План «Мцыри» по главам. Краткий пересказ
1 глава. Вступление. Лермонтов начинает с того, что описывает место действия. «…Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры».
2 глава. Во второй главе автор рассказывает о том, как Мцыри попал в монастырь. Русский генерал проезжал мимо этих мест и вез с собой пленного мальчишку, которого пришлось оставить в монастыре из-за болезни.
3-7 главы. В этих пяти главах Мцыри, израненный,произносит свою исповедь. Он говорит чернецу о том, что всю жизнь чувствовал себя пленником, даже обвиняет его в том, что тот когда-то спас его от смерти. Ведь этот поступок не принес ничего хорошего: ребенок обречен был на одиночество («грозой оторванный листок»).
8 глава. Уже в 8-й главе начинается повествование о том, как герой был на воле. Здесь Мцыри рассказал, как он был свободен, как он почувствовал единение с природой («..руками молнии ловил»)
9-11 главы. Мцыри, никогда раньше не видавший в непосредственной близи все красоты природы, восхищенный, рассказывает старому монаху, что он видел: птиц, плавающих в прозрачной воде горных рек, поющих птиц, буйную растительность.
12-13 глава. Герой встречает молодую грузинку. Его пленяет звук ее пения. Он увидел, как она прошла к своей сакле, и печаль струилась в его душе. Ведь он не знал своей семьи, он не ведал, что значит родной дом.
14-15. Мцыри заблудился. Он и посреди вольной бушующей природы не чувствовал себя как дома. Поэтому герой рыдает, чего никогда не делал в детстве.
16 глава. Является ключевой для понимания идейного замысла автора. Здесь герой встречается с барсом. Битва с животным описана в трех последующих главах.
Последние 8 глав – это чувства героя. Он вновь жалуется монах на свою судьбу, снова вспоминает день, проведенный на воле.
Герои поэмы «Мцыри»: старый монах, грузинка, Мцыри и барс. Все действие сконцентрировано вокруг главного образа. Ведь по сути поэма — это его исповедь.
Сочинение 2
Герой поэмы вырос в монастырских стенах, но чувствует себя здесь невольником, узником. Он мечтает о том, чтобы увидеть родной аул, мечтает о свободе и единении со стихией. Мцыри резко противопоставляет себя всем обитателям монастыря: непокорный, бунтующий, он стремится покинуть его стены.
В одну из грозовых ночей он совершает побег. Наугад пробирается он по дебрям в надежде найти селение, где живут его предки, его родные. Мцыри кажется, что он понимает язык природы, шум ветра и шелест трав. С удивительным мастерством Лермонтов изображает горные пейзажи, жизнь природы. Но даже среди лугов и гор он чувствует себя одиноким. Даже круг деревьев на поляне и возвышающиеся рядом две скалы словно говорят его сердцу о необходимой общности, семейственности. И он, у которого сохранились лишь смутные воспоминания об отчем доме, ощущает себя изгоем.
Мцыри стремится показать себя достойным своих предков, славы, доблести и мужества представителей своего рода. Поэтому он идет на суровое испытание – сам провоцирует схватку с сильным и могучим диким зверем – барсом. Человеку приходится нелегко в этом бою, но всё же Мцыри находит в себе силы победить и убить достойного противника. Лермонтов передает напряженность и динамику этого поединка, и читатель волнуется за исход битвы и судьбу юноши.
В один из дней, проведенных на воле, Мцыри встречает у ручья девушку-грузинку, которая грациозно спускается, чтобы наполнить ключевой водой кувшин. Мцыри из укрытия наблюдает за ней, любуется ее красотой и ее движениями, но не выходит ей навстречу. Его сковывает чувство неуверенности, робость.
И вот, спустя три дня скитаний Мцыри опять оказывается неподалеку от стен монастыря. Он голоден и обессилен, полный испытаний путь привел его к воротам его тюрьмы – к монастырю, и у него больше нет сил стремиться на волю.
Один из старцев монастыря выслушивает его последнюю исповедь, юноша умирает, так и не осуществив своей мечты. Так Лермонтов показывает бессмысленность протеста, разочарованность и тщетность мечты о свободе.
Сюжет поэмы «Мцыри» с цитатами
Несколько лет назад
Там, где тает, они шумят,
Обнимает как две сестры
Самолеты Арагви и Куры,
Был монастырь…
Теперь старик седой,
Полуживой страж развалился,
Забытый людьми и смертью,
Смести пыль с надгробий
Это говорит надпись
О славе прошлого — и как
Как, огорченный своей короной,
Такой-то король в такой-то год
Он сдал свой народ России.
«Однажды русский генерал ехал с гор в Тифлис…» С ним был умирающий пленник лет шести, отказавшийся от еды. Монах сжалился над ребенком и оставил его в монастыре. Но он рос не очень общительным, одиноким, детские игры были ему чужды… Он тосковал по своей Родине. Однако постепенно он, казалось, привык к заключению, выучил иностранный язык, крестился и собирался принять монашеский постриг, когда внезапно исчез.
Три дня на все исследования
Они были напрасны, но потом
Его нашли без сознания в степи
И снова его забрали в монастырь.
Но юноша тускнеет, его конец уже приближается. К нему подходит духовник, просит поговорить с ним, и Мцыри открывает рот:
Слушай мое признание
Я пришел сюда, спасибо.
Все лучше на глазах у кого-то
Чтобы облегчить мою грудь словами;
Но я не обидел людей,
И поэтому мои действия
Вам не очень полезно знать, —
Вы можете сказать своей душе?
Я мало жил и жил в неволе.
Такие двое живут в одном,
Но просто полный беспокойства
Я бы торговал, если бы мог…
Мцыри признается старику, что в его душе всегда была единственная горячая страсть: свобода. «Почему ты спас меня?» Упрекни старика. Ведь ему пришлось жить в неволе, он никому не мог сказать священные слова «отец» и «мать». И теперь Мцыри, живший на чужбине, умрет рабом и сиротой.
«Могила меня не пугает… — говорит молодой человек, — но мне жаль расставаться со своей жизнью. Я молод, молод… Даже если ты слаб, ты серый… Ты жил, старик! Тебе есть что забыть на свете! Вы жили — с таким же успехом я мог бы жить!”
Мцыри рассказывает о красивой природе, в которой он был.
Вдалеке я видел сквозь туман
В снегу, который горит как алмаз
Седовласый непреклонный Кавказ;
И это было для моего сердца
Легко, не знаю почему.
Тайный голос говорил со мной
Что я тоже там жил,
И это стало в моей памяти
Прошлое яснее, яснее…
Он вспоминает дом своего отца, деревню, разбросанную в тени, стада, бегущие к дому, лай знакомых собак. Вспомните старые коричневые цвета, великолепие длинных кинжалов… А вот и отец, как живой, в боевой одежде, молодые сестры и звук их песен на колыбели — Мцыри говорит старику:
Вы хотите знать, что я сделал
В пустыне? Жил — и моя жизнь
« Без этих трех счастливых дней
Было бы печальнее и мрачнее
Ваша беспомощная старость.
Мцыри давно хотел посмотреть на далекие поля, посмотреть на землю, природу, понять, «по воле или тюрьме» родится человек. Ночевать у обрыва, утром спуститься к ручью. И он видит красивую грузинку, подходящую к ручью за водой. Это не нарушает его покоя. У него есть цель: съездить в родную страну, для этого он преодолевает чувство голода.
Мцыри заблудился в лесу и, зная, что он один, позволил себе плакать от отчаяния. Проснулся он на лесной поляне от шума: из рощи выскочил могучий леопард. В схватке с леопардом побеждает Мцыри. Это убеждает его, что «он мог оказаться в стране отцов, а не последних смельчаков». Раненый, он вышел из леса и вдруг понял, что эти опушки ему знакомы: он вернулся оттуда, откуда сбежал.
И тогда я смутно понял
Какой след моей родины
Никогда не позировать.
Мцыри теряет сознание, находится в бреду, в этом состоянии монахи находят его и возвращают в монастырь.
Да, я заслужил свою судьбу!
Конь могучий в чужой степи,
Бросив плохого рыцаря,
Дома издалека
Найдите прямой и короткий путь…
Что я перед ним?..
Твоя тюрьма запечатлена на мне
Левый…
Прощай, отец . протяни руку:
Вы чувствуете, что мой горит…
Вы знали это пламя со времен юности,
Скрываясь, он жил в моей груди;
Но теперь для него нет еды,
И он сжег свою тюрьму
И я вернусь к этому снова
Кому все законное правопреемство
Дарите страдания и мир…
Мой дух найдет убежище…
Увы! — через пару минут
Между крутыми и темными скалами,
Где я играл в детстве
Я бы променял небеса и вечность…
Мцыри просит похоронить его в монастырском саду, где растут две акации… «Оттуда тоже можно увидеть Кавказ!”
Это интересно: Лермонтов написал стихотворение «Беглец» в 1846 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Беглеца» по главам. Это история воина, который бежал с поля боя в родную деревню, но родственники отвернулись от него из-за его трусости. Пересмотр стихотворения будет полезен для дневника читателя и для подготовки к уроку литературы.
Юность и образование
В 1881 году, успешно сдав экзамены, Бунин поступает в Елецкую гимназию. Мальчик проявлял интерес к учебе и был очень способным учеником, но это не относилось к естественным и точным наукам. В своем письме старшему брату писал, что экзамен по математике для него является «самым страшным». Гимназию он не окончил, так как был отчислен из-за неявки с каникул. Обучение он продолжил с братом Юлием в родительском имении Озёрки, с которым впоследствии очень сблизился. Зная о предпочтениях ребенка, родственники сделали упор на гуманитарные дисциплины.
К этому периоду относятся его первые литературные произведения. В свои 15 юный писатель создает роман «Увлечение», но его нигде не публикуют. Первым же опубликованным стихотворением было «Над могилой С. Я. Надсона» в журнале «Родина» (1887 год).
Вариант 3
В поэме Лермонтова главным героем произведения был мальчик из одной кавказской семьи. Его судьба была очень тяжелая. Еще с детства он был в плену у одного русского генерала. И с тех пор он больше не видел свой дом. Его жизнь была очень трагичная и печальна. Она уготовила для него много тяжелых испытаний.
Мальчик с детства был мужественным и никому ни на что не жаловался. Он был отважным героем. Будучи в плену мальчик тяжело заболел и излечить его попытался один монах. И генерал бросил мальчика в монастыре. Монах все же смог вылечить его, и мальчика прозвали Мцыри.
Теперь Мцыри был в плену у монастыря. Мцыри уже начал забывать свой родной край, обычаи. Но когда-то Мцыри поклялся себе, что когда-нибудь он вернется на Родину и это не давало ему покоя. Мцыри был робким, но очень сильным и выносливым. В монастыре он не смог обрести друзей и почти не с кем не общался. Он только смутно вспоминал свой родной край. Он хотел снова увидеть своего отца и сестер.
И как-то в один из дней проведения в монастыре мальчик решает сбежать оттуда. Как раз в этот день была сильная гроза, о не стал укрываться от нее, как другие, а побежал в другую сторону, он бежал в сторону своего дома. Он руководствовался инстинктом и поэтому решился бежать. Он не верил в свой успех, все как-то получилось, само собой. Лермонтов восхищался его характером, его отвагой идти к своей свободе любым путем. Ведь Мцыри стремился к своей мечте, не смотря ни на какие обстоятельства.
Мцыри был рад свободе, ведь он не предал свою клятву детства. Он сливался с природой все это время. Он наслаждался ее красотой и пением птиц. Его уже не могла ничто остановить. Он был очень храбрым юношей и даже сражался с барсом. Юноша, не смотря на свои раны, продолжал свой путь дальше. Он был настоящим борцом с чистой душой и сердцем. У него бы сильный характер, он готов бороться за свою свободу. Человек был сильный духом.
Но все-таки его судьба решила распорядиться так, что через три дня он все-таи вынужден был выйти к этому же монастырю. Но был он уже весь раненные и изнеможенный.
Перед своей смертью, он признается, что совсем не пожалел об этом побеге и о своем поступке, что по-настоящему жил только эти три дня. И попросил перенести его в сад, так как для него была очень важна природа. Красота природного мира производит на Мцыри очень сильное и приятное впечатление.
Пленник умирает не от ран, а от того, что снова был в монастыре, от отчаяния.
Романтическая символика в произведении «Мцыри»
Особое развитие тема пути получает в произведении «Мцыри», написанном в 1839 году. Центральным событием в поэме является побег главного героя, Мцыри, из монастыря, точнее рассказ об этом. Мотив пути в этом произведении ассоциируется со свободой, потеря которой приравнивается к потере жизненного пути, смысла жизни.
Бежал я долго – где, куда?
Не знаю! ни одна звезда
Не озаряла трудный путь.
Мне было весело вдохнуть…
Еще один романтический символ появляется в этом произведении – огонь. Огонь символизирует очищение, обновление жизни, силу, энергию, страсть. Пламя – типичное символическое отображение сердца. Огонь – основа образа Мцыри, это его любовь, мысли о свободе (выросший в стенах монастыря герой остается полным огня борьбы), даже болезнь и быстрая смерть. Мцыри видит огонь, жизнь только за пределами монастыря. “Любимый идеал” поэта близок личности самого Лермонтова. Ему, как и Мцыри, свойственны “пламенная страсть” к свободе, стремление к действию, “боренью”. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
В поэтике “Мцыри” автор использует и другие образы-символы, характерные для романтического произведения: бури, единоборства, воспоминания, картины природы. Естественны в таком произведении представители флоры и фауны, вступающие в контакт с героем.
Ты хочешь знать, что видел я
На воле? – Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Лермонтов старался подчеркнуть большую символическую значимость судьбы Мцыри: герой поэмы не имеет имени, его судьба — это обобщенная судьба романтического пришельца и пленника, а не изложение истории, основанной на биографии какого-то конкретного человека, являющегося прототипом. Сохранилась одна рукопись поэмы — авторизованная копия, часть которой является автографом. Заглавие и дата: «”Бэри“. Поэма. 1839 г. В примечании сказано: «Бэри – по-грузински – монах». От этого названия Лермонтов отказался и, включив поэму в сборник «Стихотворения», озаглавил ее «Мцыри» (в прим. пояснил, что на грузинском языке это означает «неслужащий монах, послушник»). По-грузински означает не только «послушник», но и «пришелец», «чужеземец», одинокий человек, не имеющий родных и близких.
Ёмким символом является природа в поэме «Мцыри»: это мир, в котором романтический герой видит подобие идеального мира «тревог и битв», созданного им в душе. Природа — цель и смысл его бегства из монастыря, «родина», куда он мечтает вернуться. Но природа становится для Мцыри и грозным соперником: барс, с которым герой вступил в схватку, не просто сильный и красивый зверь, это символ грубой силы природы, ее враждебности человеку. Бой с барсом символичен: он стал поединком материи природы, воплощенной в барсе, и несгибаемого, гордого человеческого духа, воплощенного в Мцыри.
Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный как стон
Раздался вдруг. и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертью грозил.
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек.
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!
Но главный символ поэмы «Мцыри» – символ неволи — монастырь (в лирике ему соответствует тюрьма).
На мне печать свою тюрьма
Оставила. Таков цветок
Темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых,
И долго листьев молодых
Не распускал, все ждет лучей
Живительных. И много дней
Прошло, и добрая рука
Печалью тронулась цветка,
И был он в сад перенесен,
В соседство роз. Со всех сторон
Дышала сладость бытия.
Но что ж? Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок.
Важно отметить, что действие многих произведения поэта происходит в монастырях или вблизи них. Но романтический герой Лермонтова уходит от мира ради самого себя, своих желаний, подчиняясь собственным страстям, послушник же жертвует всем ради Бога
Именно поэтому герои поэм Михаила Юрьевича негативно относятся к монастырям, как к антиподу свободы, воли, счастья.
Приведем примерный ответ учащихся на пятый вопрос:
В эпизоде «Бой с барсом» Мцыри предстает необыкновенным человеком. Жажда подвига, удаль, отвага придают смелости юноше, и он безоружный вступает в смертельную схватку с хищным зверем. Автор постоянно подчеркивает, его герой чужой среди людей, поэтому он и бежит из монастыря. Но в мире дикой природы он свой, где встречает такого же дикого зверя, вольного и свободного, каким хочет стать сам. Хотя смертная битва заканчивается победой Мцыри, сам он понимает, что ему недолго осталось жить на свете, что он никогда не обретет свободы.
Самостоятельные и творческие задания
Задания повышенного уровня:
При помощи каких изобразительных средств языка Лермонтов рисует картины природы Кавказа? Как «вписывается» Мцыри в природу Кавказа?
Как вы думаете, почему финал поэмы трагичен и не обозначает ли он поражение романтического героя?
Проверьте свое знание текста по вопросам литературной викторины в Рабочей тетради.
Характеристика Мцыри:
1) Все это происходило на Кавказе.
2) Мцыри очень хотел вырваться на свободу, так как жизнь в монастыре была ему чужда. Он не был готов к такой жизни, ведь до этого он жил на свободе.
3) Для Мцыри свобода — это жизнь. Он не видит иного образа жизни. А жизнь в неволе для него лишь существование.
4) Мцыри верил в Бога, так как он не раз обращался к нему в этой поэме. Также, он не держал зла на служителей этого монастыря, потому что они спасли его от смерти и воспитали его.
6 стр., 2629 слов
В чем видят любимые герои толстого смысл жизни
… героя, а также малейшие колебания его души. Он ищет не просто жизненную позицию, в частности, удобную для него самого, но абсолютную истину, смысл жизни в … свободы и необходимости, счастья и несчастья, войны и мира составляют проблематику романа. Толстой показал множество сфер бытия, в которых протекает жизнь … отличительные черты Андрея даже в его общении с любимыми людьми: отцом, сестрой, Пьером, …
5)Мне нравится Мцыри за свои черты характера. Он был сильным, храбрым и мужественным человеком. Несмотря на то, что ему не удалось воплотить в жизнь свою мечту, он не испугался бросить вызов судьбе и сумел прожить несколько дней так, как и хотел.
Характеристика главного героя Мцыри
Мцыри – главный персонаж поэмы М.Ю. Лермонтова. Он – юноша, который живет при монастыре. Лермонтов описал его сильным и мужественным человеком с четко намеченными целями и жизненными мировоззрениями, к которым он стремится, несмотря на невзгоды и преграды. Он не боится отдать свою жизнь за свободу и любовь к своей Родине.
Еще давно его в монастырь привез русский военный, который взял мальчика в плен. Мцыри был ослаблен, физически уставший, но он уже в ту пору был силен волей. Монахи в монастыре ухаживали за мальчиком, в результате чего он поправился, и жил с ними долгое время. Но там он был несчастен, так как постоянно тосковал по свободе, по своей Отчизне.
Монастырь он считал тюрьмой, которая была для него важной преградой для пути на свободу. Он мечтал оказаться на своей Родине, и постоянно жил этой мечтою
Мечта была осуществима лишь тогда, когда темной ночью Мцыри убегает из монастыря. Ему кажется, что вот путь к свободе, но обитатели монастыря спустя немного после совершения побега, его находят почти умирающим.
Они пытаются ему помочь, возвратить его к жизни, но молодой человек умирает. Многим кажется, что он сделал большую глупость, убежав из обителя, тем самым поплатился собственной жизнью. Но перед смертью Мцыри исповедуется и рассказывает истинную причину побега, наставник монастыря понимает внутренний мир героя.
Мцыри, имея своеобразный нравственный пыл, был полон тревог и надежд на свободу, мечтал воссоединиться к природе, познать окружающий мир. Он был наделен достоинством, гордостью, мечтал быть независимым, а не обитателем тюрьмы.
Каждое действие за пределами окрестностей монастыря делало юношу счастливым и свободным. Он восхищался, и одновременно горько разочаровывался, все эмоции для него были ценны, потому что неискушенный горец никогда в жизни не ощущал.
Его дорога была сложна, но он стремился добиться цели и преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Он смог одолеть горного барса, с которым у него была смертельная схватка, будучи уставшим и истощенным. Но его мечты не сбываются, он умирает с мыслью о далекой Родины.
Он был по-своему счастлив, находясь на природе, поэтому вернувшись в обитель, жизнь для него сера и скучна. Перед своей кончиной юноша произносит просьбу схоронить его в дивному саду, откуда виден Кавказ.
Облик Мцыри предстал читателю сильным и стойким духом, гордым и независимым мужественным юношей. Автор жалеет своего персонажа, восхищается и любуется им. Он проявляет сочувствие горному мальчику в том, что он не смог возвратиться в родительский кров.
Сюжет
(Г. Ломовцева — М. Лермонтов «Мцыри», конкурс 2013 г)
Русский генерал ехал с Кавказских гор. С ним был шестилетний мальчик, его пленник. По пути ребенок тяжело заболел, и генерал решил оставить его с монахом. Он оставил ребенка и уехал жить в монастырь. Так что послушником Мцыри стал не по своей воле. Все годы, что юноша прожил в монастыре, он мечтал о свободе и с восторгом вспоминал свое свободное детство.
Дни шли как обычно: рутина, молитвы. И вот молодой человек исчезает. Преследуя свою мечту, он убегает из монастыря и бродит несколько дней, не зная, что ему не удалось далеко уйти. Его искали три дня, но безуспешно. Позже измученный Мцыри был найден в степи и доставлен в монастырь. Он умирает и до наступления своего часа рассказывает монаху о своем побеге, о том, что он видел и что слышал.
Кто такой Мцыри – характеристика героя
В литературе 18–19 веков одним из главных направлений был романтизм. Увлечение мистикой, обращение к душевному миру героев, воспевание свободы, ярких, сильных чувств, описание необыкновенных событий, приключений – все это привлекало к романтическим произведениям.
Все русские литераторы работали в этом направлении, создавая в своих произведениях образы неординарных, сильных личностей. Лермонтов также создал романтические образы, среди которых Мцыри, герой одноименной поэмы.
Поэма «Мцыри» посвящена судьбе молодого послушника монастыря ( Мцыри и означает в переводе с грузинского послушник). Короткая жизнь пленного мальчика, затем юноши – монастырского воспитанника — наполнена яркими, необычными событиями. И сам его характер может стать символом романтического образа.
Шестилетним мальчиком герой поэмы оказался в плену. Русский генерал вез его из Грузии, но в дороге пленник тяжело заболел, и его оставили на попечение монахов одного из монастырей. Больного вылечили, и в обители он провел детство, отрочество.
Главное чувство, которое наполняло смыслом монотонную жизнь Мцыри в обители, была тоска по родному краю, родителям. Он жил воспоминаниями о горах, о мудрых стариках, о воине-отце, о любимых сестрах. И мечта вернуться в родное селение росла и крепла вместе с ним. Поэтому, став старше, он бежит из монастыря.
Три дня на воле стали самыми счастливыми в жизни. Буйство грозы, прекрасное тихое утро, молодая грузинка, идущая за водой, и даже схватка с диким барсом – все это дало столько потрясающих впечатлений, сколько он не получил за всю свою недолгую жизнь.
Раны от когтей барса отняли у Мцыри последние силы. Его, потерявшего сознание, нашли монахи и опять вернули в обитель. Здесь юноша умер, поведав на предсмертной исповеди всю свою историю старому монаху.
Мцыри воплотил в себе все основные черты романтического героя: погруженность в мечту и тоску по родине, страстное стремление к свободе, слияние с природой во время побега, храбрость и мужество в борьбе с барсом.
Романтично и само место, где разворачиваются события: монастырь в горах Кавказа, мрачный, непроходимый лес, горное ущелье с шумящим потоком… Все в поэме рисует читателю прекрасный образ юного героя, пожертвовавшего жизнью ради трех дней свободы.
Такой романтический, полусказочный герой был актуален в 30–40 годы 19 века, когда стремление к свободе подавлялось реакционной властью Николая I, и о воле, гармоничном мире можно было только мечтать.