Содержание произведения
Невозможно производить анализ без ознакомления с содержанием. Как уже было сказано выше, трагедия Пушкина состоит из двух частей. События первой половины происходят в комнате главного героя — Сальери. Экспозиция произведения, которая является вводной частью, показывает внутренний мир, а также его характер, мысли и воспитание через монолог. Аудиторией музыканта являются только читатели.
Автор обращает внимание публики на то, что главный персонаж, Сальери, полностью осознает, насколько велик талант Моцарта, он поистине в восторге от его творений, но в нем живет ужасное чувство — зависть. Стыд захватывает композитора, это чувство угнетает его и ухудшает качество жизни героя, но исправить он это не в его силах
В начале первой части речь идет о трудных взаимоотношениях главных действующих лиц, которые основаны как на дружбе, так и на вражде.
По окончании своего монолога Сальери проговаривает вслух имя Моцарта, в то время как он появляется на сцене, подумав, что первый его заметил. Он приходит не один, а со слепым скрипачом, которого нашел в трактире, затем просит его исполнить какую-нибудь мелодию. Музыкант решает исполнить арию из произведения «Дон Жуан» и принимается за игру. Исполнение не радует слух, звучит ужасно фальшиво и неумело. Моцарт считает это смешным, а Сальери, напротив, выражает крайнее недовольство, обвиняя старика в надругательстве и неуважении к высочайшему искусству. Сальери прогоняет музыканта прочь, но Моцарт вручает ему деньги, а также предлагает выпить.
Краткое содержание
Прежде чем приводить аргументы для сочинения по «Моцарту и Сальери», необходимо ознакомиться с содержанием этого произведения. Трагедия состоит из двух актов. Она начинается в комнате Сальери. Вводная сцена служит экспозицией — в ней рассказывается о характере, воспитании, тайных мыслях и желаниях персонажа через его монолог. Герой в комнате один, потому его единственной аудиторией служат читатели.
Первая часть
Из экспозиции становится понятно, что Сальери осознаёт великий талант Моцарта и восхищается его невероятной музыкой, но зависть не даёт ему покоя. Придворный композитор стыдится этого чувства, оно угнетает и отягощает его — придворный не хочет называться «завистником презренным», но ничего не может с этим поделать. В первой сцене кратко раскрываются сложные отношения двух главных персонажей — их дружба и вражда.
В конце монолога Сальери произносит имя Моцарта, тогда же тот появляется на сцене, думая, что его заметили. Он приводит с собой слепого скрипача, которого случайно встретил в трактире, и просит старика сыграть что-нибудь. Артист исполняет арию из «Дон Жуана» неумело и фальшиво. Моцарта это смешит, Сальери остаётся оскорблённым и недовольным — он ругает скрипача за «надругательство над высоким искусством». Он прогоняет гостя, но друг только вручает тому денег и просит выпить «за здоровье».
Затем Моцарт показывает Сальери сочинение, которое набросал ночью за бессонницей, и играет его. Слушатель оказывает поражён глубине и смелости песни, но музыкант только отшучивается. Сальери возмущается, считая, что Моцарт недостоин себя и не заслуживает собственного таланта, называя молодого коллегу «богом, не понимающим своей божественности». Тот снова шутит, на что придворный музыкант предлагает ему пообедать, встретившись в трактире «Золотого Льва».
Вторая глава
Сальери снова остаётся один, предаваясь размышлениям. Он считает Моцарта угрозой искусству, потому решает отравить его. Друзья встречаются в трактире, где разговаривают. Моцарт говорит, что его тревожит Requiem, который пишет по заказу незнакомого человека — ему кажется, что фигура в чёрном везде преследует его. Сальери успокаивает его, утверждая, что это просто детские страхи.
Придворный капельмейстер вспоминает своего старого друга Бомарше, который говорил, что избавиться от любых тревог поможет бокал шампанского и прочтение «Женитьбы Фигаро». Моцарт вспоминает слух, согласно которому Бомарше отравил кого-то, но Сальери говорит, что тот был слишком смешным и не был способен на такие дела. Молодой музыкант соглашается и произносит знаменитую фразу о том, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». В тот же момент друг бросает в его стакан яд.
Сальери пытается остановить Моцарта, но тот всё равно выпивает вино. Затем он подходит к пианино и играет свою оперу Requiem. Слушая последнюю композицию, Сальери плачет, но не от угрызений совести, а от осознания выполненного долга. Моцарту становится плохо, он уходит из трактира.
Снова оставшись один, Сальери размышляет о сказанном. Он пытается найти себе оправдание, вспоминая легенду о том, как Микеланджело Буонаротти якобы принёс человеческую жертву ради искусства, но приходит к выводу, что это только глупые выдумки народа. В итоге старый музыкант начинает сомневаться в собственной гениальности — таким образом, даже отравленный Моцарт выходит победителем из их противостояния.
Краткий анализ
Год написания –1830 год.
История создания – написана в болдинский период, работа шла плодотворно, в 1831 году трагедия опубликована в альманахе “Северные цветы” за 1832 год. Основой стала легенда о безвременной смерти австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта и слухи, связанные с ней.
Тема – зависть, талант и упорный труд, рационализм и творчество, “ремесленничество” и гениальность.
Композиция – традиционная композиция, свойственная жанру трагедии. Монологи Сальери структурно окольцовывают действие в пьесе.
Жанр – трагедия в двух действиях. Пушкин характеризовал свой жанр как “маленькая трагедия”, это понятие прижилось в литературоведении.
Композиция произведения
Внутренней основой композиции произведения служит описание борьбы добра и зла. Некоторые из её особенностей:
- Трагедия начинается монологами-размышлениями Сальери и ими же заканчивается. Глубокие и мучительные мысли старого музыканта, его рассуждения об искусстве, дружбе и жизни служат основой произведения, обрамляя его. Показано, что зависть зарождается в душе человека медленно и постепенно доводит до преступления.
- Характер монологов Сальери резко меняется от первой части ко второй. Изначально он рассуждает связно и логично, затем начинает говорить отрывисто, эмоционально. В словах композитора тоже заметны противоречия, подчёркивающие внутренний конфликт героя.
- Образ склянки с ядом служит связующим звеном размышлений персонажа с происходящими событиями. Этот материальный предмет, который Сальери «всегда носит с собой», символизирует тёмные порывы разума старого композитора. Через него завистливые мысли перетекают в реальное действие — убийство.
- Фразу о том, что гений и злодейство — несовместимые вещи, успевают произнести оба главных персонажа — сначала Моцарт, потом Сальери. Так Пушкин подчёркивает основную мысль пьесы.
Само произведение написано довольно просто. Оба акта сочетают монологи и диалоги основных персонажей. Неспешное начало подводит к очевидной кульминации и развязке.
2 вариант
Произведение «Моцарт и Сальери» написал А. С. Пушкин. В этой пьесе всего три героя. Они имеют уникальный характер, но со своими прототипами не имеют, ни чего личного. В произведении рассказывают о двух великих композиторах. Один завистливый и злой, второй добродушный и жизнерадостный.
В пьесе два главных персонажа – Сальери и Моцарт. Они композиторы, обладают большим интеллектом, и на этом сходство заканчивается. Они противоположности друг другу.
Изначальный вариант названия пьесы был «Зависть»
Сальери был завистником, все внимание сосредоточенно именно на нем
Сальери был композитором и музыкантом. Он обладал хорошими анализаторскими способностями. Он всегда хмур, недоволен всем, жесток, и где – то безумен Он завидовал своему коллеге, мечтал создать такое же великое произведение, как и Моцарт, но у него ничего не получалось.
Он с самого детства много работал. Он отдавался музыке полностью, но судьба ему не поворачивается лицом, за что он на неё обижен.
Сальери осознал, что его друг гений, а он, увы, нет. Он считает Моцарта гулякой и талант ему достался несправедливо, просто так. Он считал себя более достойным человеком, вдумчивый, серьёзный, трудолюбивый.
Общение с Моцартом приносит ему моральное страдание. Им двигает желание избавиться от Моцарта. Он думал восемнадцать лет, и наконец, решил подсыпать ему яд.
Для Сальери творчество это способ обрести призвание и уважение, и конечно богатство. Но он не так талантлив, как Моцарт. Именно это и вызывает отвращение у Сальери к Моцарту.
Моцарт многогранный человек. Но ему никогда в голову не придет мысль кому – то подсыпать яд, зато, что он пишет прекрасную музыку. Он уверен, что гениальный человек не способен быть злым.
Он приходи к Сальери с открытым сердцем, считает его своим лучшим другом. Хочет сделать ему сюрприз.
После того как Моцарт, побывал у Сальери в гостях, завершил работу над Реквием. И ему стал везде, мерещится заказчик, черный человек.
Легкость произведений Моцарта раздражает Сальери.
У Моцарта абсолютный слух, он гений, добрый, отзывчивый, готовый ради друга поступиться своими интересами. Он живет непростой жизнью, пытается выбраться из бедности, проявляет оптимизм. Его душа раскрывается только, тогда когда он садиться за рояль или орган. И он начинает творить.
В произведении, мельком появляется человек в черном, который заказывает у Моцарта Реквием. Он произвел гнетущее впечатление на Моцарта.
Старик со скрипкой приходит к Сальери вместе с Моцартом, он исполняет произведения Моцарта сильно их, коверкая, Сальери выходит из себя.
Писатель хотел показать, что люди не должны завидовать друг другу.
История создания цикла «Маленькие трагедии»
Цикл «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина представляет собой четыре произведения, написанные в 1828-1830 годах. Их создание неразрывно связано с личной жизнью поэта и его интересами на тот момент.
Первой трагедией стала «Моцарт и Сальери». Пушкин считал Моцарта великим и неподражаемым гением музыки, а Сальери — лживым, завистливым и жаждущим славы человеком. В произведении Пушкина Моцарт был обвинен в убийстве, и Сальери стал символом зависти и ненависти.
Второй трагедией была «Каменный гость». Ее сюжет был заимствован из легенды о Дон Жуане и выдуманных историй о его смерти после приглашения каменного гостя на ужин. Пушкин обращался к этой теме в разных произведениях, считая ее очень поучительной.
Третьей трагедией стала «Маленький рыцарь». Тема ее была связана с «хождениями по мукам» Пушкина — с его любовными переживаниями. В этом произведении юный рыцарь неожиданно узнает, что его отец — его настоящий враг, и он был воспитан лжецом и изменщиком.
Четвертой трагедией стала «Снегурочка». Эта трагедия была написана под впечатлением русского фольклора и представляет собой сказочный и трагический рассказ о своенравной и прекрасной девушке, которая была создана из снега и умерла под звездным небом. Она короткая, но очень эмоциональная и интригующая.
В целом, цикл «Маленькие трагедии» является результатом интересов и творческих подходов А.С. Пушкина на конкретный период его жизни. При этом каждое произведение в цикле имеет свои особенности и неповторимый стиль.
«Каменный гость»
Следующая история получила название «Каменный гость» и была посвящена приданию об искусном любовнике и обольстителе женских сердец Доне Жуане. Согласно мифу, главный герой потерпел наказание за свои злодеяния, а наказала его ожившая каменная статуя. В пушкинском произведении жизнь Дон Жуана не станет исключением и также закончится печальной трагедией.
Дон — персонаж противоречивый и сделать о нем точный вывод крайне сложно. С одной стороны, герой эгоистичен, не задумывается о людях вокруг и расчетлив. Но так однозначно, как Сальери или Скупого рыцаря, его образ нельзя назвать отрицательным. Также Дон — натура творческая, он сочиняет стихотворения.
В одной из сцен Дон убивает своего соперника, а вскоре узнает, что неподалеку живет жена другого убитого им врага — командора де Сольва, к надгробию которого приходит молиться вдова Анна.
Дон Гуан отличается от остальных пушкинских героев «Маленьких трагедий» своей честностью, но его слова читатель находит подозрительными и ставит под сомнение. Когда Дон признается Анне — своей третьей женщине в драме — в искренности своих чувств, невольно возникает недоверие.
В форме шутки Дон приглашает статую командора посмотреть на его свидание с его вдовой, в ответ на что тот кивает. В первых частях пьесы о герое складывается не самое положительное впечатление. Дон кажется обычным дуэлянтом и ловеласом, а каждая его женщина в драме — только лишь каплей в море. Но со временем автор добавляет персонажу новые черты характера. Читатель может заметить его:
- страдания;
- погруженность в себя;
- чуткость.
В последней сцене Дон, испытывая настоящую любовь к женщине, готов на жертву ради отношений. Смерть герой принял от рук каменной статуи командора, которая олицетворила символ прошлого.
Композиция
В состав этого произведения входят все необходимые этапы: выставка, содержащаяся в монологе Сальери о жизни и искусстве, кульминация и философский эпилог.
Трагедия состоит из двух действий, которые в свою очередь построены на размышлениях и выступлениях главных героев.
Композиция окутана болезненными монологами Сальери, оплетая все повествование паутиной. Трагедия начинается с философских размышлений старого композитора и заканчивается ими. Зависть, как змея, медленно и незаметно закрадывается в душу человека и убивает ее. Именно такой смысл вложил автор в свою работу: о пагубности греховных помыслов. Зло в трагедии имеет лицо Сальери. Сначала в его голове таилась только одна мысль, потом она сбылась, заставив героя совершить непоправимое, за что его навсегда будет топтать совесть.
Борьба между добром и злом — внутренний стержень композиции трагедии.
Анализ «Пира во время чумы»
Последняя из «маленьких трагедий» Пушкина — «Пир во время чумы» — остроумная переработка отрывка из пьесы английского романтического драматурга Д. Уилсона (гораздо более слабой в оригинале). Из Испании (где происходит действие «Каменного гостя») поэт переносит читателя в средневековую Англию. На фоне жестоких трудностей и бедствий города, пораженного чумой, Пушкин рисует двух противоположных персонажей: милую и задумчивую Марию и сильную душу, вдохновленную Валсингемом, которая смело, с открытыми глазами смотрит в глаза смерти и готов помериться с ней своими силами. Строение каждого из этих персонажей ярко раскрывается в песнях, которые Пушкин вкладывает в уста Марии и Валсингама — грустные и искренние в первой и грозные, полные силы и неистового напряжения во второй.
Основная тема и проблематика
именно зависть становится основой конфликта в произведении, соответствующем жанру трагедии. Это поистине разрушительное чувство заставляет Сальери совершить преступление, как моральное, так и реальное. Он преследовал своего коллегу и соратника, замечательного музыканта Моцарта. Пушкин, будучи на своем месте, то есть жертвой зависти огромных масс, презирал это ужасное чувство. Именно поэтому он создал такое живое и искусное произведение русской литературы.
Интересен факт, что автор трагедии Сальери остается безнаказанным, но даже не может считать себя победителем. Утверждение, что гениальность и злоба несовместимы, навсегда остается в памяти героя, заставляя его снова и снова сожалеть о содеянном и даже сомневаться в своей невиновности. Моцарт торжествует. Он всегда был выше этих чувств, разрушающих человечество, и человеческого гнева, в чем и выражается его исключительность. В этом основная идея произведения: показать разрушение человеческой жизни, протекающее с постоянным чувством зависти и гнева.
Вторая проблема произведения — разное восприятие уроков музыки. Для одного это искусство, для другого — профессия.
Проблематика
Проблематика в пьесе “Моцарт и Сальери” отражает несколько важных тем, которые Александр Пушкин ставит перед читателем.
- Влияние зависти на душу человека
Автор исследует разрушительную силу зависти, показывая, как она постепенно разъедает душу Сальери. Начиная с негодования и сравнения своих успехов с успехами других, зависть становится все поглощающей, и Сальери теряет здравый смысл, видя все в искаженном свете зависти. Кульминацией этой проблемы становится акт агрессии, который Сальери совершает против Моцарта, чьи успехи превосходят его собственные.
2. Предвзятость
Сальери абсолютно уверен в правильности своей оценки искусства. Однако он искажает реальность, опираясь только на свой субъективный опыт и восприятие. Утверждение Сальери, что музыка исчезнет после Моцарта, является абсурдным и искаженным взглядом на будущее искусства.
3. Несправедливость
Сальери принимает на себя роль судьи, решающего, кто должен жить, а кто должен умереть. Он воображает себя богом и нарушает право другого человека на жизнь. Это явное нарушение справедливости и морали, и пьеса подчеркивает, что мы не имеем права так поступать.
Сюжеты и персонажи трагедий
Моцарт и Сальери Действия происходят в Вене в XVIII веке. Моцарт — талантливый композитор, живущий в бедности, Сальери — признанный мастер музыки, но душевно страдающий от того, что Бог окончательно позабыл о нем. Сальери завидует Моцарту и замышляет его убийство.
Каменный гость Действия находятся в Испании в XVII веке. Дон Жуан — знаменитый соблазнитель женщин, который остается равнодушным к своим жертвам, в итоге он оскорбляет командора и вызывает его на поединок. Командор падает, но не умирает и возвращает дон Жуану обещание скорой мести, которая настигает его в виде «каменного гостя».
Пророк Илия Действия происходят в Библейском Израиле, в городе Сарепте, где бедная вдовица хранит последний кусок хлеба. Прибывает пророк Илия, тот приказывает вдове испечь ему хлеб, а затем поднимает ее мертвого сына в жизнь.
Маленький демон Действия происходят в петербургском обществе. Герой — бедный поэт, который пытается завоевать любовь молодой девушки. Он вступает в договор с маленьким демоном, который помогает ему добиться своих целей, но в конце обернется трагедией для всех.
Онегин и Ленский Действия происходят в России в начале XIX века. Онегин — красавец, богатый наследник, Ленский — молодой поэт, с которым Онегин дружит. Ленский пытается призвать Онегина на дуэль из-за ревности к его возлюбленной, что приводит его к трагической смерти в руках Онегина.
Главные герои
Пьеса не отличается богатым составом персонажей. Среди них выделяются два главных героя — Моцарт и Сальери, характеристика которых во многом противоположна. Таблица действующих лиц:
- Моцарт — молодой композитор и главный положительный персонаж. Жизнерадостный, оптимистичный, отличается добрым нравом и лёгким отношением к жизни. Создание музыки даётся ему легко — к своему таланту музыкант относится скромно и даже слегка пренебрежительно. Композитор наивен и открыт — он искренне считает Сальери другом, не догадываясь о его противоречивых эмоциях.
- Сальери — пожилой придворный музыкант. По характеру представляет собой противоположность Моцарта — серьёзный, мрачный, безжалостный и гордый. Музыка даётся ему с трудом, и только путём упорного труда, значительных усилий и отречения от прошлой праздной жизни он может преуспеть в ней. Убеждает себя, что Моцарт — угроза искусству и недостоин своего таланта из-за лёгкого отношения к жизни, а потому должен быть остановлен и убит. Но в глубине души понимает, что завидует своему другу-композитору, из-за чего сам страдает.
- Человек в чёрном — предвестник смерти. За три недели до начала событий заказывает у Моцарта Реквием, после чего якобы незримо преследует его, вызывая тревогу в душе молодого музыканта. Уже выпив яд, музыкант исполняет созданную для него композицию с символическим названием, что доводит Сальери до слёз.
- Слепой старик — скрипач в трактире, который на слух играет мелодии Моцарта. Сальери прогоняет его, услышав фальшивую мелодию, которую считает кощунством. Его друг не соглашается, щедро вознаграждая музыканта.
Анализ «Пира во время чумы»
Последняя из «маленьких трагедий» Пушкина — «Пир во время чумы» — гениальная обработка отрывка из (гораздо более слабой в подлиннике) пьесы английского драматурга-романтика Д. Вильсона. Из Испании (где разворачивается действие «Каменного гостя») поэт переносит читателя в средневековую Англию. На фоне жестоких лишений и бедствий города, пораженного чумой, Пушкин рисует два противоположных характера — мягкой, задумчивой Мери и сильного душой, вдохновенного Вальсингама, который смело, открытыми глазами смотрит в глаза смерти и готов помериться с нею силами. Строй каждого из этих характеров ярко раскрывается в песнях, вложенных Пушкиным в уста Мери и Вальсингама,- грустной и задушевной у первой и грозной, исполненной мощи и бурного напряжения — у второго.
История создания
По сведениям исследователей творчества поэта, замысел родился у Пушкина ещё в 1826 году. Период болдинской осени – самый яркий в творчестве Пушкина, именно тогда создавались самые гениальные его произведения, работа шла легко и плодотворно. “Моцарт и Сальери” относится к циклу так называемых “маленьких трагедий”, которые писатель успел написать лишь четыре, хотя планировал девять.
В двадцатые годы XIX века существовал своеобразный культ Моцарта. Им восхищались, его жизнью и подробностями смерти интересовались, вся Европа терялась в догадках о судьбе гениального композитора. Нужно отметить, что после создания Александром Сергеевичем своей трагедии миф о том, что Моцарт был отравлен, стал настолько популярен, что со временем превратился в стереотип. А имя Сальери стало нарицательным в значении “завистник”.
Александра Сергеевича забавляла реакция публики на его творения, он любил художественную мистификацию, преднамеренно запутывал “следы”, ссылался на скандальные слухи. Трагедия – не что иное, как творческое видение автором человеческой зависти, а образы главных героев вторичны. Проблема человеческих судеб всегда занимала Пушкина, поэтому он равнялся на великих гениев, но создавал свою творческую правду. Нет исторического факта, подтверждающего то, что композитор Сальери отравил Вольфганга Амадея Моцарта, по этой причине произведение нельзя считать исторической трагедией. Первоначально автор планировал назвать трагедию “Зависть”, это просто и лаконично характеризовало смысл и суть действия.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Моцарт и Сальери»
для самых компанейских —
Главные герои «Моцарт и Сальери»
Искусство и ремесло на примере «Моцарт и Сальери»
Как отличить искусство от ремесла? Порой люди не могут этого сделать, ведь не обладают достаточным опытом или вкусом, чтобы распознать истинное величие творчества среди аналогов и подделок. Однако тот, кто стремится к саморазвитию, должен учиться отделять зерна от плевел.
Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» повествует о двух композиторах, взгляды которых на создание музыки кардинально расходились. Молодой Моцарт талантлив, и у него получается творить где угодно и когда угодно, главное – вдохновение.
Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше.
Приходим к выводу, что творца от ремесленника отличает именно цель его деятельности. Творец старается удовлетворить свои духовные потребности, а ремесленник — материальные.
Последний, как правило, достигает коммерческого успеха и довольствуется этим, живя настоящим днем и работая на него, в то время как творец стремится к увековечиванию своих произведений и мечтает об их вечной жизни.
История создания
По сведениям исследователей творчества поэта, замысел родился у Пушкина ещё в 1826 году. Период болдинской осени – самый яркий в творчестве Пушкина, именно тогда создавались самые гениальные его произведения, работа шла легко и плодотворно. “Моцарт и Сальери” относится к циклу так называемых “маленьких трагедий”, которые писатель успел написать лишь четыре, хотя планировал девять.
В двадцатые годы XIX века существовал своеобразный культ Моцарта. Им восхищались, его жизнью и подробностями смерти интересовались, вся Европа терялась в догадках о судьбе гениального композитора. Нужно отметить, что после создания Александром Сергеевичем своей трагедии миф о том, что Моцарт был отравлен, стал настолько популярен, что со временем превратился в стереотип. А имя Сальери стало нарицательным в значении “завистник”.
Александра Сергеевича забавляла реакция публики на его творения, он любил художественную мистификацию, преднамеренно запутывал “следы”, ссылался на скандальные слухи. Трагедия – не что иное, как творческое видение автором человеческой зависти, а образы главных героев вторичны. Проблема человеческих судеб всегда занимала Пушкина, поэтому он равнялся на великих гениев, но создавал свою творческую правду. Нет исторического факта, подтверждающего то, что композитор Сальери отравил Вольфганга Амадея Моцарта, по этой причине произведение нельзя считать исторической трагедией. Первоначально автор планировал назвать трагедию “Зависть”, это просто и лаконично характеризовало смысл и суть действия.
для самых рациональных —
для самых компанейских —
Конфликт рационалистического и творческого – вечный сюжет в литературе. Трудолюбивый пожилой композитор Сальери видит в своей профессии математику, научный подход и тяжкий труд. Моцарт – молодой композитор, он не понимает своей гениальности, тратит талант впустую, наслаждается жизнью и сочиняет, как дышит. Несмотря на дружеские узы, Сальери мучается от зависти, принимает решение отравить Моцарта за то, что он тратит свой гений на пустяки, не понимает своей избранности, не благодарен небу за свою счастливую участь.
Зависть, как самая разрушительная вещь, становится главным двигателем сюжета. Один из самых страшных смертных грехов, какой является зависть, вынуждает уже немолодого композитора пойти на преступление: отравить друга – молодого коллегу Моцарта. Основная мысль, то, чему учит это произведение, проста: совершив грех, человек остаётся наедине со своей совестью; проблема находится внутри самого человека, а не вне его. Отравленный Моцарт торжествует, поражая друга фразой о том, что гений и зло несовместимы. Он снова впереди, он выше злодейства и злобы.
История создания
В 1826 — 1827 годах поэт планировал, что количество произведений будет доходить до десяти, а содержания будут разделены на взятые из русской, древней и западной истории. Однако в период своей наиболее творческой поры воплотил в жизнь только 4.
Действия всего цикла в итоге происходили на западе, а психологические портреты были составлены автором так, чтобы отразить всю ёмкость человеческих страстей, которые часто приводят к трагическим последствиям.
Количество главных героев в произведениях редко превышает 2−3 персонажей, за основную философскую идею автор берет внутренний спор каждого из них, из-за чего:
- пейзажи Пушкина становятся всё мрачнее;
- сюжет — реалистичнее;
- концентрация напряжения и трагичности — обширнее.
Главными персонажами в «Маленьких трагедиях» выступают Председатель, Сальери, Дон Гуан, Барон — в каждом из них возникает конфликт, монолог перед самим собой. Образ мысли героев освещают их скверные черты характера, выдают истинную философию их жизни.
Лирический метод — вариант воспроизведения личного настроения или чувства поэта — стал главным фактором во всем развитии драмы, автор выразил через них свои переживания и рассуждения. Помимо жанра, все 4 истории объединяют принадлежность к историческим эпохам, наличие религиозной нити, проходящей через каждую из них. В них описывается острая проблематика, сохраняющая актуальность в любой век.
Отношение к классической трагедии
Пушкин как наследник классической традиции
А. С. Пушкин был наследником классической традиции и своими произведениями заложил основы русской классической литературы. Он изучал древнюю греческую трагедию в оригинале и знал ее теоретические основы. В своих произведениях он руководствовался принципами аристотелевской поэтики и трактовал трагедию как форму высокого искусства.
Трагедия как форма искусства
В классической трагедии главный герой приходит к гибели на основе своих ошибок и слабостей. Таким образом, трагедия возвышает человека, подчеркивая его внутреннюю силу, которая может проявиться даже в самых сложных обстоятельствах. Пушкин старался сохранять эти принципы в своих произведениях, используя трагический сюжет для создания образов сильных и слабых людей.
Маленькие трагедии Пушкина
Последнее произведение Пушкина — цикл «Маленькие трагедии», следовало его принципам классической трагедии. В нем он изучает проявления человеческого характера в различных жизненных ситуациях. Он показал, что даже в незначительных событиях люди могут проявить героизм или отступить перед испытанием. Это подчеркивает трагический элемент, но не лишено надежды и возможности для перемены к лучшему.
Ощущение зависти и незаслуженности таланта
Далее Моцарт представляет Сальери свое сочинение, которое написал ночью из-за мучившей его бессонницы, и начинает его исполнять. Слушатель поражается глубине написанного, но музыкант лишь смеется. Сальери оказывается в полном возмущении, убеждаясь, что Моцарт не заслуживает того, что имеет, в особенности своего таланта, а также называет коллегу божеством, которое этого не понимает. Моцарт же снова отшучивается, затем Сальери приглашает его пообедать в трактире.
Вновь Сальери остается наедине с собой, задумываясь о своей жизни. В итоге он решается убить Моцарта, отравив его. Он считает, что тот является угрозой для искусства. Главные герои, как и договаривались, встречаются в трактире «Золотого Льва», там же и начинают вести разговор. Моцарт рассказывает другу о своих переживаниях, а точнее, о необычном человеке, который сделал заказ на «Реквием». У него создается впечатление, что человек в черном всюду преследует его. Сальери удивляется и пытается успокоить товарища, убеждая его, что все это лишь глупости и детские страхи.
Затем главный герой трагедии, Сальери, вспоминает своего давнего знакомого Бомарше, который советовал выпить бокал шампанского и прочесть произведение «Женитьба Фигаро», дабы успокоить все тревоги. Моцарт же сомневается, вспомнив слух, что Бомарше однажды отравил кого-то, но Сальери убеждает его, что это был человек смешной и неспособный на такие поступки. Моцарт соглашается со словами коллеги, считая, что, действительно, гений музыки и злодейство не могут быть вещами совместимыми. В это время Сальери бросает ему в бокал яд.
После случившегося Сальери осознает, что наделал, и пытается остановить друга, но не справляется с этой задачей. Моцарт все же выпивает содержимое стакана. Затем он подходит к фортепиано и принимается за исполнение «Реквиема». По мере того как он исполняет произведение, глаза его собеседника наполняются слезами, но вовсе не от угрызений совести, а именно от осознания того, что он сумел выполнить долг. Музыканту, исполняющему оперу, становится нехорошо, и он покидает трактир.