Стихотворение в прозе и. с. тургенева «дурак» (анализ, восприятие, оценка)

Краткое содержание сказки «Карась-идеалист»

Вся завязка и развязка сказки строится на взаимодействии трех персонажей: карася, щуки и ерша. Каждый из них наделен особыми чертами, характерными для представителей социального слоя, реакцию которых они и описывают.

Карась, как можно понять по названию, идеалист. Он входит в низший социальный слой. Карась считает, что все в этой жизни определяется добром и вежливым отношением к окружающим. Рыба надеется, что однажды мир станет комфортным для всех, что щука не будет есть других рыб.

Ерш — реалист, но тоже входит в низший слой. Ерш понимает, что достичь социального равенства никак не получится. Всегда будет кто-то, кто захочет тебя «съесть» (в сказке — в прямом смысле). Именно поэтому ерш может более адекватно воспринимать окружающую действительность, ведь вера во всемирное добро не создает пелену около его глаз.

Щука — высший социальный слой. В ее зубах находится власть над жизнями низшего слоя. Она в любой момент может съесть и карася, и ерша. Ее власть — абсолютна, ведь никто не сможет ей противиться. Если щука захочет, она съест любого.

Завязка сюжета начинается в споре. Карась пытается доказать, что можно построить идеальный мир для всех. Ерш же уверен, что ничего из этого не выйдет, ведь каждый имеет потребности, которые могут лишать других жителей водоема каких-то прав. Заканчивается спор на том, что карась пытается доказать возможность отказа щуки от поедания мелкой рыбы.

Так, он пытается поговорить с щукой. Та, как услышала о том, что карась хочет создать закон о запрете поедания рыбы другой рыбой, удивляется. Карась было начинает думать, что его съедят, но все обходится.

В следующий раз щука, услышав слово «добродетель» съедает карася. На этом его история подходит к концу.

Соколов «Школа для дураков» — краткое изложение

Соколов

все произведения

Страница:

Герой учится в специальной школе для слабоумных детей. Но его болезнь отличается от того состояния, в котором пребывает большинство его одноклассников. В отличие от них, он не вешает кошек на пожарной лестнице, не ведет себя глупо и дико, не плюет никому в лицо на больших переменках и не мочится в карман. Герой обладает, по словам учительницы литературы по прозвищу Водокачка, избирательной памятью: он запоминает только то, что поражает его воображение, и поэтому живет так, как хочет сам, а не так, как хотят от него другие. Его представления о реальности и реальность как таковая постоянно смешиваются, переливаются друг в друга.

Герой считает, что его болезнь — наследственная, доставшаяся ему от покойной бабушки. Та часто теряла память, когда смотрела на что-нибудь красивое. Герой подолгу живет на даче вместе с родителями, и красота природы окружает его постоянно. Лечащий врач, доктор Заузе, даже советует ему не ездить за город, чтобы не обострять болезнь, но герой не может жить без красоты.

Самое тяжелое проявление его болезни — раздвоение личности, постоянный диалог с «другим собой». Он чувствует относительность времени, не может разложить жизнь на «вчера», «сегодня», «завтра» — как и вообще не может разлагать жизнь на элементы, уничтожать её, анализируя. Иногда он чувствует свое полное растворение в окружающем, и доктор Заузе объясняет, что это тоже проявление его болезни.

Директор спецшколы Перилло вводит унизительную «тапочную систему»: каждый ученик должен приносить тапочки в мешке, на котором крупными буквами должно быть указано, что он учится в школе для слабоумных. А любимый учитель героя, географ Павел Петрович Норвегов, чаще всего ходит вовсе без обуви — во всяком случае, на даче, где он живет неподалеку от героя. Норвегова сковывает солидная, привычная для нормальных людей одежда. Когда он стоит босиком на платформе электрички, кажется, что он парит над щербатыми досками и плевками разных достоинств.

Герой хочет стать таким же честным, как Норвегов — «Павел, он же Савл». Норвегов называет его молодым другом, учеником и товарищем, рассказывает о Насылающем ветер и смеется над книгой какого-то советского классика, которую дал герою его отец-прокурор. Вместо этой Норвегов дает ему другую книгу, и герой сразу запоминает слова из нее: «И нам то любо — Христа ради, нашего света, пострадать». Норвегов говорит, что во всем: в горьких ли кладезях народной мудрости, в сладких ли речениях и речах, в прахе отверженных и в страхе приближенных, в скитальческих сумах и в иудиных суммах, в войне и мире, в мареве и в мураве, в стыде и страданиях, во тьме и свете, в ненависти и жалости, в жизни и вне её — во всем этом что-то есть, может быть, немного, но есть. Отец-прокурор приходит в бешенство от этой дурацкой галиматьи.

15 стр., 7150 слов

Болезнь и смерть базарова в романе отцы и дети тургенева

… жить в белой избе, а из меня лопух расти будет — ну, а дальше?» Сначала герой романа делает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца … мог бы показать, как Базаров постепенно … задача гиганта осталась в прошлом … если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважение… Рассуждая чисто по-человечески, Базаров …

Герой влюблен в тридцатилетнюю учительницу ботаники Вету Акатову. Ее отец, академик Акатов, когда-то был арестован за чуждые идеи в биологии, потом отпущен после долгих издевательств и теперь тоже живет в дачной местности. Герой мечтает о том, как закончит школу, быстро выучится на инженера и женится на Вете, и в то же время осознает неосуществимость этих мечтаний. Вета, как и вообще женщина, остается для него загадкой. От Норвегова он знает, что отношения с женщиной — что-то совсем другое, чем говорят о них циничные надписи в школьном туалете.

Директор, подстрекаемый завучем Шейной Трахтенберг-Тинберген, увольняет Норвегова с работы за крамолу.

Страница:

Жанр

С первых строк «Дикого помещика» становится понятно, что это жанр сказки
. Но не добродушно-наставительной, а едко-сатирической, в которой автор жестко высмеял основные пороки социального строя в царской России.

В своем произведении Салтыкову-Щедрину удалось сохранить дух и общий стиль народности. Он мастерски использовал такие популярные фольклорные элементы как сказочный зачин, фантастичность, гиперболу. Однако при этом ему удалось поведать о современных проблемах в обществе, описать события в России.

Благодаря фантастическим, сказочным приемам, писатель смог вскрыть все пороки общества. Произведение по своему направлению является эпосом, в котором гротескно показаны реально существовавшие отношения в обществе.

Дурак

Сказка об Иванушке-дурачке — частичное воплощение давнего замысла Салтыкова-Щедрина создать образ революционера, целиком преданного идее. Салтыков-Щедрин намеревался решить эту тему в жанре сказки. Сказка не была написана, но сохранившиеся свидетельства помогают понять смысл сказки «Дурак», изображающей, говоря словами Достоевского, «народный идеал», «положительно прекрасного» человека, недоступного безнравственности и приспособленчеству.

313. Картуш — парижский вор, главарь бандитской шайки, казненный в 1721 году.

Стр. 314. И он показал мамочке табличку…- Порка розгой была привычным методом педагогики. О распространенности розги в «домашнем кодексе» можно судить по тому, что была выпущена возмутившая Салтыкова-Щедрина брошюра, рекомендующая родителям приобретать специально сконструированный раскладной станок для закрепления в нем детей во время наказания.

Стр. 315. Червонные валеты — группа мошенников, занимавшихся финансовыми подлогами. Среди преступников оказалось, немало лиц дворянского происхождения. Салтыков-Щедрин видел в «червонных валетах» еще одно подтверждение исторического умирания дворянского сословия.

Рекреация-перемена (в учебном заведении).

3дравомысленный заяц

За два дня до публикации сказки в «Русских ведомостях» Салтыков писал своему приятелю В.

М. Соболевскому: «Никогда я не был так болен… Покуда еще хожу, но боюсь, что придется слечь — и тогда капут. Смерть у меня не с косою, а в виде лисицы, которая долго с зайцем разговаривает и, наконец, говорит: ну, теперь давай играть» (письмо от 17 мая 1885 г.).

Стр. 328. Неправо о вещах те думают, Шувалов…- из «Письма о пользе стекла» М. В. Ломоносова.

Стр. 332. …славный генерал Бибиков. — А. И. Бибиков (1729- 1774), руководивший подавлением восстания Пугачева.

Либерал

Эту сказку В. И. Ленин использовал в своей работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» (1894) для характеристики эволюции российского либерализма.

Приключение с Крамольниковым

«Приключение с Крамольниковым» — одно из наиболее лирических созданий Салтыкова-Щедрина. Сказка отражает некоторые биографические детали и настроение самого писателя («есть в моей жизни что-то трагическое») после закрытия «Отечественных записок», хотя отождествлять Крамольникова с Салтыковым-Щедриным не следует.

Стр. 357. Чурова долина — заколдованное место (В. Даль.) Не раз встречающийся у Салтыкова-Щедрина образ российской действительности.

Христова ночь

Исследователи творчества Салтыкова-Щедрина отмечают, что хотя в этой сказке (предназначенной для пасхального номера «Русских ведомостей») писатель обратился к евангельскому сюжету, его решение этой темы принципиально противоположно тому, какое давала ей религия. Осуждение Предательства, отказ от христианского смирения, вера в победу над «людьми века сего» продиктованы обстановкой 80-х годов, когда предательство, ренегатство и безверие сделались «приметами времени» жизни русского общества.

Русский язык, 10 класс

О чем произведение Сказка «Дурак» Салтыкова-Щедрина. Сказка «Дурак» входит в сказочный цикл выдающегося русского писателя Салтыкова-Щедрина.Главным героем в рассказе “Дурак” предстает молодой человек по имени Иван. Автор рассказа представляет своего персонажа в особенном образе, который в народе называют просто – дурак. Иван является своеобразным крестьянским праведником, который не способен понять и принять уже сложившиеся общественные устои и стереотипное мышление направленное на собственную выгоду. Он все делает, как сам того желает, в обход общественного мнения и каких-либо сторонних убеждений. Поступки Ивана окружающими не принимаются. Так он ворует булку, чтобы накормить друга, не умея плавать бросается в воду, чтобы спасти тонущего ребенка, вынимает из кастрюли петуха, который не хотел, чтобы его сварили, спасает бедного козлика от издевательств соседских ребят и многое другое. Отправив Ивана на обучение родители имели надежду на его вразумление. Но учеба дававшаяся в самом её начале хорошо благодаря памяти, позже перестала быть доступной из-за нехватки мыслей и логического мышления. После возвращения домой Иван продолжает совершать свои поступки полные добродетели. Он спасает вещи жителей города во время пожара, оказывает помощь и поддержку больным, нуждающимся людям и друзьям. Родители пытаясь устроить хоть как-то жизнь сына, познакомили его с одинокой вдовой. Но Иван не способен проявлять особую любовь по отношению к женщине и оставаясь верным своему равнодушию к противоположному полу он вынужден остаться один. Случайно встреченный незнакомец открывает родителям Ивана все подробности связанные с его поведением. У Ивана полностью отсутствуют враждебность, подлость, зависть и ненависть. Также незнакомец пытается предостеречь родителей насчёт будущего их сына, которое, возможно, постигнет несчастье. В какой-то день Иван внезапно пропадает и вернувшись через много лет предстает в измученном образе. Что хотел сказать, какова суть В сказке «Дурак». …представлена свободная от всех нравственных пороков привилегированного общества личность гуманиста — правда, не в образе революционера, а в опрощенном, соответственно народной сказке, образе прирожденного крестьянского «праведника», который «не понимал» и потому не признавал никаких требований официального морального кодекса. В Иване-дураке воплотился положительно прекрасный человек, чистый, светлый. Именно поэтому он и заслужил прозвище дурака. Идея произведения в том, что человеческие качества важнее общественного положения. Автор в образе Иванушки – дурачка пытается показать одинокого борца выступающего против общественного мнения и вступающего в конфликт за свою правду. Показан достойный пример того, как по-настоящему сложно бывает бороться в одиночку с массовым злом.

Анализ сказки «Дурак» М.Е. Салтыкова-Щедрина

Сказка «Дурак» М.Е. Салтыкова-Щедрина – это произведение, которое превосходит стандарты жанра своей глубокой психологией и социальной критикой. Название «Дурак» напрямую ассоциируется со стереотипом о человеке, который не способен понимать и справляться с жизненными ситуациями. Однако, автор внедряет в свою сказку ироничное и гротескное изображение дурака, которое разрушает стереотипы и заставляет читателя задуматься о нашем обществе.

Описывая жизнь дурака, Салтыков-Щедрин обнажает жестокость и лицемерие общества, которое готово использовать дурака в своих корыстных целях. В сказке прослеживается мотив обмана и издевательства над слабыми и невинными людьми. Преследуя свои интересы, люди играют со судьбой дурака и способствуют его безысходности. Эта тематика не оставляет читателя безразличным и заставляет задуматься о наших моральных ценностях.

Ключевые мотивы, присутствующие в сказке:

  1. Ирония и гротеск
  2. Психологизм и характерные черты героев
  3. Социальная критика и обнажение общественных проблем
  4. Мотивы мести, обмана, предательства, жестокости и лицемерия
Персонажи Характерные черты Роль в сказке
Дурак Невинность, доверчивость, зависимость Центральный персонаж, символизирующий слабость и невинность человека перед обществом
Хитроумный купец Хитрость, обман, эгоизм, жестокость Антагонист, использующий дурака для своих корыстных целей
Врач Жадность, самолюбие, ханжество Персонаж, привлеченный к дураку только из интереса к его деньгам

Все персонажи сказки обладают характерными чертами, которые позволяют автору провести глубокий анализ их роли в обществе. Лицемерие и жестокость, которые проявляются в поведении купца и врача, являются признаками нашей жестокой реальности. Мотив мести и предательства присутствует в поведении дурака в конце сказки, что заставляет читателя задуматься об истинных ценностях жизни.

Вариант 2

Василий Курагин является одним из второстепенных героев романа «Война и мир». Не смотря на свою вторестепенность, он очень сильно влияет на судьбу основных персонажей.

Князь представлен типичным светским человеком своего времени. Ему уже шестой десяток и по собственному выражению, теперь он ко всему подготовлен. Внешний облик его опрятен и соответствует моде. На лице всегда одухотворенное выражение. Только во время улыбки его истинная сущность показывается наружу, лицо из-за морщин становится неприятным.

Однако Курагин никому не желает зла специально. Он почтенный отец семейства. На его попечении находятся дети: красавица Элен, удалой Анатоль и болезненный Ипполит. Его первостепенной задачей как отца является крепкое устройство детей в обществе.

Узнав о неслыханном наследстве Безухова, он немедля устраивает его свадьбу с дочерью. В силу своей доверчивости Пьер остается ловко облапошенным Курагиным-старшим. Никого в этой семье не интересует он сам, только деньги, доставшиеся в наследство.

Для Анатоля тоже уготована выгодная партия. Василий планировал женить сына на дочке князя Болконского Марье. Однако этим планам не суждено было сбыться. Этому союзу противились как и неугомонный Анатоль, так и семейство Болконских.

В конечном итоге планы Василия Курагина были расстроены. Пьер нашел в себе силы разорвать тяготящую его связь с женой, которая беззастенчиво пользовалась его положением и даже не скрывала любовников. А Анатоль увлекся юной Ростовой.

В образе Василия Курагина Толстой выразил суть светских джентльменов того времени. Они не имеют злых намерений. Однако в попытках устроить благополучную жизнь себе и семье не останавливаются не перед чем, не гнушаются любыми методами. Это искусные манипуляторы и обманщики. Их не заботят дела окружающих, если только это не принесет какой-либо выгоды.

Тем не менее, такие люди не считают себя плохими, оправдывая свои дела благородной целью.

Тема

Основная тема

сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми —главная проблематика данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею

— именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

Вариант 2

Основным персонажем произведения является человек по имени Иван, представленный писателем в образе особенного представителя человечества, считающегося среди окружающих дураком.

В образе Иванушки-дурачка изображается прирожденный крестьянский праведник, который в силу своих умственных особенностей не понимает и не признает официальные общественные нормы и правила, действуя исключительно по собственному разумению, не прислушиваясь к общественному мнению и убеждениям.

Выражается данная особенность Иванушки в форме его поступков, которые считаются у окружающих странными и непонятными. Это и украденная для друга булка, поскольку для Ивана не существует понятия собственности, попытка спасения тонущего ребенка при полном отсутствии навыков плавания, вызволение из кастрюли петуха, по мнению Иванушки нежелающего быть сваренным, выручка соседского козла из рук дразнящих мальчишек, получая от спасенного животного пинок рогами в спину.

Отправившись на обучение с родительского благословения, надеявшегося научить дурака уму разуму, Иван поначалу делать значительные успехи в постижении наук, благодаря хорошей памяти. Однако в дальнейшем науки перестают поддаваться дураку, поскольку в их овладении необходим мыслительный процесс и логика, отсутствующие у Иванушки. Молодой человек с трудом заканчивает учебное заведение, исключительно благодаря связям родителей.

Вернувшись домой, Иван продолжает свою жизнь, как и прежде, спасая имущество горожан на пожарах, помогая неизлечимым больным, поддерживая друга.

Мать с отцом решают женить Иванушку, познакомив его с вдовствующей женщиной. Однако, не понимая смысла понятия любовь к женщине, относясь равнодушно к представительницам слабого пола, Иван остается холостым мужчиной.

Случайный прохожий как-то объясняет родителям дурака особенности их сына, заключающие в полном отсутствии в Иванушке подлости, но предупреждает родных о предстоящем в будущем их сына выборе между подлостью и дурачеством, который, возможно, приведет его к несчастью.

Внезапно Иван исчезает и возвращает лишь спустя много лет в виде измученного, исхудавшего, молчаливого человека.

Писатель в образе Ивана-дурака изображает одиноких протестантов, которые вступают в непримиримый конфликт с существующим общественным мнением и заканчивают свою судьбу трагическим образом. Окончание сказки символизирует именно произошедший с героем драматический случай, повлиявший на его жизнь.

Идея, тема, смысл

Другие сочинения:

Сочинение 5

Одним из ярких второстепенных персонажей произведения является Василий Сергеевич Курагин, представленный писателем в образе важного чиновника пятидесятилетнего возраста, имеющего княжеский титул. Герой описывается в романе в качестве влиятельного человека, состоящего в родстве с одним из главных персонажей романа Пьером Безуховым, имеющего многочисленное семейство, состоящее из жены, пожилой полной и не блещущей красотой княгини и троих детей – сыновей Анатоля и Ипполита, а также дочери Элен

Герой описывается в романе в качестве влиятельного человека, состоящего в родстве с одним из главных персонажей романа Пьером Безуховым, имеющего многочисленное семейство, состоящее из жены, пожилой полной и не блещущей красотой княгини и троих детей – сыновей Анатоля и Ипполита, а также дочери Элен.

Князь Василий Курагин обладает грациозными движениями и хорошим владением французским языком, присущими представителям светского общества, приближенному к императорскому двору, и отличается весьма примечательной внешностью, выраженной надушенной, сияющей лысиной с проплешинами, монотонностью басистого, быстрого голоса с некоторым покашливанием. При этом Василий Курагин тщательно следит за своими нарядами, одеваясь изысканно и со вкусом.

Характерными чертами князя Курагина писатель представляет его излишнюю самоуверенность, высокомерность, фамильярность, равнодушие и насмешливость, а также отсутствие родительских чувств по отношению к собственным детям, которых князь считает плохо воспитанными и глупыми. Кроме того, князь Василий Сергеевич общается с высокопоставленными людьми, умело пользуясь имеющимися связями для достижения собственной выгоды и приобретения успеха. Именно поэтому в Василии Курагине имеется особая предрасположенность к наживе в виде высокого положения в светском обществе, что позволяет ему достичь множества наград и заслуг.

По своей сути князь Василий Курагин представляется в романе алчным, тщеславным человеком, лишенным милосердия, сострадания, любви к ближнему, и противопоставляется членам семейства Ростовых, отличающихся дружелюбностью и искренностью. Описывая образ князя, писатель изображает пустого человека, отличающегося негативными человеческими качествами в виде гадливости, отвратительного притворства, живущего исключительно обманом и лестью ради достижения выгоды и получения материальных благ, напоминающего своими поступками хамелеона.

Медведь на воеводстве

Источник

С такой же силой Салтыков-Щедрин разоблачает монархию в сказке «Медведь на воеводстве». Лев в своё дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения «внутреннего супостата». Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода злодеяниями: первый Топтыгин — мелкими (чижика съел), второй — крупными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). Третий же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с воеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьян против своих угнетателей, а также неспособность либералов управлять государством.

Салтыков-Щедрин показал, что недовольство народа обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью всей самодержавной системы.

Сатирик не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. В сказке «Орёл-меценат» выдающийся писатель показал отношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один вывод,

В нашей современной действительности мы на себе ощутили реформы в сфере образования таких Орлов (ВШЭ и прочие либералы в правительстве, загубившие эффективную советскую систему образования).

Источник

И вот тут чиновнику (Богатырю) противопоставляется Народ из сказки «Богатырь»

Снаружи — это история о силаче, проспавшем всю жизнь в дупле, заместо того, чтоб защищать собственный люд от ожесточенных набегов чужеземцев. Но под видом Богатыря, пугавшего одним своим храпом всех в окружении, просматривается вложенная писателем другая мысль. Тут обличается недальновидность правящего класса, несоответствие поступков вершины ожиданиям и потребностям обычного люда. О том, что происходит, если «элита» перестаёт выражать интересы народа, мы писали в статье «Последняя ли Смута на Руси? 18—19 августа 1991 (часть 1)»

В стране сказочной, пока спал Богатырь, «свои» сами друг дружку так изводили, что «чужим» бы и не снилось. Когда же вражьи силы напали на страну, где силач в дупле почивал, оказалось, что издавна он погиб, и змеи съели тело его в дупле, где спал. Не оправдаются надежды народа на неизвестного богатыря. Никто не выручит людей от захватчиков, потому на защитников сказочных не полагайся, а сам становись таким защитником, чтобы о тебе слагали былины и сказки.

Описанная аллегорически ситуация открывает идею: полагаясь на звучные обещания высокопоставленных заступников, люд околпачивает сам себя. Не защиту, а только разграбление несёт обычным людям «элитарные» притязания некоторых индивидов. Ну и гнилостная она, в корне собственном. И об этом забывать нельзя, чтоб в деньки бедствия не оказаться неподготовленными либо ослабленными своими же правителями, что и реально показали лихие 90-е.

Смысл фильма

Фильм “Дурак” – это история Димы Никитина, простого сантехника, который одержим идеей спасти жителей общежития, находящегося в аварийном состоянии. В этом благородном деле Дима сталкивается с огромным количеством препятствий, начиная от коррумпированной власти города и заканчивая собственной семьей.

Дима – человек с обостренным чувством справедливости. Это правдолюбивый, смелый и совестливый парень. У него есть четкая мотивация спасения жителей общежития – он не хочет быть равнодушным ко всему, что происходит вокруг. Восстановление справедливости для него куда важнее, чем личная безопасность.

Кадр из фильма.

Наиболее ярко все эти качества проявляются перед кульминацией – в момент кризиса, когда Дмитрий пытается решить, сбежать ли ему с семьей, или оставить ее и попытаться спасти несколько сотен жизней. Почти не колеблясь, он выбирает людей в общежитии.

Дима, безусловно, вызывает симпатию: в отличие от подавляющего большинства, он не только критикует власть, но и действует. Разве что кажется странным его беспричинный альтруизм – он защищает права тех, кто этого не хочет и не просит о помощи. Одновременно на свою семью ему как будто совершенно плевать. То есть он готов самоотверженно бороться с ветряными мельницами, но при этом забывает о своих близких – о тех, кому его помощь действительно нужна.

Для раскрытия сути фильма “Дурак” важен целый набор ярких персонажей. Мы видим равнодушных, зажравшихся чиновников, думающих только о себе и о том, где бы “хапнуть” еще, маму главного героя, рассуждающую исключительно обывательскими критериями, а также жену, которая является настоящим “гласом народа”, и мэра, которая вроде бы хочет поступить по совести, но прогибается под давлением и угрозами. Еще, конечно, мы видим жильцов падающего дома, которых не волнует возня вокруг них и которые не собираются ничего менять в своей жизни.

Разгадка поведения Дмитрия кроется в воспитании: точно такой же позиции (позиции не-равнодушного) всегда придерживался его отец.

Кадр из фильма.

Главная мысль фильма, собственно, озвучена героем: “Нам плевать друг на друга, потому и беда”. Всем все равно на всех: чиновникам – на “чернь”, тем – на самих себя и друг на друга. Жертвами в таких ситуациях становятся неравнодушные.

Нормальному человеку, помимо реализации базовых потребностей по Маслоу, требуется еще и ощущение защищенности. А это возможно только в том случае, если справедливость для всех и каждого – не пустое слово. То есть к действиям людей часто побуждает вопиющая несправедливость.

Само название фильма намекает на отношение к герою абсолютно всех: “Ты что, дурак? Тебе больше всех надо?”. Создатели фильма как бы напоминают всем: Данко, выведя народ из леса, делает это ценой своей жизни. Но спасибо ему не сказал никто… Каждый сам волен решать, что лучше: вывести из леса того, кто в этом нуждается, или все-таки “не метать бисер перед свиньями”…

Их дом рухнет, но не потому, что злые чиновники не захотели помочь, а потому что они не хотят восстанавливать его, потому что не хотят бороться за человеческие условия жизни и собственные права. А почему? По Быкову, смысл того, что они не хотят, чтобы их спасали в том, что они сами не считают себя достойными спасения.

В своих разборах зрители отмечают, что главная тема “Дурака” исключительно пессимистична. В принципе, картина Юрия Быкова снята в лучших традициях российского социального кино.

Почему-то многие воспринимают этот фильм, как очередную критику в сторону государства и чиновников, а Диму Никитина возводят на пьедестал за его неравнодушие к утопающим.

Но если говорить не о драматургии, а о жизни, то, к сожалению, некоторым людям такие фильмы, как “Дурак”, дают повод в очередной раз обвинить в своих неудачах не самого себя, а государство. Разумеется, мы живем в тех самых реалиях, которые были без прикрас показаны Быковым. Без сомнения, люди равнодушны, а власть коррумпирована. Но у этой проблемы есть обратная сторона.

Дарья Мороз исполнила роль Маши. Кадр из фильма.

Жанр и тематика сказки

Жанр и тематика сказки «Дурак» Салтыкова-Щедрина относятся к сатирической литературе. Сюжет сказки основан на критике социальных явлений и нравов российского общества конца XIX века. Главный герой сказки, Иван, является типичным представителем крестьянского класса того времени, который не имеет образования и живет в бедности. Однако, несмотря на свою низкую социальную позицию, Иван обладает здравым смыслом и чувством справедливости. С помощью своей находчивости и умения думать головой, он умудряется выйти из разных трудных ситуаций и даже обмануть богатых и влиятельных людей. Таким образом, сказка «Дурак» является не только критикой социальных неравенств, но и похвалой уму и сообразительности, которые могут помочь даже самому низкому слою общества достичь успеха.

Значение в творчестве сатирика

В сочинении на тему сказок Салтыкова-Щедрина важно отразить и значение этого тематического пласта в творческом пути автора. Здесь писатель отказывается от традиционной морали, не стремится чему-либо учить своих читателей. Он берет обычных героев-животных, даже не меняет их традиционный фольклорный облик, но наделяет человеческими чертами, которые и высмеивает в комичной гротескной форме

Он берет обычных героев-животных, даже не меняет их традиционный фольклорный облик, но наделяет человеческими чертами, которые и высмеивает в комичной гротескной форме.

Таким образом, каждый герой призван обобщать специфические черты, присущие определенному сословию. Орел воплощает собой царя и его приближенных, заяц и премудрый пескарь — представителей простого народа, коняга — крестьянство. Такое описание помогало автору в сказочной форме передать волнующие его мысли, зашифровать за героями-животными пороки современности. Конечно, Михаил Евграфович понимал, что цензуру обойти ему не удастся, слишком откровенна его сатира, многие политические деятели того времени узнавали в героях себя.

Таковы основные особенности сказок великого русского классика, произведений уникальных, самобытных, необычных.

История создания

В течение многих лет Салтыков-Щедрин делал наброски, записывал свои идеи в виде черновиков и создавал законченные произведения. Но пока не было отменено крепостное право, цензура не допускала рассказа, сказки и повести этого автора к печати.

В то время запрещалось открыто затрагивать тему угнетения крестьян. С возрастом писатель нашёл выход: он стал творить в особом жанре.

Сказка — безобидное литературное направление, в котором лишь при большом желании можно разглядеть нападки на существующий строй. У цензуры такие произведения не вызывали подозрений.

Писатель зло и остро высмеивал каждый порок помещиков, используя такие методы и приёмы:

  • яркий язык;
  • мудрые афоризмы;
  • метафоры;
  • традиционные фольклорные элементы;
  • сочетание реальности и фантастики.

Произведение под названием «Дикий помещик» — соединение фольклорного, фантастического и реального. Даже зверь считает, что крестьяне нужны, чтобы их есть. Сказочные сюжеты, за которыми писатель умело скрывал социальные проблемы, позволяли выразить всё, что тревожило умы и души не только самого Михаила Евграфовича, но и его современников.

Целью автора было не просто заинтересовать широкие читательские массы, но и донести до сознания людей необходимость масштабных перемен. Ведь даже после отмены крепостного права положение крестьян оставалось бедственным.

После написания сказки прошло несколько лет, прежде чем она была опубликована. В 1869 году российский литературный журнал «Отечественные записки» напечатал произведение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: