Сочинение смысл названия произведения горе от ума

Проблема ума в комедии горе от ума сочинение

В советском литературоведении[]

В советском литературоведении Чацкий воспринимался как безусловно героическая фигура.

Политическую подоплёку «Горя от ума» по понятным цензурным соображениям, прямо не обсуждали до 1860-х годов, когда Чацкого всё чаще стали сближать с декабристами — сперва Николай Огарёв, за ним Аполлон Григорьев и, наконец, Герцен; именно эта трактовка образа Чацкого впоследствии воцарилась в советском литературоведении.

Мнение, что Чацкому, как написал его Грибоедов, прямая дорога лежала на Сенатскую площадь, было впервые высказано Огарёвым, обосновано Герценом, утверждавшим, что «Чацкий шёл прямой дорогой на каторжную работу», и впоследствии безраздельно утвердилось в советском литературоведении — особенно после того, как книга академика Милицы Нечкиной «А. С. Грибоедов и декабристы» получила в 1948 году Сталинскую премию. Сегодня, однако, вопрос о декабризме Чацкого уже не решается так однозначно.

Двойные стандарты дворянства

В пьесе несколько раз автор упомянул, что, несмотря на материальное преимущество для роста по карьерной лестнице, люди элитного общества все равно пытались дать детям разностороннее образование. Это говорит об определенном несоответствии дел в обществе.

Идеи Просвещения проникли, но их восприятие оказалось ложным: «…Ученье — вот чума!..». Но самое интересное разворачивается, когда появляется главный герой Чацкий. Кто же он? И каким образом через него писатель поднял главную проблему общества?

Чацкий — человек из привилегированного общества, так скажем, не из крепостных, что, конечно, определило его дальнейшую судьбу. В детстве он получил хорошее образование. Затем, как это было положено в определенном возрасте, отправился служить. Чацкому все это было скучно и неприятно. Он стремился к непрерывному самообразованию.

Окончательно осознав, что для того, чтобы получить повышение по службе, необходимо не только обладать знатным происхождением, связями и деньгами, но и уметь угождать чиновникам, он ушел со службы и начал путешествовать. Это недовольство как основной проблемный вопрос он выразил в диалоге с Фамусовым: «…Служить бы рад, прислуживаться тошно…».

В итоге, набравшись уму-разуму, он вернулся туда, где прошло его детство, как сказал А. С. Пушкин в своем сочинении — «…С корабля на бал…». Здесь-то и произошла кульминация событий.

Сочинение 4

Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — Александр Андреевич Чадский. Герой является представителем передовых идей, в его обрезе отражены черты декабристских настроений. Чадский умен и просвещен, он стремится к саморазвитию. Герой – патриот своей страны, он выступает против крепостного права и чинопочитания. Также Чадский осуждает любовь светского общества к всему иностранному, он является приверженцем русских традиций и культуры.

Вернувшись на родину из-за границы Чадский пытается поделиться своими мыслями и идеями с представителями «века минувшего» — фамусовским обществом.  Однако в кругу знакомых и близких друзей мировоззрение героя встретили сначала снисходительно и иронично, а затем и вовсе назвали бунтарским. Чадского сочли сумасшедшим только от того, что его мысли были признанны вольнодумными, так как противоречили взглядам тогдашнего светского общества.

Чадского постигает «горе от его же ума». Он оказывается одинок в своих суждениях, но это не заставляет его отказаться от них. Герой до конца комедии остается верен своим убеждениям, он с пылом и страстностью отстаивал свою правоту, хотя его монологи враждебно принимаются со стороны окружающих. Но цельность натуры героя не искала признания общества, осознавая свою правоту, он отстаивал ее. Чадский стремился донести до людей необходимость перемен в социальном укладе при помощи реформ.

Горе Чадского от ума заключается в том, что его идеи и мысли не нашли сторонников. Можно сказать, что герой был способен думать более прогрессивно, чем социальное общество, в которое он попал. Герой пытается самостоятельно изменить мировоззрение людей, однако они не хотят меняться, мнение большинства побеждают правильные взгляды и идеи одного человека. В конце комедии, поддавшись воле чувств, Чадский покидает фамусовское общество.

На месте Чадского может оказаться совершенно любой человек, если попадет в общество с противоположными ему ценностями и нормами жизни. В таком случаем человек может пострадать от собственного ума, если его мировоззрение покажется слишком неприемлемым для социального уклада

Важно иметь развитый социальный интеллект, который позволит правильно взаимодействовать с практически любым обществом

Смысл названия

Грибоедов Александр Сергеевич, это талантливый музыкант и писатель русской литературы. Воспитывался матерью, так как отец был занят работой, и не имел ни какого образования. С ранних лет, ему прививали любовь к иностранным языкам и игре на фортепиано. С 13 лет, молодой юноша, уже вплотную занимается литературой, и пытается делать свои наброски в творчестве.  Известная работа «Горе от ума», была написана на Кавказе, в начале воинской службы.

Само произведение, несёт в себе смысл своего названия. Главным героем работы автора, является Чацкий. Это человек, с прекрасным раскладом ума, но это черта, и отвергает его от всего общества. В действиях пьесы, можно понять что он, остроумен, но глуп. Даже когда речь шла о великой карьере в службе, он поп росту «проворонил» этот шанс.  Герой Фамусов, всячески вразумить Чацкого, но это бесполезно. Вспоминая бывалое правление, с хорошей стороны, они долго беседуют, у них одинаковые мысли, но на службу Чацкий так и не вернулся. Чацкий, выдвигает мысль о том, что именно крепостное право, является причиной страданий человечества. И таковые мысли, заставляют Фамусова просто молчать, и даже не спорить с остроумным человеком, который так ни чего и не добился в жизни.

В дальнейшем, Чацкий узнаёт о тайной симпатии Софьи к некому Мочанину, это был секретарь при их доме. Софья при открытом разговоре, даёт понять Чацкому, насколько Молчанин ей симпатичен, и она не видит будущего в браке с Чацким. В итоге, у них, назревает скандал, и Софья, становиться первым человеком, которая назвала великого остроума, сумасшедшим. Как и водилась в те времена, эти сплетни, быстро разнеслись по улице.

Практически на всём этом, и становилась идея написания этой работы. В конкретных случаях, можно понять, что только из – за споров умного человека с глупым просто людом, и произошло название этой работы. Под «горем» Грибоедов, несёт мысли действия Чацкого. Образование, мышление и пылкость этого персонажа, сводит к его неудачам и потерям. Даже в личной жизни, он терпит неудачу. Под словом «Ум» в данной прозе, Александр Сергеевич, подразумевал честность, смелые чувства человека, уверенность Чацкого. Эта работа, получила огромную популярность после смерти автора, так как при жизни, многие детали запрещала цензура.  Пьеса, которую сыграли на то время, стала шедевром мировой культуры.

Проблематика комедии «Горе от ума»

Проблематика произведения Грибоедова довольно обширна. Писатель в своей комедии поднимает множество злободневных проблем своего времени. Этим Грибоедов вызвал недовольство цензуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 440 ₽ Реферат Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 220 ₽ Контрольная работа Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основными проблемами и темами произведения А.С. Грибоедова являются:

  • Воспитание и образование дворян;
  • Крепостное право, жестокость помещиков;
  • Враждебное отношение к «новым людям»;
  • Погоня за наградами и чинами;
  • Противостояние «старого» и «нового» мира;
  • Бюрократия;
  • Аракчеевщина и скалозубовщина;
  • Либерализм;
  • Декабризм;
  • Французомания и любовь ко всему иностранному.

Смысл произведения Горе от ума

Заглавие комедии Грибоедова выглядит как оксюморон, ведь принято считать, что чем умнее человек, тем лучше, но в том и заключается особый смысл названия. Высокий интеллект главного героя, его острые и дерзкие высказывания не находят понимания среди представителей старого света. Но стремление к истине и желание доказать свою правоту не позволяют персонажу вовремя остановиться и перевести разговор в более привычное и примитивное для обывателей русло. Такая публичная демонстрация исключительного ума приводит к негативным последствиям для главного героя и не только для него.В основе сюжета лежат два конфликта – любовный и общественный. И если любовная линия, это скорее следование канонам классицизма, то конфликт общественный, который красной чертой проходит сквозь все произведение, постоянно возникая в диалогах персонажей, призван раскрыть общий смысл комедии. В «Горе от ума» четко прописаны основные пороки общества того времени: ложь, лицемерие, прислужничество, консерватизм, ханжество и, конечно, глупость.

Идеи Чацкого, как представителя нового времени, неприемлемы для закостенелого московского дворянства, они кажутся ненужными, нелепыми и даже опасными. Представителям старого времени проще поверить в безумие Чацкого, чем допустить, что его вольнодумство может нести какой-то смысл. Образ Чацкого, это прототип романтического героя, одинокого борца с системой, чьи методы слишком радикальны для своего времени, а потому бессмысленны. Грибоедов дает понять, что время просвещения в России еще не наступило, но уже начинает появляться новое поколение мыслящих людей, которые будут способны что-то изменить.

Персонажи[]

  • Александр Андреевич Чацкий — главный герой
  • Павел Афанасьевич Фамусов, — управляющий в казенном месте
  • Софья Павловна Фамусова — его дочь, возлюбленная главного героя
  • Лизанька, — служанка дома Фамусовых
  • Алексей Степанович Молчалин, — секретарь Фамусова, живущий у него в доме
  • Скалозуб, Сергей Сергеевич — Полковник
  • Наталья Дмитриевна Горич, — молодая дама
  • Платон Михайлович Горич, — муж ее
  • Князь Тугоуховский
  • Графиня бабушка Хрюмина
  • Графиня внучка Хрюмина
  • Антон Антонович Загорецкий
  • Старуха Хлёстова, — свояченица Фамусова
  • Репетилов.

Говорящие фамилии

По традиции классицистической комедии драматург дал почти всем своим героям говорящие фамилии.
Обычно в театре фамилии выделяли главное свойство персонажа, олицетворённый порок, добродетель или какое-то иное одномерное качество. В же «Горе от ума» всё менее прямолинейно: все говорящие фамилии так или иначе воплощают одну идею — идею вербальной коммуникации, преимущественно затруднённой.

  • фамилия Фамусова образована от латинского fama — «молва»
  • Фамилия Молчалина, «не смеющего своё суждение иметь», говорит сама за себя.
  • Репетилов (от французского répéter — «твердить наизусть», «повторять за кем-то») можно усмотреть Дlвоякое значение: с одной стороны этот персонаж, молча слушает важные разговоры, и после повторяет их другим, а с другой — выступает как комический двойник Чацкого, иллюстрирующий его душевные порывы собственными физическими неуклюжими движениями
  • Князь Тугоуховский — то есть глуховатый
  • полковник Скалозуб (Скалить зубы, улыбаться)— мастер казарменных острот.
  • Хлёстова — можно усмотреть намёк на хлёсткое словцо, в котором и ей не откажешь.
  • Фамилию самого Чацкого (в ранней редакции — Чадский) разные исследователи ассоциировали со словом «чад» на основании его общей пылкости и разбора его реплик («Ну вот и день прошёл, и с ним / Все призраки, весь чад и дым / Надежд, которые мне душу наполняли» или сентенции о сладком и приятном «дыме Отечества»). Но более прямая ассоциация, конечно, с Чаадаевым.

Прототипы героев

О том, что у героев комедии были прототипы известно от самого Грибоедова, который упоминал это в письме к критику. Однако, прямо он ни на кого не указывал. Слухи и догадки о том, кто именно выведен в той или иной роли, стали распространяться уже зимой 1823-24 года, как только Грибоедов начал читать ещё не завершённую пьесу в знакомых домах.
Прототипом Софьи Фамусовой многие считают Софью Алексеевну Грибоедову, двоюродную сестру драматурга, — при этом мужа её, Сергея Римского-Корсакова, считали возможным прототипом Скалозуба, а за домом её свекрови, Марьи Ивановны Римской-Корсаковой, в Москве на Страстной площади закрепилось название «дома Фамусова».
Прототипом самого Фамусова называют дядю Грибоедова, основываясь на одном отрывке у драматурга:

«Историку предоставляю объяснить, отчего в тогдашнем поколении развита была повсюду какая-то смесь пороков и любезности; извне рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства. <…> Объяснимся круглее: у всякого была в душе бесчестность и лживость на языке. Кажется, нынче этого нет, а может быть, и есть; но дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образ его поучений: «я, брат!..»

Приятель Грибоедова, Дмитрий Бегичев, в чьём имении писалась комедия, считался одним из прототипов Платона Михайловича Горича.

Александр Андреевич Чацкий

Александр Андреевич Чацкий – ключевой персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий по происхождению наследственный дворянин и аристократ.  Уроженец Москвы, Чацкий с рождения был окружен представителями высшего общества. После смерти родителей он стал единственным наследником завидного поместья. Так как никаких других родственников у Чацкого не было его опекуном стал приятель отца – Павел Фамусов, который был чиновником и известным в аристократических кругах человеком. Став взрослым Чацкий съезжает от Фамусова. Будучи аристократом Чацкий являлся членом Английского клуба джентльменов, в котором вместо обсуждения социальных и политических вопросов играли в карты и обедали. Сначала в силу возраста, а затем из – за отъезда за границу, который продолжался три года, Чацкий был редким гостем этого клуба.

За время своего пребывания за границей он ознакомился с архитектурными особенностями, культурным наследием Европы и тонкостями отношений между людьми.

Чацкий был образован и подкован во многих вопросах, таких как обустройство мира и экономика, иностранные языки. Также он как настоящий аристократ не мог себе позволить не разбираться в музыке и танцах. Он никогда не останавливался на достигнутом и постоянно развивался самостоятельно изучая новые направления. Чацкий был любознательным и занимал активную жизненную позицию. Именно благодаря этим качествам он в столь молодом возрасте стал философом, но решил посвятить свою жизнь ведению хозяйства в поместье. За это окружающие сочли его безумцем, ведь перед ним открывались огромные перспективы.

Речь Чацкого не была лишена сарказма и иронии, с помощью которых он демонстрировал свое отношение к представителям чуждых ему взглядов. Будучи человеком искренним и не терпящим лжи он был уверен, что людям необходимо говорить правду. В силу своей страстной натуры ему было тяжело контролировать свои эмоции. Он грезит о лучшей жизни для своих соотечественников и готов приложить к этому все возможные усилия.

Чацкий категорически отрицает так называемое Фамусовское общество и всячески пытается ему противостоять. Взгляды Чацкого сильно отличаются от взглядов Фамусова, ведь для Чацкого на первом месте достоинство и честь, а для аристократического общества взяточничество и преклонение перед начальником. Если аристократы признают лишь военную и гражданскую службу, то Чацкий понимает ценность науки и искусства. Он уверен, что люди должны жить в первую очередь думая о морали, а не о личной выгоде.

Непринятие позиции Чацкого в обществе

В произведении описан целый ряд персонажей:

  • Фамусов — тщеславный барин;
  • Хлестова — барыня, которую все остерегались;
  • Молчалин — прислужник;
  • Загорецкий — лгун и мошенник;
  • Скалозуб — полковник;
  • Репетилов — суеверный, пустой человек.

Конечно, общество не считает себя глупым, но и менять что-то в своей жизни они не хотят, им просто удобно видеть в Чацком безумца. В то время как Чацкий испытывает горечь страданий и разочарование, общество всеми силами пытается как можно быстрее отвязаться от умника. В таком обществе человек как личность не важен, здесь важны титул и умение услужить.

Он просто хотел сделать так, чтобы люди начали его понимать, стали умнее и честнее, но как бы он ни старался изменить людей в лучшую сторону, удалось ему только пострадать от этого. Чацкий глубоко несчастлив, он разочаровался в людях, которые его окружали, а также в своей любимой женщине.

В борьбе за правду герою не удалось добиться уважения, понимания и поддержки, которые в его жизни играли очень важную роль. Но не только непревзойденный ум главного персонажа поспособствовал личному горю и любовной драме, это произошло от ряда других причин, в которых ум играл просто пассивную роль.

У всех персонажей произведения имеется свое представление о том, что такое ум, поэтому комедия не сводится к четкому разделению высшего общества и Чацкого, в том числе на предмет раскрытия ума. Идеал ума в пьесе напрочь отсутствует, поэтому в ней попросту нет победителя и проигравшего.

Назвав умным Чацкого, А. С. Грибоедов перевернул всё и высмеял прошлое представление такого высочайшего качества в человеке, как ум. Главным отличием Чацкого от общества было не то, что он умный, а то, что он человечнее всех ранее названных.

https://youtube.com/watch?v=kBtiGjArFVw

Жанр и направление

Пьеса относится к комедийному жанру. Своеобразие произведения заключается в том, что оно вобрало в себя особенности сразу трёх литературных направлений — классицизма, реализма и романтизма. Стоит разобрать их по отдельности:

  1. От классицизма комедия получила единство действий, времени и места.
  2. От романтизма произведению достался одинокий герой, который остаётся наедине со своими чувствами и пытается противостоять всему миру. Однако он заведомо знает, что проигрыш неизбежен.
  3. Элементы реализма прослеживаются в том, что автор пытался в подробностях передать устои дворянского общества своей эпохи.

Краткий анализ поможет понять смысл произведения «Горе от ума». Грибоедов попытался показать сущность дворянского общества, которое не хотело развиваться и думало только об удовлетворении своих потребностей.

Фамусовское общество

Описание ума для Фамусовых и его гостей заключается в умении приспосабливаться к любым условиям. Главное для таких аристократов — получить материальную выгоду в любой ситуации. Показателей жизненного успеха несколько:

  • количество крепостных;
  • чин и титул;
  • заключение выгодного брака;
  • размер состояния;
  • недвижимость и предметы роскоши.

Независимо от того, как человек достиг этого, он будет считаться в обществе уважаемым. Состояние и должность являются синонимами ума в аристократическом обществе. Примером такого «умного» стал дядя Фамусова — Максим Петрович. Он случайно упал перед императрицей, что могло окончательно погубить его репутацию и карьеру. Но вместо извинений он второй раз покатился по полу, чем насмешил Екатерину. Это и спасло родственника хозяина дома. А также в пример приводили таких дворян, как Фома Фомич, Татьяна Юрьевна, Скалозуб.

Подобным образом ведут себя Молчалин и даже Софья. Они считают безумцем того, кто предпочитает учебу продвижению по службе, открыто выказывает свои мысли и взгляды, не лицемерит и не льстит. Но многие представители общества, собранного в домашнем кругу, признают отличия между своим мнением и логикой Чацкого.

Суть пьесы

Молодой дворянин Александр Чацкий долгое время жил за границей. Однако давняя любовь заставляет его вернуться на Родину. Герой решил навестить дом Фамусовых, где он жил в детстве.

После приезда Чацкий вступает в конфликт со всем окружением Фамусова. Александр говорит Павлу Афанасьевичу о том, что хочет жениться на его дочери Софье. Фамусов выступает против и считает, что его дочь может выйти замуж только за состоятельного человека, который достоин называться дворянином. Но Софья уже нашла себе избранника Молчалина, которого интересовало только материальное положение её отца.

Когда Чацкий своим поведением надоедает Софье, то в доме Фамусовых его провозглашают сумасшедшим. Слух об этом быстро разлетелся по городу.

Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»

В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.

Сочинение Темы и проблемы комедии Горе от ума

В комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова присутствует очень много тем и проблем характерных для того времени. Именно из-за таких тем произведение запретили к печати, и не разрешалось ставить его в театре.

Так же проблемой того общество было то что военные вообще не хотели сражаться за свою страну и сохранять здоровье и спокойствие граждан. Они хотели только получать самые высокие звания и чины. Так же каждый военный хотел получить много наград и иметь много денег.

Можно сделать вывод что произведение «Горе от ума» связано с декабристами. Эта комедия полностью описывала восстание декабристов.

Автор затрагивает не только такие социальные темы, но он пишет и про любовь, брак и семью. Конечно почти самая важная тема это драма Чацкого. Он любит Софью, а она отказывает ему во взаимности. Ведь Софья никуда не сможет уйти от фамусовского общества. Она никак не сможет полюбить и быть вместе с Чацким.

Грибоедов затронул в произведение «Горе от ума» важную проблему это то, что старое общество никак не может принять людей из нового света. Это такие люди у которых свое мировоззрение непохожее на остальных людей того общества. Они живут свободной жизни и никак не зависят от мнения других людей. Им нравится их жизнь, и они не будут подстраиваться под других, чтобы их уважали и не унижали.

И одна из самых серьезных проблем, которая прослеживается в комедии это проблема ума. Сам автор иногда называл свое произведение про большое количество глупцов и одного по-настоящему умного человека. Умных людей, таких как Чацкий, в таком обществе вызывали ненависть у остального населения. Фамусовское общество пытается выгнать Чацкого, называя его безумным, хотя они сами вообще не являются умными людьми. Чацкий слишком умный для таких людей и поэтому ему нет места в таком обществе.

Пограничное состояние между смехом и горем

Комедия «Горе от ума» Александра Грибоедова представляет собой уникальное произведение, способное перемещать зрителя в пограничное состояние между смехом и горем. Именно поэтому она остается актуальной и привлекательной для современной аудитории.

Важным аспектом комедии является создание смешных ситуаций, которые, тем не менее, имеют глубокий подтекст. Зритель смеется над нелепыми поступками главных героев, однако внутри его черпается искренняя нотка горя из-за незавершенности их жизненных историй.

Актуальность произведения в наше время связана с тем, что многие жизненные ситуации, описанные в комедии, все еще оставляют в зрителе ощущение близости и узнаваемости. Жизнь по-прежнему полна обмана, любви и разочарований, и нередко горе становится смешным, а смех становится горем.

Стремление к обрывкам смеха и горя является характерным чертой современной жизни. Комедия «Горе от ума» умело передает эту амбивалентность и позволяет зрителю почувствовать на себе переплетение этих эмоций. Такие моменты помогают нам осознать, что смех и горе — неразрывно связанные составляющие человеческой жизни.

«Горе от ума» — это не просто развлекательная комедия, но и проницательное исследование человеческой природы, где горе и смех становятся двумя соседствующими чувствами, сосуществующими в одном пространстве. Именно этот пограничный момент делает комедию актуальной и интересной для зрителей всех времен и эпох.

План проведения проекта

Подготовительный этап. Планирование проекта

Погружение в проект (определение целей и задач проекта; представление презентации учителя; формулирование проблемных вопросов)? деление на группы с определением целей и задач для каждой группы.Подготовка необходимых печатных материалов: (памятки по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет и сохранению информационных объектов на внешние носители, инструкции ). Определить время занятий в компьютерном классе и библиотеке.
Определить в расписании время для консультаций и занятие для завершения работы над проектом.

Основной этап. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий

Осуществление деятельности ( роль детей — самостоятельный поиск информации, роль учителя – контроль и корректировка действий учащихся)

Тематика комедии

Особое внимание стоит уделить многообразию тем в произведении «Горе от ума». Тематика книги застрагивает аспекты, которые остаются актуальными по сей день:

  1. Тема лишнего человека является ключевой в комедии. Образ Чацкого становится отражением людей, которые были слишком хороши для Российской империи. Взгляды главного героя не были приняты представителями дворянства. Когда он попытался их донести в массы, его охарактеризовали как сумасшедшего. Но Александр не разочаровался в себе, поэтому всегда может вернуться в родные края и победить фамусовское общество.
  2. Тема семьи. Автор показывает дворянскую семью как рассадник лжи и взаимной ненависти. Павел Фамусов не думает о мнении своей дочери, для него главная цель состоит в том, чтобы удачно выдать её замуж. Когда старый Фамусов узнаёт о романе Софьи и Молчалина, то переживает только за свою репутацию. Но девушка особо не интересуется жизнью отца и старается отдалиться от него.
  3. Тема мечты. Грибоедов считал, что только искренние люди способны мечтать. Софья мечтала о взаимной любви, а Чацкий желал исправить этот мир к лучшему. Но все их мечтания были оторваны от реальности, поэтому оба героя потерпели крах. Софья повелась на обман Молчалина, а Чацкий, оскорблённый и отвергнутый, сбежал из дома Фамусовых в другой город.

Вариант 2

Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий. Такое название выглядит как лозунг-предостережение, ведь если горе уму, то там где он был, возникнет глупость, то есть отсутствие ума. Тем не менее, в дальнейшем автор переименовывает пьесу в «Горе от ума», то есть указывает на причину и для читателей как бы кратко описывает историю главного героя.

Чацкий является представителем того самого ума от которого возникает горе. Если ум существует отдельно в форме идей, то, как таковой может горя и не давать, но если получает свое воплощение в такой фигуре как Чацкий, то этому герою предстоит претерпеть различные страдания и испытать горе. По сути, на самом деле такова судьба любых пророков и носителей прогрессивных идей, недаром есть такая поговорка про отсутствие пророков в своем отечестве.

Грибоедов пишет про вполне понятную истину, которые знают многие люди: если много умничать, то зачастую ничего хорошего от этого и не выходит. Главный герой произведения активно спорит с остальными персонажами, он пытается им нечто доказать, но в итоге не получает какого-либо существенного прогресса, его антитеза простой житейской мудрости не приносит ничего положительного. Самое главное – не принесет практически никогда, такого просто не бывает в обществе.

Для простых людей намного более целесообразным является элементарный житейский комфорт, который в своем самом высоком пределе воплощает Фамусов. Именно он считает самым высоким достижением положение в обществе и наличие ценного капитала. К этому стремится большинство людей, так как дает вполне ощутимые преимущества.

Конечно, если рассудить по уму, то идеалы, которые проповедует Чацкий, то есть культура и развитие личности являются более ценными. Они являются тем самым умом, который фактически предстает наиболее высокой ценностью, но ум (в смысле какого-то идеала) не так практичен, он не приносит существенных выгод. Приносят выгоды более утилитарные взгляды, которые проповедуют Фамусов и остальные участники этой системы высших слоев общества.

Как ни удивительно, но Чацкий является не просто умным человеком, но и во много патриотом, который старается ради своей страны. Тем не менее, практичные фамусовы не будут слушать подобных эфемерных рассуждений наподобие «а судьи кто.. » они будут слушать зов собственной выгоды и комфорта.

Нравоучительность и зеркало современной действительности

Комедия «Горе от ума» остается актуальной и сегодня, так как сохраняет свою нравоучительность и отражает некоторые аспекты современной действительности.

Основная тема комедии, связанная с ложным престижем, высокомерием и предрассудками, до сих пор актуальна. Часто в современном обществе мы видим, как люди пытаются создать впечатление о своей значимости и интеллекте, при этом несознательно попадая в смешные ситуации. Разные личности их рассуждений и подходов к жизни также отличает некий «горб» ума, который преследует героев комедии. Несмотря на прошедшие века, основные герои и проблемы комедии по-прежнему соприкасаются с нашей реальностью.

Не изменяется и роль комедии в отражении социальных процессов и явлений. Ресурсы издевательств, словесных «схваток» и масок, которые используют герои комедии, актуальны и в современной действительности. Комедия «Горе от ума» выступает неким зеркалом, в котором мы видим недостатки современного общества и свои собственные проблемы.

Изначально написанная в начале XIX века, комедия все еще затрагивает чувствительные струны наших сердец. И при множестве изменений в обществе и ценностях она остается релевантной и вызывает смех у зрителей, не только в России, но и за рубежом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: