5 фактов о Берлиозе
- Исследователи творчества Булгакова считают, что прототипом Берлиоза мог послужить один из двух человек: литературный критик Леопольд Авербах, глава литературной организации РАПП, или пролетарский поэт Демьян Бедный.
- Герой является однофамильцем известного французского композитора XIX века, Гектора Берлиоза. Этот выбор был сделан автором не случайно: в некоторых композициях Гектора Берлиоза есть связь с романом Булгакова. Например, третья часть «Фантастической симфонии», которая носит название «Сон в ночь шабаша».
- Название литературной организации, которой руководил Берлиоз — МАССОЛИТ — было создано по аналогии с объединением МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драматургии). МАССОЛИТ является пародией на реально существовавшие в 20-е — начале 30-х годов XX века литературные и драматические союзы (МАСТКОМДРАМ, РАПП, МАПП и пр.), которые были ориентированы на поддержку коммунистической идеологии в литературе и искусстве.
- Берлиоз — первый персонаж романа, который стал жертвой Воланда.
- Берлиоз получает страшное наказание — полное небытие — за свою самонадеянность, и полное безверие в существование жизни после смерти —
«каждому будет дано по его вере.»
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»
для самых компанейских —
Главные герои «Мастер и Маргарита»
для самых занятых —
Читательский дневник «Мастер и Маргарита»
2 вариант
Михаил Александрович Берлиоз – персонаж романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», который был первым наказан Воландом. Берлиоз погиб в самом начале романа, попав под трамвай, как и предсказал ему незадолго до этого Воланд.
Берлиоз погиб в расцвете лет. Портрет Берлиоза, данный в первом же абзаце романа, позволяет увидеть человека успешного, сытого и довольного жизнью. Он был чиновником новой советской формации, делом его службы была литература. Несмотря на то, что сам он был начитан на уровне энциклопедии, это не мешало ему редактировать художественный журнал и вершить судьбы современных литераторов. МАССОЛИТ, литературная ассоциация, давала ему возможность легко получать жизненные благ — занимать несколько комнат в квартире в центре Москвы на улице Садовой, дачу в литераторском поселке Перелыгино на Клязьме, ездить на воды и иметь домработницу.
Будучи генералом от литературы Берлиоз держится снисходительно-покровительственно с Иваном Бездомным, достаточно самоуверенно с Воландом. Он привык к тому, что все в его жизни налажено и распланировано, никаких необыкновенных явлений не происходит. Именно поэтому он, ничего не опасаясь начинает общаться с Воландом, который его даже заинтересовал в начале разговора. Сам Берлиоз в этой беседе на Патриарших прудах позиционирует себя как атеиста, утверждает, что всем на земле, включая собственную жизнь, управляет человек. Воланд доказывает Берлиозу ошибочность его взглядов, мистическим образом отправляя его под трамвай, где Берлиоз никак не предполагал оказаться в этот майский вечер.
Посмертная судьба Берлиоза оказалась менее удачной, чем земная. Сначала его ругали собратья по литературному цеху, дожидавшиеся его для проведения заседания, на которое он по понятным причинам не явился. Погибнув такой страшной смертью, Берлиоз еще и оказался «обокраденным покойником», так как из его гроба была украдена его голова. Это было дело рук помощников Воланда: у того на предмет использования головы Берлиоза были свои планы.
Читатель узнает из главы 23, что Воланд с Берлиозом, точнее с его головой, на балу продолжил беседу, незаконченную на Патриарших прудах из-за того, что председатель МАССОЛИТа побежал звонить в бюро иностранцев, чтобы донести на подозрительного, по его мнению, консультанта. Теорию Берлиоза о том, что после смерти человека ждет небытие, Воланд называет солидной и остроумной. Ей он противопоставляет другую: каждому будет дано по его вере.
Так как Берлиоз не верил ни в Бога, ни в Дьявола, по своей вере, точнее ее отсутствию, он получил в итоге небытие. А его голову Воланд превратил в чашу на золотой ножке, чтобы выпить из нее за главную утверждаемую им ценность – за бытие.
Булгаков неслучайно отправляет на смерть именно этого героя романа, другим в ходе действия отдав менее жестокие наказания от Сатаны. Берлиоз – функционер, олицетворявший для писателя тех «литературных генералов», которые в свое время ему не давали работать, всячески его травили и преследовали.
Характеристика персонажа
Михаил Афанасьевич Булгаков преподносит Берлиоза, как человека, умеющего сочувствовать близким. Будучи дядей покойного племянника своей жены, он искренне соболезнует членам семьи. Михаил Александрович — образованный, эрудированный, воспитанный мужчина, интересующийся трудами древних историков.
Писатель дает своему герою следующую поведенческую и личностную характеристику:
- любит много читать;
- имеет большие литературные заслуги;
- интересуется исключительно материальными благами, а не душевной красотой людей;
- не имеет своего мнения, убеждений, взглядов на жизнь;
- не верит в существование Иисуса Христа и дьявола;
- учит атеистским азам Бездомного (начинающего писателя стихотворений), которого звать Иваном;
- отличается остроумностью, красноречивостью;
- умеет хитрить;
- пытается подчинить (по приказу) всю литературу новой власти;
- нередко осторожничает.
Проживает литератор в центре российской столицы на Садовой улице. Просторное коммунальное жилье занимает 3 комнаты (кабинет, гостиная, столовая). По соседству с законопослушным гражданином проживает Степа Лиходеев. Домашними делами в квартире Берлиоза занимается домработница Груня. Также во владении председателя литературной ассоциации имеется элитная дача на Клязьме в поселке Перелыгино.
Что означает фраза о разлитом масле из Мастера и Маргариты?
Аннушка уже разлила масло – что это значит Великие литературные произведения всегда известны тем, что многие высказывания из них расходятся на цитаты.
Гениальный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» тоже давно «растащили на цитаты».Выражение об Аннушке, разлившей масло, именно оттуда.
История написания романа
Роман писался много лет, начиная с 1929 и вплоть до самой кончины писателя в 1940 году. Несколько раз менялся и перерабатывался. Название тоже много раз менялось, например, было такое – «Копыто инженера» или «Черный маг».
Черновик романа Булгаков сжег в 1930 году. В этот период литературная работа шла у него очень плохо: публикации прекратились, пьесы запрещались.
Тем не менее, само произведение осталось незавершенным, хотя это и не бросается в глаза.
https://youtube.com/watch?v=QlldtI6yyz8
Сюжет романа
Два московских литературных деятеля, поэт Бездомный и чиновник Берлиоз прогуливались майским вечером по Патриаршим прудам. Здесь они встретили странную компанию. Один из незнакомцев был похож на иностранца, что в те годы (в 30-е) в СССР было редкостью. Иностранец, назвавшийся профессором, завел с литераторами дискуссию о существовании Бога и дьявола.
По иронии судьбы или как уж там вышло, с дьяволом же никогда ничего не знаешь, сам Воланд и поселился в опустевшей без хозяина квартире.Там жил он сам, его свита, там же он провел грандиозный бал. За несколько дней, проведенных в Москве, Воланд со свитой успели организовать множество мистификаций. Некоторые оказались не совсем безобидными, понятное дело, речь ведь идет о самом дьяволе.
Естественно, ему и не поверили.Но несколько недобросовестных и нечистых на руку деятелей Воланд наказывает по справедливости. Он же помогает Мастеру и его возлюбленной покинуть этот мир, где они не нашли себе места и попасть в мир, для них предназначенный.
Аннушка, разлившая масло
Разговор об Аннушке, которая разлила какое-то масло, возник в 1 главе. Речь шла о том, что человек не может знать, своего будущего. Берлиоз утверждал, что он прекрасно знает. И Воланд задал ему провокационный вопрос: что он собирается делать. Не задумываясь, литератор ответил, что в 10 часов назначено заседание. И он там непременно будет.
На это Воланд возразил, что ничего не состоится. По причине, что Аннушка уже купила подсолнечное масло. И не просто купила, но уже и разлила. Естественно, собеседник ничего не понял, ведь Воланд и не пояснял.
https://youtube.com/watch?v=JtdVX6j1LtQ
Будучи дьяволом, он просто проник в процесс вещей и узнал, что соседка Берлиоза Аннушка сходила за подсолнечным маслом. А, возвращаясь домой, она нечаянно бутылку и разбила.
Масло вылилось на трамвайные рельсы. И именно в том месте, где Берлиозу нужно было идти.
Еще одна известнейшая фраза из романа – “рукописи не горят”. Воланд заинтересовался книгой Мастера и захотел ее прочитать. Но Мастер сказал, что сжег рукопись (в точности как и сам писатель поступил с первым вариантом произведения). На это Воланд ответил, что такого не может случиться. И его помощник Бегемот тут же показал всем присутствующим целую и невредимую рукопись романа Мастера.
Смысл фразы – мысль уничтожить нельзя.
Посмертная слава
Слава к Булгакову, как создателю «Мастера и Маргариты» пришла к нему, к сожалению, только после смерти, спустя многие десятилетия. С 60-х годов начали появляться напечатанные самиздатом (т.е. на печатной машинке) отрывки из «Мастера и Маргариты», полный вариант вышел за границей.
В СССР он был напечатан в 1973 году, и найти его тут же стало невозможно. Роман пережил пик популярности в 80-е – 90-е, тогда же многие фразы из него стали крылатыми.
Развитие горожан внутренне
В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова особое внимание уделяется внутреннему развитию горожан. Автор задается вопросом, изменились ли они внутренне под воздействием событий, происходящих в их жизни
Главным обличителем в романе выступает господин Воланд, который, несмотря на свою дьявольскую природу, творит благо во имя справедливости. Это подтверждается и эпиграфом к произведению. Встреча Воланда с литераторами МАССОЛИТа, такими как Иван Бездомный и Берлиоз, становится важным моментом в повествовании.
Берлиоз, будучи глубоко безнравственным человеком, пропагандирует безверие и погоню за материальными благами в умах советских граждан. Литераторы, включая Бездомного и Рюхина, увлечены только своими собственными интересами и завистливы. Им не интересно истинное творчество, их работы бездарны и пошлы, но соответствуют советской идеологии.
Однако появление истинно талантливого произведения, такого как роман мастера, вызывает обвальную критику со стороны литераторов и их попытки унизить и уничтожить инакомыслящего. Это является разоблачением порочного общества так называемых «деятелей литературы».
Таким образом, роман Михаила Булгакова показывает, что внутреннее развитие горожан оказывается под влиянием внешних событий и их отношения к искусству и литературе. Булгаков с помощью сатиры и мистики обличает советскую бюрократию, мир литературы и образ жизни обывателей, поднимая вопрос о ценностях и идеалах общества.
Булгаков, подобно Гоголю, в своих произведениях использует фантастику и гротеск, чтобы показать уродливые стороны советской действительности. В романе «Мастер и Маргарита» он изображает яркие типы, характерные для гоголевской традиции. Например, директор Варьете Степа Лиходеев — бездельник, дон жуан, карьерист и взяточник. Еще одним ярким персонажем является Н.И. Босой, председатель жилтоварищества, вор и мошенник, который хочет обмануть богатого иностранца и заполнить дыру в бюджете кооператива. Такие типы позволяют автору показать образы советского общества 30-х годов.
Еще одной характерной чертой времени является бюрократизм чиновников всех уровней власти. Булгаков высмеивает их в своем романе, особенно описывая заведующего Зрелищной комиссией, Прохора Петровича. Костюм этого человека чрезвычайно «руководит» учреждением, когда сам заведующий отсутствует, а когда он возвращается, он одобряет все действия своего заместителя. Булгаков также изображает служащих городского зрелищного филиала, которые работают очень мало и получают наказание за это. Это отражает типичные черты бюрократов-бездельников того времени.
Воланд, один из главных персонажей романа, задает вопрос о том, изменились ли горожане внутренне. Этот вопрос подразумевает, что возможно они изменились, но не к лучшему. В романе показано, как граждане жадно хватают все, что можно зацепить — деньги, товары в дамском магазине, и другие материальные блага. Эти ценности материального характера ярко выражены и несимпатичны автору. Обыватели этого времени сильно стремятся к наживе и Воланд даёт им урок добропорядочности в надежде, что они станут лучше. Таким же образом Булгаков хочет привнести изменения в умы своих современников и указать на более высокие ценности.
Истекшие десятилетия показали, что люди не изжили своих пороков, а потому роман «Мастер и Маргарита» читается очень современно. Общество осталось твердо в своих пристрастиях. Сатирические главы романа Булгакова демонстрируют скудность внутренней, духовной культуры советского гражданина: и чиновника, и деятеля искусства, и обывателя. Обличить порок, выставить его во всей неприглядности, уродливости – задача сатирика. Это служение своему Отечеству. Горький хлеб. Булгаков сполна испытал это на себе.
Причины смерти
Берлиоз является некой переходной стадией между прошлым и настоящим. Он не принадлежит ни той эпохе, ни этой. Поэтому смерть его была необходима в повествовании.
Согласно роману, Воланд наказывает Берлиоза за то, что он не верит в существование в Бога. Однако не только это становится причиной гибели героя.
Берлиоз говорит Воланду: «В нашей стране атеизм никого не удивляет, большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге». Эта фраза доказывает факт того, что Берлиоз действует по шаблону, который дала народу власть. М. А. Булгаков пытается показать, что это неправильно.
При разговоре с Воландом не только Берлиоз отмечает, что он атеист, но и Иван Бездомный. Почему же только Берлиоз был наказан смертью?
Связано это с положением Берлиоза в обществе. Он был председателем МАССОЛИТа, организации, которую высмеивает М. А. Булгаков. Берлиоз – довольно умный и образованный человек, однако не пользуется своим умом в повседневной жизни. Он занимается не тем, он занимается продвижением совершенно бездарной литературы, которая была выгодна для власти. Это стереотипное и шаблонное мышление, которое навязывалось со стороны государства, также послужило причиной смерти Берлиоза.
Гибель героя была не случайностью, а преднамеренным действием, которое меняет мировоззрение многих героев, в частности Ивана Бездомного, который из ученика Берлиоза превращается в историка, бросив писать никчемные стихи.
Одним из весьма интересных персонажей романа Михаила Булгакова (Мастер и Маргарита), является Берлиоз. Читатель знакомится с персонажем уже с самых первых страниц этого грандиозного романа. Это происходит на Патриарших, где Берлиоз и поэт Бездомный заводят весьма интересную беседу. Несмотря на то, что он был второстепенным персонажем, он играет очень важную и даже можно сказать большую роль в данном произведении. Михаил, так звали Берлиоза, критиковал произведение поэта Бездомного, тем самым он вызвал большое негодование со стороны юного талантливого писателя.
Внешность Берлиоза была не броской, обычный, ни чем не приметный мужчина, невысокого роста, к тому же немного полноват. Он тщательно старался прикрыть свою лысину, одевая, шляпы, с широченными полями. Ходил он обычно в костюмах, классического цвета, по внешности был интеллигентом.
Проживал этот персонаж в коммунальной квартире в самом центре Москвы. Квартира у него была просторная, и находилась довольно-таки в приличном состоянии. К сожалению у Берлиоза не было ни детей ни жены, он был абсолютно одинок. Официально в браке он состоял, но его дорогая супруга предпочла ему балетмейстера. Родных, которые находились бы по близости, у него тоже не имелось. Единственный человек, который был рядом с ним практически каждый день, была его домработница. Ее звали Груня, именно она тянула на своих хрупких женских плечах весь дом.
Михаил, был не только литератором в одном из Московских журналов, но и числился председателем ассоциации литераторов. Практически все его коллеги относились к нему с большим уважением.
Берлиоз стал первым персонажем произведения, который попал под руки Воланда. Произошло это именно в тот момент, когда они беседовали об Иисусе Христе с писателем Бездомным. Как рас в этот момент появился иностранец. Именно он предсказал Михаилу смерть от колес поезда. После его кончины, Воланд полностью пользовался его квартирой как своей. Именно в этой квартире Воланд приводил в реальность свои могущественные, коварные планы. Благодаря этому квартира приобрела для себя невыносимо страшную репутацию.
Автор произведения особо не выделял этого персонажа, но его история захватывает дух читателя. Особое чувство страха и жалости вызывает кончина Берлиоза, такой страшной и жестокой смерти не заслуживает даже самый плохой герой любого иного произведения.
Месть Воланда, смерть Берлиоза
После знакомства с иностранным гражданином, приехавшим в Москву, Миша слышит от гостя странные слова, звучавшие как предсказание. Воланд рассказывает литератору о гибели под трамваем. Это должно произойти перед отъездом в Кисловодск. Персонажу суждено поскользнуться и попасть на трамвайные рельсы прямо во время движения транспорта поблизости. Из-за своего атеизма Берлиоз отказывает верить в такое, поэтому герой не раздумывая, уходит. Страшно, что мнимое предположение дьявола в человеческом обличии обращается реальностью для героя.
Таким способом властитель тьмы решает наказать Михаила Александровича за атеизм, неверие в нечистую силу. Трагедия происходит на Патриарших прудах. Рука мужчины соскальзывает с турникета, нога скользит по разлитому Аннушкой маслу. Берлиоз падает под движущийся трамвай. Ему отрезает голову.
Во время сатанинского бала Воланд беседует с покойным литератором, рассуждая о существовании дьявола и Иисуса Христа. Действующие лица пытаются говорить спокойно и размеренно. Буквально несколько дней назад умерший рассказывал, что отрезание головы прекращает жизнь в человеке, обращающегося в золу. Пришедшие на бал гости выступают ярким примером, что утверждения мужчины были неверными.
Булгаков намеренно убивает своего персонажа. Руководитель ассоциации литераторов должен быть умереть, так как автор в целом высмеивает МАССОЛИТ. Происходит это из-за шаблонности мышления, беспрекословного подчинения героя власти. Это и приводит к тому, что председатель обзаводится роскошной (по тем меркам) дачей в элитном районе Москвы. Он заслужил расправу от кота Бегемота и Фагота, потому как лично говорит Воланду о своем всестороннем атеизме.
-
Эдуард мане презентация кратко
-
Правовое воспитание в школе и в семье
-
Статья в газету о проведенном мероприятии образец в детском саду
-
Охарактеризуйте место биологии в системе естественных наук кратко
- Правовая система франции во времена наполеона кратко
Председатель МАССОЛИТа
Берлиоз Михаил Александрович в «Мастере и Маргарите» выполняет важную функцию относительно авторского замысла. М. А. Булгаков высказывает свое отношение к литературному кругу того времени. Он высмеивает МАССОЛИТ (Мастерская социалистической литературы). Данную аббревиатуру писатель дал по аналогии с Мастерской коммунистической драматургии (МАСТКОМДРАМ), существовавшей в реальности. Здесь же автор отсылает читателя и к аббревиатурам РАПП, МАПП и к другим аббревиатурам, которые касались идеологии коммунистов.
Писатель показывает, что Берлиоз, который был непосредственным представителем МАССОЛИТа, живет так, как это было необходимо власти. Он не руководствовался своими взглядами и убеждениями, он говорит то, что было принято в обществе того времени.
И именно такие люди были в центре внимания. Берлиоз был довольно важным человеком в литературных кругах. И хотя его постоянно путают с композитором Берлиозом (который существовал в реальности), имя его было постоянно на слуху. Берлиоз определял литературную политику в Москве. А значит, там царили бездарные писатели и поэты. Литераторы, подобные Мастеру, были непригодны для власти. Задачей Берлиоза становится подчинить всю литературу новой власти. Именно поэтому с Мастером шла ожесточенная борьба, его произведения имели антипартийный характер.
Берлиоз, самостоятельно не занимаясь писательством, учит молодых литераторов, как правильно писать произведения. Именно в такой момент, когда Берлиоз критикует произведение Ивана Бездомного о Христе, персонаж встречается с Воландом. И знакомство с ним для Берлиоза было определяющим и трагичным.
Сочинение Самый комический эпизод в Ревизоре
Я считаю самым смешным эпизодом в этом произведении – то, как жили Хлестаков и его слуга до того счастливого для них случая, когда глупцы сами пришли молодого человека убеждать, что он для них очень важный гость.
С самого начала Осип очень комично рассуждает! В первую очередь, он ругает своего барина. При этом слуга-лентяй развалился на его кровати, а после ещё будет отрицать, что она измята! Так вот, он и рассказывает, какой хвастун и игрок его хозяин. Деньги все промотал, ему бы только выпендриваться. (И всё это оказывается правдой, ведь сам Хлестаков хотел бы ещё отыграться в карты, а ещё мечтает подъехать на шикарной карете к соседям, чтобы их впечатлить.) Ещё Осип предложил бы, если б его кто спрашивал, Хлестакову старшему всыпать мальчишке!
Два месяца они едут из Питера, что даже для той эпохи долго. Деньги все по пути промотали… Осип ещё и передразнивает хозяина, который всегда требует лучший номер и питание.
И сам Осип тоже любит покрасоваться. Вроде он и говорит от голода, что лучше бы сидеть в избе – на печке, жениться и есть пироги, но признаёт, что жизнь в столице ему больше нравится – за «обхождение галантерейное» (вместо галантного). Вспоминает о «кеятрах», где танцуют, почему-то, собаки… В кабак можно пойти, с красивой горничной пошутить, в повозке проехать и не заплатить. В общем, тот ещё мошенник!
После они забавно ругаются с самим Хлестаковым. Он не такой уж и уверенный – молодой. Просит пойти в буфет попросить обед, убедить и обмануть, но всё «чужими руками». После, когда приходит слуга из буфета, Хлестаков и его просит уговорить хозяина! А Осип с таким удовольствием передаёт злые слова буфетчика! И после единственный аргумент, чтобы им выдали обед – то, что им хочется есть, нельзя ведь голодным. А деньги что?.. И в лавках, видите ли, ничего не дают в долг! А с чего его должны были бы снабжать?! Но он считает, что это не он сам, а городишко – скверный. Ещё боится тут отощать, бедняга!.. Вообще, он почти всех вокруг презирает. Такого клоуна и мошенника местные чиновники себе взяли в «ревизоры»!
Но так им и надо, все они там друг друга стоят! Дальше тоже всё смешно, но эти эпизоды просто задают тон. Был бы ревизор честным или идейным человеком, так это было бы другое произведение – более серьёзное, а тут просто всё смешно. Но идея, критика, юмор, конечно, тут есть! А вот положительных персонажей нет, всем правильно досталось от автора!
Сочинение Берлиоз в произведении Мастер и Маргарита
В этом романе Михаил Берлиоз живёт не так уж долго. Собственно, с его странной смерти и начинается роман. Это тот самый, для кого Аннушка масло разлила. Но, конечно, его образ ещё много раз упомянут в романе – его похороны, похищение его головы, превращение его черепа в чашу.
Сам Михаил был важным и весьма самодовольным, как и многие москвичи в романе, человеком. Он возглавлял важную литературную организацию, считал, что играет важнейшую роль в этой жизни, что всё знает. Он взялся даже спорить с самим дьяволом Воландом, хотя и не зная, кто пред ним, о могуществе человека, об Иисусе. Он смеялся над аргументами ученого Воланда, что человек ничем особо не может распоряжаться, так как ничего не знает о своей судьбе. Ивану Бездомному он убедительно до этого доказывал, что образ богочеловека существует во всех культурах… Умничал, в общем. Показывал своё неверие.
Впрочем, нельзя отказать ему в интеллигентности, спор с иностранцем он вёл аккуратно, сдерживал возмущенного Ивана. Конечно, он не поверил в предсказания Воланда, а поспешил на собрание, которому не суждено было состояться.
Берлиоз – функционер, о котором особенно никто не жалеет. Все лишь удивляются и ужасаются странным обстоятельствам его смерти. Он плохо влияет на молодого «поэта» Ивана, но и на других тоже. Получается, что он гасит в них веру, убеждает отказаться от творческой свободы за материальные блага. Действует не хуже самого Воланда! Выполняет его работу…
Если о портрете, то персонаж этот был вполне себе функционер – упитанный и лысый. У него был приличный костюм, очки и шляпа. Ещё он был небольшого роста. У него была квартира, в которой и поселился после его смерти Воланд со свитой.
Самое страшное, что Берлиоза заставили увидеть, что существуют потусторонние силы, в которых он не верил. На балу Воланд оживил его голову… В глазах Михаила было страдание. И хозяин бала отправил его душу в «ничто», раз уж Михаил ни во что не верил.
«Мастер и Маргарита»
Берлиоз выглядит как человек маленького роста, темноволосый и лысоватый, лет сорока, упитанный и аккуратно выбритый, носит массивные очки в черной роговой оправе. По убеждениям Берлиоз атеист. Герой начитан, хорошо образован и не верит в бога и дьявола, чем гордится. Собственное отношение к христианской религии персонаж пытается привить молодому поэту Ивану Бездомному.
Берлиоз, Воланд и Иван Бездомный
В начале произведения Берлиоз прогуливается с Бездомным по Патриаршим прудам в Москве и делится с молодым коллегой воззрениями на религиозные вопросы и на то, как те должно отражать в литературе. За этой беседой парочку литераторов застает Воланд, который расспрашивает Берлиоза и, выслушав мнение, что человек сам управляется с собственной судьбой, тут же предсказывает Берлиозу скорую гибель. Что и происходит немедленно — Берлиозу отрезает голову трамваем.
Позже читатель видит отрезанную, но живую голову Берлиоза на балу Сатаны, где Воланд превращает эту голову в чашу и пьет из нее вино. Такая судьба постигает Берлиоза из-за того, что тот не верил в бессмертие души и считал, что со смертью для человека все заканчивается. Так и стало — лично для персонажа.
Кот Бегемот
Берлиоз — второстепенный персонаж романа, и биография героя детально не прописана. Известно, что Берлиоз жил на Большой Садовой, в доме номер 302 бис, в коммунальной квартире за номером 50. В этой квартире герою принадлежали три комнаты. Там же после гибели литератора поселился Воланд со свитой, так что квартира прослыла «нехорошей». Позже член этой свиты кот Бегемот устраивает в бывшей квартире Берлиоза пожар, из-за чего сгорает дом.
У Берлиоза была жена, которая сбежала с неким балетмейстером в Харьков, а детей не было. Единственным родственником, который претендовал на жилплощадь покойного Берлиоза, оказался дядя из Киева по фамилии Поплавский. В остальном вплоть до рокового вечера все у героя было неплохо. Отменное здоровье Берлиоза не доставляло персонажу проблем, дела профессиональные шли хорошо. Персонаж был неплохо обеспечен и держал домработницу.