«Страшная месть», глава IV – краткое содержание
Ещё день спустя Катерина рассказывает мужу, что ей приснился сон, будто тот колдун, который явился людям в Киеве – её отец, и будто он уговаривал её выйти за него замуж. Катерина и Бурульбаш садятся обедать, позвав и отца. За обедом Данила дивится: тесть его не хочет есть христианских галушек, брезгует и свининой, как мусульманин или жид.
Вечером Бурульбаш смотрит в окно и замечает, что в мрачном замке на той стороне Днепра загорелось окно. Взяв с собой казака Стецько, он идёт к реке. Пробираясь в зарослях терновника, они внезапно видят, как мимо них проходит в том же направлении отец Катерины. Он переправляется через Днепр и скрывается из виду близ замка.
Страшная месть. Мультфильм по повести Н. В. Гоголя
Стецько и Бурульбаш следуют за ним. У стены замка пан Данило залезает на высокий дуб и видит через окно колдовскую комнату, залитую таинственным светом, со непонятными знаками на стенах, где летают нетопыри. В комнате появляется отец Катерины – и превращается в того самого колдуна, который явился в Киеве.
Колдун творит заклинание и перед ним предстаёт сотканная из воздушного тумана душа его дочери. Зная явно больше, чем сама Катерина, душа начинает обвинять отца: зачем он убил её мать? зачем продолжает творить страшные злодейства? Душа замолкает, заметив смотрящего в окно Бурульбаша. а пан Данило быстро спускается с дуба и возвращается домой.
Гоголь «Страшная месть». Литография В. Маковского
Дальнейшая участь колдуна
За Киевом является неожиданное чудо. Освещена вся земля, видны все ее концы. В Карпатских горах появляется огромный всадник. В страхе бежит колдун из повести Гоголя. Он узнает во всаднике появившегося во время ворожбы незваного исполина. Ночные кошмары преследуют колдуна. Он бежит в святые места Киева и убивает там старца, который отказался молиться за него. Куда бы ни ехал колдун, путь его лежит к Карпатским горам. Всадник внезапно открывает глаза. Он смеется. Колдун мгновенно умирает. Он видит уже мертвым, что все мертвецы от Галича, Карпат и Киева протянули свои костлявые руки к нему. Всадник бросил им колдуна, и они вонзили свои зубы в него.
Вариант 3
Федор Долохов – один из второстепенных персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Это молодой человек двадцати пяти лет из обедневшей дворянской семьи. Долохов внешне привлекателен, у него атлетическая фигура. Глаза красивые, но взгляд отталкивающий, холодный. Умен, получил хорошее образование. Вся его семья – мать и сестра, которых он очень любит. У него нет связей, ему приходится в жизни надеяться только на себя. Долохов состоит на службе в гвардейском полку. Для него служба в армии – возможность обеспечить свое будущее. Он напрягает все силы, чтобы быть в высшем обществе равным, и для этого играет роль светского льва. Пользуется расположением к себе нужных людей.
В начале романа мы видим Долохова в компании с Анатолем Курагиным. Эта компания проводит время в кутежах, попойках, карточных играх. Долохов слывет в обществе повесой, дуэлянтом, нравится женщинам. Из-за своих выходок он разжалован в солдаты. Во время военных событий 1805-1807 годов Долохов проявляет себя на фронте по-геройски, но действует в корыстных целях – ему необходимо вернуть офицерское звание. Вернув офицерское звание, он отправляется на Кавказ и в Персию. Никто толком не знал, чем Долохов там занимался. После возвращения в Москву продолжаются кутежи, происходит дуэль из-за любовной связи с Элен Безуховой и следует новое понижение в чине. Когда начинается война с Наполеоном, Долохов – рядовой солдат. Ему надо отличиться, чтобы выслужить прощение
Долохов не знает страха смерти, он действует отважно. Позднее Долохов попадает в партизанский отряд, где действует очень жестоко по отношению к французам, в разведке ведет себя бесстрашно
Образ Долохова сложен, противоречив. С одной стороны, он трепетно относится к матери и сестре, нежно – к Соне, Пете. С другой – мстителен, жесток. За добро Пьера Безухова он платит тем, что позорит его, соблазнив его жену Элен. Сдружился с Николаем Ростовым за время выздоровления после ранения на дуэли, был с ним предельно откровенен, рассказав о своих мечтах. А потом сводит с Ростовым счеты, с помощью обмана обыграв его в карты. Мстит Николаю из-за того, что Соня любит его. Понятие дружбы у Долохова не существует. Он может манипулировать людьми, как в случае с Анатолем Курагиным. Долохов помогает ему в подготовке к похищению Наташи Ростовой. Он авантюрист, для него это очередная игра. А в последний момент пытается отговорить Анатоля от этой опасной затеи и в результате спасает.
Долохов одинок и озлоблен. Одни находят путь в служении добру и справедливости, а Долохов избирает путь циника. Автор осуждает в нём ложное геройство и личный эгоизм.
Роль повести в развитии русской литературы
Повесть является одним из наиболее важных жанров в русской литературе. Она позволяет автору более глубоко и детально раскрыть свои мысли и идеи, чем это возможно в более коротких формах, таких как рассказ или эссе. Повесть «Страшная месть» Н.В. Гоголя — яркий пример того, как этот жанр может быть использован для создания произведения, которое не только увлекает читателя, но и заставляет задуматься о глубоких философских и социальных проблемах. В этой повести Гоголь раскрывает тему мести и ее разрушительного влияния на человеческую душу, а также показывает, как некоторые люди могут использовать месть для достижения своих целей, даже если это приводит к гибели других людей. В целом, повесть играет важную роль в развитии русской литературы, позволяя писателям более глубоко и полно раскрыть свои идеи и мысли.
Значение произведения
Возможно, самой значимой для Гоголя и русской литературы в целом из повестей цикла «Вечеров» является «Страшная месть». Это историческая повесть. Ее действие приурочено к 1-й половине 17 века, когда Украина боролась против Турции и Речи Посполитой за национальную независимость. В частности, Данило Бурульбаш, герой произведения, вспоминает, как он участвовал в военных походах, которыми руководил гетман Конашевич. В то же время повесть эта носила также легендарно-фантастический характер. В ней были затронуты магические темы отделения души от тела, казни злодея в потомстве, апокалиптического всадника и др.
Сочинение на тему «В чём противоречивость характера Печорина»
Главный персонаж романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – Печорин. Этот человек отличается довольно сложным характером, его внутренний мир довольно противоречив и непредсказуем. Описывая его в поступках и взглядах со стороны, Лермонтов наделил своего героя качествами, присущими человеку того времени, делая его своеобразным порождением своей эпохи. Яркий и глубокий в своем трагизме персонаж вызвал массу осуждений, многие считают Печорина безнравственным и эгоистичным человеком, но таким ли он является на самом деле?
Характер Печорина весьма неоднозначен. Однозначно он является ярким представителем своего времени, но его поведение можно толковать по-разному. Во всех поступках и словах героя прослеживается некая двойственность. Если углубиться в его внутренний мир, то начинаешь понимать, что этот человек не злобен и, в какой-то степени, его даже можно назвать добрым человеком, но его поступки и слова несут боль окружающим, а для некоторых героев они и вовсе фатальны. Печорин проявляет отстраненность и бесстрастность ко всему, что происходит в его жизни, при этом в следующий момент, напротив, начинает жить жадно и ненасытно. Сам Печорин называет себя по-разному: то моральным калекой, то человеком, скучающим на балу, то признает двойственность своей натуры. Он рассуждает о сочетании двух людей в одном теле, один из которых совершает поступки, а другой лишь созерцает и осуждает первого.
В Печорине удачно сочетается несочетаемое: он и фаталист, понимающий бесполезность всего в жизни, и человек, который живёт с завидной жаждой и целеустремленностью, получая всё желаемое, несмотря на преграды и не считая потери. Но в этом и есть трагизм образа – кажется, что этот человек совершенно не задумывается о жизни и чувствах окружающих, он слишком погружён в самого себя. Занимаясь самокопанием и поиском ответов на риторические вопросы, Печорин не замечал людей вокруг и не пытался хоть кого-то осчастливить.
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/v-chem-protivorechivost-haraktera-pechorina-rassuzhdeniehttp://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/v-chem-protivorechivost-haraktera-pechorinahttp://countries1.ru/%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%B2-%D1%87%D1%91%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%D0%B2/
голоса
Рейтинг статьи
Исторический контекст повести
Исторический контекст повести «Страшная месть» Н.В. Гоголя тесно связан с периодом русской истории, который называется «смутным временем». Этот период начался в конце XVI века и продолжался до начала XVII века. В это время Россия переживала политические и социальные потрясения, связанные с наследственными спорами, внутренними конфликтами и внешними войнами.
В повести «Страшная месть» Гоголь описывает жизнь казаков на Диком поле, которые были одними из главных участников смутного времени. Казаки были свободными людьми, которые жили вне закона и не признавали центральную власть. Они были известны своей бесстрашием и жестокостью, но также и своей честностью и преданностью своим товарищам.
Гоголь в своей повести показывает, как казаки жили и боролись за свою свободу в условиях смутного времени. Он описывает их обычаи, традиции и менталитет, а также их отношения с центральной властью и другими народами. В целом, исторический контекст повести «Страшная месть» помогает понять, какие социальные и политические проблемы были актуальны в России в тот период и как они отразились на жизни обычных людей.
Постепенное обращение во зло
Постепенное обращение во зло Чичикова происходит под влиянием окружающей обстановки и отношений с другими персонажами. Он сталкивается с коррупцией, лицемерием и жестокостью, которые плавно проникают в его душу и меняют его взгляды на жизнь. С каждым шагом Чичиков все больше погружается в мир интриг, предательства и мести.
Автор акцентирует внимание на постепенном процессе изменения героя, подчеркивая, что зло не приходит к Чичикову внезапно, а развивается постепенно, словно зарождающаяся тьма внутри его души. Этот процесс показан через эпизоды, в которых Чичиков переживает маленькие победы над другими персонажами и испытывает удовлетворение от своей мести
Тема постепенного обращения во зло в произведении Гоголя отражает глубину разделения между добром и злом, а также влияние обстоятельств на формирование характера и морали человека
Эта тема напоминает нам о важности осознания своих поступков и последствий, которые они могут иметь для нашей души
Гоголь и его трагическое произведение
Одним из таких произведений является «Страшная месть», написанная в 1832 году. В этом произведении Гоголь раскрывает тему мести и ее ужасающие последствия.
Главный сюжет работ Гоголя разворачивается вокруг нелепых и абсурдных ситуаций, превращающихся в настоящий кошмар для героев. «Страшная месть» – не исключение. В центре сюжета находится крестьянин Терентий Моисеевич Тупицын, который решает отомстить своему злому и жестокому соседскому помещику Ивану Ивановичу Растакову.
Произошедшее поставило Растакова в глубокий шок и он, не рассчитав свои силы, умирает от испуга. Однако, его смерть не становится концом истории. К середине произведения полный и патологическому страху Тупицын, не выдержав морального напряжения, сам умирает в жутких мучениях.
«Страшная месть» стала одним из самых трагических произведений Гоголя, где главные герои погружаются в мир безумия, а значение мести и ее негативных последствий оказывается гораздо глубже, чем могло показаться на первый взгляд
Гоголь предупреждает своих читателей о важности разумного подхода к разрешению конфликтов и предлагает задуматься над тем, на что может привести страсть к мести
Хронологическая таблица
Хронологическая таблица Островского помогает выделить главные этапы жизни писателя. В этой статье в удобной форме изложена информация о жизни и творчестве Островского по датам. Сведения биографии А Н Островского, известного русского драматурга, будут интересны школьникам и всем, кто интересуется русской классической литературой.
Островский внес уникальный вклад в театральное искусство. Почетное место в жизни Островского занимает театральное дело. В периодизации его творческого пути отражены даты развития русского театра, связанные с основанием Артистического кружка. Произведения Александра Николаевича Островского в таблице указаны в хронологической последовательности. Подробно ознакомиться с творчеством драматурга можно в специальном разделе.
1823 год, 31 марта – Родился А.Н. Островский в Москве в семье чиновника московских департаментов Сената Николая Федоровича Островского и его супруги Любови Ивановны.
1831 – Смерть матери А.Н. Островского.
1835 – Поступление в третий класс 1-й московской гимназии.
1840 – Поступление на юридический факультет Московского университета.
1843, май – А. Н. Островским оставил университет;
определен на службу в Московский совестный суд.
1847, 14 февраля – Чтение пьесы «Картина семейного счастья» у С.П. Шевырева, первый успех.
1850, март – В №6 журнала «Москвитянин» напечатана пьеса «Свои люди — сочтемся!».
1851, февраль – Образована «молодая редакция» «Москвитянина».
1853, 14 января – Премьера на сцене Малого театра комедии «Не в свои сани не садись» — первой пьесы А. Н. Островского, поставленной в театре.
1853, 22 февраля – Смерть отца.
1853, ноябрь – Пьеса «Бедность не порок».
1854, ноябрь – Драма «Не так живи, как хочется».
1856 – Сотрудничество с журналом «Современник».
1860, январь – Пьеса «Гроза» впервые опубликована в №1 журнала «Библиотека для чтения».
1865, январь – Комедия «Воевода» опубликована в №1 журнала «Современник».
1865, март-апрель – Утвержден устав Московского артистического кружка (А.Н.Островский, В.Ф. Одоевский, Н.Г. Рубинштейн).
1865, октябрь – В №9 «Современника» напечатана пьеса «На бойком месте»;
открытие Артистического кружка.
1865, декабрь – А. Н. Островский избран его старшиной.
1868, ноябрь – В №11 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия «На всякого мудреца довольно простоты».
1869, 12 февраля – Женитьба на Марии Васильевне Васильевой (Бахметьевой).
1870, ноябрь – По инициативе А. Н. Островского в Москве учреждено Собрание русских драматических писателей, преобразованное позднее в Общество русских драматических писателей и оперных композиторов.
1873, сентябрь – В №9 «Вестника Европы» напечатана «Снегурочка».
1874 – А. Н. Островский единогласно избран председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.
1879 – В №5 «Отечественных записок» опубликована драма «Бесприданница».
1880, январь – В №1 «Отечественных записок» напечатана комедия «Сердце не камень».
1880, 6-8 июня – Участие в пушкинских торжествах;
«Застольное слово о Пушкине».
1882, январь – В №1 «Отечественных записок» опубликована комедия «Таланты и поклонники».
1882, февраль – Чествование А. Н. Островского по случаю 35-летия его творческой деятельности.
1884, январь – Публикация в №1 «Отечественных записок» драмы «Без вины виноватые».
1886, 2 июня – Смерть А.Н. Островского. Похоронен на кладбище в Николо-Бережках около Щелыково.
Подробнее: https://all-biography.ru/essay/ostrovsky/hronologicheskaya-tablitsa-ostrovskogo#ixzz4jlLFL3dG
Несколько интересных сочинений
Призвание – это любимое дело, которому ты посвящаешь всю свою жизнь и в итоге делаешь его профессионально. У каждого человека призвание свое: для кого – то это медицина или бизнес
Подвиг – очень глубокое слово, скрывающее в себе так много. Для обычных гражданских людей оно не совсем понятно. Однако, военнослужащие и спасатели знают ему цену. Так как ежедневно сталкиваются с опасностью, очень часто лицом к лицу со смертью
Рассказ написан в типичном для Шукшина жанре «рассказа – характера». Только, если обычно характерными героями являются «деревенские чудики», то здесь главный герой персонаж откровенно отрицательный, «дружок черта»
В выполнении собственных задач главе помогает его преосвященная свита. Состоит она из трёх основных персонажей
Вообще-то, я убедилась в правдивости этой фразы… Мне многие люди говорили, мол, дома лучше. Но мне всегда ка-то не очень верилось. Как так может быть? Идёшь в гости, там тебя встречают, вкусно кормят, развлекают…
Сравнение с другими произведениями Гоголя
Сравнивая «Страшную месть» с другими произведениями Гоголя, можно заметить, что она отличается от них своей особой атмосферой и тематикой. Например, «Мертвые души» и «Ревизор» являются сатирическими произведениями, в которых автор высмеивает пороки общества и власти. В «Страшной мести» же Гоголь обращается к теме мести и кары за преступления, что делает ее более трагической и мрачной.
Также можно отметить, что «Страшная месть» отличается от «Тараса Бульбы» и «Вий» своей более реалистичной и простой стилистикой. В этих произведениях Гоголь использует множество фольклорных мотивов и образов, что создает особую атмосферу и делает их более мистическими.
В целом, «Страшная месть» является уникальным произведением в творчестве Гоголя, которое отличается от его других работ своей тематикой и стилистикой.
Образ и характеристика Долохова в романе Война и мир Толстого сочинение
Долохов – не ключевой герой романа «Война и мир», но этот образ настолько ярок, что мимо пройти невозможно. Образ Долохова – это проблема лицемерия и пустоты духовной.
Фёдор был очень привлекателен, имел яркие голубые глаза, курчавые светлые волосы. Всегда пользовался популярностью у противоположного пола. Взгляд парня был целеустремленный, разумный, проницательный.
Долохов имел средний рост, обладал отличной и подтянутой фигурой. Он не носил усов, что было особенностью пехотного офицера времен Толстого.
Все поголовно считали Долохова душой компании, веселым и отзывчивым человеком. Он был азартным человеком, карты стали смыслом его жизни. Фёдор был очень вспыльчив и неугомонен. Зачастую затеивал дуэли из-за пустяков. Из-за умения играть в карты, он получил прозвище « Мошенник», но не расстраивался из-за этого. Наоборот, даже гордился.
Влюбившись в Соню Ростову, он потерял голову и предложил выйти замуж. Девушка отказалась, так как была помолвлена с Николаем Ростовым. Разозлившись, Долохов играет в карты с Николаем и тут значительно проигрывается. Фёдоров всю жизнь тискал такую девушку, как Соня, а на его пути стал Ростов. Герой, разозлившись, пригласил Ростова на дуэль, даже не смотря на дружбу.
У Долохова не было моральных принципов, которые мешали бы ему жить. Роман с Элен Безуховой закончился дуэлью , где Пьер ранил Фёдора. Долохов всегда умел плести интриги, поэтому согласился помочь Курагину в похищении Наташи Ростовой. Курагин на первый взгляд кажется жёстким и коварным человеком, но, не смотря на все это, у него есть чувство нежности. Когда Долохов ходил в разведку с Петей Ростовым, он понимал, что является для него кумиром и то, что Петя хочет поцеловать его, и сам сделал это. Но это было минутное помутнение, ведь он привык ни выражать никаких чувств.
Иногда Долохов мог быть искреннем, но для всего у него был разработан образ авантюриста, и он полностью соответствовал этому образу.
Социально-исторический контекст произведения
Социально-исторический контекст произведения «Страшная месть» Н.В. Гоголя имеет большое значение для понимания смысла и особенностей этой повести. Время, в которое было написано произведение, было периодом глубоких социальных и политических изменений в России. В 1830-1840 годах страна переживала период реформ, который сопровождался не только изменениями в экономике и политике, но и в культурной жизни.
Гоголь, как и многие другие писатели того времени, был озабочен проблемами общества и человека в нем. В повести «Страшная месть» он обращается к теме социальной справедливости и неравенства, которые были характерны для того времени. Главный герой повести, Квитка, является представителем маленького человека, который страдает от беззакония и произвола власти. Он вынужден бороться за свои права и достоинство, используя для этого крайние меры.
Однако, помимо социальных проблем, Гоголь также обращается к теме национальной идентичности и культурного наследия. В повести присутствуют элементы украинской культуры и фольклора, которые Гоголь использовал для создания образов и атмосферы произведения.
Таким образом, социально-исторический контекст является важным фактором для понимания смысла и особенностей повести «Страшная месть». Он позволяет увидеть связь между произведением и общественной жизнью того времени, а также понять, какие проблемы и темы были актуальны для Гоголя и его современников.
XVI
В Глухове бандурист развлекает народ. Он рассказывает о том, как в давние времена жили два брата – Иван и Петро. Все у них было поровну: и горе, и радость. Однажды король объявил, что нужно захватить турецкого пашу. Кто его возьмет в плен, получит большую награду. Разъехались братья попытать счастья в разные стороны.
Вскоре Иван привел пашу и получил награду. Он тут же разделил ее с братом, но Петро затаил на Ивана злобу. Когда родственники проезжали мимо глубокой пропасти, Петро столкнул брата вниз вместе с конем и маленьким сыном, который ехал в его седле. Так он завладел всем богатством.
Бог предложил Ивану назначить своему брату кару. Иван попросил, чтобы никто из потомков Петра не был счастлив. Чтобы жили они величайшими грешниками, а после смерти терпели страшные муки. А когда последний в их роду умрет, Иван низвергнет его в бездну. Предки этого грешника восстанут из могил, а затем будут вечно грызть тело своего родственника.
Бог согласился со страшной местью, но Ивану приказал стоять на горе и смотреть на свою кару. Так и случилось. Вечно стоит на горе рыцарь и смотрит вниз, где мертвецы грызут мертвеца.
Анализ композиционной структуры
Анализ композиционной структуры повести «Страшная месть» Н.В. Гоголя позволяет выявить несколько ключевых элементов, которые определяют ее художественную ценность и эффектность. Во-первых, это ярко выраженный конфликт между главным героем повести, казаком Иваном Петровичем и его врагом, богатым помещиком Петром Ивановичем. Этот конфликт развивается на протяжении всей повести и достигает своего кульминационного момента в финальной сцене, когда Иван Петрович убивает своего врага и получает свою долгожданную месть.
Во-вторых, важным элементом композиционной структуры является использование автором различных приемов и мотивов, которые помогают создать атмосферу напряжения и драматизма. Например, повествование начинается с описания таинственного явления — появления на небе красного пятна, которое становится символом грядущей кровавой мести. Также в повести присутствуют мотивы смерти, могилы, призраки, которые усиливают эффект ужаса и трагизма.
Наконец, важным элементом композиционной структуры является использование автором различных персонажей, которые помогают раскрыть тему мести и ее последствий. Кроме главных героев, в повести присутствуют такие персонажи, как старуха-колдунья, которая помогает Ивану Петровичу в его мести, и молодой казак, который становится жертвой мести и погибает в конце повести.
Таким образом, анализ композиционной структуры повести «Страшная месть» Н.В. Гоголя позволяет выявить несколько ключевых элементов, которые определяют ее художественную ценность и эффектность. Конфликт, использование различных приемов и мотивов, а также разнообразие персонажей помогают создать уникальную атмосферу ужаса и трагизма, которая делает эту повесть одной из самых ярких и запоминающихся работ Н.В. Гоголя.
Главные герои и их характеристика
- Данило Бурульбаш — мужественный знатный казак. Он решителен, бесстрашен, быстро принимает решения. Любит казачью вольность, свою землю, обожает молодую жену и сына. Без сомнения вступает в поединок с тестем, оказавшимся злобным колдуном. Храбро бьется с ляхами, но погибает от коварного выстрела колдуна.
- Катерина — верная трепетная жена пана Данилы. Чудная молодая красавица, мать прекрасного годовалого сына страдает из-за страшных сновидений. В них ее отец, обращенный в колдуна, злобно требует, чтобы она стала ему женой. Женщина после гибели мужа и ребенка теряет разум. Она стремится только к мести. Узнав отца, бросается на него, но злодей убивает ее.
- Отец Катерины — угрюмый безжалостный злодей. До появления в семье дочери где-то пропадал на протяжении двадцати одного года. Суровый мстительный человек, не поддерживающий казачьих обычаев, ненавидящий зятя, оказался жутким злобным колдуном, погубившим всю семью дочери.
I.
В гоголевской литературе отсутствуют какие бы то ни было сведения или соображения к датировке работы писателя над повестью „Страшная месть“. Возможно, что работа эта относится к лету — началу осени 1831 года. Лето 1831 года Гоголь прожил в Павловске, неоднократно навещая Пушкина и Жуковского, живших в Царском Селе; в другом месте (комментарий к отрывкам из романа „Гетьман“, см. т. III настоящего издания) высказано предположение, что к этому времени относится первое знакомство Гоголя с „Историей Русов“, рукописью которой обладал Пушкин; следы беглого знакомства с „Историей Русов“ можно обнаружить в „Страшной мести“. Любопытно, что первые главы повести Гоголя лишены каких бы то ни было определенных исторических черт; единственное конкретно-историческое упоминание о битве казаков с поляками при Перешляе-поле явно принадлежит творческому вымыслу самого Гоголя. Зато в главе VIII упоминание о подготовке нашествия поляков на „народ украинский“ несомненно навеяно чтением „Истории Русов“, равно как и размышления пана Данила в главе IX.
В первом издании „Вечеров“ „Страшная месть“ снабжена подзаголовком, снятым в последующих перепечатках: „Старинная быль“.
В основном тексте настоящего издания сделаны следующие исправления: стр. 245, 20 „хватая на руки детей“ — по ВД1; ВД2, П — „хватая за руки детей“; стр. 252, 18 „душа лукавой гадины“ — в ВД1, ВД2, П явная опечатка: „дума лукавой гадины“; стр. 253, 14 „не верь сну“ — по П; в ВД1 опечатка: „не верь ему“, неудачно выправленная в ВД2 на „не верь ему“; стр. 259, 24 „недвижно остановилась“ — по ВД1; ВД2, П — „неподвижно остановилась“; стр. 264, 31 „чокают шпоры“ — по ВД1; ВД2, П — „чокаются шпоры“; стр. 268, 24 „стклянных вод“ — по ВД1; ВД2, П — „стеклянных вод“; стр. 269, 38 „страшно было глянуть“ — по ВД1; ВД2, П — „страшно
544
было глядеть“; стр. 270, 15 „так же неподвижно глядела“ — по ВД1 и П; ВД2 — „так же глядела“; стр. 272, 12 „Как сткло“ — по ВД1; ВД2, П — „Как стекло“; стр. 276, 26 „святый схимник“ — по ВД1; ВД2, П — „святой схимник“ (аналогичные поправки стр. 276, 33 и 277, 9); 280, 18 „По над самым провалом“ — по ВД1; в ВД2 — „Но над самым провалом“ — опечатка, узаконенная позднейшими редакторами.
Княжна Лиговская
Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.
Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.
Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту. Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.
В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.
Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе. Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести «Княжна Мери», Печорин снова встретился с Верой. Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного.
Многие читатели романа замечали, что образ Веры – один из самых противоречивых в романе. С одной стороны, героиня стремилась к Печорину и лучше всех понимала его душу, полную противоречий, самолюбия и эгоизма, но с другой стороны, именно Вера стала «злым гением» Печорина, фактически, толкнув его на дуэль с Грушницким. В ту ночь, когда Грушницкий, полный ревности, караулил Печорина у дома Мери, он увидел, как Печорин шел на свидание к Вере, однако юный герой решал, что Григорий Александрович пытался соблазнить Мери Лиговскую, в которую сам был влюблен.
Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.