Последствия
При неправильном поведении родителей кризис может обернуться для ребёнка следующими проблемами:
- развиваются эмоционально-поведенческие отклонения;
- реакции временного характера (обида, ревность, злость, разочарование) становятся устойчивыми паттернами поведения;
- формируется негативное отношение к привычным вещам;
- происходит разрыв психоэмоциональной и даже физической связи с родителями;
- наблюдаются первые признаки нарушения социализации.
Пример. Если ребёнок в момент кризиса постоянно ревновал маму к кому-то (папе, брату, чужому человеку) и взрослые ничего не сделали, чтобы помочь ему пережить эту боль, в будущем это может проявиться патологической ревностью к любимому человеку или даже ненавистью к кому-то из членов семьи.
Второй пример. Если родители в период кризиса насильно заставляют малыша умываться, впоследствии он будет испытывать негативные эмоции по отношению к водным процедурам и в подростковом возрасте будет ненавидеть это делать и всячески избегать.
Фазы личностного развития ребенка
Существует 3 фазы развития личностных качеств ребенка:
Адаптация
В этот период (с рождения до подросткового возраста) происходит приспосабливание ребенка к жизни в обществе и усвоение нового социального опыта. Индивид познает особенности норм социума, подражает людям вокруг себя, адаптируется к тем или иным ситуациям и вырабатывает свою модель поведения. Он узнает новые виды деятельности и способы проявления себя как индивидуальности в условиях социальной группы, в которой находится.
Детский сад или школа выступают следующей ступенью для формирования социальных навыков малыша.
В новых обстоятельствах ребенок чувствует необходимость быть таким же, как другие, чтобы его поняли и приняли. Различные особенности группы перенимаются индивидом, что создает условия для дальнейшего взаимодействия с ней.
Индивидуализация
Успешная адаптация характеризуется тем, что после осознания норм общества появляется потребность в выделении себя среди общей массы подобных людей. В этот момент формируются критическое мышление и собственные взгляды. Ребенок хочет проявить свою индивидуальность в уже знакомых ему условиях: через одежду, речь, поведение и т. д.
Чтобы удовлетворить данную потребность, он ищет разные методы для проявления себя и закрепления этого образа, а также находится в поиске такого социума, который способен его принять.
Интеграция
Из предыдущего пункта вытекает уже нужда во внедрении в условия общества и при этом сохранении идентичности. То есть поиск своего места в социуме происходит только в том случае, если он принимает человека (что было сказано ранее). Но может случиться и иначе, когда личность настолько неординарная, что общество не может воспринимать ее как часть себя: оно начинает негативно реагировать на несхожего с другими индивида.
В этом и проявляется главная проблема противоречия: личность нуждается в индивидуализации, в то время как социум требует соблюдения своих норм и предпочтений.
Сроки
Как уже было сказано, кризис 1 года у детей может проходить по-разному. В среднем, психологи называют период, когда он проявляется наиболее ярко, с 8 до 15 месяцев. Именно в этот отрезок нужно особенно внимательно наблюдать за всем, что происходит с малышом и ловить первые признаки зарождающихся противоречий. Здесь тоже есть несколько важных моментов, которые родителям нужно обязательно усвоить.
Во сколько начинается
Не нужно думать, что чем раньше начнётся кризис, тем лучше и тем быстрее он закончится. Здесь всё наоборот: психологи считают, что оптимальным вариантом является преодоление противоречий в период с 12 до 15 месяцев. Это продиктовано тем, что личностное развитие в этом возрасте тесно взаимосвязано с физиологией. Мозг ребёнка в 8 и 15 месяцев существенно отличается. Чем больше нейронных связей сформировано у него к моменту кризиса, тем легче ему его пережить, потому что он понимает гораздо больше.
Однако его нельзя замедлить, он зависит от индивидуальных особенностей. Если кризис выпал на младенческий возраст (до года), родителям нужно просто набраться терпения и предпринять все возможные меры для его благополучного разрешения.
Сколько длится
Длительность кризиса может составлять от 1 месяца до 1 года. Этот срок зависит от многих факторов, начиная с индивидуальных особенностей и заканчивая помощью со стороны. Чем активнее будет участие родителей в данном процессе, тем успешнее и быстрее будут преодолены противоречия. Некоторые психологи считают, что основной пик приходится на 8-15 месяцев, а затем он начинает стихать, т. е. ребёнку хватает этого времени, чтобы осознать собственную значимость и освоить основные запреты.
Другие специалисты считают, что кризис длится на протяжении целого года — с 12 до 24 месяцев. Просто гипобулические реакции то затихают, то проявляют себя с новой силой в течение всего этого времени. С одной стороны, кажется, что права именно эта группа психологов. Стоит только вспомнить, как детки, которым уже исполнилось полтора года, закатывают истерики в магазинах, чтобы им купили то, что они хотят. Однако считается, что в данном возрасте это уже последствие неправильного воспитания, когда малыш не смог в период первого кризиса освоить запреты и простейшие социальные нормы.
Календарь
По месяцам
Самыми проблемными в кризисе раннего возраста психологи называют 8, 9, 12 и 15 месяцы. Гипобулические реакции выражены максимально ярко и проявляются практически ежедневно.
10-й и 13-й месяцы проходят более спокойно. Гипобулические реакции крайне редки, кризис проявляется преимущественно обычными эмоциями, без истерик.
11-й и 14-й месяцы занимают «золотую середину»: капризы случаются, но в рамках допустимого.
По неделям
Если нужен более подробный календарь, то психологи отмечают следующие моменты:
- самые проблемные недели, когда с ребёнком трудно совладать и приходится набираться терпения: с 34 по 37, с 42 по 46, с 51 по 55;
- «золотая середина», когда капризы быстротечны и легко управляемы: 32, 33, 38, 40, 41, 47, 48, 50, 56, 57, 59;
- благополучные недели, когда гипобулические реакции практически незаметны и взрослым можно на какое-то время расслабиться: 39, 49 и 58.
Однако к данному календарю нужно подходить, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка. Есть дети, которые могут вести себя агрессивно в так называемые благополучные недели или месяцы, но затихать в кризисные. Не нужно относиться к этому как к патологии. Это лишь общие рекомендации психологов, основанные на анализе типичных реакций, и они требуют коррекции в каждом отдельном случае.
Если нужен более подробный календарь кризисных периодов на протяжении первых 2 лет жизни ребёнка, можете воспользоваться следующей схемой:
Суть личностного развития ребенка
Прежде всего личность – это все то, что определяет социально развитого человека: все его взгляды, эмоции, качества, жизненные цели и т. п. Она формируется с самого детства, и существует множество факторов, которые всесторонне влияют на личностное развитие ребенка. Например, моральные принципы и представления о добре и зле в первую очередь закладываются родителями.
Не секрет, что ребенок впитывает все происходящее вокруг него. Малыш перенимает привычки, манеры, взгляды и мысли авторитетных для него людей – родителей, вот почему мы все так похожи на них. Отсюда вытекают определенные правила, которые будут благоприятно влиять на данный процесс. Очевидно, что выросший в здоровой и доброй атмосфере ребенок станет гораздо более счастливой и сформированной личностью, чем тот, кому не хватало любви и понимания.
Специалисты долгое время изучают эту тему и пришли к выводу, что именно совокупность всех качеств, которые отличают одного человека от другого, составляет характер и модель поведения каждого индивидуума.
Также на первоначальные нравственные установки влияет образ жизни самих родителей, то, какими личностями являются они и какими пагубными привычками обладают, поскольку это основной пример для подражания.
По мнению немецкого психолога Эрика Эриксона, первый год жизни человека является основным при формировании уровня доверия к окружающему миру. Необходимо обеспечить полноценный физический и эмоциональный контакт с ребенком, чтобы у него сразу сложилось правильное представление о хорошем отношении, общении и любви. Иначе могут появиться признаки нарушения личностного развития ребенка, которые обнаружат себя гораздо позже.
Через какие каналы и какими способами ребенок познает основные принципы окружающего мира:
-
наблюдение за действиями и привычками членов семьи;
-
изучение взрослых в процессе труда – как мама убирается и готовит, как папа помогает ей и приносит домой продукты;
-
просмотр мультфильмов, прослушивание сказок, с помощью которых он познает поведение главных персонажей и мораль произведения;
-
подражание сверстникам, а также другим людям.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 2План:1.Первый год как этап психического развития.1.1. Первый год жизни.1.2. Этапы
Вопросы для самопроверки.Список используемых источников.
Слайд 3Первый год жизниПервый год жизни ребенка делиться на два периода:
Периодом новорожденности — промежуток времени, когда ребенок отделен от матери
физически, но связан с ней физиологически. Длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель). Комплекс оживления – это эмоционально-двигательная реакция младенца, обращенная к взрослому, сопровождаюшаяся улыбкой, голосовыми реакциями и хаотичными движениями.Период младенчества – представляется ситуацией эмоционального единства ребёнка и взрослого “мы”. Длится от 4–6 недель до одного года.
Слайд 4Для успешного воспитания интенсивно развивающегося малыша первый год жизни условно
делят на периоды, качественно отличающиеся друг от друга: от рождения
до 3 месяцев, включая период новорожденности (первые 3—4 недели); от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев;от 9 до 1 года.
Каждый период развития ребенка является фундаментом для последующего и отличается ведущими реакциями и изменениями. Ведущими называют такие реакции и умения ребенка, которые определяют его развитие на данном возрастном этапе и являются благоприятными предпосылками для последующего развития.
Этапы психического развития
его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого
кризиса следующие:Физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);Психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.
Первый критический период в развитии ребёнка между нутриутробным и внеутробным образом жизни, сопровождающейся полной зависимостью от взрослых.
Слайд 6Кризис одного годаПереходный период между младенческим возрастом (0-1) и ранним
детством (1-3), который называется «кризис одного года».Л.С. Выготский датирует начало
кризиса одного года десятью месяцами, когда наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желание. Симптомы проявления кризиса:Внешние проявления кризиса: У ребёнка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребёнок становится беспокойным, появляются первые проявления самостоятельности.
мира и теми возможностями, которыми ребёнок обладает. Главное приобретение переходного
периода – своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной (отличается от взрослой, но иногда напоминает «взрослые» слова). “В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребёнка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребёнок и взрослый. В этом и заключается суть кризиса первого года жизни.” Д.Б. Эльконин
реакциями ребёнка:Запрет (или отсрочка) удовлетворения его желания, приводит к проявлению
волевой реакции в поведении (стремление завладеть игрушкой, желание, чтобы ему уделили внимание), как характеристики психической жизни;Ребёнок учится реагировать на просьбы и запреты, выражая удовольствие или неудовольствие проявлением эмоций. Наблюдается прямая зависимость ребенка от взрослого и приводит к тому, что: Отношение его к самому себе и к действительности всегда преломляется сквозь призму отношений с другим человеком
Недостаток любви и внимания со стороны взрослого, негативно отражается на будущей самооценке ребенка и формируют комплекс «недолюбленности». Переизбыток внимания и постоянное «облизывание» малыша, приводит к тому, что в будущем он может стать «зависимым» — от родителей.
новообразования кризиса первого года?Объясните главное противоречие одного года.В чем заключаются новые отношения со взрослыми в этот период?
1999.Макаренко А.С. Книга для родителей – М.: Лениздат, 1981.Смирнова Е.О. Детская психология. СПб.: Питер, 2009.Фрухт Э.Л. Консультация и диагностика. М., 1998.Интернет ресурсы:http://www.voppsy.ruhttp://psystudy.com.ruhttp://www.psychology.ru/library/.
Причины
Если родители смогли осознать суть кризиса, им будет проще понять его причины. Это поможет наладить отношения с ребёнком и совместно преодолеть все противоречия этого непростого периода.
Психологи называют следующие факторы-провокаторы:
огромное количество информации, которую нужно ежедневно усваивать и перерабатывать;
необходимость постоянно учиться чему-то новому: есть ложкой, ползать, сидеть, ходить, говорить;
непомерные физические нагрузки: на фоне ещё не сформировавшегося опорно-двигательного аппарата ребёнок начинает ходить, что даётся ему крайне нелегко;
открытие окружающего мира, который, оказывается, не ограничивается кроваткой или одной комнатой, и по нему можно перемещаться — причём самостоятельно;
отрыв от родителей: от них можно уползти и убежать — это второй разрыв с матерью в жизни ребёнка, но уже осознанный (первый — рождение);
отказ от материнской груди — потеря ещё одной важной психофизиологической связи с мамой;
освоение новых предметов (ложки, пирамидки, книжки, телевизора);
выстраивание первых отношений с окружающими: у кого-то можно попросить кушать, у других это делать бесполезно.
С точки зрения психофизиологии, мозг ребёнка постоянно развивается и совершенствуется, он пытается понять, какое место занимает в этом огромном мире и как нужно себя в нём вести. Это первые шаги на пути социализации, и чем увереннее они будут, тем успешнее человек будет в будущем. Но без помощи взрослых малышу это не под силу.
Если раньше он жил по законам биологических ритмов, то к 8-9 месяцам они теряют свою организационную функцию. Его поведение кардинально меняется из-за созревания структур головного мозга и перестройки нервной системы.
Овладение ходьбой, речью, манипулятивными и предметными действиями сопровождается формированием новых качеств психики. Появляется потребность в самостоятельности (ребёнок понимает, что сам может перемещаться, чтобы изучить окружающее пространство и предметы), но для этого отсутствуют условия. Для родителей он всё такой же кроха, и большинство из того, что ему хочется, нельзя.
Разобрав каждую причину подробно и применив её к своему малышу, родителям будет проще понять, что с ним происходит. Это позволит более безболезненно преодолеть возрастной кризис первого года жизни ребёнка. Психологи и педиатры называют данный фактор обязательным условием формирования гармоничной личности в будущем.
Слайд 7Кризис 1 года.В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния
ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он – взрослый, мы – разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые “требуют” внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать “на зуб .
Вариант 6
Всем привет! Сегодня я хочу поделиться своими мыслями на тему «Моя индивидуальность». Что такое индивидуальность? Для меня это уникальные черты, которые делают меня особенным среди других людей. Каждый из нас имеет свои особенности, которые отличают его от остальных, и я считаю, что это замечательно.
Мне нравится думать, что каждый человек — это как камень, который имеет свою уникальную форму и текстуру. Так же, как каждый камень в реке имеет свои углы и края, так и у каждого из нас есть что-то особенное. Я считаю, что это делает нас интересными и уникальными.
Одним из примеров индивидуальности из литературного текста русской литературы является герой романа «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Онегин был своеобразной личностью, отличавшейся от окружающих его людей. Он был непохож на всех, он не был скучным и обычным. Его книги, стихи и образ мыслей были необычными и интересными. Онегин не боялся быть самим собой и не следовал общепринятым нормам и правилам. Это делало его действительно особенным и неповторимым.
Вторым примером индивидуальности из моей жизни я могу привести моего друга Максима. Он всегда выделяется среди других своей нестандартной одеждой и уникальным стилем. Он имеет свои собственные интересы и хобби, которые отличают его от нас, его друзей. Например, он увлекается живописью и рисует потрясающие картины. Максим не боится быть самим собой, он не подстраивается под мнение других и всегда следует своим убеждениям. Это делает его по-настоящему особенным и вдохновляет меня быть самим собой.
В заключение, я хочу сказать, что индивидуальность — это то, что делает нас уникальными. Каждый из нас имеет свои особенности и таланты, которые следует развивать и ценить. Будьте смелыми и не бойтесь быть собой, ведь именно это делает нас особенными. Я горжусь своей индивидуальностью и призываю вас гордиться своей собственной. Помните, что вы уникальны и неповторимы, и это великолепно!
Мне нравится82Не нравится45
Ошибки при личностном развитии ребенка
Специалисты рекомендуют избегать следующих ошибок в процессе развития личностных качеств ребенка:
Категорический запрет
Как было сказано ранее, это ограничивает ребенка и не дает ему самостоятельно действовать в своих интересах, проявлять свои возможности. Не будьте врагом для вашего малыша, запаситесь терпением и уважением. В противном случае вы можете способствовать появлению психических или физических проблем или даже пропустить какое-то заболевание.
Гиперопека
Избыток заботы также плохо скажется на личностном развитии ребенка, особенно в раннем возрасте. Гиперопека обернется проблемами во взрослой жизни, когда самостоятельность воспринимается как что-то страшное и даже невозможное. И это ожидаемо, если родители постоянно оберегают свое чадо и не дают выполнять даже базовые вещи, удовлетворять свои потребности без помощи взрослых.
Крайние негативные формы проявления гиперопеки могут спровоцировать неврозы. Или же случится так, что ребенок попросту будет неспособен общаться со сверстниками, не говоря уже о том, чтобы заводить новых друзей. Постоянное нахождение в личном пространстве человека может привести к психологическим расстройствам, которые будут требовать продолжительного лечения.
Поэтому не стоит доводить ситуацию до крайней точки, когда ваш ребенок не будет иметь базовых навыков социализации, отстаивания личных границ и высказывания своего мнения.
Чрезмерная требовательность
Этот принцип характеризуется необходимостью обосновывать ваши требования здравыми объяснениями. Не говорить «потому что» или «так надо», ребенок не понимает, почему что-то плохо, а что-то хорошо. Это приведет к раздражительности и упрямству, когда он будет воспринимать вас как человека, которому никогда ничего не доверит. Лучше четко и понятно донести свои переживания, мотивы, чтобы всегда была понятна причина того или иного действия.
Нотации
Систематические нравоучения рано или поздно потеряют свою силу, они начнут восприниматься негативно. Никакого воспитания вы не добьетесь, а только настроите ребенка против себя и людей, с которыми вы его можете сравнивать. Этот метод, опять же, приведет к протесту и потере дружеского контакта между малышом и родителями.
Чрезмерное баловство ребенка
Это обратная сторона контроля и запретов, когда формирующейся личности разрешается слишком много. Дети привыкают к этому, и в дальнейшем люди сталкиваются с трудностями при общении с ними. Что же касается самого ребенка, он теряет всякие способности к самостоятельному решению проблем. Мир становится слишком жестоким для таких детей, которые не могут удовлетворить все свои потребности, что может привести даже к нервному срыву.
Правила личностного развития ребенка
Какие существуют условия для личностного развития ребенка?
-
Будьте партнером для своих детей, не становитесь слишком строгим и авторитарным родителем. Не стоит создавать атмосферу постоянного контроля, лучше предоставлять больше свободы, воспитывая самостоятельность через дружеские взаимоотношения и понимание.
-
Старайтесь меньше ограничивать малыша. Дайте ему возможность совершать свои ошибки и учиться на собственном опыте, ведь запрещая все на свете, вы его не защитите. Объясняйте вашему чаду в спокойном тоне, почему не стоит делать что-то, какие могут быть последствия, чтобы дальше он сам принимал решения.
-
Из второго выходит и третье условие – больше свободы. Позвольте ребенку самостоятельно выбирать свой круг общения, интересы, узнавать свои вкусы и проявлять свою личность. Обозначьте для себя те его сферы жизни, на которые вы не будете никак влиять. Так вы поможете малышу раскрыть свой потенциал и сформироваться как полноценному и самостоятельному человеку.
Причины
Если родители смогли осознать суть кризиса, им будет проще понять его причины. Это поможет наладить отношения с ребёнком и совместно преодолеть все противоречия этого непростого периода.
Психологи называют следующие факторы-провокаторы:
огромное количество информации, которую нужно ежедневно усваивать и перерабатывать;
необходимость постоянно учиться чему-то новому: есть ложкой, ползать, сидеть, ходить, говорить;
непомерные физические нагрузки: на фоне ещё не сформировавшегося опорно-двигательного аппарата ребёнок начинает ходить, что даётся ему крайне нелегко;
открытие окружающего мира, который, оказывается, не ограничивается кроваткой или одной комнатой, и по нему можно перемещаться — причём самостоятельно;
отрыв от родителей: от них можно уползти и убежать — это второй разрыв с матерью в жизни ребёнка, но уже осознанный (первый — рождение);
отказ от материнской груди — потеря ещё одной важной психофизиологической связи с мамой;
освоение новых предметов (ложки, пирамидки, книжки, телевизора);
выстраивание первых отношений с окружающими: у кого-то можно попросить кушать, у других это делать бесполезно.
С точки зрения психофизиологии, мозг ребёнка постоянно развивается и совершенствуется, он пытается понять, какое место занимает в этом огромном мире и как нужно себя в нём вести. Это первые шаги на пути социализации, и чем увереннее они будут, тем успешнее человек будет в будущем. Но без помощи взрослых малышу это не под силу.
Если раньше он жил по законам биологических ритмов, то к 8-9 месяцам они теряют свою организационную функцию. Его поведение кардинально меняется из-за созревания структур головного мозга и перестройки нервной системы.
Овладение ходьбой, речью, манипулятивными и предметными действиями сопровождается формированием новых качеств психики. Появляется потребность в самостоятельности (ребёнок понимает, что сам может перемещаться, чтобы изучить окружающее пространство и предметы), но для этого отсутствуют условия. Для родителей он всё такой же кроха, и большинство из того, что ему хочется, нельзя.
Разобрав каждую причину подробно и применив её к своему малышу, родителям будет проще понять, что с ним происходит. Это позволит более безболезненно преодолеть возрастной кризис первого года жизни ребёнка. Психологи и педиатры называют данный фактор обязательным условием формирования гармоничной личности в будущем.
Вариант 6
Каждый человек уникален. У каждого из нас своя история и свой путь в жизни. Никто не похож на другого. Каждый из нас – личность.
В моей жизни много важных вещей. Я учусь в школе и стараюсь получать хорошие оценки. Учеба для меня очень важна, потому что я хочу стать успешным и достичь своих целей. Я занимаюсь спортом, чтоб быть здоровым и сильным. Мне нравится играть в футбол и бегать на уроках физкультуры.
Я также имею много интересов и хобби. Я люблю читать книги и узнавать новые вещи. Я увлекаюсь искусством и музыкой. Моя мечта – стать художником или музыкантом.
Я общительный и дружелюбный человек. У меня много друзей, с которыми мы проводим время вместе, делаем увлекательные вещи и помогаем друг другу. Я считаю, что дружба – это очень важная часть жизни.
Я также стараюсь быть ответственным и надежным. Я помогаю моим родителям с домашними делами и учусь быть самостоятельным. Я стараюсь быть добрым и открытым для других людей. Я верю, что моя личность может сделать мир лучше.
В мире существуют разные люди с разными интересами, умениями и взглядами на жизнь. Мы все уникальны и важны. Каждая личность – это часть пазла в жизни. Мы можем учиться друг у друга и расти вместе.
Таким образом, я верю, что я – личность со своими историями, мечтами, интересами и целями. Я учусь, расту и стремлюсь к успеху. Но самое главное – я готов быть собой и делиться своей уникальностью со всеми вокруг меня.
Мне нравится1.6 k.Не нравится984
Суть кризиса
За первый год жизни ребёнок проходит путь от маленького сморщенного комочка, появившегося из утробы матери, до самостоятельной личности, которая может показать свой характер. За этот период ему приходится изучить столько всего нового, сколько он впоследствии не узнает за всю жизнь.
Чтобы понять, что малыш растёт не только в физическом плане, но и в личностном, родителям нужно вспомнить его новорождённым. В первые дни он плакал только потому, что хотел есть, у него что-то болело, он замерзал или не высыпался. Большинство его реакций было продиктовано физиологией, а жизнью управляли биологические ритмы.
Но, начиная с 8-9 месяцев, всё кардинально меняется. Чем ближе первый день рождения, тем труднее управляться с ним. Всё чаще он плачет по необъяснимым причинам. В туалет сходил, выспался, наелся, нагулялся, в тепле, окружён лаской и заботой — но вдруг морщится и капризничает, отталкивает игрушки и мамину руку. Терапевт после обследования говорит, что поводов для беспокойств нет, малыш здоров. Так в чём же тогда дело?
Именно так начинается кризис 1 года жизни. У ребёнка складываются первые представления об окружающем мире и нём самом. Он переживает состояние лёгкого, но всё же стресса, обусловленного тем огромным скачком в развитии, который он совершил от новорождённого до этого момента. Он ощущает себя уже полноценной личностью, так как осознаёт собственные желания: хочет и просит есть, гулять, играть, спать и т. д.
Связь с мамой становится немного слабее: он понимает, что может уйти от неё в другую комнату, наесться без её груди. Этот фактор усугубляется, если именно на данный период приходится отказ от лактации или выход женщины на работу. Малышу трудно осознать, что он может без неё обходиться.
Главное противоречие 1 года жизни ребёнка заключается в том, что он ощущает себя полноценной личностью (в его субъективном понимании). А на деле к нему продолжают относиться как к малышу, у которого пока не может быть никаких личностных потребностей. Он знает только одно понятие — «хочу», и то продиктованное больше физиологией. А мир взрослых навязывает ему что-то непонятное и неприятное — «надо» и «нельзя». Маленький человечек не может ещё до конца их усвоить, хотя ему приходится подстраиваться под те нормы и запреты, к которым к этому времени приучают его родители.
Вариант 1:
Я – личность. Каждый человек уникален и имеет свои особенности, которые делают его таким, какой он есть. Я тоже не исключение. Я уверен, что у меня есть свои сильные и слабые стороны, которые я стараюсь развивать и улучшать.
Одна из моих сильных сторон – это мое увлечение спортом. Я люблю заниматься футболом и баскетболом, и это помогает мне быть более активным и здоровым. Кроме того, я учусь в школе хорошо и стараюсь улучшать свои знания и навыки.
Однако у меня есть и слабые стороны. Например, я не всегда могу справиться с трудными заданиями или ситуациями, и мне нужна помощь взрослых или друзей. Также я иногда бываю слишком рассеянным и забывчивым.
Но я не сдаюсь и стараюсь работать над своими слабостями. Я знаю, что могу достичь большего, если буду упорно работать и не бояться ошибаться. Я верю в себя и свои возможности.
В целом, я считаю, что я – личность, которая может достичь многого в жизни, если будет упорно работать и не бояться преодолевать трудности.
Как проявляется
Самое сложное — распознать кризис 1-го года, т. к. психологическое взросление, как и физиологическое, сугубо индивидуально. Название носит условный характер: у одних детей его проявление наблюдается уже в 8 месяцев, другие могут прийти к этому только в 15 месяцев. Обычно это происходит в течение 3-4 недель после того, как ребёнок начинает ходить
И вот тут важно заметить признаки, которые свидетельствуют о начале становления личности
Главным проявлением первого возрастного кризиса являются гипобулические реакции. В психологии под этим понятием подразумеваются ярко выраженные эмоции, в основе которых лежит недовольство. Запрет на желаемое или просто его физическая недосягаемость порождает в ребёнке агрессию, он входит в кратковременное состояние аффекта и стресса и требует любыми доступными способами то, что ему нужно. Эти вспышки характеризуются:
- громким плачем, но чаще всего без слёз (они могут пойти потом, когда состояние аффекта закончится, а желаемое ребёнок так и не получит, и это будет уже другая реакция — разочарование и обида);
- резкими движениями: взмахи руками, топанье ногами, мотание головой, может даже упасть навзничь;
- живой мимикой: нахмуренные брови, плотно сжатые губы, сузившиеся глаза;
- требовательными интонациями: взрослые могут не понимать детского лепета, но по недовольному тону и быстрому темпу речи будет понятно, что малыш что-то требует и рассержен.
Гипобулические реакции могут проявляться в разные моменты. Чаще всего их причина лежит на поверхности и вполне понятна взрослым. Например, ребёнку не дали игрушку или заставляют есть пресную кашу вместо вкусной конфеты. Но иногда провоцирующий фактор завуалирован и далеко не так просто распознать, что именно ему не нравится. Это может быть детская ревность (когда кто-то целует маму или она при малыше активно общается с кем-то другим) или нехватка внимания (взрослые заняты своими делами, а он должен развлекать себя сам).
Гипобулические реакции чаще всего протекают бурно, с истерическими нотками. Однако внимательные родители на их фоне могут заметить и более смягчённые проявления кризиса:
- любопытство: малыша тянет ко всему запретному — розеткам, электроприборам, открытым окнам, дверям;
- чрезмерная активность, непоседливость;
- сопротивление маминым действиям (более мягкое, чем при гипобулических реакциях) — например, настойчивое срывание шапки с головы;
- назойливость: ползает (ходит) за мамой или папой по пятам, не отстаёт ни на минуту, не отпускает даже в туалет, дёргает за одежду, пытается что-то говорить и требует ответа;
- отказ от привычных ритуалов (не обязательно посредством гипобулических реакций): не хочет спать, есть, гулять, умываться, одеваться и т. д.
Чаще всего первый психологический кризис ребёнок переживает достаточно бурно, т. к. у него ещё нет способности саморефлексии. Все свои эмоции он демонстрирует, чтобы донести до взрослых свои ощущения и противоречия. К сожалению, большинство родителей списывают эти капризы на недомогание или, что ещё хуже, на плохой характер (молодые мамочки нередко говорят фразы вроде «вредный — весь в папашу»).
Это приводит к тому, что в плане психологического развития малыш остаётся без помощи, что впоследствии негативно сказывается на его формировании как личности. Неразрешённые противоречия могут тянуться за ним ещё длительное время, препятствуя в дальнейшем нормальной социализации.