Философский конфликт пьесы м. горького «на дне»

Сочинение Конфликты в пьесе На дне Горького

Основной конфликт в пьесе «На дне» это социальный. Критики и специалисты давно обсуждают данную пьесу Горького, а именно данный конфликт. Меняются поколения, время беспощадно бежит и с каждым поколение можно услышать свои мнения по воду данного произведения.

Современное время диктует свои правила, но все же, актуальна ли данная пьеса сегодня? Можно сказать, что, безусловно, да. Независимо от того каких вершин добилось человечество, какие технологии теперь придуманы, какой образ жизни теперь преобладает, всегда будет присутствовать «дно». А на «дне» всегда будут люди, который по каким-то причинам оказались в нем, а выбраться не могут или не хотят.

В пьесе Горького описывается отвратительная, грязная ночлежка, которая стала пристанищем для некоторых людей. Люди разные и кто-то был уважаемым человеком, кто-то был семейный человек, но в жизни пошло что-то не так и все – «дно». Но прежде всего это люди, которые также строят планы, о чем-то думают, на что-то надеются. У каждого есть своя история, которая привела этих людей в ночлежку, но каждому просто плевать на другого человека.

Слои общества, которые относятся к успешным людям, считают людей «дна» недостойными людьми, они брезгуют этими людьми. Отношение как к животным, люди с верхов считают, что ночлежка для низших слоев общества, это то, что они заслуживают.

Проблема социального конфликта становится более ясной, когда приходит понимание того, что люди ничем не отличаются друг от друга. Нет разницы между светскими людьми, и теми людьми кто упал на «дно». Эти люди также переживают любовные чувства, злобу, лицемерие, зависть. Если представить этих людей в дорогой и чистой одежде, то чем не дворяне?

Веры на лучшее нет. Эти люди смирились, и у них уже нет желания что-то изменить. Стоит только оказаться на «дне», то для остальных людей сразу становишься отбросом общества. Словно таракан, которого каждый хочет раздавить или крыса, которая несет заразу. Суть в том, что под грязной и рваной одеждой никто не пытается рассмотреть душу человека.

В обществе такого характера, у тех, кто упал на «дно» просто нет шансов, выбраться не удастся. Социальный конфликт в этом и заключается.

Противостояние лидеров в людском дворе

Одним из ключевых противостояний в пьесе является столкновение двух лидерских фигур — Лука и Кати. Лука, бывший моряк, представляет собой грозного и силуэта характерного типажа — «лучикарочку». Он обладает авторитетом среди остальных персонажей на дне за счет своей физической силы и жизненного опыта. Катя, в свою очередь, представляет молодую и красивую женщину, которая, несмотря на свое социальное положение, обладает привлекательностью и грузом интеллекта.

Противостояние между Лукой и Катей развивается на протяжении всей пьесы. Лука, при всей своей силе и влиятельности, испытывает сильное влечение к Кате. В свою очередь, Катя, сначала отвергающая его приставания, постепенно становится его союзником в непростом мире на дне.

Это противостояние оказывает влияние на сюжет пьесы. Благодаря конфликту между Лукой и Катей, происходит динамичное развитие событий. Их отношения становятся центральной темой пьесы, создавая напряженность и эмоциональный дисбаланс среди других персонажей. Их соперничество и противостояние приводят к различным перипетиям, которые постепенно строят сюжет и раскрывают характеры героев.

Противостояние лидеров в людском дворе
Конфликт между Лукой и Катей
Влияние на сюжет пьесы

Сочинение на тему Конфликты в пьесе На дне

Произведение Максима Горького «На дне» является одним из самых его драматичных произведений. Остается фактом, что и по сегодняшний день происходят жаркие споры о персонажах произведения, о философии и сокрытом смысле в нем, о конфликтах социальных, которые являются неотъемлемым звеном в постановке. Для полноты понимания в чем заключается конфликт в работе, необходимо обратиться к сюжету.

Вначале, хочется сказать, что здесь наблюдается противоречие в социальном плане. Здесь Василиса и Костылев противопоставляются постояльцам ночлежки. Ее гости оказались на самом «дне» в положении никому ненужных людей, о которых некому позаботиться. Постояльцы данного заведения не ищут способов улучшить свои жизненные позиции, а лишь пытаются и надеются прожить еще один день. Хотя они и имеют определенные цели и мечты, осуществить их не видится возможным. Это место для временного нахождения называется автора колким словом «пещера», из чего следует сделать вывод, что там действительно невыносимые для нормального проживания условия.

На фоне этих людей, очень сильно выделяются Василиса с Костылевым. Они показываются нам как люди, которые не нуждаются ни в чем, кажется, что для счастья у них есть абсолютно все. И если задуматься шире, то стоит отметить всю глобальность описанного явления, всю несправедливость и неравнозначность социальных слоев общества. Здесь показывается то, как бедные люди недовольны своим положением и хотят его поправить. Современники писателя восприняли это произведение как революционный настрой.

Философским конфликтом можно назвать поиск таких понятий, как сострадание и правда. Истина сосредоточена в лице Сатина, который является героем неоднозначным. Он ведет себя не всегда, как говорит ранее. Монолог персонажа аллегорически символизирует мысли Горького, который считал, что мир можно изменять лишь тогда, когда владеешь правдой. Сострадание как философское понятие несет в себе такой персонаж, как Лука – один из центральных героев произведения. Ему жалко и Анну, и Актера с Пеплом. Он дает им надежду на светлое будущее, однако ему не удается спасти их. В конце концов Актер завершает жизнь убив себя, Пепла заточают за решетку, а Анна вскоре умирает. И в данном случае писатель показывает, что ложь не помогает людям решить проблем.

Любовные линии в произведении показаны запутанными и неясными. Здесь представляются отношения в виде нескольких «любовных треугольников». К первому отношения имеют такие персонажи, как Наташа, Пепел и Василиса, а ко второму – Костылев, Василиса и Пепел. Это показывается лишь для того, чтобы очередной раз донести до читателя идею того, что такая жизнь является противоречием в социальных слоях общества. Данные взаимоотношения не приносят ничего хорошего ни одному из этих героев. Такая любовь лишь калечит и ранит их сердца.

Конфликты в пьесе Горького На дне

Максим Горький — один из крупнейших русских писателей и драматургов 20 века. Его рассказы, романы и пьесы всегда были наполнены глубоким философским подтекстом и острым социальным посылом. Это правило не обошло стороной и его наверное самую знаменитою пьесу «На дне». Пьеса «На дне» является эталонным представителем такого жанра, как общественно-философская драма. Горький написал её в 1902 году с целью предоставить искушённому читателю настоящие дно жизни.

В этой пьесе, можно выделить несколько типов конфликта. Людской конфликт или можно назвать его бытовой. Главным примером такого типа конфликта служат любовные перепитии между Васькой Пеплом, Наташей и её сестрой Василисой Костылёвой. Суть конфликта в том, что Василиса жената на Костылёве — содержателе ночлежки. Жената она не по любви, а по расчёту. Да и,по правде сказать, глубоко ненавидит мужа, по этой причине она ищет утешения у Васьки Пепла. Но Василиса крайне бездушная девушка, она ревнует Пепла к своей сестре Натальи. И методы её борьбы за Ваську Пепла, просто ужасны: она избивает и психологически давит на Наталью. Васька открыто ей говорит, что никогда не любил её. И Васька уходит к Наташе. Василиса озверев от своего поражения, начинает избивать Наташу с новой силой и ещё большей яростью. Однажды, когда семья Костылёвых в который раз жестоко избивала Наташу, Пепел заступился за возлюбленною и убил хозяина ночлежки. На что Василиса сразу отреагировала дачей показаний против Пепла, хотя Василисе только это и нужно было, ведь теперь вся ночлежка досталось ей. Она даже раньше пыталась уговорить Ваську сделать это. В итоге Васька и попал в тюрьму, а Наташа в больницу.

Также можно выделить конфликт между Настей и другими постояльцами ночлежки. Над Настей все смеются и издеваются, так как она, являясь дамой «легкого поведения», питает огромную страсть к любовным романам и грезит о чистой любви с каким-нибудь «Раулем», который сможет её вытащить из этого социального дна. Но все её сожители откровенно смеются над её мечтами и вечно дразнят её.

Этими конфликтами автор показывает нам, что даже будучи в таком незавидном положении можно сохранить чистоту души как Настя. И в то же время, находясь в положении социального бедствия, многие люди теряют своё человеческое лицо и морально скудеют, как Василиса.

Ещё одним родом конфликта, можно назвать конфликт философский. Самый важный конфликт в пьесе происходит между Сатиным и Лукой. Этот конфликт не явный, прямого соперничества между этими персонажами нет, тем не менее данный конфликт проносится вихрем сквозь всю пьесу. А конфликт заключается в насущном вопросе «Что лучше: горькая правда или сладкая ложь»? Лука в этом споре отстаивает позиции сладкой лжи. Лука считает, что человеку нужно утешение, чтобы он духом не упал. Ведь, ложь может быть во блага и подавать надежду в трудной ситуации. Но Сатин категорически против жалости. Он думает, что человек не нуждается в сострадание. Что человек выше сострадания. В самой пьесе не даётся точного ответа, а читателю предоставляется возможность самому принять решение на чьей он стороне: Луки или Сатина.

Также на протяжение всей пьесы прослеживается ярко выраженный конфликт людей с обществом. К примеру Сатин, ведь он не глуп и вполне мог бы вести образ жизни обычного человека, но он намеренно противопоставляет себя обществу. Или конфликт людей внутри себя. Такой конфликт у Актёра более заметен чем у других. Актёр не может справиться со своей алкогольной зависимостью. Его творческая душа хочет отказаться от этого «яда», но тело не может. В конце пьесы Актёр повесился.

Социальный конфликт: борьба за выживание

Главный социальный конфликт возникает между нищими и обывателями, которые находятся на более высоких ступенях социальной лестницы. Нищие, представленные в пьесе Алёной и Воробьяниновым, тщетно пытаются выбраться из бездны своего существования и улучшить свое положение в обществе. Они чувствуют себя отверженными и несправедливо лишенными возможности преодолеть свое социальное положение.

Противостояние между нищими и обывателями проявляется во многих сценах пьесы. Когда адвокат Воробьянинов получает наследство и радостно сообщает об этом своей жене, алкоголичке Алёне, она сразу же высмеивает его и пытается обратить его против его обывательских знакомых. В другой сцене Алена и Воробьянинов пристают к Васильевой, несчастной и униженной женщине, которая оказалась на дне в силу окруживших ее обстоятельств.

Горький глубоко погружает зрителя в атмосферу социальной борьбы и бедности, показывая, что выживание на дне общества ставит каждого персонажа в безвыходное положение. Здесь отсутствует солидарность и сочувствие, каждый вынужден бороться за свои интересы и нарушать права других людей.

Социальный конфликт в пьесе «На дне» является одной из главных тем, пронизывающей всю сюжетную линию. Автор хочет показать, какая сила лежит внутри каждого человека, и что, несмотря на все трудности и страдания, они способны выжить и противостоять даже самому безнадежному положению.

Вариант сочинения 3

Максим Горький – поистине великий писатель, создавший множество произведений, ставших классикой мировой литературы. Произведение «На дне» остается одним из самых глубоких и сильных произведений, заставляющих задуматься о многом.

На написание этого произведения Горького вдохновила жизнь в России 1920-х годов. В это время страна находилась на переломном этапе, раздираемом кризисом. Бедные крестьяне, нищие, бродяги и воры бродили по улицам в поисках еды или ночлега. Так и было создано произведение «На дне», характеризующее жизнь большинства людей.

Сюжет пьесы построен на конфликте между персонажами. Горький неуклонно вводит читателя в жизнь людей, «опустившихся на дно». Среди этих людей есть барон, актер, похититель и вор. Каждый из них в душе хочет снова вернуться в мир «настоящих» людей.

Название спектакля «На дне» имеет несколько значений: предельный уровень жизни, где находятся все действующие лица. Имя уже имеет большое значение. Люди, упавшие на дно, никогда не смогут подняться к свету и вернуться к прежней жизни. Они уже преодолели свое состояние и не смогут измениться.

Это произведение несет в себе глубокую социально-экономическую мысль. Каждый из персонажей пьесы имеет свою историю, каждый несет определенный посыл. У всех разные судьбы, но есть что-то, что их всех объединяет. В этом их нищета, печаль. Горький в одном произведении собирал широкий круг людей. У каждого из персонажей есть определенные качества.

Спектакль относится к философскому жанру, так как все герои рассуждают на глубокие и социальные темы, выдвигают философские теории и выводы. Однако больше всего выделялся Сатин, бывший телеграфист, развивший в себе настоящий талант к философствованию. Он говорит о добре и зле, о судьбе человека. Большинство его фраз стали крылатыми. Он проповедует презрение ко многим моральным ценностям.

Основная идея пьесы – конфликт между идеализмом и материализмом. Один из главных героев, Лука, идеалист, правоверный человек. А Сатин, наоборот, материалист, превозносящий человека и человеческое превосходство.

Он лжет не для своей выгоды, а для того, чтобы дать надежду и веру жильцам дома. Лука как человек «лжет, чтобы спасти». Сатин, в отличие от Луки, возвышает человека, поет о всем человечестве в целом: «Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное — дело его рук и мозга! Человек! Это здорово!» Звучит. гордо! Человек!». Лука всех утешает и внушает веру: «Надеешься!» «Ты веришь!».

Таким образом, это произведение является нравственным ориентиром для людей. Эта пьеса рассказывает о нелегкой жизни и судьбе героев и в то же время учит нравственным ценностям.

Анализ социальных конфликтов в пьесе

Пьеса «На дне» Максима Горького представляет собой яркий образец драматического произведения, раскрывающего социальные конфликты общества начала XX века. В произведении автор изображает жизнь людей, находящихся в ситуации безвыходности и безденежья, исследуя причины и последствия их социальных конфликтов.

Один из главных социальных конфликтов в пьесе заключается в противостоянии «верхнего» и «нижнего» общества. Горький показывает, как капиталисты и торговцы, представляющие верхний слой общества, живут в роскоши и беззаботности, в то время как рабочие и бродяги, принадлежащие к нижнему слою общества, борются за выживание. Этот конфликт проявляется в отношениях между персонажами: богатые эксплуатируют бедных, а бедные в свою очередь ощущают ненависть к богатым.

Еще один социальный конфликт, исследуемый в пьесе, – это противостояние между мужчинами и женщинами. Горький критически описывает жестокость и жестокие условия, в которых женщины были вынуждены жить. Конфликт возникает из-за неравенства полов и несправедливого отношения мужчин к женщинам. Женщины борются за свое место под солнцем, за равные права и подчеркивают свои достоинства и ценность.

Также в пьесе освещаются социальные конфликты, связанные с религией и нравственностью. В контексте повествования, Горький выносит на обсуждение вопросы о вере и грехе, показывая, как консервативные религиозные убеждения и моральные нормы создают конфликты в обществе. Взгляды и ценности персонажей могут серьезно отличаться, что ведет к противостоянию и разногласиям.

Социальный конфликт Примеры из пьесы
Конфликт «верхнего» и «нижнего» общества Торговец Костылин приходит в трактир и показывает свою роскошь, в то время как бродяга Васька живет в нищете и голоде.
Конфликт между мужчинами и женщинами Проститутка Настя борется против унижения и пытается изменить свою судьбу, отдавшись любимому человеку.
Конфликт связанный с религией и нравственностью Бабка Варвара отказывается продавать свою святыню, потому что считает это грехом, что вызывает недоверие и разногласия с другими персонажами.

Анализ социальных конфликтов в пьесе «На дне» позволяет понять глубину проблем, стоявших перед обществом начала XX века и актуальности этих проблем и в наше время. Повествование автора помогает разобраться в причинах и последствиях социальных конфликтов, предлагая зрителю и читателю осознать необходимость изменений в обществе для достижения более справедливых условий жизни.

Борьба за выживание и человеческое достоинство

Все персонажи в пьесе страдают от различных проблем и живут в крайне трудных условиях. В их жизни отсутствует даже самое простое и очевидное — достойное жилье, работа и материальное благополучие. Окружающая обстановка и бедность мешают персонажам реализовывать свои потенциалы и показывать свои лучшие качества. Однако, несмотря на непростую ситуацию, герои пытаются сохранить свою человечность и достоинство.

Одна из сильных сторон пьесы заключается в том, что Горький придает каждому персонажу свою уникальность и особенность. Каждый из них имеет свои мечты, цели и стремления, даже несмотря на свое низкое положение в обществе. Например, Сатин — амбициозный и гордый человек, который сильно страдает от своего нищенского существования и ненавидит всех людей из высшего класса. Лука — мудрый и прозорливый, желающий познать суть жизни и найти свое место в мире.

Конфликты между персонажами в пьесе нередко возникают из-за различных взглядов и целей каждого из них. Борьба за выживание и поддержание человеческого достоинства часто приводит к конфликтам между героями, так как они вынуждены бороться за ограниченные ресурсы или оспаривать свои права. Такие конфликты создают напряжение и драматическую интригу, делают пьесу более увлекательной для зрителей и читателей.

В итоге, пьеса «На дне» показывает, что даже на самом дне общества люди могут сохранять свое человеческое достоинство и бороться за то, чтобы выжить. Несмотря на свои сложности и проблемы, персонажи пытаются найти значение жизни и показать свое внутреннее «я». Борьба за выживание и человеческое достоинство является главной темой пьесы и придает ей глубину и эмоциональную насыщенность.

Борьба между пессимистами и оптимистами

В пьесе «На дне» Антона Чехова мы наблюдаем острую социальную борьбу между пессимистами и оптимистами, которая является одним из главных противостояний во всем произведении. Пессимистический взгляд на мир и жизнь соответствует образу людей, живущих внизу общественной иерархии, у которых нет никаких надежд на лучшую жизнь. Оптимистические же персонажи верят в возможность изменить свою судьбу и стремятся найти выход из тупика.

На дне обитают персонажи, у которых утрачены все надежды на счастливое будущее. Это люди погрязшие в бедности, алкоголизме и безысходности. Их пессимизм виден во всем — в отношении к жизни, к другим людям и к самим себе. Каждый персонаж пытается выжить, проявить свою индивидуальность, но обстоятельства, социальные преграды и личные слабости не дают им этого сделать. Они попадают в экосистему социального дна, где даже небольшой успех окупается большими потерями.

Противостоящая группа оптимистов представлена персонажами, у которых еще осталась надежда на лучшую жизнь. Возможности для этих персонажей ограничены, и они, скользя на грани безысходности, продолжают надеяться на то, что в их жизни произойдет прорыв. Они строят планы на будущее, мечтают об успехе, и смотрят на мир с оптимизмом, несмотря на все трудности, которые они испытывают.

Борьба между пессимистами и оптимистами создает напряженную и драматическую атмосферу в пьесе. Они постоянно пересекаются и противостоят друг другу, ведя борьбу за свое место в мире. Оба лагеря выражают свой пессимизм или оптимизм через диалоги, монологи и взаимодействие друг с другом. Этот конфликт является драйвером сюжета и позволяет понять, что несмотря на все преграды и трудности, человеческий дух никогда не сдаётся, и всегда будет стремиться к лучшему.

Противопоставление веры и моральных ценностей

В пьесе «На дне» Максим Горький противопоставляет веру и моральные ценности как два различных мира, которые сталкиваются и конфликтуют друг с другом.

Основным противостоянием в пьесе является противопоставление двух основных групп персонажей — людей «веры» и людей «без веры». Люди «веры» представляют веру в религию и Бога, живя в соответствии с нравственными ценностями и принципами. Они стремятся к спасению своей души и прилагают усилия для достижения нравственной совершенности.

С другой стороны, люди «без веры» отвергают религиозные и моральные ценности, ставя на первое место собственные интересы и материальные блага. Они рассматривают веру как обман и иллюзию, отдают предпочтение земным, мирским удовольствиям и представляют собой морально разложенное общество.

Противостояние веры и моральных ценностей проявляется через взаимодействие различных персонажей в пьесе. Герои со своими разными взглядами на жизнь, мировоззрением и поведением сталкиваются друг с другом, вызывая конфликты и напряженность.

Персонажи «веры» Персонажи «без веры»
  • Лука
  • Федя
  • Костылин
  • Василий
  • Михайлов
  • Настя

Федя, один из героев «веры», стремится к нравственной совершенности и готов отказаться от земных имуществ и человеческих страстей ради спасения души. Во время конфликта с Михайловым, персонажем «без веры», Федя выступает против его подлости и предрассудков, защищая свои нравственные устои.

Подобные противостояния веры и моральных ценностей создают непрерывные напряженности и споры между персонажами пьесы. Конфликты на фоне разных жизненных ценностей и взглядов подчеркивают сложность взаимоотношений внутри общества.

Горький в пьесе «На дне» показывает, что противопоставление веры и моральных ценностей ведет к разрушению общества и формированию двуличных отношений между людьми

Использование этого противоречия позволяет автору выразить свою критику социальных и нравственных явлений начала XX века и подчеркнуть важность избегать подобных конфликтов в будущем

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Если месть иногда еще может быть справедливой, то месть не может быть качеством благородного человека. Именно о таком человеке рассказывает нам Александр Пушкин в своем рассказе «Капитанская дочка». Образ Алексея Швабрина – пример мстительной, эгоистичной личности. Он мстит главному герою Петру Гринёву за то, что ему повезло больше его в любви — Маша Миронова влюбляется в Петра, а не в Алексея.

Но герой не приемлет поражения и пытается обманом заставить девушку выйти за него замуж. Своей злобой Швабрин провоцирует на дуэль с Петром. Но и здесь герой верен себе: он пользуется невнимательностью противника и стреляет в него.

Когда повстанцы захватывают крепость, Швабрин не защищает ее, а пользуется моментом, чтобы похитить Машу. Он долгое время держал ее в плену и пытался заставить выйти за него замуж. Однако Петр спасает возлюбленную с помощью Пугачевой. Поскольку Пугачев был вне закона, Швабрин, скорее всего, это был он, написал донос на Гринева, обвинив его в пособничестве мятежнику Пугачеву.

За такое преступление Петру грозит страшная кара, но Маша спасает героя от злой участи. Она лично просит императрицу помиловать Гринева, потому что он не виновен и просил помощи у Пугачева только для ее спасения, а не потому, что он был с ним заодно. Императрице понравилась искренность девушки — и Петра тут же отпустили.

От мстительного Алексея отличаются не только главные герои Петр и Маша, но и Емельян Пугачев. Он проявляет великодушие к Питеру, хотя он и враг. Он способен вернуть добро на добро. Однажды в метель Пугачев указал Гриневу дорогу и за это подарил ему шубу. Когда Петра захватили повстанцы, Пугачев в знак благодарности отпустил его.

Нижний

Вероятно, созданный как демонстрация одного из любимых актеров Шекспира, роль Боттома включает в себя танцы, пение и смех. С самого первого знакомства Боттом представляется смелым и общительным. Он уверен в своей способности сыграть любые, даже все роли в «Пираме и Фисбе». Например, он говорит, что его исполнение Пирама заставит зрителей плакать бурными слезами.

Боттома добавляет ему комической привлекательности. Например, он утверждает, что если бы он исполнял роль Фисбы, то произносил бы ее строки «чудовищным голоском», что является явно противоречивым утверждением. Затем он «обострял» свой голос, если играл роль льва, чтобы дамы в зале не пугались; еще раз выбор слов Боттома показывает его глупость, добавляя в игру комический элемент. Точно так же, вместо того, чтобы беспокоиться о своей актерской игре, Боттом задается вопросом, какая борода будет наиболее подходящей для роли Пирама.

Хотя Боттом является средоточием комедии в пьесе — он традиционный шекспировский клоун — он также привлекает внимание зрителей к серьезным темам, таким как отношения между реальностью и воображением. Готовясь к постановке «Пирама и Фисбы», Боттом постоянно обращает внимание своих товарищей по игре на вопрос о доверчивости публики: не расстроятся ли дамы, когда Пирам убьет себя; поймут ли они, что лев не лев, а актер? Чтобы решить первую проблему, Боттом просит Айву написать пролог, объясняя, что Пирам на самом деле не мертв, и что Пирам на самом деле не Пирам, а Ткач Боттом

Открытость Боттома к странностям мира распространяется на его посещение царства фей, которое можно рассматривать как просто еще одну фантазию, очень похожую на театр. Ирония в том, что Боттом, самый приземленный персонаж пьесы, — единственный смертный, встречающийся с какой-либо из фей.

Вернувшись в реальный мир после пребывания в мире фей, Боттом хотел бы рассказать о своем опыте. Он не может. Хотя обычно он много говорит, он не может говорить о своих видениях, вдохновленных феями. Вместо этого он хочет, чтобы Питер Айва написал балладу об этих переживаниях; то, что не может вместить обычный язык, может вместить поэтический язык.

Общая информация о пьесе «На дне»

Пьеса «На дне» была написана русским драматургом Максимом Горьким в 1902 году. Это одна из его самых известных и значимых работ, которая стала шедевром русской драматургии.

Действие пьесы разворачивается в одном из самых нищих и темных районов Петербурга в конце XIX века. Персонажи пьесы представляют различные социальные группы, такие как бедняки, проститутки, кабакеры и служители государства. Главный герой пьесы, Клепиха, является бывшим студентом, который потерялся в жизни и оказался на дне общества.

Главная тема пьесы — социальный конфликт. Разруха и нищета, в которой живут герои, создают напряженную атмосферу и вызывают острой социальное неравенство. Конфликт возникает между богатыми и бедными, между кабакерами и проститутками, между законом и беззаконием.

Пьеса «На дне» представляет жизнь на самом низу общества и показывает трагедию людей, которые потеряли все и оказались в безвыходном положении. Горький освещает проблемы социальной справедливости, эксплуатации и деградации человеческого достоинства.

Пьеса «На дне» вызвала широкий резонанс и критические отклики в свое время. Ее символичность, глубокий психологизм и сочная разборчивая речь сделали ее популярной и актуальной и по сей день.

Образец 4

Люди делятся на сильных и слабых. Одни объективно оценивают свои способности и возможности, знают, к чему стремятся и на что могут рассчитывать, если приложат свои умения и усилия.

А другие не могут существовать в настоящей реальности, они хотят войти в свой собственный мир, где верят, что могут быть счастливее, отказываясь что-либо делать в определенное время, так как убеждены, что в будущем все будет намного лучше. Однако именно последних можно назвать духовно сильными, так как они противоречат понятиям, считающимся нормальными и стандартными.

Они способны строить свое собственное счастье, расставляя приоритеты в том направлении, которое им подходит. Они верят, что всего один случай может изменить всю их жизнь. Также можно сказать, что их мечты сильно отличаются от желаний обычных людей, стремящихся обогатиться материально и отрицающих некоторые духовные ценности.

Такие персонажи присутствуют в произведении «На дне», написанном замечательным писателем М. Горьким, сумевшим отразить всю их сущность. Среди очень тяжелых условий жизни, где в основном деградировавшие люди, перед лицом нищих, пьяниц и уголовников, они не сдавались и продолжали верить в свою мечту. К таким персонажам относится Настя, которая по определению является «падшей женщиной» общества.

Однако, несмотря на это, она продолжает жить полноценной жизнью, мечтая о настоящей любви и человеке, который сможет быть для нее опорой и опорой во всем. Она считает, что ее настоящая жизнь — это сон, и когда она проснется, то окажется в мире, полном счастья и радости.

Говоря о появившемся в комнате дома Луке, можно сказать, что это человек, изменивший привычный уклад и видение жизни многих обитателей этого заведения. Лука просил этих людей не отчаиваться и не унывать, потому что, по его мнению, если человек не может создать свою жизнь в существующем мире, необходимо создать свою собственную, где все будет именно так, как хочет человек.

В это утверждение поверила и Анна, которая, умирая, верила, что все ее беды закончатся после ее смерти, и она обязательно попадет в рай. Лука убедил ее, что в «следующей жизни» не будет таких страданий и мучений от судьбы, потому что «там» все будет хорошо и справедливо. Хотя Лука не знал этого наверняка и выдумывал большую часть сказанного, можно было сказать, что он облегчил боль девушки и хотел, чтобы она поверила в лучшее и была счастлива хотя бы на короткое время.

Страсть и ненависть

Пьеса «На дне» А.М. Горького пронизана страстью и ненавистью, которые приводят к возникновению и развитию основных противоречий.

Страсть — одно из центральных понятий пьесы. Она проявляется в отношениях между персонажами, их поступках и речах. Герои «На дне» испытывают страсть к жизни, стремление к выживанию, а также страсть друг к другу. Однако, эта страсть часто переходит в ненависть.

Главное противоречие, связанное со страстью и ненавистью, возникает между Васькой и Настей. Их отношения полны противоречий, страстных выяснений и открытых конфликтов. Сначала страсть к Насте возникает у Васьки, но затем переходит в ненависть из-за разочарования и обиды. Настя в свою очередь испытывает смешанные чувства по отношению к Ваське: от страсти и симпатии до гнева и желания отомстить. Постепенно, их страсть и ненависть приводят к разрыву их отношений и усугублению конфликта.

Еще одним противоречием, связанным со страстью и ненавистью, является отношение героев пьесы к себе. Многие из них испытывают ненависть к себе и своей жизни, которая приводит их к безысходности и отчаянию. Однако, параллельно с этим они сохраняют страсть к жизни. В результате, внутренний конфликт страсти и ненависти отражается на внешних конфликтах и противоречиях персонажей.

Разрешение данных противоречий связано с преодолением страсти и ненависти, осознанием своих ошибок и принятием новой позиции. Герои пьесы должны преодолеть свои негативные эмоции, научиться прощать и помогать друг другу. Только тогда будет возможно разрешение внешних и внутренних конфликтов, восстановление гармонии и поиск новых путей в жизни.

Особенности любовного конфликта в спектакле «На дне». Тема любви в произведении

Пьеса «На дне» считается одной из вершин творчества Горького. Это произведение является одним из самых известных произведений этого писателя. Рассмотрим особенности любовного конфликта в пьесе «На дне».

Жизнь Василисы

У хозяина ночлежки 54-летнего Костылева была молодая жена Василисы, которой было всего 26 лет. Отношения между этими двумя персонажами драматичны. Василиса не по любви, а по расчету вышла замуж за Костылева, а он постоянно упрекает героиню в бедности («свинья», «нищая»). Маловероятно, что муж искренне любит свою жену. Любовный конфликт в спектакле «На дне» его не касается. Это жадина, жадина, лицемер, которому чужды чистые, светлые чувства. «Поганая», — зовет он ее. Для Василисы жизнь с таким человеком — ад, их отношения далеки от любви. Поэтому она изменяет ему с другим богатырем, Васькой Пеплом. Именно вокруг последнего строятся черты любовного конфликта в пьесе «На дне».

Василиса и Наташа

Василиса, эта жестокая, злая женщина с «дьявольским характером», ведет борьбу за Пепла, методы которой весьма сомнительны. Она ревнует его к Наташе, своей бесправной сестре, которая во всем зависит от нее. Наташе нравятся обитатели ночлежки, но они не жалуют Василису. Сестра Костылева — «милая девушка», «надежный человек», а жена хозяина ночлежки — «ядовитая гадюка». У Наташи много достоинств, поэтому Васька Пепел к ней неравнодушен. Он упрекает свою могущественную сестру в отсутствии души. С Костылевой этот герой искренен и прямо говорит, что никогда ее не любил, и жил с ней только ради развлечения, просто так. В конце концов Васька уходит от Василисы ради Наташи. Костылев не может вынести любви этого героя к своей сестре. Эта мстительная натура, охваченная яростью, постоянно бьет и мучает Наташу. Последний, находясь в таких невыносимых условиях, готов бежать с Пеплом на край света.

Отношения между ним и Наташей обогащают героя, дают надежду на совсем другую, новую жизнь, показанную М.

Любит ли Василиса Васька Ваську?

Василиса показана в спектакле как своекорыстная личность. В своей связи с Пеплом она видит не просто возможность обрести женское счастье. Костылева надеялась, что Васька поможет ей избавиться от мужа, после чего она станет полновластной хозяйкой его заведения. Пьеса Максима Горького «На дне» заставляет задуматься о многом. Возникает логичный вопрос: «А действительно ли Василиса Пепел любит?» Кажется, что нет. Стала бы она иначе подталкивать его к совершению преступления, обрекая себя на неминуемую разлуку с возлюбленным? Будет ли она подстрекать его к краже, а затем покупать краденое? В последний момент Василиса все же думает уговорить Эша на сговор с ней. Она даже соглашается женить его на Наташе, обещает Ваське денежное вознаграждение.

Суть костыля

Особенности любовного конфликта в спектакле «На дне» раскрывают истинную сущность Василисы. Эш чувствует это. Он говорит, что Василисе нужны только деньги и она будет «коррумпировать».

Костылев ставит Пепла в тупик. Однажды заступившись за Наташу, облитую кипятком и зверски избитую мужем и женой, Васька в драке убивает хозяина ночлежки. Василиса хотела этого. В ней не было ничего человеческого, только полное нравственное падение, что, несомненно, показывает пьеса Максима Горького «На дне».

Проститутка Настя

Говоря о любовной теме в произведении, необходимо сказать несколько слов о другой героине пьесы — проститутке Насте. Оно не случайно введено в повествование М. Горьким («На дне»). Барон и Бубнов издеваются, смеются над Настей, над ее выдуманной историей любви. Эта героиня мечтает о Рауле, мнимом поклоннике, думая, что любит ее высоко и страстно. Настя читала любовные романы, представляя себя их героиней. Это единственное, что хорошо в ее нелегкой жизни. Торгуя своим телом, она все же тянется к теплу, свету, участию и доброте.

Таковы особенности любовного конфликта в спектакле «На дне». Максим Горький в этой пьесе показывает, как человек калечит нечеловеческие условия существования, уродуя возвышенные чувства, приводя к деградации и разрушению человеческого «я». Духовно-нравственное и социальное тесно связаны в творчестве этого писателя, что еще раз доказывается в творчестве М. Горького. Поэтому «На дне» по праву считается социально-философской пьесой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: