однако, в конце поэмы, когда Петр выходит на берег Невы и обращается к народу, он показывает, что власть может быть использована для решения проблем и улучшения жизни людей.

Также, многие исследователи обращают внимание на то, что Пушкин в поэме использует мотивы романтизма, такие как трагический герой, природа и судьба. Это позволяет рассматривать «Медный всадник» как произведение, которое не только критикует власть, но и показывает, как человек может бороться со своей судьбой и преодолевать трудности

Таким образом, поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина является многогранным произведением, которое можно интерпретировать по-разному. Однако, все исследователи сходятся в том, что это произведение является важным шагом в развитии русской литературы и культуры в целом.

История создания

История создания поэмы «Медный всадник» начинается в Болдинском поместье. Отдыхая здесь, Пушкин постоянно размышлял об истории становления российского государства, о прежних правителях и истоках самодержавия. В первой половине XIX века о реформаторе и последнем царе Всея Руси, Петре I, люди думали по-разному. Кто-то полностью поддерживал и обожал самодержца, но большинство считали его исчадием ада и отзывались нелестно.

Пушкин прислушивался к мнению людей, долго собирал информацию. Итогом его наблюдений стало написание поэмы. Она была готова в 1833 г, и завершила болдинский расцвет творчества поэта. Одна из основных тем, раскрытая Пушкиным в поэме, — образ маленького человека. Автор размышляет об огромной государственной махине и ее столкновением с интересами обычных людей.

Название отражает основную мысль произведения. Известно, что памятник Петру I в Санкт-Петербурге был отлит из бронзы. Однако автор выбрал такое название применительно не к скульптуре, а к мощной государственной машине. Ей безразличны трагедии маленьких людей, страдающих от произвола власти.

Увы, подобный конфликт не имеет продолжения, поскольку трагедии маленьких людей ничто для системы. Это и пытается донести автор в своем произведении. Пушкин дает положительную характеристику Петра I как дальновидного и решительного стратега. О его действиях можно судить по-разному, в том числе — обвинять в тирании по отношению к простым людям. Однако оправдывать такие действия поэт не готов.

Образы героев

Автор отзывался о своей поэме как о «горестном рассказе» и заявлял, что события в ней основаны на правде. Произведение может показаться сложным для восприятия учащихся, у которых нет определенных знаний по истории. Главные герои «Медного всадника»:

  • Евгений. Бедный чиновник знатного происхождения. Молодой человек готов трудиться день и ночь, чтобы зарабатывать на жизнь. Он снимает комнату в Коломне — районе Петербурга, где обитают ремесленники и мелкие чиновники. Герой мечтает о встрече с возлюбленной, которая живет на другом берегу Невы. Из-за непогоды река выходит из берегов, и встреча откладывается. Мысли героя устремлены в будущее. В них — надежда на счастливый семейный союз.
  • Медный всадник. Олицетворение Петра I. У Пушкина это двойственный образ. С одной стороны, это защитник слабых и «отец просвещения». С другой — грубый самодур, который приносит обществу немало бед.

Особое место в произведении занимает образ Петербурга. По словам Белинского, именно город является главным героем поэмы. Описанию Петербурга автор уделяет особое значение. Наиболее подробно оно представлено во вступлении, где поэт рассматривает место до и после основания. Первоначально это болотистые, малозаселенные берега. Через 100 лет, в XIX веке — крупный европейский город, застроенный красивыми домами, в порт которого заходят корабли со всех концов земли.

Автор не скрывает своей любви к городу, упоминает белые ночи, суровые зимы, наводнение 1824 года, после которого Петербург долго приходит в себя. Обожание передают такие цитаты: «Люблю тебя, Петра творенье», «И всплыл Петрополь», «Над омраченным Петроградом». Почему Пушкин не упоминал название Петербург ни в одном отрывке произведения? Об этом до сих пор спорят историки и литераторы.

Главные темы и мотивы в поэме

Одной из главных тем, затронутых в поэме «Медный всадник», является трагическая судьба главного героя — Евгения. Пушкин описывает его как простого работягу, который живет в бедности и несправедливости. Евгений страдает от безденежья и одиночества, но его жизнь становится еще более трагической, когда он сталкивается с наводнением, которое уничтожает его дом и забирает жизнь его возлюбленной.

Другой важной темой является противостояние человека и природы. Пушкин описывает мощь и красоту реки Невы, но также показывает, как она может быть опасной и разрушительной

Евгений борется с наводнением, но его усилия бесполезны, и он становится жертвой природных сил.

Также в поэме затрагивается тема власти и правительства. Пушкин критикует бюрократическую систему, которая не может защитить своих граждан в чрезвычайных ситуациях. Евгений обращается к губернатору, но его просьбы о помощи остаются без ответа.

В целом, поэма «Медный всадник» является глубоким анализом человеческой судьбы, противостояния человека и природы, а также критикой бюрократической системы.

Анализ жанра поэмы «Медный всадник»

Жанр поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина является гибридом эпической поэзии и лирики. В поэме присутствуют элементы эпического жанра, такие как описание города, исторических событий и образов, а также лирические отступления, где автор выражает свои мысли и чувства.

Одним из ключевых элементов жанра является использование аллегории. Медный всадник — это символ Петербурга, города, который был создан насилием и кровью, и который не смог защитить своих жителей от стихийных бедствий. Аллегория на Медного всадника позволяет автору выразить свою критику власти и общества, которые не заботятся о благополучии города и его жителей.

Также в поэме присутствует элемент романтизма, который проявляется в описании природы и внутреннего мира главного героя Евгения. Его чувства и мысли отражают общую тему поэмы — борьбу человека с судьбой и невозможностью изменить свою жизнь.

В целом, жанр поэмы «Медный всадник» является сложным и многогранным, сочетающим в себе элементы разных жанров и направлений литературы. Это позволяет автору выразить свои мысли и идеи в наиболее подходящей форме и создать произведение, которое остается актуальным и интересным для читателей на протяжении многих лет.

Образ Петра в поэме «Медный всадник» и исторический план произведения

Своеобразие поэмы отражается в одновременном взаимодействии трех планов. Это легендарно-мифологический, исторический, а также условно-литературный. Император Петр предстает на легендарно-мифологическом плане, ведь он не является историческим персонажем. Он является безымянным героем легенды, строителем и основателем нового города, исполнителем высшей воли.

Но думы Петра отличаются конкретностью: он решил построить город «на зло надменному соседу», чтобы и Россия могла «в Европу прорубить окно». А. С. Пушкин подчеркивает исторический план при помощи слов «прошло сто лет». И эта фраза окутывает происходящие события дымкой времен. Возникновение «юного града» уподобляется поэтом чуду. На том месте, где должно быть описание процесса возведения города, читатель видит прочерк. Сам рассказ начинается с 1803 года (в этот день «граду Петра» исполнилось сто лет).

Образ Евгения в поэме Александра Пушкина “Медный всадник”

Несколько интересных сочинений

  • Темы и мотивы лирики Лермонтова

    Мир лирики Лермонтова не менее сложен и противоречив, чем пушкинский. Каждое стихотворение требует при­стального внимания и изучения как само по себе, так и в ряду других, близких по теме

  • Жизнь Евгения Онегина в Деревне

    Жизнь главного героя в деревне, это вторая глава великого произведения автора. Здесь, очень глубоко, раскрываются душа и нрав героя. После получения огромного наследства, Евгений Онегин, возвысился духом, и чувствовал себя очень энергично

  • Анализ произведения Платонова Любовь к Родине или Путешествие воробья

    Произведение по жанровой направленности относится к притче, иносказательному рассказу, имеющему авторское нравоучение, основной тематикой которого являются размышления об истинных нравственных человеческих началах

  • Анализ пьесы Лермонтова Маскарад

    Название «Маскарад» рассказывает об основных направленностях произведения. Маскарад – это обычно место, где и разовьется основной конфликт произведения, все значимые события произойдут на этом карнавале

  • Сочинение на тему Будущее России

    Россия – сильнейшая в мире держава! — так нам внушают с самого детства. Однако последние события на международной политической арене говорят об обратном. Но надо признать, что сейчас Россия в трудном положении

История создания

В основе произведения — подлинная история наводнения, которое произошло в Петербурге осенью 1824 г.

Образ ожившего памятника, по всей видимости, взят из городских легенд. По одной из них, Александр I собирался вывезти Медного всадника из Петербурга. Но один из придворных остановил императора, рассказав свой сон. В этом сне Медный всадник скакал по петербургским улицам, укорял императора за беспорядки, но обещал, что пока он (Медный всадник) в Петербурге, ничего плохого не случится.

Возможно также, что Пушкин использовал в своём материале идею ожившего памятника из «Дон Жуана».

Проблематика:

  • отношения личности и государства;
  • человек и природа.

Откуда же название — «Медный всадник»? Разумеется, Пушкин сознательно пошёл на искажение фактов. Медь имеет красноватый оттенок, что придаёт «кровавость» образу императора. Кроме того, медь лишена благородства бронзы — это простой металл.

Евгений и его маленький бунт ничем не мешают ходу истории, но этот герой по замыслу Пушкина погибнет под копытами абсолютизма

Власть, безразличная к человеку в решении задач государственной важности, становится кровавой и лишается благородства

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: «Медный всадник» принято называть поэмой, хотя сам Пушкин дал этому произведению подзаголовок «Петербургская повесть». При этом исследователи отмечают жанровую неоднородность «Медного всадника»: как и в «Капитанской дочке», в этой поэме Пушкин органично переплёл семейный быт с историей.

Время и место действия: Действие происходит в 1824 г. в Петербурге.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    К какому литературному жанру относится произведение Пушкина «Медный всадник»?</h3>

    • <label>Рассказ;</label>
    • <label>Этюд;</label>
    • <label>Поэма;</label>
    • <label>Баллада.</label>

(новая вкладка)

« Медный всадник» — поэма философская, социальная и историческая. Поэма Пушкина поднимает проблемы взаимоотношений государства, власти и личности, несовместимости подчас их интересов. Она стала итогом размышлений поэта о личности Петра I, о русской истории и государ­стве, о месте в нем человека. В этом произведении органично сочетаются повествование о судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения,Евгения и историко-философские размышления о государстве, становле­ние которого связано с личностью и деятельностью Петра.

Основная мысль повести «Медный всадник» состоит в том, что обычный человек может сойти с ума от бури, от горя и беспокойства. Не найдя среди обломков и развалин, оставленных бурей, свою невесту-Парашу, герой поэмы Евгений сходит с ума.В коцне, увидев то самое место,где он наблюдал за всеми разрушениями, так потрясшими его,-каменные львы,а возле них величавый всадник на коне.С тез пор ему стало казаться, что за ним постояно гонится тот самый всадник, тяжело ступая, на своем медном коне.От отчаяния и страха он вскоре умер.

Автор нам дает понять, как легко поддается человеческая душа смятению и отчаянию.

Главные герои

Л-Ж. Арну. Памятник Петру I на Сенатской площади. 1824

Название поэмы отсылает читателя к памятнику великому Петру I, который возвышается на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Во вступлении мы узнаем о государе как о живом человеке в определённом историческом моменте. Великий император неутомимо бродит по болотистым берегам Невы, мечтая о благе и процветании своей страны:

Пётр I в поэме изображается как умный правитель, обладающий деспотическими чертами. Александр Пушкин представляет его с двух сторон: как великого реформатора, строящего великий город, и одновременно как олицетворение безжалостной власти. Образ Медного всадника символизирует бесчеловечную власть, которая не имеет контакта с народом и возвышается над ним надменным монументом. Этот образ поистине фантастичен, так как превращает памятник Петра I в живое существо, разгневанное бунтом Евгения, и преследующее его всю ночь своим «тяжело-звонким скаканьем».

Санкт-Петербург. Сенатская площадь. Памятник Петру I.

Центральный персонаж поэмы — молодой человек по имени Евгений. В начале поэмы А. С. Пушкин подтрунивает над своим героем:

В образе Евгения Александр Пушкин создал новый тип литературного героя. Евгений строит планы на будущее, мечтает о семье и детях, мечтает жениться на любимой девушке Параше:

Евгений грустит о временной разлуке с любимой, из — за того, что вода прибывает и добраться к дому девушки ему будет нелегко:

Юноша с отчаянием думает об ужасной стихии, которая разрушает всё на своем пути и о том, сможет ли спастись в этой ситуации его невеста:


Пётр Великий. картина.1838 П. Деларош

Евгений был беден, однако не мечтал о богатстве, он довольствовался малым. Молодой человек ничем не отличается от жителей Петербурга. В тексте не упоминаются его внешность и характер. Как только в нём появляются гнев и ярость, он их пугается. Евгений не готов встретиться с тем, кого обвиняет.

Памятник Петру I, Беггров Карл Петрович

Наряду с центральными образами поэмы в ней лаконично воплощён многогранный образ народа, который оказывает существенное влияние на художественную концепцию поэмы и получает развитие в литературе ХХ века. Народ показан одновременно необузданным, воровским и терпящим бедствие на окраине в своих домиках, разорённым и подверженным массовой гибели.

Образ Пeтepбypга в поэме — этo нe тoлькo peaлиcтичное мecтo и нe тoлькo coздaннaя Пeтpoм I cтoлицa pyccкoй гocyдapcтвeннocти, нo и сосредоточие иcтopичecкиx cyдeб. В прологе Санкт-Петербург — роскошный и величественный город, построенный во благо нации, теперь стал для многих крепостью под охраной реки Невы. В первой части произведения над городом разгорается «мгла несчастной ночи»; Нева заливает улицы, которые ранее защищала, обнажая бедность и отчаяние жителей. Вода разрушает дома, и под её толщей тонет много людей. Император, который возвышается над городом, перед природной стихией бессилен. Но на следующий день Петербург продолжает стоять. Он всё такой же холодный, недоступный.


Университетская набережная (Санкт-Петербург). XIX век. Литография Иоганна Мюллера по рисунку Иосифа Шарлеманя

Нева занимает уникальное место, будто отдельный персонаж. В начале произведения она представлена как покорённая и включённая в грандиозный проект создания города, но уже во вступлении проявляется её «больная» и одержимая силами хаоса природа. С течением времени Нева превращается в зверя, который разрушает свои границы, в разбойника, бросающего свою добычу, а в конце концов — в утомлённого битвой коня. Всё это олицетворяет главную метафору связи с Невой. Нева — это наполовину побеждённый Петром элемент, способный изменять свои обличья и вступать в новый бой со своим победителем, превращая простых горожан в заложников этой вечной схватки.

Стихия — символ мятежной воли, которая противостоит бездушной и мёртвой государственной машине в образе Медного всадника. Непокорная и вольная, могучая и бесстрашная, она напоминает восстание декабристов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: