Краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери»
Трагедия “Моцарт и Сальери” имеет простую и лаконичную структуру, состоящую из двух актов. Вводная сцена разворачивается в комнате Сальери и служит экспозицией произведения. Здесь мы получаем глубинное представление о характере, воспитании, скрытых мыслях и желаниях главного героя через его монолог. Сальери находится в одиночестве, и его аудиторией становятся читатели, которые вникают в его внутренний мир.
Сцена I
Мне нравится2Не нравится4
Сальери сидит в своей комнате, погруженный в размышления о своей жизни. Он отдалился от прежней праздной жизни и полностью посвятил себя музыке. Сальери проводил много времени за изучением музыки, надеясь раскрыть тайну ее создания. Однако он осознает, что не обладает истинным творческим даром, и его попытки создать собственное произведение заканчивались неудачей.
Однажды он услышал произведение выдающегося композитора Глюка, и оно восхитило его. Под влиянием творчества Глюка, Сальери решает начать все с чистого листа. Благодаря усердной и напряженной работе, Сальери достигает успеха в музыкальном мире, и его произведения становятся известными и популярными.
Сальери гордится тем, что он никогда не испытывал зависти к другим композиторам и всегда уважал их успех и славу. Однако сейчас он признает себя “завистником презренным”. Встреча с Моцартом, настоящим музыкальным гением, вызывает у него низкие чувства зависти. Он считает, что Моцарт не заслуживает своего “священного дара” и что его талант был недостойно дан ему от бога.
В это время в комнату входит веселый Моцарт, который только что был в трактире и восхищался игрой слепого скрипача. Моцарт предлагает Сальери послушать его новую композицию, фрагмент из оперы “Дон Жуан”. Однако, когда Моцарт начинает играть на скрипке, Сальери насмехается и грубо прогоняет слепого скрипача, считая его бездарным.
Затем Моцарт садится за фортепьяно и исполняет свою гениальную композицию. Сальери ошеломлен и поражен. Он удивляется тому, как Моцарт, создавая такое великолепное произведение, мог спокойно сидеть в трактире и слушать бездарную игру слепого музыканта. В этот момент Сальери осознает, что Моцарт – настоящий бог в музыке, и предлагает ему пообедать вместе.
Когда Моцарт уходит, Сальери задумывается о своем злодейском плане. У него хранится яд, который он намерен использовать для уничтожения Моцарта. Сальери убежден, что талант Моцарта не принесет пользы миру, так как он не ценит свой великий дар и не стремится передать его другим. Он считает себя избранным, чтобы освободить человечество от Моцарта, и верит, что только его смерть может исправить ошибку судьбы.
Сцена II
Мне нравится2Не нравится4
Моцарт и Сальери обедают в отдельной комнате трактира. Моцарт выражает свою тревогу другу относительно странного происшествия. Три недели назад к нему в дом пришел незнакомец в черной одежде и заказал у него траурную мессу – “Реквием”. Моцарт активно принялся за этот заказ и почти закончил его. Однако таинственный незнакомец до сих пор не дал никаких отзывов. Моцарт жалуется Сальери, что постоянно ощущает присутствие “черного человека”.
Сальери пытается успокоить Моцарта, напоминая ему о совете Бомарше, который говорил, что в тяжелые моменты нужно выпить вина или прочитать что-нибудь веселое. Когда Моцарт услышал имя Бомарше, он вспомнил, что слышал о том, что он кого-то отравил. Однако он сомневается в правдивости этой информации и уверенно заявляет: “Гений и злодейство – две несовместимые вещи”. В это время Сальери тайно подсыпает яд в стакан Моцарта.
Моцарт поднимает тост за нерушимую дружбу с Сальери и выпивает стакан. Затем он садится за фортепьяно и исполняет свое “Реквием” для Сальери. Вскоре Моцарт начинает чувствовать недомогание. Он прощается и поспешно уходит.
Оставшись один, Сальери размышляет о глубоком смысле фразы Моцарта о несовместимости “гения и злодейства”. Он задается вопросом, не доказал ли он свою неспособность и отсутствие таланта, отравив своего преданного друга. Вспоминая легендарную историю о Микеланджело, Сальери приходит к мысли, что великий скульптор убил натурщика, чтобы достоверно изобразить страдания умирающего на кресте Иисуса Христа.
Краткое содержание
Прежде чем приводить аргументы для сочинения по «Моцарту и Сальери», необходимо ознакомиться с содержанием этого произведения. Трагедия состоит из двух актов. Она начинается в комнате Сальери. Вводная сцена служит экспозицией — в ней рассказывается о характере, воспитании, тайных мыслях и желаниях персонажа через его монолог. Герой в комнате один, потому его единственной аудиторией служат читатели.
Первая часть
Из экспозиции становится понятно, что Сальери осознаёт великий талант Моцарта и восхищается его невероятной музыкой, но зависть не даёт ему покоя. Придворный композитор стыдится этого чувства, оно угнетает и отягощает его — придворный не хочет называться «завистником презренным», но ничего не может с этим поделать. В первой сцене кратко раскрываются сложные отношения двух главных персонажей — их дружба и вражда.
В конце монолога Сальери произносит имя Моцарта, тогда же тот появляется на сцене, думая, что его заметили. Он приводит с собой слепого скрипача, которого случайно встретил в трактире, и просит старика сыграть что-нибудь. Артист исполняет арию из «Дон Жуана» неумело и фальшиво. Моцарта это смешит, Сальери остаётся оскорблённым и недовольным — он ругает скрипача за «надругательство над высоким искусством». Он прогоняет гостя, но друг только вручает тому денег и просит выпить «за здоровье».
Затем Моцарт показывает Сальери сочинение, которое набросал ночью за бессонницей, и играет его. Слушатель оказывает поражён глубине и смелости песни, но музыкант только отшучивается. Сальери возмущается, считая, что Моцарт недостоин себя и не заслуживает собственного таланта, называя молодого коллегу «богом, не понимающим своей божественности». Тот снова шутит, на что придворный музыкант предлагает ему пообедать, встретившись в трактире «Золотого Льва».
Вторая глава
Сальери снова остаётся один, предаваясь размышлениям. Он считает Моцарта угрозой искусству, потому решает отравить его. Друзья встречаются в трактире, где разговаривают. Моцарт говорит, что его тревожит Requiem, который пишет по заказу незнакомого человека — ему кажется, что фигура в чёрном везде преследует его. Сальери успокаивает его, утверждая, что это просто детские страхи.
Придворный капельмейстер вспоминает своего старого друга Бомарше, который говорил, что избавиться от любых тревог поможет бокал шампанского и прочтение «Женитьбы Фигаро». Моцарт вспоминает слух, согласно которому Бомарше отравил кого-то, но Сальери говорит, что тот был слишком смешным и не был способен на такие дела. Молодой музыкант соглашается и произносит знаменитую фразу о том, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». В тот же момент друг бросает в его стакан яд.
Сальери пытается остановить Моцарта, но тот всё равно выпивает вино. Затем он подходит к пианино и играет свою оперу Requiem. Слушая последнюю композицию, Сальери плачет, но не от угрызений совести, а от осознания выполненного долга. Моцарту становится плохо, он уходит из трактира.
Снова оставшись один, Сальери размышляет о сказанном. Он пытается найти себе оправдание, вспоминая легенду о том, как Микеланджело Буонаротти якобы принёс человеческую жертву ради искусства, но приходит к выводу, что это только глупые выдумки народа. В итоге старый музыкант начинает сомневаться в собственной гениальности — таким образом, даже отравленный Моцарт выходит победителем из их противостояния.
Сопоставление и конфликт героев
Моцарт
Главный герой произведения, Моцарт, представлен как талантливый и гениальный композитор, но также как эгоистичный и непредсказуемый человек. В его характере объединены противоречивые черты, которые зачастую мешают ему достигать желаемого. Он легко обижается на других и часто демонстрирует свою злость. Однако, его творческие достижения заставляют окружающих терпеть его недостатки.
Сальери
В противоположность Моцарту, Сальери является более уравновешенным и общительным человеком. Он активно работает над своими музыкальными проектами, но испытывает недовольство и зависть к успеху Моцарта. Сальери постоянно сравнивает себя с коллегой и не может принять того, что Моцарт получает больше внимания и признания.
Конфликт между Моцартом и Сальери
Конфликт между героями возникает из-за зависти и желания Сальери получить большую популярность. Он начинает действовать против Моцарта, используя свои связи и влияние в музыкальном мире. Но его планы проваливается, и Сальери понимает, что его зависть и злоба привели к трагическим последствиям.
Характеристика | Моцарт | Сальери |
---|---|---|
Талант | Гениальный композитор | Тоже талантливый, но не достигает такого же уровня |
Эгоизм | Присутствует | Меньше, чем у Моцарта |
Зависть | Нет | Есть |
Отношения с окружающими | Сложные, часто обижается | Более общительный |
Тема
Тема, затронутая Александром Сергеевичем в трагедии, довольно банальна – это глупая человеческая зависть. В то время как Сальери, проживший жизнь и считающий что основа любого успеха – это кропотливый труд и верные арифметические расчеты, отвергает такой фактор как гениальность, Моцарт же – молодой композитор, просто наслаждается жизнью и творит легко и беззаботно, совершенно не задумываясь о философском смысле своих действий. Музыканты дружны, но это не останавливает завистливого Сальери в попытке уничтожить оппонента за пустое растрачивание его таланта. Ведь юный Моцарт собственной избранности не понимает и воспринимает своей гений как нечто само собой разумеющееся, забывая поблагодарить небо за данное счастье.
Зависть – есть один из наиболее тяжких грехов, и для пожилого композитора она оказывается губительна: она доводит героя до убийства, тем самым разрушая его душу. В данном тексте именно зависть становится основным двигателем сюжета.
Главной мыслью трагедии является осознание того, что все проблемы находятся внутри нас. Так, человек, совершивший злодеяние, в конце концов, остаётся наедине со своей совестью, и она съедает его, не принося никакой радости от того, что казалось ранее выходом из проблемной ситуации. Моцарт отравлен, но не побежден. Даже здесь он оказывается выше недруга, решившегося на подлость. Он, умирая, изрекает гениальную фразу, уничтожившую морально его убийцу: «гений и зло – несовместимы».
Исторические персоны в трагедии
Александр Сергеевич Пушкин написал поэтическую трагедию 1830 года в романтический период осеннего Болдина. В это время великий русский поэт написал четыре литературных произведения из цикла «Маленькие трагедии», одним из которых стала пьеса «Моцарт и Сальери» с оригинальным и повествовательным названием «Зависть”.
Классическая шекспировская драма, в которой бушуют трагические человеческие страсти, очень коротка, лаконична и состоит из двух коротких действий. Герои этой драматической оперы — настоящие исторические личности — это два известных успешных австрийских композитора и музыканта — Вольфганг Амадей Моцарт и Антонио Сальери.
История создания стихотворения такова: легендарный миф о вероломном устранении противника путем отравления ядом был взят Пушкиным за основу драматического сюжета.
Главный герой австрийского и итальянского композитора Сальери читает:
«А теперь — я сам скажу — теперь я
Завидую, я очень завидую
Я болезненно завидую…”
Опытный и активный композитор считает молодого, талантливого и легкомысленного Моцарта сокровищем судьбы, недостойным собственного гения.
Внимание! Сальери оправдывает свой греховный поступок, говоря, что гений Вольфганга Амадея бесполезен. Антонио считает ежедневную композиционную работу кропотливого и расчетливого творческого музыканта подчиненной законам гармонии: «Я ставлю ремесло на подножие искусства.”
Антонио считает ежедневную композиционную работу кропотливого и расчетливого творческого музыканта подчиненной законам гармонии: «Я ставлю ремесло на подножие искусства.”
Первая часть
Из выставки видно, что Сальери знает о большом таланте Моцарта и восхищается его невероятной музыкой, но его преследует зависть. Придворный композитор стесняется этого чувства, давит и утяжеляет его — придворный не хочет, чтобы его называли «презренным завистником», но он ничего не может с этим поделать. Первая сцена вкратце раскрывает сложные отношения двух главных героев: их дружбу и вражду.
В конце монолога Сальери произносит имя Моцарта, затем выходит на сцену, думая, что его заметили. Он берет с собой слепого скрипача, которого случайно встретил в таверне, и просит старика сыграть что-нибудь. Артистка неловко и фальшиво играет арию Дон Жуана. Моцарта это забавляет, Сальери обижается и сожалеет — он упрекает скрипача в «осквернении высокого искусства». Он прогоняет гостя, но друг просто протягивает ему деньги и просит выпить «за ваше здоровье».
Затем Моцарт показывает Сальери пьесу, которую он набросал ночью от бессонницы, и играет ее. Слушателя поражает глубина и дерзость песни, но музыкант просто смеется. Сальери возмущен, считая, что Моцарт недостоин самого себя и не заслуживает своего таланта, называя своего молодого коллегу «богом, не понимающим своей божественности». Он снова шутит, на что придворный музыкант приглашает его отобедать, встретив его в трактире «Золотого льва».
Вторая глава
Сальери снова остается один, предаваясь размышлениям. Он считает Моцарта угрозой искусству, поэтому решает его отравить. Друзья встречаются в таверне, где разговаривают. Моцарт говорит, что его беспокоит Реквием, пишет по приказу незнакомца — ему кажется, что фигура в черном гонится за ним повсюду. Сальери успокаивает его, утверждая, что это всего лишь детские страхи.
Директор суда вспоминает своего старого друга Бомарше, который сказал, что бокал шампанского и чтение «Свадьбы Фигаро» помогут избавиться от всех тревог. Моцарт вспоминает слух о том, что Бомарше кого-то отравил, но Сальери говорит, что он был слишком забавным и не был способен на такие вещи. Молодой музыкант соглашается и произносит знаменитую фразу о том, что «гений и зло — вещи несовместимые». В это же время друг подбрасывает яд в свой стакан.
Сальери пытается остановить Моцарта, но он все еще пьёт вино. Затем он идет к фортепиано и играет свою оперу «Реквием». Слушая последнюю композицию, Сальери плачет, но не от угрызений совести, а о выполнении выполненного долга. Моцарт заболевает, выходит из гостиницы.
Оставшись один, Сальери размышляет над сказанным. Он пытается найти себе оправдание, вспоминая легенду о том, как Микеланджело Буонаротти якобы принес человеческое жертвоприношение ради искусства, но приходит к выводу, что это просто глупые изобретения народа. В результате старый музыкант начинает сомневаться в собственном гении — так, даже отравленный Моцарт выходит победителем из их противостояния.
Исторические персоны в трагедии
Поэтическую трагедию Александр Сергеевич Пушкин написал в 1830 году
в романтический период Болдинской осени. В это время великий русский поэт сочинил четыре литературных произведения цикла “Маленькие трагедии”, одной из которых и стала пьеса “Моцарт и Сальери” с первоначальным говорящим названием “Зависть”.
Классическая шекспировская драма, в которой бушуют трагические человеческие страсти, очень коротка, лаконична, и состоит их двух непродолжительных действий. Герои этого драматического произведения являются реальными историческими персонами – это два известных и успешных австрийских композитора и музыканта – Вольфганг Амадей Моцарт и Антонио Сальери.
История создания
поэтического произведения такова: легендарный миф о предательском устранении соперника через отравление ядом, был принят Пушкиным за основу драматического сюжета.
Главный персонаж австрийский и итальянский композитор Сальери декламирует:
“А ныне – сам скажу – я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую…”
Опытный и деятельный композитор считает молодого, талантливого и легкомысленного Моцарта баловнем судьбы, недостойным своей собственной гениальности.
Внимание!
Сальери оправдывает свой греховный поступок тем, что гений Фольфганг Амадей бесполезен. Антонио считает повседневный сочинительский труд творящего музыканта кропотливым и расчетливым, подвластным законам гармонии: “Ремесло поставил я подножием искусству.”
Антонио считает повседневный сочинительский труд творящего музыканта кропотливым и расчетливым, подвластным законам гармонии: “Ремесло поставил я подножием искусству.”
История создания произведения
Задумана трагедия и предварительно набросана была в селе Михайловском в 1826 году. Она является второй по счету в сборнике маленьких трагедий. Долгое время наброски пылились у поэта на его рабочем столе, и лишь в 1830 году трагедия полностью была написана. В 1831 году она была впервые опубликована в одном из альманахов.
При написании трагедии Пушкин опирался на газетные вырезки, сплетни и рассказы обычных людей. Именно поэтому, нельзя считать произведение «Моцарт и Сальери» исторически верным с точки зрения правдивости.
Описание пьесы
Пьеса написана в двух действиях. Первое действие разворачивается в комнате Сальери. Он рассуждает о том, есть ли на земле истинная правда, о своей любви к искусству. Далее к его беседе присоединяется Моцарт. В первом действии Моцарт рассказывает другу о то, что сочинил новую мелодию. Он вызывает зависть и чувство неподдельной злости у Сальери.
Во втором действии события разворачиваются более стремительно. Сальери уже принял решение и несет своему другу отравленное вино. Он считает, что Моцарт больше ничего не сможет принести музыке, после него не будет тех, кто сможет также писать. Именно поэтому, по мнению Сальери, чем раньше он уйдет из жизни, тем лучше. И вот в последний момент он передувает, колеблется, но уже поздно. Моцарт выпивает яд и отправляется в свою комнату.
(М. А. Врубель «Сальери всыпает яд в бокал Моцарта», 1884
)
Главные герои
В игре нет богатого набора персонажей. Среди них выделяются два главных героя: Моцарт и Сальери, характеристики которых во многом противоположны. Таблица символов:
- Моцарт — молодой композитор и прекрасный положительный персонаж. Веселый, оптимистичный, у него мягкий характер и непринужденное отношение к жизни. Ему легко заниматься музыкой: к своему таланту музыкант относится скромно и даже слегка пренебрежительно. Композитор наивен и открыт: он искренне считает Сальери другом, не подозревая о его противоречивых эмоциях.
- Сальери — пожилой придворный музыкант. По характеру он противоположен Моцарту: серьезный, мрачный, безжалостный и гордый. Музыка дается ему с трудом, и только упорным трудом, значительными усилиями и отказом от прошлой праздной жизни он может добиться успеха. Он убеждается, что Моцарт представляет угрозу для искусства и недостоин своего таланта из-за своего небрежного отношения к жизни, и поэтому его нужно остановить и убить. Но в глубине души он понимает, что ревнует к своему другу-композитору, из-за чего страдает сам.
- Человек в черном — предвестник смерти. За три недели до начала мероприятий он заказывает Реквием Моцарта, после чего незримо преследует его, вызывая беспокойство в душе молодого музыканта. Уже выпив яд, музыкант исполняет созданную для него композицию с символическим названием, от которой Сальери заставляет плакать.
- Старый слепой — скрипач в таверне, который играет на слух мелодии Моцарта. Сальери увольняет его, услышав фальшивую мелодию, которую он считает богохульством. Его друг не соглашается, щедро награждая музыканта.
Неотвратимая трагедия
Сюжет пьесы основан на конфликте поклонения и зависти к таланту молодого друга. Сальери восклицает: ”Ты, Моцарт, недостоин сам себя”. В этом возгласе одновременно выражается и восторг и преклонение перед гениальностью, беззаботностью и жизнелюбием коллеги, но завистливые чувства
толкают маэстро на преступление. Жестокая трагедия развертывается на глазах читателя. Эмоциональный монолог возмущенного Антонио, оправдывающего себя, как спасителя композиторской элиты пестрит красками и душевными переживаниями. Краткая речь пушкинского Моцарта в тексте пьесы неуверенна и ограниченна – он говорит обрывками фраз.Герой растерян и подавлен.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ
Преступление в Золотом льве
Во второй и последней сцене пьесы действие происходит в отдельной комнате трактира Золотой лев, где находятся Сальери и Моцарт. Молодой композитор наигрывает на пианино отдельные отрывки из своего нового произведения. Постоянно нуждающийся в денежных средствах композитор, принял заказ на сочинение реквиема (крупного музыкального произведения для хора и оркестра на заупокойной службе). Молодой гений находится в угнетенном состоянии и растерянности.
Реквием заказал неизвестный человек в черном
, который хорошо заплатил композитору за это сложное траурное сочинение. Моцарт приступил к исполнению, но в течение последних трех недель его гложет мысль о том, что “черный человек” неотступно преследует его. Музыкант выпивает отравленное его другом вино и удаляется, почувствовав приближение смерти.
Важно!
Похоже, что фигура неизвестного в черном по художественному замыслу гения Пушкина служит воплощением враждебного мира. Такая ужасающая ассоциация неизбежно возникает на протяжении всей финальной сцены этой легендарной трагической пьесы
Драма А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»: краткий анализ, содержание трагедии
Пересказ Пушкин А. С. «Моцарт и Сальери»
Хронологическая таблица жизни и творчества Баха
1685 год — в немецком городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах. Он был восьмым ребенком в семье, все члены которой были тесно связаны с музыкой. Отец мальчика Иоганн Амброзиус Бах занимался организацией музыкальных мероприятий религиозного и светского характера.
1693-1695 — обучение в начальной латинской школе
1694 — смерть матери. Отец женится во второй раз.
1695 год — смерть отца. Десятилетний Иоганн переезжает к старшему брату в Ордруф. Брат учит Иоганна игре на клавесине. Мальчик посещает гимназию. Учитель пения советует отдать Иоганна в вокальную школу.
1700-1703 — учеба в вокальной школе в Люнебурге. В эти годы Иоганн посетил несколько городов Германии, познакомился с творчеством многих композиторов. Именно в Люнеберге он создает свои первые музыкальные пьесы для клавира и органа. После окончания школы у Баха не было возможности продолжить обучение. Надо было зарабатывать на жизнь.
1703 — Бах переезжает в Веймар, а затем в Арнштадт. Он работает певчим, органистом, учителем музыки.
1704 — Бах исполняет свое первое сочинение — кантату для клавесина. Начало композиторской деятельности.
1707 год — Иоганн переезжает в Мюльхаузен, получает должность органиста и женится на Марии Барбаре, которая была его двоюродной сестрой. Впоследствии у них родятся семеро детей, а двое их сыновей станут композиторами. Власти Мюльхаузена ценят работу талантливого музыканта. По инициативе Баха в городе реставрируют церковный орган, что требует больших денежных вложений. В Мюльхаузене Бах пишет произведение «Господь — мой царь», за которую получает большое вознаграждение. Это единственная кантата, опубликованная при жизни композитора.
1708 — переезд в Веймар. Бах играет на органе и организовывает концерты. Расцветает его композиторский талант.
1717 год — князь Ангальт-Кётенский приглашает Баха на должность капельмейстера при своем дворе. Здесь Бах создает свои самые известные произведения для органа и клавесина.
1720 — умирает первая жена Баха.
1721 — Бах женится. Его второй супругой стала Анна Магдалена Вильке, которая родит ему 13 детей.
1723 год — работа в Лейпциге. Бах — руководитель церковного хора главного собора города. Он преподает вокал и организовывает концерты духовной музыки.
1736 — работа в Дрездене в качестве придворного композитора.
1750 — после операции на глазах Бах теряет зрение, но продолжает писать музыку.
1752 — Иоганн Себастьян Бах скончался. Он похоронен в Лейпциге, где прожил около 30 лет.
Популярные сегодня темы
Федор Тютчев, как и большинство поэтов, прекрасно чувствовал природу, её взаимодействие с человеком. Однако каждый поэт вносит свой оттенок в картину «взаимоотношений» природы и человека.
На землях Шотландии когда-то жили пикты. Представители этого народа отличались маленьким ростом и гордым характером. Они умели варить из вереска напиток, который был слаще мёда и крепче вина.
Михаил Булгаков учился на врача и некоторое время работал по профессии. Полученный им опыт и его переживания изложены в его сборнике рассказов «Записки юного врача». Главный герой, доктор Бомгард, имеет схожие с писателем черты.
В пьесе два главных героя – Сальери и Моцарт. Оба – композиторы, оба обладают высоким интеллектом, но на этом общее между ними заканчивается. Они – полные противоположности.
Илья Муромец – один из самых главных, самых любимых и чтимых в народе русских богатырей. Его образ запечатлен не только в былинах, но и в различных произведениях искусства, таких как музыка и живопись.