Эссе по творчеству салтыкова щедрина

Сатира м.е. салтыкова-щедрина - юмор в сказках и произведениях писателя

Несколько интересных материалов

Во все времена не прекращалась вражда пороков и добродетелей. Пороки проживали веселую и беззаботную жизнь. Добродетели проживали свои скучные будни и были примером для подражания. Добродетели тоже хотели творить дела как пороки.

Основными персонажами произведения являются девочки, названными писателем Рукодельница и Ленивица. Девочка по имени Рукодельница описывается в качестве трудолюбивой, работящей девочки, выполняющая любую домашнюю работу. В отличие от нее Ленивица

Однажды царю понадобилось отлучиться, он попрощался с царицей и уехал. Она очень скучала за ним. Через некоторое время царица родила дочку, вскоре приехал царь. Увидев его молодая мама не перенесла

В некотором царстве-государстве у Прокурора родился сын с особенными глазами. Один глаз у него был недреманным, а второй – дреманным. Первым он видел даже малейшие пустяки, а вторым ничего не замечал.

Как это не парадоксально, но крупные злодеяния попадают на скрижали Истории, а маленькие злодейства порицаются и презираются. Старый служака Топтыгин 1-й, произведённый Львом в чин майора, желал на эти скрижали попасть путём кровопролития.

  • Детский телефон игрушка с проводом для переговоров

      

  • Игрушка из ниток для кота

      

  • Книжка игрушка с пазлами

      

  • Устное народное творчество дымковская игрушка

      

  • Игрушка автобус на радиоуправлении

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

1. История создания произведения.

Боясь цензуры, М.Е. Салтыков-Щедрин прибегает к иносказательной форме сказки для того, чтобы передать главную мысль и высмеять пороки самодержавия. Через сказочную форму писателю хотелось показать помещичье общество.

Впервые «Дикий помещик» был опубликован в 1869 году журналом «Отечественные записки».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Дикий помещик» относится к жанру сказки. Писатель использует элементы фольклора (зачин, фантастичные элементы).

Как отмечалось, жанр сказки М.Е. Салтыков-Щедрин выбирает неслучайно. Это сказка сатирическая, так как целью писателя было высмеять общественные пороки. Произведение не похоже на назидание, оно похоже на едкую и очень сильную сатиру.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Дикий помещик» употребляется и в прямом, и в переносном значении. Помещик дик, потому что невежественен и нравственно отстал. Но помимо этого, помещик, который олицетворяет все дворянство, дик в прямом смысле этого слова. Он одичал и ведет себя абсолютно неадекватно.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица, наблюдение ведется будто с высоты птичьего полета.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

М.Е. Салтыков-Щедрин отразил в своем произведении события 1860-х гг. Автор поднимает тему социального деления. Крестьяне терпят различные несправедливости от помещиков, которые не умеют жить самостоятельно. Весь этот класс совершенно ничего не умеет делать, помещики похожи на детей, которые не могут выжить в одиночку.

М.Е. Салтыков-Щедрин поднимает проблему неравенства. С этим связан и основной конфликт: тяжелые отношения между классами помещиков и крестьян.

Автор в сказке «Дикий помещик» подчеркивает роль крестьянства. Помещик в произведении становится совершенно диким без помощи крестьян. Именно простой народ становится главной силой страны. Их трудолюбие никогда не сравнится с леностью помещичьего класса. Без крестьян все помещики, по мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина, превратились бы в таких же «диких помещиков».

Похожие вопросы

Литература 15.02.2019 10:52 6 Кузнецов Александр

Ребят, прочитайте это тему и напишите кратко об этом поэте(очень кратко). . 1. Что вам известно о

Ответов: 2

Литература 16.06.2023 11:34 2 Федина Полина

Внимательно прочитайте фрагмент статьи Д. И. Писарева «Цветы невинного юмора». «…Щедрин, вождь

Ответов: 2

Литература 04.02.2019 08:56 31 Khomichuk Valeriya

1. Роман – это: А) жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который

Ответов: 1

Литература 18.11.2018 08:44 34 Фахурдинова Дарина

Напишите пожалуйста сочинение на выбор: 1.проблематика и идейная направляность сказок М.Е.

Ответов: 1

Литература 13.02.2021 11:48 29 Шубина Татьяна

СКАЖИТЕ ОТВЕТЫ 1.Какому писателю принадлежат данные произведения? 1)Н.В.Гоголь А- «Повесть о том

Ответов: 2

Литература 27.11.2018 14:43 77 Дрюпина Лиза

21. К какому литературному направлению следует отнести произведение И. А. Гончарова «Обломов » ?

Ответов: 1

Примеры из сказок

В сказках в виде животных, птиц, рыб писатель описывал человеческие пороки:

  • лень;
  • жестокость;
  • жадность;
  • эгоцентризм;
  • рабство;
  • глупость.

В сказке «Премудрый пескарь» повествование идёт о пескаре, который прожил свою жизнь в страхе, не думая ни о ком, за исключением самого себя. Прежде чем погибнуть, он понимает, что всё было бесполезно, ведь он не жил, а существовал. Он никому не помог, никого не утешил, не приютил, не обогрел. И главное — не испытал счастья.

В сказке «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин высмеивает высокомерное обращение помещиков к простому народу. Помещик думает, что в царстве слишком много мужиков развелось. Но после исчезновения крестьян жизнь лучше не становится. В конце концов, он превращается в животное.

У них имеется старое поколение, которое полагает, что пороки обязаны с достоинством носить свой флаг. Но присутствует и молодое поколение, которое считает, что может притвориться «хорошенькими», чтобы пройти в дом.

Человека можно встретить реже. Но он всё-таки присутствует в произведениях. К примеру, газетчик-обманщик выражает недовольство, ведь правдивость начала обесцениваться. Легкомысленный читатель верит в это и оказывается в тюрьме, где умирает из-за болезни. А газетчик радуется!

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» продемонстрированы в виде действующих лиц нахлебники. Очутившись на островке, где есть всё необходимое для пропитания, генералы не могли ничего сделать самостоятельно. Более того, они считали, что труд — это унизительно для таких людей, как они. Если б не мужчина, который прислуживал им, они бы умерли.

Способна ли сатира Салтыков-Щедрина улучшить мир? Да, ведь смеясь над всем гнилым, подлым и бессмысленным, человек поднимается над этим, признаёт свои ошибки и проблемы. Поэт пытается в своих произведениях направить человечество «на путь истинный».

Тема

Для сказки «Карась-идеалист» анализ следует начинать с характеристики мотивов.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. Основные проблемы такие: диспуты, слабые и сильные мира сего, лукавство, социальное равенство, взгляды либералов и реальность и др.

Сочинение “Образование и воспитание в комедии “Недоросль” по теме произведения

Для создания аллегорий писатель перемещает нас в речное царство, поэтому главные герои сказки – рыбы. Человеческие образы играют второстепенную роль. Начинается произведение с рассказа о споре ерша и карася. Карась чист душой, верит, что прожить в этом мире можно только правдой. Он не знает о существовании щук, рассказы о том, что рыбу едят монахи, считает неправдой. Герой наивно верит в равенство. О характере карася М

Салтыков-Щедрин говорит лаконично, акцентируя внимание на его «смирном» нраве. С иронией писатель замечает: «недаром его монахи любят»

Лежа в тине, карась любит думать о современном обществе, иногда его мысли очень даже смелые.

Противник карася в спорах– ерш. Эта рыба умеет вколоть не только плавниками, но и словами. Ерш тоже либерал, только в отличие от карася, он умеет воспринимать реальность трезво. Он прекрасно понимает, что такие рыбы как карась постоянно подвержены опасности: их и щука может съесть, и человек. Это ерш пытается доказать самому карасю, но попытки его тщетны.

О вольнодумном карасе узнает щука и приплывает к нему на диспут. Трижды карась вступает с ней в спор. В первый раз со встречи с хищницей он возвращается живым и невредимым, во второй – искалеченным, в третий щука его глотает. В последней сцене автор показывает, что щука никогда не станет доброй, ведь она хищник от природы. Никакие либеральные лозунги не смогут изменить ее натуру. К тому же щуку боятся, поэтому она всегда считает себя хозяином положения. Увидев, как хищница проглотила карася, никто не посмел осудить или упрекнуть, наоборот, рыбы справились о том, вкусно ли ей было.

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые слепо верят в свои идеи, не учитывая реального положения вещей.

Вариант 2

Сказка – самый интересный и яркий жанр фольклорной литературы. Это воплощение народной мудрости. В иносказательной и фантастической форме зашифрованы нравственные уроки. В старину говорили: «сказка ложь, да в ней намек»

Здесь особенно важно умение читать «между строк». Народные истории носят не только воспитывающий, обучающий, но и развлекательный характер

Авторские сказки обладают более четкими целями. Существуют даже терапевтические сказки, тонко воздействующие на психологию человека.

Особое место в русской литературе занимают сатирические сказки М. Салтыкова-Щедрина. Аллегорические образы которых носят социальный характер. Жизнь простого народа в России никогда не была легкой. А во второй половине XIX века была наиболее горька.

Салтыков-Щедрин написал большой цикл сказок, но они не для детей. Это жесткая и обличающая сатира. В каждых образах, даже самых мелких, угадываются определенные типы людей. Сюжет сказки «Как мужик двух генералов прокормил» фантастичен только на первый взгляд. Два человека, ничего не сделавшие полезного за свою жизнь, но дослужившиеся до генеральского чина, попадают на необитаемый остров. Автор показывает всю глупость высших чинов, отсутствие приспособленности к жизни. Генералы были уверены, что «булки на деревьях растут». И очень удивились тому, что еда до попадания на стол бегает, прыгает и живет. Но простые люди обязаны на высшие чины работать, их кормить. Генералы находят мужика, «лежебока», который «от работы отлыневает». Все в сказке доведено до абсурда. Полной неспособности генералов о себе позаботиться противопоставляются совершенно фантастические способности «мужика». Он и суп в пригоршне варит, и из собственных волос силок плетет, и корабль строит, доставляя своих подопечных прямо к их квартирам в Петербурге.

Поднимается также тема абсурдности прессы того времени. «Московские ведомости» пишут только о еде, обедах, званых вечерах. И все это читать очень не приятно. Чтобы сварить уху по новому рецепту, налима необходимо высечь, а в огромной рыбе, выловленной, приготовленной и съеденной был признан какой-то мелкий чиновник. Что тоже очень аллегорично.

В сказке «Дикий помещик» поднимается также тема «мужиков» и дворян, крестьян и помещиков. Барин не понимает, что крестьяне его кормят. И боится, что «мужик весь его хлеб приест». Поэтому просит Бога об избавлении от мужика. В следствии чего, дичает. Ведь сам он не способен даже умыться и одеться.

«Премудрый пескарь» повествует о людях, которые всю жизнь чего-то боятся. И живут как чеховский «человек в футляре», а точнее не живут, а существуют.

Фольклорный, сказочный жанр был необходим автору, чтобы избежать цензуры. Какой спрос со сказки? При этом достучаться, донести до людей истину в аллегоричной форме.

Портрет Салтыкова-Щедрина. Описание картины Ивана Крамского «Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина»

Для галереи Третьякова Иван Крамской по заказу выполнял серию работ в жанре портрета. Изображать на полотнах нужно было деятелей русской культуры. Неслучайно попал в этот список М. Салтыков-Щедрин – человек большого ума, писатель разножанровой литературы, в частности, сатирических обличительных произведений о событиях в обществе России.

С первого взгляда на портрет Щедрина бросается в глаза четкая контрастность лица и рук с пиджаком, фоном и столом, на который облокачивается писатель. Намеренно Крамской озаряет светлыми красками выражение лица с подробно изображенными мимическими движениями и сплетение рук, неспокойных, напряженных. Неравнодушная душа мыслителя читается в этих чертах, его обеспокоенность судьбой народа и личная ответственность за нее.

Работа над картиной была начата зимой 1877 года. Вскоре творение кисти было готово к представлению публике. Но Третьяков изъявил желание, чтобы портрет охватывал не только голову Салтыкова-Щедрина, но и кисти, ведь в начальной версии их не было. Портретист мастерски исполнил пожелание, и в 1879 году полотно поступило в галерею.

Фигура писателя изображена в кажущемся полном спокойствии, лишь во взгляде и подробно прорисованных деталях просматриваются бурные потоки движущейся души. Целью художника было показать образ глубоко мыслящего человека. И наряду с иными картинами в портрете Салтыкова-Щедрина реализовать задачу удалось великолепно.

Люди, знакомые с творчеством писателя, сразу узнают его на полотне по взыскующему взгляду, негодованию в слегка сдвинутых бровях и по огромной душевной силе. В облике деятеля культуры мы видим понимание жизни и несокрушимую волю. Великий русский публицист предстает зрителям человеком, целиком посвятившим собственную личность и время служению на благо общества.

Вариант 1

Сказки Салтыкова-Щедрина – это уникальное явление в русской литературе. Они отличаются своей остротой, сатирой и глубоким смыслом. В них автор раскрывает многие проблемы общества, показывает его недостатки и пороки. Одной из самых известных сказок является «Господа Головлевы» – история о богатой семье, которая живет в своем мире и не замечает бедных и нуждающихся.

В другой сказке «История о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает, как обман и ложь могут привести к успеху. Главный герой сказки, мужик, обманывает двух генералов, заставляя их платить ему за несуществующую работу. Таким образом, он становится богатым и успешным человеком.

Сказки Салтыкова-Щедрина не только развлекают, но и учат. Они показывают, что честность и правдивость – это главные качества, которые должны быть у каждого человека. Автор призывает к борьбе с пороками общества и к построению справедливого мира.

В целом, сказки Салтыкова-Щедрина – это настоящее сокровище русской литературы. Они не только ярко отражают жизнь и общество своего времени, но и остаются актуальными и сегодня. Эти сказки – настоящий урок для каждого человека, который хочет жить в мире и справедливости.

Вариант 2

Сказка “Пропала совесть” Салтыкова-Щедрина – это история о том, как главный герой, богатый купец, потерял свою совесть и стал жить только ради наживы. В сказке автор показывает, что жадность и безразличие к другим людям могут привести к гибели не только самого человека, но и его близких.

Первый абзац сказки описывает главного героя, купца, который был очень богатым и жил в роскоши. Он не заботился о других людях и думал только о том, как бы еще больше заработать денег. Купец был жадным и эгоистичным человеком, который не знал, что такое сострадание и любовь к ближнему.

Второй абзац рассказывает о том, как купец потерял свою совесть и стал жить только ради наживы. Он стал обманывать и крадет у других людей, не задумываясь о последствиях своих действий. Купец был готов на все, чтобы получить больше денег, даже нарушать законы и моральные принципы.

Третий абзац описывает, как купец потерял свою семью и друзей из-за своей жадности. Он стал одиноким и несчастным, но продолжал жить только ради денег. Купец не понимал, что настоящее счастье не в деньгах, а в любви и духовных ценностях.

Четвертый абзац показывает, что купец не остановится ни перед чем, чтобы получить больше денег. Он даже готов убить своего сына, чтобы унаследовать его богатство. Купец стал настоящим монстром, который не имел никаких чувств и эмоций.

Пятый абзац сказки описывает, как купец потерял свою совесть и стал жить только ради наживы. Он стал обманывать и крадет у других людей, не задумываясь о последствиях своих действий. Купец был готов на все, чтобы получить больше денег, даже нарушать законы и моральные принципы.

Шестой абзац рассказывает о том, как купец потерял свою семью и друзей из-за своей жадности. Он стал одиноким и несчастным, но продолжал жить только ради денег. Купец не понимал, что настоящее счастье не в деньгах, а в любви и духовных ценностях.

Седьмой абзац описывает, как купец попал в тюрьму за свои преступления. Он был лишен свободы и оставлен без денег и поддержки. Купец понял, что его жадность и безразличие к другим людям привели его к гибели.

Восьмой абзац показывает, что купец попытался изменить свою жизнь и стать лучше. Он начал заботиться о других людях и помогать им. Купец понял, что настоящее счастье не в деньгах, а в любви и духовных ценностях.

Девятый абзац описывает, как купец умер, не найдя никакого удовлетворения в своей жизни. Он оставил свою семью без денег и без средств к существованию. Купец понял, что его жадность и безразличие к другим людям привели его к гибели.

Десятый абзац заканчивает сказку трагическим концом главного героя. Он умер, не найдя никакого удовлетворения в своей жизни, и оставил свою семью без денег и без средств к существованию. Сказка “Пропала совесть” Салтыкова-Щедрина является уроком для всех нас, что жадность и безразличие к другим людям могут привести к гибели.

Сказки Салтыкова-Щедрина (сочинение)

Сказки Салтыкова‑Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также неслучайно. Сказка отличается иносказательностью, емкостью высказывания. Объем народной сказки тоже не очень большой, что позволяет сосредоточиться на одной конкретной проблеме и показать ее как бы через лупу. Мне кажется, что для сатиры сказка является практически идеальным жанром, поскольку даже эзопов язык совершенно не затрудняет прочтения и понимания «кто есть кто». Кроме того, иносказание помогает преувеличивать тот или иной порок, что ведет к ситуации гротеска. В свою очередь гротеск помогает взглянуть на проблему под другим углом и в увеличенном свете. Это помогает осознать всю нелепость ситуации.

Краткий сюжет

Пробегал главный герой — заяц мимо волчьего дома. Спешил он на свадьбу и на просьбу волка остановиться еще больше принялся бежать. Лишь за этот поступок хищник приговорил слабое лесное животное ждать под кустом своей участи — пока волк его не съест. Зайчик не стал ничего предпринимать в свое спасение он покорно сидел и ждал смерти. Все это время над его поведением откровенно насмехались волк с волчицей.

Всполошенные родственники переживали, что жених не явился на свадьбу и отправили брата невесты на его поиски. Тот нашел зайца под кустарником и стал рассказывать, про то, как зайчиха мучается и ждет его. Кум принялся уговаривать сбежать, но трусливый отказался, так как испугался. Попались они оба в лапы волка. Волчица принялась уговаривать своего мужа отпустить косого к невесте на несколько дней, чтобы у них появились зайчата, а кума оставить в заложниках.

Довольный и благодарный своим мучителям заяц со всех ног побежал к своей невесте свадьбу играть. Со всеми уговорами родни остаться, он не соглашается. Ведь слово дал, что вернется вечером. Конечно, ему было грустно и печально, но поменять уже нечего нельзя, надо спасать кума.

Домашнее задание., Написать продолже

41 стр., 20020 слов

Особенности использование волшебной сказки как средства формирования …

… особенности использования волшебной сказки как средства нравственного воспитания дошкольников в дошкольных образовательных организациях; осуществляется целенаправленная работа по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста средствами волшебной сказки; в … участие в добре и благополучии полезные действия и, наконец, формирование нравственной совести молодого человека. …

Чистая совесть — самая лучшая подушка.

Г. Ибсен

Среди огромного наследия Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. В них фантастика сплетается с реальностью, комическое соче­тается с трагическим.

Сказка «Пропала совесть» рассказывает о том, как изменилась жизнь, когда из нее пропала, исчезла совесть. Все вроде оставалось по-прежнему, но «в жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка».

Легче стало обманывать, хитрить, наушничать, пресмыкаться, ловчее стало подставлять ближнему ногу, удоб­нее льстить.

Обратите внимание

В сказке совесть превратилась в «негодную тряпицу», от которой каждый стремился поскорее избавиться. И еще Щедрин назвал ее «надоедливой приживалкой». «Что же произошло с людьми?» — спрашивает автор. И сам отвечает на свой вопрос: люди «остер­венели». Пошли грабежи и разбои, началось всеобщее разорение.

«Негодная тряпица» валялась на дороге, и всякий кому не лень отшвыривал ее от себя, пока эту ненужную вещь не поднял какой-то пропойца в надежде получить на шкалик. Поднял — и голова его прояснилась, а вся жизнь стала казаться «сплошным безобразным преступлением». Но, увы, от этого ему стало совсем тошно. И он сбыл эту обузу Прохорычу, который торговал в питейном заведении.

«Скверно спаивать бедный народ», — начала шептать ему совесть. Обезумевший кабатчик стал доказывать посе­тителям, что вино — источник всех их несчастий. Прохорыч уже собрался всю посуду перебить и вино в канаву вылить, но тут вмешалась его жена, которой не коснулась такая благодать, как совесть.

Выкрав у мужа совесть, она сунула обременительную тряпицу в карман квартального надзирателя по фамилии Ловец. Ловец, по выражению автора, был «малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно». А тут прошел по базару, ничего не взял, с пустыми руками вернулся домой. И все повторял одну фразу: «Перед лицом моей совести свидетельствуюсь…

» Ловец, раздав все деньги, просил прощения, привел нищих к себе во двор и велел накормить.

Проверив карманы пальто мужа, жена нашла грязную тряпицу — совесть. Положив

ее в конверт, она отправила совесть «финансисту и железнодорожному изобретателю»

Бржоцскому. Семья «финансиста» сидела за обедом, когда хозяин получил конверт.

Выход он нашел быстро: решил сделать пожертвование. Вынув щипчиками совесть,

Бржоцский переложил ее в другой конверт, добавил сотенную ассигнацию и отнес

знакомому генералу. Автор сочувствует совести, которая долго «шаталась» по белому

свету, и никто не хотел ее приютить, каждый только и думал, чтобы сбыть совесть с

рук. Взмолилась совесть и попросила самого бедного человека, который торговал

пылью в проходном дворе, найти маленькое дитя, может, он потом с совестью в люди

выйдет… Так все и произошло. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем

совесть. Щедрин заканчивает сказку обнадеживающими словами: «И исчезнут… все

неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распо­ряжаться всем сама».

Такова правда жизни в сказке Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». К сожалению, все, о чем рассказал автор, имеет продолжение и в нашей жизни. Смешного в сказке почти нет, а трагическое — в cамом названии. И нам бы всем над этой сказкой задуматься и понять: совесть пропала… — это трагедия и для человека, и для общества!

Сюжет сказки Игрушечного дела людишки

Человек, который ведет повествование в рассказе, частенько посещал город под названием Любезнов. Главой города являлся человек, занимающий эту почетную и ответственную должность на протяжении пятнадцати лет. Он привык держать все население под тотальным контролем, а благодаря его умению в управлении делами появилось множество мастеров и умельцев. Город получил известность и славу у соседних городов, а многие заезжали туда на пиры.

Ранее город называли Буянов, так как там жили пьяницы и гуляки, но, когда поменялся глава города, сменился и привычный ритм городской жизни, пропали алкоголики, а люди стали уделять время разным ремеслам и мастерству.

В этот раз рассказчик едет в гости к Никанору Сергеевичу, с которым познакомился недавно. Мужчина известен в широких кругах как мастер, профессионально изготавливающий механические игрушки. Он мог с их помощью изображать целые миниатюры и постановки из городской жизни. Его изобретения поражают повествователя в самое сердце, он восхищается, а в тоже время осознает, что люди в этом городе полностью зависят от его главы, человека, который управляет окружающими людьми как механическими куклами.

Сочинения по литературе: Чему научило меня произведение В.Астафьева «Царь-рыба» (сочинение)

Евгений Храмцов (группа 2 уровня)

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», – говорил главный герой знаменитого романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров. Но так ли это? Мастерская ли природа? И имеет ли право человек считать себя ее хозяином? Ответы на эти вопросы я нашел в произведении В.Астафьева «Царь-рыба».

«Царь-рыба» состоит из нескольких новелл, объединенных одним героем. Сам автор определил жанр своего произведения как повествование в рассказах. И эти одна за другой небольшие истории вливаются в единое повествование, идея которого – не человек хозяин природы, а природа – мать человека, и любое преступление против природы, против человека как ее сына обязательно будет наказано, за любые грехи придет час расплаты.

Центральное место в сборнике новелл занимает новелла «Царь-рыба». Неспроста именно ее название вынесено в заглавие всего произведения. Полная чувства глубокого уважения к природе, преклонения перед ее красотой и мудростью, она не может оставить равнодушным ни одного читателя. На каждого новелла в той или иной степени оказывает влияние, а возможно, у кого-то даже меняет мировоззрение. Я не стал исключением

Произведение изменило мое отношение к природе, напомнило о ее первостепенной важности в нашей жизни

Главный герой новеллы браконьер Игнатьич. Знаменитый на весь поселок рыбак, пользующийся уважением у окружающих, он обладал, на первый взгляд, неплохими человеческими качествами: «От людей не отворачивался, ко всем был внимателен, любому приходил на помощь». Но не умел Игнатьич проявлять тех же качеств по отношению к природе. Возомнив себя хозяином мира, он без капли сомнения и сожаления занимался браконьерством. Жадность, жажда наживы толкали его на преступление против природы.

Переломным моментом в судьбе героя стала охота на Царь-рыбу. Легенды о ней давно ходили по поселку, и Игнатьич, желая прославиться, выделиться среди остальных рыбаков, решил в одиночку вступить в поединок с Царь-рыбой. А ведь герой помнил слова дедушки о том, что лучше отпустить эту великую рыбу и жить дальше, но «забылся в человеке человек! Жадность обуяла его!». В поединке человека и природы ярко раскрывается позиция автора. Он изображает Царь-рыбу могущественной, умной, «редкостной», а Игнатьич предстает перед нами не человеком – зверем, который ни перед чем не остановится на пути к своей добыче. Однако победу одерживает именно Царь-рыба. Более того, она удерживает героя на грани жизни и смерти, заставляет задуматься о прожитых годах.

Анализируя прошлое, Игнатьич приходит к выводу, что много зла и подлости совершил. Особенно ему стыдно перед Глашкой Куклиной, которую он обидел, просто чтобы похвастаться перед мужиками, изобразить из себя мужчину, «познавшего грех». Бедная девушка ничем не могла ответить обидчику, молча снесла унижение, которое «не только душу, но и кости» опустошило ей. Но, как отмечает В.Астафьев, «природа… тоже женского рода», и у нее не дождаться за такой поступок ни прощения, ни пощады, а только наказания. И именно эта необычная Царь-рыба, символизирующая природу, выступила в произведении в роли вершителя суда над Игнатьичем.

И в то же время, я думаю, встреча с Царь-рыбой, для Игнатьича стала шансом начать новую жизнь, покаяться в совершенных грехах. Действительно, когда он просит прощения у природы, у Глаши, Царь-рыба отпускает его, освобождает его душу. Для героя начинается новый этап жизни.

Итак, прочитав произведение В.Астафьева «Царь-рыба», я еще раз убедился, что природа и человек – единой целое. Автор призывает нас прекратить беспощадную эксплуатацию и загрязнение природы, ведь это чревато непоправимыми последствиями. Призывает нас задуматься над своими поступками, помнить, что за все хорошее природа отблагодарит, но ведь и за все плохое – накажет. Природа- хозяйка всего живого на земле, она – наша «Царица».

О чем писал Салтыков-Щедрин. Политическая сатира в сказках писателя

И.С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова:

«В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьёзный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы».

Всё это абсолютно верно для сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки — это особый литературный жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях. В них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (Василиса Прекрасная, Иван-царевич, серый волк), художественные приёмы (фантастика, устойчивые обороты, присказки, устойчивые эпитеты, антитеза). Сказки Салтыкова-Щедрина имеют фольклорную основу — сказки о животных, но это только форма. По сути своей эти произведения являются политическими памфлетами.

Сказки о животных Салтыкова-Щедрина имеют литературных предшественников. Это не только русские народные сказки, где животные также зачастую изобличают социальные пороки. Схожий сюжет, например, в средневековом французском романе-фаблио «Роман о Лисе». Лис в этой истории — мелкий феодал. Он обманывает более крупных хищников — волка, медведя, льва, и тогда читатель сочувствует ему. Но когда Лис начинает обижать более слабых — кур, зайца, он получает заслуженное наказание.

Политические сказки Салтыкова-Щедрина ближе к басне. Как и в баснях, в сказках Щедрина есть мораль-заключение, все герои статичны (они являются воплощением тех или иных пороков, отрицательных черт человека), в них отсутствует образ положительного героя.

При этом сказки не просто изображают абстрактные пороки, как это было в нравоучительных баснях XVIII века, но они дают представление о реальной жизни России во второй половине XIX века. Сам Салтыков-Щедрин был уверен, что пишет на злобу дня. Он так об этом говорил:

«…Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности».

Действительно, многие описываемые им реалии ушли с исторической сцены. Нет крепостного права, правитель уже не имеет столько власти казнить и миловать, но до сих пор остались «премудрые пескари», жестокие хищные волки. Автор обычно тщеславен, но вряд ли Салтыков-Щедрин порадовался бы, узнав, что его сказки до сих пор более-менее отражают объективную современную уже нам, живущим столько лет спустя, действительность. Рассмотрим некоторые сказки более подробно.

Литературная деятельность поэта

В творчестве высмеиваются общественные традиции, «процветание» цивилизации, моральная «деградация» помещиков и многое другое. Но, чаще всего, «удар» приходится на правительство за кровожадность и оскорбления. А также и на крестьян за их трусость и молчанье. Сатира Салтыкова-Щедрина пронизана революционными настроями и наполнена публицистической направленностью. Он изображает всё происходящее в остром и критичном свете.

Писатель с помощью кратко написанных сказок собственного сочинения выражает мысли об укладе страны. Сказки Михаила Евграфовича показывают все беды и горести, происходящие вокруг. С их помощью сатирик борется с окружающим бесчинством.

Героями юмористических рассказов являются животные, напоминающие читателю людей. Они живут такой же непримечательной жизнью, как и люди: работают, читают газеты, получают зарплату и платят налоги. Это и придаёт некую изюминку его сказкам. Поэт подробно описывает жизнь животных, показывая трудности в России конца XIX века.

Почти все щедринские герои произведений носят «говорящие» фамилии:

  • Негодяев.
  • Угрюм-Бурчаев.
  • Перехват — Залихватский.
  • Василиск Бородавкин.
  • Прыщ.

Он с лёгкостью обходит суд цензоров, ведь все его революционные мысли были искусно завуалированы. Поскольку, большее количество его произведений — это сказки для детей, то никто не искал скрытого в них смысла, просто наслаждались чтением. Он использовал аллегорию при написании своих творений.

Сказка в стиле Салтыкова-Щедрина высмеивает всё самое неблагоприятное в человеке и обществе. Главный художественный приём автора — гротеск.

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 15.12.2023 11:27 20 Нерсесьян Эрик

проследить, как и под влиянием каких факторов происходит пробуждение Обломова, изменяется его

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 11:16 24 Ляпина Марина

Чому говорять що моріс де брасі не остаточно втратив поняття про лицарську честь​

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 11:07 26 Тиломуродов Сухроб

Есе на тему «Айвенго — справжній лицар» пожалуйста, как можно быстрее…

Ответов: 1

Литература 15.12.2023 11:03 11 Корейша Дмитрий

Сцени пов’язані з рабством «П’ятнадцяти річний капітан»​

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 10:41 28 Хан Токееш

Скласти кроссенс до роману Ю. Яновського «Майстер корабля>>​

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 10:16 11 Vtorushin Alex

Про які риси характеру Герди говорить той епізод, коли вона відмовляється залишитися жити в палаці?

Ответов: 1

Литература 15.12.2023 10:15 27 Дубля Даниил

Абетка персонажів 15річний капітан від А до Я

Ответов: 1

Литература 15.12.2023 10:00 14 Волков Михаил

До розділу, Театр корифеїв» скласти план.​ допоможіть будь ласка дуже срочно

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 09:46 11 Астраханцева Александра

Назвати 8 проблем які підняв карпенко карий у комедії хазяїн Срочно!

Ответов: 2

Литература 15.12.2023 09:07 27 Волк Рома

Складіть сенкан до образів двох героїв роману айвенго​

Ответов: 2

Популярные сегодня темы

Манилов – мужчина средних лет, у которого есть немалое хозяйство, с которым он управляется недостаточно хорошо и умело, отдавая всё управление на своего слугу.

Главной героиней пьесы выступает Катерина. Она рано вышла замуж. Она была воспитана по старым традициям, которые заключались в уважении и покорности своему мужу. К Тихону она испытывала только жалость.

Сказки о животных отличаются аллегоричностью. В них животные разговаривают, их поступки либо вскрывают пороки людей, либо, наоборот, высвечивают все лучшее, что накоплено в человеческих взаимоотношениях.

Каждый из нас иногда задумывается над тем, какую же профессию он выберет, когда вырастет. Кто-то хочет стать доктором и лечить людей, кто-то – космонавтом, чтобы полететь в космос, а я принял решение, что хочу стать полицейским.

Первая встреча с ведьмой. Пан просит Хому молиться над гробом.

Краткий анализ

Год написания – 1884

История создания – Сказка была создана в то время, когда писатель уже более 10 лет работал над циклом подобных произведений. Толчком к написанию произведения стали наблюдения за укладом общества.

Тема – В сказке можно выделить несколько тем: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Карась-идеалист» несложная. Традиционного фольклорного начала в ней нет. Автор сразу начинает рассказ с главного – споров карася и ерша. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Жанр – Сказка.

Направление – Сатира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: