Фамусовское общество в комедии “горе от ума” грибоедова: характеристика московского общества

Характеристика фамусова в комедии “горе от ума” с цитатами героя

Следующая цитата

Комедия «Горе от ума» была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10–20‑х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми «века нынешнего» и крепостниками, представителями «века минувшего», такими как П. Фамусов.

Черты характера и поступки

Несмотря на то, что Фамусов является образованным человеком, он предвзято относится к литературе, образованию. Не любит читать сам и против того, чтобы читала Софья.

«Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи прок-от не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится».

«Дались нам эти языки!

Бepeм же побродяг, * и в дом и по билетам, *

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам».

Фамусов — большой противник всего нового, прогрессивного и в распространении новаторских идей он во всём винит образование, науку.

«Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Забрать все книги бы да сжечь.»

Фамусов придерживается традиционных патриархальных взглядов, полагая, что учиться жизненной мудрости нужно у стариков.

«Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Фамусов очень дорожит родственными связями и всячески помогает продвигаться по службе лишь ближним и дальним родственникам. Исключение составляет только деловой Молчалин.

«… я перед родней, где встретится, ползком;

Сыщу её на дне морском.

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки;

Один Молчалин мне не свой,

Павел Афанасьевич считает, что для дочери он отличный пример для подражания.

«Не надобно иного образца,

Фамусов — эмоциональный, горячий человек, который может под воздействием эмоций совершать необдуманные действия.

«Да батюшка задуматься принудит:

Брюзглив, неугомонен, скор,

Сужу-с не по рассказам;

Запрет он вас, — добро ещё со мной;

А то, помилуй Бог, как разом

Павел Афанасьевич — раздражительный, вспыльчивый человек, привыкший вымещать своё раздражение на слугах, которых постоянно оскорбляет.

«Ослы, сто раз вам повторять. »

«Ты, Филька, ты прямой чурбан,

Фамусов — гостеприимный человек, но при этом не отличается щепетильностью при выборе окружения.

«Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнехонько, про всех готов обед».

Фамусов, будучи богатым, знатным человеком, ищет для Софьи подходящую партию. Бедный человек не сможет стать её мужем.

«Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звёздами, да с чинами,

А при звёздах не все богаты, между нами;

Ну, разумеется к тому б

Фамусов испытывает особое пристрастие к высоким чинам, и всячески старается окружать себя такими людьми.

«Низкопоклонник и делец,

Для Фамусова большое значение имеет, что о нём говорят люди, занимающие высокое положение в обществе.

«Ах! боже мой! что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!»

Помимо богатства, Фамусов высоко ценит приверженность старинным дворянским традициям.

«Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых, —

Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,

Пускай себе разумником слыви,

А в семью не включат. На нас не подиви.

Ведь только здесь ещё и дорожат дворянством».

Павлу Афанасьевичу нелегко дается роль заботливого отца. Он опасается, что претендентом на руку Софьи станет нищий Молчалин или своенравный Чацкий. Ни один из молодых людей не подходит под требования Фамусова в качестве жениха Софьи.

Тот нищий, этот франт-приятель;

Отъявлен мотом, сорванцом,

Что за комиссия, Создатель,

Быть взрослой дочери отцом!»

Фамусов — ветреный человек и не прочь приударить за хорошенькой служанкой Лизой.

«(Жмется к ней и заигрывает)

Ой! зелье, баловница.

Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!» (Действие I, явление 2)

Пустите, ветреники сами,

Опомнитесь, вы старики…»

Фамусов не любит работать, внимательно разбираться в документах. Всю черновую работу за него проделывает Молчалин, а Фамусов старается как можно быстрее подписать их и забыть.

Я только нес их для докладу,

Что в ход нельзя пустить без справок, без иных,

Противуречья есть, и многое не дельно.

Боюсь, сударь, я одного смертельно,

Чтоб множество не накоплялось их;

Дай волю вам, оно бы и засело;

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой».

Манера общения

Правила поведения в обществе также затрагиваются в комедии «Горе от ума». Образ Фамусова является воплощением всех русских помещиков, привыкших унижать и оскорблять слабых и бедных, льститься перед теми, кого они побаиваются или кто им выгоден. С мелким чиновником Павел Афанасьевич общается на «ты» и только высокомерным тоном. С влиятельными людьми он говорит заискивающе, прибавляет к словам частицу «с». Определенная речевая манера делает образ Фамусова в комедии «Горе от ума» реалистичным и правдивым, ведь именно так разговаривало все московское дворянство.

Грибоедов поставил себе цель разоблачить крепостническое общество, показать, куда их господство ведет Россию, и это у него получилось. Современники писателя, прочитав комедию, узнали события и факты, происходившие прямо на их глазах. Грибоедов ничего не приукрашивал, а реалистично изобразил дворянство начала XIX века. Фамусов и ему подобные активно выступали против просвещения и культуры, отказываясь от духовного и Подобная элита для России — это шаг назад. Это отлично понимал как Грибоедов, так и его современники.

— это произведение, где затронуты общественные проблемы, которые назревали в начале девятнадцатого века. Здесь затронуто столкновение старого и нового, прошлого и настоящего, века нынешнего с веком прошедшим. Вот как раз приверженность к старому, автор и сосредоточил в образе Фамусова.

Образ Фамусова

Фамусов в комедии — это реалистически созданный образ, который автор раскрыл со всех сторон. Грибоедов изобразил Фамусова и как чиновника, и как помещика, и как отца. При этом следует понимать, что таких староверов было не единицы. Ярых защитников крепостнического дворянства было предостаточно в начале 19 века, даже больше. Их количество превышало над количеством представителей передового дворянства. Поэтому с уверенностью можно сказать, что созданный образ Фамусова в Горе от ума является типичным для представителей московского дворянства.

Характеристика Фамусова Горе от ума

Итак, в своем кратком на тему Горе от ума, а вернее на тему образа Фамусова начну со знакомства с данным представителем крепостнического дворянства, со старовером Фамусовым. В своем сочинении по произведению Грибоедова следует сказать, что это один из главных героев. Фамусов богатый дворянин, чиновник, знатный человек. Он хорошо известен в знатных кругах, при этом является родовитым дворянином, у которого в родстве дядя Петрович, что был известен при дворе.

Описывая в сочинении образ данного героя, следует обратиться к содержанию его образа, и тут мы увидим, что он защитник старины, он защищает старые традиции и обычаи дворян. Он крепостник по убеждениям, считает что окружать его должны только родственники, чтобы порадеть родному человечку. Признает только богатеев, а со всеми, кто ниже его, не считается. Если говорить о его службе, то она для него не как долг гражданина, а как возможность получить чины, звания, медали, награды и деньги. Он служит по принципу угодить вышестоящим и выслужиться перед ними.

Разговаривает Фамусов с каждым героем по-разному, в зависимости от того, что его собеседник представляет в обществе. Так, если перед ним человек своего круга, то разговор будет заискивающим и льстивым, если перед ним какой-то мелкий чиновник, то с ним и на ты можно поговорить, а слугам и вовсе можно грубить.

С дочерью он также разный. Он может и пожурить, и приласкать, и упрекнуть и позаботиться. В молодом поколении Фамусов видит будущее, поэтому и считает, что образование не нужно, оно только вредит, а наилучшим образованием и примером может быть лишь то, что дают и чему учат родители. Так он говорит Софье, что для нее он является лучшим примером.

Если говорить о моральной стороне Фамусова, то и здесь нет особых требований, лишь бы было богатство. Есть деньги, значит и жених ты подходящий. Грибоедов в образе Фамусова очень удачно отразил и показал людей, против которых в свое время выступили декабристы.

Сочинение на тему: образ Фамусова в комедии Горе от ума

Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума»

Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение на тему: образ Хлестакова по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Образ и характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогают представить и понять идеологию общества того времени, суть конфликта поколений.

Вариант 8

Фамусовское общество, изображенное в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», является ярким отражением нравов и ценностей московского консервативного дворянства начала 19 века. Персонажи, представленные в комедии, и их поведение являются отличным примером смешного и критического изображения аристократического общества того времени.

Основные черты общества Фамусова заключаются в превозношении социального статуса, богатства и высоких чинов

Фамусов считает, что бедный человек не может быть хорошим женихом для его дочери, подчеркивая важность социального статуса и богатства. В его отношении к чинам и деньгам прослеживается цинизм и формализм

Таким образом, он подчеркивает важность внешних признаков успеха и статуса в обществе, не обращая внимание на духовные и моральные качества человека

Другой персонаж, Скалозуб, также является примером важности чинов и связей в обществе. Он достоин руки Софьи именно благодаря высокому чину и связям, а не из-за своих личных качеств

По сути, его счастье зависит от формальной стороны, а не от душевного истинного искреннего отношения.

Молчалин, также являющийся представителем аристократического общества, стремится к высокому чину и подчиняется формальным правилам, пока не имеет нужного статуса. Это говорит о том, что в обществе Фамусова приоритетными являются внешние обстоятельства, которые влияют на формирование отношений и статуса в обществе.

Вне сцены также прослеживается положительное отношение к знатности и богатству. Аристократическое общество, представленное в комедии, относится с презрением к низкому статусу, ожидая от незнатных и бедных людей услужливости и подчинения. Фамусов и его общество предпочитают праздничные банкеты и веселье, а заботы о службе сведены к минимуму. Это говорит о привилегированном образе жизни, который является ценностью в данном обществе.

Стоит отметить, что Фамусов и его общество представляют противостояние новым идеям. Они выступают против любых изменений в общественных взглядах, так как это угрожает их привычному образу жизни. Они придерживаются устаревших и аристократических взглядов на социальные вопросы, что в конечном итоге приводит к противоречиям и конфликтам в обществе.

Примеры нравов московского консервативного дворянства, представленные в комедии «Горе от ума», можно наблюдать и в реальной жизни. Даже сегодня существуют общественные группы, которые придерживаются устаревших взглядов на социальные вопросы и ставят в приоритет богатство, статус и предрассудки. Такие люди предпочитают формальные отношения и поверхностную оценку человека по его внешним признакам, не уделяя внимания его качествам и моральным ценностям.

В заключение, комедия «Горе от ума» является замечательным примером изображения фамусовского общества того времени. Через образы персонажей и их поведения, Грибоедов критически оценивает нравы и ценности московского консервативного дворянства. Общество Фамусова выступает в роли карикатуры, показывая ограниченность и устарелость их взглядов, которые не совместимы с новыми идеями и прогрессом. Таким образом, комедия актуальна и сегодня, напоминая о необходимости преодоления стереотипов и формальных отношений, чтобы ценить душевные качества и искренние отношения между людьми.

Мне нравится90Не нравится35

Рейтинг сочинений

406

167

102

85

55

54

37

30

Сочинение о фамусовском обществе

А.С. Грибоедов показывает широкую картину жизни 10—20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество.

Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания.

Представители фамусовского общества живут прошлым, свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам.

Фамусов говорит: “…у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат.

Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших “и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”.

А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла арапку — девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”.

Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”.

Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”.

Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”.

Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина.

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений…

Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская.

Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А.С. Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником “безумных дел и мнений”.

Это интересно: Краткое содержание На дне Горький для читательского дневника в 11 классе.

Отрицательные качества личности

Брюзгливость. Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.

Грубость. В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом. Здесь сама уравновешенность и скромность.

Громкие интонации. Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.

Сумасбродство. Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.

Льстивость. Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.

Ложное предпринимательство. Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, — делец. Любые средства хороши для достижения своих целей. Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.

Образ и характеристика Фамусова

В начале 19 века была написана одна из выдающихся комедий А. С. Грибоедова «». В этом сатирическом произведении показано столкновение старого и нового, века нынешнего и века минувшего. Новым поколением, в этой комедии, выступает Чацкий, а приверженцем старого – Фамусов.

Фамусов — вдовец, который воспитывает дочь Софью. Он богатый управляющий в Москве. Ему не нравятся просвещенные и умные люди. Свою дочь обвиняет в распущенности и считает, что она слишком увлечена чтением книг, которые только засоряют мозг и заставляют человека вольно мыслить.

Образование, по его мнению, также бесполезное дело. Фамусов убежден в бесполезности учености для семейной жизни. Для него важнее всего мнение общества, а не то, каким он является на самом деле.

Дворянское общество в те времена жило по законам молвы и слухов. Для них мнение людей было важнее совершенного греха. Фамусов строго следует своим принципам

Для него важно иметь знакомства только с нужными людьми. Они помогут ему извлечь свою выгоду

Он свободный человек и больше не хочет жениться, так как прежняя жена была ветрена. Свободный и богатый человек, но очень прыткий и неугомонный. Может заигрывать с женским полом.

Разговор Фамусова – это чистая русская речь. Это подтверждает его принадлежность к дворянству. В его речи часто встречаются просторечия и деревенские выражения, которые он любит употреблять. Однако его язык нельзя назвать скудным. Он любит традиции своего народа, говорит грамотно и понятно на своем языке.

10 стр., 4745 слов

Характеристика героев из произведения Горе от ума. 1. Фамусов …

… мир Фамусова и мир Чацкого. У Чацкого прогрессивные взгляды на жизнь, он активный деятель, мыслящий человек, а другой (Фамусов) – приверженец старых порядков, где в цене угодливость, лицемерие, чинопочитание, стремление стать «тузом». Скалозуб …

Иностранные слова редко, но появляются в его речи. Некоторые черты его личности заслуживают внимания: добрый нрав и гостеприимность. После смерти отца Чацкого, Фамусов взял его к себе и воспитывал как родного сына. К знатным особам высказывает свое почтение и встречает как родных. Прошлые воспоминания ценит и бережет как зеницу ока.

Фамусов полагает, что ученость вовсе не нужна, однако для своей дочери учителей находит, потому что образование ценится в обществе.

Отрицательных черт в образе Фамусова куда больше, чем положительных. Любит брюзжать и напрасно злиться. Грубо обращается с прислугой. Может обозвать непристойными словам. Знатных и богатых почитает, льстит им, как может. Сумасбродная и властная личность, зацикленная на своей исключительности.

Считает, что способность человека выслуживаться —хорошее качество, которое в дальнейшем может помочь завоевать авторитет и должность. К людям относится уважительно, только если они ему выгодны или имеют вес в обществе

Остальных не хочет удостоить своим вниманием, так как они бесполезны для него

Фамусов боится и избегает любых изменений. Его жизненная позиция — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек. В этом есть доля правды.

Фамусов – конкретный образ, который чётко сформулирован автором. Грибоедов отметил Фамусова в трёх видах: чиновник, помещик, отец. В образе этого человека сконцентрированы черты ярого защитника крепостного дворянства.

В высшем свете таких людей было много. Поэтому с уверенностью отмечают, что сформированная характеристика Фамусова в произведении считают основной для представителей богатого сословия тех лет.

Сочинение 2

Написание А. С. Грибоедовым своей известной комедии «Горе от ума» пришлось на начало 19 века. Это сатирическое произведение описывает последствия столкновения людей прошлого и нынешнего поколения. В роли нового поколения мы видим Чацкого, а сторонником прошлого выступает Фамусов.

Фамусову принадлежит важная роль олицетворения всех дворян того периода. У него была должность управляющего казенного дома в Москве, поэтому он был знаком со знатными людьми в обществе. Автор умышленно дал ему говорящую фамилию. Слово famus означает известность или знаменитость.

В произведении присутствует яркое подробное описание Фамусова Грибоедовым. Он был властным человеком, уверенным в своей неповторимости. У Павла Афанасьевича устоявшееся мировоззрение. Он уважает и придерживается былых традиций и обычаев. Что касается образования, то наш герой испытывает неприязнь к умным и образованным личностям. Он сравнивает учение с чумой. Но, несмотря на свои взгляды, он находит иностранных учителей, которые должны будут обучать его дочь Софью. И только потому, что этого требует общество. Он ругал дочь за то, что она любит читать. Фамусов считал, что это отравляет мозг. Превыше всего он ценит мнение окружающих, поэтому каждый свой поступок сопоставляет с общественным мнением.

Главной жизненной целью Фамусова является материальное благополучие и занимаемое место в обществе. Люди, которые прогибаются под давлением общества, чтобы достигнуть каких-либо высот, вызывают у него уважение. Гордецы, которые пытаются проявлять чувство собственного достоинства, могут рассчитывать только на его презрение. Общение с персонажами произведения различается в зависимости от звания собеседника. С высшими чиновниками он будет лебезить и изгибаться. Фамусов не считал нужным водить дружбу с бедными. Люди без чинов и званий будут удостоены только грубости и криков.

Создавая образ Фамусова, Грибоедов преследовал только одну цель – показать насколько устарели взгляды дворян и как сильно они укоренились в их головах. В произведении во всей красе были показаны жизненные принципы и стиль жизни помещиков того периода

Автор акцентировал внимание на том, что такие, как Фамусов не должны иметь возможность прийти к власти. Они не обладают нравственными качествами и могут служить только самим себе

Образ и характеристика Фамусова

Фамусов — вдовец, который воспитывает дочь Софью. Он богатый управляющий в Москве. Ему не нравятся просвещенные и умные люди. Свою дочь обвиняет в распущенности и считает, что она слишком увлечена чтением книг, которые только засоряют мозг и заставляют человека вольно мыслить.

Образование, по его мнению, также бесполезное дело. Фамусов убежден в бесполезности учености для семейной жизни. Для него важнее всего мнение общества, а не то, каким он является на самом деле.

Дворянское общество в те времена жило по законам молвы и слухов. Для них мнение людей было важнее совершенного греха. Фамусов строго следует своим принципам

Для него важно иметь знакомства только с нужными людьми. Они помогут ему извлечь свою выгоду

Он свободный человек и больше не хочет жениться, так как прежняя жена была ветрена. Свободный и богатый человек, но очень прыткий и неугомонный. Может заигрывать с женским полом.

Разговор Фамусова – это чистая русская речь. Это подтверждает его принадлежность к дворянству. В его речи часто встречаются просторечия и деревенские выражения, которые он любит употреблять. Однако его язык нельзя назвать скудным. Он любит традиции своего народа, говорит грамотно и понятно на своем языке.

Иностранные слова редко, но появляются в его речи. Некоторые черты его личности заслуживают внимания: добрый нрав и гостеприимность. После смерти отца Чацкого, Фамусов взял его к себе и воспитывал как родного сына. К знатным особам высказывает свое почтение и встречает как родных. Прошлые воспоминания ценит и бережет как зеницу ока.

Фамусов полагает, что ученость вовсе не нужна, однако для своей дочери учителей находит, потому что образование ценится в обществе.

Отрицательных черт в образе Фамусова куда больше, чем положительных. Любит брюзжать и напрасно злиться. Грубо обращается с прислугой. Может обозвать непристойными словам. Знатных и богатых почитает, льстит им, как может. Сумасбродная и властная личность, зацикленная на своей исключительности.

Считает, что способность человека выслуживаться —хорошее качество, которое в дальнейшем может помочь завоевать авторитет и должность. К людям относится уважительно, только если они ему выгодны или имеют вес в обществе

Остальных не хочет удостоить своим вниманием, так как они бесполезны для него

Фамусов боится и избегает любых изменений. Его жизненная позиция — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек. В этом есть доля правды.

Фамусов – конкретный образ, который чётко сформулирован автором. Грибоедов отметил Фамусова в трёх видах: чиновник, помещик, отец. В образе этого человека сконцентрированы черты ярого защитника крепостного дворянства.

В высшем свете таких людей было много. Поэтому с уверенностью отмечают, что сформированная характеристика Фамусова в произведении считают основной для представителей богатого сословия тех лет.

Павел Фамусов в пьесе Горе от ума

Фамусов в комедии играет важную роль, ведь он олицетворяет всех дворянин начала 19 столетия. Он хорошо известен в знатных кругах общества и занимает высокую должность – управляющий в казенном доме. Фамилия у Фамусова говорит сама за себя. Она произошла от слова famus – известный, знаменитый. Это не удивительно, ведь Фамусов очень известен в высшем свете.

Грибоедов очень ярко и детально описывает Фамусова в своем произведении. Павел Афанасьевич приверженец старого строя, он защищает старые традиции и обычаи, считает, что нужно уважать старину. Если рассматривать, как Фамусов относиться к образованию, то в комедии хорошо видно, что он категорически против образования.

Для него учение сопоставимо чуме. Однако наперекор своим убеждением Фамусов нанимает для своей дочери, Софьи, иностранных учителей, потому что так делают все. Для него ценно общественное мнение и он всегда переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе.

Павел Афанасьевич придает большое значение материальному положению и занимаемому место в обществе. Он уважает людей, который смогли подслужиться и согнуться в перегиб, чтобы получить высшие чины.

Фамусов считает «гордецом» тех, кто не хочет следовать этим традициям, ведь так «делали отцы». Разговор он ведет с каждым персонажем по-разному. Все зависит от того, какого звание у собеседника. Если перед ним кто-то из высших чиновников, то он будет льстить, а если ниже рангом, то он будет груб, а на слуг вовсе может заорать.

Главной задачей Фамусова, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», была показать все устаревшие взгляды дворянин и как глубоко эти привычки засели в их разумах. Грибоедов реалистично показал нам всю суть помещиков-крепостников начала 19 века. Фамусов и ему подобные чиновники не должны стоять у власти. Они безнравственные, а безнравственная власть способна служить только самой себе.

3 стр., 1112 слов

Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума

… фамусовского нрава Характерные особенности персонажей Фамусов — житель Москвы, представитель знатного дворянского рода. А Молчалин — провинциал из далёкой Твери. Отношение к карьере и деньгам Павел … для господина Фамусова. По … людям. Герои органичны для столичного общества. Достигают желаемого посредством службы в чиновничестве, не ограничивая себя в методах достижения цели. Помещик Фамусов … комедии …

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.

Полное имя — Павел Афанасьевич Фамусов.

Возраст — мужчина преклонных лет.

Род занятий — государственный чиновник, управляющий в казённом месте.

Семья — вдовец, дочь Софья.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства, принадлежит к высшей столичной знати.

Воспитание — традиционное для дворянских семей.

Образование — традиционное для дворянских семей.

Внешность — среднего роста, полноватый, седовласый мужчина.

Характер — живой, решительный, деятельный, лицемерный, услужливый.

Положительные черты — заботливый отец, ценит родственные узы, добрый.

Отрицательные черты — непостоянный, раздражительный, неугомонный, высокомерный, большой льстец, уважает лишь высокие чины и богатство, враг просвещения.

Произведение — «Горе от ума».

Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.

Образ Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов — яркий представитель русского барства, аристократической элиты с устаревшими патриархальными устоями. Это крупный чиновник, богатый дворянин, который превыше всего ценит положение в обществе, богатство, хорошие отношения с вышестоящими.

К своей работе на государственной службе относится несколько пренебрежительно. Его утомляет работа с бумагами, и зачастую он даже не вникает в суть дела. При этом Фамусов — человек деловой, вечно занятый, который много времени проводит на службе.

Павел Афанасьевич не видит никакой ценности в образовании. Более того, именно в просвещении он видит причину разного рода новшеств, реформ, перемен — всего того, что так его пугает. Он запрещает дочери читать книги, которые, по его мнению, развращают девушку.

Между тем, Фамусов — человек доброжелательный, гостеприимный, внимательный, который трепетно относится к прошлому, к укоренившимся традициям. Он искренне любит свою дочь, заботится о ней, однако его любовь эгоистична, и Фамусов не способен понять, что на самом деле сделает его дочь счастливой.

  • Конфликт живого чувства и семейной вражды в трагедии ромео и джульетта сочинение

      

  • Сочинение на тему спасибо нашим поварам

      

  • Сочинение аргумент из личного опыта

      

  • Сочинение по рассказу солоухина

      

  • Через тернии к звездам сочинение

Экранизации

«Горе от ума» – яркий пример классической драматургии. Пьеса ставится в драматических театрах и никогда не использовалась как материал для кинематографа. Публика видела только телевизионные постановки спектакля по произведению Александра Сергеевича Грибоедова.

Михаил Царев в роли Фамусова

Первая версия представлена публике в 1952 году. Это спектакль Малого театра СССР в постановке Сергея Алексеева и Виталия Войтецкого. Роль Павла Фамусова в нем досталась Павлу Зубову.

Вторая телепостановка продемонстрирована зрителям в 1977 году модернизированным Государственным академическим Малым театром. Режиссерами выступили Владимир Иванов и Михаил Царев. В образе Фамусова на экране предстал сам Михаил Царев.

Прототип героя

О прототипах героев «Горя от ума» в литературе достаточно материала, но с его достоверностью можно поспорить. В сочинениях, письмах и рукописях драматурга на этот счет не существует никаких сведений. А те, что содержатся в воспоминаниях современников, часто противоречат друг другу или переданы из вторых и третьих рук. Кюхельбекер, друживший с Грибоедовым, по этому поводу писал, что поэт, создавая персонаж, «не был намерен писать подобные портреты: его прекрасная душа была выше таких мелочей».

Единственно, на чем основываются современные историки, называя прототипом Фамусова дядю Грибоедова, это на фрагменте записи поэта, где он дает меткую характеристику своего родственника.

В поколении Алексея Федоровича, господствующем четверть века назад, прекрасно сочетались «пороки и любезность, рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства», жизненных принципов и достойной цели. Дядя Грибоедова когда-то храбро сражался с турками, а потом вынужден был пресмыкаться перед случайными людьми в столице, а когда вышел в отставку, жизнь ограничилась обильной едой, охотой и сплетнями.

Нравоучения дяди типа «я, брат!..» так похожи на слова Фамусова: «мы, например…». К А. Ф. Грибоедову относятся и слова Чацкого, обращенные к Фамусову: «Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных, дитем возили на поклон».

Несколько интересных сочинений

  • Вся жизнь Николая Васильевича стоит неким особняком в русской классической литературе, творчество автора не стало исключением. Его произведения будто уносят читателя за грань привычного мира и погружают в неведомый

  • В рассказе А. П. Платонова «Сухой хлеб» повествуется о жизни семилетнего мальчика Мити в послевоенное время, у которого из родственников осталась лишь мать. Когда наступило лето – пришла засуха.

  • Лето — это замечательная пора года, время отдыхать, веселиться и радоваться солнышку. Но в деревне — это время работы и труда. Ведь именно на лето, приходится самая тяжелая работа.

  • Наша страна, я вижу, уважает своё прошлое, живёт настоящим, но, конечно, устремлена в будущее. В очень хорошее будущее.

  • Цыплаков В. Г. Большинство своих картин писал с прекрасных русских пейзажей, создавая чудесные полотна с изображением времен года, погоды и замечательной природы.

Олицетворение барской Москвы

В комедии первая столица России является олицетворением старинного уклада жизни, формировавшегося веками. Блеск и роскошь ассоциируются в первую очередь с минувшими временами Екатерины II. Этот век и считает идеальным Фамусов. Характеристика героя хорошо укладывается в значение его фамилии, которую Грибоедов выбрал для персонажа не случайно. «Фама» по-латыни означает «молва». Молвы, огласки, чужих досужих разговоров и боится Павел Афанасьевич. У него две «страшилки»: «как бы чего не вышло» и «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна»

Однако важно ещё одно значение фамилии «Фамусов». Характеристика персонажа как человека известного, пользующегося влиянием, уважением в обществе, тоже ему соответствует

Недаром перед героем заискивают, его покровительства ищут, а ко мнению прислушиваются. По замыслу Грибоедова, именно Фамусов (характеристика его в комедии доказывает это) олицетворяет собою старинную барскую Москву: хлебосольную, любящую погулять, посплетничать, соблюдающую этикет и внешние правила приличия, хранительницу домостроевских, патриархальных, самодержавно-крепостнических традиций.

Фабула и сюжет

Напомним для начала, что такое фабула и сюжет. Это важнейшие литературоведческие понятия, без знания которых невозможно проанализировать ни одно Фабулой принято называть череду событий, сменяющихся одно другим по ходу содержания. В комедии это утро в доме Фамусова, случайное столкновение его со своим секретарём в апартаментах Софьи. Затем ещё более неожиданный приезд в Москву Чацкого, его визиты, разговоры с Афанасием Павловичем, попытка выяснить, кто стал удачливым соперником. Наконец, бал, кульминация всех интриг и хитросплетений, слухи о том, что Чацкий сумасшедший. Разочарования Софьи, ужас Фамусова и бегство молодого «карбонария» вон из Москвы. А что касается сюжета и конфликта, то их связывают, по сути, два персонажа: Чацкий и Фамусов. Характеристика их и поможет определиться с основными параметрами произведения. Разберёмся подробнее, что же представляет собою последний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: