Роль пейзажа в романе тихий дон сочинение

Сочинение на тему: «человек и природа в романе м. шолохова тихий дон»

Юбилейная дельта

Для атрибуции «Тихого дона» Борис Орехов и Наталья Великанова также решили воспользоваться проверенным методом дельты Бёрроуза. Они задали набор из 200 наиболее частотных слов, получили стандартизированные оценки, а затем подсчитали расстояния между текстами как самого Михаила Шолохова («Донских рассказов», новеллы «Судьба человека», романов «Они сражались за Родину» и «Поднятая целина»), так и писателей-современников Шолохова (Михаила Булгакова, Леонида Леонова, Андрея Платонова, Всеволода Иванова, Николая Островского, Александра Фадеева), а также претендентов на авторство «Тихого Дона» — Федора Крюкова, Виктора Севского и Александра Серафимовича. После чего произвели сравнение расстояний для каждой пары текстов.

Метрика для произведений одного автора всегда меньше, чем для работ разных писателей. Расстояние от «Мастера и Маргариты» до «Белой гвардии» Булгакова оказалось очень небольшим — всего 0,7. Но от «Донских рассказов» Шолохова до первого тома «Тихого Дона» оно еще меньше — лишь 0,57. Это значит, что оба текста писал один и тот же человек.

Сопоставление с «Донскими рассказами» особенно важно потому, что они создавались почти одновременно с первым томом нобелевского романа и тематически близки. Ранее именно начальную часть эпопеи «антишолоховеды» как раз и «отбирали» у писателя

А вот расстояние между произведениями Фёдора Крюкова и «Тихим Доном» очень велико (от 0,89 до 1,27). У них совершенно разный стиль. Есть ощутимая дистанция с Серафимовичем (от 0,9 до 1,17) и Севским (от 1,09 до 1,29).

Могли ли советские власти повлиять на писателя и его роман?

Дмитрий Быков: Такое чувство, что люди, думающие, что власть могла повлиять на Шолохова, вообще не читали роман «Тихий Дон»! Эта книга не является ни патриотической, ни русофильской, ни революционной по духу. Это абсолютно контрреволюционный роман, и, наверное, именно поэтому Сталин разрешил его напечатать. Сталин по своему духу — контрреволюция. Роман рассказывает об очень простой вещи: если у вас, ребята, убрать твёрдую власть, вы немедленно впадёте в вакханалию и самоистребление. О том, что никаких духовных скреп и стержней не осталось у страны. Нет традиций, нет опоры, и даже самый крепкий народ этой страны, казачество, кидается друг на друга, как только вспыхивает хоть на секунду какой-то шанс на революцию. Более того, это начинается ещё до революции, с того, как Аксинья Астахова начинает водиться с Гришкой Мелеховым. Это символ распада мира, и отсюда позаимствовал свою мысль Михалков для «Солнечного удара»: революция начинается с адюльтера. Эта мысль, кстати, довольно примитивная, характеризующая автора как очень молодого человека. Ровно на этом же приёме построены «Унесённые ветром», и мы почему-то не думаем, что этот роман за Маргарет Митчелл написали какие-то другие люди. Это великий роман, и «Тихий Дон» тоже великий непрофессиональный роман, который был не нужен советским властям, поскольку был глубоко скептическим.

К Шолохову ездил Алексей Толстой, уговаривал, чтобы Григорий в конце концов перешёл к красным. Если бы Шолохов был плагиатором, то что бы ему стоило сделать так, как его просили? Он 7 лет мариновал 4-й том и всё-таки написал, что Григорий не приходит никуда, он приходит к сыну. Тёмная стихия рода — последнее, что осталось. Мощный и совершенно страшный трагический финал. Это роман человека, который написал о гибели самого патриархального, самого трагического общества. В сущности, этот роман — автоэпитафия, это книга его жизни. Кстати, проследите, ведь это главный шолоховский сюжет: ещё «Шибалково семя» у него заканчивается тем, что старый солдат держит на руках мальчика. Так же заканчивается «Тихий Дон» и так же — «Судьба человека».

Олег Лекманов: Мне кажется, что лучше всех это проанализировала Мариэтта Омаровна Чудакова, которая показала, что есть такой уникальный факт: существует переписка Шолохова со Сталиным, в которой писатель просит за своих земляков, просит его проявить милосердие. Обычно, когда писатели отправляют такие письма — они открытые, про них все знают. А здесь есть очень интересный факт: Шолохов писал эти письма тайно, они всплыли после смерти обоих, когда стали открываться архивы. Из этого следует, что Шолохов пытался любой ценой напечатать свой роман, а для этого был готов свой голос в защиту угнетённых поднимать тихо, потому что если бы он сделал это громко, роман мог быть остановлен. Известно, что Сталин был покровителем Шолохова, если бы не он, книга не была бы напечатана в полном объёме. Шолохову просто были позволены и политические, и эротические сцены, недозволительные в советской литературе того времени. Расплатой за это стало молчание автора.


Михаил Шолохов за работой. (pinterest.ru)

Древо писателей

«Дистанцию» между текстами и авторами хорошо визуализирует дендрограмма. Самые близкие по стилю произведения объединяются в одну ветку. Похожие произведения разных авторов — тоже недалеко друг от друга (причем рассматриваются не только романы, но и рассказы, пороговый объем  — 10 тысяч слов; ниже его дельта Бёрроуза дает ненадёжные результаты).

На дендрограмме видно, например, что очень разные романы Булгакова оказались рядом, то есть их писал один и тот же человек. Так же обстоит дело с Леоновым и Всеволодом Ивановым. Тексты Крюкова образуют свою собственную отдельную ветвь, и от «Тихого Дона» она очень далека. Серафимович и Севский обосновались визуально недалеко от «Тихого Дона», однако на разных ветках.

Начало работы над «Донщиной»

Началом истории написания романа считается середина двадцатых годов прошлого века. Именно в это время, работая над «Донскими рассказами», Шолохов решает написать о том, как сложно складывалась судьба донского казачества перед революцией 1917 года. В 1925 году писатель приезжает на Дон, чтобы полностью погрузившись в атмосферу казачьего быта, начать работу над произведением.

Первоначально писатель называет роман «Донщина» и пишет около 100 страниц книги. Здесь Шолохов рассказывает, как казаки участвовали в походе генерала Корнилова на Петроград. Но затем понимает, что события, близкие и понятные ему самому, вряд ли смогут найти отклик в душе читателей, далёких от жизни донских хуторов. Писатель оставляет работу и задумывается над написанием более масштабного произведения, включающего в себя не только рассказ о революции, но и о событиях, которые предшествовали ей. Он чувствует необходимость дать развёрнутую картину жизни донского казачества, начиная с мирного, предвоенного времени, проанализировать причины, побудившие казаков участвовать в революционных событиях, выделить судьбы наиболее значительных персонажей. Шолохов меняет название романа на «Тихий Дон» и начинает работу над новой книгой.

Выход математиков

Стиль — математически измеримая вещь. Лингвист Борис Орехов показал это с помощью нейролирики. Он натренировал нейросеть на стихах классиков — от Гомера до Мандельштама, а затем дал ей сочинять собственные стихи — в стиле того или иного автора. В них отсутствовал привычный для человеческих стихов смысл, но оказался узнаваемым стиль. Например, люди легко определяли стихи «под Высоцкого» по резким и отрывочным фразам с экспрессивными словами, присущими напористой поэтике барда.

Лингвист Борис Орехов отмечает, что «отсутствуют какие-либо практические гарантии, что средняя длина предложений вообще является релевантным для атрибуции авторства параметром текста».

Чем вам запомнился Михаил Шолохов?

Дмитрий Быков: Шолохов довольно наглядно свидетельствует о том, что великие писатели хорошими людьми бывают далеко не всегда. Более того, взгляды Льва Толстого тоже довольно специфичны. Человек, который пишет о распаде, редко бывает приятным малым. Не стоит забывать, что Маргарет Митчелл после публикации «Унесённых ветром» ничего больше не писала, она не делала больше ничего, кроме как спивалась, как и Шолохов. А что ещё делать человеку, который написал такую книгу?

Олег Лекманов: Я бы обозначил в его биографии два полюса: литературный и человеческий. Один из полюсов — «Тихий Дон», в котором он высказал чрезвычайно смелые вещи. С другой стороны, есть и совершенно отвратительный поступок Шолохова, когда он выступил с речью, где призывал не смягчить приговор русским писателям, а ожесточить его. Речь, разумеется, идёт о высказывании Шолохова по делу Синявского-Даниэля, когда два писателя осмелились печатать свои произведения за рубежом. Шолохов предположил, что если бы такое случилось в 1920—1930-е, то их бы просто расстреляли. Он, судя по всему, ощущал себя обиженным. Путём компромиссов он добился того, чтобы его роман напечатали в Советском Союзе; а Синявский и Даниель печатались на Западе. Это, наверное, и есть оправдание тому, что он так жёстко отреагировал на этот процесс.

Дело о неизвестном авторе

Атрибуция произведения — установление авторства или получение каких-либо сведений об авторе и условиях создания текстового документа.

Впрочем, проблема определения авторства всё-таки чаще встаёт не перед детективами, а перед филологами и историками. Так, например, до сих доподлинно неизвестно, сколько авторов у памятника китайской литературы «Сон в красном тереме» — один Цао Сюэцинь или ещё и его редакторы Гао Э и Чэн Вэйюань. В США не утихают споры об авторстве «Записок Федералиста» — знаменитого толкования Конституции США — был ли это Александр Гамильтон или Джеймс Мэдисон? А самый знаменитый кейс — существовал ли на самом деле Уильям Шекспир, а также кто именно написал пьесы под этим именем и сколько всего было у них авторов? 

↑ Версии о том, что книга – это плагиата

Уровень знаний молодого М. Шолохова не соответствует содержанию романа. Сравнение других произведений М. Шолохова с «Тихим Доном», свидетельствует о резком контрасте в описаниях жизни и быта донских казаков. В романе много хронологических и стилистических ошибок. Ошибки в последовательности событий, критики объясняют тем, что М. Шолохов, создавая компиляцию из различных частей чужого романа, не совсем понимал основной замысел настоящего автора.

Была создана компьютерная программа, проверяющая авторство текстов и выявляющая плагиат. Выводом было то, что первые пять частей романа написал М. Шолохов, а 6-ю – кто-то другой. Участие Ф. Крюкова в написании текста не было ни опровергнуто, ни подтверждено. Кроме того, 6-я часть книги была написана значительно быстрее, чем остальные работы М. Шолохова.

На основе цифрового анализа разнообразных произведений 19 – начала 20 веков, был сделан вывод, что автором «Тихого Дона» и части «Донских рассказов» был Ф. Крюков. С помощью компьютерной обработки была выявлена неоднородность стилистики «Тихого Дона», в сравнении с другими работами М. Шолохова. При разборе почерка в рукописях были сделаны выводы, что сделанные ошибки, характерны только при переписывании чужого текста. Возникли вопросы, почему в рукописи мало исправлений, а некоторые исправления являются попытками разобрать чужой текст.

В рукописи присутствуют следы дореволюционной орфографии. Предположительно, М. Шолохов, переписывая чужой текст, не совсем правильно понимал слова. Таким образом, например, слово «сырая» становилось словом «серая». Исследователь из Израиля сравнил рукописи, найденные в конце 1990-х годов (те самые, которые в 1920-е годы М. Шолохов предоставил для проверки комиссии), с самым ранним печатным изданием книги. Он пришел к выводу, что первое издание содержит ошибки, которых в найденной рукописи уже нет.

Таким образом, по его версии, новая рукопись была создана М. Шолоховым и его родными позже, специально для предоставления комиссии. Видимо, первоначальная рукопись свидетельствовала о плагиате, и поэтому М. Шолохов создал новый вариант. После того, как подозрения в плагиате немного утихли, М. Шолохов якобы «потерял» рукопись, чтобы ее никто больше не пытался проверять. При расчете объема черновой рукописи романа, было установлено, что он не соответствует ее реальному формату.

Многие особенности быта и военного обмундирования персонажей в первой части романа относятся к периоду первого десятилетия ХХ века. В это время М. Шолохов был очень маленьким ребенком и не мог так детально знать такие незначительные детали. Именно поэтому, если бы он был настоящим автором, он не начинал бы роман с этого периода.

В романе «Тихий Дон» есть географические несоответствия. М. Шолохов путает названия станиц и их административное подчинение. Найдено очень много совпадений в текстах Ф. Крюкова и романе «Тихий Дон». Много совпадений присутствуют только в личных записях Крюкова, которые не были опубликованы. С помощью электронного Национального корпуса русского языка было обнаружено много похожих мест в прозе Крюкова и Шолохова.

Предположительно 1-3 части и 4-я имеют разное авторство. В «Тихом Доне» очень много казачьих песен, которые не упоминаются в других произведениях Шолохова. В архивных документах Ф. Крюкова присутствуют многие тексты, присутствующие в романе. М. Шолохов усиленно отрицал знакомство с творчеством Ф. Крюкова, хотя даже те, кто считают Шолохова настоящим автором, признают, что в работе он использовал материалы и очерки Ф. Крюкова.

Заговоры и молитвы, которые упоминаются в «Тихом Доне», характерны для Северной России, и попали к Ф. Крюкову от его друга, который собирал северорусский фольклор. М. Шолохов не могу знать этих заговоров и молитв. М. Шолохов во время выступления на одном из партийных съездов, обмолвился о содержимом найденных чужих полевых сумок, содержание которых пригодится в литературном хозяйстве.

Вариант 2

Произведение представляется эпическим романом, основной темой которого является изображение казачьей жизни в период революционных и военных событий.

Пейзажному описанию в романе автором отводится существенное значение, поскольку природные зарисовки наделяются определенными функциями.

Главная задача природного описания заключается в фоновом изображении происходящих событий в форме многословной и красочной авторской демонстрации мест и времен года.

Собственно природа в произведении представляет собой оживленный персонаж, живущий и действующий в самостоятельном виде вне зависимости от происходящих в романе событий. В сюжетном повествовании автором используются действия и движения, являющиеся отражением окружающего мира в качестве живого организма.

На протяжении сюжетного повествования демонстрируется взаимосвязь природы и действующих персонажей в лице казаков, поскольку герои изображаются работающими с землей, занимающимися рыбной ловлей. Герои благодарно принимают дары природы, восхищаясь красотой окружающего мира. Персонажи четко отслеживают природные изменениями, влияющие на их жизненное существование.

Используя природные зарисовки, автор иллюстрирует внутренний мир ключевых персонажей романа, проводя невидимую параллель характеров героев и пейзажного описания. Например, демонстрируя отношение одного из персонажей к смерти маленького  утенка, проявляя сочувствие и категорическое неприятие убийства.

В определенных местах повествования природные явления выступают в качестве неких предсказаний положительных либо  отрицательных дальнейших событий. К примеру, описание хорошей погоды является предсказанием наступления счастливого исхода и положительных эмоций, а испортившаяся погода – наступление трагических событий. К примеру, при принятии Натальей решения  проведении аборта описание окружающей природы (тучи, молнии, гром) является предупреждением героини о драме в ее жизни.

Кроме того, посредством природных явлений и пейзажных зарисовок проявляется авторская позиция к происходящим событиям. В случае мирной и спокойной жизни автор изображает солнце и радугу, а испортившаяся погода выражает трагическое настроение писателя. Также пейзаж является отражением негативного отношения автора к войне.

Все пейзажные картины иллюстрируются автором с использованием художественных литературных средств в виде метафор, сравнений, аллегорий.

2 вариант

Идейное и эстетическое значение природы имеется этом произведении. Автор смог изящно, с чувством изобразить природу родной страны в своем произведении так, чтобы не оставить читателя равнодушным. Все описания природы соотносятся с человеком и его протеканием жизни. Своей привлекательностью они делают тенью-проекцией внутренние представления персонажей, которые охвачены великими целями и чистыми ощущениями, а еще не идеальность человеческого существования и человеческую грубостью.

Существование людей и бытие природы неразрывно между собой скреплены. Лев Николаевич Толстой считал людей реками. И Михаил Шолохов тоже является продолжателем его традиций. Он заставляет течь человеческую судьбу, подобно реке. Очень сложно сделать представление, как потечет река дальше. Том, где теперь жизнь становится мелкой, будто река на изгибе, становится мелкой так, что видно рассыпанную грязь. Человек несется потоками бытия, и он не является кусочком песка в воде Дона, который разливается. Каждый должен самостоятельно отыскать свое русло. Но очень трудно определить, как дойти к правдивости. Григорий Мелехов не может остановиться задавать себе этот вопрос.

Григорий смог узреть то, что не могут заметить люди без духовного сокровища. Он очень тонко и остро воспринимал этот свет. Именно через этого героя Михаил Шолохов передал все буйство природы, все ее звуки, пышность, молчание, прекрасный трепет. Здесь и холодная луна, и красная заря, и снежные перья лебедей.

Когда было тихо, то герой занимался тем, что разглядывал степь, которая окутывалась легким солнечным светом, и еще курганы. Он слышал пение птиц, и это не могло оставить его равнодушным.

Писатель нередко показывает, что чувствует тот или иной герой, показывая его отношение к природе. Это доказывает эпизод в лесу весной. Аксинью погрузили в воспоминания цветы ландыша, которые она понюхала и еще отражение цветков в лесном ручье.

↑ Версии о том, что рукопись – это свидетельство авторства М. Шолохова

Обнаруженные в 1999 г. рукописи первых трех частей романа являются основным аргументов в пользу авторства. То, что М. Шолохову на момент создания романа было чуть больше 20-ти лет, нельзя считать причиной, по которой он был не способен написать роман. Многие писатели создавали свои произведения в период с 19 до 22 лет. Недостаток образования автора не может говорить о невозможности написать роман. Для этого достаточно самообразования и высокого уровня общего развития.

М. Шолохову для написания романа не обязательно нужно было быть очевидцем описанных событий. В процессе работы он собирал архивные материалы, справки, воспоминания, карты. Многие события, описанные в романе, происходили с людьми, личному знакомыми М. Шолохову. Они топографически привязаны к местам, в которых жил писатель. Совпадения с текстами Ф. Крюкова имеют случайный характер и не многочисленны, имеют бытовой и информационный характер.

Предположительно, у текстов С. Есенина больше похожего с содержанием Тихого Дона. Версию о том, что книга – плагиат, выдвигали писатели, которые завидовали М. Шолохову или были вовлечены в политические интриги Обвинение в том, что М. Шолохов украл тексты Ф. Крюкова связано, с тем, что станицы Вёшенская и Глазуновская всегда были соперниками. То, что произведения М. Шолохова после написания Тихого Дона имеют более низкую литературную ценность, не может быть свидетельством плагиата.

Потеря рукописи

Работа над вторым томом шла долго и напряженно. Наступил 1941 г., грянула война. Шолохов на второй день отправил телеграмму в Москву с просьбой «вызвать в любой момент в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Он становится специальным корреспондентом «Красной звезды» и отправляется на фронт. Все свои рукописи и материала писатель сдал в донской архив. Когда он вернулся, оказалось, что архив исчез. Шолохов писал об этом в то время:

Когда началась Великая Отечественная война, работа над рукописью была прервана – Михаил Шолохов стал военным корреспондентом

Какую же силу воли надо было иметь, чтобы заново начать такую огромную работу! Но Шолохов начал, и даже с энтузиазмом. Он писал своему другу:

Хотя события во второй книге по-прежнему происходили в начале 30-х гг., Шолохов по-новому взглянул на своих героев. Теперь уже с высоты пережитого военного опыта. Первые главы второго тома были опубликованы в 1954 г. А полностью книга вышла в 1959 г.

Кадр из фильма «Поднятая целина», 1959 год

Такой долгий период работы над «Поднятой целиной» только доказывает, насколько Шолохов глубоко проникся материалом. Я не считаю роман «заказным». Наоборот, когда читаешь книгу, возникает вопрос: автор является сторонником Сталина или его скрытым врагом? Я думаю, Шолохов, как настоящий писатель, старался быть над ситуацией.

Интересные события, которыми богата биография М. Шолохова

Он получил не одну Государственную премию, но на себя и свою семью ничего не потратил. Писатель переводил деньги на возведение сельских школ. А гонорар за Сталинскую премию, полученный перед самой войной, Михаил Александрович отдал на укрепление обороны страны.

Не менее захватывающие факты из его биографии:

Фамилию отца Шолохов получил лишь спустя 8 лет после рождения. До этого он был Кузнецовым. Родители будущего писателя принадлежали к разным сословиям. Он купеческий сын, заполучить его в зятья мечтали немало зажиточных торговцев. Она простая горничная, которую насильно выдали замуж за вдовца. Но молодые люди не хотели подчиняться, Александр ушел от родителей, стал жить один. Анастасия жила в его доме под видом экономки. Их сын Михаил родился в 1905 г., но официально зарегистрировать отношения, и дать ребенку фамилию отца, удалось лишь в 1913 г.
Будущий писатель окончил всего 4 класса. Когда в г. Богучар пришли немецкие войска он покинул гимназию. На учебу Михаил больше не вернулся. Также он не получил и музыкального образования, но сам научился играть на пианино, мандолине, знал, и любил петь казачьи песни.
Будучи 18-ти летним юношей, когда работал налоговым инспектором, за превышение власти Шолохов был арестован и приговорен к расстрелу. Его отец приложил все усилия, чтобы спасти сына. Сначала он внес за него денежный залог, а потом сделал ему поддельную метрику, согласно которой будущему писателю было только 15 лет

Суд принял во внимание, что подсудимый не еще достиг совершеннолетия, заменив смертную казнь на 1 год исправительных работ.
Со своей женой, Марией Петровной, они прожили вместе более 60 лет. Изначально Михаил Александрович сватался к ее младшей сестре, но отец невесты настоял, чтобы он взял в жены старшую дочь

Так в январе 1924 г. они поженились. Шолохова даже исключили из комсомола, за то, что он со своей супругой обвенчался в церкви. У пары родилось 4 детей: Мария, Светлана, Михаил и Александр.
Во время Великой Отечественной войны дом Шолохова был полностью разрушен. От взрыва авиабомбы погибла и его мама. На отстройку жилья ушло 3 года, на погашение льготного кредита – 10 лет. Однако дом получился хороший: с просторными комнатками, огромной залой, был у писателя и свой кабинет.
Михаил Александрович питал огромную слабость к охоте и рыбалке. В свой первый приезд в Москву он разжился различными, необычными рыболовными принадлежностями. Например, сверхпрочной леской, небольшими английскими крючками, которые в состоянии выдержать огромного сома. Чуть позже, когда он стал лучше зарабатывать, он приобрел себе 4 ружья и английскую винтовку с оптическим прицелом.
Благодаря заступничеству Шолохова Эмму Владимировну Цесарскую и ее сына Платона не посадили. Также он вступился перед руководством СССР за Анну Ахматову, и ее книга наконец-то была опубликована.
Его не раз обвиняли в плагиате, свое авторство романа «Тихий дон» писателю приходилось доказывать с регулярной периодичностью на протяжении нескольких лет. Была проведена не одна экспертиза, предоставлены черновики произведения. В конце концов, скептики убедились, что эпопею написал Шолохов. Проверка показала, что большая часть рукописи написана самим Михаилом Александровичем, жена лишь помогала.
Если бы не Сталин, которому понравился роман «Тихий Дон», рукопись могла бы еще долгое время пылиться в столе. Советские чиновники не хотели издавать книгу, но Иосиф Виссарионович ее одобрил.
Также Шолохов единственный советский писатель, который получил Нобелевскую премию с одобрения властей.
Во время Великой Отечественной войны он встречался с Брежневым, когда тот был еще полковником. На 65 день рождения Михаила Александровича генеральный секретарь подарил ему карабин с оптическим прицелом, так как знал о его пристрастии к охоте.

Его романы еще при жизни писателя были известны далеко за пределами Советского Союза. Общий тираж произведений М.А. Шолохова превысил 105 млн. экземпляров.

Литература

Заниматься писательством всерьез Михаил Александрович начал в 1923 году, его творческая карьера началась с небольших фельетонов в газете «Юношеская правда». В то время было опубликовано три сатирических рассказа под подписью Мих. Шолохов: «Испытание», «Три», «Ревизор». Рассказ Михаила Шолохова под названием «Зверь» повествует о судьбе продкоммисара Бодягина, который, вернувшись на родину, узнал, что его отец – враг народа. Эта рукопись готовилась к публикации в 1924 году, однако альманах «Молодогвардеец» не счел нужным печатать это произведение на страницах издания.

Поэтому Михаил Александрович стал сотрудничать с газетой «Молодой ленинец». Также публиковался в других комсомольских газетах, куда были отправлены рассказы, вошедшие в цикл «Донских» и сборник «Лазоревая степь». Говоря о творчестве Михаила Александровича Шолохова, нельзя не затронуть роман-эпопею «Тихий Дон», который состоит из четырех томов.

Его нередко сравнивают по значимости с другим произведением русской классики – рукописью «Война и мир». «Тихий Дон» – один из ключевых романов в литературе XX века, который и по сей день является обязательным для чтения в общеобразовательных учреждениях и вузах.

 Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон»

Но мало кто знает, что из-за книги, повествующей о жизни донских казаков, Шолохов был обвинен в плагиате. Впрочем, споры о литературном воровстве Михаила Александровича не утихают до сих пор. После выхода в свет «Тихого Дона» (первые два тома, 1928, журнал «Октябрь») в литературных кругах начались дискуссии по поводу проблемы авторства текстов М. А. Шолохова.

Некоторые исследователи, да и просто любители литературы считали, что Михаил Александрович без зазрения совести присвоил себе рукопись, которая была найдена в полевой сумке белого офицера, расстрелянного большевиками. Поговаривают, что поступали анонимные звонки. Некая неизвестная старушка говорила в телефонную трубку редактору газеты А. Серафимовичу, что роман принадлежит ее убитому сыну.

Александр Серафимович на провокации не реагировал и считал, что подобный резонанс произошел из-за зависти: люди не могли понять, как 22-летний автор в мгновение ока обзавелся славой и всеобщим признанием. Журналист и драматург Иосиф Герасимов указывал на то, что Серафимович знал, что «Тихий Дон» принадлежит не Шолохову, однако не захотел подливать масла в огонь. Шолоховед Константин Прийма был уверен, что на самом деле остановка публикации третьего тома была выгодна соратникам Троцкого: народ не должен был знать о реальных событиях, происходивших в Вешенской в 1919 году.

Примечательно, что именитый русский публицист не сомневается в том, что истинный автор «Тихого Дона» – Михаил Шолохов. Дмитрий Львович считает, что прием, положенный в основу романа, очень примитивен: сюжет вращается вокруг конфронтации между красными и белыми и на метании главного героя между женой и любовницей.

В 1930-1950-е годы Шолохов пишет еще один гениальный роман, посвященный коллективизации крестьян, – «Поднятая целина». Пользовались популярностью и военные произведения, например «Судьба человека» и «Они сражались за Родину». Работа над последним велась в несколько этапов: 1942-1944, 1949 и 1969 годах. Незадолго до смерти Шолохов, подобно Гоголю, сжег свое произведение. Поэтому современному читателю остается довольствоваться лишь отдельными главами романа.

 Роман Михаила Шолохова «Поднятая целина»

А вот с Нобелевской премией у Шолохова сложилась весьма оригинальная история. В 1958 на престижную награду уже в седьмой раз был выдвинут . В том же году члены Союза писателей посетили Швецию и узнали, что вместе с Борисом Леонидовичем выдвигают Шолохова и других авторов. В скандинавской стране сложилось мнение, что премия должна достаться Пастернаку, однако в телеграмме, адресованной послу Швеции, было сказано, что в СССР широко бы оценили присуждение награды Михаилу Александровичу.

Также было сказано, что шведской общественности давно пора понять, что Борис Леонидович не пользуется популярностью у советских граждан и что его произведения не достойны какого-либо внимания. Объяснить это просто: Пастернак неоднократно подвергался травле со стороны власти. Присужденная ему в 1958-м премия подкинула дров. Автор «Доктора Живаго» был вынужден отказаться от Нобелевской премии. В 1965 году лавры почета достались и Шолохову. Писатель не поклонился шведскому королю, который вручал награду. Это объяснялось характером Михаила Александровича: по некоторым слухам, такой жест был сделан намеренно (казаки не преклоняются ни перед кем).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: