Представители русского классицизма
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трёх штилей», которая явилась, по сути, адаптацией французских классических правил к русскому языку.
Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не преходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
Русский классицизм не стал калькой с французского, со временем он приобретает самобытные черты:
- источником вдохновения становится не античность, а национальная история и фольклор;
- очень популярны жанры сатиры и оды: критиковать и восхвалять — традиционная русская забава;
- тема патриотизма проходит красной нитью через все произведения эпохи.
Ярчайшие представители классицизма в русской литературе — М.В.Ломоносов, создавший теорию «трех штилей», на долгое время определившую развитие отечественной литературы,
А также Д.И.Фонвизин, написавший первые в России бытовые комедии «Недоросль» и «Бригадир», Г.Р.Державин, последний русский классицист и первый русский поэт.
Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов.
Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин).
Ломоносов создает свою теорию русского литературного языка с опорой на опыт греческой и латинской риторики. М. В. Ломоносов использовал учение о трёх стилях для построения стилистической системы русского языка и русской литературы.
Три «штиля» литературы в стиле классицизма по Ломоносову |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
ода |
элегии |
письма |
героические поэмы |
сатиры |
песни |
трагедии |
драмы |
комедии |
ораторская речь |
эклоги |
басни |
похвальные надписи |
дружеские сочинения |
эпиграммы |
Церковно-славянские + русские слова |
Русские слова с примесью старославянской лексики |
Русские слова + простонародная лексика |
Державин пишет «Анакреонтические песни» как сплав русской реальности с греческими и латинскими реалиями, отмечает.
Роль классицизма в формировании литературного вкуса у учащихся 8 класса
Классицизм в литературе – это течение, которое возникло в XVII-XVIII веках и преобладало в Европе. Оно применяло определенные идеалы и правила в создании литературных произведений. Классицизм стремился к гармонии, ясности и сдержанности в выражении мыслей. В этом контексте классицизм играет важную роль в формировании литературного вкуса у учащихся 8 класса, помогая им развивать свои литературные навыки и вкус.
Одна из важнейших задач классицизма – это воспитание эстетического чувства у читателей. Ученикам 8 класса предлагается читать произведения классических авторов, которые соответствуют принципам классицизма. Это помогает учащимся понять и оценить высокие художественные ценности и элементы стиля таких произведений. Чтение классических произведений также закладывает основы культуры и эрудиции учеников, расширяя их возможности для анализа и интерпретации текстов.
Классицизм в литературе также развивает у учащихся 8 класса умение строить логическую и последовательную структуру текста. Как правило, классические произведения характеризуются ясностью и четкостью изложения мыслей. Чтение и анализ таких произведений помогает учащимся осовременить правила построения текста, активизирует их творческое мышление и развивает способность выражать свои мысли точно и ясно.
Классицизм также способствует формированию у учащихся высокого критического мышления и способности анализировать литературные произведения. Учащиеся 8 класса изучают классические произведения, в которых присутствуют конкретные правила литературного искусства. Это позволяет им анализировать, обсуждать и оценивать произведения, а также осознавать роль классических принципов в создании литературы разных эпох.
Взаимодействие с классицизмом позволяет учащимся 8 класса лучше понять элементы стиля, использованные в произведениях, их символичность и значимость. Читая произведения, написанные в классическом стиле, ученики улавливают его черты и ассоциируют их с особым стилем. Это позволяет им более глубоко погрузиться в художественный мир произведений и развивать свою воображение и творческую интуицию.
Таким образом, классицизм играет важную роль в формировании литературного вкуса у учащихся 8 класса. Чтение и анализ классических произведений помогает развить эстетическое чувство, умение строить логичные структуры текста, критическое мышление и аналитические навыки. Взаимодействие с классицизмом способствует погружению учеников в художественный мир произведений и развитию их творческого потенциала.
Критика
Роман «Театр» оценивался и оценивается критиками крайне позитивно. Теодор Драйзер, будучи современником Моэма, искренне восхищался творчеством автора, фактически возводя его в статус гения. Книга не очень объемная, но вмещает в себя множество ярких моментов, от которых складывается прекрасное впечатление быстро прожитой незаурядной жизни, полной любви и уважения к себе самому. Противоречивым является то, что после прочтения в душе творожистым осадком селится мысль о том, насколько часто люди в повседневной жизни играют роль, «надевают маску». Произведение мотивирует на пусть даже незначительный, но самоанализ. Таково и творчество Сомерсета Моэма в общем.
Классификация жанров литературы
Классицизм разложил по полкам хаос литературных жанров
Правда, пристальное внимание было уделено поэзии и драме, проза не очень интересовала поклонников античности. Для каждого жанра определялся достойный выбор темы и героев, а также языковые нормы
К высоким жанрам относилась королева драмы — трагедия, испытавшая небывалый расцвет в эпоху классицизма, эпические поэмы и торжественные оды. Персонажи здесь сплошь героические, события исторические, темы жизненно важные, философские.
Герой ставится перед выбором между долгом и личными интересами, и от этого выбора зависит, хороший ли перед нами персонаж или так себе. Естественно, истинный герой выбирает служение отчизне и долг.
Низкие жанры — сатира, басня, комедия. Персонажи здесь попроще, события описаны заурядные, а темы — волнующие обычных торговцев, буржуа, ремесленников. В произведениях низких жанров уместен разговор о чувствах и пороках людей.
И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства.
Вариант 2
«Горе от ума» — одно из самых выдающихся произведений русского классицизма.
Но несмотря на то, что «Горе от ума» в школьной практике причисляют к произведениям классицизма, оно имеет черты и других направлений. Причём существуют различные точки зрения на этот вопрос. Так, Т. Кравченко в статье «Нечто большее, чем картина нравов» утверждает, что соблюдение норм классицизма в комедии только формально. Многие исследователи заявляют, что это не классицизм, а лишь пародия на него. В. Н. Орлов в послесловии к книге «Горе от ума» говорит о том, что Грибоедов — настоящий художник-реалист. А некоторые критики выделяют не только классицистические и реалистические черты, но и черты романтизма.
Поэтому нельзя однозначно сказать, что произведение Грибоедова относится к такому направлению литературы как классицизм. Однако рассмотрим все его признаки, проявившиеся в комедии.
Главным для классицизма является принцип трех единств. Грибоедов соблюдает единство времени: действие начинается рано утром, заканчивается на рассвете следующего дня, то есть проходят ровно сутки. Соблюдено и единство места: все события происходят в доме Фамусова. На первый взгляд единство действия тоже соответствует нормам классицизма, так как главный конфликт — социально-политический. Однако Чацкий приезжает в дом Фамусова не для того, чтобы вступить с обществом в полемику, а для того, чтобы просить руки у Софьи. Тут уже прибавляется любовный конфликт, который существует самостоятельно, а не подчинен другому конфликту.
Другим признаком классицизма являются говорящие фамилии.
Фамилия представителя века минувшего, в доме которого происходит действие, производится от греческого «fama», которое обозначает «молва». И правда, всему фамусовскому обществу характерны слухи и различные толки. А общественное мнение чуть ли не главное для представителей этого общества.
Но если для анализа фамилии Фамусова необходимо знать происхождение, то фамилия Молчалина без излишеств говорит сама за себя. Это человек, привыкший молчать и «не сметь свое суждение иметь».
Более сложной является фамилия Чацкого. Без истории создания произведения непонятным является ее значение. Первоначально фамилия звучала как «Чадский», которая образована от слова «чад». Он разочарован в обществе, в котором он когда-то рос и как бы находится в чаду непонимания и своих переживаний.
Указывающей на значение образа является фамилия Репетилова, перевод которой означает «повторять». У него нет своего мнения, он может лишь копировать чужие поступки и выдавать чужие размышления за свои.
Деление героев на только положительных и на только отрицательных — ещё одно правило классицизма. В произведении оно реализуется частично. На первый взгляд можно сказать, что к отрицательным героям относится все фамусовское общество, а положительный герой — Чацкий. Но в том же Фамусове необходимо отметить и положительные черты: он хороший отец, очень любит дочь Софью, а также очень хозяйственный.
Чацкий — герой-резонер, противопоставленный всему обществу. Данная черта является одним из признаков литературы классицизма. Именно в его речах видна позиция автора, что также характерно для классицизма.
Таким образом, «Горе от ума», соединяя в себе черты разных направлений, все же базируется на принципах классицизма: единство места и времени, говорящие фамилии, формальное разделение героев на положительных и отрицательных, главный герой — резонер и носитель авторского мнения.
Особенности
Сатира
Одной из особенностей классицизма (особенно характерной для России) является развитие сатирического направления.
Сатира — форма обличительной поэзии, где целью критики была не человеческая личность, а ее пороки.
В этой связи образы не обладали индивидуальностью, а представляли собой некие архетипы, наиболее характерные для целевой аудитории. Кроме того, сатирики считали своей задачей просвещение и нравоучение, поэтому, чтобы добиться большего эффекта, изобличали пороки, используя приемы сарказма и иронии.
Национальные образы
Несмотря на ориентацию на античное искусство, классицистические авторы использовали национальные образы. Это связано с тем, что произведения должны быть близки широким массам, отражать местный колорит, а в героях люди должны узнавать себя и своих соседей. Именно так авторы достигали своих целей: указывая на недостатки одних, они подталкивали остальных не повторять ошибок, а следовать чувству долга и голосу разума.
Патриотический пафос
Идеал писателей-классицистов — гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями злонравия и тирании. Такому человеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить свои чувства долгу. Стремительное развитие идея патриотизма получила в русском классицизме после Отечественной войны 1812 года.
Ода
В рамках классицизма ода как жанр высокой торжественной поэзии получила особое развитие, так как в то время в искусстве было провозглашено торжество общих интересов над личными. Поэтому ода отвечала задачам эпохи лучше, чем любой другой жанр. Массовый интерес могли вызвать лишь те переживания автора, в которых отражались события глобального масштаба.
Ода является жанром строгой формы и строится из трех частей: «приступа» (представления темы), рассуждения (развитие темы с помощью образов) и краткого, но эмоционально сильного заключения.
Черты классицизма в комедии Горе от ума Грибоедова
Литературный стиль в форме классицизма представляет собой изображение идеально-прекрасных событий, способствующих совершенствованию человеческой духовной жизни, и придерживается определенных правил в виде триединства (места, действия, времени), гармонии и соразмерности глав, логической стройности, ясности и четкости языкового описания, постоянства характеристик персонажей.
При создании пьесы писатель лишь частично использует традиционные каноны классицизма, изменяя по собственному авторскому замыслу его основные принципы.
Во-первых, при построении композиционной структуры правило трех единств соблюдается только в отношении места и времени, то есть события разворачиваются в одном и том же месте и в одно и в тоже время. Тогда как единство действия преображается автором использованием в комедии двух сюжетных конфликтов в виде любовной линии и социально-общественной. Кроме того, в финале пьесы в отличие от установленных правил классицизма порок оказывается непобежденным добродетелью.
Во-вторых, писатель частично изменяет классицистическое правило разделения персонажей произведения на отрицательных и положительных, наделяя героев пьесы как негативными, так и хорошими качествами. Примером этому служит образ Фамусова, который представляет не только чванливым и лживым чиновником, но и любящим родителем, заботливым отцом.
В-третьих, по установленному закону классицизма содержание произведения определяется в соответствии с его жанром, то есть в случае создания пьесы в виде комедии произведение должно иметь юмористический, либо сатирический, либо фарсовый характер. Однако грибоедовская комедия изменяет данному принципу, поскольку автор вводит в содержание пьесы помимо комических мотивов, драматические сюжетные элементы.
В-четвертых, писатель отходит от традиционной композиционной структуры сочинений классицизма, создав пьесу не из трех или пяти частей, а написав комедию, состоящую из четырех действий. Тем самым автор совершает новаторство в современной художественной литературе, поскольку, взяв за формальную основу классицистические принципы написания произведений, привносит в собственную пьесу многочисленные обновления, которые не только не портят произведение, но и наполнят его повествование социально-психологическими оттенками в сочетании с иронией и юмором.
Понятие классицизма
Классицизм — художественный стиль в европейской культуре периода XVII-XIX веков.
Появление классицизма как направления в искусстве относят к XVII веку. Он сформировался во Франции на волне возрастания критики абсолютизма под влиянием идей Просвещения и философии рационализма Рене Декарта, который возводил человеческую личность в статус высшей ценности бытия.
Основным конфликтом в рамках классицизма стал конфликт страсти и разума, где именно разум всегда должен выходить победителем. Образы лишены индивидуальных черт, они отражают устойчивые социальные и духовные характеристики, не являющиеся уникальными для какого-либо конкретного времени. Целью классицизма является построение лучшего общества.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Что касается пионеров классицизма в рамках различных литературных направлений, то традиционно выделяют следующих представителей:
- Франсуа Малерб, поэзия. Будучи одним из ключевых лиц французской поэзии того времени, Малерб не стал основателем поэтической школы. Однако его вклад в развитие французского языка и поэзии велик: он провел реформу языка и стиха. Первая подразумевала очищение французского языка от греческих и латинских заимствований, архаизмов, провинциализмов и ориентацию на речь широких слоев населения Парижа, то есть отказ и от региональных диалектов. Для поэтического языка он выдвинул три требования: чистота (отказ от внедрения всех подряд слов), ясность (у каждого слова должно быть строгое значение) и точность (нужно писать так, чтобы язык нельзя было не понять).
- Пьер Корнель, Жан-Батист Расин, драматургия. Стали основателями французской национальной трагедии как литературного жанра, строили свои произведения на основе конфликта между общественным долгом и личными страстями.
- Жан де Лафонтент, басня.
- Никола Буало-Депрео, сатира.
- Жан Батист Мольер (Поклен), комедия.
В России классицизм начал развиваться после реформ Петра I. М.В. Ломоносов адаптировал правила французской поэтики к русскому языку и выдвинул теорию «трех штилей», различающую высокий, средний и низкий стили в литературе. Особенностью русского классицизма является большая распространенность жанров, требующих от автора оценки действительности: комедия, сатира, басня, ода.
Основные черты классицизма
Художественный стиль зародился в Европе в XVII веке. В основе классицизма лежат идеи античности, которые заключаются в стремлении к идеалу и торжеству разума. Положительный классицистический герой всегда умён, патриотичен и благороден. В своих поступках он руководствуется разумом, долгом и честью, а не чувствами.
Классической чертой стиля является культ разума. В основе этого принципа лежит философское учение Декарта — рационализм. Поэтому в произведениях часто звучит идея французских революционеров «свобода, равенство, братство». Образованность и общественные ценности авторы ставят превыше старых феодальных порядков и монархических традиций.
Основные принципы классицизма представлены в таблице:
Характеристика | Основные черты |
---|---|
Главная ценность | Человеческий разум |
Взаимоотношение личности и государства | Гражданский и патриотический пафос |
Характеры героев | Есть чёткое деление на положительных и отрицательных персонажей. Главный герой является образцом для подражания. |
Основные жанры | Трагедия, ода, басня, комедия, эпопея |
Композиция | Строгая структура. Произведения состоят из 3 или 5 частей. |
Характеры персонажей
Главный герой произведения полностью соответствует принципам классицизма. Литературные критики называли Александра Андреевича Чацкого необычным резонером и предшественником «нового человека». Он обладает выдающимися умственными способностями, благородностью и искренностью. Эти качества помогают герою адекватно оценивать «загнивающую» культуру московского дворянства и политическую обстановку в стране. Свою точку зрения он безуспешно пытается доказать другим персонажам. Для Чацкого вопросы чести и гордости всегда первичны. Разум преобладает над эмоциональной составляющей.
А. С. Грибоедов наделяет героев комедии «говорящими» фамилиями:
- Фамилия Фамусов происходит от французского fama. Слово переводится, как молва.
- Молчалин не высказывает своего истинного мнения, предпочитая отмалчиваться.
- Скалозуб, напротив, часто злорадствует.
- Прототипом Чацкого был русский философ Пётр Чаадаев. Автор лишь слегка изменил оригинальную фамилию.
Признаки классицизма в «Горе от ума» при описании характеров остальных персонажей проявляются не в полной мере. К примеру, Фамусова нельзя однозначно отнести к отрицательным героям. Несмотря на консервативные взгляды, он является примерным мужем и отцом. Софья не отличается незаурядными умственными способностями, но не желает зла окружающим.
Еще статьи по пьесе Горе от ума:
- Сочинение на тему «Почему Чацкий обречен на одиночество»
- Характеристика Софьи Павловны Фамусовой в комедии «Горе от ума»
- Композиция и жанр произведения Грибоедова «Горе от ума»
- Рецензия и отзывы о комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Характеристика Скалозуба в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Обзор книги Грибоедова Горе от ума для читательского дневника
- Сочинение на тему «Чацкий — борец или жертва»
- Графини Хрюмины в пьесе «Горе от ума», образы и характеристика героинь
- Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Основной конфликт комедии «Горе от ума»
- Образ Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Образ и характеристика Загорецкого «Горе от ума»
- Сочинение достойна ли Софья любви Чацкого?
- Характеристика фамусовской Москвы в комедии «Горе от ума»
- Характеристика образа Лизы в пьесе Грибоедова «Горе от ума»
Социально-политический конфликт
В произведениях классицистов разум и рационализм всегда побеждает невежество. Чацкий действительно выглядит умнее и благороднее других героев. Автору удаётся высмеять лицемерное дворянское общество. Но финал комедии «Горе от ума» нетипичен для классицизма. Торжества разума в конце произведения не наблюдается. Разочарованный в Софье и всём светском обществе, Чацкий спешно покидает столицу.
Некоторые литературные критики полагают, что в своём произведении Грибоедов сделал лишь пародию на классицизм. В комедии наблюдаются характе́рные черты романтизма и реализма, поэтому пьесу нельзя отнести к одному направлению в литературе. «Горе от ума» является образцом мастерского смешения разных художественных стилей.
В чем смысл книги?
Сомерсет Моэм наглядно демонстрирует ряд проблем, центром которых является главная героиня. Будучи молодой, она тщится завладеть сердцем своего мужа, который, по ее мнению, ее не любит. Детально описан путь, который прошла Джулия, чтобы достигнуть того успеха, плоды которого она заслуженно пожинала в дальнейшем. После медных труб всеобщего признания и воды смирения с невыразительным характером мужа, судьба преподносит ей новое испытание – любовь к молодому бухгалтеру, который, сперва покорив героиню своим поклонением, использует ее богатство, влияние, любовь, пытается продвинуть Эвис на сцену посредством воздействия на главную героиню. Но Джулия и тут вовремя приходит в себя. Она задета в своих лучших чувствах: мало того, что ее предает любимый, так он еще и пытается пошатнуть ее позицию на сцене ее же театра!
Театр для Джулии – вся ее жизнь. Она играет всегда и везде, игра становится частью ее самой. Ее сын Роджер говорит, что не знает, какова героиня на самом деле, потому что его мать играет в жизнь, она — это и есть её бесчисленные роли. И порой он боится заглянуть в пустую комнату, куда она только что вошла, опасаясь, что никого там не увидит.
В финале романа Джулия приходит к единственному главному выводу о том, что самое главное в ее жизни – она сама, ее актерская игра. Сидя в ресторане после сокрушительной победы над Эвис и ее любовником, она приходит к выводу, что Роджер был не прав, что ее «многоликость» и есть она сама, что актерские роли – символы того хаоса и беспорядка, который зовется жизнью, и лишь символ реален. То есть фактически в своем романе Моэм противопоставляет действительность и искусство, отдавая предпочтение последнему.
Автор прекрасно понимает женщину, что также является особенностью его творчества. Все свои произведения он обязательно разбавляет юмором, что, однако, в той же степени находит отражение и в его жизни, поскольку в «Подводя итоги» он много об этом говорит и выводит, что с юмором в принципе легче жить.
Жанровое деление
Для классицизма характерно деление на жанры. К высоким жанрам относят оду, трагедию и эпопею. К средним жанрам относят драму и элегию. К низким жанрам относят комедию, сатиру и басню.
Рис. 1. Жанры классицизма.
Высокие, средние и низкие жанры имеют особенности языка. Для высоких жанров характерно использовать церковно-славянские слова. Средние жанры наряду с общеупотребительной лексикой используют и славянизмы, и просторечия. Для низких жанров позволительно использование просторечных выражений.
Черты классицизма так или иначе связаны с жанровой спецификой. Высокие жанры подразумевали рассмотрение жизни знатных людей, которые являлись служителями Отечества: князья, цари, полководцы и др.
Жизнь дворянского сословия – характерные темы средних жанров.
Низкие жанры, кроме дворян, рассматривали и жизнь простых людей, даже слуг знатных людей.
Каждый жанр имеет ряд признаков и черт, смешение которых в классицизме недопустимо.
Про черты классицизма произведения Горе от ума
Комедия «Горе от ума» создавалась А.С. Грибоедовым в период, когда в литературе основным направлением был классицизм, хотя уже появились и другие направления. Это оказало влияние на пьесу Грибоедова: в ней наряду с классическими чертами присутствуют черты реализма. Рассмотрим, как в комедии проявляются черты классицизма.
Для классицизма главным принципом драматургии является соблюдение единства времени, места и действия. Действие происходит в течение одного дня (главный герой Чацкий появляется утром, а покидает дом ночью, на рассвете следующего дня) в доме Фамусова. А принцип единства действия автор нарушает. В классических комедиях оно строилось на одном конфликте, а у Грибоедова их два – любовный и общественный. И оба они связаны с Чацким. Любовный конфликт завязывается в самом начале комедии. Чацкий оказался в доме Фамусова ради Софьи. Он и не думает вступать в борьбу с представителями фамусовского круга. Когда Чацкий узнает, что Софья не отвечает ему взаимностью, он пытается выяснить, кто ее избранник. А поскольку Чацкий имеет свои убеждения, взгляды на многие жизненные вопросы, ему так или иначе приходится выступить против устоев «века минувшего». В момент осуждения Чацким фамусовского общества любовный конфликт переходит в общественный. Ради этого конфликта и была написана комедия. Обе линии взаимодействуют друг с другом. Кульминация всех конфликтов – обвинение Чацкого в сумасшествии. Развязка общественного вынесена за рамки пьесы.
У героев Грибоедова «говорящие» фамилии. Одно из значений фамилии Фамусова – знаменитый, известный (он действительно известный человек в кругу московского барства); фамилия Чацкого напоминает фамилию Чаадаева; Молчалин – человек, привыкший молчать и не иметь собственного мнения; Репетилов повторяет чужие высказывания и выдает за свои – репетирует свою жизнь; князья Тугоуховские глухи к чужому горю.
Еще одна черта классицизма: любовный треугольник. Имеются «обманутый» отец, сообразительная служанка, помогающая влюбленным. Традиционная схема распределения ролей. Но в пьесе есть и отступления. Служанка Лиза частично выступает вторым резонером: раздает меткие характеристики героям, комментирует происходящие события. Чацкий – одновременно и герой-любовник, и резонер, так как он во многом – выразитель мысли самого автора.
Таким образом, несмотря на то, что в комедии «Горе от ума» есть присущие классицизму черты, Грибоедов ввел в нее черты нового направления – реализма – с целью изобразить современную ему действительность. Ему удалось создать уникальное произведение, в котором сочетаются традиционные и новаторские приемы.
Экстерьер направления классики: сооружения
Внешние признаки классицизма в архитектуре ярко выражены, их можно выявить при первом взгляде на здание.
- Конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной и арочной формы. Композиции чётко спланированы, соблюдается строгая симметрия.
- Формы: чёткая геометричность, объёмность и монументальность; статуи, колонны, ниши, ротонда, полусферы, фронтоны, фризы.
- Линии:строгие; регулярная система планировки; барельефы, медальоны, плавный рисунок.
- Материалы: камень, кирпич, древесина, лепнина.
- Крыша: сложной, замысловатой формы.
- Преобладающие цвета: насыщенные белый, зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой, золотой.
- Характерные элементы: сдержанный декор, колонны, пилястры, античный орнамент, мраморная лестница, балконы.
- Окна: полукруглые, прямоугольные, удлинённые вверх, скромно оформленные.
- Двери: прямоугольные, филенчатые, часто украшены статуями (льва, сфинкса).
- Декор: резьба, позолота, бронза, перламутр, инкрустация.
Схема строения зданий эпохи классицизма
Влияние классицизма на развитие литературы
Классицизм в литературе был историческим периодом, который оказал огромное влияние на развитие европейской и русской литературы. Он зародился во Франции в конце 16 века и продержался до середины 18 века, став одним из ведущих культурных направлений. Движение классицизма пропагандировало идеалы гармонии, пропорций и строгости, которые были характерны для античной культуры.
Одной из основных черт классицизма в литературе была строгая форма и ясность выражения. Авторы старались следовать определенным канонам и правилам в построении текста. Таким образом, классическая литература стала более четкой и организованной.
Влияние классицизма на развитие литературы проявляется в нескольких аспектах:
- Стиль. Классическая литература отличается точностью и ясностью, понятной структурой и аккуратным оформлением. Тексты классических произведений были написаны на литературном языке, избегая ненужных излишеств и свободных форм.
- Тематика. Классическая литература сосредоточилась на вечных, универсальных темах, таких как любовь, смерть, верность, мораль и добродетель. Авторы старались создавать примеры героев, которые следуют определенным этическим нормам и правилам.
- Образы. Классическая литература создает идеальные образы героев, которые обладают особыми качествами, такими как величие, благородство, мудрость. Герои часто являются аллегорическими, символизируя определенные идеи и идеалы.
Одним из ключевых моментов развития классицизма в литературе было возрождение античной культуры и вклад ее ценностей в создание новых произведений. Авторы классического направления полагали, что знание классической литературы может служить образцом для подражания.
В целом, классицизм оказал значительное влияние на развитие литературы, сформировав множество норм и правил, которые применялись в течение длительного времени. Однако со временем классицизм уступил место новым литературным течениям, идеям и стилям, но его влияние можно отследить и в современной литературе. Классицизм принес вклад в развитие художественного слова и формирование литературных традиций.
Анализ романа Моэма Театр
При рассмотрении истории создания произведения следует учитывать несколько моментов, первым из которых является сам театр и его актеры того периода времени, являющиеся небожителями, вызывающими неподдельный интерес зрителей. Также отмечаются схожие характерные черты писателя и его главной героини, также являющейся француженкой. Кроме того, первой любовью автора, по словам историков, являлась молодая актриса.
Роман представляет собой повествование о личностных переживаниях главной героини, а также о ее средневозрастном кризисе и жизненных перипетиях в виде любовного треугольника, театральных страстей.
Главная героиня произведения представляется в образе Джулии Лэмберт, талантливой, состоятельно, успешной актрисы, не нашедшей своего счастья в личных отношениях, переживающей кризис среднего возраста. Джулия совместно с супругом является собственником театра, где представляет собой исполнительницу всех главных ролей.
Мужем главной героини является Майкл Лэмберт, отличающийся спокойствием, здравомыслием, умело построившим собственное будущее в виде собственного театра, где он числится главным режиссером.
Супруги имеют взрослого сына Роджера.
Кроме того, героями романа являются Томас Феннел, изображенный в образе молодого бухгалтера, нанятого Майклом с целью наведения порядка в счетах, влюбившего в себя Джулию для последующего умелого использования ее в собственных целях, а также Эвис Крайтон, представленная в образе начинающей актрисы, в которую влюбляется Томас.
Отличительной особенностью романа является раскрытие в нем ряда проблем, центральное место в которых занимает главная героиня, которая в молодости стремится завоевать любовь собственного супруга, затем проходит нелегкий творческий путь, завоевывая успех и известность. Однако на этом ее жизнь не заканчивается и к ней приходит последняя любовь в лице молодого бухгалтера, использующего ее состояние, влиятельные связи для продвижения своей возлюбленной, начинающей актрисы.
Главная героиня стойко выдерживает все выпавшие на ее долю испытания и приходит к осознанию, что единственными смыслом ее жизни является театр и ее актерские роли, в которых проявляется ее многоликость, являющиеся символами жизненного хаоса и реального беспорядка.
Смысл. Писатель пытается изобразить противопоставление действительности и искусства, которому отдает свое авторское предпочтение, прекрасно понимая причины поступков женщины, являющейся истинным служителем театра.
Критика. С момента своего выхода в печать роман подвергается позитивно настроенной критике, несмотря на свой небольшой объем, вместивший многочисленные яркие моменты, складывающиеся при прочтении в быстро прожитую незаурядную жизнь, полную любви, уважения.
Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении человеческой жизни и являющейся, по авторскому мнению, театральной сценой, на которой каждый играет собственную роль.