“Человек в творчестве Горького” — сочинение
Максим Горький считал, что быть человеком – это превосходная должность, почетная миссия, которую непременно нужно заслужить. Писатель всегда относился к людям, как к великой загадке. Именно поэтому в центре практически каждого его произведения стоит человек, со своими мыслями, проблемами, хорошими и плохими качествами.
М. Горький часто задавал себе вопрос, что именно отличает настоящего человека с большой буквы? Ответ легко можно найти в его произведениях: гордость, чувство свободы, умение жить, ставить перед собой цели и достигать иx, жертвовать собой благих целей.
Писатель жил в достаточно интересную эпоху, именно это и позволило ему так точно и талантливо во многих произведениях показать человека, существующего во время перемен, краха старых устоев и начала нового социально-политического строя. Писателя всегда интересовало, каким будет человек будущего. Он восхищается гордыми и свободными людьми, любуется их мужеством и умением жертвовать ради себя. Эти и противоположные качества М. Горький показывает на примере героев рассказа «Старуха Изергиль». Автор подчеркивает, что жизнь для себя, без заботы о других, заканчивается полным одиночеством и разочарованием.
Достаточно интересно писатель показывает внутренний мир человека в произведении «Челкаш». Несмотря на всю жестокость жизни, на нечистую деятельность, которой приходится заниматься главному герою, он сумел сохранить в себе лучшие качества, не потерял чувство собственного достоинства, сострадания и любви к близким людям. В рассказе Челкашу противопоставляется Гаврила, который, несмотря на свою внешнюю привлекательность, не способен стать «настоящим человеком».
Я полностью согласна с М. Горьким в его высказывании, что человек – это звучит гордо. Но только человек настоящий, свободолюбивый, тот, который имеет чувство собственного достоинства, ставит перед собой высокие цели и талантливо достигает их.
2 вариант
Основное действующее лицо — человек, которого зовут Макар. Он цыган. Больше всего он в восторге от свободной и мирной жизни, он ни на что ее не променяет. Он думает, что крестьяне нужны для того, чтобы трудиться и все время обрабатывать земельные угодья. Он не хочет никого любить, потому что тогда он лишится свободы. Благодаря этому, любовные чувства для него представляются несчастьем, от которых крайне трудно спастись.
Сердцам нужна любовь, если в прошлом два сердца могли с этим бороться, то настал момент когда у них это не получается сделать, и чувства оказываются сильней. Любовь запылала между Зобаром и Раддой. Они даже не увидели, как их настигли эти чувства. Если в прошлом они могли сдерживать себя, то в настоящий момент от этих чувственных пут можно освободиться лишь с помощью смерти. В сюжетной линии имеются серьезные размышления писателя. Тут Макар все время думает не просто о собственном существовании, но и о существовании остальных главных персонажей, ко всему прочему и о любовных отношениях.
Макар рассказывает легендарную историю, которая берет свое начало с простых общений, но завершается она абсолютно не так как начиналась. Также тут есть еще и морская стихия.
Радда прекрасная дева, с которой хотят проводить время все, но она отдала свою душу только одному герою, которого звали Зобар. Однако юноша не просто одаренный и мудрый, но еще и с характером.
Тут имеются еще и прекрасные слова, которые берут за душу и не покидают вплоть до завершения литературной работы.
Еще великолепие рассказу доставляют и фразы основного действующего лица. Он их произносит гордо и изящно
Самое важное — необходимо всегда идти вперед и не отказываться от своих слов и не пасовать ни перед чем
Когда начинаешь читать этот труд великого писателя, то между строчек все время видны фразы писателя. Ему неприятны взгляды Макара и с несколькими его высказываниями он не может согласиться. Дева все время была самоуверенной и гордой, именно эта гордость и не дала им быть счастливыми, быть любимыми.
Эмоции главных персонажей предстают с помощью пейзажных набросков. В самом начале морские волны спокойно перемещаются из одной области в другую. Но когда у героев эмоции начинают становиться сильнее, то и море принимается волноваться сильнее. Автор хотел показать этим всю эмоциональную палитру двух любящих сердец, ведь даже природа реагирует на эти возвышенные чувства.
Основная мысль
Максим Горький при создании своего произведении хотел в точности передать кочевую жизнь табора и цыганские традиции. Он хотел показать страсти и чувства этого народа. Гордые и свободолюбивые Радда и Лойко не смогли уступить друг другу, несмотря на любовь, которую они испытывали. Именно эти чувства заставили их заплатить сполна.
Молодой цыган — единственный, кому девушка подарила свое сердце, но юноша не смог подчинить красавицу, от безысходности он убивает свою любовь. Из романтической эта история превращается в настоящую трагедию.
Произведение Горького написано в жанре рассказа. В нем присутствуют все характерные черты:
- философский пафос;
- мудрость;
- поэтичность;
- красочные сравнения;
- цитаты.
Речь цыган проста, но лаконична, их история содержательна и интересна. Она наполнена колоритом. Главная мысль рассказа заключается в том, что каждый человек волен самостоятельно принимать решение, как ему жить. Счастье человека в движении, нельзя стоять на одном месте, нужно двигаться вперед, не оглядываясь на людей и их мнение.
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(752)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(728)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(703)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(691)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(795)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(583)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
Сочинение «Макар Чудра»
Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо иди. Может, и не загинешь даром. Вот и все, сокол! М. Горький Сплав романтизма и реализма, с которого начинал свой творческий путь М. Горький, явился новым прогрессивным шагом в развитии русской литературы. Первым ярким произведением, с которым Горький вошел в литературу, был “Макар Чудра”. Небольшой по объему рассказ поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей: прославление свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения старого цыгана о жизни поражают глубиной и простотой одновременно: “Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому. . . ” — Единственная ценность на земле — свобода, ради нее стоит жить и умереть,— так считают герои этого рассказа. Никакие сокровища мира не заменят человеку свободу. В этом рассказе пока только намечен автором прекрасный романтический порыв человека к свободе. Она является самоцелью, герои не знают, что с ней делать, на что употребить. В рассказе есть отдельные замечательные фрагменты и части, когда старый солдат Данило рассуждает, что “это только паны продают все, от своих свиней до своей совести, а я с Кошутом воевал и ничем не торгую!”, или ответ Рады на предложение пана: “. . . кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?” Образная и яркая речь героев, прекрасная южная природа, на фоне которой происходит действие, но нет пока определенной цели у героев, ради которой они так высоко чтут свою личную свободу. Это скорее индивидуализм, гордая прихоть каждого, чем достоинство характера. Молодой Горький “размахнулся”, показал красоту и силу свободного человека, но еще не знает, куда ее применить, чтобы не погибла она бессмысленно. А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Рада и Лойко, мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность обрести счастье и покой. “Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня. . . ” Здесь каждый из героев хочет доказать свое превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а скорее игра честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными. Горький продолжил работу в этом жанре, и романтический мотив прекрасного свободного человека, только намеченный в рассказе “Макар Чудра”, получает новый и глубокий смысл в легендах старухи Изергиль. От индивидуализма Ларры, через свободный порыв к счастью самой Изергиль автор приводит читателей к истинному герою Данко, отдавшему свою жизнь за свободу и счастье людей. Так, уже в раннем творчестве Горький заявляет о новом романтическом герое, показывая его самоотверженность и решительность. Он человек действия, и это главное. .
2 стр., 593 слов
«Жизнь замечательных людей» (Крысина К.)
… него была собственная семья, в которой родились две замечательные дочери — Татьяна и Наталья. Желание писать у … рассказы, поэму и стихотворения. Основные темы его произведений — отношения между людьми, красота родной природы. Вдохновение к поэту … политехнический институт по специальности «Радиотехника», затем работал на почтовом ящике в отделе микроэлектроники начальником комплексной лаборатории. …
История написания
«Макар Чудра» является одним из самых первых произведений, которые написал молодой Алексей Пешков, опубликовавший этот рассказ под псевдонимом Максим Горький. Этот успешный дебют произошел в 1892 г. в журнале «Кавказ».
Калюжный также же помог Алексею Пешкову сделать первые шаги в мир русской литературы — издать написанный рассказ. Горький был ему очень признателен и считал его своим наставником.
Идея для написания у молодого Алексея появилась после продолжительной поездки по южным российским регионам. История замысла произведения автора «Макар Чудра» началась в степи, которая поразила писателя своим размахом. Именно такими и были романтические главные персонажи раннего творчества Пешкова: свободные люди с большой и чистой душой. Тихие провинциальные города, которые не затронула еще полностью капитализация и индустриализация общества, сильно запали в душу Горького, как и истории от местного населения.
«Сочинение по рассказу Горького «Макар Чудра»»
В первом опубликованном рассказе — «Макар Чудра» легенда о влюбленных в свободу прекрасных людях соотнесена с размышлениями старого цыгана о жизни и человеке. Правда жизни для Макара заключается в свободе, ему ненавистна власть земли над человеком. В подтверждение мысли, что самым дорогим в человеке является внутреннее чувство свободы, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре, для которых даже узы любви были посягательством на свободу. Ни Лойко, ни тем более Радда не показаны как борцы за свободу других людей, в основе рассказа лежит иная мысль: человек не может бороться за свободу других, если сам не добился внутренней свободы. Между прочим, у Лойко Зобара были задатки народного героя, готового к самопожертвованию во имя счастья другого человека: «…нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Но это уже тема легенды о Данко.
Одним из отличительных признаков романтических рассказов Горького принято считать то, что действие в них обычно происходит среди многокрасочной и величественной природы — в Карпатах, на Дунае, в Бессарабии, в украинском Причерноморье, на Кавказе. Однако это характеризует не только цикл романтических произведений. Не менее прекрасна природа и в ряде реалистических рассказов Горького 90-х годов. Только в тех и других по-разному соотнесены природа и человек. В романтических рассказах, как правило, яркая личность гармонирует с величественной картиной природы, в реалистических — роскошные пейзажи нередко противопоставлены серой и скучной жизни обывателей или нищете тружеников. Рисуя красочные пейзажи в реалистических рассказах, писатель нередко подчеркивает, что прекрасная природа как бы тоскует по людям. Очень выразительно сказано об этом в финале рассказа «Коновалов», где тщетной попытке маленьких серых людей сковать свободу морских волн противопоставлено живое, чувствующее и многое понимающее море. Ласковое, умиротворенно смеющееся море показано в «Мальве», и этот образ естественно сливается с образом свободолюбивой красавицы Мальвы. А серенький человечек Яков сумел заметить в море только соленую воду.
Таким образом, для Горького картины природы были важны и сами по себе — как олицетворение красоты и богатства родной земли, и как художественные символы. В, романтических рассказах символичность, условность пейзажей выступает на первый план. В них есть и некоторая декоративность, соответствующая стилю этих произведений — сказок, легенд, аллегорий.
Конфликт
Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре. Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства. Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.
Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.
Основная тематика , Это основные темы, которые затрагивает Горький в своем произведении:
- Свобода. Она в произведении представляется как основная ценность. Главные персонажи ценят свою свободу выше денег и готовы умереть лишь ради того, чтобы не подчиняться кому-то.
- Любовь. Автор изобразил это чувство опасным и сильным. Человек, который влюблен, может потерять контроль. Он борется с чувствами, и ему нужно или покориться им, или умереть.
- Цыганский быт. Писатель изобразил экзотические условия. Читателям показано кочевое племя со своими правилами и принципами. В нем вор — успешный человек, а не преступник, девушка — не супруга, а любовница, убийство — защита чести, а не нарушение закона. Этот быт противопоставляется цивилизации.
- Природа. В течение всего рассказа персонажей окружают бескрайние просторы. Безмятежность этого пейзажа показывает всю незначительность людей на фоне Вселенной.
История создания
Музыкальность рассказа
Ответы на вопрос
Отвечает Суюнова Адэлина.
Ответ:
«Макар Чудра» — одно из ранних произведений М. Горького, с которым он проявил себя в литературе. Глубокие мысли проникнуты духом романтизма. Всё персонажи рассказа – цыгане, в отличие от обычных людей ценящие свободу больше всего на свете. Цыгане с давних времён известны своим свободолюбием, им присущи свобода слова и мысли и никому никогда не удавалось покорить их, подмять под себя. Это люди, которые как – бы одно целое с природой, их дом – дорога. Вечные скитальцы, они ведут кочевой образ жизни и никак не хотят по – долгу оставаться на одном месте. Максим Горький в своем рассказе хотел поразмышлять вместе с читателем о таких понятиях, как любовь и свобода, а кто как не цыгане идеально подходят под два этих определения. В рассказе у каждого героя свое представление о любви и свободе, каждый по – своему оценивает, что это такое. Но в одном они единогласны: всё – таки свобода главенствует над чувством любви. Любовь между Раддой и Лойко – это постоянная битва. Две сильные натуры, одинаково сильно ценящие свободу изо дня в день пытаются подчинить себе волю другого. Радда не раз признается Лойко в любви, при этом не уставая повторять, что как – бы он не сопротивлялся, в конце концов она его одолеет и станет он её, как душой, так и телом. Лойко хочет жениться на Радде, он верит, что она его любит всей душой, но та ставит условие: Лойко должен при всех, голословно, признать её старшинство. А это означает, что она, Радда, будет главенствовать в их семье, а он должен беспрекословно подчиняться ей и не будет иметь права решать, как жить и что делать. Лойко – лихой цыган
Для его избранницы очень важно чувствовать свою власть над ним и его волей. Равноправия она не признает, а тем более не согласна на то, чтобы кто – то управлял ей, ограничивая её свободу
Даже если этот человек будет её любимым и единственным. Радда уверена в своей красоте и в лихачестве она ему нисколько не уступает. Поэтому не сомневается, что сможет одолеть Лойко. Девушка не раз подчеркивает, что они созданы друг для друга, судьбы их плотно связаны, но как им быть вместе, если она любит свободу – волю больше любимого Лойко, а тот не сможет смирится с позорным подчинением женщине. Поэтому выходом в этой ситуации является только смерть. Создаётся впечатление, что цыганка специально злила Лойко, чтоб то смог убить её, осознавая безвыходность данной ситуации. Свободу, которой они оба так дорожат, оба персонажа получают только после смерти. А нашли ли они любовь?
Объяснение:
Отвечает Истомин Кирилл.
Рассказ «Макар Чудра» Антона Павловича Чехова — это произведение, которое заставляет задуматься над некоторыми важными аспектами человеческой природы и общества. В этом рассказе автор исследует темы справедливости, морали и социальной неравенства, и он делает это с помощью жизненной истории главного героя, Макара Чудры.
Макар Чудра — это типичный представитель бедного населения, живущего в сельской местности. Он обладает минимумом материальных средств и часто испытывает голод. Однако, несмотря на свою бедность, Макар чувствует себя более честным и честолюбивым, чем некоторые богатые и влиятельные люди в его обществе. Этот конфликт между бедностью и честностью создает основу для дальнейших размышлений.
Чехов показывает, что Макар несмотря на свои трудности и лишения, остается человеком с высокой моралью. Он честно трудится и даже принимает на себя вину за чужие ошибки. Его собственная совесть и этические принципы важнее для него, чем достижение богатства или власти
Это подчеркивает важность человеческой добродетели и нравственности, даже в условиях экстремальной нищеты
С другой стороны, рассказ также обличает социальную несправедливость и неравенство. Богатые и влиятельные члены общества не только не помогают Макару, но и даже используют его труд и искажают правду, чтобы увеличить свои богатства и влияние. Это является критикой того, как бедные и уязвимые члены общества могут быть эксплуатированы богатыми и могущественными.
Чехов, через рассказ «Макар Чудра», поднимает важные вопросы о человеческой добродетели и социальной справедливости. Он заставляет читателя задуматься о том, что добродетель и честность не зависят от социального статуса или материального богатства. В то время как богатство может давать власть и привилегии, оно не всегда приносит счастье и моральное удовлетворение.
Итак, рассказ «Макар Чудра» Антона Чехова — это произведение, которое побуждает нас задуматься о ценности добродетели и о том, как социальное неравенство может привести к несправедливости и моральному разложению. Чехов мастерски использует жизненную историю Макара, чтобы поднять эти важные вопросы и побудить нас задуматься о них в нашей собственной жизни.
Тема
Свобода, внутренняя и физическая, характер и человеческая воля, предел гордости и честолюбия, любовь и её сила – вот проблемы
, которые затрагивает автор в рассказе.
Романтическая направленность
произведения определяет его содержание и стиль. Столкновение двух идеальных персонажей, как схватка двух стихий, невозможно без ужасающих последствий. Любовь, которая настигла главных героев были-легенды, настолько всепоглощающая, что её земное существование невозможно – она даёт шанс героям соединиться на небесах. Слишком горячи, своенравны, свободолюбивы влюблённые, чтобы променять свою жизнь на покой и семью.
Любовь в проблематике
рассказа занимает второе место после свободы. Она воспринимается главными героями скорее как проклятие, чем как дар. Они признают её силу, но не хотят мириться с сердцем, гордость и желание быть независимым побеждает в каждом из молодых людей. Если не рассматривать историю, рассказанную цыганом, как аллегорию, то отношения влюблённых напоминают грубую и непримиримую схватку, глупую игру с гордостью и достоинством, чем романтические чувства.
Для Зобара и Радды любовь – тяжкий груз, от которого они могут избавится только ценой собственной жизни. Такой единственно возможный финал очень характерен для романтических произведений.
Композиция
Особенностью композиции рассказа является его построение “рассказ в рассказе”
(а если точнее – легенда в рассказе). Присутствие явного рассказчика даёт возможность автору высказывать и обрамлять философскими размышлениями основное повествование. Экспозиция рассказа – рассуждение 58-летнего цыгана Макара Чудры о жизни и её смысле, о женщинах и любви, о свободе и её понимании людьми.
Именно его рассказ и образ моря окольцовывает главное повествование. В начале рассказа мы видим описание свободной стихии, и в конце, когда Чудра заканчивает легенду, морская стихия снова всплывает в описании, как символ свободы. Немыслимая история любви, проникнутая романтизмом, из уст мудрого персонажа звучит правдиво и в то же время нереально. Образы, которые рисует рассказчик идеализированы: красота Радды, талант и умения Зобара, его натура и характер. Легенда в повествовании цыгана – как доказательство его философии жизни. Красивые фразы, трогающие за душу пусты без жизненных подтверждений, она является самым важным компонентом композиции.
Своеобразный колорит рассказу придаёт речь цыгана, его обращения к собеседнику “орёл” и манера говорить “с высоты” своего опыта. Мудрые слова вложил автор в завязку произведения, именно там содержится основная мысль рассказа: человек сам – жизнь, он волен и свободен выбирать. Вывод очевиден: чтобы быть счастливым нужно двигаться, не стоять на месте, не учить других, не оглядываться на людей.
Главные герои
В произведение Горького несколько главных действующих лиц.
Вот краткое описание каждого персонажа:
- Макар Чудра — главный герой рассказа, пожилой цыган со свободолюбивым и независимым характером, он кочует со своим табором по всей земле. Это крепкий, сильный и волевой мужчина, он не страшится непогоды, поэтому не прячется от ветра, снега и дождя. Он не представляет своей жизни без свободы и вольной цыганской жизни, он много видел, многое знает. Любит философствовать, рассказывать истории и легенды о своей нации. Он и поведал рассказчику историю о любви двух молодых цыган.
- Лойко Зобар — известный на всю округу красавец. Главной страстью его жизни являются лошади, именно поэтому он славится в своих кругах как лучший конокрад. Хозяева конских табунов давно желают расправиться с молодым цыганом, но поймать его не удается никому. Он также сильно любит свободу и вольную жизнь, ему нравится скакать на рысаке по бескрайним просторам, полям и степям. Зобар — прекрасный музыкант, он виртуозно играет на скрипке, его талант впечатляет соплеменников. Он всей душой любит молодую цыганку, но эта любовь привела его к гибели.
- Радда — молодая цыганка с гордым и непокорным характером, ее красота покорила многих мужчин, но она никому не отвечает взаимностью. Красавица своенравна, поэтому она не желает склонять головы перед простыми цыганами, так как считает, что достойна большего и лучшего. Девушка с усмешкой и издевкой относится к своим воздыхателям, оставаясь вольной птицей. Эта же участь коснулась и Лойко: она любит его, но не может изменить собственным принципам. Дерзкий Зобар в результате убивает Радду.
Любовь, смерть, свобода
Это была трагическая история о невозможности соединения двух любящих сердец, ставящих выше всего личную свободу. Радда и Лойко привыкли ко всеобщему вниманию, выделяющему их из окружения. Такое отношение предопределяло особый статус, который герои принимали как должное.
Судьбе было суждено свести две противоречивые и страстные натуры. Каждый постарался занять первенствующее положение, ожидая, что другой поступится принципами свободы и независимости. Ослепленные гордыней, они даже не пытались найти приемлемый для обеих сторон вариант отношений, поэтому предпочли взаимным уступкам смерть.
Гордая красавица
В таборе, с которым кочевал рассказчик, была прекрасная молодая цыганка Радда, посушившая много «сердец молодецких». Это была дочь солдата Данилы, воевавшего с Кошичем за свободу Венгрии. Кроме исключительной красоты Радда выделялась:
- независимостью;
- высокомерием;
- быстротой на острое словцо;
- желанием первенствовать всегда и во всем.
Кочевую свободу она ставила гораздо выше материальных благ, поэтому безоговорочно отвергала потуги богатых «господарей» заполучить ее расположение. Один из безумно влюбившихся в нее «магнатов» был готов пожертвовать ради женитьбы на красавице половину своего состояния, но получил отказ. Радда образно сравнила себя с орлицей, а неудачливого жениха — с вороном, и спросила, что бы из этого стало.
Даже полюбив Лойко, упрямая цыганка всячески подтрунивает над ним и унижает на глазах всего табора. Она согласна выйти замуж за Зобара, но только в случае, если он откажется от своей вольной жизни и будет принадлежать ей одной «и душой, и телом».
Другое условие Радды включало совершение предложения по обряду, принятому «в старину у черногорцев», когда жених на глазах у всех низко кланялся невесте и целовал ее правую руку. Это должно было указывать на право первенства в будущей семье.
Молодая цыганка понимала дикость выходки, которая не имела прецедента «у цыган никогда» и, зная горячий нрав Лойко, могла предполагать последствия. Предположение подтверждается ее предсмертной фразой: «Я знала, что ты так сделаешь». Однако гордость возобладала над всеми остальными чувствами и самим разумом.
Конокрад и сердцеед
Образ Лойко Зобара рассказчик описывает с особым ударением на его независимость от людей и обстоятельств. Удалой цыган любил только хороших коней и «ничего больше». Если ему нравилась какая-то лошадь, то хоть стереги ее «полк солдат», Лойко будет гарцевать на ней.
Не было у него ничего «заветного». Кони у Зобара не задерживались. Наскучив, продавались без сожаления, а деньги раздавались — «кто хочет, тот и возьми». Ничего не жалел и был чрезвычайно щедр Лойко, так что, если бы кто попросил у него сердце, так и его вырвал бы и отдал.
Все таборы знали Зобара, но ни к одному из них он не принадлежал. Покорил и разбил он много женских сердец, но ни одна красавица не нашла места в его душе.
В окрестных деревнях было много людей, ищущих смерти молодого цыгана и за украденных коней, и за девичий стыд, но только ничего не могли поделать они с тем, кто не имел в сердце страха. Он бы и чертям дал «по пинку в рыло», приди они к Лойко с претензиями.
Нашла коса на камень
Встреча двух людей, главной жизненной ценностью которых была вольная воля, не предвещала ничего доброго. Если Радда в первый момент была настроена миролюбиво и даже похвалила игру героя на скрипке, то Лойко решил использовать это, чтобы перехватить инициативу, образно описав материалы, пошедшие на изготовление скрипки, — грудь и сердце прекрасной девушки.
С этой минуты и до момента убийства, по словам Макара Чудры, главные герои непрестанно пикировались, словно доказывая свой приоритет. Первым не выдержал Лойко. Он попросил у Данилы руки дочери, а потом обратился с предложением к Радде.
Молодой цыган ставил только одно условие будущей жене — не перечить его воле. Но та дерзко подсекла его ременным кнутом и сбила с ног. Обескураженный Лойко уходит, волоча «нога за ногу». Его находит Радда и ставит свои жесткие условия.
На другой день Зобар, «страшно похудевший за ночь», приходит в табор и на глазах у всех убивает возлюбленную, не в силах ни вырвать любовь к девушке из сердца, ни изменить идее свободы. Потом он сам спокойно принимает смерть от отца Радды и отправляется «догонять» ту, что так безумно любил.