Сочинение на тему: любовный конфликт в комедии горе от ума, грибоедов

Сочинение на тему: конфликт двух эпох в комедии горе от ума, грибоедов

Вариант 4

Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.

Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей

Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

Своеобразие конфликта комедии «Горе от ума» Грибоедова

Комедия
Грибоедова «Горе от ума», беспорно, лучшее произведение великого
драматурга. Она была написана накануне декабрьского восстания. Комедия явилась
острой и гневной сатирой на быт и нравы дворянской России, косвенно показала
борьбу между консерватизмом помещиков-крепостников, отсталого самодержавия и
новыми настроениями, царившими среди прогрессивной дворянской молодежи.

О
конфликте «Горе от ума» до сих пор идут споры между разными
исследователями, даже современники Грибоедова понимали его по-разному

Если
принять во внимание время написания «Горя от ума», то можно
предположить, что Грибоедов использует столкновения разума, общественного долга
и чувства. Но, безусловно, конфликт комедии Грибоедова гораздо глубже и имеет
многослойное строение

Чацкий — вечный тип. Он пытается привести в гармонию
чувство и разум. Он сам говорит, что «ум с сердцем не в ладу», но не
понимает всей серьезности этой угрозы. Чацкий — это герой, поступки которого
построены на одном импульсе, все, что он делает, он делает на одном дыхании,
практически не допуская пауз между объяснениями в любви и обличающими барскую
Москву монологами.

Грибоедов
писал: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь». Его
Чацкий — не карикатура, Грибоедов изображает его настолько живым, полным
противоречий, что он начинает казаться чуть ли не реально существовавшим
человеком. Конликт же, который возникает между ним и Фамусовым, носит
социально-политический характер. Современники Грибоедова и его
друзья-декабристы восприняли комедию как призыв к действию, как одобрение и
провозглашение их идей, а ее конфликт — как борьбу прогрессивной молодежи в
лице Чацкого, представителя «века нынешнего», и старых консервативных
идей «века минувшего». Но, увлекшись горячими монологами Чацкого,
приверженцы этой точки зрения не придали должного внимания концовке пьесы. Она
вовсе не призывает к действию, Чацкий покидает Москву разочарованным, и картина
финала не несет в себе оптимизма. По сути, острой борьбы между прогрессивным
Чацким и фамусовским обществом не. С Чацким никто конфликтовать не собирается,
его лишь просят помолчать»: Фамусов: «Не слушаю, под суд!/ Просил я
помолчать,/Не велика услуга».

Много
говорилось в литературоведении и о конфликте «века нынешнего» и
«века минувшего». «Век нынешний» представляла молодежь. Но
молодежь — это и Молчалин, и Софья, и Скалозуб. Именно Софья первая говорит о
сумасшествии Чацкого, а Молчалин не только чужд идеям Чацкого, он еще и боится
их. Его девиз — жить по правилу: «Мне завещал отец…». Скалазуб же
вообще человек устоявшегося порядка, он озабочен лишь своей карьерой. Где же
конфликт веков? Пока мы наблюдаем лишь то, что оба века не только мирно
сосуществуют, но еще и «век нынешний» является полным отражением
«века минувшего», то есть конфликта веков нет. Грибоедов не
сталкивает «отцов» и «детей», он противопоставляет им
Чацкого, который оказывается в одиночестве.

Итак,
мы видим, что в основе грибоедовской комедии лежит не социально-политический
конфликт, не конфликт веков. Фраза Чацкого «ум с сердцем не в ладу»,
сказанная им в момент минутного прозрения, является намеком не на конфликт
чувств и долга, а на более глубинный, философский — конфликт живой жизни и
ограниченных представлений о ней нашего ума.

Нельзя
не сказать о любовном конфликте пьесы, который служит для развития драмы.
Первый любовник, такой умный, смелый, терпит поражение, финал комедии — не
свадьба, а горькое разочарование. Из любовного треугольника: Чацкий, Софья,
Молчалин,- выходит победителем не ум, и даже не ограниченность и
посредственность, а разочарование. Пьеса приобретает неожиданный конец, ум
оказывается несостоятельным в любви, то есть в том, что присуще живой жизни. В
конце пьесы все находятся в замешательстве. Не только Чацкий, который говорит:
«Не образумлюсь…виноват,/ И слушаю, не понимаю…», но и непоколебимый
в своей уверенности Фамусов, у которого вдруг все, что раньше шло гладко,
переворачивается с ног на голову: «Моя судьба еще ли не плачевна?/ Ах!
Боже мой! Что станет говорить/ Княгиня Марья Алексевна!». Своеобразие
конфликта комедии в том, что в жизни все не так, как во французских романах, в
конфликт с жизнью вступает рассудочность героев.

Значение
«Горе от ума» трудно переоценить Можно говорить о пьесе как о
громовом ударе по обществу фамусовых, молчалиных, скалозубов, о пьесе-драме
«о крушении ума человека в России».

Вариант 1

Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»

Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.

Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».

Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.

Конфликт двух эпох

31 предложение/ 472 слова

Читая комедию А. С. Грибоедова, мы становимся свидетелями столкновения двух эпох, которое происходило на самом деле в России начала 19-го века. Это конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим». Нельзя сказать, что данная тема утратила свою актуальность. Ведь конфликт поколений был и будет всегда. Однако Грибоедов показал его с точки зрения передового человека своего времени, близкого по духу к декабристам. Александр Чацкий – это новый герой, который стал «лишним» в обществе, таких как Фамусов. Литераторами пьеса изначально была воспринята критически.

Пушкин и вовсе называл ее «бурей в стакане». Несмотря на это, многие современники Грибоедова понимали и разделяли его взгляды. В русской литературе этот период был переходным – от классицизма к реализму. Поэтому данную комедию можно смело отнести к новому течению. Говоря о конфликте эпох, нужно отметить, что автор определяющую роль отводит именно Чацкому. По оценке Гончарова это был единственный «здравомыслящий человек» в пьесе. Чацкий не любил лгать, приспосабливаться или зависеть от чужого мнения. Он умел отстоять свою точку зрения, даже тогда, когда против него выступали все «25 человек» из общества Фамусова.

«Век минувший» представлен самим Фамусовым – человеком необразованным, несведущим, тем не менее, занимающим управленческий пост в «казенном месте». К таким же московским дворянам отнесены: Скалозуб – богатый, грубый и неотесанный полковник, сделавший свою карьеру отнюдь не воинскими заслугами; Репетилов – пустозвон и болтун, которому посчастливилось жениться на дочери богатого чиновника; Загорецкий – картежник, плут и вор. В обществе Фамусова автор изобразил еще несколько семей, которые не идут в ногу со временем и боятся передовых идей. Это графини Хрюмины – бабушка и внучка, чета Горичей, Тугоуховские и старуха Хлестова.

Все эти персонажи застряли на одном уровне развития, и двигаться дальше не хотят, а любого, кто несет в их общество прогресс, называют сумасшедшим. Таким «сумасшедшим» в комедии показан Чацкий. Он один не поддерживает напыщенности старомодных дворян, их привычки коверкать русский язык на французский манер, лживого лицемерия и притворства, а также заискивания и лести ради достижения удачной карьеры или выгодного брака. Вот отчего возникает конфликт между этими двумя лагерями, один из которых представлен всего лишь Чацким.

Его могла бы поддержать Софья, взгляды которой немного совпадают с его отношением к жизни. Более того, она умна и образована, в отличие от всех остальных, кто окружает Фамусова. Но Софью удерживает любовь к Молчалину – человеку в высшей степени непорядочному и недостойному. К сожалению, его корыстные планы до конца произведения так и остаются для нее тайной. Именно поэтому она отвергает доброе отношение такого порядочного, прямолинейного и мужественного человека как Чацкий.

На мой взгляд, в этом конфликте главный герой вышел победителем, а не побежденным, так как остался верен себе. Из всех героев комедии он единственный обладает живой и глубокой натурой, но в «фамусовском обществе» таких, как он называют «сумасбродами».

см. также:Другие сочинения по произведению Горе от ума, Грибоедов

Рассуждение 2

Комедия «Горе от ума»- первое в русской литературе реалистическое произведение. Оно вышло из-под пера Грибоедова А.С. и произвело фурор в мире литературы. Сегодня, как и много лет назад комедия не утратила своей актуальности, так как писатель поднял проблемы, характерные для любой эпохи и времени.

III действие «Горе от Ума» является своего рода кульминацией всего произведения. Общество начала XIX века — люди, пытающиеся огородиться от реалий современного мира, на каждом, кто мыслит иначе, появляется клеймо безумца. Автор погружает читателя в конфликт между поколениями, благодаря которому образы героев раскрываются глубже.

Фамусовское общество. Присутствующие на танцевальном вечере люди — типичные представители высшего общества того времени:

— Скалозуб с его вечными плоскими шутками — военный, чьи мечты ограничиваются получением генеральского чина. Что занимательно, он и не думает заслужить чин, совершив подвиг. Мужчина надеется, получить звание, не подвергая себя опасности.

— Молчалин. Данный герой всячески потакает хозяину вечере и окружающим его людям, за что те закрывают глаза на незнатное происхождение.

— Князь Тугоуховский с семейством. Главная цель в жизни князя и его супруги — найти подходящую партию для своих шести дочерей. Они с легкостью закрывают двери своего дома перед людьми, не имеющими большого состояния.

— Репетилов. Противоположность Чадского. Молодой человек придерживается либеральных идей, но не потому что они ему импонируют, а потому что это модно.

— Остальные гости. Их образы помогают читателю лучше проникнуться атмосферой вечера.

Бал в самом разгаре. Гости танцуют и общаются между собой. Но отнюдь не желание повеселиться собрало их всех под крышей дома Фамусова, людьми движет корысть. Кто-то старается обзавестись нужными знакомствами или найти покровителя, другие пришли сюда в надежде подыскать удачную партию.

Лицемерие и личная выгода выходят на первый план, тогда как искренность и бескорыстность приравнивается к безумию. Правда для всех этих людей — угроза для их привычной жизни и они всячески стараются, чтобы их спокойствие ничто не нарушило.

Чадский высмеивает нравы высшего общества, а в особенности стремление дворян подражать иностранцам. Но молодой человек еще не знает, что его принимают за умалишенного и все, что он говорит, окружающие пропускают мимо ушей. Никто не желает прислушиваться к мнению Чадского, куда важнее и интереснее вести беседу с «французиком из Бордо», ведь он умнее многих, потому что является иностранцем.

А.С. Грибоедов в своем произведении показывают все грани убогого внутреннего мира высшего общества. Он тонко высмеивает их страх перед переменами и желание жить по законам уходящей эпохи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: