Введение
«…если она (роль) не удастся, то значит и пьеса вся провалится». Так в одном из писем Чехов отзывался о роли Лопахина из пьесы «Вишневый сад». Как ни странно, но в центр внимания автор помещает не Раневскую, владелицу вишневого сада, а именно Лопахина. Купец, достаточно ограниченный человек, сам честно сознающийся, что он в сущности «болван и идиот» – такая характеристика Лопахина из «Вишневого сада» вспоминается читателям в первую очередь. И все же именно его автор именует «центральной» фигурой в произведении! Вторит ему и ряд критиков, определяющих этого героя как героя нового времени, жизнеспособного человека «новой формации», с трезвым и ясным взглядом на вещи. Для того, чтобы лучше разобраться в этом противоречивом образе, проведем анализ Лопахина.
Введение
«…если она (роль) не удастся, то значит и пьеса вся провалится». Так в одном из писем Чехов отзывался о роли Лопахина из пьесы «Вишневый сад». Как ни странно, но в центр внимания автор помещает не Раневскую, владелицу вишневого сада, а именно Лопахина. Купец, достаточно ограниченный человек, сам честно сознающийся, что он в сущности «болван и идиот» – такая характеристика Лопахина из «Вишневого сада» вспоминается читателям в первую очередь. И все же именно его автор именует «центральной» фигурой в произведении! Вторит ему и ряд критиков, определяющих этого героя как героя нового времени, жизнеспособного человека «новой формации», с трезвым и ясным взглядом на вещи. Для того, чтобы лучше разобраться в этом противоречивом образе, проведем анализ Лопахина.
Характер Ермолая
Герой очень трудолюбив и полон энергии. Лопахин бодрствует с пяти часов утра. Он не представляет своего существования без работы, а оттого и трудится с утра и до самого вечера. При этом ему постоянно не хватает времени. В пьесе не раз упоминалось о том, как он ездил куда-то по рабочим делам. Ермолай также чаще других персонажей поглядывает на часы. В отличие от Раневской и ее семьи он знает цену времени и денег.
Лопахин не такой, как другие купцы, образы которых часто вырисовывал Островский. Он не какой-то там жадный беспринципный человек, что вечно хочет наживы. Это становится понятно из того, как легко Ермолай Алексеевич расстается с деньгами. За пьесу он не раз давал и предлагал деньги в долг.
Главное — то, как искренне герой беспокоится о судьбе Любови Андреевны и ее дома. Обычным купцам и в голову не придет то, что сделал Лопахин: он предложил Раневской спасение, хотя мог бы промолчать. Персонаж очень расчетлив и в вишневом саду не видит красоты и очарования природы. Он рассматривает его как источник дохода. Поэтому Ермолай посчитал, что если сдать сад дачникам, то с аренды можно было бы получить хорошую прибыль. И пусть для него было выгодно молча дождаться дня торгов и приобрести доходное имение, он рассказывает об этом Раневской, ведь это могло бы помочь ей выплатить долги и оставить все как есть.
В этом появляются такие черты персонажа, как порядочность и готовность помочь другим в ущерб себе.
Деловая хватка Лопахина
Безусловно, Лопахин, характеристика которого нас интересует, обладает предприимчивостью, деловой хваткой и умом. Масштабы его деятельности намного шире, чем у прежних хозяев. Он энергичен. При этом основная часть состояния этого героя заработана была его собственным трудом. Для него не был простым путь к богатству. Отдельные замечания и реплики говорят о том, что у этого купца есть какое-то большое «дело». Им он всецело поглощен. Лопахин при этом легко расстается со своими деньгами, давая их взаймы Симеонову-Пищику и Раневской, предлагая настойчиво Пете Трофимову. Этому герою вечно не хватает времени: он или отправляется в деловые поездки, или возвращается. По его собственному признанию, он встает в пятом часу утра, с утра до вечера работает. Ермолай Алексеевич говорит, что без работы не может. Чаще остальных в произведении смотрит на часы именно Лопахин. Характеристика его дополняется этой существенной деталью уже в начале произведения. Его первая реплика в пьесе: «Который час?» Этот купец постоянно помнит о времени.
Делец с душой артиста
Чехов говорил о том, что роль Лопахина в произведении — центральная, что вся пьеса провалится, если она не удастся. Он писал, что Ермолай Алексеевич — купец, но человек порядочный во всех смыслах; он должен держаться благопристойно, «без фокусов», интеллигентно. Чехов при этом предостерегал от мелкого, упрощенного понимания образа Лопахина. Это удачливый делец, однако у него душа артиста. Рассуждения его о России звучат Слова Лопахина напоминают лирические отступления Гоголя в Именно этому герою принадлежат в пьесе наиболее проникновенные слова, сказанные о вишневом саде: «имение, прекрасней которого нет на свете».
Чехов внес свойственные некоторым русским предпринимателям начала 20 века черты в образ Лопахина, купца, но одновременно артиста в душе. Речь идет о таких оставивших свой след в культуре России именах, как Савва Морозов, Щукин, Третьяков, издатель Сытин.
Конечная оценка, которую дает своему на первый взгляд антагонисту Петя Трофимов, весьма знаменательна. Характеристика образа Лопахина, данная этим персонажем, двойственная. Как мы уже говорили, он сравнивал его с хищным зверем. Но вместе с тем Петя Трофимов говорит Лопахину, что все-таки любит его: у него, как у артиста, нежные тонкие пальцы и ранимая душа.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.
Полное имя — Ермолай Алексеевич Лопахин.
Возраст — не указан, около 35–40 лет.
Род занятий — купец, предприниматель.
Семья — не указано, холостой мужчина.
Социальное положение — купец.
Происхождение — сын крепостного.
Воспитание — отсутствует, воспитан грубым, жестоким отцом.
Образование — малограмотный человек, образование на низком уровне.
Внешность — мужчина средних лет.
Характер — настойчивый, целеустремлённый, добрый, трудолюбивый, ответственный, умный, самокритичный, малограмотный.
Положительные черты — умный, трудолюбивый, деятельный, настойчивый, прямолинейный.
Отрицательные черты — малограмотный, может быть грубоватым.
Автор — Антон Павлович Чехов.
Характеристика Лопахина другими героями
Раневская
Любовь Андреевна благожелательно относится к Лопахину, которого считает хорошим человеком.
Варя отмечает равнодушие Лопахина, который уже два года не может сделать ей предложение. Всё своё время он отдает работе, мало заботясь о личной жизни.
Гаев пренебрежительно относится к Лопахину, чьи предки были крепостными у его семьи. Он считает купца кулаком, неотёсанным мужиком.
Петя Трофимов
Трофимов считает Лопахина эдаким хищным зверем, способным добиваться своего, идти по трупам ради достижения цели.
Трофимов уважает Лопахина за его невероятное трудолюбие.
Трофимов считает утопической идею Лопахина о том, что на месте вишнёвого сада можно построить принципиально новую счастливую жизнь.
Внешность и происхождение персонажа
Ермолай Алексеевич – выходец из бедной крестьянской семьи. Жестокий отец бил сына палкой, не обеспечивал необходимым. Ермолай бегал по снегу босиком, нигде не учился. Крепостные дед и отец были «в рабстве» родителей Раневской. Ермолай любит называть себя «мужиком». Под этим словом он подразумевает целый класс крепостных крестьян, работающих на хозяев. Мужиков не пускали в дом, даже в те комнаты, где редко были хозяева. Из слов сына становится понятно, что отец по профессии, по роду занятий – торговец в лавке. Возможно, торговая жилка отца и переросла в предприимчивость сына. В какие-то моменты кажется, что Лопахин не гордиться, а кичится своим происхождением. Но здесь, наверное, смешанные чувства. Ермолай Алексеевич доволен собой: он сумел приобрести имение, о котором не могли бы и мечтать его предки.
Молодой купец аккуратен внешне. Странно, но автор не говорит о возрасте Лопахина. Можно только предположить ему где-то между 30 и 40. Ему было лет 15, когда Раневская была молодой и худенькой. Что подчеркивает классик в облике персонажа:
- Нежные пальцы;
- Белая жилетка;
- Желтые башмаки.
Популярные сегодня темы
Шукшин написал огромное количество разных произведений и каждое из них достойно внимания. В этой статье будет рассказано об одном произведении «Гринька Малюгин».
Василий Макарович Шукшин – уникальный самобытный советский автор. В центре его произведений, как правило, очень простые люди из деревни. Их характеры прописаны в типичным для Шукшина народным юмором и немного шутливо
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях – это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.
Екатерина Петровна занимает важное место в жизни своего внука по имени Витя. Дочь Екатерины Петровны утонула в реке
Героиня проводила обряды и читала заговоры и просила у матери – природы вернуть ей дочь. После ее смерти бабушка взяла Витю к себе.
Для каждого человека пройденный этап в жизни оставляет свой отпечаток на душе. Каждый такой этап отражает особенности развития и взросления человека как личности.
Запоминающиеся персонажи пьесы Чехова
Цитатная характеристика
Описание образа Лопахина с цитатами позволит продемонстрировать не только внешность, но и черты характера героя, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Лопахина основан на том, что он является успешным, богатым купцом.
Отец и дед Лопахина были простыми людьми, крепостными, принадлежавшими семье Раневской.
Портретная характеристика Лопахина основана на том, что благодаря своему капиталу и деловой хватке он смог стать владельцем имения и вишнёвого сада.
Внешность
Внешний вид Лопахина соответствует его статусу богатого человека. Его одежда — дорогая, модная.
Несмотря на простое, мужицкое происхождение, у Лопахина красивые аристократические руки.
Черты характера и поступки
Лопахин — человек прямолинейный и честный перед самим собой. В нём достаточно внутренней силы, чтобы смотреть правде в глаза.
Лопахин пользуется большим уважением в округе и имеет славу хорошего, достойного человека.
Лопахин — настолько занятой человек, что ему некогда устроить свою личную жизнь.
Давно ведутся разговоры о свадьбе Лопахина и Вари, приёмной дочери Раневской, однако предложения руки и сердца от него так и не поступает.
Лопахин нежно привязан к Раневской, которая когда-то была добра к нему.
Лопахина совершенно не волнует чужое мнение о нём. Он не восприимчив к людским пересудам.
Лопахин искренне пытается помочь Раневской и Гаеву сохранить старинный вишнёвый сад, однако они не способны по-деловому решать проблемы, чем выводят из себя всегда спокойного и уравновешенного Лопахина.
Лопахин с некоторой ностальгией вспоминает прошлое, когда, как ему казалось, было больше дисциплины и порядка.
Лопахин — невероятно трудолюбивый человек, привыкший много и усердно работать.
Лопахин привык иметь дело с большими деньгами, как своими, так и чужими.
Работа в сфере крупной торговли заставляет Лопахина разочароваться в людях.
Лопахин делает всё возможное, чтобы выкупить на торгах вишнёвый сад. Он не может скрыть своей радости, поскольку эта покупка становится его личным триумфом.
Лопахин — решительный человек, способный не на словах, а на деле строить новую жизнь.
Лопахин — добрый, щедрый человек, готовый помочь другим в трудную минуту без лишних слов.
Лопахин пытается найти смысл своей жизни, которая, несмотря на финансовое благополучие, не устраивает его. Он видит всю несправедливость мира, но не знает, как с этим бороться. Облегчение он находит лишь в работе.
Лопахину не хватает деликатности, тактичности. Не дождавшись окончательного отъезда Раневской, он отдает приказ о вырубке сада.
Воспитание
Отец Лопахина был грубым и жестоким по отношению к сыну. Все его воспитание заключалось в регулярных телесных наказаниях.
Лопахин — малограмотный человек. Он далёк от просвещения, образования. Чтение книг наводит на него тоску.
Жизненный путь Лопахина
Судьба Лопахина, Ермолая Алексеевича с самого начала тесно переплетена с судьбой семьи Раневской. Его отец был крепостным у отца Раневской, торговал «на деревне в лавке». Однажды, – вспоминает Лопахин в первом действии – отец выпил и разбил ему лицо. Тогда молодая Раневская отвела его к себе, умыла и утешила: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет». Лопахин до сих пор помнит эти слова, и они отзываются в нем двояко. С одной стороны его радует ласка Раневской, с другой – слово «мужичок» больно задевает его гордость. Это его отец был мужиком, протестует Лопахин, а сам он «выбился в люди», стал купцом. У него много денег, «белая жилетка и желтые башмаки» – и всего этого добился он сам. Родители его ничему не обучали, отец только спьяну бил. Вспоминая об этом, герой признается, что, в сущности, он остался мужик мужиком: почерк у него скверный, а в книгах он ничего не понимает – «читал книгу и заснул».
Несомненного уважения заслуживает энергичность и трудолюбие Лопахина. С пяти часов он уже на ногах, работает с утра до вечера и не мыслит своей жизни без работы. Любопытная деталь – из-за его деятельности ему все время не хватает времени, постоянно упоминаются какие-то деловые поездки, в которые он отправляется. Этот герой в пьесе чаще других смотрит на часы. В противовес поразительно непрактичной семье Раневской он знает счет и времени, и деньгам.
В то же время Лопахина нельзя назвать стяжателем или беспринципным «купцом-хапугой», подобно тем купцам, образы которых так любил рисовать Островский. Об этом может свидетельствовать хотя бы та легкость, с которой он расстается со своими деньгами. По ходу пьесы Лопахин не раз даст или предложит денег в долг (вспомним диалог с Петей Трофимовым и вечного должника Симеонова-Пищика). А самое главное – Лопахин искренне тревожится о судьбе Раневской и ее имения. Купцы из пьес Островского никогда бы не стали делать того, что приходит в голову Лопахину – он сам предлагает Раневской выход из ситуации. А ведь прибыль, которую можно получить, сдав вишневый сад под дачные участки, совсем не маленькая (Лопахин сам ее и подсчитывает).
И куда выгоднее было бы дождаться дня торгов и втихомолку купить доходное имение. Но нет, герой не таков, он не раз предложит Раневской подумать о своей судьбе. Лопахин вишневый сад покупать не стремится. «Я вас каждый день учу» – с отчаянием говорит он Раневской незадолго до торгов. И не его вина, что в ответ он услышит следующее: дачи – это «так пошло», на это Раневская никогда не пойдет. Но он, Лопахин, пусть не уходит, с ним «все-таки веселее»…
Жизненный путь Лопахина
Судьба Лопахина, Ермолая Алексеевича с самого начала тесно переплетена с судьбой семьи Раневской. Его отец был крепостным у отца Раневской, торговал «на деревне в лавке». Однажды, – вспоминает Лопахин в первом действии – отец выпил и разбил ему лицо. Тогда молодая Раневская отвела его к себе, умыла и утешила: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет». Лопахин до сих пор помнит эти слова, и они отзываются в нем двояко. С одной стороны его радует ласка Раневской, с другой – слово «мужичок» больно задевает его гордость. Это его отец был мужиком, протестует Лопахин, а сам он «выбился в люди», стал купцом. У него много денег, «белая жилетка и желтые башмаки» – и всего этого добился он сам. Родители его ничему не обучали, отец только спьяну бил. Вспоминая об этом, герой признается, что, в сущности, он остался мужик мужиком: почерк у него скверный, а в книгах он ничего не понимает – «читал книгу и заснул».
Несомненного уважения заслуживает энергичность и трудолюбие Лопахина. С пяти часов он уже на ногах, работает с утра до вечера и не мыслит своей жизни без работы. Любопытная деталь – из-за его деятельности ему все время не хватает времени, постоянно упоминаются какие-то деловые поездки, в которые он отправляется. Этот герой в пьесе чаще других смотрит на часы. В противовес поразительно непрактичной семье Раневской он знает счет и времени, и деньгам.
В то же время Лопахина нельзя назвать стяжателем или беспринципным «купцом-хапугой», подобно тем купцам, образы которых так любил рисовать Островский. Об этом может свидетельствовать хотя бы та легкость, с которой он расстается со своими деньгами. По ходу пьесы Лопахин не раз даст или предложит денег в долг (вспомним диалог с Петей Трофимовым и вечного должника Симеонова-Пищика). А самое главное – Лопахин искренне тревожится о судьбе Раневской и ее имения. Купцы из пьес Островского никогда бы не стали делать того, что приходит в голову Лопахину – он сам предлагает Раневской выход из ситуации. А ведь прибыль, которую можно получить, сдав вишневый сад под дачные участки, совсем не маленькая (Лопахин сам ее и подсчитывает).
И куда выгоднее было бы дождаться дня торгов и втихомолку купить доходное имение. Но нет, герой не таков, он не раз предложит Раневской подумать о своей судьбе. Лопахин вишневый сад покупать не стремится. «Я вас каждый день учу» – с отчаянием говорит он Раневской незадолго до торгов. И не его вина, что в ответ он услышит следующее: дачи – это «так пошло», на это Раневская никогда не пойдет. Но он, Лопахин, пусть не уходит, с ним «все-таки веселее»…
Торжество Лопахина
И вот свершилось – Лопахин приобретает с торгов имение Раневской. Лопахин – новый хозяин вишневого сада! Теперь в его характере и вправду проступает хищническое начало: «За все могу заплатить!». Понимание того, что он купил имение, где некогда, «нищим и безграмотным», не смел зайти дальше кухни, опьяняет его. Но в голосе его слышится ирония, насмешка над самим собой. Видимо, Лопахин уже понимает, что его торжество не продлится долго – он может купить вишневый сад, «прекраснее которого нет на свете», но купить мечту не в его власти, она развеется, как дым. Раневская еще может утешиться, ведь она, в конце концов, уезжает в Париж. А Лопахин остается один, отлично это понимая. «До свиданция» – вот и все, что может сказать он Раневской, и нелепое это слово подымает Лопахина до уровня трагического героя.
Тест по произведению
Момент высшего торжества Лопахина
Лопахин стремится помочь Раневской. Он предлагает ей разбить на участки сад и отдавать их в аренду. Этот герой ощущает свою огромную силу, требующую выхода и приложения. В конце концов покупает вишневый сад Лопахин
Характеристика его дополняется в этой важной сцене некоторыми существенными чертами. Для него эпизод, когда он объявляет о покупке бывшим владельцам сада, является моментом высшего торжества
Теперь Лопахин — владелец имения, в котором были рабами его дед и отец, где их даже на кухню не пускали. Он все больше начинает «размахивать руками» — его пьянит сознание собственной удачливости и силы. Сострадание к Раневской и торжество в нем противоборствуют в данном эпизоде.
«Вишневый сад»
Биография и судьба Ермолая Алексеевича Лопахина тесно связана с жизнью семьи Раневской. Отец героя был крепостным у батюшки Раневской и промышлял мелкой торговлей. Молодая барышня проявляла сочувствие к юнцу, которому то и дело влетала от отца, и он повествует об этом, вспоминая историю жизни в крепостничестве. Отношение Раневской будоражило сознание Ермолая Лопахина. Ему нравилась ласка привлекательной девушки, но он понимал, что между ними пропасть, основанная на рабстве. Даже значение фамилии и имени героя говорит о том, что он предназначен для совсем иного общества.
Лопахин разбогател, став купцом, и смог переломить свою судьбу. Он сделал себя сам и при отсутствии должного образования выбился в люди, чем несказанно гордится. Хотя и признается, что книги для него – пустое, а почерк так и не обрел благородного вида. Бывший крепостной всего добился усердным трудом, в работе состоит вся его жизнь. Лопахин все время спешит, поглядывает на часы, ожидает новой встречи. Он умеет управляться с собственным временем и финансами в отличие от семьи Раневской.
Лопахин не раз заводит разговор о вишневом саде, предлагая помощь. Он легко расстается с деньгами, давая в долг, но в случае с продаваемой усадьбой замешано другое: Лопахин любит Раневскую. Он поступает благородно, предлагая выкупить сад и сдать его под дачные участки, хотя мог втихую купить его для собственного использования.
Лопахин демонстрирует удивительные для бывшего крепостного деловые качества. Он практичен и расчетлив, но не использует свои таланты против близких. В то же время некоторые персонажи дают нелицеприятную характеристику герою, считая, что Лопахин преследует возможность выгодной сделки.
На протяжении действия неоднократно заходит речь о женитьбе Лопахина на Варе. Ермолай не женится на девушке не из-за отсутствия приданного, а из-за вопроса о вырубке сада. Варя же видит в женихе только дельца, которому свадьба может быть выгодна как сделка. Бессвязные диалоги между героями дают понять, что между ними нет взаимопонимания. Любовь к Раневской, теплящаяся в сердце Лопахина, не позволяет ему думать о других женщинах. Герой делает Варе предложение исключительно по просьбе своей возлюбленной.
В пьесе каждый герой что-то теряет вместе с «Вишневым садом». Лопахин теряет веру в любовь, понимая, что образ простого мужика навсегда закрепился за ним в восприятии Раневской. Купив с торгов сад Раневской, он, представитель будущего, обладатель имения, где его семья находилась в услужении, впадает в эйфорию. Но, приобретя сад, он не добился исполнения мечту, которая так и осталась недостижимой. Раневская покидает Россию, уезжая в Париж, а Лопахин остается наедине с имением, где прошла его юность.
В финале пьесы Ермолай Алексеевич говорит о нескладной жизни. Для него очевидным становится тот факт, что все, к чему он стремился, оказалось пустым. Он осознает, сколько людей в его стране существуют бесцельно и не понимают, ради чего живут.
Отношение автора к Лопахину не столь негативно, как у иных персонажей пьесы. Чехов считает Лопахина «недотепой» и оправдывает героя отсутствием образования и воспитания. Многие поступки Лопахина свидетельствуют о том, что, несмотря на деловую хватку, мужчина не отличается простой предусмотрительностью. Он опаздывает к поезду, чтобы встретить Раневскую. Желая выручить ее из беды, покупает сад. Решает позвать Варю замуж и тут же забывает об этом.
Образ Лопахина невероятно актуален в последние десятилетия. Это «герой нашего времени», умело выстраивающий бизнес, но черствый душой. Человек, неспособный к восприятию и думающий исключительно о собственной самореализации посредством материальных благ. Ермолай Лопахин представляет своим описанием антипортрет Чехова. Тонко чувствующий писатель, чьи произведения полны философского смысла и трагичности, является полной противоположностью выбившегося в люди сына крепостных.
Экранизации
Первая экранизация пьесы русского драматурга Чехова сделана в Японии в 1936 году режиссером Морато Макото. Герои были модернизированы под актуальные японские образы. В 1959 году постановщик Дениэл Петри снял фильм «Вишневый сад», в котором роль Лопахина исполнил Мартин Хирте. В постановке Яна Булля 1973 года образ Лопахина отсутствовал, а в советской экранизации 1976 года в роли купца в телеспектакле Леонида Хейфеца предстал Юрий Каюров.
Ричард Эйд в 1981 году снял в роли Лопахина Билла Патерсона, а в советской картине Игоря Ильинского 1983 года Ермолая сыграл . Анна Чернакова, снявшая фильм «Вишневый сад» спустя 10 лет, пригласила на роль Лопахина . Образ купца в телефильме Сергея Овчарова в 2008 году достался . Самым знаменитым исполнителем этой роли на театральной сцене стал .
Лопахин и Раневская
Характеристика Лопахина из «Вишневого сада» была бы неполной без анализа взаимоотношений этих двух персонажей. Дело в том, что Раневская, когда Лопахин был еще «мальчонком» с носом, окровавленным от отцовского кулака, повела его к рукомойнику и сказала: «До свадьбы заживет». Сочувствие Раневской по контрасту с кулаком отца воспринято было Лопахиным как проявление женственности и нежности. Любовь Андреевна, собственно, сделала то, что полагалось сделать матери. Возможно, именно она причастна к тому, что у этого купца такая «тонкая нежная душа». А ведь именно эта характеристика Лопахина в пьесе «Вишневый сад» делает образ интересующего нас купца противоречивым. Ермолай Алексеевич хранил в душе прекрасное видение. Так, в первом действии он говорит Любови Андреевне о том, что она сделала для него когда-то так много, и что он любит ее «больше, чем родную». Такова характеристика Раневской и Лопахина, их взаимоотношений.
Слова Лопахина в первом действии — это «признание» в первой, давней любви, сыновней благодарности, светлой влюбленности Ермолая Алексеевича в прекрасное видение, не требующее ничего взамен и не обязывающее ни к чему.
Образ героя в пьесе
(А. А. Пелевин
— Лопахин А.А., С. В. Гиацинтова
— Раневская Л.А., В. В. Марута
— Симеонов-Пищик, Московский театр им. Ленинского Комсомола, 1954
)
Именно Лопахин — единственный деятельный персонаж, и его энергия направляется на заработок денег. Автор писал Лопахина как центральную фигуру, и относит к людям, ценящим искусство, а не только загребавшим деньги. В герое живет душа артиста, он говорит нежные слова, он единственный предлагал выход из ситуации — перестройку сада. Лопахин тайно влюблен в Раневскую, понимает неосуществимость дальнейшей судьбы поместья под тем же управлением, в целом он трезво оценивает ситуацию. В итоге Лопахин покупает поместье на торгах, но все равно понимает нелепость своей жизни, не может жить с собой в ладу.
Какой посыл передается через Лопахина?
(Александр Савин
— Лопахин А.А., Галина Чумакова
— Раневская Л.А.,
Молодежный театр Алтая, 2016
)
Чехов очень любил рассматривать и показывать Россию символично, вкладывая в каждый образ большее. В пьесе поставлен вопрос, за кем же будущее страны. В истории пьесы слова героев почти всегда расходятся с их действиями, как Раневская, обещая не возвращаться в Париж, уезжает, так и Лопахин восхищается вишневым садом, но вырубает его.
На Лопахине ярко показан пример людского непонимания, в душе он хотел быть с помещицей, а ему предложили идею женитьбы на Варе. Это разбило его сердце, и надорвало тонкую душу. По идее он вышел победителем, ведь поместье перешло в его владения, но итог трагичен, и его чувства остались неразделенными.
просмотров
Испытание любовью
На протяжении всей пьесы то и дело заходит разговор о женитьбе Лопахина и Вари, об это говорится как о деле уже решенном. В ответ на прямое предложение Раневской взять Варю в жены герой отвечает: «Я не прочь… Она хорошая девушка». И все же свадьбы так и не состоится. Но отчего?
Разумеется, можно объяснить это практичностью Лопахина-купца, не желающего брать за себя бесприданницу. К тому же, Варя имеет определенные права на вишневый сад, болеет за него душой. Вырубка сада встает между ними. Варя объясняет себе любовную неудачу еще проще: по ее мнению, у Лопахина просто нет времени на чувства, он – делец, неспособный любить. С другой стороны, и сама Варя не подходит Лопахину. Ее мир ограничен хлопотами по хозяйству, она суха и «на монашенку похожа». Лопахин же не раз проявляет широту своей души (вспомним его высказывание о великанах, которых так не хватает на Руси). Из бессвязных диалогов Вари с Лопахиным становится понятно: они абсолютно не понимают друг друга. И Лопахин, решая для себя гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», поступает честно. Понимая, что не обретет с Варей счастья, он, словно уездный Гамлет, говорит: «Охмелия, иди в монастырь»…
Дело, однако, не только в несовместимости Лопахина и Вари, а в том, что у героя имеется другая, не высказанная любовь. Это – Любовь Андреевна Раневская, которая он любит «больше, чем родную». На протяжении всей пьесы лейтмотивом проходит светлое, трепетное отношение Лопахина к Раневской. Он и предложение-то Варе решается сделать после просьбы со стороны Раневской, но здесь пересилить себя так и не может.
Трагедия Лопахина состоит в том, что он так и остался для Раневской тем мужичком, которого она когда-то заботливо умывала. И в тот момент, когда он окончательно понимает, что то «дорогое», что он хранил в своей душе, не будет понято, случается перелом. Все герои «Вишневого сада» теряют нечто свое, заветное – не исключение и Лопахин. Только в образе Лопахина вишневым садом выступает его чувство к Раневской.
Характеристика героя
В пьесе Чехова, Лопахин является простым человеком, заработавшим хороший капитал. Он судьбой «подарен» Любови Раневской, как единственный шанс исправить плохую ситуацию.
Ермолай — умный и расчетливый мужчина. Его гениальный план по использованию вишневого сада, не воспринимался в качестве перспективной идеи. Он не может понять, почему его перспективную идею не могут услышать данные люди. Семья Раневских и светские люди не признают его полноправным членом общества. Для них он будет обычным человеком.
Его раздражают поступки высшего общества. Он быстро принимает решения, поэтому желает передать свою активность окружающим людям. Мужчина приравнивает медлительность в рассмотрении дела к преступлению.
Ермолай искренне желает помочь семье Раневской выплатить все долги. Он не разделяет отношения людей к вишневому саду, когда печально складывается семейное благополучие.
Мужчина привязан к Любови, поэтому желает помочь ей в трудную минуту, но в определенный момент к нему приходит внутренней разочарование данной женщиной. Он выступает против действий, происходящих в поместье. Он понимает, что потратил много времени для решения данной задачи.
Лопахин не может проявлять чувств, поэтому он просто скрывает эмоции. Стоит отметить, что мужчина по натуре является щедрым человеком, поэтому хорошо платит за оказанные ему услуги. В его намерения не входит оплачивать то, что человек не считает важным в своей жизни.
У Лопахина и Вари сложные взаимоотношения. Читатель замечает, что они симпатизируют друг другу, но нерешительные действия мужчины, заставляют юную особу оставить родовое поместье. Он чувствует, что Варя обижена на него за покупку данного поместья. Еще зритель замечает, что она бросает ключи на пол. Мужчина поднимает связку, не осуждая юную особу.
Лопахин знает себе цену. Ему хочется, чтобы люди оценили его достоинства. Однако, этого не происходит, поэтому мужчина не учитывает мнение окружающих людей. Он считает себя победителем в этой истории. Он смог купить усадьбу, где содержали его предков. Ермолай счастлив, что он смог осуществить свою мечту. По случаю их отъезда он устраивает праздник.
Лопахин предстает перед читателем в качестве разумного, доброго человека. Он привык самостоятельно решать трудности, не держать зла на людей. В нем есть значительный деловой подход, нежели простой авантюризм.
Почему Лопахина не воспринимают в высшем обществе? Его не воспринимают в высшем обществе, так как он отличается практическими качествами, не поддерживая глупые решения.