Вариант 2
Гаев Леонид Алексеевич – это один из героев пьесы великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». В его образе, как и в Раневской, автор изобразил прошлое России. Он представитель дворянства, аристократ, при этом, желая показать, что их время кончилось, автор целенаправленно делает Гаева разорившимся помещиком.
Гаеву уже 51 год, но при этом он абсолютно не самостоятелен. Старый слуга Фирс до сих пор его одевает и раздевает, как маленькое дитя, внимательно следит, чтобы барин не простудился. Гаев безгранично ленив. Когда встает вопрос о продаже Вишневого сада с аукциона, он только разводит длинные пафосно-торжественные речи, клянется что ни при каких обстоятельствах не допустит продажи… Но на этом все. На практике не было предпринято никаких действий и даже слабых попыток что-то сделать. Гаев пример чистого эгоизма. Заботясь только о самом себе, ему на самом деле все равно, что будет с Вишневым садом. В конце пьесы он забывает о старом преданном слуге Фирсе.
Увлечением Гаева является игра в бильярд, кроме того он любит есть леденцы. Увлечение игрой и сладким подчеркивает инфантилизм персонажа. После продажи сада Леонид Алексеевич устроится работать в банке, но никто не верит, что это надолго. Всем известна его непостоянство и лень.
Чехов противопоставляет Гаеву Лопахина, который является типичным представителем купечества того времени. Леонид Алексеевич плохо отзывается о Лопахине, считает его хамом и грубияном. Отклоняет его деловое предложение сдать Вишневый сад под дачи, которое в реальности могло спасти сад, ссылаясь на мифическую пошлость такой сделки. При этом Гаев не считает зазорным клянчить деньги у других. В пьесе он говорит, что хорошо было бы съездить к тетке-графине – попросить денег на покрытие долгов или получить наследство, или выдать замуж за богатого человека Аню – его племянницу
Целью создания «Вишневого сада» было отображение разделения общества того времени на прошлое (Раневская, Гаев), настоящее (Лопахин) и будущее России (Петя Трофимов, Аня). Гаев это образ отжившего дворянского прошлого России. Он беспомощен и абсолютно не приспособлен к современной жизни.
Отрицательное отношение героев к Вишнёвому саду как проявление настоящей жизни
Вишнёвый сад, о котором рассказывает А.П. Чехов, символизирует прекрасное прошлое, которое нужно сохранить и защитить от разрушения. Однако герои пьесы не воспринимают Вишнёвый сад как спасительную реальность, а выступают против него.
Любовь Раневская не хочет продавать Вишнёвый сад, но она не предлагает никаких серьёзных альтернатив, чтобы сохранить имущество. Она не учитывает экономические трудности и не готова приспособиться к новым реалиям.
Петя Трофимов же предлагает срубить деревья и построить там коттеджи, что было бы идеалом для большинства людей в тот период. Он считает, что историческое наследие не имеет значения, и что главное – это максимальная эффективность использования земли.
Таким образом, отрицательное отношение героев к Вишнёвому саду является отражением их отрицательного отношения к реальной жизни. Многие из них не готовы адаптироваться к изменяющимся временам и подстраиваться под новые обстоятельства.
- Любовь Раневская ностальгирует по прошлому и не видит реальности;
- Петя Трофимов ориентирован исключительно на будущее и пренебрегает историческим значением местности;
Таким образом, Вишнёвый сад становится символом конфликта между старым и новым, прекрасным прошлым и неминуемым будущим, а герои пьесы являются отражением различных взглядов на жизнь и её ценности.
Как Чехов относится к своим героям?
Сочинение на тему: Герои пьесы «Вишневый сад».
2 вариант
Пьеса Чехова «Вишневый сад» написана в 1903 году. Затрагивает главные проблемы умирающего дворянского общества. Герои пьесы отражают все пороки общества того времени, ошибки, оставшиеся в прошлом. Это пьеса-рассуждение о судьбе России.
Главные персонажи пьесы
Главное действующее лицо Любовь Андреевна Раневская, дворянка, имевшая все блага и не особо заботившаяся об экономии. Она привыкла к достатку и сорила деньгами. Муж умер шесть лет назад, от пьянства, вслед за мужем утонул малолетний сын. Чтобы заглушить боль от утрат, Раневская уезжает в Париж, где живет с молодым любовником последние пять лет, на которого тратит все свои деньги. А затем, продала загородный дом за долги. Любовник ворует остатки ее денег, практически полностью разоряя ее. Вернувшись вместе с дочерью Анной домой в имение, узнает, что имение вместе с садом выставлены на торги. Пытаясь спрятаться от накопившихся проблем, даже в день торгов, устраивает бал.
Лопахин Ермолай Алексеевич – выходец из простых мужиков, благодаря своему уму и целеустремленности сколотил целое состояние, но обладает чувствительной душой, он понимает, чего стоит старый вишневый сад. Любит Раневскую, хотя понимает всю несбыточность своей мечты. Лопахин человек действия, он один из всей компании пытается искать выход из создавшейся ситуации. Он единственный смог выкупить сад, а после отъезда всех из имения, вырубает его.
Петр Трофимов – вечный студент, дворянин, был учителем сына Любови Андреевны Гриши. Остался после смерти мальчика жить в имении, нигде не работает, не имеет ни жилья, ни сбережений, он много рассуждает об общем благе, о светлом и новом будущем, но мечты остаются мечтами.
Аня – дочь Любови Андреевны Раневской, совсем молодая девушка, наивная романтичная мечтательница, которая во всем доверяет и поддерживает свою мать. Думая о будущем, прислушивается к рассуждениям студента Петра. Это новое поколение аристократии.
Варя – девушка 24 лет, приемная дочь Раневской, с ранней молодости занимается хозяйством в имении, очень приземленная и реально понимает происходящее. Влюблена в Лопахина, симпатизирует ему, все шутя называют ее мадам Лопахина, но девушка боится признаться в любви первая.
Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской, любит имение, восхищается садом, пытается спрятаться за построением нереальных планов. Много говорит, все его предложения оказываются утопией.
Второстепенные персонажи
Борис Борисович Симсонов-Пищик – разорившийся помещик и сосед, готов угождать и унижаться, лишь бы получить деньги. Ждет чуда, или счастливого случая. Пытается приспособиться к любым условиям.
Семен Пантелеевич Епиходов – приказчик, все время попадает в какие-то затруднительные ситуации.
Дуняша – родилась в деревне, совсем несерьезная девушка, живущая одним днем и мечтающая о богатом женихе, любит богатые туалеты и старается выглядеть как светская особа.
Яша – молодой лакей, приехал вместе с хозяйкой из-за границы, высокомерный и чванливый, не встречается даже с матерью, потому что она простая крестьянка.
Фирс – старый лакей из крепостных, всю жизнь прослужил в доме Раневских, куда идти не знает. Обещали его поместить в больницу, но забыли. Когда все разъехались, Фирс умирает в пустом доме.
Герои пьесы Вишневый сад: характеристика героев Чехова
Любовь Раневская главная героиня произведения олицетворяющая собой прошлое. Все события пьесы разворачиваются в её имении, где большую площадь занимает вишнёвый сад. Любовь Андреевна расточительная натура (устраивает бал несмотря на свои долги) не желающая что-либо менять в своей жизни. Она легкомысленна и неприспособленна к жизни, но в то же время образованная и сентиментальная натура готовая помочь встречному пьянице. Испытывая страсть она забывает о старом Фирсе, который всю жизнь ей служил. Нельзя однозначно сказать плохая Раневская или хорошая, весь её образ создан из противоречивых моментов.
Гаев – брат главной героини, помещицы Раневской. Герой, как и его сестра в пьесе олицетворяет прошлое. Натура его романтична и идеалистически настроена. К своему 51 году жизни ему не удалось создать своей семьи и испытать чувства отцовства. Находясь под опекой старого Фирса Гаев ведёт праздный образ жизни, постоянно просиживает в мужских клубах за игрой в бильярд. Не работая часто размышляет откуда бы поиметь прибыль (наследство бы получить, выдать Аню за богатого). Натура его ленивая, не приспособленная к новой жизни, относит себя к эпохе 80-х 19 века. Несмотря на возраст он инфантилен и оставаясь единственным мужчиной в семье главой ему стать не суждено.
Лопахин – купец, который сам себя иронично называет “мужиком”. Это предприимчивый делец имеющий деловую хватку. Он полон энергии, трудолюбия, работает с раннего утра не мысля жизни без труда. Всё зарабатывает личным трудом, заработанные деньги без скупости готов одолжить нуждающимся. Он пытается помочь Раневской, предлагая разделить сад на участки для сдачи в аренду. В итоге всё имение покупает сам, этот момент для него является высшей точкой, он покупает имение где его дед был слугой. Чехов относил героя Лопахина к центральным и писал, что если роль Лопахина не удастся, то вся пьеса провалится.
Второстепенным в пьесе является образ Ани, дочери Раневской. Аня олицетворяет собой будущее – это совсем юная и наивная девушка, но в разы серьёзнее своей матери. Аня понимает бедственное положение своей семьи, и с грустью заявляет, что этого не понимает её мать, которая еле добравшись до вокзала просит подать всё самое дорогое и лакеям за это рубль даёт. Аня не обладает жизненным опытом, у неё есть желание сделать что-то хорошее, а что именно она не знает. Натура её полна мечтаний, склонная всё идеализировать готова верить вечному студенту Трофимову. Вместе с ним она хочет выстроить прекрасную жизнь.
Петя Трофимов “вечный студент” не закончивший курса института к своим тридцати годам. Создавая этот образ Чехов наделяет его исключительно положительными чертами. Находясь в постоянном поиске много думает и философствует. Принадлежа к интеллигенции не осознаёт этого и считает себя рабочим классом, хотя сам ничего не делает. Он только мечтает указать поколению будущего путь к настоящему счастью и правде. Он ценит свою свободу ставя её выше всякой любви. Петя гордится своей бедностью, он свободомыслящий, наделённый скромностью, верящий в свои мечты герой разночинец. Много говоря о будущем данный герой совсем не замечает настоящего.
Варя приёмная дочь Раневской олицетворяет собой настоящее время, её образ полностью адекватен настоящему. Она трудолюбивая, простая девушка ведущая всё хозяйство в имении во время пребывания матери за границей. Она способна здраво, лаконично и иногда грубо излагать свои мысли. Этим она создаёт контраст на фоне других героев в разной степени оторванных от реальности. В мечтах она хочет посвятить себя вере и стать монашкой. Приезд матери и сводной сестры совсем не приносит Варе лёгкость существования, она подобно рабочей лошади пытается вытащить всё на своих плечах. Несмотря на все трудности на пути, автор даёт своей героине силы всё достойно вынести.
Шарлотта – служанка в имении Раневских. Эта героиня оказывается выключенной из социальных взаимодействий героев. Она не имеет паспорта, следовательно, не знает своего возраста, происхождения и национальной принадлежности. Знает она только разные фокусы и трюки, потому что провела всё своё детство в цирке, где работали её родители. В пьесе автор наделяет её свободой и возможностью стороннего наблюдателя. Но она постоянно чувствует грусть и одиночество, жалуется, что не с кем даже поговорить. Для самого Чехова, как он говорил, эта героиня играла лучшую роль, остальные ему не нравились.
Сюжет пьесы «Вишневый сад» за 3 минуты
Действие пьесы происходит в имении Раневской где-то в глубинке Российской Империи.
Действие 1
Май 1904 года. Помещица Любовь Раневская с дочерью Аней возвращаются в Россию после 5 лет жизни за границей. Раневская и ее брат Гаев разорены, их имение с вишневым садом выставляют на аукцион за долги. Если не заплатить долги, через 3 месяца оно будет продано. Раневская дружит в богатым купцом Лопахиным. Его родители были крепостными у родителей Раневской. Лопахин своим трудом выбился в люди. Он советует Раневской вырубить сад и сдать землю в аренду под дачи (только так можно избежать разорения). Но Раневская и ее брат Гаев не хотят вырубать сад, символ их детства и молодости. Лопахин уезжает на 3 недели и советует хозяевам подумать.
Действие 2
3 недели спустя. Гаев и Раневская по-прежнему живут “на широкую ногу”, обедают в ресторанах и т.д. Лопахин снова приезжает в гости к Раневской и в течение дня не раз напоминает Раневской и ее брату о вырубке сада. Те отмахиваются от Лопахина, надеясь на какое-то “чудесное” решение своей проблемы. При этом Раневская и Гаев ничего по сути не предпринимают. В конце дня Лопахин снова напоминает им, что 22 августа будут торги, поэтому им нужно решаться.
Действие 3
22 августа, день торгов. Раневская ждет новостей с торгов. Чтобы развеять грусть, она зовет оркестр и устраивает танцы. Наконец вечером Лопахин и Гаев приезжают с торгов. Лопахин сообщает, что имение продано на торгах. Теперь Лопахин — новый хозяин имения и вишневого сада. Лопахин жалеет Раневскую за ее глупость. Но сам он рад за себя, ведь теперь он — хозяин прекрасного имения и сада. Он просит оркестр играть громче. Раневская плачет.
Действие 4 Октябрь.
Все обитатели дома готовятся уезжать. На заднем фоне слышно, как рабочие рубят сад. Раневская спешит на поезд, чтобы вернуться в Париж к своему возлюбленному-негодяю. Гаев собирается работать в банке. Варя, приемная дочь Раневской, едет работать экономкой к знакомым. Лопахин так и не решается сделать ей предложение. Аня, родная дочь Раневской, собирается учиться в гимназии. Все вместе в спешке уезжают на вокзал. Дом запирается до весны. В запертом доме остается старый лакей Фирс: его хотели отвезти в больницу, но в суматохе забыли о нем.
Главные герои пьесы
Отношение Любови Раневской к Вишнёвому саду
Любовь Раневская является одним из главных персонажей пьесы «Вишнёвый сад» А.П. Чехова и её отношение к Вишнёвому саду ярко выражено на протяжении всей пьесы.
С одной стороны, Любовь Раневская любит Вишнёвый сад и она никогда не собирается его продавать, невзирая на финансовые проблемы её семьи. Она считает сад своей землей, которую она должна сохранить и передать потомкам.
С другой стороны, Любовь Раневская часто не обращает должного внимания на сад и на то, что с ним происходит. Она увлекается жизнью в городе, встречами с друзьями и никогда не пытается спасти сад от гибели. Даже когда на деревьях появляются болезненные пятна, она не озабочена этим и говорит, что это «преходящее явление».
Таким образом, отношение Любови Раневской к Вишнёвому саду полно противоречий. Она любит этот сад и готова за него бороться, но часто не обращает внимания на него и не заботится о сохранении его.
Главный герой “Вишнёвого сада”
Внимательный читатель уже догадался (или догадывается), что это вишнёвый сад. Он олицетворяет собой в пьесе саму Россию: её прошлое, настоящее и будущее. Почему же главным героем “Вишнёвого сада” стал именно сам сад?
Потому что именно в эту усадьбу возвращается Раневская после всех злоключений за границей, ведь именно из-за него обостряется внутренний конфликт героини (боязнь потери сада, осознание своей беспомощности, нежелание с ним расставаться), и возникает противостояние между Раневской и Лопахиным.
Вишнёвый сад также способствует разрешению внутреннего конфликта Лопахина: он напоминал ему о том, что он крестьянин, обычный мужик, который удивительным образом смог разбогатеть. И появившаяся с покупкой имения возможность вырубить этот сад означала, что теперь больше ничего в тех краях не сможет напоминать ему об его происхождении.
Краткие характеристики второстепенных персонажей
Действующие лица пьесы «Вишневый сад» разделены на главных и второстепенных лишь по времени их участия в действиях. Так Варя, Симеонов-Пищик Дуняша, Шарлотта Ивановна и лакеи практически не говорят о имении, и их мировосприятие через сад не раскрывается, они от него как бы оторваны.
Варя – приемная дочь Раневской. Но по сути она экономка в имении, в чьи обязанности входит забота о хозяевах и слугах. Она мыслит на бытовом уровне, а ее желание посвятить себя служению богу ни кем не воспринимается всерьез. Вместо этого ее пытаются выдать замуж за Лопахина, которому она безразлична.
Симеонов-Пищик – такой же помещик как и Раневская. Постоянно в долгах. Но его позитивный настрой помогает преодолевать его сложную ситуацию. Так, он ни капли не раздумывает, когда поступает предложение сдать свои земли в аренду. Тем самым решив свои финансовые трудности. Он способен приспосабливаться к новой жизни, в отличии от хозяев вишневого сада.
Яша – молодой лакей. Побывав за границей его уже не прельщает его Родина и даже мать, пытающаяся с ним встретиться уже не нужна ему. Высокомерие его главная черта. Он не уважает хозяев, у него нет привязанности ни к кому.
Дуняша – молодая ветреная девушка, живущая одним днем и мечтающая о любви.
Епиходов – конторщик, он хронический неудачник, о чем прекрасно знает. По сути его жизнь пуста и бесцельна.
Фирс – самый старый персонаж, для которого отмена крепостного права стала величайшей трагедией. Он искренне привязан к своим хозяевам. И его смерть в пустом доме под звук вырубаемого сада весьма символична.
Шарлотта Ивановна – гувернантка и циркачка в одном лице. Главное отражение заявленного жанра пьесы.
Образы героев «Вишневого сада» объединены в систему. Они дополняют друг друга, тем самым помогая раскрыть главную тему произведения.
Второстепенные персонажи
Гаев Леонид Андреевич
Старший брат Раневской, помещик, мужчина средних лет
Как и Раневская, склонен к сентиментальности. Стараясь утешить сестру, обеспокоенную продажей родового имения, выдумывает нереальные планы, чтобы избежать разорения. Много говорит, но ничего не способен сделать. Подробная характеристика Гаева.
Петр Сергеевич Трофимов
Бедный студент, учитель, 26—27 лет
Самый нераскрытый персонаж пьесы, возможно пострадал за свои политические взгляды. Мечтает о светлом будущем и заражает своими идеями Аню Раневскую. У него нет дома, нет работы, очень любит рассуждать, противоречит сам себе. Подробная характеристика Пети Трофимова.
Дочь Раневской, юная девушка, 17 лет
Образ Ани в пьесе выписан автором в нежных романтических чертах. Поддерживает во всём мать, хотя видит её слабости, но в ней уже просыпается тяга к новому, стремление изменить свою жизнь. Подробная характеристика Ани Раневской.
Приёмная дочь Раневской, экономка в её доме, 24 года
Человек настоящего времени, живёт в реальном мире, слишком приземлённая. Приходясь приёмной дочерью Раневской, она ведет хозяйство в имении. Влюблена в Лопахина, но девичья скромность не дает ей признаться ему в этом самой, а от него объяснений дождаться не смогла. Подробная характеристика Вари.
Борис Борисович Симеонов-Пищик
Разорившийся дворянин, помещик, мужчина средних лет
Яркий представитель разорившегося дворянства, погряз в долгах. Постоянно находится в поисках денег, чтобы как-то оплатить расходы. Всем угождает и унижается, лишь бы его выручили. Надеется на счастливый случай, и иногда ему действительно везёт. Подробная характеристика Симеонова-Пищика.
Шарлотта Ивановна
Гувернантка в семье Раневской, иностранка, женщина средних лет
Ничего не известно о её происхождении и возрасте. Сама о себе рассказывает, что её детство прошло в цирковой семье, доказательством этого является её умение демонстрировать различные фокусы. Живёт в окружении людей, чувствуя себя одинокой. Подробная характеристика Шарлотты Ивановны.
Дуняша
Горничная в семье Раневской, молодая девушка из крестьян
Служанка Раневских, простая крестьянка, ещё девочкой взятая в господский дом для услужения. Старается выглядеть и одеваться как барышня: у неё белые руки, красивая одежда. Видит себя существом нежным и эмоциональным, постоянно смотрится в зеркальце и пудрится. Полюбила лакея Яшу, считая его образованным, интересным человеком, но тот её покидает. Подробная характеристика Дуняши.
Лакей в доме Раневской, старик
Старый и преданный слуга, служивший этой семье ещё при крепостном праве. По-родственному относится к своим хозяевам, заботится о них, как о малых детях. Хозяева, уехав из имения, забыли своего верного слугу, а он продолжает о них заботиться, думает, что не взяли тёплые вещи и могут простудиться. Подробная характеристика Фирса.
Лакей Раневской, молодой парень
Представитель нового поколения, считает себя образованным человеком. Жизнь в Париже превратила лакея в безнравственную и бездушную личность. Высокомерно относится к русскому народу, в слепом поклонении загранице считая его ничтожным и тёмным. Подробная характеристика Яши.
В этой таблице дана краткая характеристика героев пьесы Чехова “Вишневый сад”, она поможет в написании творческой работы и при подготовке к урокам.
-
Раздумье о человеке в пьесе горького на дне сочинение
-
Как посмотреть итоговое сочинение 2018
-
Сочинение ф бэкона новый органон
-
Самодурство в недоросле сочинение
- Сочинение на тему больница
Завершение: Вишнёвый сад как отражение взаимодействия человека и природы
Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» поднимает важную тему отношения человека к природе. Природа в пьесе выступает как символ утраченной эпохи, которая отходит в прошлое вместе с героями. В то же время, природа не в состоянии изменить свой ход и продолжать свой жизненный цикл, несмотря на все изменения в жизни героев.
Взаимодействие человека и природы в пьесе связано с присутствием вишнёвого сада у имения Любови Андреевны. Сад становится местом встречи героев, где они обсуждают свои жизненные проблемы, но при этом, сад как бы игнорирует их проблемы и продолжает жить своей жизнью. Вишнёвый сад становится отражением жизни героев и жизни природы, которые никак не могут быть связаны между собой.
Чехов не даёт однозначного ответа на вопрос, принадлежит ли сад имени Любови Андреевны героям или они являются чужими этому месту. Также, Чехов не определил судьбу самого сада. Возможно, это была его задумка – показать, что жизнь продолжается независимо от нас и наших проблем, а наша задача – научиться жить в гармонии с ней.
В итоге, Вишнёвый сад в пьесе А.П. Чехова не только символизирует утраченное прошлое, но и показывает сложные отношения человека и природы. Эта тема актуальна и сегодня, когда окружающая среда нашего мира находится в опасности.
Социальные статусы героев пьесы – как одна из характеристик
В заключительной пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» нет разделения на главных и второстепенных действующих лиц. Они все главные, даже кажущиеся эпизодическими роли несут огромное значение для раскрытия главной идеи всего произведения. Характеристика героев «Вишневого сада» начинается с их социального представления. Ведь в людских головах социальное положение уже накладывает отпечаток, причем не только на сцене. Так, Лопахин – купец, уже заранее ассоциируется с крикливым и нетактичным торгашом, не способным к каким-то тонким чувствам и переживаниям, а ведь Чехов предупреждал, что его купец отличается от типичного представителя этого класса. Раневская и Симеонов-Пищик, обозначенные как помещики, выглядят весьма странно. Ведь после отмены крепостного права социальные статусы помещиков остались в прошлом, так как они уже не соответствовали новому общественному устройству. Гаев тоже помещик, но в представлении героев он «брат Раневской», что наталкивает на мысль о какой-то несамостоятельности этого персонажа. С дочерьми Раневской все более- менее понятно. У Ани и Вари обозначен возраст, показывающий, что они самые юные персонажи «Вишневого сада».
Так же возраст указан и у самого старого действующего лица – Фирса. Трофимов Петр Сергеевич- студент, и в этом какое-то противоречие, ведь если студент, то молод и отчество вроде рано приписывать, а между тем оно указано.
На протяжении всего действия пьесы «Вишневый сад» герои раскрываются в полной мере, и их характеры обрисовываются в типичной для этого вида литературы форме – в речевых характеристиках, даваемых ими самими или другими участниками.
Что значил сад для героев
Можно для удобства написать отношение героев к вишнёвому саду в таблице.
Раневская | Гаев | Аня | Варя | Лопахин | Трофимов |
Сад — символ достатка, благополучия. С ним связаны самые счастливые воспоминания детства. Характеризует её привязанность к прошлому, поэтому ей трудно с ним расстаться | То же отношение, что и у сестры | Сад для неё — это ассоциация с порой детства, но в силу молодости она не так к нему привязана, и всё равно есть надежды на светлое будущее | Та же ассоциация с детством, как и у Ани. Вместе с тем, она не расстроена его продажей, так как теперь может жить так, как ей хочется | Сад напоминает ему о его крестьянском происхождении. Вырубая его, он прощается с прошлым, вместе с тем надеясь на счастливое будущее | Вишнёвые деревья являются для него символом крепостничества. И он считает, что даже правильным будет отказ от них, чтобы освободиться от старого уклада |
Вывод (моё мнение)
В век, когда в цене в разы выросли выгода и личное обогащение, нет места томным воспоминаниям. Прагматикам не постичь романтиков.
17 января 1904 года в Московском художественном театре была впервые поставлена пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Именно этой пьесе суждено было стать символом русской драматургии ХХ века.
«Вишневый сад» – последняя пьеса Чехова и вершина его драматургического творчества. Ко времени написания этой пьесы в 1903 году Чехов был уже признанным властителем дум и автором четырех пьес, каждая из которых стала событием, — «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».
Основная драматургическая особенность «Вишневого сада» – символизм. Главным героем-символом пьесы является не тот или иной персонаж, а сам вишневый сад. Этот сад выращен не ради выгоды, а для услаждения взгляда его владельцев-дворян. Но экономические реалии начинающегося ХХ века неумолимо диктуют свои законы, и сад будет вырублен, как распадутся и дворянские гнезда, а вместе с ними уйдет в историю и дворянская Россия XIX столетия, и на смену ей придет Россия ХХ века с ее революциями, первая из которых уже не за горами.
Чехов уже тесно сотрудничал с Московским художественным театром. Работая над пьесой, он часто обсуждал ее со Станиславским, а главная роль Раневской изначально предназначалась для актрисы Ольги Книппер-Чеховой, ставшей в 1901 году женой писателя.
Премьера «Вишневого сада» прошла с большим успехом и стала главным событием в Москве в начале 1904 года, чему способствовали мастерство и слава Чехова, репутация МХТ, режиссерский талант Станиславского и блестящая игра актеров МХТ. Кроме Ольги Книппер-Чеховой, в премьерном спектакле играли сам Константин Станиславский (выступивший в роли Гаева), Леонид Леонидов (в роли Лопахина), Василий Качалов (сыгравший Трофимова), Владимир Грибунин (роль Симеонова-Пищика), Иван Москвин (сыграл Епиходова), а Александр Артем приводил в восторг публику в роли Фирса, которую Чехов написал специально для этого своего любимого актера.
В том же 1904 году Чехов, у которого обострился туберкулез, уехал на лечение в Германию, где и умер в июле.
А «Вишневый сад» начал триумфальное шествие по театральным сценам России и мира, которое продолжается и поныне. Только в 1904 году эта пьеса Чехова была поставлена в Харьковском театре Дюковой (одновременно с постановкой в МХТ, премьера – 17 января 1904 года), Товариществом новой драмы в Херсоне (режиссер и исполнитель роли Трофимова – Всеволод Мейерхольд), в Киевском театре Соловцова и в Виленском театре. А в 1905 году «Вишневый сад» увидели и зрители в Петербурге – на сцене Александринки пьесу Чехова поставил Юрий Озеровский, а в качестве театрального художника выступил Константин Коровин.