План поэмы руслан и людмила пушкина (5 класс рассказ)

Литература

Песнь 1 – краткое содержание

Поэму (см. её полный текст) открывает вступление – знаменитый стихотворный отрывок  «У лукоморья дуб зелёный…»

Затем Пушкин описывает, как киевский князь Владимир-Солнце выдавал дочь Людмилу за славного богатыря Руслана. Но когда молодые после свадебного пира пошли почивать, в темноте раздалось странное заклинание, и Руслан увидел, как некий колдун улетает в воздух, унося с собой его жену.

Пушкин. Руслан и Людмила. Краткое содержание для читательского дневника. Слушать аудиокнигу

Опечаленный князь Владимир на следующее утро пообещал отдать Людмилу в супруги любому, кто найдёт её и спасёт. На поиски похищенной отправился не только Руслан, но и три его прежних соперника за её руку – буйный воин Рогдай, хвастливый кутила Фарлаф и молодой хазарский хан Ратмир.

Каждый из них поехал своей дорогой. Руслан вскоре увидел на пути пещеру, где сидел мудрый волшебник Финн. Он открыл витязю, что Людмилу похитил злой кудесник Черномор. Финн поведал Руслану и историю своей любви к прекрасной девушке Наине. В молодости Финн не смог привлечь её даже славой ратных подвигов и богатыми дарами. В горести он скрылся в леса, чтобы изучать магию. Искусившись в ней через сорок лет, Финн опять нашёл Наину, но теперь вместо юной красавицы увидел дряхлую и уродливую старуху. В ужасе Финн отказался от неё, а раздосадованная Наина, сама ставшая к тому времени колдуньей, поклялась мстить ему и всем его друзьям.

Подробнее – см. в отдельной статье Пушкин «Руслан и Людмила», песнь 1 – краткое содержание.

Употребление древних коротких слов

Обратите внимание, что дуб опоясан не золотой цепью, а златой. Это необычное слово. Волны прибывают не на берег, а на брег

Такие короткие древние слова, как правило, являются церковнославянскими по происхождению

Волны прибывают не на берег, а на брег. Такие короткие древние слова, как правило, являются церковнославянскими по происхождению.

Церковнославянский язык – это язык древней письменности. Уже во времена Пушкина он воспринимается как нечто архаичное, то есть древнее, связанное с глубоким прошлым. Пушкин включает эти слова в свой текст, чтобы усилить ощущение старины, которое возникает у читателей.

«И там я был, и мёд я пил…»

Такими строчками обычно заканчиваются народные сказки. Но в данном случае автор приглашает читателей с собой. Он включает нас в круг тех, кому будет рассказано о древних тайнах, мы становимся сопричастными к сказочным событиям.

Краткий пересказ сюжета

Поэма начинается с описания свадьбы Руслана и Людмилы. На этом пиру не все рады счастью молодоженов.

После застолья Князь Владимир благословляет новобрачных, затем они уходят в свою комнату. Неожиданно княжну похищают.

Владимир злится на жениха дочери. Князь созывает трех витязей и обращается к ним с просьбой найти дочку. Руслан тоже едет на поиски.

Дальше события разворачиваются так:

  • Вскоре путники разделяются, и каждый идет своей дорогой. Руслан отправляется в пещеру, где знакомится со старцем Финном. Тот рассказывает ему, что Людмилу украл Черномор. Взволнованный витязь не может уснуть, он слушает рассказ старика о его любви к Наине и обретении ею колдовского дара. На следующий день главный герой отправляется в путь.
  • Другой из путешественников, Рогдай, намеревается убить жениха Людмилы, чтобы завладеть ею. Он встречает Наину и та указывает ему направление, где он встретит своего врага. Фарлаф тоже встречается с Наиной, и старуха дает ему совет вернуться домой, так как Людмила «никуда не уйдет».
  • Утром Людмила обнаруживает себя в чужом доме. Выглянув в окно, она видит заснеженные горы. Девушка вспоминает, что ночью к ней приходил горбун с длинной бородой и она его прогнала. Между Русланом и Рогдаем происходит бой, во время которого Рогдай погибает.
  • Наина, обратившись в змея, является к Черномору и сообщает ему об угрозе. Колдун остается спокоен: пока его борода в сохранности, он непобедим. Людмила надевает шапку колдуна и становится невидимой. Руслан выходит на поле битвы и облачается в доспехи, а ночью, пробираясь к замку Черномора, натыкается на громадную голову.
  • Волшебная голова дует на героя с такой силой, что коня уносит. Витязь вонзает копье в язык головы и опрокидывает ее. Та рассказывает ему свою историю. Когда-то она принадлежала великану, который был братом Черномора. Великан отыскал волшебный клинок, который мог отрубить ему голову, а Черномору — бороду, и рассказал об этом своему брату. Коварный Черномор снес голову великану и приказал охранять клинок.
  • Громадная голова попросила Руслана забрать меч и отомстить Черномору. Ратмир в поисках Людмилы выезжает к замку, расположенному на скалах, и видит там прекрасную девушку. Молодой Хан пленен ее красотой. Ратмир остается в замке, забыв про поиски.
  • Черномор превращается в Руслана, Людмила верит ему. Тут кто-то зовет колдуна, и он уходит. Руслан ловит Черномора за бороду и требует отвести к возлюбленной. Колдун выполняет его просьбу, после этого главный герой лишает карлика бороды. Витязь нигде не может найти Людмилу, но затем мечом случайно снимает шапку-невидимку — и любимая предстает перед ним спящей.

Наина дает подсказку Фарлафу, как убить Руслана. Заколов витязя во сне, Фарлаф забрал его возлюбленную. Финн воскрешает главного героя и дает ему волшебное кольцо, которое поможет разбудить Людмилу. Девушка пробуждается. На радостях Фарлафа прощают.

Значение в творчестве сатирика

В сочинении на тему сказок Салтыкова-Щедрина важно отразить и значение этого тематического пласта в творческом пути автора. Здесь писатель отказывается от традиционной морали, не стремится чему-либо учить своих читателей

Он берет обычных героев-животных, даже не меняет их традиционный фольклорный облик, но наделяет человеческими чертами, которые и высмеивает в комичной гротескной форме.

Таким образом, каждый герой призван обобщать специфические черты, присущие определенному сословию. Орел воплощает собой царя и его приближенных, заяц и премудрый пескарь — представителей простого народа, коняга — крестьянство. Такое описание помогало автору в сказочной форме передать волнующие его мысли, зашифровать за героями-животными пороки современности. Конечно, Михаил Евграфович понимал, что цензуру обойти ему не удастся, слишком откровенна его сатира, многие политические деятели того времени узнавали в героях себя.

Таковы основные особенности сказок великого русского классика, произведений уникальных, самобытных, необычных.

Романтизм любви и неизбежность рока

Конечно, именно любовь играет в романе главную роль. Вокруг этого замечательного чувства строится весь сюжет произведения. Но А. С. Пушкин смог показать саму суть и многогранность любви. Не секрет, что она пробуждает в человеке огромные силы, является опорой для многих великих свершений. Но всегда ли? И все ли люди правильно осознают этот мощный дар?

Поэт показывает, как любовь вскрывает все уголки человеческой души. У истинных героев она пробуждает дополнительные силы и устремления к борьбе со злом, а низменные натуры под её влиянием вынашивают коварные планы. Сразу появляется вопрос: «А любовь ли этому причиной?». Конечно, нет. Поэт говорит о Руслане:

Чего больше в мыслях у витязя: страсти или любви? Он, как и его неудачные соперники, которые на пиру не едят и не пьют, а только «в душе несчастные таят любви и ненависти яд».

Ещё одна «неразлучимая парочка», на которую А. С. Пушкин указывает внимательному читателю, — ненависть и любовь. Поэт как бы предлагает задуматься вместе с молчаливыми витязями над тем, есть ли в душе у человека любовь, когда его обуревает ненависть, или нет, могут ли эти противоположные чувства ужиться вместе.

Известно, что истинность любви проверяется именно поступками. Подтверждая это, поэт кратко и ярко обрисовывает действия и чувства героев в минуты постигшего горя:

  1. Царь Владимир: «На зятя гневом распалясь».
  2. Витязи-соперники: «Мы рады весь изъездить мир».
  3. Жених: «Руслан уныньем как убит».
  4. Черномор: «Он только немощный мучитель прелестной пленницы своей».
  5. Старик Финн: «Решился в грусти безотрадной Наину чарами привлечь».
  6. Людмила: «…в волнах решилась утонуть, однако в воды не прыгнула и дале продолжала путь».

Любовь — это уникальное чувство, не поддающееся никакой грубой силе, будь она материальная, духовная или колдовская. Это дар, получаемый не за вздохи или лживые дифирамбы. Истинную любовь не интересуют сверкающие каменья. Даже отважный витязь с кровью на мече может услышать: «Герой, я не люблю тебя!».

Делая разбор стихотворения, следует выделить ещё одну важную тему — неизбежность роковых свершений. Злобному колдуну Черномору открылась тайна:

Но все его действия, направленные на нейтрализацию угрозы, только стимулируют её осуществление. Колдун «умён как бес и зол ужасно», поэтому легко обводит вокруг пальца своего брата-великана и даже собственноручно исполняет первую часть жуткого предсказания. Но он такая же марионетка в руках рока: добыв заветный меч, он только приблизил ножницы богини Атропос к нити своей судьбы.

Почти так же печальна судьба Финна, который ещё в молодости услышал «Пастух, я не люблю тебя!» и не понял, что ключевое слово здесь не «пастух». Его молодые чувства не позволили заметить истинную душу красавицы.

Сочинение Дети зеркало своей семьи

Да, я тоже так думаю. Дети это отражение семьи, так как они искренне повторяют за взрослыми, а вот после дети (уже выросшие) могут очень отличаться от родителей. Хотя тут тоже разные мнения. Говорят, что отличаются, но только в том, что осознают. Вот не хочет он так поступать, как его родитель, и не будет – порядок вроде! Но только человек чего-то не замечает в своем поведении, как оказывается – он поступает, как родители. Или в стрессовой ситуации начинает себя вести, как они, даже если этого не хотел. Просто потому, что их поведение записано у него с самого раннего детства как пример. Даже утята так учатся!

Пока ребенок маленький, он просто учится, поэтому копирует. Он же ещё не понимает, что хорошо и плохо. Родители могут делать вид, например, что они живут очень дружно, но ребенок может и выдать, что они на самом деле ругаются. И не просто рассказать об этом кому-то постороннему, но ещё и своим поведением показать. Или он может быть неаккуратным, так как дома его не приучают к порядку. Или даже приучают, а сами не очень соблюдают аккуратность. Но взрослые знают, когда и что можно делать. Например, всю неделю неаккуратны, а в воскресенье, когда в город пошли гулять, так нарядились. Но у ребенка уже привычка сформировалась!

У меня такого вроде бы не было. По крайней мере я не помню и мне никто не рассказывал. А вот один наш знакомый мальчик рассказал, что мама просроченную еду отдает всю папе. Вроде у него желудок хороший – всё переварит, но вот только мужу она это не говорит. И так её сын не специально, но выдал маму, а ещё для папы был не очень приятный сюрприз.

Или ещё бывает, что взрослые не видят своих недостатков, пока они не проявились в ребенке! И начинают его ругать, а после вдруг сами замечают, что поступали точно так. Но у себя проблемы, конечно, заметить сложней. И ещё может быть такая мысль у взрослых, что им можно, а детям нельзя что-то. Взрослому можно не спать поздно, а ребенок должен идти в постель рано. Взрослому не нужно делать зарядку по утрам (толку уже не будет), а ребенку – надо. Иногда получаются двойные стандарты. Но нужно объяснять ребенку, почему так происходит, а лучше самому исправляться. К примеру, ложиться пораньше и стараться делать зарядку вместе с ребенком. Главное, чтобы всё мирно обошлось! Без скандалов! 

2 вариант

Михаил Салтыков-Щедрин оставил после себя большое творческое наследие, которое включает в себя и романы, и повести, и рассказы, и сказки. Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются самобытностью стиля, наличием философского начала. Автор не ориентировал свои произведения для детей. Они были нацелены на чтение взрослых людей, поэтому они и были серьёзными и непростыми для анализа.

Несмотря на такую серьёзность содержания автор подаёт материал в виде сказки. Салтыков-Щедрин активно использует элементы этого жанра. Это прежде всего заметно на том, что его героями часто становятся животные — носители качеств, обычно присущих людям. Это можно прекрасно рассмотреть на хорошо известной сказке про пескаря. Эта маленькая рыба выступает носителем таких качеств как страх, уныние, несообразительность, глупость. На примере животного Салтыков-Щедрин пытается показать читателям, как те или иные моменты влияют на их жизнь.

В своих произведениях писатель ориентируется на фольклор. Он часто использует народные образы, лексику, мотивы. Это помогает лучше раскрыть проблему и убедиться, что в прошлом всегда есть ответы на вопросы настоящего.

Кроме фольклорных элементов язык сказок Салтыкова-Щедрина содержит элементы юмора, сатиры и гротеска. Это придаёт тексту самобытность. Аллегории, гиперболы, литоты и другие изобразительно-выразительные средства помогают автору написать яркий, завораживающий текст, а также метко донести свои мысли, тонко и ехидно высмеять какие-то проблемы.

Сказки Михаила Салтыкова-Щедрина занимают особенное место в русской литературе. В них литератор в яркой, уникальной и оригинальной форме доносит свои мысли по поводу различных социальных проблем, предлагает способы их решения, размышляет над настоящим и будущим России. Такой формат позволяет доступно донести свои мысли до аудитории.

Читательский дневник по поэме «Руслан и Людмила» Александра Пушкина

Название произведения: «Руслан и Людмила».

Число страниц: 136.

Жанр произведения: поэма.

Главные герои: князь Руслан, княжна Людмила, Черномор.

Второстепенные герои: Финн, Рогдай, Ратмир, Фарлаф, Наина, Голова.

Характеристика главных героев:

Руслан — честный и отважный богатырь.

Стойко проходит все испытания и спасает свою возлюбленную.

Людмила — добрая, верная и красивая.

Была похищена Черномором после свадьбы.

Скромная, но с твёрдым характером.

Черномор — коварный и страшный колдун.

Сильный из-за своей бороды.

Характеристика второстепенных героев:

Финн — волшебник, потерявший счёт времени.

Рогдай, Ратмир, Фарлаф — соперники Руслана, богатыри.

Наина — ведьма, старуха.

Голова — преданный брат Черномора.

Краткое содержание поэмы «Руслан и Людмила»

Сразу после свадьбы, Людмилу похищает неизвестная сила.

Руслан и три богатыря отправляются спасать княжну.

Они расходятся в разные стороны.

Руслан встречает старого финна, который рассказывает про Черномора.

Финн много лет пытался обрести любовь, но за это время Наина превратилась в старуху.

Рогдай догоняет Руслана и они бьются насмерть.

Молодой герой побеждает.

Ратмир встречает юную деву, влюбляется и отказывается от поисков.

Людмила находит в замке Черномора шапку-невидимку и успешно прячется.

Руслан бьётся с огромной головой и побеждает.

Голова отдаёт ему меч и рассказывает о предательстве Черномора.

Руслан находит замок волшебника и бьётся с ним.

Черномор носит его по воздуху, но витязь не сдаётся.

Он отрубает бороду колдуну, и Черномор лишается силы.

Витязь везёт погружённую в сон Людмилу в Киев.

Фарлаф убивает Руслана во сне.

Он привозит Людмилу в столицу, но никто не может пробудить девушку.

Финн оживляет Руслана, витязь спешит в Киев и громит печенегов.

Он касается лица Людмилы, и княжна просыпается.

Фарлаф признаётся в преступлении, но на радостях его прощают.

План произведения:

  1. Лукоморье.
  2. Похищение княжны.
  3. На поиски.
  4. В пещере финна.
  5. История любви Финна.
  6. Происки Наины.
  7. Людмила во дворце.
  8. Битва с Рогдаем.
  9. Битва с головой.
  10. Шапка-невидимка.
  11. Битва с Черномором.
  12. Предательство Фарлафа.
  13. Оживление.
  14. Битва с печенегами.
  15. Свадебный пир.

Основная мысль поэмы «Руслан и Людмила»

Главная мысль поэмы в том, что добро неминуемо победит зло.

Основная идея поэмы в том, что зло всегда само себя наказывает.

Чему учит произведение

Поэма учит нас быть верными, настойчивыми и целеустремлёнными.

Учит быть сильными, храбрыми, добрыми и верно идти к желаемой цели.

Учит не хитрить, не обманывать и не пытаться завладеть тем, что нам не принадлежит.

Учит любить и ценить своих близких, оберегать их и быть готовым на всё, ради их спасения.

Краткий отзыв о поэме «Руслан и Людмила» для читательского дневника

Прочитав эту сказочную поэму, я была поражена талантом великого русского писателя.

Пушкину удалось создать замечательно произведение, полное волшебства и героизма.

Витязь Руслан преодолевает все преграды, стоящие на его пути, и возвращает себе Людмилу.

Он сталкивается с предательством и колдовством, но выходит победителем.

Ведь он борется за свою любовь.

Это очень интересное, захватывающее произведение.

Автору удалось создать богатырскую сагу, в которой причудливо сплелись давно знакомые читателям образы героев русских народных сказок и былин.

Мне больше всего понравился Руслан.

Это мужественный, честный и добрый богатырь.

Он достойный преемник славы Ильи Муромца.

Никакие преграды не могут остановить его, заставить свернуть с выбранного пути.

Мне также очень нравится Людмила, красивая и умная девушка, справится с которой оказалось не под силу самому Черномору.

Я всем советую прочитать эту поэму и подумать о том, что для настоящей любви не бывает непреодолимых препятствий.

Она преодолевает все невзгоды.

Пословицы к произведению:

  • Жить в разлуке — жить в муке.
  • Реже видишь, больше любишь.
  • Слушайся добрых людей, на путь наведут.
  • Сердце делу не в помощь.
  • По добру — добро, а по худу — худо.

Неизвестные слова и их значение:

  • Гридница — помещение для приёма гостей.
  • Опочивальня — спальня.
  • Кручина — горе, грусть.
  • Чертог — палата.
  • Латы — доспехи воина.
  • Кольчуга — рубашка из металлических колец.

Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
  • «Сказка о попе и его работнике Балде»
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
  • «Баллада «Песнь о Вещем Олеге»
  • «Барышня-крестьянка»

Библиотека произведений автора пополняется.

Ребёнок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца (Л. Толстой)

Смысл данного высказывания заключается в том, что нормы морали закладываются в человека с детства его родителями. Таким образом дети являются своеобразным показателем уровня нравственного развития взрослых.

Нельзя не согласиться с автором данного высказывания в том, что дети являются отражением своих родителей. Не имея других нравственных ориентиров, они просто копируют стиль поведения своих матерей и отцов, показывая окружающим, какой именно «нравственный климат» царит в семье. Продолжая эту мысль, можно сказать, что вообще все дети являются самым главным и самым правдивым показателем того, как именно обстоят дела с моралью в обществе.

Данная проблема является актуальной в современны условиях потому, что взрослые всё чаще сетуют на невоспитанность и эгоизм подрастающего поколения. И хотя всё можно списать на извечную проблему «отцов и детей», всё же есть в этих жалобах и зерно истины. Действительно, нравственное развитие современного российского общества свидетельствует о том, что оно находится в глубоком кризисе.

В курсе обществознания семья – это социальный институт, являющийся базовой ячейкой общества, характеризующаяся следующими признаками: добровольность вступления в брак, общность быта у членов семьи, вступление в брачные отношения, стремление к рождению детей, их социализации и воспитанию. Социализация – это процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. Первичная социализация происходит в семье, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Главным способом семейной социализации является восприятие и копирование детьми ролей и моделей поведения взрослых членов семьи.

Что нам говорят примеры из общественной жизни. В школах довольно часто наблюдается такое печальное явление как буллинг, то есть травля ребенка сверстниками из-за какой-либо особенности, или низкого уровня материального благосостояния. Например, из-за того, что ребенок может не быть обладателем смартфона новой модели или стиль его одежды может отличаться от других. И хотя в этом принято обвинять в первую очередь детскую жестокость, не последнюю роль в этом играет и воспитание. Уважение к людям, а также умение оценивать их за личные качества, а не за внешний вид – всё это ребенок перенимает у своих родителей, которые демонстрируют ему свое отношение к окружающим.

Многочисленные примеры из литературы подтверждают мысль автора. В цикле романов Джоан Роулинг «Гарри Поттер» одним из центральных антагонистов выступает Драко Малфой – сын влиятельного волшебника Люциуса Малфоя. Отец придерживается радикальных взглядов, считая, что волшебники должны править обычными людьми и ревностно охранять свою «чистоту крови». Сын точно так же ведет себя и в школе, презрительно относясь к «полукровкам» и людям более бедного происхождения, часто издевается над ними и делает им гадости. Автор особо подчёркивает схожесть отца и сына тем, что у обоих пепельно-белые волосы.

Действующие лица и план для пересказа

В сказке автор использовал несколько образов: князя, злодея, героя и красивой девушки. Весь сюжет построен на борьбе добра и зла.

Для того чтобы полностью передать свои мысли, Александр Сергеевич описал следующих персонажей:

  1. Руслан — храбрый и отважный князь, спаситель прекрасной девушки, своей будущей жены.
  2. Людмила — юная красавица, которая стала заложницей злодея.
  3. Черномор — карлик с волшебной бородой. Он похитил Людмилу, за что был наказан.
  4. Финн — добрый волшебник, помогавший главному герою спасти его любимую.
  5. Рогдай — смелый воин, соперник Руслана.
  6. Фарлаф — воевода, убивший Руслана ради того, чтобы заполучить сердце Людмилы.
  7. Ратмир — хан, который хотел стать мужем главной героини, но полюбил другую девушку.
  8. Наина — злая колдунья.
  9. Князь Владимир — отец прекрасной Людмилы.

Для того чтобы изучить произведение более подробно, необходимо разбить его на смысловые части.

Каждый из разделов скрывает в себе основные действия, на которых строится весь сюжет, например:

  1. Свадьба Руслана и Людмилы.
  2. Похищение невесты.
  3. Обещание князя.
  4. Отправление в путь соперников.
  5. Встреча главного героя со старцем.
  6. Нападение Фарлафа на Рогдая.
  7. Рогдай повстречал Наину.
  8. Явление Черномора к Людмиле.
  9. Рогдай обретает свое счастье.
  10. Фарлаф убивает Руслана.
  11. Война с печенегами.
  12. Оживление героя.
  13. Победа над врагом.
  14. Пробуждение Людмилы.

История создания

Поэма написана в 1818—1820, после окончания Лицея; Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы, едва ли текст. Ведя после выхода из Лицея в Петербурге жизнь «самую рассеянную», Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней.

Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам «Неистового Роланда» Ариосто (критики называли этот жанр «романтическим», что не следует путать с романтизмом в современном понимании). Он вдохновлялся также Вольтером («Орлеанская девственница», «Что нравится дамам») и русскими литературными сказками (такими, как лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче, «Бахарияна» Хераскова, «Илья Муромец» Карамзина или особенно «Альоша[sic

] Попович» Николая Радищева). Непосредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской «Истории государства российского», откуда заимствованы многие подробности и имена всех троих соперников Руслана (Рагдай, Ратмир и Фарлаф).

Поэма написана астрофическим четырехстопным ямбом, который, начиная с «Руслана», стал господствующей формой романтической поэмы.

Поэма содержит элементы пародии по отношению к балладе Жуковского «Двенадцать спящих дев». Пушкин последовательно иронически снижает возвышенные образы Жуковского, насыщает сюжет шуточными эротическими элементами, гротескной фантастикой (эпизод с Головой), употребляет «простонародную» лексику («удавлю», «чихнула»). Пушкинское «пародирование» Жуковского изначально не имеет негативного оттенка и носит скорее дружеский характер; известно, что Жуковский «сердечно радовался» пушкинской шутке, а после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Впоследствии, в начале 1830-х годов, зрелый Пушкин, склонный критически переоценивать свои юношеские опыты, сокрушался, что пародировал «Двенадцать спящих дев» «в угоду черни».

«У лукоморья дуб зеленый…»
Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
Помощь по воспроизведению

Руслан и Людмила (поэма А.С. Пушкина)

И день настал. Толпы враговС зарею двинулись с холмов;Неукротимые дружины,Волнуясь, хлынули с равниныИ потекли к стене градской;Во граде трубы загремели,Бойцы сомкнулись, полетелиНавстречу рати удалой,Сошлись — и заварился бой.Почуя смерть, взыграли кони,Пошли стучать мечи о брони;Со свистом туча стрел взвилась,Равнина кровью залилась;Стремглав наездники помчались,Дружины конные смешались;Сомкнутой, дружною стенойТам рубится со строем строй;Со всадником там пеший бьется;Там конь испуганный несется;Там клики битвы, там побег;Там русский пал, там печенег;

Тот опрокинут булавою;Тот легкой поражен стрелою;Другой, придавленный щитом,Растоптан бешеным конем…И длился бой до темной ночи;Ни враг, ни наш не одолел!За грудами кровавых телБойцы сомкнули томны очи,И крепок был их бранный сон;Лишь изредка на поле битвыБыл слышен падших скорбный стонИ русских витязей молитвы.Бледнела утренняя тень,Волна сребрилася в потоке,Сомнительный рождался деньНа отуманенном востоке.Яснели холмы и леса,И просыпались небеса.Еще в бездейственном покоеДремало поле боевое;Вдруг сон прервался: вражий станС тревогой шумною воспрянул,Внезапный крик сражений грянул;Смутилось сердце киевлян;Бегут нестройными толпамиИ видят: в поле меж врагами,Блистая в латах, как в огне,Чудесный воин на конеГрозой несется, колет, рубит,В ревущий рог, летая, трубит…То был Руслан. Как божий гром,Наш витязь пал на басурмана;Он рыщет с карлой за седломСреди испуганного стана.Где ни просвищет грозный меч,Где конь сердитый ни промчится,Везде главы слетают с плечИ с воплем строй на строй валится;В одно мгновенье бранный лугПокрыт холмами тел кровавых,Живых, раздавленных, безглавых,Громадой копий, стрел, кольчуг.

На трубный звук, на голос бояДружины конные славянПомчались по следам героя,Сразились… гибни, басурман!Объемлет ужас печенегов;Питомцы бурные набеговЗовут рассеянных коней,Противиться не смеют болеИ с диким воплем в пыльном полеБегут от киевских мечей,Обречены на жертву аду;Их сонмы русский меч казнит;Ликует Киев… Но по градуМогучий богатырь летит;В деснице держит меч победный;Копье сияет как звезда;Струится кровь с кольчуги медной;На шлеме вьется борода;Летит, надеждой окриленный,По стогнам шумным в княжий дом.Народ, восторгом упоенный,Толпится с кликами кругом,И князя радость оживила.В безмолвный терем входит он,Где дремлет чудным сном Людмила;Владимир, в думу погружен,У ног ее стоял унылый.Он был один. Его друзейВойна влекла в поля кровавы.

Но с ним Фарлаф, чуждаясь славы,Вдали от вражеских мечей,В душе презрев тревоги стана,Стоял на страже у дверей.Едва злодей узнал Руслана,В нем кровь остыла, взор погас,В устах открытых замер глас,И пал без чувств он на колена…Достойной казни ждет измена!

Но, помня тайный дар кольца,Руслан летит к Людмиле спящей,Ее спокойного лицаКасается рукой дрожащей…И чудо: юная княжна,Вздохнув, открыла светлы очи!Казалось, будто бы онаДивилася столь долгой ночи;Казалось, что какой-то сонЕе томил мечтой неясной,И вдруг узнала — это он!

И князь в объятиях прекрасной.Воскреснув пламенной душой,Руслан не видит, не внимает,И старец в радости немой,Рыдая, милых обнимает.

  • В начало
  • Назад
  • 23
  • Вперед
  • В конец

Популярные сегодня темы

Когда я впервые взяла в руки «Архипелаг Гулаг», эта книга показалась мне научной. Слишком много фактов и фамилий попадается на ее страницах. Но, начав читать, я поняла: это – наша история

Недавно я прочитал рассказ Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско». Меня поразило это произведение глубиной мысли и красотой языка.

Одиночество – это социальное положение человека, при котором у него нет семьи или близких. Одиночество это ужасно. Трудно представить себе одиноких людей, однако они есть и, без сомнения, очень несчастны

Повесть «Выстрел» является четвертым из пяти новелл сборника повестей «Белкина» замечательного русского поэта А.С. Пушкина. Она состоит из двух частей, но все же повесть отличается сжатым содержанием и краткостью.

Мой родной город Псков. Это сказочное место, очень старинное, полное историй и красивейших достопримечательностей. Я очень люблю его и горжусь, что родилась в таком прекрасном месте. Мне довелось побывать во многих городах

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: