Герой нашего времени — смысл и краткое содержание
Работа была воспринята компанией неоднозначно. После шквала критики вышло второе издание (1841 г.) со специальным предисловием. Смысл предисловия к роману «Герой нашего времени» — донести до читателя истинную сущность Печорина. Портрет молодого человека собрал в себе все пороки своего поколения. Сам он несчастен и не может принести счастье другим.
Смысл жизни героя нашего времени — в сиюминутных удовольствиях, ограниченных событиями наших дней.
«Бэла» – роман в несколько месяцев
Старый капитан штаба Максим Максимыч рассказывает своему попутчику о неординарных познаниях. Молодой офицер Печорин после случившейся с ним неприятной истории приехал служить на Кавказ. Местный горный принц проявляет уважение и приглашает друзей на отдых. Молодой офицер влюбляется в Белу с первого взгляда. Красавица — младшая дочь принца. Украсть девушку. Со временем она влюбляется в него. Однако он уже успокоился и начал скучать.
Влюбленный Казбич похищает Белу. Преследуя похитителя, офицер и Максим Максимыч достигают похитителя. Однако он смертельно ранит девушку, бросает ее и убегает. Девушка умирает на руках у Печорина.
«Максим Максимыч» — отношения двух поколений
Неизвестный офицер-рассказчик снова встретился с Максимом Максимычем. Печорин также останавливается в гостинице по пути. Это следует в Персии. Капитан рад встрече со старым другом. Однако к старику он проявляет холодность.
Максим Максимыч хотел вернуть дневник, который носит с собой. Однако она отказалась, сказав, что он больше не нужен ей. Листья пекорина.
«Тамань»: герой – орудие судьбы
В командировке Печорин остановился на Тамани. Он поселился в доме старухи, с которой жил слепой мальчик. Однажды ночью он стал свидетелем передачи партии контрабанды. Участники сделки: тот же парень и незнакомец. Он пригрозил рассказать об этом всем властям. Девушка попыталась утопить его, но убежала. На следующий день Печорин уехал, сожалея о том, что вмешался и нарушил размеренную жизнь контрабандистов.
«Княжна Мери» — одиночество в любви
Печорин, приехавший на лечение в Пятигорск, познакомился с княгиней Лиговской и ее дочерью. Здесь же он встречает Веру, в которую раньше был влюблен, и своего друга-кадета Грушницы.
Печорин от скуки завоевывает сердце княгини Марьи, а потом отвергает ее взаимность. Старое чувство охватило его, и он возвращается к Вере. После ссоры с Грушницким, который был влюблен в княжну, Пекорин вызвал его на дуэль. Убить друга.
Фаталист – предопределенность судьбы
Батальон остановился в казачьей станице. Компания любит играть в карты. Нечаянно Печорину кажется, что сегодня Вулич умрет. Последний для проверки стреляет себе в висок, но происходит осечка. Предсказание не сбылось. Однако вскоре Печорин обнаруживает, что Вулич был застрелен пьяным казаком. Печорин схватил убийцу, выстрелил в него, но промахнулся.
Любовь
Мери влюбилась по-настоящему. Девушка не понимала, что игрушка в его руках. Часть плана коварного сердцееда. Печорину было выгодно знакомство с ней. Новые эмоции, ощущения, повод отвлечь общественность от романа с Верой, замужней женщиной. Веру он любил, но быть вместе они не могли. Еще одна причина приударить за Мери, вызвать ревность у Грушницкого. Он был влюблен в девушку по-настоящему, но чувства оставались без ответа. Мери не любила его и вряд ли смогла полюбить. В сложившемся любовном треугольнике он явно лишний. В отместку за неразделенные чувства Грушницкий распустил грязные слухи о романе Печорина и Мери, испортив ей репутацию. За свой мерзкий поступок он вскоре поплатился. Печорин вызвал его на дуэль, где пуля достигла цели, сразив лжеца наповал.
2 вариант
Главный герой романа часто задает сам себе вопрос, о том зачем ему завоевывать любовь княжны. Печорин понимает, что никакого сильного чувства с его стороны нет и не будет. В вопросе причин, побудивших Григория целью добиться любви Мери, Лермонтов оставляет завесу тайны, давая читателю самому додумать мотивы главного персонажа.
Одной из вероятных причин – это скука, которая завладела мужчиной. Печорин таким образом пытается избавиться от рутины и разнообразить свое существование. Будучи вхожим в местное общество, главный герой не находит с кем общаться, и хорошим вариантом разбавить скучные будни становится прелестная девушка.
Другой причиной может являться желание по соперничать с Грушницким. Общаясь с юнкером Печорин осознает, что мужчина влюбился. Однако он не может порадоваться за друга, у него просыпается желание позлить Грушницкого. В итоге, Печорин весь вечер ухаживает за Мери. И это дает свои плоды: юнкер злиться и начинает ссориться с Григорием Александровичем. Кроме того, отношения с княжной добавляют произведению трагичности.
У главного персонажа просыпается спортивный интерес, когда он осознает, что Мери не свободна, ему становится интересно ее завоевать. В последней встрече с княжной Печорин говорит ей, что не испытывает к девушке никаких эмоций. Княжна осознает какую серьезную ошибку она совершила, полюбив не того человека. Сердце девушки разбито, и она ощущает себя преданной.
И последней возможной причиной интереса главного персонажа к Мери является его прошлые отношения с замужней женщиной. Мужчина делает все возможное, чтобы об их связи никто не узнал. По этой причине он и начинает ухаживать за юной девушкой, чтобы отвести подозрения от их встреч с Верой.
Каждая из версий имеет место быть. Что же в действительности двигало Печориным в желании покорить Мери, так и останется для нас маленькой тайной.
Печорин в отношениях с Вернером, Верой, Мери в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Печорин раскрывается в отношениях с людьми с враждебной стороны. Рассмотрим отношения Печорина и Вернера.
Доктор Вернер, не уступая Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, «что не когда не умел воспользоваться своим знанием». Вернер в повести представлен свидетелем жизни, чем ее участником.
Его доброе сердце сочувствует боли, его благородный ум возмущен низостью, но при этом доктор – лишь сопровождении Печорина. По своей воли он поступков не совершает, хотя сочувствует Печорину, оберегает его как может. Скептицизм Вернера парализует его действия, делает равнодушным ко всему, не удовлетворенность же Печорина жизни ведет к протесту.
Совет
Активность Печорина свидетельствует о глубинной вере его в людей и тем самым возвышает его над Вернером.
Вернер пассивен, и это ставит в наших глазах значительно ниже Печорина.
Но в отношениях с Вернером обнаруживается и эгоизм Печорина, который не признает дружбы, потому что она требует самозабвения: «…я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один – раб другого, хотя часто не один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…».
Отношение Печорина к Мери противоречиво. Печорин уверяет себя в бестрепетности. «Из жизненной бури, – говорит он Вернеру перед дуэлью, – я вынес только несколько идей – и не одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».
Казалось бы, отношение с Мери совершенно подтверждают это представление Печорина о себе и свидетельствует о безжалостной холодности, жесткости его игры. Но Печорин не так бесстрастен, как рекомендуется. Несколько раз он чувствует себя увлеченным, даже взволнованным.
Постоянный разлад с окружающими и не возможность посветить свою жизнь высокой цели искажают его натуру. Идеал всеобщей гармонии подменяется деспотизмом победителя сердец.
Но Печорин напрасно надеется, что «насыщенная гордость» принесет ему счастье. И Вера, и Мери любят его, а счастья ему это не приносит. Да и отношения с ними развиваются не только по его воли.
Пока Печорин видит в Мери светскую барышню, избалованную поклонением, ему доставляет удовольствие оскорблять ее гордость.
Обратите внимание
Но по мере того как в Мери проступает душа, способная искренне страдать, а не играть в любовь, отношение его к княжне становится иным. Страх перед обыденным жребием, а не равнодушие заставляет отвергнуть его чувство Мери. При последнем объяснении с княжной он старается быть спокойным и холодным, однако не притворное страдание княжны трогает его.
Печорин жестко судит себя: «Видите ли, я перед Вами низок…». И все-таки отвергает возможность любви.
«Жалкая и гадкая роль» Печорина в отношения с Мери осуждена им самим, и это подчас мешает увидеть, что при всем не благородстве интриги Печорин совершил удивительное: Кукольная барышня стала живым, хотя и страдающим, человеком.
«Орудием казни» он остается даже в отношениях с Верой, которую – единственную – любит, хотя и разлучен с нею. Не будь развивающегося параллельно с историей княжны романа с Верой, мы бы были убеждены в бездушии Печорина, в его не способности любить. Но отношение с Верой подчеркивают, что Печорин, вопреки своему убеждению, способен «безумствовать под влиянием страсти».
Вера входит в роман как напоминание о «благотворных бурях» молодости Печорина и как жертва его странного характера. «Глубокие и спокойные глаза» Веры, знающей чувство и страдание, так не похожи на «бархатные глаза» еще не чем не волнуемой княжны. Вера любит сильно и искренне.
«Упрек», «Глубокое отчаяние» и пылкость – вот живое движение ее чувств на протяжении нескольких минут встречи с Печориным в гроте. И Печорин, хотя он без гордости говорит, что «ни когда не делался рабом любимой женщины», с удивлением замечает в себе трепет и боль.
Под влиянием этой первой встречи с Верой в Пятигорске Печорин записывает: «Она вверилась мне снова с прежней беспечностью, – и я ее не обманул: она – единственная женщина в мире, которую я не силах был бы обмануть».
Справедливость этих слов и жесткость логики жизни, которая разводит Веру и Печорина, подчеркнутая местом эпизода с письмом в повести. Только что убит Грушницкий. Печорин обессилен душевно, и новый удар – потеря Веры – обрушивается на него, как невыносимое потрясение. Не найдя гармонии в человеческих отношениях, Печорин отдается величавой и ничем не нарушаемой гармонии природы.
Печорин и Вера
Образ Веры — самый таинственный и сложный. Нет яркой портретной характеристики, нет и описания ее духовного мира. Она остается загадкой для многих читателей. Но ее жизнь в какой-то мере предваряет возможные варианты судьбы Мери. В юности Вера тоже любила Печорина, надеялась на счастье с ним, семью, но он, как Онегин, не захотел потерять «постылой свободы», верил в свое «назначение высокое». А в результате, потеряв Веру, потерял и веру в жизнь. Именно поэтому имя героини символично. Когда Печорин вновь с ней встречается, он надеется на взаимность, на любовь, но душа привыкла противиться счастью. Печорин боится спокойствия, вся жизнь для него борьба. Когда герой «плакал, горько, не стараясь удержать слез и рыданий», душа его была обессилена, рассудок замолк.
История душевной драмы, переживаемой не только Печориным, но и женщинами, которых он любил, проходит несколько стадий: от пылкой страсти до обиды и равнодушия.
Герой романа
Герой романа Григорий Печорин – собирательный образ. Благо за время непродолжительной службы Михаил Юрьевич много насмотрелся на сослуживцев, чтобы выделить в них общие черты характера, особенности своего поколения. В романе описаны места, где Лермонтов бывал сам. Но это не значит, что Лермонтов писал Печорина с себя.
События, связанные с повестью «Белла», где офицер держал у себя девушку, действительно могли иметь место, и Лермонтов мог услышать об этом от сослуживцев, или попутчиков. Но сам Лермонтов никогда не похищал кавказских девушек. Портрет главного героя описывает сначала Максим Максимыч в первой главе, потом его развивает автор после личной встречи с ним во второй главе.
Основные действующие лица
Для понимания произведения необходимы характеристики основных действующих лиц.
Григорий Печорин
Личность неординарная, полная противоречий в отношении любви, дружбы, постоянно в поисках смысла жизни. Многие его поступки непонятны и неприятны читателю. Он разрушает жизни людей, заставляя их страдать. Но многие сострадают ему, понимая как тяжело герою, чувствующему полное отсутствие целей и смысла жизни.
Максим Максимыч
Открытый, добрый, достойный уважения персонаж. Он считает Печорина своим другом. Но у персонажей совершенно разные характеры, взгляды на жизнь. Они принадлежат к разным эпохам и социальным слоям. Образ Максим Максимыча заставляет размышлять о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.
Юнкер Грушницкий
Обычный молодой человек, которому нравится быть в центре внимания, любит производить эффект на общество. Он выступает антиподом главного героя. Бравада и следование модным тенденциям приводят к тому, что он становится способен на подлость, подчиняясь влиянию чужого мнения.
Доктор Вернер
В чем-то похож на Печорина. Он циничный скептик, имеющий невысокое мнение о людях. Но, в отличие от главного героя, за маской насмешки и иронии он скрывает способность к состраданию.
Бэла
Черкешенка, воспитана на кавказских обычаях. Ее страстность привлекает Печорина. Любовь горянки и главного героя длится недолго и заканчивается трагически. Сила характера, желание свободы, внутреннее достоинство не покидают Бэлу даже перед смертью.
Княжна Мэри
Представительница высшего общества словно живет в придуманном мире. Это неглупая, тонко чувствующая девушка
Поначалу она обращает внимание на Грушницкого, затем поддаётся игре Печорина, влюбляется в него — и получает жестокий урок
Вера
Единственная женщина, которая поняла и приняла героя таким, какой он есть. Ее искренняя любовь, возможно, смогла бы изменить Печорина. Но индивидуализм и эгоизм главного героя не позволили этому произойти.
Основные действующие лица «Героя нашего времени» описывают главные свойства времени, создавшего Григория Печорина.
Любовный треугольник
Приехав в Пятигорск, Печорин знакомится со старым другом Грушницкого. Но знакомство с Мэри разрушило их отношения. Грушницкий влюбляется в девушку, а она не испытывает к нему никаких чувств, кроме раздражения. Но Печорин вместо того, чтобы помочь своему другу завоевать даму, решает влюбиться в нее.
Грушницкий начинает распространять слухи о Печорине и княжне Марье. Поединок, на который Печорин вызвал Грушницкого, стал эпилогом этого любовного треугольника. История Печорина, Грушниц и Марии заканчивается трагедией. Но, оставаясь равнодушным ни к чувствам девушки, ни к смерти друга, Печорин не испытывает никаких чувств.
Мария ждет от него любви и предложений руки и сердца, но вскоре обнаруживает, что Печорин никогда не испытывал к ней чувств и что она была для него просто игрушкой. Герой нисколько не жалеет об этом и уходит, навсегда оставив Мэри с ненавистью в душе и разбитой судьбой.
«Герой нашего времени» — это роман о сломанных жизнях. О том, как достойный человек под влиянием времени может превратиться в «морального калека» и, заботясь только о себе, поиграть чужими судьбами и жизнями. Сама эпоха родила такое поколение. Сломанная Печориным участь могла бы решиться иначе, если бы не сиюминутные прихоти героя
В наше время особенно важно подумать о выборе между тем, каким человеком быть, и, на примере Печорина, увидеть весь ужас цинизма и эгоизма, который процветает в современном обществе
Эта статья поможет грамотно написать эссе на тему «Печорин и Мария», раскрыть взаимоотношения героев, их взаимный взгляд, описать трагический результат игры Печорина с княгиней и ее подругой.
Развитие взаимоотношений между Печориным и Мери
Для того чтобы понять, каким было истинное отношение Печорина к Мери, вкратце проследим историю развития их весьма необычного романа. Мери — молодая и красивая дочь княгини Лиговской. Однако она чересчур наивна, а также чрезмерно доверчива к другим людям, включая Печорина
Сначала девушка не обратила внимание на главного героя, однако он сделал все, чтобы заинтересовать ее. Он переманил к себе поклонников Мери, рассказывая им забавные истории
После того как Печорин завоевал ее внимание, он попытался произвести на княжну хорошее впечатление историями и рассказами из своей жизни. Его цель заключалась в том, чтобы девушка начала видеть в нем необыкновенного человека, и он добился своего. Печорин постепенно покорил девушку. Во время бала он «спас» княгиню от пьяного нахала, пристававшего к ней. Заботливое отношение Печорина к княжне Мери не осталось незамеченным девушкой. Она считала, что герой искренен в своих поступках. Однако девушка жестоко ошиблась. Он просто хотел покорить ее, она для него была очередной игрушкой. Однажды вечером отправились на прогулку Печорин и Мери. Взаимоотношения их к тому времени уже развились достаточно для того, что произошло во время нее. Княжна почувствовала себя плохо, переходя через речку. Печорин обнял ее, девушка облокотилась на него, и тогда он ее поцеловал.
Знакомство персонажей
Герои познакомились в Пятигорске, где княжна с матерью отдыхали на водах. Каждый из них вращается в светских кругах, знает о жизни высшего общества не понаслышке. Печорин сразу вызывает интерес у девушки, но долго играет ее чувствами. Он долгое время дразнит ее, подогревает интерес к собственной персоне. Наконец он приглашает ее на танец во время бала.
Печорин точно знает, как увлечь девушку и влюбить ее в себя. У него разработана целая система, от которой он не отступает. И такой план приводит его к желаемому результату – княжна влюбляется в него. Но отношение Печорина к Мери не искреннее – он играет с ней, влюбляет ее в себя скорее от скуки, нежели из-за настоящей симпатии. Печорин – опытный сердцеед, а вот княжна юна и сталкивается с подобным чувством впервые. Но это не мешает герою играть с судьбой девушки.
Знакомство персонажей
Герои познакомились в Пятигорске, где княжна с матерью отдыхали на водах. Каждый из них вращается в светских кругах, знает о жизни высшего общества не понаслышке. Печорин сразу вызывает интерес у девушки, но долго играет ее чувствами. Он долгое время дразнит ее, подогревает интерес к собственной персоне. Наконец он приглашает ее на танец во время бала.
Печорин точно знает, как увлечь девушку и влюбить ее в себя. У него разработана целая система, от которой он не отступает. И такой план приводит его к желаемому результату – княжна влюбляется в него. Но отношение Печорина к Мери не искреннее – он играет с ней, влюбляет ее в себя скорее от скуки, нежели из-за настоящей симпатии. Печорин – опытный сердцеед, а вот княжна юна и сталкивается с подобным чувством впервые. Но это не мешает герою играть с судьбой девушки.
История написания и публикации «Героя…». Как складывался настоящий вид композиции романа? Основные идейно-художественные функции композиции.
Только в 1838 году, как предполагают исследователи, у Лермонтова сложился окончательный замысел романа как целостного произведения, состоящего из цепи повестей. В самой ранней редакции последовательность этих повестей была следующая: «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мэри». Первые две повести имели подзаголовок «Из записок офицера» и составляли как бы первую часть романа, вторая – «Княжна Мэри» — носила исповедальный характер и раскрывала личность Печорина. «вероятнее всего, в августе – сентябре 1839 года Лермонтов переписал все «главы» романа (за исключением «Бэлы», которая к этому времени была опубликована) с черновиков в особую тетрадь, внося в процессе переписывания некоторые поправки. На этой стадии работы в роман вошла глава «Фаталист». Роман уже имел такую хронологию повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Фаталист» и «Княжна Мэри». По-прежнему роман имел две части, как и в предыдущей редакции. Но роман стал уже более философски насыщенным, более глубоким. Лермонтов создает завершающую редакцию романа, включив в него главу «Тамань». При этом писатель изменил композиции произведения: он поставил «Тамань» первой в записках Печорина, дав им название – «Журнал Печорина» и предпослав ему «Предисловие», новеллу «Фаталист» переместил в конец, что более соответствовало философскому смыслу романа. Итак, роман Лермонтова стал состоять из 6 частей.
Но нужно иметь в виду, что точек зрения по поводу истории написания «Героя нашего времени» очень много, потому что нет соответствующих документов. Исследователи анализируют текст и мемуары. Так, есть мнение, основанное на воспоминаниях С.О. Жигмонта, что «Тамань» написана ранее других повестей, в 1837 году, а вслед за ней была создана повесть «Максим Максимыч». Но есть и диаметрально противоположная точка зрения: «Фаталист» написан позже «Максима Максимыча» (Б. Эйхенбаум), а «Тамань» — вообще самая последняя по времени написания (Э. Герштейн).
Некоторые исследователи даже считали, что во всех повестях перед нами разные герои. Но, как пишет Э. Герштейн, Печорин везде один и тот же. Он просто рассматривается с разных сторон. «В романе дается не статический образ Печорина, а серия его портретов, выполненных в разных ракурсах».
Таким образом, нарушение хронологии понадобилось М.Ю. Лермонтову, чтобы: «поставить один и тот же характер глазами рассказчиков разных социальных положений и разного жизненного опыта и таким способом проверить истинность рассказа Печорина о самом себе в «Журнале»; соотнести внешние, эмпирически не объяснимые парадоксы поведения Печорина с его беспощадным самоанализом в том же «Журнале»; сместить центр занимательность с повествования о «происшествиях» на исследование психологической загадки «героя времени» (поэтому сообщение о смерти Печорина настигает читателя, когда он не прочел даже и половины романа!)». Характер Печорин раскрывается перед нами от «внешнего» к «внутреннему», от «казаться» к «быть».
Особенности композиции романа «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» по жанру не похож на традиционный роман. У него сложная композиционная структура, сохраняющая целостность текста.
В традиционном романе множество событий и персонажей сцеплены единством сюжетной линии. В романе «Герой нашего времени» нет единого сюжета, он состоит из разрозненных пяти произведений, которые объединяет только образ главного героя, Григория Александровича Печорина. Причем эти повести расположены, нарушая хронологию, в соответствии с авторским замыслом. Естественному хронологическому порядку соответствовала бы следующая последовательность: сначала «Тамань», где Печорин останавливается по пути на Кавказ, затем – «Княжна Мери», в которой описываются похождения Печорина в Пятигорске и дуэль, потом – «Бэла», где повествуется о службе в военной крепости, куда он сослан после поединка,в «Фаталисте» — пребывание героя в казачьей станице во время отлучки из крепости, в повести «Максим Максимыч» Печорин изображен спустя пять лет; оставив службу, он едет в Персию.
В композиции, выбранной Лермонтовым, теряется определенная интрига. Например, когда происходит дуэль с Грушницким, мы уже заранее знаем, что Печорин останется жив, ведь в предыдущем повествовании из предисловия к «Журналу Печорина»известно, что герой умрет по пути из Персии. Читательское напряжение ослаблено намеренно, увлекательность сюжета для Лермонтова не так важна.
Сначала мы в предисловии знакомимся с автором и персонажем, затем события непоследовательно переданы так: «Бэла», «Максим Максимыч», затем «Журнал Печорина», включающий в себя предисловие, «Тамань», «Княжну Мери», «Фаталиста».При таком порядке Лермонтов заставляет погружаться не вглубь развития событий, а вглубь души героя, к его постепенному пониманию.
Сначала мы видим героя глазами наивного Максим Максимыча, замечающего лишь внешнюю сторону поступков Печорина, причины которых нам не понятны, хотя рассказ штабс-капитана интригует читателя. Потом мы видим Печорина глазами рассказчика — попутчика, человека с другим опытом и образом мыслей, его суждения изложены в предисловии к «Журналу Печорина».Читая личный дневник Печорина, смотрим на мир его глазами. В этих записках предстает личность героя, его попытка самоанализа. Лермонтов сочетанием различных точек зрения создает объемное восприятие героя.
В повести «Бэла» действие происходит на Кавказе. Рассказчик, следующий по делам к месту службы, знакомится в пути с немолодым штабс-капитаном Максимом Максимычем, который поведал ему историю своего сослуживца и приятеля, прапорщика Печорина. Этот молодой офицер, увлекшись юной дочерью черкесского князя, похищает княжну при помощи ее брата Азамата. Печорин, страстно влюбленный в Бэлу, со временем к ней охладевает, а девушку убивает из мести Казбич, который мечтал к ней посвататься.
В повести «Максим Максимыч» повествователь становится свидетелем встречи штабс-капитана с Печориным, внимательно наблюдает за их беседой. Печорин ведет себя сдержанно и холодно, к общению не расположен. Он направляется в Персию, и оставляет бывшему сослуживцу свои записи, которые тот отдает рассказчику.
Из толстой тетради, названной «Журналом Печорина», рассказчик выбрал три истории и опубликовал их,давим названия, написав предисловие и сохранив повествование от лица героя.
В «Тамани» Печорин рассказывает о том, как, остановившись на ночлег в убогой лачужке приморского городка, нехотя разоблачил шайку контрабандистов, и чуть не погиб от рук красавицы-дикарки, заманившей его на свидание и пытавшейся утопить из страха, что он может донести на них властям.
Тамань
В «Княжне Мери» описана история, случившаяся с Печориным в Пятигорске, модном курорте с минеральными водами, излюбленном месте аристократического общества. Он встречает Веру, свою бывшую возлюбленную, знакомого юнкера Грушницкого и сближается с доктором Вернером. Соперничая с раздражающим его Грушницким, влюбляет в себя привлекательную, пользующуюся успехом в обществе княжну Мери. Соперничество заканчивается дуэлью, на которой Печорин убивает Грушницкого.
В последней части «Фаталист» рассказывается о роковом случае. Офицеры затеяли спор о предначертании судьбы. Поручик Вулич, поспорив, выстрелил себе в лоб. Но пистолет дал осечку, и он остался жив. Печорин интуитивно почувствовал, что этому человеку суждено умереть. Вулич спустя полчаса случайно погибает от руки пьяного казака. Печорин, испытывая собственную судьбу, помогает схватить убийцу.На этом завершается повествование романа.