Сатин на дне характеристика с цитатами

Характеристика героев пьесы максима горького «на дне». главные и второстепенные персонажи

Основная идея пьесы

«На дне» — драма, написанная Горьким в 1902 году. Основные вопросы, которые волнуют писателя — это свобода человека и смысл его жизни. Через образы своих героев автор пытается найти ответы. Именно поэтому персонажи пьесы — это представители низших слоев, люди необеспеченные. Перед читателем нарисованы образы обитателей ночлежки, деклассированные элементы, презираемые «порядочным обществом». Горький полон сочувствия к этим людям, но рисует их с неприглядной реалистичностью. Именно в этом описании «бывших людей» и звучит социальный подтекст.

Писатель длительное время изучал жизнь «дна», бедняков и опустившихся людей.

Он пробовал заниматься самым низкооплачиваемым тяжелым трудом, чтобы познать жизнь и описать ее в своих произведениях. Именно поэтому нарисованные им персонажи — не выдумка, а скорее, типажи, реальные представители низа.

Жанровая специфика

Рассматривая, что такое «На дне» — это пьеса или драма, следует отметить, что произведение является и тем, и другим. По своей видовой принадлежности текст представляет собой драматургическую пьесу. По жанру — драму. А если рассматривать более детально, можно выделить поджанр — социально-философская драма.

Особенности социального аспекта:

  1. Местом действия выбрана ночлежка, воплощение неблагополучия, крушения жизненных надежд.
  2. Герои — обездоленные и опустившиеся: спившийся Актер, бывший каторжник Сатин, проститутка Настя, вор Васька и другие. Это не индивидуализированные персонажи, а символы, собирательные образы. Все вместе они воплощают дно жизни. Но судьба каждого из них трагична.
  3. Писателем с подлинным реализмом описываются достоверные особенности жизни тех времен, элементов фантастики Горький не использует.
  4. Социальный конфликт — противопоставление «хозяев жизни» — хозяев ночлежки, Костылевых, всем прочим обитателям неблагополучного заведения.

Выбор героев

Социально-философская драма «На дне» рисует перед читателем образы людей, которых даже русская литературная традиция редко делала главными героями. Кажется, что их жизнь закончилась, они опустились в самый низ, где влачат свое жалкое существование, не надеясь подняться. Именно таких людей Горький рискнул вывести на сцену, показать их внутренний мир. Даже то, что название произведения менялось неоднократно, говорит о том, что автор пытался найти наиболее точные слова для выражения своих безрадостных мыслей. Вот какие варианты он рассматривал:

  • «Ночлежка»;
  • «Дно»;
  • «Без солнца».

Все эти варианты наполнены пессимизмом, что вполне сочетается с текстом произведения. Ничего радостного и светлого в помещении, более напоминающем пещеру, нежели человеческое житье, происходить не может. Мрачные, серые краски использует Горький для изображения места действия. И персонажей он выбирает соответствующих. Кажется, что среди героев нет положительного, но писатель уверен в том, что сама жизнь сделала их таковыми.

Влияние и значение пьесы в современном мире

«На дне» Максима Горького остается одной из самых значимых драматических работ в истории русской литературы. Ее проблематика и символика до сих пор актуальны и находят отклик в современном мире.

Пьеса напоминает о том, что даже в самых отчаянных и безвыходных ситуациях есть возможность обрести надежду и выйти на свет. Она оказывает влияние на современную культуру, вдохновляя авторов и художников на создание новых работ, которые продолжают рассказывать о горьких бедах простых людей.

«На дне» поднимает важные социальные и философские вопросы, которые остаются актуальными и в наши дни. Она напоминает о необходимости борьбы с бедностью, социальными неравенствами и насилием.

В результате пьеса Максима Горького стала провозвестником гуманистических идей и вызвала интерес со стороны многих людей, продолжая оставаться одной из наиболее ценных работ в истории русской культуры.

Истоки Значение Влияние
Социальная и историческая ситуация Возможность надежды и светлого будущего Вдохновляет на создание новых произведений
Актуальные социальные и философские вопросы Напоминание о борьбе с бедностью и насилием Провозвестник гуманистических идей

Сатин: положительный или отрицательный герой

По мнению литературных критиков, Сатин отражает позицию автора произведения. Он не признаёт бесперспективной философии и утешительных речей. В нём есть некий внутренний стержень, который помогает ему выжить в условиях ночлежки. Этот герой убеждён в том, что человек сам строит свою жизнь.

Мнение Сатина— это нередко отражение мнения автора пьесы. Присутствие автора рядом с этим героем ощущается на протяжении развития всего сюжета. По сути, Сатин излагает горьковскую философию. Главное, как он считает, в жизни, это действие и созидание. В каждом человеке есть творческая нотка, которую не могут уничтожить даже самые тяжелые жизненные испытания.

Отношение Константина Сатина к обитателям ночлежки

Сатин – человек прямолинейный. Он всегда говорит правду другим жителям ночлежки, даже если знает,что она им точно не понравится. Больше всего на свете он презирает жалость, как по отношению к себе, так и по отношению к другим. он считает, что каждый человек должен сам творить свою судьбу, быть кузнецом своего счастья.

Герой привык, что все его осуждают, не принимают за нормального человека. Поэтому он и сам поверил в то, что он никчемный и уже мертвый человек.

Сатин – герой, который больше всех остальных отражает позицию автора. Он часто спорит с обитателями ночлежки и о жалости, и о правде. В противовес страннику Луки, считающему, что к правде нужно стремиться, он считает, что правда – это факты, то, что уже произошло. В разговоре с Лукой, в его знаменитом монологе, раскрывается характер Сатина. Он, несмотря ни на что, в отличие от остальных верит в человека, в то, что человек – прекрасное создание, способное вершить самостоятельно свою судьбу. Его трагедия заключается в том, что сам он свою жизнь исправить не может, считает себя потерянным человеком. Однако из всех представленных в ночлежке жителей только он обладает внутренним стержнем.

Философия Сатина

Спор Луки и Сатина начинается с того, что последний начинает противоречить словам старика. Нет, Сатину не нужно утешение, он ищет активной деятельности. Его правда — это не христианская философия. Сатину ближе позиция атеизма, полагающего, что все находится в руках самого человека, а не зависит от действия высших сил. Сатин не верит в бессмертие человеческой души, ему не нужен Бог, он считает, что оказался «на дне» не потому, что так сложилась его судьба, а потому что поступил благородно и честно и был наказан несправедливо.

«Правда — есть бог человека свободного!», — восклицает Сатин. Он стремится к тому, чтобы построить новое социально справедливое общество свободных людей, которые могли бы жить в гармонии с собой.

Характеристика Сатина и Луки показывает нам, что два эти человека демонстрируют своим примером две совершенно разные позиции, два разных отношения к жизни и пониманию места человека в этом мире.

Позиция Луки — сострадательная, но пассивная, позиция Сатина — активная, преобразовательная, деятельная. В пьесе фактическую победу в споре одержал Сатин, ведь именно Лука покинул ночлежку.

Вариант 5

Пьеса Максима Горького, опубликованная в начале двадцатого века, вызвала большой ажиотаж и интерес публики. В ней повествуется о жизни малоимущих людей в небольшом гостевом доме. В пьесе нет однозначно положительных персонажей, и это заставляет читателя вникать в историю жизни каждого героя.

В тексте автором поднимается проблема человеческого бессилия перед малейшими жизненными трудностями и стремления к легким деньгам

Для того, чтобы показать свое отношение к проблеме, автор акцентирует внимание на двух персонажах — Бороне и Сатине

Барон предстает перед нами в образе тридцатитрехлетнего мужчины, некогда бывшего зажиточным дворянином. Он происходил из древнего и знатного дворянского рода. Из-за алчности и гордыни он начал растрачивать казенное имущество, поэтому несколько лет провел в тюрьме. После этого мужчина начал пить, и уже не смог вернуться к прежней жизни. В ночлежке он встречает Настю и завязывает с ней любовные отношения. Барон всячески ее презирает, но изо дня в день просит девушку дать деньги на выпивку. Он даже не думает возвращаться к нормальной жизни. Вместо этого, Барон учится играть в карты у Сатина, чтобы стать шулером.

Сатин — умелый карточный шулер, раньше работал телеграфистом. Неглупый, образованный человек, который зарабатывает на жизнь мошенничеством. Он намеренно ищет обходные пути, чтобы, не устраиваясь на нормальную работу, зарабатывать легкие и быстрые деньги. За свою деятельность мужчина часто бывает наказан и избит. Сатин — один из ярких героев пьесы. Он оказался единственным, кто смог вступить в дебаты с Лукой и грамотно изложить свою позицию. При желании, мужчина мог бы построить блестящую карьеру, но он не реализовал свой потенциал.

Барон и Сатин относятся к такому типу людей, которые заслужили все тяготы жизни. Я не испытываю к ним сочувствие. Барон по своей глупости стал переходить границы дозволенного, за что и получил справедливое наказание. Он мог бы осознать ошибки и поменять свою жизнь в лучшую сторону, но избалованность не дала ему этого сделать. К Сатину применима крылатая фраза: “Горе от ума”. Он сформировал собственную систему ценностей, в основе которой лежит отказ от общепринятых норм: любви, нравственности, труда.

Позиция автора заключается в том, что надо ценить все, что имеешь и стараться зарабатывать на кусок хлеба честным трудом

Важно четко понимать границы дозволенного и стараться не пересекать эту тонкую черту, ведь иначе тебя не спасут ни твое знатное происхождение, ни острый ум

Жизненная философия Сатина

Взгляды шулера и пьяницы Константина Сатина сформировались далеко не сразу. Из его скупых реплик по поводу прошлой жизни можно почерпнуть сведения о том, что раньше он был «развеселым», довольно образованным, юношей. Жизнелюб-телеграфист, однажды вступившийся за сестру, в одночасье стал убийцей.

Невольно став преступником, он на пять лет попал в тюрьму – этот факт биографии наложил неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь героя и его мировоззрение. Возможно, когда-то он питал надежды стать полезным членом общества, трудиться, но обстоятельства сложились так, что свое кредо он стал определять словами: «Ничего не делай! Просто – обременяй землю».

Отношение к труду Константин формулирует довольно своеобразно. Он полагает, что работать можно лишь в том случае, когда кто-то создаст условия для того, чтобы «она (работа) была ему приятна.» В противном случае, когда труд становится рутинной обязанностью, жизнь, по его мнению, превращается в рабство.

Вероятно, не нашлось никого, кто создал бы господину Сатину благоприятные условия для раскрытия его творческих талантов, поэтому он предпочел стать шулером и пристрастился к алкоголю. Прилагать усилия к тому, чтобы как-то поменять ситуацию, он не смог или не захотел, и, став карточным мошенником, со временем все больше опускался вниз.

Себя он называет «мертвым», откровенно насмехается над людьми, и порой создается впечатление, что он с удовольствием творит зло не только по отношению к окружающим, но и к самому себе. Между тем, иногда в философских рассуждениях Сатина явственно проступают иные мотивы, и он старается облегчить участь таких же как он несчастных людей, оказавшихся на дне.

Отрицательные черты

В ночлежке не мог оказаться человек с честными взглядами и чертами характера. Все персонажи пьесы реальны, в них смешано плохое и хорошее. Сам персонаж называет себя «мертвым». Он потерял душу, разменял ее на пьянство и драки. Какие отрицательные черты ярко выделяются в герое:

  • Шулерство и обман.
    Люди на улице сторонятся мужчину. По его внешности видно, что он жулик и шарлатан, проигрывается мужчина «вдребезги», но это его не останавливает.
  • Тунеядство.
    Константин не хочет работать. Он признается, что обременяет землю, не приносит никому пользы.
  • Бесчестность.
    Для мужчины в жизни нет места честности. Она приведет их к голоду и смерти.
  • Скрытность.
    Немногословен мужчина, когда его начинают расспрашивать о своей жизни. Он не ищет собеседников, не пытается успокоить себя лживыми рассказами.

Сатин пьянствует. Он заводит в ночлежке приятеля Актера и не гнушается попрошайничать, когда своих денег на водку не хватает.

Что сближает жизненные философии Луки и Сатина?

Лука и Сатин – два персонажа, в значительной мере определяющих основную сюжетную канву пьесы «На дне». При первом приближении создается впечатление, что это антиподы.

Первый – старик-странник, много повидавший на своем веку,»любопытный старикан», «добрый дедушка», как называют его окружающие. Ласковым отношением он старается смягчить удары судьбы обитателей ночлежки, стремясь найти оправдание всякому и утешить каждого – недаром у критиков он получил меткую характеристику «пластырь для нарывов», «мякиш для беззубых». Второй, напротив, весьма категоричный человек. Карточный шулер, бывший убийца, пьяница резко, коряво и порой грубо «рубит правду» в глаза.

Между тем, при внимательном рассмотрении образов двух этих героев, становится очевидно, что позиция Сатина порой не так уж далека от взглядов Луки. Оба персонажа, несмотря на столь очевидную внешнюю несхожесть, роднит сострадание к человеку.

Говоря правду, пусть и не всегда приятую, Константин довольно своеобразным способом пытается пробудить в отребьях человеческого рода самоуважение. Стержень философии Сатина в пьесе «На дне» – гордая человеческая личность. Правда, гордость в его случае превратилась в обоюдоострый меч и поранила душу самого гордеца.

Сочинение на тему “Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького “На дне”

Само «дно» – это место, как бы находящееся вне мира людей. Ночлежка напоминает ад: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Ночлежка находится ниже уровня земли. Герои пьесы – будто бы уже умершие люди. Это подчеркивается вначале произведения репликой Сатина: «Дважды убить нельзя».

В горьковском «аду» Сатин играет очень важную роль. Неслучайно уже и то, что его имя созвучно имени «Сатана». Первые звуки, которые издает на сцене этот персонаж, – рычание. Сатин говорит о себе, что в прошлом был образованным человеком, работал телеграфистом. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д.

Этот герой отличается от остальных обитателей «дна». О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…».

По собственной воле опустившись на самое дно жизни, Сатин прожигает свои способности и возможности. Этот герой способствует окончательной гибели некоторых персонажей. Сатин полушутливо подговаривает Ваську Пепла убить Костылева, а затем во многом провоцирует это убийство. Он сам бил Костылева, призывал, накаляя страсти: «Бей его… Лупи их!..».

Сатин равнодушен к людям, он проповедует презрение к нравственным ценностям. Усиленная работа – единственная возможность для ночлежников честным путем добыть себе пропитание. Сатин отвергает работу.

Он – карточный шулер, на это и живет. Свое разлагающее влияние на сожителей Сатин прикрывает высокими фразами: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек – выше! Человек – выше сытости!..».

О своем моральном облике этот персонаж говорит следующее: «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть… честь-совесть богатым нужна, да!». Видимо, не зря Горький сделал своего героя шулером. Своими фразами Сатин помогает ночлежникам оправдать собственную аморальность.

Сам Сатин – человек сильный, имеющий хоть какое-то образование. Он мог бы если и не выбраться со дна, то хотя бы зарабатывать себе на жизнь честным трудом.

Он пренебрегает этой возможностью, сознательно выбирая преступную деятельность. Сатин проповедует философию «свободного человека», доводя ее до крайности. В его случае это уже человек, свободный от всего.

Поэтому этот герой утверждает «дно» как норму существования, единственно достойную настоящего человека.

Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»; «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…»; «Ложь – религия рабов и хозяев…»; «Правда – бог свободного человека!»; «человек – вот правда!». Монологи Сатина отделяются от его образа. Необычно то, что правду воспевает не кто иной, как шулер, человек, живущий ложью.

На это сам герой отвечает: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?».

Сатин во многом выражает авторскую позицию. Сам Горький писал о том, что, кроме данного персонажа, в пьесе сказать все это просто некому

Важно заметить, что образ Сатина схож с рядом героев ранних произведений Горького. Эти герои презрительно отворачивались от человеческого общества с его серостью, грязью, мелкой суетой

Превыше всего они ставили собственную свободу, в том числе, и свободу от морали. Сатин похож на них, но он не только сам добровольно опускается на дно жизни, но и мешает другим персонажам сбросить с себя оковы нищеты и морального разложения. Он растлевает ночлежников, препятствует их попыткам уйти со «дна». Сатин действительно во многих моментах похож на Сатану.

Так, через образ этого персонажа Горький как бы сводит счеты со своими прежними героями.

Безусловно, образ Сатина чрезвычайно важен. Монологи Сатина несут в себе зерно истины, но все они противоречат образу жизни этого героя

Важность этого персонажа подчеркивается еще и тем, что именно ему принадлежит последняя страшная фраза – реакция на смерть Актера: «Испортил песню… дурак!»

Причины конфликта

Тема мечты и реальности в произведении тесно связана с образом Луки. Герой поддерживает стремления жителей ночлежки, а в некоторых случаях и создает для них новые мечты. Однако Лука, стремившийся использовать ложь во имя спасения, не понимает, что его наставления и советы могут погубить ранимых людей. Лука говорит о том, что Васька Пепел обретет счастье в Сибири, однако там не было никаких условий для существования. Лука говорит Актеру о несуществующей лечебнице, желая замотивировать Актера на изменение своей жизни, но добрые намерения Луки оборачиваются трагедией.

Однако главной причиной столкновения мечты и реальности становится бездействие персонажей. Жители ночлежки готовы только думать о лучшей жизни, постоянно мечтать о чем-то, но совершать конкретные действия для достижения своих целей они не готовы. Лука хотел дать героям надежду на лучшее, осуществление мечты оставалось за человеком. Стремление двигаться дальше оказалось лишь словами, а не действиями. М. Горький в своей пьесе «На дне» продемонстрировал то, что реальность жестока по отношению к мечте, если человек не прикладывает никаких усилий ради ее осуществления.

В начале урока преподаватель подробно разбирает отношение жителей ночлежки в пьесе Максима Горького «На дне» к людям, раскрывает образ Луки и его понимание правды жизни. Ночлежка – символ человеческой жизни вообще, стремление удрать из этого мира в какую-то мечту, ибо мечта – порождает людей, которые продвигают мир.
Пьесы Максима Горького «На дне» самый замечательный феномен начала XIX века.

Тема: Русская литература конца XIX — начала XX вв.

Урок: Максим Горький. « На дне»: что такое правда?

Отношение Константина Сатина к обитателям ночлежки

Сатин – человек прямолинейный. Он всегда говорит правду другим жителям ночлежки, даже если знает,что она им точно не понравится. Больше всего на свете он презирает жалость, как по отношению к себе, так и по отношению к другим. он считает, что каждый человек должен сам творить свою судьбу, быть кузнецом своего счастья.

Герой привык, что все его осуждают, не принимают за нормального человека. Поэтому он и сам поверил в то, что он никчемный и уже мертвый человек.

Сатин – герой, который больше всех остальных отражает позицию автора. Он часто спорит с обитателями ночлежки и о жалости, и о правде. В противовес страннику Луки, считающему, что к правде нужно стремиться, он считает, что правда – это факты, то, что уже произошло. В разговоре с Лукой, в его знаменитом монологе, раскрывается характер Сатина. Он, несмотря ни на что, в отличие от остальных верит в человека, в то, что человек – прекрасное создание, способное вершить самостоятельно свою судьбу. Его трагедия заключается в том, что сам он свою жизнь исправить не может, считает себя потерянным человеком. Однако из всех представленных в ночлежке жителей только он обладает внутренним стержнем.

Сатин часто спорит с другими обитателями ночлежки. Он с яростью стремится убедить своих оппонентов в своей правоте. Его речи всегда яркие, наполнены афоризмами.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему “Характеристика Сатина”. Здесь раскрывается его характер, описывается история его жизни до ночлежки. Также приводится цитатная характеристика, которая помогает читателю лучше понять его характер и мотивы жизни в ночлежке.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «На дне»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «На дне»

для самых компанейских —

Главные герои «На дне»

для самых любопытных —

Анализ «На дне» Горький

для самых крутых —

Читать «На дне» полностью

Тест по произведению

  1. /15

    Вопрос 1 из 15

Самые популярные материалы декабря для 11 класса:

Мечта

Коровьев (Мастер и Маргарита)

Краткое содержание «Зойкина квартира»

Сочинение «Что такое кровная месть?»

Анализ стихотворения «Жираф» Гумилёва

Сочинение «Что общего у мечты и реальности?»

Анализ стихотворения «Скифы» Блока

Почему люди бывают жестоки друг к другу?

Краткое содержание «Архипелаг ГУЛаг»

Тема романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Философский смысл пьесы

Одна из ключевых тем, затронутых в «На дне», — это человеческое достоинство и его сохранение в условиях лжи и неравенства. Главными героями произведения являются люди, которые оказались на дне общества и кажется, что им уже нечего терять. Однако Горький показывает их желание оставаться человеками, не сдаваться под давлением окружающей среды и невзгод.

В работе наблюдается напряженность между индивидуальностью и общественностью. Герои зачастую избирают собственную путь, не подчиняясь стандартам, установленным обществом в котором они живут. Однако они не могут полностью бросить свое прошлое, которое определяет их поведение и отношения с людьми. Таким образом, «На дне» поднимает философскую проблему взаимодействия индивида с обществом и необходимтивыбирать между своей уникальностьюи вхождением в мир.

Концепция скрытой социальной проблемы также присутствует в произведении. Горький критикует неравенство и социальная несправедливость, которые приводят к тому, что некоторые люди оказываются на дне общества и вынуждены проживать жизнь в жутких условиях. Он приводит нам множество персонажей, которые, по его мнению, жертвы этой системы, и которым нужно помочь избавиться от нее.

Вывод

Каждый читатель вынесет для себя свой определенный вывод. Пьеса «На дне» может помочь человеку понять, что в жизни стоит всегда к чему-то стремиться, потому что это дает силы идти дальше, не оглядываясь назад. Не останавливаться с мыслями, что ничего не получится.

На примере всех героев можно увидеть абсолютное бездействие и незаинтересованность в собственной судьбе. Вне зависимости от возраста и пола, они просто погрязли в своем нынешнем положении, отговариваясь тем, что поздно сопротивляться и начинать все заново. Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь, как и происходит – к ним является Лука, желающий приободрить всех отчаявшихся, помочь советом, чтобы сделать жизнь лучше. Но, они забыли, что словом не помочь упавшему, он протянул им руку, только ее никто не взял. А все лишь и ждут действия от кого угодно, но не от себя самих.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: