Реферат: литература периода вов

Наука ненависти

Краткое содержание «Тихого Дона»

Главный герой романа — Григорий Мелешко, казак из донской деревни Межовая. Он влюбляется в дочь богатого крестьянского помещика, Аксинью Гусеву, и женится на ней, несмотря на крепостнические обычаи и протесты ее отца. После свадьбы Мелешко становится казачьим офицером и попадает в события Первой мировой войны и Российской революции.

Во время Первой мировой войны Мелешко служит на фронте и борется с немцами. После революции он вступает в добровольческую армию генерала Корнилова, которая борется с большевиками. Однако, когда Корнилов пытается совершить государственный переворот, Мелешко отказывается поддерживать его и возвращается на Дон.

На родине Мелешко сталкивается с жестокостью и разрухой, вызванными Гражданской войной. Он пытается сохранить свое достоинство и защитить свою семью, но его судьба искусственно взаимосвязана с событиями, которые он не может контролировать. Роман «Тихий Дон» описывает упадок и разрушение казачества, предавшего свои традиции радикальным идеям революции.

Основной темой романа является противостояние старой и новой России. Шолохов показывает, как промышленный развитие и идеология коммунизма разрушают старые ценности и обряды казачества. Под влиянием революции Мелешко и его семья становятся жертвами насилия и репрессий.

«Тихий Дон» — это мощный эпический роман, который показывает ужасы и разрушение, причиненные революцией и Гражданской войной. Шолохов создает глубокие и сложные персонажи, показывая их трагическую судьбу на фоне исторических событий.

Основное содержание рассказа «Чужая кровь»

Пожилая пара однажды подобрала солдата, который был тяжело ранен. У них в семье перед этим случилась трагедия — погиб сын. Поэтому, выхаживая раненого, они привязались к нему, словно это был их сын. Но когда солдат выздоровел и немного окреп, несмотря на привязанность, он все равно вернулся в город. Дед Гавриил долго переживал, но все-таки Петр оказался чужим.

Затем товарищ присылает молодому человеку письмо с Урала, где некогда жил и сам Петр. Он предлагает тому приехать, чтобы вместе восстанавливать предприятие, где когда-то раньше они вместе работали. Финальная сцена расставания трагична. Старик просит молодого человека сказать старухе, что он вернется. Но после отъезда Петра дорога, по которой тот уехал, просто обвалилась. И это символично. Автор пытался показать читателю, что больше никогда раненый солдат не вернется в их хутор.

Краткое содержание: “Наука ненависти” Шолохов Михаил

Любите ли вы читать краткое содержание? «Наука ненависти» (Шолохов М.) будет изложена здесь в сжатом виде для быстрого ознакомления. Для начала познакомимся с автором произведения.

Об авторе

Михаил Шолохов является русским и советским писателем. Наиболее известное его произведение – это «Тихий Дон». Писатель даже является лауреатом Нобелевской премии за литературную деятельность. Всё же к данному рассказу («Наука ненависти») критики его творчества отнеслись довольно холодно. По их мнению, оно сильно уступает раннее написанным произведениям. Некоторые даже считают, что это не он написал «Тихий Дон», ведь такое отличие слога просто удивляет. Между прочим, на уровень названного произведения Шолохов не вышел больше ни разу, что тоже наталкивает на некоторые размышления.

Каждое существо имеет свою судьбу. У солдат на войне тоже своя судьба, но какая она будет, никто не знает.Рассказ ведётся от имени человека, приехавшего на фронт. Он заводит беседу с Виктором Герасимовым – лейтенантом. Он был высоким, сутулым и слишком поднятыми плечами. Лицо его выражало полное спокойствие и даже бесстрастие. Речь шла о недавнем бое.

После этого Виктор не боится смерти и с наслаждением смотрит на тела погибших врагов. А пока двум собеседникам предстоят ещё две встречи.

История Герасимова

Чем продолжается рассказ «Наука ненависти» (Шолохов)? Краткое содержание поведывает нам о том, что Виктор родился в семье рабочих. С молодости он работал механиком на крупном заводе, который располагался в самой глуши – в Сибири. Несмотря на тяжёлую работу, Герасимов создал семью: у него была любящая жена и двое детей. Жили они дружно и мирно, потому что время было тяжёлое, а тут уж точно не до выяснения отношений. С ними жил отец Виктора, ставший инвалидом.

Война

«Наука ненависти» (Шолохов), краткое содержание которой мы рассматриваем, рассказывает нам о том, что Виктора на войну провожали с патриотическим настроем. Жена и старый отец беспрестанно напоминали ему, какое смелое и верное дело он идёт вершить. Даже местный секретарь райкома партии, который был неразговорчивым и закрытым, сумел сказать несколько добрых слов Герасимову в дорогу.Летом 1941 года Виктор принимал участие в боях. Уже во время первого боя русские одержали победу и взяли в плен около 15 человек немцев. Герасимов вспоминает, как те шли испуганные, бледные и молчаливые: от бунтарского духа ничего в них не осталось. Через время солдаты от жалости начали тайком угощать немцев папироской, табаком, котелком щей. Один боец-кадровик смотрел на это свысока потому что знал, что творят немцы за линией фронта. Скоро и сам Виктор Герасимов об этом узнал. Краткое содержание рассказа «Наука ненависти» Шолохова продолжается увиденным за линией фронта ужасом.

Немцы

Когда русские пошли в наступление, то узнали, что происходит за чертой. Они были потрясены сожжёнными до тла трупами женщин, детей. Многие из них были зверски убиты: над людьми просто издевались. Больше всего Виктору в память врезалась изнасилованная 11-летняя девочка. Она напомнила ему о собственной дочери пятикласснице. Это зрелище отпечаталось в голове Герасимова надолго. Вскоре солдаты поняли, что воюют не с людьми, а со зверюгами, которые жаждут крови и насилия. После этого они увидели место казни красноармейцев, и это поразило их ещё больше. Солдаты сравнивали зрелище с видом мясной лавки. Части тела висели на деревьях, кожа у многих была содрана. От этого всего солдаты озверели и сами, и навсегда в их сердце поселилась жгучая ненависть.

Потом всех пленных выстроили в ряд: Виктор узнал только пару ребят из своей роты. Смуглых и всех, похожих на евреев, расстреляли прямо на месте. Остальных повели в немецкую часть. Герасимов еле шёл, ему ужасно хотелось пить. Несколько раз он хотел бежать, но это были неудачные попытки. Он понимал, что потерял много крови и не может управлять своим телом. Всё же он проклинал себя каждую минуту за то, что не пытается отсюда сбежать.Чем закончит свой рассказ Михаил Шолохов («Наука ненависти»)? Краткое содержание подходит к концу, когда Виктор Герасимов сбегает из плена. Жизнь под надзором врага давалась ему очень трудно, но он не оставлял надежды на побег. Расскажет ли о побеге краткое содержание? «Наука ненависти» (Шолохов М.) заканчивается тем, что Виктор ударяет охранника лопатой по голове и сбегает. Он ночует в лесу и идёт куда глаза глядят, но вскоре его находят партизаны и спасают солдату жизнь. На этом и завершается краткое содержание. «Наука ненависти» (Шолохов М.) – небольшой рассказ, но атмосферу злости и ярости он передает более чем реалистично.

Post Views: 1

Михаил шолохов: алешкино сердце

Прототип главного героя

Идея создания произведения возникла у Шолохова после того, как он услышал историю из уст политрука Зиновия Яковлевича Фердмана, побывавшего в немецком плену. Этот человек, еврей по происхождению, был схвачен фашистами 21 сентября 1941 года возле села Денисовка Полтавской области, после чего переправлен в лагерь для военнопленных в селе Боканка. 21 ноября ему удалось совершить оттуда побег.

Судя по стилистике зафиксированных писателем показаний спасшегося политрука, Михаил Александрович либо стал свидетелем опроса Фердмана, либо скопировал протокол дела в особом отделе. Сотрудники НКВД, вынося окончательный вердикт Зиновию Яковлевичу, учли его национальность. Как известно, фашисты безжалостно расправлялись с евреями, поэтому вряд ли у Фердамана могла быть хоть какая-то мотивация самовольно сдаться в плен. Его показания свидетельствовали о бесчеловечном отношении к пленным.

Вариант 2

Произведений посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в советской литературе множество. Но из всех произведений нельзя не выделить поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Уникальность произведения в его манере изложения, легкости стихотворного слога, яркости описания событий и душевной красоте самого героя- Василия Теркина.

Написанное в военные годы, произведение перечитывалась бойцами советской армии не раз. Главный герой — обычный солдат. Родом Василий, как и сам поэт, из Смоленска, выходец из крестьянской семьи. Начинает служить рядовым, за свои заслуги получает орден. Все тяготы проходит на войне Теркин, пули его не трогают, смерть не забирает. С ним всегда его верная подруга-гармонь, которая помогает солдатам справиться с невзгодами.

Удачно подобрана и фамилия героя произведения Твардовского. В ней автор словно закладывает афоризм «тертый калач», человек с большим жизненным опытом, авторитет для других. Также фамилия хорошо сочетается со словом «перетерпим» , очень актуальное в тяжелый период войны.

Поэму «Василий Теркин» нельзя назвать классической с точки зрения литературного жанра. Сам писатель, прошедший войну корреспондентом, считает свое произведение скорее военной хроникой событий, описанной глазами очевидца. В ней нет последовательности развития сюжетной линии. Каждая глава самостоятельна по значению. Произведение включает в себя множество литературных жанров: лирика, былина, публицистика, монолог, песня. Несмотря на отсутствие сюжетной связи между собой, каждая из тридцати глав имеет свое логическое заключение и четкое композиционное строение. Автор писал произведение на войне и понимал, что многие из солдат, читавшие предыдущую главу не всегда доживают до следующей. В этом проявляется гениальный замысел творения А.Т.Твардовского.

Основной темой поэмы является борьба народа с фашизмом, стойкость и непоколебимость русского солдата, безграничная любовь к своей Родине. Теркин нужен был бойцам на войне – жизнерадостный и преодолевающий все преграды.

Помимо самого главного героя Василия в поэме встречаются образы других людей. Все они не имеют конкретных фамилий, поскольку они образы либо всех матерей-солдаток, проводивших сыновей и мужей на фронт, девушек, оставшихся без любимых, санитарок, спасших не одну жизнь. Образ врага также встречается обобщенно, исключение лишь сюжет рукопашного боя героя с немцем.

Украшение поэмы — ее художественное разнообразие. Интересные обороты пошли в народ (« У войны короткий путь, у любви- далекий»), использование пословиц приближает произведение к русскому народному творчеству.

Применение автором разговорного четырехстопного хорея, делает произведение легким и увлекательным в прочтении.

Вряд ли найдется человек старшего поколения, кто — бы не знал ничего о Василии Теркине. Чтобы потомки помнили, на Родине А.Т.Твардовского установлен памятник писателю с его любимым героем.

Моральные дилеммы, которые ставят герои перед собой

Роман Михаила Шолохова «Наука ненависти» пронизан сложными моральными дилеммами, перед которыми стоят герои произведения. Автор искусно поднимает вопросы справедливости, совести, чести и верности, заставляя читателя задуматься над ними.

Одной из основных моральных дилемм в романе является выбор между верностью нравственным принципам и жесткой необходимостью выживания. Герои сталкиваются с ситуациями, когда им приходится принимать трудные решения, которые не всегда соответствуют общепринятым нормам и ценностям.

Например, главный герой, Иван Грозный, страдает от внутреннего конфликта, так как его должность врача фронтовой больницы требует от него спасти человеческую жизнь, но при этом он вынужден теряться в лаборатории научной группы, занимающейся разработкой химических препаратов для военного применения. Иван сталкивается с выбором между помощью человеку и разработкой оружия массового уничтожения, что вызывает у него серьезные моральные страдания.

Другой герой, Дмитрий Васильевич, тоже сталкивается с моральной дилеммой, когда во время военных действий ему приходится принимать решение о спасении жизни одного раненого солдата или ранения нескольких врагов. Какой выбор сделать — спасти своего товарища или нанести удар злоумышленникам, чтобы спасти большее количество людей? Этот вопрос ставит героя перед сложной этической проблемой.

Такие ситуации, когда герои вынуждены выбирать между корыстью и нравственными принципами, нередко являются парадоксальными и требуют глубокого размышления. В результате, герои романа вынуждены принимать на себя тяжелые этические и психологические бремена, что подчеркивает сложность и противоречивость моральных дилемм, с которыми они сталкиваются.

Как пережить предательство друзей?

Предательство друга порою может ранить не меньше, нежели предательство родственника или мужа. Если друг настоящий, то, наверняка, вы доверяли ему свои личные тайны, не раз поддерживали в сложных жизненных ситуациях и советовались по многим вопросам.

Исключение может быть лишь в случае, когда друг или подруга вынужденно пошли на этот шаг, не по своей воле или же совершили нелепую ошибку. В общем, вам нужно дать шанс объясниться человеку, и если вы поймете, что предательства можно было избежать, то сделайте паузу в вашем общении, чтобы каждый мог переосмыслить случившееся. Спустя месяцы, вы сами сможете понять, хотите ли вы возвращать товарища в свою жизнь.

Как пережить предательство друга или подруги, советы психолога:

  1. Если предательство не касается слишком серьезных вещей (например, отношений с супругом), попытайтесь понять, почему друг так поступил. Для начала следует признаться себе, что человек вам дорог. Если это по-настоящему близкий друг, он останется дорог даже после своего поступка. Нужно выслушать его. Все иногда ошибаются, возможно, он искренне раскаивается.
  2. Если есть желание отомстить, не стоит этого делать. Вы не сделаете себе лучше и вряд ли получите удовлетворение. Психологи рекомендуют сделать что-то хорошее для друга, даже если это будет какое-нибудь маленькое дело. Это сработает намного лучше, чем месть. Он будет мучиться от угрызений совести, а вы будете спокойны.
  3. Если друг не раскаивается, просто отпустите ситуацию. В душе поблагодарите его за все хорошее, что он сделал. Такая позиция быстрее остальных излечит раны и лучше всего поможет пережить предательство.

Сохранять ли с ним отношения? На этот вопрос можете ответить только вы. Разобравшись в ситуации, можно попробовать наладить общение. У вас есть право сохранить отношения с другом либо отказаться от них.

Анализ рассказа

Центральная линия произведения — история лейтенанта Виктора Герасимова, которому чудом удалось избежать смерти, будучи пленником в руках гитлеровцев.

Четко выстроенная композиция помогает в полной мере реализовать замысел: автору важно продемонстрировать эволюцию главного действующего лица от позитивного отношения к окружающей реальности и даже противнику, — к ненависти. Шолохов обозначает свою позицию через повествователя, так что личный опыт главного героя играет ключевое оценочное значение в трактовке и моральной оценке происходящих событий.. Подробно описанная судьба деревьев, ран, нанесенных им снарядами, — не только вражескими, но и советскими, тянущиеся к солнечному свету листья, зачинают тему войны как всеобщей катастрофы

Несмотря на это, с самого начала рассказа сквозь трагедию просвечивает не растерянная на полях сражений нежность, которую способен пробудить в своей душе человек, даже если он находится в невыносимых условиях.

Подробно описанная судьба деревьев, ран, нанесенных им снарядами, — не только вражескими, но и советскими, тянущиеся к солнечному свету листья, зачинают тему войны как всеобщей катастрофы. Несмотря на это, с самого начала рассказа сквозь трагедию просвечивает не растерянная на полях сражений нежность, которую способен пробудить в своей душе человек, даже если он находится в невыносимых условиях.

Прежде чем читатель узнает, каково приходилось пленникам в лагерях, он знакомится с описанием:

  • чудесной природы украинских земель;
  • чувством стыда, пережитого при отступлении.

Все эти зарисовки являются подступами к основной сюжетной коллизии — суровому испытанию пленом. Вся палитра ощущений героя говорит о чувстве собственного достоинства, внутреннем стержне. Лейтмотивом, неким трагическим знаком не павшего духом выступают зверские избиения, породившие жажду мести.

Побег из лагеря, описанный героем, встреча с партизанами — все это не составляет центра сюжетной линии, так как подводит финальную черту под историей пленения и завершает раскрытие экзистенциональной темы как победы над внешним врагом и всеми невзгодами.

Своим рассказом Шолохов хотел обличить все изъяны воспитания, несовместимого ни с одной из сформировавшихся в европейской традиции гуманистических школ. Ненависть, по мнению писателя, — абсолютное зло, но в то же время единственно действенный инструмент, способный освободить родину от варваров, желавших поставить великую страну на колени.

Что означает название романа «Война и мир»

Роман «Война и мир» поначалу задумывался Толстым как повесть о декабристах. Автор хотел рассказать об этих замечательных людях и их семьях.

Но не просто рассказать о том, что произошло в декабре 1825 года в России, а показать, как участники этих событий пришли к ним, что подтолкнуло декабристов к восстанию против царя. Результатом изучения Толстым этих исторических событий стал роман «Война и мир», в котором рассказывается о зарождении декабристского движения на фоне войны 1812 года.

В чем же смысл «Войны и мира» Толстого? Только ли в том, чтобы донести до читателя настроения и чаяния людей, для которых была важна судьба России после войны против Наполеона? Или в том, чтобы еще раз показать, что «война…противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»? А может быть Толстой хотел подчеркнуть, что наша жизнь состоит из контрастов между войной и миром, подлостью и честью, злом и добром.

О том, почему автор так назвал свое произведение, в чем смысл названия «Война и мир», сейчас уже можно только гадать. Но, читая и перечитывая произведение, еще раз убеждаешься в том, что все повествование в нем выстроено на борьбе противоположностей.

Тематика

По сути, темы перекликаются с проблемами, составляя ткань «Песни». Это и тема рока, неотвратимости судьбы, и поэта-пророка, предстающего в лице таинственного кудесника.

Кроме того, Пушкин затрагивает еще один важный аспект: дружбу. В произведении не раз подчеркивается трепетное отношение Олега к своему боевому коню – верному, преданному товарищу, не раз выручающему в кровавых битвах.

Параллельно поднимается тема невольного предательства. Ведь Олег испугался предсказания. Поняв, что смерть исходит от коня, но отрекся от боевого друга. И пусть оставил его в лучших условиях, наказав слугам хорошо ухаживать, но все-таки это самое настоящее предательство.

Об авторе

Михаил Шолохов является русским и советским писателем. Наиболее известное его произведение – это «Тихий Дон». Писатель даже является лауреатом Нобелевской премии за литературную деятельность. Всё же к данному рассказу («Наука ненависти») критики его творчества отнеслись довольно холодно. По их мнению, оно сильно уступает раннее написанным произведениям. Некоторые даже считают, что это не он написал «Тихий Дон», ведь такое отличие слога просто удивляет. Между прочим, на уровень названного произведения Шолохов не вышел больше ни разу, что тоже наталкивает на некоторые размышления.

5 вариант

Великая Отечественная война стала одним из ключевых событий XX века и оказала огромное влияние на литературу того времени. Разрушение и потери, которые принесла эта война, стали главной темой многих произведений.

В первые годы после войны было опубликовано множество восхваляющих произведений, которые говорили о героических деяниях советских солдат и о подвигах народа во время войны.

В литературе 20 века Великая Отечественная война также стала темой многих поэтических произведений. Стихотворения Владимира Высоцкого, Евгения Евтушенко, Анны Ахматовой и других поэтов отражают настроения и переживания народа во время войны. Эти произведения описывают не только героические деяния солдат, но и страдания мирного населения, которое тоже несло огромную ответственность за победу войны.

Плен

Дальнейший сюжет рассказа поясняет, почему дал ему название Шолохов Михаил Александрович «Наука ненависти». Громов сам проходит через круги ада немецкого плена. Его в бою ранят, и он попадает в руки оккупантов. Те, пленив советских солдат, первым делом расстреляли евреев из их числа. Затем их мотоциклисты из пулеметов перебили отставших от колонны пленных.

Над пленными красноармейцами издевались примитивно и постоянно. Их, страдающих от жажды, напоили водой, смешанной с грязью потому, что по ней прошли танки.

Когда навстречу колонны военнопленных шла танковая колонна фашистов, головной танк «нечаянно» раздавил несколько людей, шедших во главе походного строя. Конвойные при этом не только не препятствовали инциденту, но и смеялись над происшедшим.

Наконец этот смертельный этап закончился, и колонна прибыла в концентрационный лагерь. Несмотря на приближение осени, пленные содержались даже не в бараках. Им не были оборудованы места ночлега, люди спали просто на земле, в грязи. Кормили их скудно, весь рацион состоял из горсти крупы и некипяченой воды. Пленных постоянно избивали палками, прикладами.

Анализ рассказа

Центральная линия произведения — история лейтенанта Виктора Герасимова, которому чудом удалось избежать смерти, будучи пленником в руках гитлеровцев.

Четко выстроенная композиция помогает в полной мере реализовать замысел: автору важно продемонстрировать эволюцию главного действующего лица от позитивного отношения к окружающей реальности и даже противнику, — к ненависти. Шолохов обозначает свою позицию через повествователя, так что личный опыт главного героя играет ключевое оценочное значение в трактовке и моральной оценке происходящих событий.. Подробно описанная судьба деревьев, ран, нанесенных им снарядами, — не только вражескими, но и советскими, тянущиеся к солнечному свету листья, зачинают тему войны как всеобщей катастрофы

Несмотря на это, с самого начала рассказа сквозь трагедию просвечивает не растерянная на полях сражений нежность, которую способен пробудить в своей душе человек, даже если он находится в невыносимых условиях.

Подробно описанная судьба деревьев, ран, нанесенных им снарядами, — не только вражескими, но и советскими, тянущиеся к солнечному свету листья, зачинают тему войны как всеобщей катастрофы. Несмотря на это, с самого начала рассказа сквозь трагедию просвечивает не растерянная на полях сражений нежность, которую способен пробудить в своей душе человек, даже если он находится в невыносимых условиях.

Прежде чем читатель узнает, каково приходилось пленникам в лагерях, он знакомится с описанием:

  • чудесной природы украинских земель;
  • чувством стыда, пережитого при отступлении.

Все эти зарисовки являются подступами к основной сюжетной коллизии — суровому испытанию пленом. Вся палитра ощущений героя говорит о чувстве собственного достоинства, внутреннем стержне. Лейтмотивом, неким трагическим знаком не павшего духом выступают зверские избиения, породившие жажду мести.

Побег из лагеря, описанный героем, встреча с партизанами — все это не составляет центра сюжетной линии, так как подводит финальную черту под историей пленения и завершает раскрытие экзистенциональной темы как победы над внешним врагом и всеми невзгодами.

Своим рассказом Шолохов хотел обличить все изъяны воспитания, несовместимого ни с одной из сформировавшихся в европейской традиции гуманистических школ. Ненависть, по мнению писателя, — абсолютное зло, но в то же время единственно действенный инструмент, способный освободить родину от варваров, желавших поставить великую страну на колени.

Отражение менталитета в повествовании

Во-первых, автор использует реалистический стиль и простую, но эмоциональную лексику, чтобы передать атмосферу жизни и мышления советской эпохи. Описывая главных героев романа, Шолохов раскрывает их глубоко укорененные ценности и идеалы, такие как коллективизм, преданность Родине и справедливость. Он подчеркивает их противопоставление индивидуалистическим и аморальным наклонностям западного мира.

Во-вторых, автор использует повествовательные приемы, которые захватывают читателя и позволяют ему почувствовать и пережить эмоции и переживания героев. Через детальные описания событий, Шолохов раскрывает политическую и социальную обстановку того времени, а также эмоциональные состояния персонажей. Это позволяет читателю лучше понять и сопереживать трудностям, с которыми сталкиваются герои и их стремлениям.

В-третьих, сама структура романа отражает особенности менталитета советского общества. Шолохов использовал множество маленьких эпизодов и сцен, которые складываются в единое целое и позволяют читателю увидеть аспекты различных сфер жизни: сельской местности, города, политики, личных отношений. Это позволяет получить более полное представление о социальных и моральных ценностях, а также проблемах того времени.

В целом, «Наука ненависти» Шолохова является знаковым произведением, которое отражает менталитет советского общества через выбор стиля, приемов повествования и структуры романа

Это произведение не только помогает нам лучше понять историю и культуру того времени, но и подтверждает важность литературы в отражении и анализе социальных явлений и ценностей

Список популярных книг

О крушении простого человеческого счастья в военных реалиях расскажут книги:

  1. «Просто любовь» В. Василевской,
  2. «Это было в Ленинграде» А. Чаковского,
  3. «Третья палата» Леонидова.
  4. «А зори здесь тихие» Б. Васильева
  5. «Судьба человека» М. Шолохова

Книги о героических подвигах в условиях самых кровопролитных сражений в период ВОВ:

  1. «В окопах Сталинграда» В. Некрасова,
  2. «Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина,
  3. «Июль – Декабрь» Симонова,
  4. «Брестская крепость» С. Смирнова,
  5. «Они сражались за родину» М. Шолохова

Советская литература о предательстве:

  1. «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева
  2. «Сотников» В. Быкова
  3. «Знак беды» В. Быкова
  4. «Живи и помни» В. Распутина

Книги, посвященные блокаде Ленинграда:

  1. «Блокадная книга» А. Адамовича, Д. Гранина
  2. «Дорога жизни» Н. Ходзы
  3. «Балтийское небо» Н. Чуковского

О детях, участвующих в войне:

  1. Молодая гвардия – Александр Фадеев
  2. Завтра была война – Борис Васильев
  3. До свиданья мальчики – Борис Балтер
  4. Мальчики с бантиками – Валентин Пикуль

О женщинах, участвующих в войне:

  1. У войны не женское лицо – Светлана Алексеевич
  2. Мадонна с пайковым хлебом – Мария Глушко
  3. Партизанка Лара – Надежда Надеждина
  4. Девичья команда – П. Заводчиков, Ф. Самойлов

Альтернативный взгляд на военное руководство:

  1. Жизнь и судьба – Василий Гроссман
  2. Штрафбат – Эдуард Володарский
  3. На войне как на войне – Виктор Курочкин

Смысл названия романа Толстого Война и мир сочинение

Название произведения «Война и мир» так же масштабно, как и его содержание. Эта книга описывает жизнь во всем ее разнообразии и непредсказуемости, что объясняет множество значений ее названия.

Понятие «война» в романе очень широко и имеет две трактовки. Первая-это буквальное описание военных действий в 1805-1807 и 1812 годах. Второе, более глубокое значение — это ненависть и враждебность людей, разобщенность, эгоизм и преследование лишь личных целей. Толстой демонстрирует, что война — это обычное дело и что она может происходить и в мирное время, испытывая душевные силы человека.

«Мир», помимо того, что является противоположностью войны, охватывает множество значений. Это любовь, это покой, это согласие в обществе и с самим собой. Также мир — это человеческое общество, жизнь которого автор показал на протяжении почти поколения.

Мир и война символизируют в романе добро и зло, жизнь и смерть соответственно. И так или иначе все герои стремятся прибиться к одному из берегов. Одни, не испытывая никаких сомнений находят цель существования сразу, как например, Анатоль Курагин, безнадежный кутила и погубитель барышень, а другие проходят через долгий путь колебаний и ошибок перед тем, как сделать выбор. Второе очень хорошо показано на примере Пьера Безухова, который мучается, борясь с собой и ища себя, и в конце концов переродившись обретает счастье.

На протяжении всего романа Толстой исследует эти два полярные мировоззрения. Они не только чередуются, но и тесно переплетаются и сосуществуют в жизнях героев. На примере нескольких семей описана вся жизнь русского народа в оба периода. Толстой показывает, что и в мирную пору люди находили время и место для раздоров и соперничества, в их мыслях царил хаос и непонимание. И напротив, когда на страну обрушилась война, люди нашли в себе силы на осмысление и прощение, забыли про вражду и сплотились против врага.

Множественность смыслов названия, количество персонажей и большой промежуток времени, который охватил автор, оправдывают объем произведения

На примере своих персонажей он дает понять, как важно ценить мир и создавать его в своих жизнях. И что самое страшное зло — это война, в любых ее проявлениях

Разрушение войной и гражданскими конфликтами

Шолохов глубоко погружается в описание разрушений, которые сопровождают войну. Он изображает опустошение и разорение, которые происходят во время боевых действий. Города и деревни разрушены, строения сгорели, а земля обезлюдевшая и опустелая.

Гражданская война также наносит серьезные повреждения людям и их отношениям. Шолохов показывает, как война разделяет семьи и друзей, превращая их во врагов. Главный герой романа, Сергей Груздев, оказывается на другой стороне баррикад от своих бывших товарищей и друзей, и никогда уже не сможет вернуться к прежней жизни.

Кроме того, Шолохов раскрывает тему внутреннего разрушения, вызванного войной. Многие персонажи страдают от потери смысла жизни, чувства безнадежности и одиночества. Они теряют все, что дорого и близко, и они сами превращаются в развалины.

Таким образом, роман «Наука ненависти» Михаила Шолохова волнующе и непреклонно рисует картину разрушения, вызванного войной и гражданскими конфликтами. Война становится не только внешней силой, но и разрушает душе и характеру.

Преодоление страха на войне

Страх присущ каждому человеку. Война ставит людей в сложные обстоятельства, в которых одни идут на попятную и становятся трусами и предателями, а другие находят в себе силы бороться. В литературе о войне всегда есть место подвигу, мужеству и героизму, на это способен только человек, способный преодолеть страх перед смертью.

  1. Образ человека на войне, его поведение перед страхом смерти ярко раскрыты в рассказе Шолохова «Судьба человека». Главный герой этого произведения Андрей Соколов может служить примером мужественности, героизма и человечности. Война лишает героя всего, он неоднократно рискует своей жизнью. Он стремится организовать мятеж против оккупировавших территорию немцев. Оказавшись лицом к лицу с врагом, он становится перед выбором пожертвовать собой, приняв наказание и возможную смерть, или предать Родину. Герой не хочет умирать, но и прославлять победу «Третьего рейха», чьи войска вторглись на его родину – ниже его достоинства. Даже в плену Андрей не прогнулся, не сдался. Сила духа и бесстрашие героя вызвали уважение к нему даже у врага и помогли ему выжить.
  2. Мужество – ключевое качество, необходимое не только солдату на поле боя, но и каждому человеку, столкнувшемуся с тяготами войны. Так называет своё короткое стихотворение поэтесса Анна Ахматова, свидетельница военных событий и блокады Ленинграда. Она пишет о том, что «не страшно остаться без крова» или умереть под пулями. «Мужество» – это стихотворение- призыв, стихотворение-гимн. Именно мужество позволяет преодолеть страх перед войной и объединить весь народ в борьбе против захватчиков.
  3. Герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов – внешне неказистый, полный и нескладный, но при этом добрый и симпатичный читателю герой. Такого человека сложно представить на войне. Ни физические данные, ни качества характера не позволяют ему воевать. Пьер робок и застенчив. У него есть возможность избежать военных действий, но герой демонстрирует свою внутреннюю силу и преодолевает свойственный его натуре страх. Он отправляется в занятую французами столицу и хочет, ни много ни мало, убить самого Наполеона. Идея кажется безрассудной, но побуждает читателя ещё больше уважать персонажа. Пьер не реализует свой дерзкий план, но показывает себя способным на подвиг. В охваченной огнём столице он спасает ребенка.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: