Раскрытие глубинных тем и анализа в «превращение» кафки

Новелла «превращение» франца кафки: краткое содержание

Содержание финальной части

Ошеломленные и озадаченные метаморфозой, случившейся с Грегором, члены семьи постепенно входят в привычный ритм жизни. С того момента, как главный герой превратился в насекомое, прошло несколько месяцев. Грегор больше не испытывает дискомфорт, когда ему нужно переместиться из одной части комнаты в другую. Он полностью познал возможности своего нового тела. Единственное, к чему он никак не может привыкнуть, так это к непреодолимой тяге к гнилым продуктам. Обязанности по уходу за Грегором легли на плечи юной Греты.

Девушка видит, что любимое занятие брата — ползание по стенам и потолку, о чем сразу же докладывает матери. Та, в свою очередь, требует, чтобы отец освободил комнату юноши от мебели, мешающей Грегору свободно передвигаться. Если раньше он всегда прятался под кроватью, когда кто-то пытался завести с ним диалог, теперь он решает встречать визитеров, сидя на картине, которая висела на стене.

В очередной раз увидев сына в безобразном обличье, мать снова падает в обморок. Грета хочет принести женщине таблетку, и главный герой следует за ней. Испуганная девушка прячется в комнате, а взволнованный Грегор продолжает метаться по гостиной до тех пор, пока без сил не падает на стоящий в центре зала стол. Внезапное появление отца застает измученное насекомое врасплох. Мужчина бросает в сына яблоко, которое, пробив панцирь, парализует юношу. Мать приходит в себя и просит мужа пощадить несчастного Грегора.

Однажды, когда Грета играет на скрипке в комнате соседей, Замза, очарованный талантом сестры, попадает в поле зрения жильцов. Возмущенные квартиросъемщики заявляют о своем намерении как можно быстрее съехать отсюда, поскольку они не хотят жить рядом с монстром. Члены семьи не хотят терять доход, получаемый от аренды, поэтому решают, что от Грегора нужно избавляться во что бы то ни стало. Голодный и расстроенный Замза не доживает и до утра.

«Превращение» Кафки – книга со смыслом или сюр душевнобольного?

Детские травмы писателя, неявный феминизм и другие трактовки

Франц Кафка назвал эту историю тошнотворной, и есть отчего. Во-первых, сам факт превращения человека в мерзкое насекомое весьма неприятный. Во-вторых, следствия, которые он влечет за собой, обнажают человеческую натуру, оставляющую желать лучшего. Если вы уверены, что близкие будут любить вас, несмотря ни на что, спросите себя, сохранятся ли их теплые чувства, превратись вы вдруг в огромное насекомое…

Так о чем на самом деле «Превращение» Кафки? Что автор пытался донести этой историей, и почему счел необходимым написать ее? Об этом мы рассуждаем ниже.

В короткой жизни Франца Кафки было мало просветов. Он родился в Праге и благодаря отцу-тирану получил целый ворох психологических проблем. К счастью, ему удалось съехать от родителей, но одинокие скитания были не намного лучше.

После окончания университета он стал работать чиновником в страховом ведомстве. Болезненный, неуверенный в себе, он не любил свою работу, его единственной отдушиной была литература.

И если поначалу они заламывают руки от горестного изумления и страха, но пытаются как-то действовать (сестра, например, убирает его комнату и подбирает для него еду, мать порывается увидеть сына), постепенно их отношение становится все более равнодушным и жестоким, пока они не приходят к выводу, что Грегору пора исчезнуть.

Эхо детских травм?

Часто в произведениях Кафки ищут тень деспотичного отца. Здесь она угадывается легко: отец Грегора, увидев, во что превратился сын, избивает его, затем еще несколько раз калечит и без того несчастное создание. Реакции матери и сестры наглядно показывают другие типичные модели поведения: мать слишком напугана и слаба, чтобы вынести этот ужас, и позволяет оберегать себя от него. Сестра поначалу проявляет заботу, но со временем становится грубоватой и циничной, и именно она в конце концов говорит, что от Грегора нужно избавиться. Когда это происходит, девушка расцветает.

Превращение Грегора в насекомое – это явное преувеличение, придающее повести острый привкус абсурда. Во время чтения сложно уйти от мысли, что произошло нечто попроще: на месте Грегора мог оказаться человек, заболевший малоприятной болезнью или ставший инвалидом.

Все в «Превращении» сквозит болью, однако Грегор до последнего сохраняет любовь к семье и корит себя самого: их можно понять, ведь он так страшен и отвратителен!.. Как тут не вспомнить о болезненности Франца Кафки, как не предположить, что в душераздирающей истории Грегора Замзы есть кусочек его собственной жизни?

Конструкция из символов и аллегорий

Но Владимир Набоков, считавший Кафку величайшим немецкоязычным писателем своего времени, не приветствовал такой подход к толкованию. С его точки зрения Кафка прежде всего – великолепный художник, наполняющий свои романы простыми и сложными символами и аллегориями. Набоков подмечал бросающуюся в глаза тройственность произведения: в повести три части, у Грегора в комнате три двери, в квартире появляются три жильца и так далее. Это указывает на тонкое описание семьи и великолепно бесстрастную манеру повествования – при совершенно жутком содержании.

А еще Набоков справедливо говорил о том, что превращение Грегора не так уж невероятно, как может показаться на первый взгляд. Просыпаясь утром в суете рабочих будней, кем себя только не почувствуешь!

Грегор и феминизм

Существует и феминистическое толкование. Оно основывается на том, что в повести не одна метаморфоза. Грегор становится насекомым, а его сестра Грета из пустой и милой девочки превращается в уверенную в себе хозяйку дома, способную критически мыслить и находить выход из сложившейся ситуации. В некотором смысле превращение Греты пострашнее, чем Грегора: он, несмотря ни на что, внутри остается добрым человеком, тогда как его сестра из сострадательной девочки становится холодной и самолюбивой женщиной.

Последователи этой и других теорий верно отмечают: «Превращение» – это рассказ не только и не столько о несчастной судьбе Грегора, но и о его семье, о людях, об обществе. Что на самом деле задумал Кафка и чем руководствовался, мы уже вряд ли узнаем, но ясно одно – произведение далеко не бессмысленно. Хотя необыкновенность произошедшего с Грегором и может поначалу сбить с толку.

А вы читали эту книгу? Делитесь впечатлениями в х!

Грегор и феминизм

Существует и феминистическое толкование. Оно основывается на том, что в повести не одна метаморфоза. Грегор становится насекомым, а его сестра Грета из пустой и милой девочки превращается в уверенную в себе хозяйку дома, способную критически мыслить и находить выход из сложившейся ситуации. В некотором смысле превращение Греты пострашнее, чем Грегора: он, несмотря ни на что, внутри остается добрым человеком, тогда как его сестра из сострадательной девочки становится холодной и самолюбивой женщиной.

А еще:

Неординарный дневник, который Франц Кафка вел всю свою жизнь, дошел до нас благодаря, как ни странно, предательству Макса Брода, его друга, поклявшегося сжечь все произведения писателя. Он прочитал и … не смог выполнить обещанное. Настолько потрясло его величие едва не уничтоженного творческого наследия.

С тех пор Кафка стал брендом. Мало того, что его проходят во всех гуманитарных вузах, он стал популярным атрибутом нашего времени. Он вошел не только в культурный контекст, но и в моду среди мыслящих (и не очень) молодых людей. Черная меланхолия (которую многие используют, как китчевую футболку с выпендрежным изображением Толстого), не конвейерная живая фантазия и убедительные художественные образы привлекают даже неопытного читателя. Да, он торчит на ресепшене первого этажа небоскреба и тщетно пытается узнать, где лифт. Однако немногие поднимаются до пентхауса и вкушают полноценное удовольствие от книги. К счастью, всегда найдутся девушки за стойкой, которые все объяснят.

Об этом написано много, но зачастую витиевато и рассредоточено, даже поиск по тексту не помогает. Мы рассортировали всю найденную информацию по пунктам:

Феномен в том, что автор бесстрастно, методично описывает фантастическую историю и дает читателю выбор между отражениями его сюжета, мнениями о нем. Люди представляют себя напуганными мещанами, беспомощными насекомыми и незримыми наблюдателями этой картины, которые выносят свое суждение. Трехмерное пространство автор воспроизводит с помощью своеобразных зеркал. Они не упомянуты в тексте, их представляет сам читатель, когда пытается дать взвешенную нравственную оценку происходящему. Всего три ипостаси линейного пути: начало, середина, конец:

Немота Грегора Замзы

Владимир Набоков, например, считает, что немота насекомого – образ немоты, сопровождающей нашу жизнь: мелочное, суетливое, вторичное обсуждается и перемалывается часами, но сокровенные мысли и чувства, основа человеческого естества, остаются в глубинах души и умирают в безвестности.

Почему насекомое?

Ни в коем случае не таракан и не жук! Кафка намеренно путает любителей естествознания, перемешав все признаки членистоногих тварей, ему известных. Таракан это или жук – не имеет принципиального значения. Главное, образ ненужного, бесполезного, противного насекомого, который лишь мешает людям и омерзителен, чужероден им.

Причина смерти Грегора – осознание того, что он — обуза для тех, кого беззаветно любил. На наших глазах люди превращаются в бесчувственных насекомых, им важен лишь комфорт и эгоистический покой безмятежного существования. Насекомое же ведет себя по-человечески, проявляя деликатность, понимание, прощение и, наконец, самопожертвование. Эта антитеза воплощает все самое противное в людях – насекомых, которые нас окружают хитиновым покровом отчуждения. Настоящий человек вынужден скрыться под панцирем или же ждать, пока его поглотят паразиты в людских оболочках.

  1. Значительную роль в рассказе играет число три. Рассказ разделен на три части. В комнате Грегора три двери. Его семья состоит из трех человек. По ходу рассказа появляются три служанки. У трех жильцов три бороды. Три Замзы пишут три письма. Я опасаюсь чрезмерно выделять значение символов, ибо, как только вы отрываете символ от художественного ядра книги, она перестает вас радовать. Причина в том, что есть художественные символы и есть банальные, выдуманные и даже дурацкие символы. Вы встретите немало таких глупых символов в психоаналитических и мифологических трактовках произведений Кафки.
  2. Другая тематическая линия — это линия дверей, отворяющихся и затворяющихся; она пронизывает весь рассказ.
  3. Третья тематическая линия — подъемы и спады в благополучии семьи Замза; тонкий баланс между их процветанием и отчаянно жалким состоянием Грегора.

Приговор

В коротком и трагическом рассказе «Приговор» Кафка
доводит развитие отцовского комплекса до своего логического конца. Словно
ушатом ледяной воды он окатывает читателя.

Рассказ представляет собой тягучую смесь из вины, страха,
стыда и долга. Влияние отца на главного героя является тотальным. Оно
порабощает волю и здравый смысл, отменяя даже инстинкт самосохранения.

Ельке Редер «Иллюстрации к Кафке»

Персонаж этой истории Георг Бендеман, приятный молодой
человек и успешный коммерсант, пишет письмо своему другу, уехавшему в далекую
Россию. В те времена Россия для жителей Праги рисовалась совершенно
фантастической и дикой страной, полной настоящих приключений.

В письме Георг рассказывает о своей жизни и о будущей
свадьбе. Юноша пишет очень деликатно, умалчивая об успехах в коммерции и о
радостях на личном фронте. Он человек тактичный и не хочет обидеть менее
успешного товарища. Георг хочет пригласить друга на свадьбу и, решив
предварительно посоветоваться с отцом, откладывает письмо.

Разговор с отцом, начавшийся обыденным и спокойным тоном,
вскоре превращается в кромешный абсурд, полный мрачного гротеска.

Отец, постепенно заводя сам себя, начинает обвинять молодого
человека в неподобающем отношении к себе и к памяти покойной матери. Дальше он
упрекает Георга в предательстве друга, говорит, что не желает видеть его
невесту и, доводя ситуацию до полного сюра, выносит приговор. Приговаривает
сына к казни водой.

Послушный сын, выслушав отца и подчиняясь его авторитету,
идет к реке, бросается с моста и погибает.

Согласно древнегреческим мифам, при взгляде на Медузу
Горгону человек превращался в камень. Похожее действие оказывает на юношу
негативный комплекс отца. Этот страшный гнет накрывает душу и уничтожает
личность.

Кафка, знакомый с таким отцом не понаслышке, ищет пути
выхода от власти устоявшихся правил и сыновьего долга. И кажется ему, что
единственной возможностью сбросить с себя это иго, является смерть.

Сын тянется к отцу за советом, ищет поддержки, а вместо
этого попадает в топкое болото насмешек, презрения и сарказма. В тягучий мрак
власти…

Франц Кафка «Превращение»: герои повести

Главным персонажем произведения является, без сомнения, насекомое Грегор, однако разбор его личности будет немного позже

А сейчас стоит уделить внимание его родным

Итак, самым главным в семействе Замза является отец. Когда-то он был успешным предпринимателем, но прогорел и теперь весь в долгах. Несмотря на то что он способен сам отработать долг, он «вешает» данную обязанность на сына, обрекая его на многолетнюю изнурительную службу. Будучи авторитарной личностью, Замза-старший не терпит возражений, не прощает слабости, любит повелевать и не очень чистоплотен.

Его жена Анна страдает астмой, поэтому до превращения Грегора в страшное насекомое просто сидит дома, причем даже не занимаясь домашним хозяйством (есть кухарка и служанка).

Сестра Грета — талантливая скрипачка (как казалось вначале). Она единственная из всего семейства относится к нему более-менее снисходительно. Но постепенно она показывает свое истинное лицо.

Помимо них в повести изображен и начальник Грегора Замзы. Он мелочный тщедушный человек, постоянно желающий возвышаться над своими подчиненными. Причем не только в переносном, но и прямом смысле (при разговорах с работниками он садится на конторку, чтобы выглядеть выше). Судя по тому, что Замза-страший должен ему денег, вероятно, раньше у этих мужчин был общий бизнес. Кроме того, возможно, это намек на то, что отец Грегора, будучи предпринимателем, был таким же.

Проблема инвалидности и герой «Превращения»

Внимательный читатель обязательно заметит, что описание самочувствия Грегора Замзы очень напоминает состояние инвалида: ему тяжело передвигаться, он не в состоянии контролировать свои рефлексы и инстинкты, абсолютно беспомощен.

Фактически под маской псевдофантастической истории Кафка рассказывает о судьбе инвалида. Ведь, как известно, даже в самых обеспеченных странах мира, как только человек теряет возможность трудиться на благо общества, он становится не нужен.

Хотя в цивилизованных странах лицам с ограниченной дееспособностью выделяется пенсия (как произошло с Кафкой), ее, как правило, не достаточно, ведь инвалид всегда требует в 2, а то и 3 раза больше всего, чем здоровый, а отдачи от него никакой.

Не каждая семья, даже самая любящая, сможет взять на себя ответственность за такого человека. Как правило, инвалидов сдают в интернаты, дома престарелых. А те, кто соглашаются взять на себя эту ношу, часто издеваются над беспомощными жертвами недугов, которые все понимают, но не всегда могут показать это (как и Грегор Замза).

Поведение родных главного героя вписывается в классическую схему: кормилец семьи многие годы не жалеет сил и здоровья для родных, но, потеряв работоспособность, становится для них обузой, от которой все мечтают избавиться.

Персонажи

Имя «Грегор Замза», по-видимому, частично происходит от литературных произведений, которые читал Кафка. Персонаж повести «История молодой Ренаты Фукс» немецко-еврейского писателя Якоба Вассермана (1873—1934) носит имя Грегор Замазза. Венский писатель Леопольд фон Захер-Мазох, чьё сексуальное воображение породило идею мазохизма, также оказал влияние. Захер-Мазох написал роман «Венера в мехах» (1870 г.), герой которого в какой-то момент принимает имя Грегор. «Венера в мехах» буквально повторяется в «Превращении» картины, которую Грегор Замза повесил на стену своей спальни.

Грета Замза — младшая сестра Грегора, которая становится его опекуном после его превращения. Поначалу у Греты и Грегора были близкие отношения, но это быстро угасает. В то время как Грета сначала добровольно вызвалась кормить его и убирать его комнату, она становится всё более нетерпеливой с этой ношей и начинает покидать его комнату в беспорядке от злости. Её первоначальное решение заботиться о Грегоре, возможно, было вызвано желанием внести свой вклад и быть полезной семье, так как она сердится и расстраивается, когда мать убирает его комнату, и становится ясно, что Грета испытывает отвращение к Грегору; она не могла войти в комнату Грегора, не открыв сначала окно, потому что он вызывал у неё тошноту, и уходила, ничего не делая, если Грегор был на виду. Она играет на скрипке и мечтает пойти в консерваторию, мечта, которую Грегор намеревался осуществить; Грегор планировал сделать объявление на Рождество. Чтобы помочь обеспечить доход для семьи после трансформации Грегора, она начинает работать продавщицей. Грета также первая предлагает избавиться от Грегора, что заставляет Грегора планировать свою собственную смерть. В конце рассказа родители Греты понимают, что она стала красивой и полнокровной, и решают подумать о том, чтобы найти ей мужа.

Господин Замза — отец Грегора. После его превращения господин Замза был вынужден вернуться на работу, чтобы материально поддержать семью. Его отношение к сыну довольно суровое; он смотрит на преображенного Грегора с отвращением и, возможно, даже со страхом, и несколько раз нападает на него. Даже когда Грегор был человеком, господин Замза рассматривал его только как источник дохода для семьи. Позже его явное отчаяние из-за состояния сына заставляет его физически ранить сына. Отношения Грегора с отцом построены по образцу отношений самого Кафки с отцом. Тема отчуждения становится здесь совершенно очевидной.

Госпожа Замза — мать Грегора. Её можно рассматривать как покорную жену. Она страдает от астмы, которая является постоянным источником беспокойства для её сына. Поначалу она шокирована превращением Грегора, но всё же хочет войти в его комнату. Это оказалось для неё чересчур, породив конфликт между материнским порывом и сочувствием, страхом и отвращением к новому облику Грегора.

Уборщица — старая овдовевшая дама, нанятая семейством Замза после того, как их прежняя горничная просит уволить её из-за страха, который она испытывает из-за нового облика Грегора. Ей платят за то, чтобы она выполняла их домашние обязанности. Кроме Греты и её отца, она — единственный человек, который находится в тесном контакте с Грегором. Она ничего не боится в отношениях с Грегором. Она не уклоняется от разговора с ним, не подвергает сомнению его изменившееся состояние, но принимает его как нормальную часть его существования. Именно она замечает, что Грегор умер, и избавляется от его тела.

Повесть, в которой никто не меняется, или Каково будущее семейства Замза

Вопреки названию, самого превращения в повести не показывают. Вместо этого Кафка описывает судьбу героев, неспособных по-настоящему измениться, даже осознав свои проблемы.

Так, наблюдая за пренебрежением своей родни, главный герой все им прощает и приносит себя в жертву их благополучию. Ни разу он, даже в мыслях, полноценно не выражает протест, хотя за время, проведенное в теле насекомого, сумел рассмотреть настоящую сущность родных.

И выбор их пал на Грету. Именно на это намекает финал повести. Ведь не успело еще остыть тело их сына, как господин и госпожа Замза размышляют, как выгоднее выдать замуж дочку. И можно не сомневаться: ее мнение в этом вопросе вряд ли кто будет спрашивать.

Анализ произведения «Превращение»

Главный герой новеллы – Грегор Замза, является кормильцем своей семьи, состоящей из отца – полностью разорившегося пражского обывателя, матери – страдающей астмой, и сестры Греты. Дабы спасти семью от нищенства, Грегор работает у одного из кредиторов отца на должности коммивояжера, торговца сукном. Он находится в постоянных разъездах, но вот однажды в перерыве между такими поездками он ночевал дома, а утром когда проснулся, случилось выходящее за рамки человеческого понимания происшествие. Грегор превратился в жука.

«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. Лежа на панцирно-твердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками живот, на верхушке которого еле держалось готовое вот-вот окончательно сползти одеяло. Его многочисленные, убого тонкие по сравнению с остальным телом ножки беспомощно копошились у него перед глазами.

“Что со мной случилось?” — подумал он. Это не было сном».

С этих слов начинается новелла.

Но это было только начало всех неприятностей. Дальше, хуже. Вследствие такого необычного превращения Грегора в жука, его уволили с работы, естественно, он не мог больше работать, обеспечивать свою семью деньгами и выплачивать долг своего отца.

На превращение Грегора каждый член семьи отреагировал по-своему. Отца это разозлило, он не мог понять каким образом в теле жука, может находиться его сын. Мать очень испугалась и расстроилась, но все, же не утратила материнских чувств, и понимала, что в этом теле находится ее сын. Сестра Грета, считала жука омерзительным, но, несмотря на это взяла на себя груз, ухаживать за ним. Невозможно сказать из родственных ли чувств, или из желания показать родителям свою самостоятельность, а может из благодарности Грета, ухаживала за жуком, но скорее все, же второй вариант ближе всего к истине.

Выход Грегора в гостинную, когда там находились все члены семьи и начальник с его работы, ни в коем случае нельзя расценивать как вызов обществу. По словам и мыслям Грегора можно понять, что он является человеком с повышенным чувством ответсвенности

Герой вышел из комнаты к людям в своем нынешнем состоянии, только потому что из-за чувства долга и понимания важности своих обязанности перед семьей и работодателем, напрочь забыл о своем плохом самочувствии и необычном превращении

На решение Грегора уйти из жизни повлияло множество факторов его существования в виде жука…

Во-первых ему было очень одиноко, сознание не могло выдержать жизни в жучином теле. Во-вторых он не мог больше помогать своей семье сводить концы с концами в материальном плане

В-третьих, и это самое важное, Грегор Замза очень любил свою семью и всю жизнь занималься самопожертвованием ради нее, а теперь не мог этого больше делать, вместо этого он стал обузой для своих родителей. В последний день своей жизни он услышал как его сестра сказала, что если бы он был разумным и любил свою семью, то ушел бы от них и не стал бы мешать, Грета давила на его совесть, и Грегор не выдержал

Грегор превратился в жука скорей всего потому что даже когда он был в человеческом теле, его жизнь напоминала больше жизнь жука нежели человека. Он самоотверженно работал не ради себя, а ради семьи, ничем не интересовался и был одиноким. А возможно это потребовалось для того что бы он увидел неблагодарность своей семьи, не заметно что бы они особо страдали именно из за того что Грегор болен, вместо этого их заботили только финансовые проблемы.

Франц Кафка в своей новелле «Превращение» затронул проблемы самоотверженности, трудоголизма, семейных отношений. Показал что из-за материальных трудностей человек может и вовсе потерять гуманность.

Почему произошло превращение

Кафка ставит читателей перед самим фактом превращения, не объясняя его причин или целей. Но кто знает, может быть тот, в кого превращался Грегор Замза, – это не наказание, а мотивация для начала изменений в его жизни? Что, если научившись отстаивать собственные интересы, герой снова бы обрел человеческий облик, а не доживал свои дни голодным, больным, одиноким узником своей пыльной комнаты?

Примечательно, что, если, оказавшись в столь плачевной ситуации, Грегор не взбунтовался, то, значит, он не сделал бы этого никогда и в человеческом обличии, обреченный выполнять прихоти родных до конца жизни. Поэтому, возможно, превращение — это избавление, а не наказание?

Характер Грегора: анализ. («Превращение», Кафка)

Давайте взглянем на двух обыкновенных молодых людей. Ни один из них не выделяется особым умом, красотой или богатством. Можно даже сказать, что они несколько малодушны. Вот они оба однажды просыпаются и вдруг понимают, что обладают способностями насекомых…

Один из них становится супергероем (Человек-паук). Побеждает плохих парней. Завоевывает девушку. Легко взбирается по небоскребам в своем фирменном костюме, вызывая восхищение окружающих.

Что же другой, Грегор Замза, о котором рассказывает повесть (Ф. Кафка, «Превращение»), краткое содержание которой вы только что прочитали? Он остается замурованным в комнате и питается отбросами. Его семья игнорирует Грегора, если не откровенно враждебна настроена. Грязный, в мусоре и объедках, он умирает от одиночества. Вот так бесславно заканчивает свою жизнь герой повести «Превращение» (Кафка). Отзывы эта история вызывает весьма неоднозначные…

Трансформация Грегора так непроизвольна и гротескна, что невольно хочется обратиться к прошлому при попытке ответить на вопрос о том, что же привело к тому, что обычный парень так бесславно закончил свою жизнь, пережив подобное превращение. Кафка, отзывы о произведениях которого всегда были весьма неоднозначны, и в этот раз не дает ясного ответа о причинах столь резкого поворота событий в жизни своего героя, оставляя критикам широкий простор для гипотез. Нелюбимая работа, необходимость содержать семью, неудовлетворенность в личной жизни — все это, конечно, весьма неприятно, но не настолько, чтобы можно было назвать подобное положение невыносимым. Обычные проблемы обычного человека, не так ли? Даже отношение Грегора к своему превращению подтверждает это. Вместо того чтобы раздумывать о своем новом положении, герой озабочен тем, чтобы не опоздать на работу. Это специально подчеркивает Франц Кафка («Превращение»). Краткое содержание произведения смотрите выше.

Отношение родителей к Грегору до и после превращения

Многие сюжетные ходы повести «Превращение» Кафка взял из собственного печального опыта отношений с родителями. Так, обеспечивая семью многие годы, писатель постепенно замечал, что его жертвенность воспринимается как должное, а сам он интересовал родных, лишь как источник дохода, а не как живая и чувствующая личность. Точно так же описана судьба Грегора.

До его превращения родители почти не видели сына. Он практически не бывал дома из-за работы, а когда и ночевал под отчим кровом, то уезжал задолго до их пробуждения. Грегор Замза обеспечивал родным комфорт, не напрягая своим присутствием.

Однако, став жуком, он заставил родителей обратить на себя внимание. Более того, позволил себе непростительную дерзость: перестал приносить деньги и сам стал нуждаться в их помощи

Так узнав, что сын почему-то не поехал на работу, первое, о чем подумал отец, что Грегора уволят, а не о том, что он, может быть, заболел или умер.

Узнав о превращении, отец избивает сына-жука, вымещая на нем свой страх за финансовые проблемы в будущем. Однако дальнейшие события показывают, что у Замзы-старшего были неплохие собственные сбережения, а также то, что он и сам мог себя обеспечивать.

Что касается матери, то она хотя сначала и выглядит заботливой женщиной, но постепенно эта маска спадает с нее и становится видно, что Анна Замза — законченная эгоистка, ничем не лучше мужа. Ведь то, что Грегор не уехал в день своего превращения, родители заметили лишь в 6:45, а ведь встать герой планировал в 4:00 утра. А значит, мать абсолютно не волновалась: нормально ли позавтракает сын, есть ли у него свежая одежда и все необходимое для поездки. Она даже не удосужилась встать, чтобы просто проводить Грегора на работу — это ли портрет любящей матери?

Герои книг на приеме у психотерапевта: о чем рассказывает «Превращение» Франца Кафки

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень» Что, если бы литературные герои прошлого и настоящего, потерпевшие трагическую неудачу, обратились вовремя к психотерапевту? Литературовед и психиатр Клаудия Хохбрунн и Андреа Боттлингер описывают психологические портреты героев известных литературных произведений, чтобы понять, какие причуды и проблемы универсальны для всех, а какие — обусловлены эпохой

В хорошем произведении персонажи изображены настолько точно, что кажутся реальными людьми. Они по воле автора сталкиваются с трудностями, встают перед моральным выбором, рискуют здоровьем и даже жизнью. Что если бы литературные герои прошлого и настоящего, потерпевшие трагическую неудачу, обратились вовремя к психотерапевту? Уберегла бы родителей царя Эдипа от катастрофы консультация по вопросам воспитания детей? Развернулась бы иначе история Ромео и Джульетты, если бы они были старше? Может, Дракулу не понимали окружающие, а Волан-де-Морта недолюбили в детстве? Означают ли эротические фантазии Кристиана Грея из «Пятидесяти оттенков серого» нехватку в нем мужественности? С разрешения издательства «Альпина Паблишер» Forbes Life публикует отрывок о Грегоре Замзе — главном герое «Прекращения» Франца Кафки 

Францу Кафке можно посочувствовать. У него были очень плохие отношения со слишком строгим отцом, всю жизнь он проработал в скучном офисе и рано умер после продолжительной болезни.

(С другой стороны, эта ранняя смерть, возможно, стала благом для него: он успел уйти из жизни до того, как нацисты захватили его родную Прагу, и избежал еще более незавидной участи других евреев.) После смерти Кафки лучший друг опубликовал несколько фрагментов его романов, которые сам автор публиковать категорически не хотел.

Дальше — больше: сейчас с одним из его сочинений из года в год знакомят немецких школьников, хотя мы прекрасно знаем, что литературные произведения из школьной программы редкому ученику понравятся. Особенно если они немного странные.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: