Характеристика гурова из рассказа «дама с собачкой»

Краткое содержание

Характеристика дамы с собачкой

Техническая сторона

Анализ «Дамы с собачкой» показал, что это обычный рассказ — небольшой по объему и количеству описываемых явлений. Героями являются уже полностью сформировавшиеся личности, у которых есть устоявшийся взгляд на мир. История персонажей имеет свое начало и конец и наиболее емко раскрывает характер действующих лиц. Все действующие лица описаны «смазано», кроме главных героев.

На протяжении всего произведения автор использует литературный язык, показывая этим интеллигентность главных героев и принадлежность к «высшему обществу». Чтобы точно выразить переживания персонажей и их душевное состояние, Чехов применяет описание пейзажей.

Сюжет рассказа «Дама с собачкой» по главам

«Дама с собачкой» Чехов краткое содержание с описанием каждой главы:

Глава 1

«На набережной появилось новое лицо: дама с собачкой» – белым шпицем. Дмитрий Дмитрич Гуров, который жил в Ялте уже две недели, решил познакомиться с ней.

Гуров женился, когда был еще студентом 2‑го курса «и теперь жена казалась в полтора раза старше его». Она была «солидная» и называла себя «мыслящей», много читала. Дмитрий же «считал ее недалекой», «неизящной» и не любил бывать дома. Он ей давно начал изменять, и вообще о женщинах отзывался плохо, называя их «низшей расой», но все же не мог прожить без них и двух дней. В его наружности и характере было нечто, что «располагало к нему женщин, манило их».

Встретив в саду даму с собачкой, Гуров завязал разговор. Он рассказал, что москвич, «по образованию филолог, но служит в банке». От Анны Сергеевны узнал, что она выросла в Петербурге, но вышла замуж в С., где живет уже два года, и что скоро в Ялту должен приехать ее муж (она даже не могла вспомнить, кем он служит).

Глава 2

«Прошла неделя после знакомства». Во время одной из вечерних прогулок Гуров неожиданно обнял Анну Сергеевну и поцеловал в губы. «Пойдемте к вам… – проговорил он тихо».

Анна Сергеевна «к тому, что произошло, отнеслась <…> точно к своему падению». Женщина считала, что теперь Гуров перестанет ее уважать, и случившееся ужасно: она обманула не мужа, а саму себя. Однако хотя ее муж честный человек, но он «лакей». Анна Сергеевна призналась, что вышла за него в 20 лет только из любопытства.

«Потом каждый полдень они встречались на набережной, завтракали вместе, обедали, гуляли, восхищались морем». Вскоре от мужа Анны Сергеевны пришло письмо: он заболел и просил жену как можно быстрее вернуться. Гуров провожал ее до самого поезда. Дмитрий Дмитрич думал, что закончилось «еще одно похождение или приключение», после которого останутся только воспоминания.

Глава 3

Вернувшись домой, Гуров постепенно «окунулся в московскую жизнь». «Его уже тянуло в рестораны, клубы, на званые обеды, юбилеи». Ему казалось, что через месяц он забудет о курортном романе, но воспоминания «разгорались все сильнее».

Гуров стал плохо спать, он понял, что ему надоели и дети, и банк. В декабре на праздниках он, сказав жене, что едет в Петербург, поехал в С. к Анне Сергеевне.

Гуров поселился в гостинице и узнал у швейцара, где живет фон Дидериц. Дмитрий Дмитрич нашел дом Анны Сергеевны. Как раз против дома тянулся забор, серый, длинный, с гвоздями». «От такого забора убежишь», – думал Гуров.

Он подумал, что ее муж сегодня дома, поэтому долго ходил по улице около забора, положившись «на случай», а после вернулся в номер. Вечером Гуров решил пойти в театр на представление «Гейша» в надежде встретить Анну Сергеевну там. И действительно, она пришла.

Рядом с Анной Сергеевной был «очень высокий и сутулый» молодой человек, вероятно, ее муж. Когда в антракте он ушел курить, Гуров подошел к Анне Сергеевне и поздоровался. «Она взглянула на него и побледнела» в испуге.

Женщина поспешила к выходу, он за ней. Остановившись у узкой лестницы, Анна Сергеевна призналась Гурову, что все время думала о нем. Дмитрий Дмитрич привлек женщину к себе и стал целовать. Испуганная Анна Сергеевна попросила Гурова немедленно уехать, пообещав, что сама приедет в Москву.

Глава 4

«И Анна Сергеевна стала приезжать к нему в Москву. Раз в два‑три месяца она уезжала из С. и говорила мужу, что едет посоветоваться с профессором насчет своей женской болезни, – и муж верил и не верил». О встречах Анны Сергеевны и Гурова никто не знал.

Как-то, по дороге к Анне Сергеевне, Дмитрий Дмитрич провожал дочь в гимназию. Мужчина думал о том, что у него две жизни: та, «которую видели и знали все, кому это нужно было», полная обмана, и «другая – протекавшая тайно». Он считал, «что у каждого человека под покровом тайны проходит его настоящая, самая интересная жизнь».

Гуров застал плачущую Анну Сергеевну, которая была расстроена из-за их тайных отношений. Обнимая женщину, он увидел себя в зеркале – его голова уже начинала седеть, он «подурнел» за последние годы, но только сейчас «полюбил, как следует, по‑настоящему – первый раз в жизни». Они любили друг друга «как очень близкие, родные люди», «им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга».

«И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко‑далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».

Заключение

В рассказе «Дама с собачкой» Чехов по-новому раскрывает характерную для его творчества тему «футлярности». Главные герои словно меняют один «футляр» – семейную жизнь с нелюбимыми людьми, на другой – тайные встречи и невозможность открыто заявить о своих отношениях.

Вдали от Москвы

Чехов приступает к повествованию без лишних вступлений. Уже в первом абзаце появляется молодая женщина, прогуливающаяся по ялтинской набережной с Следом за ней — главный герой, которого дама весьма волнует. Его образ вырисовывается на протяжении всего рассказа и только в конце приобретает четкие очертания. А начинается все с изображения жены Гурова (такова фамилия персонажа, то есть человека, которого заинтересовала дама с собачкой).

Анализ героев рассказа лучше начинать с описания нелюбимой супруги. То, какой она предстает в глазах своего мужа, является ключом в раскрытии главных образов в произведении. А видит он ее узкой, недалекой и суровой. Сама жена Гурова, разумеется, о собственной персоне иного мнения. Страдая феминистическими идеями, которые вошли в моду среди скучающих, но деятельных дам на рубеже веков, она называет себя «мыслящей». Это крайне раздражает Гурова, равно как и ее манера называть его Димитрием. А потому он и изменяет ей довольно часто. И оттого ему так хорошо вдали от нее, от дома, от Москвы.

Тема, идея и проблематика произведения

Второстепенные персонажи

Есть в рассказе и герои второго плана. Чехов дал им следующее описание:

  1. Супруга Гурова — женщина средних лет, отличительные черты: высокий рост и темные брови. Это умная и думающая натура. Дмитрий Дмитриевич считает, что она некрасива и глупа. По сути, они чужие друг другу люди, хотя имеют трех общих детей.
  2. Муж Анны Сергеевны — простой служащий, его уважают в обществе. Это честный, но совершенно бесхарактерный мужчина. Супруга относится к нему, как к лакею из-за его взглядов и принципов. Главная героиня понимает, что сделала ошибку, согласившись на брак, так как не испытывает к нему никаких чувств.

По мотивам произведения был снят художественный фильм. Гуров, сыгранный Алексеем Баталовым, полюбился многим телезрителям. В роли Анны выступила актриса Ия Саввина. Рассказ Чехова вдохновил многих художников написать портрет «Дамы с собачкой».

О героях

При анализе «Дамы с собачкой» может сложиться впечатление, что никого из персонажей, кроме главных действующих лиц, в рассказе не существует. В этом есть доля правды. Автор специально выделил лишь двух героев, которые способны измениться под благотворным влиянием любви.

Чехов таким образом пытается акцентировать внимание на том, что люди в обществе не понимают друг друга, более того, они потеряли свои уникальные личности. Даже в огромной толпе сложно обнаружить присутствие человека

В рассказе описывается только два второстепенных персонажа — супруги Дмитрия и Анны. Они не обладают привлекательной внешностью или хорошим характером, к тому же они играют в этой истории отрицательных персонажей. «Дама с собачкой» — история об отношениях двух влюбленных.

Анна — невысокая блондинка с резковатым смехом, у нее серые глаза, изящная и тонкая шея. Но есть в ее образе, по словам Гурова, что-то «жалостливое». Стоит на нее посмотреть, как сразу возникает желание пожалеть и защитить. Дмитрий тоже обладает приятной внешностью, которая привлекает к нему женщин. К тому же это единственный герой истории, который подвержен изменениям. Только он в корне поменял свои взгляды на жизнь. Анна лишь приобрела немного больше сил и смелости для борьбы за свое счастье.

Чему учит произведение?

Автор хотел научить своих читателей тому, что вне зависимости от ситуации нужно сохранять чистые помыслы. Ведь важнее всегда то, что у тебя в душе, а не то количество материальных благ, которыми ты владеешь. Поиски постоянной наживы и выгоды очерняют человека изнутри, не предоставляя ему ничего взамен. Вывод прост: нужно обогащаться духовно и интеллектуально, тогда и деньги, и уважение придут сами собой.

Также автор заложил мораль, которая была бы полезна и ему самому: нужно держаться подальше от игрального стола или хотя бы не испытывать удачу бесконечно. Шальные деньги не принесут счастья и устойчивого положения, ведь куда важнее богатства в обществе авторитет, который приобретается годами кропотливой работы. Баловень судьбы так и останется в глазах людей выскочкой, и никто не будет действительно уважать его, ибо не за что.

Равнодушие

При анализе «Дамы с собачкой» можно заметить, что автор обращает внимание на равнодушное отношение человека к окружающим. К примеру, когда Гуров не смог держать в тайне свое знакомство с Анной Сергеевной, он говорит об этом своему партнеру

Тот на это никак не реагирует, лишь сев в сани, он говорит, что Дмитрий Дмитриевич Гуров был прав относительно осетрины с душком.

Это показывает, насколько слеп и глух партнер главного героя «Дамы с собачкой». К тому же у него напрочь отсутствует чувство такта. Ведь ни одни мужчина с хорошим воспитанием никогда не позволит себе ответить подобным образом на фразу о прекрасной даме.

Краткий анализ произведения

Характеристика Чарткова

Молодой художник Чартков — жертва не только дьявольского влияния портрета, но и своего безволия

. Трагедия Чарткова в том, что он сам погубил свой талант, обменяв его на деньги и славу, а когда понял, что именно сделал — было уже поздно. Чарткова можно сравнить с Пискарёвым, героем «Невского проспекта». Оба мечтательны, оба — талантливые художники, жившие в бедности. Отступив от истины в творчестве, Чартков встал на путь самоуничтожения себя не только как художника, но и как человека.

Роль Невского проспекта в повести

Невский проспект уже не первый раз предстаёт перед читателем в сборнике «Петербургские повести». В любом произведении Н.В. Гоголя, где содержится описание Невского проспекта, происходит какая-то мистика. Невский проспект участвует в произведениях:

  • «Нос»
  • «Портрет»

Идея повести

С точки зрения Н.В. Гоголя, искусство — это Божий дар

, который не должен касаться зла, а содержание портрета ростовщика — демонично. В данной повести талант Чарткова был загублен меркантильностью общества — деньги считаются главной прелестью жизни, а истинное искусство уходит на второй план. Отец художника Б., в свою очередь, смог остановиться, хотя его целью было не богатство, а вызов своему таланту. Сможет или не сможет он написать портрет так реалистично, как этого требует заказчик?

Гоголь видит избавление от слепых страстей решением проблем главных героев, в частности, при помощи церкви. Ведь, если талант дан человеку Богом, то и очищение таланта от ненужных страстей тоже может быть произведено с Божьей помощью. Главной же темой данного произведения является тема добра и зла в искусстве. Гоголь считает, что тот, кому даётся талант, «должен быть чище всех душою».

Главные герои произведения Отцы и дети (Описание персонажей)

Композиция романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» моноцентрическая, а это значит, что все персонажи подчинены одной цели: раскрыть образ главного героя.

Евгений Базаров – студент-медик 30-ти лет. По социальному положению Базаров – разночинец, а по происхождению это сын простого лекаря, который про своего деда говорит, что тот землю пахал. Базаров гордится своими корнями и чувствует близость к народу.

Базаров – достаточно холодный человек. Он не может найти общий язык даже с собственными родителями. Базарова можно назвать «лишним человеком». Это тесно связано с его убеждениями. Евгений Базаров – нигилист, который ко всем общепринятым ценностям относится критически. Эта теория нигилизма и влияет на судьбу героя. Он отрицает любовь, но сам влюбляется, он хочет быть ближе к народу, но между ними стена непонимания. Но Базаров не отказывается от своих убеждений, он пытается их подавить. Теория, столкнувшись с реальной жизнью, не выдерживает и ломает героя. На фоне этих внутренних переломов он решается лечить тифозного мужика, что и приводит его к заражению и к смерти.

Чтобы показать все убеждения Базарова-нигилиста, Тургенев сталкивает героя со старшим поколением, ярким представителем которого является Павел Петрович Кирсанов. Это аристократ. В отличие от Базарова он далек от народа и никогда не сможет его понять. Кирсанов берет пример с английской культуры: одежда, книги, манеры.

На протяжении всего романа автор сталкивает взгляды Кирсанова и Базарова по разным вопросам. Павел Петрович не может понять, как можно жить и ни во что не верить. Он считает, что без принципов могут обходиться только люди без нравственных ценностей. Точки зрения героев постоянно сталкиваются. И тогда мы видим, что Кирсанов – человек прошлой эпохи. На это указывает и история его жизни.

Павел Петрович, сын боевого генерала, мечтающий стать военным, благодаря своей целеустремленности к 28 годам добился действительно многого. Однако неудачная любовь к таинственной княгине Р перевернула всю его жизнь: он бросает службу и больше ничем не занимается. В образе Павла Петровича представлено целое поколение, которому остается только доживать свой век.

Еще один образ, необходимый для раскрытия главного героя, — образ Анны Одинцовой. Автор испытывает Базарова любовью. Одинцова — молодая богатая вдова двадцати восьми лет. Она умна, красива и, главное, ни от кого не зависима. Одинцова очень любит комфорт и жизненный покой. Именно боязнь разрушить спокойную жизнь и обрывает все любовные отношения героини с Базаровым. Однако Базаров, пойдя против своей теории, бесповоротно влюбляется к Одинцову и не проходит любовное испытание.

Другим представителем «отцов» является Николай Петрович Кирсанов. Однако он совсем не похож на своего брата. Он добр, мягок и романтичен. Николай Петрович предпочитает тихую, спокойную жизнь в древне. Он безумно любит сына Аркашу.

Аркадий Кирсанов — молодой образованный дворянин. Попав в чары Базарова, тоже пытается быть нигилистом. Но вскоре мягкий и сентиментальный герой понимает, что он не создан быть нигилистом.

Образы Аркадия и двух «псевдонигилистов» — Кукшиной и Ситникова – подчеркивают теорию нигилизма. Они стараются подражать Базарову, но выглядит это достаточно смешно. И Кукшина, и Ситников не имеют собственных взглядов. Образы эти даны как пародия на нигилизм. Описаны они Тургеневым сатирически.

Если Анна Одинцова является любовным испытанием для Базарова, а княгиня Р – для Павла Петровича, то есть еще женские образы, выполняющие ту же функцию. Образ Кати, в которую влюбляется Аркадий, нужен для того, чтобы он избавился от идей нигилизма. Фенечка она больше всего приближается к идеальному типу тургеневской девушки. Она проста и естественна.

Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, — простые и добрые люди, которые очень любят своего сына. Внешне Базаров относится к родителем сухо, но все же он любит их. Здесь сталкивается Базаров-теоретик и Базаров-человек.

Немаловажными в произведении являются образы простых мужиков. Базаров указывает на свою близость к народу, понимает все их проблемы, однако между ними нет взаимопонимания. Простой народ оказывается чужд Базарову.

И. С. Тургенев проявил огромное мастерство, описав различные типы героев, тем самым раскрыв образ главного героя – Базарова.

Афоризмы

  1. «Наше счастье вовсе не состоит и не должно состоять в полном удовлетворении, при котором не оставалось бы больше ничего желать, что способствовало бы только отупению нашего ума. Вечное стремление к новым наслаждениям и новым совершенствам — это и есть счастье». Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц считал, что счастье не должно означать полное удовлетворение жизнью, иначе людям не к чему будет стремиться. Именно в желании большего и заключается счастье, по его мнению.
  2. «Тот, кто постоянно сдерживает себя, всегда несчастен из страха быть несчастным иногда». Французский философ Клод Адриан Гельвеций говорил, что люди, которые боятся быть несчастливыми, никогда не смогут обрести счастья. Страхи делают человека слабым, по его мнению.
  3. «Не быть любимым — это всего лишь неудача, не любить — вот несчастье». Французский философ и писатель Альбер Камю был уверен, что человек может быть несчастлив только в том случае, если он не умеет любить. Всё остальное временно, по его мнению.
  4. «Не оценишь сладость жизни, не вкусивши горечь бед». Грузинский поэт Шота Руставели писал о том, что нельзя стать счастливым, не познав горя. Истинную радость можно узнать только после знакомства с печалью.
  5. «Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа; несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья». Древнегреческий философ Демокрит считал, что человеку мешает быть счастливым плохое расположение духа. Пессимистический взгляд на жизнь никому ещё не помог обрести счастье.
  6. «Счастье достается тому, кто много трудится». Один из крупнейших представителей искусства эпохи Возрождения Леонардо да Винчи считал, что счастливым может стать только тот, кто много трудился. Счастье не любит ленивых, его нужно заслужить.
  7. «Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук». Английский педагог и философ Джон Локк был уверен в том, что человеку мешает быть счастливым только собственная лень. Люди сами строят своё будущее, и именно от них зависит, будет ли оно счастливым или нет.
  8. «Люди часто сами бывают причиною своего счастия и несчастия». Российская императрица Екатерина II говорила, что только от человека зависит, будет он счастлив или нет. Именно в самих людях кроются причины всех несчастий, по её мнению.
  9. «Чтобы стать счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от тебя». Великий русский писатель Л.Н. Толстой считал, что человек должен всегда стремиться к своему счастью и понимать его. Только от самого человека зависит его счастье, а не от обстоятельств.
  10.  «У человека нет несчастий кроме тех, которые он сам считает несчастиями». Римский поэт и философ Луций Анней Сенека говорил, что человек сам решает, что для него несчастье, а что счатье. Это всё находится в голове, только изменив своё отношение к происходящим событиям, можно стать счастливым, по его мнению.

Народная мудрость

  1. «Было бы счастье, да одолело несчастье». Смысл данной пословицы заключается в том, что всему в жизни свое время, судьба сама решает, когда послать человеку счастье, а когда – несчастье.
  2. «Бояться несчастья – не видать и счастья». В данной пословице идёт речь о человеческой неуверенности и необоснованном страхе. Преждевременное ожидание несчастья не позволит человеку быть счастливым. Счастье приходит только к тем, кто не боится за него бороться.
  3. «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В этой пословице говорится о том, что несчастье иногда становится причиной радостных и счастливых событий. Тогда получается, что несчастье помогло стать человеку счастливым.
  4. «Счастье в воздухе не вьётся, а руками достаётся». Смысл этой пословицы заключается в том, что для того, чтобы стать счастливым, человек должен приложить усилия. Ничего в жизни не даётся просто так, для достижения желаемого необходимо трудиться, не покладая рук.
  5. «Счастье легко найти, удержать – трудно». В данной пословице говорится о том, что счастье появляется в жизни каждого человека, но удержать его могут лишь единицы. Поэтому в мире так много несчастливых людей.
  6. «Не отведав горя, не познаешь счастья». Наши предки считали, что человек может стать счастливым, только познав горе. Все познается в сравнении.
  7. «Нет горя – уже счастье». Смысл данной пословицы заключается в том, что отсутствие несчастья – это уже счастье. Не нужно ждать большего, нужно уметь радоваться тому, что в жизни не происходит ничего плохого.
  8. «Счастье у каждого своё». В этой пословице говорится о том, что у каждого человека свое счастье. Для его обретения, прежде всего, нужно осознать в чём оно состоит.
  9. «Счастья на деньги не купишь». Наши мудрые предки знали, что счастье заключается не в богатстве. Счастливым человека делают другие ценности, например, дружба, любовь, семья, здоровье и др.
  10.  «За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит». В этой пословице говорится о том, что люди часто не замечают своего счастья и не ценят того, что имеют. Находясь в вечных поисках, они не осознают, что счастье совсем рядом.

Тема

Но пока революционные взгляды не превратились в открытое противостояние, люди жили как раньше. Все так же избавлялись от прозорливости бесчисленными повседневными хлопотами. Как и прежде, богатые отдыхали во Франции, а те, кому повезло меньше — в Ялте. Мужья изменяли женам, а владельцы гостиниц делали на этом деньги.

В рассказе Чехова основная тема, знакомая для большинства, — курортный роман. Но писатель не хотел создавать историю о простом мимолетном увлечении. Чехов на примере героев хочет показать читателю, как безнадежное положение, страх перед критикой и неспособность двигаться навстречу своему счастью рождают безнравственное, бесчувственное, пассивное и безучастное общество, которое видит в курортном романе тему очередной сплетни.

Общественные порядки устроены таким образом, что проще отказаться от любви, ведь чтобы быть с любимым человеком, придется пойти против народа, против устоявшихся взглядов и сражаться за свое настоящее, а не навязанное кем-то счастье.

Дмитрий Гуров

Часть 1: Курортный роман

Анализ «Дамы с собачкой» показывает, что сам рассказ состоит из двух частей, которые связаны друг с другом. Изначально читатель знакомится с манерами поведения людей на курорте, вдали от наскучивших семей и обязанностей. Не выделяется из общей массы и Гуров, которому импонирует идея о мимолетной связи с прелестной незнакомкой. И только глубокий анализ «Дамы с собачкой» дает возможность понять, что Гурову не просто так захотелось познакомиться с кем-то, его желания имеют предпосылки. Как и поведение Анны Сергеевны.

Нелюбимая жена, нелюбимый муж — вот те причины, которые стали мотивом знакомства и близости. Недостача любви и острое чувство одиночества подтолкнули мужчину и женщину друг к другу.

Депрессивный герой в начале рассказа

В начале рассказа «Дама с собачкой» основной герой, Дмитрий Дмитриевич Гуревич, представлен как депрессивный и чувствующий себя несчастным человеком. Автор внимательно описывает его внутренний мир, его эмоции и мысли, чтобы показать читателю, что главный герой находится в состоянии глубокой душевной тревоги.

При вступлении Гуревича в сцену, мы видим его одиноким, грустным и разочарованным. Он ощущает бессмысленность своей жизни и пребывает в постоянном состоянии тоски. Гуревич описывается как «несчастный человек, недовольный жизнью» (Чехов 1). Его внутренний мир заполняет пустота и отчаяние, и он никак не может найти смысл в существовании.

Пример

Описывая Дмитрия Дмитриевича, автор использует простую и нейтральную лексику, чтобы передать его эмоциональную заторможенность и отчуждённость. Гуревич представлен как человек, потерявший надежду на радость и счастье. Его лицо выражает усталость, его глаза печальны и опустошены, а голос звучит слабо и угасший.

Депрессивное состояние главного героя является катализатором его внутреннего преображения, и в дальнейшем рассказе мы будем свидетелями его эмоциональных и психологических перемен. Вначале Дмитрий Дмитриевич предстаёт перед нами как угнетённый и безысходный человек, но в ходе развития сюжета мы увидим, как он начинает меняться под влиянием новой встречи.

Свидания в Москве

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: