Каким в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» представляется образ Петербурга? (Пушкин А. С.)
Образ Петербурга часто встречается в русской литературе. Его описывают со всеми его торжественными дворцами и красивейшими набережными центра и грязью, сыростью и бедностью окраин. В поэме «Медный всадник» А.С.Пушкин описывает город с двух точек зрения: власти и обычного человека.
Во вступлениях Петербург появляется в замыслах Петра I: город, который должен прорубить окно в Европу, превзойти Москву своей величественностью, красотой и значимостью.
Затем автор переносит читателя на сто лет вперёд в город, построенный на Неве. Он восхищается им: «Люблю тебя, Петра творенье», восхищается дворцами, в гранит одетой Невой, жизнью, бурлящей в городе.
В основной части появляется Петербург Евгения, обычного человека. В его городе нет красоты: маленькие обветшалые дома, серость, обыденность.
Контраст Петербурга Пушкин описывает через трагедию, случившуюся в городе. Нева вышла из берегов и затопила город. Страшная стихия сметала всё на своём пути, и, к сожалению, мир Евгения был уничтожен: его дом был разрушен, возлюбленная погибла, а мечты о счастливой жизни потеряли шанс на осуществление. А Петербург власти остался непоколебим: «И не нашёл уже следов беды вчерашней». Массивные здания стояли с той же красой, что и прежде. Город продолжал жить, он вновь ожил и начал шуметь, что передаёт описание одновременных действий, используемое автором: «Ходил народ, чиновный люд на службу шёл, торгаш открывал подвал». Но жизнь Евгения была разрушена, и никому не было до этого дела. В финале поэмы герой умирает, а город продолжает процветать без него.
Образ Петербурга в поэме передаёт двойственность города: его красу и его серость и жесткость
Автор обращает внимание читателя на то, что в городе, мощном и величественном, никого не интересует судьба отдельного человека. Власть преследует лишь свои высокие, великие цели, а жизни простых людей при достижении оказываются совершенно не важны
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям
Буйство воды
Персонифицированная в образе Невы вода сначала предстает перед читателем как побеждаемая стихия: «Нева металась, как больной». Затем автор изображает ее в образе зверя, который крушит и сметает все на своем пути. Разрушения после наводнения похожи на последствия «бессмысленного и беспощадного» бунта. Вот и судьбы людей попадают в зависимость от стихии. Она отнимает со слепой неразборчивостью самого дорогого человека у Евгения, героя поэмы «Медный всадник». Образ Петербурга теперь видится ему беспощадным, губительным. Жизнь Евгения теряет всякий смысл, он не может справиться с несчастьем и сходит с ума. В лице этого героя отражается роковая обреченность и закономерность судеб и других «маленьких людей», существование которых всецело зависит от геополитических устремлений власти и царя. Когда Петр Первый решил основать новую столицу, он думал в целом о народе и государстве, но не о каждом конкретном человеке.
Так, образ Петербурга в поэме «Медный всадник» раскрывает одна из составляющих — «маленький человек», униженный и зависимый.
Популярные сегодня темы
На протяжении всего существования человечества всегда имел место быть такой фактор, как жестокость. Эта тема была раскрыта во многих произведениях как русской, так и зарубежной литературы. Один из ярких примеров
Татьяна Ларина – главный женский образ романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Тема сочинения «идеал русский женщины». Считал ли Пушкин героиню идеалом?
Наверное, каждый из нас был студентом. Вот об этом и решил написать Вампилов в своем произведении «Студент». Как все уже поняли, что речь идет про одного студента, которому сегодня не очень-то хотелось отправляться на занятия
Понятие «ложь» воспринимается людьми, достаточно, однозначно и всегда с негативной окраской. Кажется, говорить неправду – это обманывать людей, тем самым наносить им вред, следовательно, это плохо и не правильно
Любые поступки, совершаемые человеком, условно можно разделить на две категории, к которым они могут принадлежать. Это категория Хочу и категория Надо.
Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»: изображение города
Образ города, по мнению В. Г. Белинского, является центральным в поэме «Медный всадник».
Это даже не великое творение Петра, а главный герой произведения, имеющий собственный характер, меняющийся и развивающийся, подобно другим литературным персонажам.
Как говорил Белинский, повествование «петербургской поэмы» не о Петре Первом и даже не о бедном сумасшедшем чиновнике Евгении, а о самом Петербурге.
Во-первых, произведение определено самим автором как «петербургская поэма». На этом сделан акцент, который нельзя оставить без внимания.
Речь идет не просто о трагедии, случившейся в северной Пальмире, а непосредственно о городе – о его рождении, красоте и меняющемся характере.
Во-вторых, поэма начинается с описания образа императора, задумавшего возвести среди топей и болот новую столицу, ничем не уступающую европейским:
На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел.
Петр Первый смотрит вдаль, окидывает бескрайные просторы, и вот какие мысли посещают его:
Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе.
Грандиозная задумка осуществлена. На месте болот, в сыром, мрачном краю построен красавец-город, северная Пальмира, прекрасное «Петра творенье».
Он предстает восхищенному взору читателя, описанный Пушкиным с особенными чувствами. Все мы знаем, как трепетно и искренне великий русский поэт любил этот город. Родившийся в Москве, он всегда считал столицей Петербург.
Итак, город построен, прошло уже сто лет, и вот он предстает перед нами во всей красе:
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла…
Петербург прекрасен, горделив, величав и спокоен. Есть в нем некая романтичность: тихие белые ночи, когда так светло, что можно читать, не зажигая лампадок.
Однако, как и любой другой литературный герой, Петербург развивается, показывая разные черты своего характера.
Наступает ноябрь 1824 года. Мы видим уже совсем иной город:
Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом. Плеская шумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постели беспокойной.
Мечется Нева, словно больной человек, и вся атмосфера какая-то серая, болезненная. Смутно ощущается опасность, нависшая над петербуржцами. И это ощущение оправдано: дожди переполняют реку, Нева разливается.
Город обуяла стихия, он уже опасен и страшен. Разбушевавшиеся воды приносят не только разорение, но и гибель: именно в этом наводнении утонула возлюбленная Евгения.
Такое впечатление, что Северная Пальмира явила людям темную сторону своего характера. Построенная средь болот, новая столица оказалась не только прекрасной, но и опасной.
Город, действительно, является главным героем «Петербургской поэмы», недаром его название вынесено в заглавие повествования. Он предстает перед нами в разных образах, меняя жизнь и судьбу бедного Евгения.
Но примечательно, что, хотя Петербург полноценный герой поэмы, автор ни разу не упоминает его настоящего названия. Оно мелькает только единожды, и то как прилагательное: «петербургская». Больше этого слова нет нигде в тексте произведения.
Пушкин использует другие названия, определяющие, о каком именно городе идет речь: «Петра творенье», Петроград, Петрополь, «град Петров».
До сих пор остается большой загадкой для исследователей, почему автор, сделав северную столицу героем своего произведения, ни разу не назвал ее истинного имени.
Образ города в поэме Медный всадник Пушкина
Образ города Петербурга в поэме «Медный всадник» представлен автором с двух сторон, со стороны неповторимой красоты и величия, и другой совсем не парадная сторона, которая была не такой приметной и пугающей стороны мрачного города.
Пушкин как никто, смог описать всю суть Петербурга, его духовное, природное и историческое наследие. В произведении Пушкин раскрыл образ северной столицы не просто как города, а как символ – личность, влияющий на судьбы людей.
В начале поэмы Пушкин описывает Петербург, и жизнь его жителей. Здесь он, как город для господ и город для простого народа. В первом случае, показана его сила и мощь убранством городских улиц, богатыми поместьями, фонтанами и замками. Богатство элиты города и их достояние, помогает с легкостью пережить многочисленные наводнения бушующей Невы. Для простого народа не имеющим высоких замков и балконов, которые и стали жертвой гнева реки Петербурга, закованной в каменный сюртук.
Как бы ни красива набережная Петербурга, созданная великим Петром I, все же ставит этому творению чести в отношении маленького человека. Суровый климат северной столицы, определяет холодность каменных сердец властей горю и страданию жителей города. И эта стихия непокорима, громя и руша все и вся на своем пути, и лишь разбилась о такую же холодность и бесчувственность чиновников шедших на службу. Вскоре улицы были расчищены и вовсе забыты, жизнь Петербурга пошла своим чередом, став вновь спокойной и мирной.
Поэт показал равнодушие величественного города к его жителям, показывая свою значимость, ведь он может быть тихим, а может и суровым. Поэтому он так торжественно и грозно возвышается над всеми, даже над царем.
Город, построенный на костях, также ставшим «окном в Европу», имеет необыкновенную историческую ценность. Поэтому поэма «Медный всадник» точно также является своего рода ценностью, описывая создание и строительство самого города в различное время, года и погоду.
Некогда из простого болота, над которым гуляли лишь сильные ветра, рождается величественный город с высокими башнями и красивыми улицами и функционирующим речным портом, с рождающимся там российским флотом. Быстро растущий пышный город, хранит тайну в своем сердце, какой ценой все это возрождалось, скольких усилий и жизней простых людей стоило этому городу. Неимоверный темп возведения Петербурга стоил несчитанных денег и жизней людей строящих его, за счет которых держался триумф градостроителя.
Образ Петербурга в поэме уникален – ледяное выражение холодного спокойствия, пленяющая взор красота, за которой скрывается пугающая изнанка – трагедия маленького человека в огромном городе, построенного на костях.
Вместо заключения
Поэма «Медный всадник» не была бы полной без духовного завершения образа Северной Пальмиры, показанного в разное время дня, года, в разных ее частях: в предместьях и в центре. Читатель видит в произведении неоднозначный Петербург: богатый и бедный, бушующий и безмолвный, угрожающий и прекрасный. Поэма отражает трудности рождения этого города, деспотичный характер правителя, создавшего его, рабство народа.
В сущности, Петербург — город на человеческих костях. И все эти особенности как нельзя ярко раскрыл Пушкин в своем гениальном произведении. Александр Сергеевич сделал из Петербурга целый мир, и с этим должен был считаться каждый, кто хотел сказать об этом городе свое собственное слово.
Образы «Медного всадника» имеют
обобщенно-философический,
аллегорико-символический характер.
Когда Пушкин пишет о Неве, которая
«дышит, как с битвы прибежавший конь»,
то река предстает стихией не только
природной, но и социальной. Действия
наводнения социально разрушительны.
Нева проявляет себя как вор, разбойник,
злодей, то есть не как природная, а как
человеческая сила. Нева то державна, то
революционна. Сближая Неву с мятежной
силой народного возмущения, поэт
использует образ осажденного Зимнего
дворца («дворец казался островом
печальным» среди потопа).
Медный всадник на коне — всадник,
оседлавший стихию, управляющий ею с
помощью железной узды. Конь — Нева —
державная власть — народ — бунт — все
это звенья метафорической цепи, каскад
переносов значения, «смысловой игры»,
аллегорических сближений, феерия
смыслового содержания. Эта небольшая
по объему поэма — средоточие «сверхплотного
вещества» смысла. Ее малый объем не
только результат великого чувства
художественной меры, но и знак
спрессованности ее смысла. Конечно же,
стихия потопа не прямо тождественна
народному бунту, но имеет известное
художественно-моделирующее значение:
наводнение то действительно схоже с
народным возмущением, то прямо сопрягается,
перекликается с реальным народом,
стоящим по берегам Невы в ожидании
развязки событий:
Народ зрит божий гнев и казни ждет.
Огромную роль образ
водной стихии играет в поэме «Медный
всадник». Поэт описал реальное наводнение,
случившееся в Петербурге, но сумел
увидеть в нем глубокий символический
смысл. Во вступлении к поэме Пушкин
рисует фигуру Петра I, который своей
непреклонной волей сумел обуздать
Россию, как ретивого коня. Поэт называет
Петербург творением Петра, потому что
город был построен наперекор всему по
воле царя. Однако природная стихия не
подчиняется даже царям. Пушкин не жалеет
ярких красок при описании наводнения.
И ветер, который гонит воду из Финского
залива вспять, и Нева, затопляющая город,
выступают в поэме одушевленными
существами. Автор использует прием
олицетворения, когда природа наделяется
человеческими качествами. Морская
стихия как будто гневается на людей,
посмевших построить город в таком
опасном месте. Александр I говорит в
поэме, что с божьей стихией царям не
совладать. Знаменитый памятник Петру
I, Медный всадник, возвышается над
волнами. С ним стихия ничего сделать не
может.
Образ Петербурга в поэме Медный всадник Пушкина сочинение
А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» смог в полной мере раскрыть величественный город Санкт-Петербург, бурлящую и грозную реку которого заковали в гранит. Наряду с Державиным и Гоголем, Александру Сергеевичу удалось более полно представить перед читателем образ города со всем его духовным и природным величием.
В начале произведения Пушкин демонстрирует различие жизни местных жителей, в которой отображается нрав вечно бушующей Невы – в один момент она спокойна, нерасторопна и тиха, в другой же она словно закипает, становится неуловимой стихией, приносящей бедствия. Читатель понимает, что город, построенный на костях Петром I, может быть не только великим, но и в ту же минуту ужасным.
В каждом этапе возведения стен города, имеющего историческое значение, представляя собой «окно в Европу» А. Пушкин упоминает, что именно здесь ранее дули сильные ветра, которые поднимали волны реки, но даже природа не может вечно противостоять царю и покоряется. Гордый пышный город вырастал все больше и больше.
Ныне побежденная стихия воды постепенно набирает свою силу и предстает перед читателем в образе непокорного зверя, который уничтожает все на своем пути. Наводнения заставляют человеческие судьбы быть в зависимости от стихии. Беспощадный и губительный образ Невы заставляет главного героя Евгения понять роковую обреченность людей ему подобных «маленьких людей», жизнь которых исключительно зависит лишь от нрава природы и воли царя.
Но вместе с этим Пушкин наглядно демонстрирует двойственность образа. Построенный город действительно манит своей мощью, его стройные дворцы и башни, пристани и входящие корабли просто завораживают на протяжении всей поэмы.
Читатель может наблюдать за Петербургом в различное время – днем и ночью, в разное время года и в разную погоду
Особое внимание писатель уделяет белым ночам, которые манят Евгения своей невиданной прежде красотой. Город предстает неоднозначным: одна его часть богата и роскошна, его предместья удивляют и манят; другая же безмолвна, бедна и прекрасно демонстрирует всю тяготу и бремя рождения города на костях, который подчиняется деспотичному характеру своего правителя
Александру Сергеевичу безупречно удалось представить в своей поэме «Медный всадник» не только город, а целый мир.
Сочинение 2
Прекрасное название Санкт-петербург несет в себе столько воспоминаний и смысла. Это культурная столица России. Не зря этот город так называют, его прекрасные улицы даже в самое темное время суток необыкновенно красивы, архитектурные здания просто не описать словами. Каждый человек в своей жизни хоть раз должен побывать в это прекрасном месте. Этот город основал Петр Первый. Санкт-Петербург является родиной великого поэта А.С.Пушкина. В истории этого города есть не только положительные, а и отрицательные моменты, такие как: гибель крестьян, возводивших города на берегах реки Невы. Санкт-Петербург стал прекрасной темой для многих произведение великих писателей и поэтов. Каждый по разному раскрывает особенности этого города.
Именно Санкт-Петербург является центральным образом произведения «Медный всадник». Жизнь, это время, которое постоянно бежит и течет. И жизнь Санкт-петербурга не застывает ни на мгновение. Ее перемены так же не предсказуемы как и у человека, то она тихая, размеренная и спокойная, то бушует и странствует над городом и может обрушиться в виде бедственного наводнения. Как уже было сказано, Великий город основан Петром Первым, он построил этот город, но построил на костях людей. От этого он становится страшен и загадочен. Жизнь города как монета, имеет две стороны, одна мирная и спокойная, другая буйная и никто не может совладать с ней.
Расположение города на берегу Невы символизирует высоту человека над природой. Но это только на первый взгляд. Река не дает себя во власть народу и время от времени люди закованы в подчинении стихии. Под влиянием этого явления любимая героя Евгения погибает, утонув в наводнении. Его это сводит с ума.
С одной стороны, город построенный на реке Нева это достоинство человека. Прекрасные архитектурные постройки такие как: музеи, дворцы, здания являются торжественными памятниками архитектурного строения человека. Так же автор не забывает про прекрасные длинные белые ночи, как можно не упомянуть ту красоту, которая твориться и заставляет радоваться глаз.
Но не все так хорошо как казалось. Санкт-петербург опасен для своих подопечных, жителей города. А.С.Пушкин посвящает все произведение судьбе «маленького» человека, ведь нельзя обойти столь важную тему стороной. Среди красивых архитектурных зданий есть трухлявые постройки, в которых живут люди. Природа берет власть над городом.
Много тайн хранит в себе город Санкт-Петербург, Эту мысль пытается донести нам автор.
Образ Петербурга в поэме «Медный всадник»
А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» смог в полной мере раскрыть величественный город Санкт-Петербург, бурлящую и грозную реку которого заковали в гранит. Наряду с Державиным и Гоголем, Александру Сергеевичу удалось более полно представить перед читателем образ города со всем его духовным и природным величием.
В начале произведения Пушкин демонстрирует различие жизни местных жителей, в которой отображается нрав вечно бушующей Невы – в один момент она спокойна, нерасторопна и тиха, в другой же она словно закипает, становится неуловимой стихией, приносящей бедствия. Читатель понимает, что город, построенный на костях Петром I, может быть не только великим, но и в ту же минуту ужасным.
В каждом этапе возведения стен города, имеющего историческое значение, представляя собой «окно в Европу» А. Пушкин упоминает, что именно здесь ранее дули сильные ветра, которые поднимали волны реки, но даже природа не может вечно противостоять царю и покоряется. Гордый пышный город вырастал все больше и больше.
Ныне побежденная стихия воды постепенно набирает свою силу и предстает перед читателем в образе непокорного зверя, который уничтожает все на своем пути. Наводнения заставляют человеческие судьбы быть в зависимости от стихии. Беспощадный и губительный образ Невы заставляет главного героя Евгения понять роковую обреченность людей ему подобных «маленьких людей», жизнь которых исключительно зависит лишь от нрава природы и воли царя.
Но вместе с этим Пушкин наглядно демонстрирует двойственность образа. Построенный город действительно манит своей мощью, его стройные дворцы и башни, пристани и входящие корабли просто завораживают на протяжении всей поэмы.
Читатель может наблюдать за Петербургом в различное время – днем и ночью, в разное время года и в разную погоду
Особое внимание писатель уделяет белым ночам, которые манят Евгения своей невиданной прежде красотой. Город предстает неоднозначным: одна его часть богата и роскошна, его предместья удивляют и манят; другая же безмолвна, бедна и прекрасно демонстрирует всю тяготу и бремя рождения города на костях, который подчиняется деспотичному характеру своего правителя
15 стр., 7420 слов
А.С. Пушкин. Образ Петербурга в его творчестве
… то Петербург, созданный творческим воображением Федора Михайловича Достоевского, только мрачен. Уже в первом произведении («Бедные люди»; 1846 г.) в его творчестве складываются «петербургские типы» — образы «маленьких людей», которые сопротивляются бездушному городу, но …
Александру Сергеевичу безупречно удалось представить в своей поэме «Медный всадник» не только город, а целый мир.
Раскрытие темы
Санкт-Петербург — это город, который несет в себе множество воспоминаний и смыслов. Он является культурной столицей России и своим прекрасным названием оправдывает свое звание. Улицы этого города, даже в самое темное время суток, остаются невероятно красивыми, а архитектурные здания просто не могут быть описаны словами. Побывать в этом прекрасном месте должен каждый человек хотя бы один раз в жизни.
Санкт-Петербург был основан Петром Первым и является родиной великого поэта А.С.Пушкина. В истории этого города есть не только положительные, но и отрицательные моменты, такие как гибель крестьян, которые строили города на берегах реки Невы. Санкт-Петербург стал вдохновением для многих великих писателей и поэтов, каждый из которых раскрывает особенности этого города по-своему.
Именно Санкт-Петербург является центральным образом произведения «Медный всадник». Жизнь этого города постоянно меняется, она не останавливается ни на мгновение. Ее перемены так же непредсказуемы, как и у человека. Иногда она тихая, размеренная и спокойная, а иногда разгорается и бушует, обрушиваясь на город в виде бедственного наводнения. Страшность и загадочность Санкт-Петербурга проистекают из его истории, основанной на костях людей. Жизнь города, подобно монете, имеет две стороны: одна мирная и спокойная, другая буйная и неуправляемая.
Расположение города на берегу Невы символизирует превосходство человека над природой. Но это лишь на первый взгляд, потому что река не подчиняется человеку и время от времени подчиняет его своей власти. Под влиянием этого явления погибает любимый герой Евгений, который утонул во время наводнения. Это стало для него причиной психического расстройства.
С одной стороны, город, построенный на берегу Невы, является достижением человека. Прекрасные архитектурные сооружения, такие как музеи, дворцы и здания, являются торжественными памятниками архитектурного искусства. Не следует забывать и о прекрасных длинных белых ночах, которые просто невозможно не упомянуть, ведь они создают удивительную красоту и радуют глаз.
Но не все так хорошо как казалось. Санкт-петербург опасен для своих подопечных, жителей города. А.С.Пушкин посвящает все произведение судьбе «маленького» человека, ведь нельзя обойти столь важную тему стороной. Среди красивых архитектурных зданий есть трухлявые постройки, в которых живут люди. Природа берет власть над городом.
Много тайн хранит в себе город Санкт-Петербург, Эту мысль пытается донести нам автор.
Петр Первый
Тема города неразрывно связана с его создателем. Во вступлении Александр Пушкин не называет по имени царя, а пользуется местоимением «он»: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн…» Петербург был построен по единоличной воле Петра трудом множества безымянных работников. Поэтому образ царя присутствует все время на страницах поэмы «Медный всадник». Описание Петербурга тесно переплетается с фигурой правителя. Вот он, отлитый из бронзы, во время наводнения наблюдает за вытворяемыми Невой бесчинствами, даже словно одобряя их: «Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне». Даже в названии памятника Пушкин нарочно опускает имя царя и называет его то «медным всадником», «то мощным властелином судьбы». Так, образ Петра Первого вырисовывается зловещим, мрачным.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
В чем двойственность изображения Петербурга в поэме Пушкина?
В научной литературе преобладают многочисленные исследования, направленные на изучение какого-то одного полюса видения сущности Петербурга. Чаще всего речь идёт именно о мрачной стороне его действительности, ибо именно она, наиболее полно представленная, прежде всего, в классике русской литературы, послужила основой для целого ряда интерпретаций и реинтерпретаций в различных видах искусства.
На сегодняшний день отечественное искусствоведение не располагает научными работами, посвящёнными комплексному исследованию историко-культурного феномена Петербурга в срезе биполярности его сущности, осуществ-
лённого сквозь призму различных видов искусства, включая архитектуру, литературу, живопись, графику, скульптуру, музыку, оперу, балет, драматический театр, кинематограф и анимацию.
Проблема «двоемирия» Петербурга, до настоящего момента представленная в исследовательской литературе как выражение взаимоисключающей оппозиции, в данном исследовании выводится на уровень основополагающей проблемы исследования сущности этого города. Осуществляется попытка осмысления его как некой целостности, в единстве позитивных и негативных черт, в совокупности определяющих специфическую сущность историко-культурного феномена города на Неве.
В научной литературе преобладают многочисленные исследования, направленные на изучение какого-то одного полюса видения сущности Петербурга. Чаще всего речь идёт именно о мрачной стороне его действительности, ибо именно она, наиболее полно представленная, прежде всего, в классике русской литературы, послужила основой для целого ряда интерпретаций и реинтерпретаций в различных видах искусства.
На сегодняшний день отечественное искусствоведение не располагает научными работами, посвящёнными комплексному исследованию историко-культурного феномена Петербурга в срезе биполярности его сущности, осуществ-
лённого сквозь призму различных видов искусства, включая архитектуру, литературу, живопись, графику, скульптуру, музыку, оперу, балет, драматический театр, кинематограф и анимацию.
Проблема «двоемирия» Петербурга, до настоящего момента представленная в исследовательской литературе как выражение взаимоисключающей оппозиции, в данном исследовании выводится на уровень основополагающей проблемы исследования сущности этого города. Осуществляется попытка осмысления его как некой целостности, в единстве позитивных и негативных черт, в совокупности определяющих специфическую сущность историко-культурного феномена города на Неве.
В научной литературе преобладают многочисленные исследования, направленные на изучение какого-то одного полюса видения сущности Петербурга. Чаще всего речь идёт именно о мрачной стороне его действительности, ибо именно она, наиболее полно представленная, прежде всего, в классике русской литературы, послужила основой для целого ряда интерпретаций и реинтерпретаций в различных видах искусства.
На сегодняшний день отечественное искусствоведение не располагает научными работами, посвящёнными комплексному исследованию историко-культурного феномена Петербурга в срезе биполярности его сущности, осуществ-
лённого сквозь призму различных видов искусства, включая архитектуру, литературу, живопись, графику, скульптуру, музыку, оперу, балет, драматический театр, кинематограф и анимацию.
Проблема «двоемирия» Петербурга, до настоящего момента представленная в исследовательской литературе как выражение взаимоисключающей оппозиции, в данном исследовании выводится на уровень основополагающей проблемы исследования сущности этого города. Осуществляется попытка осмысления его как некой целостности, в единстве позитивных и негативных черт, в совокупности определяющих специфическую сущность историко-культурного феномена города на Неве.
«Образ Петербурга в поэме Пушкина “Медный всадник”»
Поэма “Медный всадник” – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Все образы здесь многозначны, символичны. Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, Евгения имеют самостоятельное значение, но в рамках поэмы тесно взаимодействуют друг с другом.
Историю и современностью поэт объясняет через емкий и символический образ Петербурга.
Поэма открывается “Вступлением”, в котором образ города занимает господствующее место. Петербург здесь – глубоко символический памятник плодотворности единства миллионов людей. Эта плодотворность в том, что был создан город, нужный для России, город для людей, город, отдающий добро, заложенное в нем его строителями. Поэтому в описание Петербурга нередко вторгается автор с выражением своей любви к нему:
Люблю тебя, Петра творенье…
Петру принадлежит сама идея создания этого города, идея в масштабе целой России, а построил его народ для людей. Все в нем прекрасно, гармонично, преисполнено величия, красоты и добра. “Человечность” города раскрывается в утверждении благоприятствования Петербурга творчеству:
…Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады…
В дальнейшем описание читателю открываются все новые и новые стороны города. Перед нами предстает славный города, новая столица могучей России, которую любит поэт. И он увлекает читателя своей приверженностью к дорогим ему местам Петербурга.
Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, даже отчасти неестественный. Поэт видит “спящие громады пустынных улиц”, слышит “шипенье пенистых бокалов”, но людей на улицах нет, как нет и их лиц на фоне бокалов.
Во “Вступлении” намечен главный принцип изображения города, реализованный в двух частях “петербургской повести”, – контраст. В первой части облик Петербурга меняется, это уже не пышный “юный град”, а “омраченный Петроград”. Город превращается в крепость, осажденную Невой. Нева – тоже часть города, и это стоит отметить. Беда приходит как бы изнутри, сам город берет себя приступом; наружу выходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием парадности:
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гробы с размытого кладбища
Плывут по улицам!
И только теперь появляется на улицах народ, “теснится кучами” на берегах Невы. Бушующая Нева сложно соотнесена со стихией народного возмущения: она то мечется, “как больной в своей постеле беспокойной”, то рвется “к морю против бури” и, встретив преграду, бунтует, то ропщет “пени…как челобитчик у дверей”.
Вся первая часть – картина народного бедствия, и именно в этот момент впервые появляется фигура “кумира на бронзовом коне”, который невозмутим, в отличие от живого царя, бессильного противостоять стихии.
После наводнения городские противоречия не только не исчезли, но еще более усилились. Петербургская окраина, куда устремился Евгений, напоминает “поле боевое”, смытый бурной стихией домик возлюбленной Евгения Параши является олицетворением всеобщей трагедии; но уже на следующее утро все возвращается к прежнему порядку – город вновь равнодушен к человеку. Вновь он становится городом торговцев, чиновников и “злых детей”, бросающих камни в безумного Евгения.
Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как центр самодержавия, и он враждебен человеку. Столица России, созданная народом, обернулась враждебной силой для него самого и для отдельного человека. Пушкин как бы подчеркивает, что город, не возникший постепенно, не выросший из деревни, как подавляющее большинство других городов, а насильно построенный на этом месте вопреки плавному течению истории, если и будет стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов природы.
В центре города – памятник его основателю, а сам Петербург является огромным памятником личности Петра; и противоречия города отражают противоречия его основателя.