Жигулин «Черные камни»: краткое содержание
Представителем мемуарного направления «лагерной прозы» был А. Жигулин. Повесть Жигулина «Черные камни» — это произведение сложное, неоднозначное. Сюжет повести «Черные камни» — документально-художественное повествование о деятельности КПМ (Коммунистической партии молодежи), в которую входили тридцать мальчишек, в романтическом порыве объединившиеся для сознательной борьбы с культом личности Сталина. Композиция в повести «Черные камни» построена как воспоминания автора о своей молодости. Поэтому, в отличие от произведений других авторов, в ней много так называемой «приблатненной романтики». Но в то же время Жигулин сумел точно передать ощущение своей эпохи. С документальной достоверностью писатель рассказывает о том, как зарождалась организация, как проводилось следствие, что из себя представляет эта система. Жигулин наглядно обрисовал проведение допросов:
Автор как бы предупреждает, что главной задачей советского режима было «проникнуть в мысль», еще даже не родившуюся, проникнуть и задушить ее до рождения. Отсюда заблаговременная жестокость самонастраивающейся системы. За игру в организацию, игру полудетскую, но смертельно опасную для обеих сторон (о чем обе стороны знали) — десять лет тюремно-лагерного кошмара и сломанная жизнь. Так функционирует тоталитарная система.
Варлам Шаламов: «Колымские рассказы» анализ кратко
В. Шаламов (1907-1982) — писатель непростой творческой судьбы. Он сам прошел через лагерные застенки. Свой творческий путь он начинал как поэт, а в конце 50-х-60-е годы он обратился к прозе. В его рассказах с достаточной степенью откровенности передан лагерный быт, с которым писатель был знаком не понаслышке. Он умел дать яркие зарисовки тех лет, показать образы не только зэков, но и их охранников, начальников лагерей, где ему пришлось сидеть. В этих рассказах воссозданы страшные лагерные ситуации — голода, дистрофии, унижения людей озверелыми уголовниками. В «Колымских рассказах» исследуются коллизии, в которых узник «доплывает» до прострации, до порога небытия.
Главная идея в его рассказах В. Шаламова — это не просто передача атмосферы ужаса и страха, а изображение людей, которые в то время сумели сохранить в себе лучшие человеческие качества. Они готовы прийти на помощь, ведь у них есть ощущение того, что ты не только винтик в огромной машине подавления, а, прежде всего, человек, в душе которого живет надежда.
Анализ рассказов «Ночью» и «Сгущенное молоко»: проблемы в «Колымских рассказах»
Рассказ «Ночью» повествует нам о случае, который не сразу укладывается в голове: два заключенных, Багрецов и Глебов, раскапывают могилу, чтобы снять с трупа белье и продать. Морально-этические принципы стерлись, уступили место принципам выживания: герои продадут белье, купят немного хлеба или даже табака. Темы жизни на грани смерти, обреченности красной нитью проходят через произведение. Заключенные не дорожат жизнью, но зачем-то выживают, равнодушные ко всему. Проблема надломленности открывается перед читателем, сразу понятно, что после таких потрясений человек никогда не станет прежним.
Проблеме предательства и подлости посвящен рассказ «Сгущенное молоко». Инженеру-геологу Шестакову «повезло»: в лагере он избежал обязательных работ, попал в «контору», где получает неплохое питание и одежду. Заключенные завидовали не свободным, а таким как Шестаков, потому что лагерь сужал интересы до бытовых: «Только что-либо внешнее могло вывести нас из безразличия, отвести от медленно приближающейся смерти. Внешняя, а не внутренняя сила. Внутри все было выжжено, опустошено, нам было все равно, и дальше завтрашнего дня мы не строили планов». Шестаков решил собрать группу для побега и сдать начальству, получив какие-то привилегии. Этот план разгадал безымянный главный герой, знакомый инженеру. Герой требует за свое участие две банки молочных консервов, это для него предел мечтаний. И Шестаков приносит лакомство с «чудовищно синей наклейкой», это месть героя: он съел обе банки под взорами других заключенных, которые не ждали угощения, просто наблюдали за более удачливым человеком, а потом отказался следовать за Шестаковым. Последний все же уговорил других и хладнокровно сдал их. Зачем? Откуда это желание выслужиться и подставить тех, кому еще хуже? На этот вопрос В.Шаламов отвечает однозначно: лагерь растлевает и убивает все человеческое в душе.
Популярные сегодня темы
- Лагерная тема в творчестве Шаламова сочинение
Одной из самых ужасающих и трагических тем в русской литературе является тема сталинских концентрационных лагерей. Подобная система преследования и наказания
- Сочинение по картине Лесистый берег Левитана 6 класс описание
Пейзаж Лесистый берег написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1892 году. На полотне можно увидеть вечерние сумерки у реки Пекша Владимирской области.
Образ Долохова в романе «Война и мир»
В чем заключается истинное предназначение человека? Для чего он живет? В чем цель его существования? Эти и другие вопросы невольно возникают у нас, когда мы читаем роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Каждый из героев Толстого ищет свой собственный путь в жизни, и далеко не всегда этот путь бывает простым и прямым, ведь у каждого из героев свое собственное представление о счастье, о смысле и цели жизни. Для кого-то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, как для Бориса Друбецкого или Берга, а для кого-то смысл жизни неясен, и сам жизненный путь сложен и извилист.
Таким сложным, неоднозначным героем в романе является Долохов. Этот образ вызывает у нас противоречивые чувства. Мы видим Образ Долохова
в начале романа в шумной гусарской компании, среди вина и карт, мы видим, как он на спор рискует своей жизнью. Он кажется нам жестоким человеком, он не жалеет ни себя, ни других. Он только пользуется другими людьми. Так, он в своих целях использует дружбу с Анатолем Курагиным. «Анатоль искренно любил Долохова
за его ум и удальство; Долохов, которому были нужны сила, знатность, связи Анатоля для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему это чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужой волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова
».
Долохов жестоко обошелся с Пьером. Можно сказать, что он завидовал богатству Пьера, его положению в обществе. Долохов становится любовником
Элен и даже не скрывает своих отношений с ней. А затем он готов был убить Пьера на дуэли, хотя прекрасно знал, что Пьер никогда раньше не участвовал в поединках и никогда не держал в руках пистолет. Для Образа Долохова
, кажется, не существует таких понятий, как верность в любви и дружбе. Он живет только ради себя и презирает других людей.
Привычка «управлять людьми» стала основной в натуре Образа Долохова
. Он управляет не только Анатолем, но и Николаем Ростовым, которого считал своим другом. Долохов любит Соню и поэтому мстит Николаю за то, что она его любит. Долохов вовлекает неопытного Николая в карточную игру и обыгрывает его на очень крупную сумму. Но тот же Долохов, оказывается, может быть нежным, любящим сыном и братом. Николай Ростов был искренне удивлен, когда увидел, с какой настоящей теплотой Долохов относится к старухе-матери и сестре.
Долохов, бесспорно, является храбрым офицером. Он был за дуэль разжалован в солдаты, но сумел отличиться в сражении и снова получить офицерский чин. После начала войны 1812 года Долохов принимает самое непосредственное участие в боевых действиях. Мы видим, что он возглавил партизанский отряд и умело руководит им. Можно сказать, что эта война во многом изменила отношение Долохова
к жизни, заставила его по-новому посмотреть на себя и на окружающих его людей. Он постепенно преодолевает свою замкнутость и свой эгоизм. И мы верим, что герой Толстого изменится к лучшему, в его душе возьмут все же верх добрые начала, которые помогут ему найти правильный путь в жизни.
Любовь и дружба, честь и благородство. Лев Толстой дает решение этих проблем не только через главные, но и через второстепенные образы романа, и одним из таких образов является в романе Образ Долохова
, который мне кажется интересным.
Меню статьи:
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» полон противоречивых персонажей. Естественно, что в реальной жизни, как, впрочем, и в литературе, нельзя разделить людей по принципу позитивные- негативные. В любом человеке можно найти черты характера, вызывающие восхищение и уважение, равно как и отталкивающие. Наше мнение о том или ином человеке складывается преимущественно из восприятия качеств, преобладающих в характере.
По отношению к персонажам «Войны и мира» эта тенденция значительно усложняется еще и тем, что мы видим многих героев действующих в двух ипостасях – на фронте и в обыденной, цивильной жизни. Образ Федора Ивановича Долохова наиболее активно, что не типично для большинства образов аристократов раскрывается на поле битвы, а не в обыденной жизни
Характеристика персонажа
Отношения с друзьями
По описанию Долохова можно понять, что он страдает из-за своей бедности и отсутствия связей. При этом он умеет расположить к себе нужных людей и воспользоваться ими. Так случается с Анатолем Курагиным, с которым он водит дружбу, беззастенчиво пользуясь его кошельком. Жену Безухова он бесстыдно соблазняет, несмотря на то, что Пьер ему бескорыстно помог с трудную минуту. Николая Ростова обыгрывает в карты на крупную сумму в отместку за отказ Сони.
(Федор Долохов, в роли Олег Ефремов, и Анатоль Курагин, в роли Василий Лановой, х/ф «Война и мир», СССР 1967
)
Смелость героя
В то же время Долохова нельзя назвать трусливым человеком, он храбр, иногда до безрассудства. Это проявляется в первой же сцене, в которой читатель его встречает. Федор, сидя на окне третьего этажа, залпом выпивает бутылку рома, рискуя свалить вниз и убиться насмерть.
На поле боя Долохов также проявляет себя с лучшей стороны: он в одиночку останавливает роту неприятеля, берет в плен офицера, бесстрашно разведывает расположение французских частей. Однако все это он проделывает не из любви к отечеству, а лишь для того, чтобы в очередной раз выслужиться вернуть себе офицерское звание.
Отношения с матерью и сестрой
Очень неожиданным предстает перед читателем характер Долохова в его отношениях с матерью и сестрой. Повеса, бретер, сорви-голова оказывается любящим сыном и нежным братом.
Вариант 3
Федор Долохов – один из второстепенных персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Это молодой человек двадцати пяти лет из обедневшей дворянской семьи. Долохов внешне привлекателен, у него атлетическая фигура. Глаза красивые, но взгляд отталкивающий, холодный. Умен, получил хорошее образование. Вся его семья – мать и сестра, которых он очень любит. У него нет связей, ему приходится в жизни надеяться только на себя. Долохов состоит на службе в гвардейском полку. Для него служба в армии – возможность обеспечить свое будущее. Он напрягает все силы, чтобы быть в высшем обществе равным, и для этого играет роль светского льва. Пользуется расположением к себе нужных людей.
В начале романа мы видим Долохова в компании с Анатолем Курагиным. Эта компания проводит время в кутежах, попойках, карточных играх. Долохов слывет в обществе повесой, дуэлянтом, нравится женщинам. Из-за своих выходок он разжалован в солдаты. Во время военных событий 1805-1807 годов Долохов проявляет себя на фронте по-геройски, но действует в корыстных целях – ему необходимо вернуть офицерское звание. Вернув офицерское звание, он отправляется на Кавказ и в Персию. Никто толком не знал, чем Долохов там занимался. После возвращения в Москву продолжаются кутежи, происходит дуэль из-за любовной связи с Элен Безуховой и следует новое понижение в чине. Когда начинается война с Наполеоном, Долохов – рядовой солдат. Ему надо отличиться, чтобы выслужить прощение
Долохов не знает страха смерти, он действует отважно. Позднее Долохов попадает в партизанский отряд, где действует очень жестоко по отношению к французам, в разведке ведет себя бесстрашно
Образ Долохова сложен, противоречив. С одной стороны, он трепетно относится к матери и сестре, нежно — к Соне, Пете. С другой – мстителен, жесток. За добро Пьера Безухова он платит тем, что позорит его, соблазнив его жену Элен. Сдружился с Николаем Ростовым за время выздоровления после ранения на дуэли, был с ним предельно откровенен, рассказав о своих мечтах. А потом сводит с Ростовым счеты, с помощью обмана обыграв его в карты. Мстит Николаю из-за того, что Соня любит его. Понятие дружбы у Долохова не существует. Он может манипулировать людьми, как в случае с Анатолем Курагиным. Долохов помогает ему в подготовке к похищению Наташи Ростовой. Он авантюрист, для него это очередная игра. А в последний момент пытается отговорить Анатоля от этой опасной затеи и в результате спасает.
Долохов одинок и озлоблен. Одни находят путь в служении добру и справедливости, а Долохов избирает путь циника. Автор осуждает в нём ложное геройство и личный эгоизм.
Сочинение Федор Долохов
Федор Долохов один из самых сложных персонажей в романе. Выходец из обедневшего дворянского рода, из родных имеет только мать и сестру. Изначально получил хорошее образование и воспитание. Обладает привлекательной внешностью, которой охотно пользуется для обольщения женщин. Игрок, повеса и дуэлянт – одним словом, авантюрист.
По службе часто оказывался разжалован в солдаты, по причине дуэлей или проявления характера. Этот же характер и готовность рискнуть собственной жизнью помогали ему восстановиться в звании офицера. Сослуживцы единодушно считают его человеком храбрым, однако храбрые поступки у Долохова заканчиваются, когда он получает желаемое повышение. Он не склонен проявлять храбрость просто так, не рассчитывая получить личную выгоду. Обо всех своих подвигах он непременно уведомит начальство.
В светской жизни Долохов также заметная личность. Он с удовольствием посещает увеселительные мероприятия, развлечения у него граничат с безрассудством. Часто он вплотную подходит к грани между «прилично» и «неприлично». Друзей заводит легко, однако настоящей привязанности ни к кому не испытывает. Друзья ему нужны, чтобы пользоваться их положением в обществе и деньгами. Более всего он сдружился с Анатолем Курагиным – таким же повесой, как и он сам. А вот Николай Ростов, представитель уважаемой и богатой семьи, Долохова в качестве друга не заинтересовал. Во-первых, их ценности были абсолютно противоположны. Во-вторых, Долохов был уязвлен отказом Сони, которая предпочла ему Николая. Поэтому Долохов не стал наводить дружбу с молодым Ростовым, а вместо этого решил обыграть его в карты, таким образом получив от него материальную выгоду. В карты Долохову везло часто, даже ходили слухи будто он шулер. Сам Долохов такие слухи охотно распространял.
На фоне распутной жизни происходят неожиданные проявления совершенно иных качеств. Оказывается, Долохов нежно любит мать, о чем он сам сообщает Ростову. Он ранен и плачет, вспоминая о ней. Долохов сообщает Николаю, что готов умереть за тех, кого он любит, а всех прочих готов растоптать, если встанут у него на пути. Он просит прощения у Пьера накануне Бородинского сражения. Ранее Долохов злоупотребил гостеприимством Пьера, соблазнил его жену и довел дело до дуэли. Оказывается, этот эгоист Долохов способен кого-то любить, способен признавать свою вину. Но это благородство так редко проявлялось в нем.
2 вариант
Самой трудной и страшной темой в русской поэзии является тема, в которой освещается жизнь в концентрационных лагерях. Эти лагеря стали воплощением беззакония, антигуманизма и бесправия советского народа.
Одним из писателей, который затрагивал тему лагерей был В. Т. Шаламов. Писатель появился на свет 5 июня 1907 году в Вологде. Его отец был пастырем в Русской православной церкви, а мама была учительницей. О жизни в сталинских лагерях он знает не понаслышке, он сам неоднократно попадал на зону и провел в разных лагерях 13 лет, по статье «социально не благонадежный элемент».
Поэт считал, что лагерь портит жизнь не только заключенным и их семьям, но и людям, которые в нем работают, они все являются свидетелями ужасных событий происходящих в сталинских лагерях.
Когда в произведениях идет повествование о жизни в лагерях, то автор сохраняет спокойный тон рассказчика. Этим тоном он подчеркнул обыденность всех событий, которые происходят в лагерях, тех унижениях и издевательствах над людьми происходящими там. Заключенные становились безучастными ко всему, лишались всех чувств и эмоций. Именно это и помогало людям переносить тяготы тюремного заключения.
Даже убийство невиновного человека из – за вещи не вызывало в них не возмущения, ни протеста, в глазах пустота и спокойствие. По мнению поэта, лагерь является преступной системой, которую организовало государство внутри страны, оно легализована, поэтому ужасна своим безнаказанным существованием. Люди просто исчезали в этой системе. Их отправляли в лагеря по ложным обвинениям, без суда и следствия. В них нет таких человеческих чувств, как доброта, сострадание, дружба и любовь.
Эта система бесчеловечная и направлена против людей, живущих в единой стране. Она представляет собой зло, унижение личности и уничтожения достоинства человека.
Автор говорит о том, что в лагере не существует таких отношений как дружба. Человек тут становится пленником унижений и свидетелем унижения других заключенных. У всех кто прошел через лагеря, нет желания вспоминать о жизни в этом аду. Как пишет автор лучше умереть, чем вспоминать те годы и месяцы жизни в страшном заключении.
Во всех произведениях В.Т.Шаламова жизнь людей ничего не стоит, могут убить просто так. Вещи покойных снимают и меняют на табак, чай, и никто не интересуется, что за человек их до этого носил. Показано, что вещи стоят дороже, чем жизнь любого заключенного.
Образ персонажа в произведении
(Олег Ефремов в образе Федора Долохова, художественный фильм «Война и мир», СССР 1967
)
Образ персонажа автор раскрывает перед нами через отношение к нему других героев, а также через его портрет. Так, Пьер размышляет о нем перед дуэлью: «… ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это…».
Читая описание внешности Федора, читатель замечает, что особый акцент автор делает на его глазах. Так, он говорил, «…блестя своими красивыми, наглыми глазами…», или «…глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом…».
Таким образом, Долохов в романе Л. Н. Толстого—это молодой обедневший русский офицер отчаянной храбрости, но невысоких принципов, неисправимый авантюрист. Через его образ автор показывает целый пласт офицеров того времени, которые не могли найти себя в мирное время, но героически сражались на войне. К сожалению, в романе, как и в действительности, этот образ оказывается нежизнеспособен, если не изменит себя или его не изменит чистая женская любовь, подобно той, на которую надеялся Долохов, делая предложение Соне.
Основные темы в сборнике «Колымские рассказы»
Сборник «Колымские рассказы» — главное произведение писателя, которое он сочинял почти 20 лет. Эти рассказы оставляют крайне тяжелое впечатление ужаса от того, что так действительно выживали люди. Главные темы произведений: лагерный быт, ломка характера заключенных. Все они обреченно ждали неминуемой смерти, не питая надежд, не вступая в борьбу. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное выздоровление, нравственное унижение и нравственная деградация — вот что находится постоянно в центре внимания писателя. Все герои несчастны, их судьбы безжалостно сломаны. Язык произведения прост, незатейлив, не украшен средствами выразительности, что создает ощущение правдивого рассказа обычного человека, одного из многих, кто переживал все это.
Анализ повести Владимова «Верный Руслан»
Еще одним ярким произведением на эту тему стала повесть «Верный Руслан» Г. Владимова. Это произведение написано от имени собаки, специально обученной, чтобы водить под конвоем заключенных, «делать выборку» из той же толпы и настигать за сотни верст рискнувших на побег сумасшедших. Собака как собака. Доброе, умное существо, любящее человека больше, чем сам человек любит своих сородичей, и предназначенное велениями судьбы, условиями рождения и воспитания лагерной цивилизации, нести обязанности охранника, и если понадобится, палача.
В повести у Руслана одна производственная забота, ради которой он живет: это, чтобы соблюдался порядок, элементарный порядок, и арестанты сохраняли бы установленный строй. Но в то же время, автор подчеркивает, что он слишком добр по природе (смел, но не агрессивен), умен, рассудителен, самолюбив, в лучшем смысле этого слова, он на все готов ради хозяина, пусть даже пойти на смерть.
Но основная идея повести Владимова как раз и заключается в том, чтобы показать: все лучшие способности не только собаки, а человека, могут быть направлены во зло. Самые святые намерения перевоплощаются в греховные: правда – в обман, добро – в злобу. Преданность трансформируется в умение заворачивать человека, брать за руку, за ногу, брать за глотку, рискуя, если потребуется, и собственной головой, и превращать глупую кучу по наименованию «люди», «народ» в гармонический этап арестантов — в строй.
Двусмысленный самосуд в романе А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
«Убийство в Восточном экспрессе» – это один из лучших романов Агаты Кристи про знаменитого бельгийского сыщика Эркюля Пуаро. В нем королева детективов использовала свои самые известные приемы развития интриги и нагнетания саспенса: преступление в закрытом пространстве, наличие ограниченного круга подозреваемых, несколько версий следствия и, наконец, неожиданная развязка, которая ставит в тупик как читателей, так и самих действующих лиц.
В основе сюжета – странное и ужасное убийство американца Рэтчетта в вагоне поезда-экспресса, который по необычному стечению обстоятельств оказался заполнен людьми разных национальностей и профессий. По ходу расследования Пуаро выясняет, что все эти пассажиры – родственники и знакомые, решившиеся на коллективную месть Рэтчетта за убийство им маленькой девочки.
Но несмотря на все старания автора объяснить поведение пассажиров Восточного экспресса, нравственный аспект их действий вызывает много вопросов. Во-первых, участие в убийстве женщин (в том числе, – престарелой княгини) пугает и вызывает ужас: читателю трудно представить, что миловидная молодая гувернантка и респектабельные пожилые дамы участвовали в этом страшном деле. Во-вторых, коллективная уверенность заговорщиков в своей правоте настораживает: никто из них ни на минуту не усомнился в справедливости возмездия и самосуда. А между тем жестокое убийство Рэтчетта (герои усыпили его и нанесли множество ножевых ранений) заставляет усомниться в правомерности их действий.
Тот факт, что эти люди решились на столь опасное и изощренное преступление ночью в закрытом вагоне, доказывает, что они нравственно опустошены и не вполне отдавали себе отчет в собственных действиях. Преступление было спланировано почти идеально, однако сами убийцы были явно ослеплены собственным горем и не думали о последствиях. Похожим образом действовал судья в другом известном романе А. Кристи «Десять негритят»: он был так одержим мыслью покарать ускользнувших от суда людей, что по достижении своей цели покончил жизнь самоубийством.
-
Not enough space on the disk path of exile что делать
-
Как одеть спутника в диабло 3
-
Xcom enemy within как ускорить время
- Как из hq сделать lq самп
ЛЕГКО! Написать почему интересно читать книгу Агато Кристи — Убийство в восточном экспрессе
Новые вопросы в Литература
3. Прoкoммeнтируйте последние строки первых двух строф псы актеона
У чому літературна цінність біблійних текстів? Твори яких жанрів увійшли до Святого Письма?
риси характеру князя володимира з вірша ілля муромець і соловей розбійник СРОЧНО
заповни таблицю про повисть Захара Беркута з 4 роздила срочно.
•50 БАЛЛОВ СОСТАВЬТЕ ПЛАН ПО ЛИТЕРАТУРЕ и ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ 10-15 ПРЕДЛОЖЕНИЙ• темы сочинения: » Каким я себе представляю автора «Слова о полку … Игореве»; «Русская земля. Родная природа в «Слове о полку Игореве». Составить план по выбранной теме .
кто выразил желание ехать самостоятельно, без охраны сопровождающие обоз, в повести «Кавказский пленник»
объясните значение слов: стальной, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину, воспеть .назовите слова которые могут употребляться только … в былинах
Анализ рассказа «Последний бой майора Пугачева»
Если большинство героев «Колымских рассказов» равнодушно живут неизвестно для чего, то в рассказе «Последний бой майора Пугачева» ситуация иная. После окончания Великой Отечественной войны в лагеря хлынули бывшие военные, вина которых лишь в том, что они оказались в плену. Люди, которые боролись против фашистов, не могут просто равнодушно доживать, они готовы бороться за свою честь и достоинство. Двенадцать новоприбывших заключенных во главе с майором Пугачевым организовали заговор с целью побега, который готовится всю зиму. И вот, когда наступила весна, заговорщики врываются в помещение отряда охраны и, застрелив дежурного, завладевают оружием. Держа под прицелом внезапно разбуженных бойцов, они переодеваются в военную форму и запасаются провиантом. Выйдя за пределы лагеря, они останавливают на трассе грузовик, высаживают шофёра и продолжают путь уже на машине, пока не кончается бензин. После этого они уходят в тайгу. Несмотря на силу воли и решительность героев, лагерная машина их настигает и расстреливает. Один лишь Пугачев смог уйти. Но он понимает, что скоро и его найдут. Покорно ли он ждет наказания? Нет, он и в этой ситуации проявляет силу духа, сам прерывает свой трудный жизненный путь: «Майор Пугачев припомнил их всех – одного за другим – и улыбнулся каждому. Затем вложил в рот дуло пистолета и последний раз в жизни выстрелил». Тема сильного человека в удушающих обстоятельствах лагеря раскрывается трагически: его или перемалывает система, или он борется и гибнет.
«Колымские рассказы» не пытаются разжалобить читателя, но сколько в них страданий, боли и тоски! Этот сборник нужно прочесть каждому, чтобы ценить свою жизнь. Ведь, несмотря на все обычные проблемы, у современного человека есть относительная свобода и выбор, он может проявлять другие чувства и эмоции, кроме голода, апатии и желания умереть. «Колымские рассказы» не только пугают, но и заставляют взглянуть на жизнь по-другому. Например, перестать жаловаться на судьбу и жалеть себя, ведь нам повезло несказанно больше, чем нашим предкам, отважным, но перемолотым в жерновах системы.
Лагерная тема в русской прозе
Лагерная тема в русской прозе 1950 — 1980-х ГОДОВ
Большинство людей, когда начинаешь говорить о лагере, поспешно зажимают пальцами нос и отводят глаза — «Каждый нечестный человек попадает в тюрьму. Раз он преступник, значит его место — там, а не среди нас, — рассуждают они. — Вот отсидит срок — исправится, выйдет… Да и вообще — хватит об этом!»
Неизвестно какое время могла бы продержаться эта точка зрения. Но тут внезапно посадили писателей (людей довольно не плохих) и все резко изменилось.
Появилась лагерная проза 50-60-х годов. Она показала зыбкость границ между понятиями «хороший надзиратель» и «плохой арестант», «лагерь преступников» и «государство добродетельных граждан»
Важно подчеркнуть, что время это было когда
- … ненужным довеском болтался
- Возле тюрем своих Ленинград.
- Когда «шли уже осужденных полки» — это начинался первый «кировский» поток в ГУЛАГ, а разгул ежовщины (1937-1938) был еще впереди. Это было время, когда «стомильонный народ» корчился
- … под шинами черных марусь.
Очевидно, что «Реквием» Анны Ахматовой открыл лагерную литературу, то есть поэзия открыла путь прозе. Прозе, которая натолкнулась на живые, но ранее запретные факты, но прежде недоступный материал.
Теперь коснемся вопроса о градации этой литературной эпохи. И не столько градации временной (так как имеем дело с возвращенной литературой 89-90 гг.), сколько пространственной.
Если театр начинается с вешалки, то зона — с мира пока еще вольных от лагеря людей, с т.н. «зазонья» (А. Ахматова «Реквием», Л. Чуковская «Софья Петровна»).
Шаламов (16 лет) и С.Довлатов (надзиратель)…
Небывалое крепостное право в расцвете XX века открывало для писателей плодотворный, хотя и гибельный путь.
Владимов, Кураев, Можаев и Гинзбург… Миллионы русских интеллигентов бросили в лагерь не на экскурсию: на увечья, на смерть и без надежды на возврат.
Только сам став крепостным, русский образованный человек мог теперь (если поднимался над собственным горем) писать крепостного мужика изнутри.
Десяткам миллионом людей не хватило жизни, чтобы поведать о лагерной прозе. Все они погибли, пройдя воистину евангельский «путь зерна» (Ев. от Иоанна 12:24). Но тем дороже должен быть опыт уцелевших.
Страшный слившийся опыт интеллигенции и народа показал, что проходя через 10-е (да, хоть 30-е!) круги ада, русский человек способен подняться над собственным горем.
Русский человек овладел жизненной философией и, обобщив долгий лагерный опыт — тяжкий исторический опыт советской истории — он сохранил при этом доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам. (Не без помощи, конечно, своей свободной речи).
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Вопрос трудозанятости, открытый Солженициным и Шаламовым, получил еще более хлесткий и опасный виток в своем развитии. На территории Петербурга и области содержится около 10 000 осужденных. И 2/3 из них сегодня лишены рабочих мест.
Исправление осужденного трудом по теории Макаренко (ст.43 УК РФ) и предупреждение совершения новых преступлений утрачивается. На лицо гиподинамия и сенсорный голод у осужденных.
Сотрудники ИТК признают, что тюрьма нынче «конвейер потенциальной преступности».
Ясно одно: русская литература изучила пенитенциарную систему чуть ли не со всех сторон (не было бы счастья, да несчастье помогло). А отвергать ее громадный исторический и научный опыт было опасно.
А. Данилов
Анализ повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?
Несомненным классиком «лагерной прозы» является А. Солженицын. Его произведения на эту тему появились на исходе оттепели, первым из которых была повесть «Один день Ивана Денисовича». Первоначально повесть даже и называлась на лагерном языке: «Щ-854.(Один день зэка)». Идея повести «Один день Ивана Денисовича» в небольшом «времени-пространстве» повести сочетаются многие человеческие судьбы. Это, прежде всего, кавторанг, Иван Денисович и кинорежиссер Цезарь Маркович. Время (один день) как бы вливается в пространство лагеря, в нем писатель сфокусировал все проблемы своего времени, всю сущность лагерной системы. Теме ГУЛАГА он посвятил также свои романы «В круге первом», «Раковый корпус» и большое документально-художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ», в котором предложил свою концепцию и периодизацию развернувшегося в стране после революции террора. Эта книга основана не только на личных впечатлениях автора, но и на многочисленных документах и письмах-воспоминаниях заключенных.
Сочинение на тему Долохов
Внешнее описание
Молодой офицер очень красив собой и правильно сложен фигурой. Его возраст приблизительно 25 лет. Усов у него не было, как впрочем и у любого офицера пехоты. Его замечательные волосы спускались по воротнику рубахи. У него мощное телосложение, примерно средний рост. В целом был строен, довольно ловок и широк в плечах. Голос Долохова был весьма твёрд, говорил он неспешно, с расстановкой. В общем можно сказать, что Фёдор Иванович имел достаточно привлекательную наружность.
Военная карьера
Для этого молодого человека воинский долг является прежде всего самовыражением, возможностью выделиться воинскими заслугами. Он отлично справляется со своими обязанностями, но делает всё это не ради патриотизма, а ради славы и возможности разбогатеть. Офицер служит в элитном полку, называвшемся Семёновским. Но из-за постоянных развлечений и дуэлей частенько бывает лишён офицерского чина, после чего ему приходиться снова его заслуживать. В войне 1805-1807 годах Фёдор проявляет героизм поступков, но побуждают его к этому только желания обогатиться и сделаться известным. Его любовные похождения с Безуховой приводят к неминуемой дуэли, после чего его звание снова понижают. Во время войны с Французами и императором Наполеоном он служит обычным рядовым солдатом. Служение в армии идёт опять-таки одной и той же дорогой — восхождение к высшим чинам и деньгам.
Личные черты характера
Долохов по-особенному обходится с женским полом. Женщин он буквально сводит с ума своими выходками. Они часто мечтают о нём
Данный образ действий привлекает к нему внимание личностей различных чинов. Его стали назвать не иначе как «кутилой» и вспыльчивым дуэлянтом
Убить человека на дуэли не составляет ему большого труда. Ему чудится, что абсолютно все должны его уважать и держаться в страхе от него. Также одно из его любимых занятий это карточные игры. Очень скоро его стали звать шулером и нечестным игроком. По жизни молодой человек довольно наглый нахальный. Его дерзость проявляется не только к обычным людям, но командирам полка. Ещё он очень хитёр и может обвести глуповатого человека.
Фёдор Иванович необычный персонаж. Он воспринимается как гуляка, кутейник, нахал и дуэлянт.