«донские рассказы» шолохова: краткое содержание, идея

Краткое содержание рассказа михаила шолохова «червоточина»

Краткое содержание

Анализ “Легкого дыхания” нужно продолжить кратким содержанием рассказа. Повествование начинается с описания кладбища, где похоронена гимназистка Оля Мещерская. Сразу дается описание выражения глаз девушки – радостное, поразительно живые. Читатель понимает, что рассказ будет про Олю, которая была веселой и счастливой гимназисткой.

Далее говорится о том, что до 14 лет Мещерская ничем не отличалась от других гимназисток. Она была хорошенькой, шаловливой девочкой, как и многие ее ровесницы. Но после того, как ей исполнилось 14 лет, Оля расцвела, а в 15 ее уже все считали настоящей красавицей.

Девушка отличалась от своих сверстниц тем, что ее не беспокоил внешний вид, не волновало, что от бега краснело ее лицо, а прическа становилась растрепанной. На балах никто не танцевал с такой легкостью и изяществом, как Мещерская. Ни за кем так не ухаживали, как за ней, и никого так первоклассницы не любили, как ее.

В последнюю для нее зиму говорили, что девушка будто сошла с ума от веселья. Она наряжалась как взрослая женщина и была самой беззаботной и счастливой в то время. Однажды ее вызвала к себе начальница гимназии. Она стала отчитывать девушку за то, что она легкомысленно себя ведет. Оленька ничуть не смущаясь, делает шокирующее признание о том, что она стала женщиной. И виноват в этом брат начальницы, друг ее отца, Алексей Михайлович Малютин.

А спустя месяц после этого откровенного разговора, он застрелил Олю. На суде Малютин оправдался тем, что во всем виновата сама Мещерская. Что она его соблазнила, обещала выйти за него замуж, а потом сказала, что испытывает к нему отвращение и дала прочитать свой дневник, где она писала об этом.

На могилу к Оленьке каждый праздник приходит ее классная дама. И часами размышляет о том, как несправедлива бывает жизнь. Ей вспоминается разговор, который она однажды услышала. Оля Мещерская говорила своей любимой подруге о том, что в одной папиной книге прочитала о том, что в красоте женщины важнее всего легкое дыхание.

Анализ 2

За все время писатель написал огромное количество разных произведений, которые стали популярными и знаменитыми. Многие произведения его были переведены на другие языки и раскупались очень быстро. Произведение Шолохова «Лазоревая степь» относится к самому раннему творчеству.

Здесь все рассказывает пастух, которого зовут Захар. А все события происходят во время Гражданской войны. С самого детства ему приходилось очень много работать для того чтобы прокормить не только себя, но и родителей. Когда Томилин умер, то все переходит в руки его сына и Захар тоже. Его сын был раньше военным человеком и поэтому не любил, когда с ним спорили или комментировали то, что он приказал сделать. И когда ему все это надоедало, то он мог применить силу. Кроме себя ему никогда никого не было жалко, и поэтому издевался он практически над каждым человеком. Конечно, находились и те, кто не давал над собой издеваться, но долго эти люди не жили. У него было огромное количество земель, за которыми следили его крестьяне, которыми он управлял. Каждый день он объезжал и проверял свои владения.

Когда началась гражданская война, то все его земли были поделены между крестьянами. И с этим никак не согласен Томилин. Почему это он должен делить все свои земли с какими-то рабами, которые много лет работали на него и выполняли свою работу не очень-то хорошо. И для того чтобы все это исправить, он решил собрать определенное войско, которое поможет ему все забрать обратно. А когда все земли были возвращены хозяину, он решил поквитаться с теми, кто позарился на чужое добро.

Конечно, сюда попало очень много человек. Среди всех этих людей находились внуки пастуха. Их звали Семен и Аникей. На то время ни у одного из парней еще не было семьи, но от девушек отбоя не было. Тогда за них и вступился он, но пан даже, и слушать его не хотел. Он считал, что всех кто нарушил его правила, нужно было наказать, чтобы другие боялись его еще сильнее и больше никогда этого не произошло. Но немного подумав, Томилин предложил Захару поговорить с внуками и если они согласятся попросить при всех у него прощения, то он отпустит их. Но парни этого делать не стал, ведь они уверены, что ничего такого не совершали, а взяли то, что должны были.

После этого Томилин приказывает своим людям расстрелять всех, кто здесь находится, а потом по телам этих людей пустить большой табун лошадей. Жена Захара как могла, защищала внуков, но ничего не получилось, и в итоге также была расстреляна.

Каким-то непонятным образом Аникею удалось выжить, хотя ему три раза прострелили ноги и от боли он даже кричать не мог. А немного попозже по его ногам проехала груженая телега с лошадьми. Когда все разошлись, ему удалось разыскать помощь, и он добирается до больницы. Вот только ноги уже спасти не удалось и поэтому на всю жизнь он остается в коляске, но зато живой. Больше всего на свете он переживает за то, что не может помогать и работать на той земле, на которой не только родился, но и вырос. Кроме этого ему очень даже нравилась его земля.

Анализ рассказа Лескова Старый гений (8 класс)

Основные персонажи

Нелл Трент (часто называемая Нелли или «маленькая Нелл») — милая, нежная, добрая девочка. Она сопровождает своего деда во время его вынужденных скитаний по Англии. Нелл проявляет невероятную терпимость и любовь к нему.

Дедушка — персонаж, чье имя ни разу не упоминается в романе. Он является старым антикваром и дедом Нелл. Дедушка тратит большую часть своих денег на азартные игры, желая обеспечить своей внучке безбедное существование, но оказывается не слишком удачлив.

Кристофер (Кит) Нубблс — верный друг и слуга Нелл, готовый всегда прийти на помощь.

Дэниел Квилп — антагонист романа — злой и жестокий горбатый карлик, приведший Нелл и дедушку к разорению.

Фредерик Трент — коварный брат Нелл. Полагая, что дедушке все же удалось накопить состояние, он, использует своего друга для воплощения хитрого плана по завладению предполагаемым богатством.

Ричард «Дик» Вертлюг — манипулируемый друг, являющийся союзником Квилпа и Фредерика Трента.

Мистер Сэмпсон Брасс — подлый и продажный адвокат. Он работает на Мистера Квилпа.

Мисс Сара (Салли) Брасс — сестра и клерк Мистера Брасса, властная женщина, которую часто называют «драконом».

Миссис Джарли — владелица передвижной выставки восковых фигур.

Маленькая служанка «Маркиза» — служанка Мисс Брасс. Она не знает своего настоящего возраста, имени и родителей. В оригинальной рукописи есть предположение, что она является незаконнорожденной дочерью Квилпа и Мисс Брасс, но в публикации эта ссылка была удалена.

Одинокий джентльмен — безымянный персонаж в книге, являющийся младшим братом дедушки Нелл. В следующей части «Часы мастера Хамфри», вышедшей следом за «Лавкой древностей», мастер Хамфри открывает своим друзьям, что он является персонажем, упомянутым в этой истории как «одинокий джентльмен».

Популярные сегодня пересказы

  • Деревенский пожар — краткое содержание рассказа Салтыкова-Щедрина Деревня Софониха в одночасье вспыхнула и сгорела. Крестьяне, лишенные имущества, остались нищими. На пожаре погибли двое – старая Прасковья и вдовий сын Петька.
  • Я умею прыгать через лужи — краткое содержание повести Маршалла Произведение представляет собой автобиографичную историю, повествующую о событиях детства писателя, который, также, как и главный герой рассказа, страдает полиомиелитом.
  • Песнь о Гайавате — краткое содержание поэмы Лонгфелло Замечательнейшая поэма написана писателем по фамилии Лонгфелло и называется она «Повесть о Гайавате». Сюжет повести развивается в старне Оджибуэев, которая является индейской. В основе всей песни лежат легенды и верования.
  • Семья вурдалака — краткое содержание повести Толстого Жанровая направленность произведения представляет собой готическую новеллу, повествование в которой ведется от лица пожилого француза-эмигранта маркиза д’Юрфе, одного из участников венского дипломатического конгресса.

Мотив блудного сына (рассказ «Домой»)

Издание Г. Ф. Мириманова.М., 1928

Сквозной мотив блудного сына, как и мотив земли обетованной, поддерживает целостность и единство цикла, во всех рассказах которого изображены герои, покинувшие родные места и либо мечтающие о возвращении в родной дом, либо реально движущиеся назад – из Сибири в центральную Россию. Один из рассказов так и называется – «Домой». Его зачин описывает главного героя – «вихрастого бледнолицего мальчика лет одиннадцати» по имени Семка. Родители его, переселенцы, умерли в дороге от тифа, «и он остался одиноким среди чужих людей и среди чужой природы, вдалеке от родины, которую он помнил» (C. 122). Эта память о родном доме, желание вернуться туда и становятся основным двигателем всех поступков Семки, основой сюжетного развития произведения и его восприятия читателем.

На первый взгляд, библейская притча в рассказе значительно трансформирована: отчий дом в нем оказывается синонимом родины, в родное село устремляется сын, оставшийся сиротой. Но главный нерв притчи – проблема выбора – в рассказе играет ведущую роль. Родной дом когда-то отпустил обоих героев рассказа, причем старший из них, отец Семки, сделал свой выбор сознательно, чего нельзя сказать о младшем, Семке, которого родители взяли с собой, разумеется, не учитывая его желаний. Теперь мальчик принимает самостоятельное решение о возвращении на родину, в чем и заключается ценность его поступка.

Поначалу ребенок, конечно, не понимает, что его дорога домой обернется множеством тягот и испытаний. Можно сказать, что он даже не осознавал, зачем ему нужно вернуться к речке Узюпке, в село Белое, почему он бежит из переселенческого барака. Семка выбегает из барака на дорогу вполне счастливым от того, что возвращается домой: «И опять он увидит … Малашку, Васятку и Митьку, своих закадычных приятелей, пойдет к учительнице Афросинье Егоровне, пойдет к поповым мальчикам, у которых растет много вишен и яблок…» (C. 123).

Этот путь домой, эта мечта о лучшем на свете селе Белом и лучшей на свете речке Узюпке сформировали в мальчике то качество, которое Пушкин очень точно назвал «самостоянье». В структурном же плане он воспроизводит ритуально-мифологический подтекст притчи о блудном сыне, корнями уходящий в обряд инициации. Герой отправляется в путь один, даже не пытаясь найти себе в бараке попутчика, а идет он для того, чтобы вернуться в общество односельчан уже в новом качестве, повзрослевшим, самостоятельным, научившимся преодолевать трудности, делать правильный нравственный выбор и т.п. В рассказе отражены такие важные этапы инициации, как отправление на чужбину, жизнь в далекой стороне, где было оставлено все (включая родителей) – Семка отправляется в дорогу домой налегке, не имея никаких припасов, теплой одежды, денег. По дороге мальчику встречались и добрые люди («помощники»), кормившие его «ради Христа», подвозившие его бесплатно на лошади, и непреодолимые препятствия. Таким, например, стала для него широкая река. Встретил мальчик на своем пути и попутчика, беглого каторжника (еще один «чудесный помощник»), который так же, как и он, шел домой, в «Расею». Сюжет рассказа реализует и последнюю фазу притчевого архесюжета (тяжелая болезнь Семки, беспамятство, равные временной смерти, и выздоровление, новая жизнь).

«На довольствии у Адольфа Гитлера»

Для эффективного ведения партизанской войны требовалась поддержка населения.

Он вспоминал о колхознице-активистке Пелагее, жившей на краю села Спадщина: «За содействие партизанам немцы вешали, а вот эта женщина, получая от нас задания, и виду не показывала, что ей угрожает, как будто и немцев нет, и речь идёт о самом обыкновенном задании сельсовета. Часто в лесу раздавался вдруг днём голос женщины, громко звавшей заблудившуюся корову. Партизаны уже знали, что это идёт со Спадщины Пелагея с подарками от колхозников и новостями, — кличка её коровы была паролем».

Через Пелагею партизаны установили связь с другими женщинами села. Некоторые из них ушли в отряд и организовали санчасть. 

Снабжение отряда продовольствием осуществлялось за счёт захвата складов оккупантов, поясняет Илья Денисенко:

Сидор Ковпак очень хорошо чувствовал людей и практически без осечек подбирал подходящих в свой отряд.

Анатолий Луговской рассказывает об одном воспитательном эпизоде, который он узнал от Николая Ласковенко — бывшего партизана: «Был бой. Один из бойцов спрятался и не стрелял. Бойца могли за это даже расстрелять. Но Ковпак выстроил весь отряд, подошёл к нему и говорит: «Иди сюды, Петро. Знымай штаны». Достал нагайку, ударил его один раз и сказал: «Щоб бильше це не повторювалося». И парень, которого он так воспитывал, был потом одним из самых закалённых и смелых бойцов».

Ссылки

  • Червоточина.
  • Червоточина
  • Краткое содержание Шолохов Червоточина
Произведения Михаила Александровича Шолохова
Романы
  • Тихий Дон
  • Поднятая целина
  • Они сражались за Родину
Рассказы
  • Родинка
  • Пастух
  • Продкомиссар
  • Коловерть
  • Шибалково семя
  • О Донпродкоме и злоключениях заместителя Донпродкомиссара товарища Птицына
  • Алёшкино сердце
  • Илюха
  • Бахчевник
  • Кривая стёжка
  • Председатель Реввоенсовета республики
  • Нахалёнок
  • Путь-дороженька
  • Семейный человек
  • Двухмужняя
  • Обида
  • О Колчаке, крапиве и прочем
  • Жеребёнок
  • Батраки
  • Чужая кровь
  • Червоточина
  • Ветер
  • Мягкотелый
  • Один язык
  • Наука ненависти
  • Судьба человека
Персонажи
  • Андрей Соколов
  • Григорий Мелехов

Основные герои

«Старый гений» Н. С. Лескова был написан в 1884 году и издан в юмористическом журнале «Осколки». Писатель в тот момент испытывал разочарование, ведь честности и благородства в его жизни становилось все меньше. Вот почему эти важные качества он решил выразить в произведении. Кроме того, Лесков вывел на страницах рассказа и бюрократический произвол, нарушение законности, которые не дают людям в полной мере реализовать свои права.

В рассказе «Старый гений» главных героев несколько:

  1. Старушка. Это добрая и отзывчивая женщина, привыкшая видеть в окружающих только добро. Она искренне верит в то, что надо помогать ближним, вот почему она готова одолжить Франту довольно крупную для нее сумму. Основное качество героини — «прекрасная честность», эта самоотверженная натура готова окружать нуждающихся бескорыстной заботой. Безымянная старушка — скорее собирательный образ, сочетающий в себе лучшие черты русского человека, вот почему Николай Семенович не наделил ее собственным именем.
  2. Сыщик, названый Иваном Ивановичем. Этот герой и есть тот самый «гений», который сумел найти обходной путь и решить проблему старушки. Не зря он наделен именем и отчеством, ведь собирательным образом не является, это скорее уникальный персонаж, изобретательный, умный и предприимчивый. Он действительно любит находить выход из сложных ситуаций, обладает замечательным к этому талантом, однако наживаться на своем умении не готов. Услуги свои Иван Иванович оценивает в весьма скромные, символические суммы, ведь главное для него не обогащение, а протягивание руки помощи.
  3. Великосветский франт. Еще один безымянный собирательный образ, в котором Лесков выразил все худшие черты человека своего времени. Это богатый молодой человек, не испытывающий потребности в деньгах, ведь он владеет несколькими имениями и получает хорошее жалование на службе. У него есть богатые покровители и очаровательная светская дама — супруга. Разращенный до мозга костей, франт не стыдится занимать деньги у тех, кто действительно в них нуждается, даже не собираясь отдавать.

При пересказе содержания «Старого гения» и описании его героев следует отметить, что автор включил в сюжетную ткань еще двух персонажей — рассказчика, от лица которого ведется повествование. Его образ намечен лишь в общих чертах. Именно его глазами читатель видит все происходящее. Рассказчик искренне переживает за несчастную старушку-помещицу, однако не верит в то, что ее история завершится благополучно.

Семья Мелеховых

В центре внимания — благополучная семья Мелеховых, зажиточных донских казаков. Жили Мелеховы дружно, занимались хозяйством, рожали детей, однако вскоре двух сыновей Пантелея Прокофьевича забирают на фронт: идёт Первая мировая война. Затем она «плавно» перерастает в революцию и , и семейные устои рушатся.

Мелеховы оказались по разные стороны противостояния. Пётр и совсем разные. Первый — человек простой и бесхитростный, он мечтает стать офицером, чтобы побеждать врага и отнимать у него всякое добро. А Григорий — личность очень сложная; он постоянно ищет правды и справедливости, пытается сохранить духовную чистоту в мире, где это невозможно.

Так огромное событие — Гражданская война — отразилось в судьбе отдельного казачьего куреня. Григорий не может ужиться ни с белогвардейцами, ни с большевиками, потому что видит, что тех и других интересует только классовая борьба. Красные и белые, можно сказать, позабыли, ради чего они воюют, или вовсе не ставили себе какой-то благородной цели — желали лишь придумать себе врага, уничтожить его и захватить власть.

Несмотря на отличную военную карьеру, которая довела Григория едва ли не до генеральского звания, он желает мирной жизни, свободной от насилия и крови. Он способен по-настоящему любить, пылко и страстно, но война отнимает у него единственную любовь — получает вражескую пулю; после этого герой, опустошённый, окончательно теряет смысл жизни.

Безумная сущность гражданской войны видна, например, из эпизода с большевиком Бунчуком, устроившим самосуд над Калмыковым. Оба героя — казаки, члены когда-то единой общности, однако Калмыков — дворянин, а Бунчук — рабочий. Теперь, когда оба принадлежат к противоборствующим группировкам, ни о какой казачьей общности не может быть и речи — бывшие «соплеменники» убивают друг друга. Зачем — им самим непонятно, Бунчук объясняет свои действия так: «Если не мы их, то они нас, — серёдки нет!».

Красный командир Иван Малкин просто издевается над населением захваченной станицы. Малкин — реальное историческое лицо, известный деятель НКВД, пытавшийся свататься к будущей жене Шолохова. Наводя ужас на жителей советской страны и пользуясь расположением сталинского руководства, он тем не менее был расстрелян в 1939 году по приказу тех, кому «верой и правдой» служил.

Но Григорий мечется не только между политическими лагерями, сближаясь то с красными, то с белыми. Такой же непостоянный он и в личной жизни. Он любит двух женщин, одна из которых его законная жена () и мать его ребёнка. Но ни ту, ни другую он в конечном итоге не смог сохранить.

Характеристика основных персонажей произведения (с цитатами из него)

Червоточина — Шолохов Михаил Александрович

Яков Алексеевич — старинной ковки человек: ширококостый, сутуловатый; борода, как новый просяной веник, — до обидного похож на того кулака, которого досужие художники рисуют на последних страницах газет. Одним не схож — одежей. Кулаку, по занимаемой должности, непременно полагается жилетка и сапоги с рыпом, а Яков Алексеевич летом ходит в холщовой рубахе, распоясавшись и босой. Года три назад числился он всамделишным кулаком в списках станичного Совета, а потом рассчитал работника, продал лишнюю пару быков, остался при двух парах да при кобыле, и в Совете в списках перенесли его в соседнюю клетку — к середнякам

Прежнюю выправку не потерял от этого Яков Алексеевич: ходил важной развалкой, так же, по-кочетиному, держал голову, на собраниях, как и раньше, говорил степенно, хриповато, веско

Хоть урезал он свое хозяйство, а дела повел размашисто. Весной засеял двадцать десятин пшеницы; на хлебец, сбереженный от прошлогоднего урожая, купил запашник, две железных бороны, веялку. Известно уж, кто весной последнее продает: кому жевать нечего.

По всей станице поискать такого хозяина, как Яков Алексеевич: оборотистый казак, со смекалкой. Однако и у него появилась червоточина: младший сын Степка в комсомол вступил. Так-таки без спроса и совета взял да и вступил. Доведись такая беда на глупого человека — быть бы неурядице в семье, драке, но Яков Алексеевич не так рассудил. Зачем парня дубиной обучать? Пусть сам к берегу прибивается. Изо дня в день высмеивал нонешнюю власть, порядки, законы, желчной руганью пересыпал слова, язвил, как осенняя муха; думал, раскроются у Степки глаза, — они и раскрылись: перестал парень креститься, глядит на отца одичалыми глазами, за столом молчит.

Как-то перед обедом семейно стали на молитву. Яков Алексеевич, разлопушив бороду, отмахивал кресты, как косой по лугу орудовал; мать Степкина в поклонах ломалась, словно складной аршин; вся семья дружно махала руками. На столе дымились щи; хмелинами благоухал свежий хлеб. Степка стоял возле притолоки, заложив руки за спину, переступая с ноги на ногу.

Анализ 2

За все время писатель написал огромное количество разных произведений, которые стали популярными и знаменитыми. Многие произведения его были переведены на другие языки и раскупались очень быстро. Произведение Шолохова «Лазоревая степь» относится к самому раннему творчеству.

Здесь все рассказывает пастух, которого зовут Захар. А все события происходят во время Гражданской войны. С самого детства ему приходилось очень много работать для того чтобы прокормить не только себя, но и родителей. Когда Томилин умер, то все переходит в руки его сына и Захар тоже. Его сын был раньше военным человеком и поэтому не любил, когда с ним спорили или комментировали то, что он приказал сделать. И когда ему все это надоедало, то он мог применить силу. Кроме себя ему никогда никого не было жалко, и поэтому издевался он практически над каждым человеком. Конечно, находились и те, кто не давал над собой издеваться, но долго эти люди не жили. У него было огромное количество земель, за которыми следили его крестьяне, которыми он управлял. Каждый день он объезжал и проверял свои владения.

Когда началась гражданская война, то все его земли были поделены между крестьянами. И с этим никак не согласен Томилин. Почему это он должен делить все свои земли с какими-то рабами, которые много лет работали на него и выполняли свою работу не очень-то хорошо. И для того чтобы все это исправить, он решил собрать определенное войско, которое поможет ему все забрать обратно. А когда все земли были возвращены хозяину, он решил поквитаться с теми, кто позарился на чужое добро.

Конечно, сюда попало очень много человек. Среди всех этих людей находились внуки пастуха. Их звали Семен и Аникей. На то время ни у одного из парней еще не было семьи, но от девушек отбоя не было. Тогда за них и вступился он, но пан даже, и слушать его не хотел. Он считал, что всех кто нарушил его правила, нужно было наказать, чтобы другие боялись его еще сильнее и больше никогда этого не произошло. Но немного подумав, Томилин предложил Захару поговорить с внуками и если они согласятся попросить при всех у него прощения, то он отпустит их. Но парни этого делать не стал, ведь они уверены, что ничего такого не совершали, а взяли то, что должны были.

После этого Томилин приказывает своим людям расстрелять всех, кто здесь находится, а потом по телам этих людей пустить большой табун лошадей. Жена Захара как могла, защищала внуков, но ничего не получилось, и в итоге также была расстреляна.

Каким-то непонятным образом Аникею удалось выжить, хотя ему три раза прострелили ноги и от боли он даже кричать не мог. А немного попозже по его ногам проехала груженая телега с лошадьми. Когда все разошлись, ему удалось разыскать помощь, и он добирается до больницы. Вот только ноги уже спасти не удалось и поэтому на всю жизнь он остается в коляске, но зато живой. Больше всего на свете он переживает за то, что не может помогать и работать на той земле, на которой не только родился, но и вырос. Кроме этого ему очень даже нравилась его земля.

Образ героини

В анализе рассказа “Легкое дыхание” важно рассказать об образе Оли Мещерской – юной прелестной девушки. Она отличалась от других гимназисток своим отношением к жизни, взглядом на мир

Ей все казалось простым и понятным, каждый новый день она встречала с радостью.

Возможно, именно поэтому она была всегда легка и грациозна – ее жизнь не сковывали никакие правила. Оля делала то, что хотела, не задумываясь над тем, как это будет принято в обществе. Для нее все люди были такими же искренними, хорошими, поэтому она так легко призналась Малютину в том, что не испытывает к нему симпатии.

И то, что произошло между ними, было любопытством со стороны девушки, которая хотела стать взрослой. Но потом она осознает, что это было неправильно и старается избегать Малютина. Оля считала его таким же светлым, какой была сама. Девушка не думала, что он может быть настолько жесток, самолюбив, что выстрелит в нее. Таким людям, как Оля, непросто жить в обществе, где люди скрывают свои чувства, не радуются каждому дню и не стремятся найти в людях хорошее.

Лазоревая степь.

ЛАЗОРЕВАЯ СТЕПЬ. Опубликован в журнале «Комсомолия», №№ 6-7, июнь-июль 1926 г.; затем в сборниках «Лазорева степь», Новая Москва, М., 1926; «О Колчаке, крапиве и прочем», Госиздат, М.-Л. 1927; «Донские рассказы», Московский рабочий, М., 1929; «Донские рассказы», ЗИФ, М.-Л., 1930; «Лазоревая степь», Московское товарищество писателей, М., 1931.

В 1927 году, готовя рассказ к переизданию в сборнике «О Колчаке, крапиве и прочем», Шолохов написал полемическое вступление, в котором изложил свою эстетическую программу о бесстрашии писателя-реалиста, потом автор выкинул это вступление(Это вступление я уже процитировал при трактовке общей литературно-эстетической программы).

ДЕД ЗАХАР, от имени которого ведётся повествование, автор лишь его начинает, рассказывает о трагической истории семьи крепостных, которые кучерами служили в имении Тополёвка у пана Томилина, сначала у отца, а потом и у сына, офицера-белогвардейца. Пан Евграф Томилин выменял отца деда Захара «за ручного журавля у соседа-помещика», а после смерти отца дед Захар стал кучером у пана. Пан Томилин был типичным крепостником, называл кучера «хамлюгой»: «Сроду до места прибытия не доезжал: либо коляску обломает, либо лошадей погубит, а после пешки прет…Веселый был пан…» Пану приглянулась жена деда Захара, она горничная была, прибегала в людскую ревет белугой: «все груди искусаны, кожа лентами висит». Послал пан деда Захара за фершалом, а дед сделал вид, что уехал, а сам взял кнут и в панские хоромы, увидел, что на кровати возня. «Тольки это приподнялся мой пан, я его кнутом, а кнут у меня был со свинчаткой на конце…Слышу гребется к окну, я в потемках ишо раз его потянул через лоб. Высигнул он в окно, я маленько похлестал бабу и лег спать», — бесстрастно рассказывает дед Захар. Сын его оказался не лучше, щенят «живьем свежует – обдерет и пустит». После переворота по совету внука Семки мужики разделили панские земли «и зачали пахать». Но вскоре пан пришел с казаками и отбил у тополевцев свое имение, два внука деда Захара попали в плен к казакам, которыми командовал пан Томилин. Дед Захар на коленях стал вымаливать жизнь внуков Семена и Аникея. Пан простит их, если они сами попросят у него прощения, всыпит пятьдесят розог и зачислит в свою команду. Аниекей ответил деду Захару: «Поди, — говорит, — к своему пану и скажи ему: мол, дед Захар на коленях всю жисть полозил, и сын его полозил, а внуки уже не хочут. Так и передай!»

Перед расстрелом внуки передали деду Захару свою одежду с добрыми напутствиями, а тут прибежала Аниська с дитём Семена и бросилась обнимать своего мужа. «Тридцать два человека в тот день расстрелял панТомилин. Один Аникей живой остался через гордость свою…» Его выбросили на дорогу, и пушки раздавили ему ноги. «Меня то морозом дерет, то в жар кинет. Лапну себя за голову, а пот зачем-то холодный, как родниковая вода», — вспоминает дед Захар.- Быльем поросло это. Остались одни окопы, в каких наши мужики землю себе завоевывали. Растет в них мурава дакраснобыл степной…Аникею ноги отняли, ходит он теперь на руках, туловищу по земле тягает. С виду – веселый… Двадцать пятый год ему, а землю сроду не придется пахать…Вот он и тоскует..»

О недавней войне много появилось неправдивой литературы, рассказывали преимущественно легенды и мифы, о том, «как в степях донских и кубанских умирали, захлебываясь напыщенными словами, красные бойцы». А тут предстала правдивая история о красноармейцах и белогвардейцах, которые расстреливали красных бойцов.

Подписи к слайдам:

Презентация по русскому языку

Изложение № 34. Ход урока: знакомство с текстом. беседа по тексту. составление плана. языковой анализ текста. пересказ текста изложения. анализ стилистики текста. создание своего текста. выполнение творческого задания (ответ на вопрос). подведение итогов урока

Орфей любил юную Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных.

Однажды, гуляя по лугу, Эвридика нечаянно наступила на землю… На крик прибежал Орфей и увидел свою невесту. Ударил певец по струнам кифары, но не открыла Эвридика глаз, как прежде…

Спустился Орфей в царство мертвых. Вот и Харон.

Рванул Орфей струны кифары, и над царством мертвых зазвучала прекрасная песня…

Запел Орфей песню о любви перед владыками подземного мира: Аидом и Персефоной.

Молвил Аид: — Веди Эвридику в верхний мир. Она пойдет за тобой, а ты за Гермесом. Только помни: оглянешься – дар будет отнят!

И двинулись они в путь…

Оглянулся Орфей… но ничего не увидел. Аид отнял свой дар.

СТРАНЫ ЗАПАДА ПОДЕЛИЛИ РОССИЮ ЕЩЕ В ДАЛЕКОМ 1917 ГОДУ И НАПРАВИЛИ СВОИ ВОЙСКА ОСВАИВАТЬ «СВОЮ» ЗЕМЛЮ. ИНОСТРАННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ ПРОТИВ СОВЕТСКОЙ РОССИИ (1917-1920).

А эта трагедия произошла 16 июля 1919 года. Белые выводят из Камышловской тюрьмы очередную партию арестантов — более 150 человек и ведут их по Сибирскому тракту в сторону Тюмени…

Уроженец села Никольского Николай Михайлович Трухин записал рассказ одного из бывших арестантов Камышловской тюрьмы и участника этих трагических событий, тоже жителя села Никольского Александра Бабинова, который единственный выжил в этой бойне. Предлагаю вашему вниманию запись Н.М. Трухина, свидетельства А. Бабинова:

Гражданская война в Камышловском уезде уложилась в один год, с июня 1918 по август 1919 года, только этот год принес людям неисчислимые страдания и горе потерь близких, родных, ужасы массовых убийств Колчаковской армией простых рабочих, крестьян и их семей.

Третье действие

О чем еще повествует краткое содержание оперы «Кармен»? Идиллическая картина природы, в укромном месте среди гор. У контрабандистов короткий привал. Дон Хосе тоскует по дому, по крестьянской жизни, промысел контрабандистов его совсем не прельщает — прельщает только Кармен и страстная любовь к ней. Однако молодая цыганка его больше не любит, дело близится к разрыву. Согласно гаданию Мерседес и Франскиты, Кармен грозит смерть.

Привал окончен, контрабандисты отправляются на дело, остается только Хосе, чтобы присмотреть за оставленным товаром. Неожиданно появляется Микаэла. Она продолжает разыскивать Хосе. Звучит ее ария «Напрасно себя уверяю».

В это время раздается звук выстрела. Испуганная Микаэла прячется. Оказывается, это стрелял Хосе, увидевший Эскамильо. Тореадор, влюбленный в Кармен, разыскивает ее. Между соперниками начинается схватка, которая неминуемо грозит Эскамильо гибелью, однако подоспевшая вовремя Кармен успевает вмешаться и спасти тореадора. Эскамильо уходит, напоследок пригласив всех на свое выступление в Севилье.

В следующий момент Хосе обнаруживает Микаэлу. Девушка передает ему печальную новость — его мать умирает и хочет перед смертью проститься с сыном. Кармен с презрением соглашается с тем, что Хосе лучше уйти. В гневе тот предупреждает ее, что они еще встретятся, и только смерть сможет их разлучить. Грубо оттолкнув Кармен, Хосе уходит. Зловеще звучит музыкальный мотив тореадора.

Смысл

Главная мысль романа «Поднятая целина» состоит в том, что нет ничего важнее человеческой жизни. Она не должна быть разменной монетой в политических и экономических преобразованиях. Нельзя огульно и безжалостно, «до основанья, а затем», ломать традиционный жизненный уклад, разрушать ключевые человеческие ценности ─ дом, семью. В отличие от многих современных ему писателей, Шолохов верит в духовное богатство простого народа, его огромный творческий потенциал, поэтому изображает крестьянство не тёмным и отсталым, а в большинстве своём умным и трудолюбивым.

Основная идея романа «Поднятая целина» заключается в том, что в любых, даже самых тяжёлых условиях, можно и нужно оставаться человеком в полном смысле этого слова. А человеколюбие и доброта всегда должны быть выше классовых интересов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: