Образ нигилиста Базарова и тема смены поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Тургеневский принцип «тайной психологии» в изображении человеческих характеров
Роман «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. Действие романа происходит в 1859, а эпилог рассказывает о событиях, случившихся после 1861 года. Сюжет строится на столкновение двух враждебных идеологий – разночинно-демократической, к которой относится Евгений Базаров, и либерально-дворянской.
Взгляды Базарова, главного героя романа, сводятся к резкой критике того положения, которое сложилось в стране. Он не верит, что отмена крепостного права может что-либо изменить. Ни либералы, ни аристократы ничего не могут сделать, они лишь только разглагольствуют, убеждения и тех и других изжили себя. Но Базаров не видит силы и в народе.
Базаров – «нигилист»: он отрицает государственное устройство, семью, церкви, искусство – все основы дворянского и буржуазного общества. Он готов признать только то, что ощутимо полезно. Базаров и внешне стремится выделиться, отличиться от своих «врагов»: он носит большие бакенбарды, одевается в балахон с кистями. Лицо его выражает уверенность и ум. Базаров занимается естественными науками, он учится на доктора. Его занятие соответствует его убеждениям: герой — материалист и всё, что нельзя пощупать руками или доказать опытным путём, он отрицает.
Тургенев показывает Базарова в чуждой, и даже враждебной, ему среде, поэтому в герое выделяется, с одной стороны, его резкость и грубоватость, с другой – спокойная уверенность в себе, ум, сила, убеждённость.
Евгений Базаров — свободомыслящий человек. И, несмотря на молодость, он имеет своё мнение о положения и роли аристократии, о народе, искусстве, природе. У героя отсутствует эстетическое восприятие мира – ни музыка, ни поэзия его не интересуют, он утверждает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».
Об этих вопросах с Базаровым спорит Павел Петрович Кирсанов. Он представитель поколения аристократов, который не понимает и не хочет понять «новомодного» Базарова. Их споры могут продолжаться бесконечно, и они никогда не придут к согласию, потому что каждый смотрит на обсуждаемые проблемы с точки зрения своего поколения. В этом проявляется тема смены поколений в романе – консервативные отцы не понимают взглядов своих детей.
Интересно, что Базаров конфликтует не только с аристократом Кирсановом. Он не может найти общий язык и со своими родителями-разночинцами. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы: с одной стороны, он их любит, а с другой, в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов».
Аркадий Кирсанов, пытаясь быть похожим на своего кумира Базарова, тоже увлекается нигилизмом. Ему очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Отсюда происходит его конфликт с отцом. Юный Кирсанов ещё не понимает, что на самом деле он хочет домашнего уюта, семейного тепла. Его нигилизм ненастоящий, и вскоре он возвращается домой во всех смыслах этого слова.
Для полного раскрытия образа Базарова, его характера нужно было испытание любовью, ведь «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какого не может дать ничто другое». В отношениях с Анной Сергеевной Одинцовой становиться понятно, что Базаров – пылкая и страстная натура. Он был захвачен чувством целиком: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, — страсть, сродне злобе». Но чувства героев не взаимны. Одинцовой нужна уравновешенная и спокойная жизнь, позже она вступает в брак по расчёту. А Евгений импульсивен, он мучительно переживает потерю, тем более, что она связана с крушением всех его взглядов не только на окружающий мир, но и на самого себя.
Таким образом, в изображении характера своего героя Тургенев пользуется приемом «тайной психологии» — он изображает натуру Базарова, его духовную эволюцию через жизненные, духовные испытания.
Почему направление не жизнеспособно
В качестве сильных сторон нигилизма Базарова можно назвать его неподкупную честность и искренность перед абсолютно каждым человеком, его смелость и готовность к реальным изменениям в мире, жажду этих самых перемен. Взгляды нового поколения стремятся к неминуемому крушению устоев и правил старого.
Базаровский нигилизм, отрицая привычные вещи прошлого поколения, расчищает дорогу абсолютно новым правилам и идеям, которые способны привести к желаемому результату — революции, готовой полностью искоренить представления об окружающем мире.
Однако это отрицание всего является ещё и одной и слабейших черт нигилизма — Базаров, стремясь отринуться от чувств во благо своих идей, теряет основу человеческой личности — душу. Человек не будет человеком, если у него не будет чувств; если нигилизм призван изменить мир к лучшему, избавившись от чувств и эмоций, он, конечно, может быть, и сделает мир лучше, но не для людей.
Популярные сегодня темы
-
Рождение человека, животного, растения, и, в общем, живого организма, безусловно, самое прекрасное, что может происходить на земле.
13 стр., 6460 слов
Анализ произведения «Над пропастью во ржи» (Сэлинджер)
… Над пропастью во ржи» можно назвать исповедальным романом. Кроме того, литературоведы используют в отношении произведения … также дополнил смысл названия произведения. Персонаж добр, отзывчив, робок, сведущ … Жанр – Роман. Направление О чём книга? Произведение представляет собой … стать ловцом детских душ над пропастью, и для нее он стал … В попытке пожить самостоятельной жизнью герой находит в себе …
-
Один из реальных образов в романе — образ Фриды, девушки, которая появляется на балу у Дьявола и слёзно просит Маргариту о помощи, об освобождении от долгих лет мучений.
-
В детстве, наверное, каждый из нас мечтает стать поскорее взрослым. А что значит быть взрослым? Может быть независимым? Ведь любимая фраза любого малыша – «Я сам!»
-
Произведение относится к раннему творчеству писателя и по жанровой направленности представляет собой рассказ, изложенный в нескольких частях в виде авторского монолога, имеющего признаки художественного очерка
-
Новокузнецк находится в Кемеровской области, и считается гегемоном в области промышленности. В нем шесть районов, центральный из которых был оброазован в 1941 году. Города окружён горами и протянут реками и водотоками.
Вариант 2
Нигилизм, это когда ты не веришь ни во что и не придаешь никакого значения. Вот почему молодое поколение часто становится нигилистами. В детстве мы были полны надежд, мечтами и верой в то, что мир справедлив. Но, по мере взросления, мы начинаем осознавать, что мир не такой, каким казался раньше. Мы сталкиваемся с несправедливостью, обманом, разочарованиями и стрессом. И вот тогда мы начинаем задаваться вопросом: «Зачем все это? Зачем стараться, если все могут обернуться пустым?» Именно поэтому нигилизм свойственен молодому поколению.
Хотелось бы привести пример из произведения русской литературы, который поможет аргументировать это утверждение. Возьмем книгу «Преступление и наказание» Федора Достоевского. Главный герой, Раскольников, является типичным примером нигилиста. Он приходит к выводу, что нормы и правила общества ничего не стоят, и что для достижения своих целей можно не только нарушать закон, но и убивать человека.
Почему же Раскольников становится нигилистом? Он видит, что окружающий мир полон лицемерия и несправедливости. Среди мелькающих перед ним лиц он замечает людей, которые обгоняют и друг друга, и его самого, не останавливаясь, чтобы помочь нуждающимся. Он видит, как эти люди преследуют свои собственные интересы, даже если это вредит другим. Все это заставляет его сомневаться в смысле усилий и жертв. Он считает, что в таком бессмысленном мире нет никакого смысла следовать правилам и нормам, придерживаться моральных принципов.
Таким образом, Раскольников становится нигилистом из-за своих разочарований и недоверия к окружающему миру. Он решает, что единственный способ достичь своей справедливости — это нарушить все правила и общественные нормы
В его глазах, только таким способом он сможет привлечь внимание к проблемам социального неравенства и несправедливости
В заключение, нигилизм свойственен молодому поколению из-за разочарования и недоверия к окружающему миру. Хотя нигилизм может быть преодолен с опытом и зрелостью, многие молодые люди сталкиваются с этим периодом в своей жизни
Как видно из примера Раскольникова, нигилизм может привести к крайним и опасным поступкам, поэтому важно уделить внимание и поддержку молодым людям, чтобы помочь им найти свой путь в жизни без потери веры и надежды
Мне нравится3.3 k.Не нравится2.2 k.
Сочинение 2
Впрочем, подобный взгляд на вещи Евгений сохраняет относительно абсолютно всего, представая пред читателем законченным нигилистом. По сути, Базаров есть человек – отрицание, причем отрицание всего – плохого и хорошего, правильного и неправильного, логичного и неразумного, логичного и бессмысленного.
Порою кажется, герою абсолютно все равно против чего протестовать, он может найти лишенным логики абсолютно все – от сущей чепухи до действительно стоящих вещей. Евгений не верит ни во что: ни в поэзию, ни в музыку, ни в искусство, ни в существующий политический строй – для Базарова, по сути, ничего не имеет смысла.
Однако, не стоит думать, что Евгений в высшей степени маргинальная, не способная ни на что человеческое, личность. Повстречав Анну, в которую оказался не взаимно влюблен, Базаров показывает себя как весьма заботливый, галантный кавалер. Но его чаяниям не суждено сбыться: как он не старается добиться расположения и благосклонности своей избранницы, его сердце все же оказывается разбитым, что очень подкашивает его волю и жизненные силы.
Не такой уж плохой человек Базаров, если бы не его нигилизм, доведенный до абсурда, гипертрофированный до нечеловеческих размеров и масштабов. Но автор все таки дает герою шанс – перед смертью Евгений осознает многие вещи, которых ранее не видел, и согласен признать свои ошибки… Но увы… Теперь это уже мало что меняет…
В завершение хотелось бы отметить, что конфликт поколений является извечной темой, которая актуальна и по сей день. Ввиду различий жизненной позиции, крайне отличающегося мировоззрения, зрелые и молодые люди частенько не могут найти общий язык, либо же им довольно сложно достигнуть консенсуса. Так или иначе, Тургенев ставит своей целью не только освещение проблемы взаимоотношений между поколением родителей и поколением детей, а и попытку осмыслить мировоззрение нового человека, того самого в чьих руках будет судьба государства, и соответственно социума.
Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.
Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, „длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом“, „большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета“, лицо „оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум“. Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и „плебействе“, а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.
У Базарова особые взгляды на жизнь: он — нигилист, то есть „человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип“. Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: „В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем“.
Будущее России и нигилизм
Базарова как представителя передового направления России интересует ее будущее. Так вот, по мнению героя, для того чтобы построить новое общество, для начала необходимо «место очистить». Что это означает? Безусловно, выражение героя можно трактовать как призыв к революции. Развитие страны необходимо начинать с кардинальных перемен, с разрушения всего старого. Базаров при этом упрекает поколение либералов-аристократов в их бездействии. Базаров о нигилизме отзывается как о самом действенном направлении. Но стоит сказать, что и сами нигилисты пока ничего не сделали. Действия Базарова проявляются только в словах. Тем самым Тургенев подчеркивает, что герои — представители старшего и младшего поколений — в чем-то очень сильно похожи. Взгляды Евгения очень пугающи (это подтверждают цитаты Базарова о нигилизме). Ведь на чем прежде всего строится любое государство? На традициях, культуре, патриотизме. Но если нет никаких авторитетов, если не ценить искусство, красоту природы, не верить в Бога, то что же остается людям? Тургенев очень боялся, что подобные идеи могут воплотиться в жизнь, что России тогда придется очень тяжело.
Наука
Что же ценит Базаров? Ведь не может же ко всему он испытывать резко негативное отношение. Единственное, в чем герой видит ценность и пользу, — это наука. Наука как основа знания, развития человека. Безусловно, Павел Петрович как аристократ и представитель старшего поколения также ценит и уважает науку. Однако для Базарова идеал — это немецкие материалисты. Для них не существует любви, привязанности, чувств, для них человек — это просто органическая система, в которой происходят определенные физические и химические процессы. К таким же парадоксальным мыслям склоняется и главный герой романа «Отцы и дети».
Нигилизм Базарова попадает под сомнение, он испытывается автором романа. Отсюда возникает внутренний конфликт, который происходит уже не в доме Кирсановых, где каждый день спорят Базаров и Павел Петрович, а в душе самого Евгения.
Отрицание Базарова
Иван Сергеевич правдиво изображает и то, что Евгений Базаров, ненавидя все дворянское, распространял свою ненависть и на всех поэтов, которые были выходцами из этой среды. Это отношение автоматически распространялось и на деятелей других искусств. Такая черта также была свойственна многим представителям молодежи того времени. И.И. Мечников, например, говорил, что среди молодого поколения распространилось мнение о том, что лишь положительное знание может привести к прогрессу, а искусство и иные проявления духовной жизни способны только тормозят его. Вот почему Базаров — нигилист. Он придерживается веры только в науку – физиологию, физику, химию – и не приемлет все другое.
Взгляды на положение простого народа
В романе «Отцы и дети» присутствует множество эпизодов, демонстрирующих конфликт между простым народом и представителями высших сословий
Поэтому Тургенев уделил этой теме особое внимание во время спора между Евгением и Павлом. Евгений понимает, каково живется простым людям в России
Он был близок к крестьянам по менталитету, что обусловлено его низким социальным положением.
Павел вырос в семье дворянина Петра Кирсанова, приближенного к царскому двору. По этой причине он считает, что изменять нынешнее положение крестьян не нужно. Кирсанов не знает реалий жизни простого народа и называет его суеверным.
Столкновение теории и реальности
Нигилизм Базарова в романе «Отцы и дети» сталкивается с реальной действительностью. Принципы, которые поставил себе Базаров, оказываются нежизнеспособными в реальности. Отрицая любовь и называя ее белибердой и дурью, Базаров сам оказывается влюбленным в Одинцову. Он постепенно понимает, что его теория терпит крах, что без жизненных ценностей невозможно и существование человека.
И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» проводит своего героя через различные испытания, чтобы показать несостоятельность нигилистической теории Базарова. В несовершенности взглядов главного героя убеждаются не только читатели, но и сам Евгений Базаров. Так, И. С. Тургенев демонстрирует в романе не только внешний конфликт, связанный со спором Кирсанова и Базарова, но и внутренний конфликт, основанный на противоречивом мировоззрении главного героя.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Нигилист Базаров», рассмотрит нигилистическую теорию главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенную на отрицании общепринятых норм и вступившую в противоречия с настоящей жизнью.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Отцы и дети»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Отцы и дети»
для самых компанейских —
Главные герои «Отцы и дети»
для самых занятых —
Читательский дневник «Отцы и дети»
для самых любопытных —
Анализ «Отцы и дети» Тургенев
для самых крутых —
Читать «Отцы и дети» полностью
Тест по произведению
-
/15
Вопрос 1 из 15
Самые популярные материалы декабря для 10 класса:
Что для Матрены Тимофеевны счастье?
Почему Раскольников убил старуху-процентщицу?
Характеристика Раскольникова и Сони
Цитаты «Отцы и дети»
Основной конфликт в пьесе «Гроза»
Идея романа «Обломов»
Мечта и реальность (Преступление и наказание)
Краткое содержание «Певцы»
Анализ «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин
Краткое содержание «Домби и сын»
Сочинение рассуждение
Иван Тургенев, является автором произведения под названием “Отцы и дети”. В данном произведении каждый из главных персонажей, высказывает своё личное мнение по поводу понятия нигилизм. Главным источником, нигилизма служил Евгений Базаров. С одной точки зрения, в произведении ощущается конфликт двух поколений, старшего и младшего, они никак не могут прийти к единому мнению и выводу.
В рассказе Тургенев, дал каждому шанс высказаться по поводу нигилизма, По мере чтения всего произведения, можно узнать у каждого главного героя, его мнение по поводу этого понятия. Например, Аркадий, считает что это, в первую очередь проявление своего отрицательного отношения к чему-либо. Следующий персонаж по имени Павел Петрович, рассуждал об этом понятии с философской точки зрения, он думал что это прежде всего отказ от какого-то своего мнения и устоявшегося принципа.
Главный сторонник данного направления, считал что это прежде всего, проверка всех естественных наук на практике, на протяжении всей своей жизни он не проводил времени впустую, он что-либо делал и постоянно что-то изучал
Это был не глупый человек, он постоянно занимался своим здоровьем, уделял внимание своему питанию и физическому здоровью. Помимо этого он увлекался медициной, науками, иностранными языками и был весьма образованным человеком
По его мнению это философия была самой верной, для того чтобы прожить свою жизнь счастливо. Однако по истечении некоторого времени, он начинает понимать, что всё в чём он был уверен, является неверным. В первую очередь, он начал сомневаться именно тогда, когда испытывал свои первые чувства к Анне Одинцовой. Особенно признания в чувствах самому себе, показало главному персонажу, что любовь не должна поддаваться сомнению.
По мере чтения рассказа, мы можем встретить также и псевдонигилистов, которые думают что, являются сторонниками этой философии жизни. В большинстве случаев, они стараются лишь быть похожими, на главного персонажа, который кажется уверенным и деловитым человеком со стороны. Возможно так и есть, однако посторонние люди не смогут быть похожими на своего кумира.
Со стороны читателя, можно увидеть насколько нелепо выглядят персонажи, которые питаются быть на стороне этой философии. Например, такой персонаж как Ситников, пытается быть похожим на Базарова, однако главный персонаж, видит все его тщетные старания и никак не хочет его воспринимать, наоборот он не считает его не серьезными сторонником этого направления. Помимо этого молодого человека в произведении присутствует такая персона как Кукшина. Это совершенно развязная и невоспитанная дама, от которой в свое время сбежал муж, после чего она приняла решение стать сторонницей нигилизма.
Что такое нигилизм в современном понимании?
Со времён Тургенева понятие «нигилизм» постепенно приобрело более расширенный смысл. Так, сегодня этот термин употребляется и в философии, и в политике, и в повседневной жизни. Однако на вопрос «Что такое нигилизм?» существует однозначное определение: это мировоззрение, позиция, которая не только ставит под сомнение, но и категорически отрицает общепринятые ценности: идеалы, моральные нормы, формы общественной жизни, общепринятые понятия нравственности. Существует несколько разновидностей нигилизма:
- Моральный нигилизм.
- Правовой нигилизм.
- Мереологический нигилизм.
- Эпистемологический.
- Метафизический.
- Философско-мировоззренческий нигилизм.
Нигилист — это человек, который не признаёт никаких авторитетов, не принимает какие-либо принципы на веру, критикует любую точку зрения, какой бы она ни была.
Моральные нигилисты
имеют позицию отрицания как моральных, так и аморальных устоев.
Правовой нигилизм
— отрицательное отношение к праву, которое может выражаться в различных степенях интенсивности. Так, выделяют пассивную и активную формы правового нигилизма.
- Пассивная форма характеризуется неверием в правовые возможности. Правовые нигилисты не признают позитивную роль права в обществе.
- Активная форма выражается во враждебном отношении к законам, пропаганде личного мировоззрения среди окружающих людей. Таких граждан можно также назвать анархистами.
Видео о правовом нигилизме
Правовой нигилизм может быть присущ как обществу в целом, так и социальной группе или отдельному гражданину, но никакая из перечисленных категорий сознательно не нарушает правовые нормы. То есть, правовые нигилисты лишь не признают право и не верят в его социальную ценность.
Истоками такого отношения к общеустановленным правовым нормам является недоверие к власти, рассмотрение законов как указаний со стороны правительства. Также причиной развития подобных гражданских позиций может послужить пример безнаказанности должностного лица, расхождение в предписаниях законов с действительностью, порочных действиях правосудия и т. п. Как правило, общественный правовой нигилизм возникает при несовершенном и противоречивом законодательстве, неспособности власти бороться с преступностью, обеспечить гражданам их права и защиту от произвола.
Эпистемологические нигилисты
характеризуются своим отрицательным отношением к знаниям.
Нигилизм в России
Нигилизм существует только в России и постсоветских странах. Жителям же западноевропейских стран такое явление не присуще. Формироваться подобные умонастроения начали в 50-60 годах 19 века. Их главные идеологи — Писарев, Добролюбов, Чернышевский. Также некоторые нигилистические черты были присущи и Ленину, хотя жил он в другую эпоху.
Отношение к нигилизму
Во время спора главные герои высказали свое мнение по отношению к нигилизму в современном мире. Павел Кирсанов порицает нигилистов, считая их изгоями общества. Он рад, приверженцы нигилизма являются меньшинством.
Базаров положительно относится к нигилизму. При подробном разборе произведения можно предположить, что он сам является нигилистом. Евгений считает, что нужно рушить устоявшиеся традиции и проводить культурную революцию в стране. Он предпочитает делать громкие заявления о деградации людей, что вызывает негодование у других героев романа. Герой выступает против следующих элементов общественного строя:
- самодержавие;
- религия;
- крепостное право;
- отсутствие демократических свобод.
2 вариант
Роман Тургенева «Отцы и Дети» — это отражение современной Ивану Сергеевичу общественной ситуации. На дворе были 60-ые годы, набирало обороты революционное движение, которое шло против как консерваторов, так и либералов. С последними был связан сам Тургенев, что только углубляло его критическое отношение к революционным идеям, особенно к нигилизму, столь популярному среди молодежи тех лет.
Тема нигилизма в романе раскрывается через Евгения Базарова – разночинца-демократа, сына полкового лекаря. Евгений предстает перед нами человеком с основательными взглядами, являясь живой идеей, которую не могут понять или принять либеральные Кирсановы и его консервативные родители. А идея эта основана на разрушении основ общества. Конечно, Базаров не злодей, желающий абсолютного уничтожения всего и вся, ему не чужды труд и занятия естественными науками, то есть он знает ценность созидания. Но его исключительно материальный взгляд на мир исключает ценность вещей, которые так близки старому обществу, например, любовь, искусство и созерцание природы.
Тургенев сначала критикует позиции нигилизма с помощью Ситникова и Кукшиной. Они представители моды, не обладающие живой мыслью, а способные лишь на заучивание чужих слов. Базаров же является на их фоне куда более привлекательным нигилистом. Но интеллектуалы найдутся в любых направлениях общественной мысли, куда важнее масса, что пойдет за ними. Ситников и Кукшина своим примером демонстрируют тех, кто в большинстве своем, состоит в этом движении, показывая перспективы нигилизма, как политического движения. Не лучше в этом смысле и друг Базарова. Аркадий, будучи под его влиянием, лишь на словах был нигилистом, когда как по своей сути все же был ближе к дворянству.
Потому так трагична судьба Евгения, что остался один на один со своими взглядами перед ненавистным миром. Его не принимают дворяне, не понимают обыкновенные мужики, а от «единомышленников» лишь испытывает негатив.
Базаров мог бы стать великомучеником, который несет новую идею, как крест. Но истинная ли эта идея? Возьмем нелюбовь к природе. Природа для Базарова лишь способ получить желаемое. Не любить природу или иметь к ней исключительно практический взгляд – это не просто отрицание устоев. Как по мне, это противоборство самому человеку, его свойству видеть красивое. Базаров отрицает красоту, в угоду более «насущных» вещей. Так Рафаэль не стоит и медного гроша, как и многие другие поэты. Это ли великая идея, что изменит мир, игнорируя самого человека и его чувства? И любовь для Базарова тоже не существует. То, что способно менять судьбы людей, для Евгения не имеет значения, пока он не встречается с Одинцовой.
Сама жизнь окончательно рушит идеи Базарова. Но Евгений, являясь живым воплощением нигилизма, все же не перерождается, чтобы любить и видеть этот красивый мир, а встречает свою смерть. Так Тургенев описал свое видение нигилизма. Направление мысли, что неизбежно придет к смерти, желая её всему остальному. А живым будет искусство, природа и любовь, иначе говоря, то, что несет в наш мир свет.