Основной смысл названия комедии а.с. грибоедова «горе от ума»

Сочинение мое отношение к чацкому

Вариант 2

Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий. Такое название выглядит как лозунг-предостережение, ведь если горе уму, то там где он был, возникнет глупость, то есть отсутствие ума. Тем не менее, в дальнейшем автор переименовывает пьесу в «Горе от ума», то есть указывает на причину и для читателей как бы кратко описывает историю главного героя.

Чацкий является представителем того самого ума от которого возникает горе. Если ум существует отдельно в форме идей, то, как таковой может горя и не давать, но если получает свое воплощение в такой фигуре как Чацкий, то этому герою предстоит претерпеть различные страдания и испытать горе. По сути, на самом деле такова судьба любых пророков и носителей прогрессивных идей, недаром есть такая поговорка про отсутствие пророков в своем отечестве.

Грибоедов пишет про вполне понятную истину, которые знают многие люди: если много умничать, то зачастую ничего хорошего от этого и не выходит. Главный герой произведения активно спорит с остальными персонажами, он пытается им нечто доказать, но в итоге не получает какого-либо существенного прогресса, его антитеза простой житейской мудрости не приносит ничего положительного. Самое главное – не принесет практически никогда, такого просто не бывает в обществе.

Для простых людей намного более целесообразным является элементарный житейский комфорт, который в своем самом высоком пределе воплощает Фамусов. Именно он считает самым высоким достижением положение в обществе и наличие ценного капитала. К этому стремится большинство людей, так как дает вполне ощутимые преимущества.

Конечно, если рассудить по уму, то идеалы, которые проповедует Чацкий, то есть культура и развитие личности являются более ценными. Они являются тем самым умом, который фактически предстает наиболее высокой ценностью, но ум (в смысле какого-то идеала) не так практичен, он не приносит существенных выгод. Приносят выгоды более утилитарные взгляды, которые проповедуют Фамусов и остальные участники этой системы высших слоев общества.

Как ни удивительно, но Чацкий является не просто умным человеком, но и во много патриотом, который старается ради своей страны. Тем не менее, практичные фамусовы не будут слушать подобных эфемерных рассуждений наподобие «а судьи кто.. » они будут слушать зов собственной выгоды и комфорта.

История создания[]

Написания

Пьеса была задумана в 1820 году в Персии, где Грибоедов служил по дипломатической линии.
Свидетельства современников о том, что замысел был у Грибоедова уже в 1816 считаются литературоведами недостоверными.
Первые два действия Грибоедов писал 1821-23 годах. Осенью 1821 года Грибоедов служил в Тифлисе, где впоследствии сделал карьеру при генерале Ермолове.
Летом 1823 года в селе Дмитровском Тульской губернии Грибоедов пишет действия III и IV. Оставив на время службу весной 1823 года Грибоедов в это время гостит у своего старинного друга Степана Бегичева. Считается, что на московских балах, которые он посещал в это время, он активно собирал для комедии новый материал.
Первый вариант комедии был закончен в июне 1824 года. По дороге в Санкт-Петербург Грибоедов придумывает новую развязку и уже в Петербурге сильно перерабатывает комедию.
После неудачных попыток опубликовать и поставить пьесу, Грибоедов не перестаёт работать над ней. Таким образом, работа над комедией продолжалась ещё долго — последней авторизованной версией считается так называемый Булгаринский список, который Грибоедов вручил своему издателю и другу Фаддею Булгарину 5 июня 1828 года, накануне своего возвращения на Восток.

Вариант 2

Комедия Грибоедова “Горе от ума” является потрясающим произведением, которое может послужить отличным примером написания драматургической комедии, исходя из похвал критиков тех времён. Комедия привносила в русское общество мысль о том, что не каждый человек является таким, каким он хочет казаться, и то, что нельзя разделять всё вокруг только на добро и зло.

Грибоедов был новатором в своём роде. Он написал комедию в стихах, что уже не характерно для того времени, и в ней же создал стилистических персонажей, которые олицетворяли тот или иной порок. Он пытался донести до зрителя мысль, что не всё является таким, каким мы его видим. Он говорит о том, что порой под маской скрываются отвратительные вещи. Он ярко показывает это в своём произведении на основе нескольких перс ножей, делая акцент на их отрицательных сторонах, однако даже они не обделены хорошими. Из этого автор хочет подвести нас к выводу что мы попросту не можем называть того или иного человека плохим, потому что просто увидели его плохую сторону, или же наоборот не можем назвать человека добрым, если мы полностью его не узнали. О данной проблеме выбора нам и рассказывает произведение “Горе от ума”.

Критика первой точки зрения

Неполнота и недостаточность аргументов

Первая точка зрения полагает, что Чацкий — умный человек, достойный восхищения. Однако, аргументы, которые она представляет, неполны и недостаточны. Во-первых, указание на то, что Чацкий изобретает машины, не является доказательством его умения. Можно подумать, что Чацкий просто имеет хорошую фантазию и некоторые знания в области механики. Во-вторых, упоминание о том, что Чацкий «узнал, что необходимо заниматься общественно-полезной работой» — тоже не является достаточной основой для того, чтобы считать его умным. Возможно, Чацкий просто осознал свою обязанность как гражданина и начал работать в соответствии с этим.

Отсутствие учета отрицательных моментов

Один из основных недостатков первой точки зрения — отсутствие учета отрицательных моментов. Чацкий, описываемый как гениальный изобретатель, показывает многие недостатки в своем поведении. Например, он отказывается жениться на Молчалиной, хотя она является замечательной женщиной. Вместо этого, Чацкий предпочитает свои изобретения и свою свободу. Кроме того, он демонстрирует некоторые эгоистические тенденции, требуя, чтобы Лиза оставила своего мужа, чтобы жить с ним.

Отсутствие сравнения с другими персонажами

Первая точка зрения не проводит сравнения с другими персонажами в пьесе. Вместо этого, она фокусируется исключительно на Чацком. Однако, если провести сравнение, то станет ясно, что Чацкий — не самый умный и не самый почетный персонаж. Например, Скалозуб — явно более успешный в бизнесе, а Безымянный — более милосердный и добрый человек. Более того, Чацкий в сравнении с ними выглядит самодовольным и немного наивным.

  • Необходимость проводить более детальный анализ
  • Вторая точка зрения может быть более правильной и более аргументированной
  • Выводы, сделанные первой точкой зрения, не являются однозначными и требуют серьезной проверки

Чацкий: контраверсия гениальности

Точка зрения первая: Чацкий — гений

Существует точка зрения, что Чацкий является гением. Он обладает высоким интеллектом, богатым внутренним миром и творческой энергией, что позволяет ему создавать новые идеи и наделевать их жизненной силой.

Его способности позволяют ему видеть абстрактные концепции и определять тайны природы и человеческой души. В романе «Горе от ума» он является одним из самых ярких персонажей, что подчеркивает его выдающиеся таланты и способности.

Также Чацкий является основоположником новой философии жизни, которая позволяет ему взглянуть на мир по-новому и получить новое понимание.

В целом можно сказать, что Чацкий является гением своего времени и продолжает оставаться одним из самых умных и талантливых персонажей в мировой литературе.

Кто такой Чацкий?

В романтической комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главным героем является Александр Андреевич Чацкий — молодой, образованный и состоятельный человек, который является объектом восхищения главной героини Софьи. Однако, у Чацкого есть свои недостатки и слабости, которые мешают ему быть счастливым.

Характер Чацкого можно охарактеризовать как интеллектуальный и эмоциональный. Он обладает широким кругозором, которым он впечатляет окружающих, и чувственной натурой, которая мешает ему принимать разумные решения. Он любит женщин, но не может выбрать между двумя кандидатками и не может дать обещание ни одной из них.

Чацкий также обладает своей философией жизни, которая часто не сходится с общественным мнением. Он критикует общественные нормы и требует большего интеллектуального развития у своих собеседников. Однако, он сам попадает в ловушку своих страстей и недостатков.

В целом, Чацкий — это интересный персонаж, который вызывает как восхищение, так и сочувствие. Его жизненные стремления и желания показывают, как сложно найти свое место в обществе и достичь счастья в жизни.

Персонажи[]

  • Александр Андреевич Чацкий — главный герой
  • Павел Афанасьевич Фамусов, — управляющий в казенном месте
  • Софья Павловна Фамусова — его дочь, возлюбленная главного героя
  • Лизанька, — служанка дома Фамусовых
  • Алексей Степанович Молчалин, — секретарь Фамусова, живущий у него в доме
  • Скалозуб, Сергей Сергеевич — Полковник
  • Наталья Дмитриевна Горич, — молодая дама
  • Платон Михайлович Горич, — муж ее
  • Князь Тугоуховский
  • Графиня бабушка Хрюмина
  • Графиня внучка Хрюмина
  • Антон Антонович Загорецкий
  • Старуха Хлёстова, — свояченица Фамусова
  • Репетилов.

Говорящие фамилии

По традиции классицистической комедии драматург дал почти всем своим героям говорящие фамилии.
Обычно в театре фамилии выделяли главное свойство персонажа, олицетворённый порок, добродетель или какое-то иное одномерное качество. В же «Горе от ума» всё менее прямолинейно: все говорящие фамилии так или иначе воплощают одну идею — идею вербальной коммуникации, преимущественно затруднённой.

  • фамилия Фамусова образована от латинского fama — «молва»
  • Фамилия Молчалина, «не смеющего своё суждение иметь», говорит сама за себя.
  • Репетилов (от французского répéter — «твердить наизусть», «повторять за кем-то») можно усмотреть Дlвоякое значение: с одной стороны этот персонаж, молча слушает важные разговоры, и после повторяет их другим, а с другой — выступает как комический двойник Чацкого, иллюстрирующий его душевные порывы собственными физическими неуклюжими движениями
  • Князь Тугоуховский — то есть глуховатый
  • полковник Скалозуб (Скалить зубы, улыбаться)— мастер казарменных острот.
  • Хлёстова — можно усмотреть намёк на хлёсткое словцо, в котором и ей не откажешь.
  • Фамилию самого Чацкого (в ранней редакции — Чадский) разные исследователи ассоциировали со словом «чад» на основании его общей пылкости и разбора его реплик («Ну вот и день прошёл, и с ним / Все призраки, весь чад и дым / Надежд, которые мне душу наполняли» или сентенции о сладком и приятном «дыме Отечества»). Но более прямая ассоциация, конечно, с Чаадаевым.

Прототипы героев

О том, что у героев комедии были прототипы известно от самого Грибоедова, который упоминал это в письме к критику. Однако, прямо он ни на кого не указывал. Слухи и догадки о том, кто именно выведен в той или иной роли, стали распространяться уже зимой 1823-24 года, как только Грибоедов начал читать ещё не завершённую пьесу в знакомых домах.
Прототипом Софьи Фамусовой многие считают Софью Алексеевну Грибоедову, двоюродную сестру драматурга, — при этом мужа её, Сергея Римского-Корсакова, считали возможным прототипом Скалозуба, а за домом её свекрови, Марьи Ивановны Римской-Корсаковой, в Москве на Страстной площади закрепилось название «дома Фамусова».
Прототипом самого Фамусова называют дядю Грибоедова, основываясь на одном отрывке у драматурга:

«Историку предоставляю объяснить, отчего в тогдашнем поколении развита была повсюду какая-то смесь пороков и любезности; извне рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства. <…> Объяснимся круглее: у всякого была в душе бесчестность и лживость на языке. Кажется, нынче этого нет, а может быть, и есть; но дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образ его поучений: «я, брат!..»

Приятель Грибоедова, Дмитрий Бегичев, в чьём имении писалась комедия, считался одним из прототипов Платона Михайловича Горича.

Суть названия

Автор создал вовсе не традиционную комедию для своего времени. Он дополнил и общепсихологически переосмыслил образ персонажей произведения, также внес в текст новые, абсолютно не стандартные для комедии классицизма проблемы.

  • Что хочет сказать автор о русской женщине этими строками ответ кратко

      

  • Какие люди являются обитателями ночлежки в пьесе на дне кратко

      

  • В чем заключаются трудности эмпирической интерпретации понятий и утверждений теории кратко

      

  • Опытно экспериментальная деятельность в младшей группе детского сада

      

  • Может ли семья иметь доходы от предпринимательской деятельности если да то в каких случаях кратко

Чацкий: гений или авантюрист?

Многие считают Чацкого гением. Его остроумие, сообразительность и языковые способности восхищают и заставляют восхищаться. Чацкий легко находит выход из любой ситуации, не снижая своего интеллектуального уровня. Он анализирует и умеет находить скрытый смысл в происходящем, что делает его великим мыслителем и гениием общения. Его факты и аргументы всегда точны и убедительны, он не оставляет шанса соперникам в споре. Благодаря этому Чацкий может быть идеальным автором исторических рассказов, научных статей или философских трудов.

Тем не менее, есть и другая точка зрения. Некоторые считают Чацкого авантюристом. Они считают, что его ум и способности в основном основаны на манипуляциях и лжи. Чацкий, по их мнению, обладает талантом убеждать людей, что делает его опасным и нечестным собеседником. Такие люди считают, что Чацкий никогда не скажет правду и всегда будет использовать свою интеллектуальную подкованность и риторические приемы для достижения своих эгоистических целей.

Как гений или авантюрист, Чацкий остается загадкой и открытой книгой для чтения. Каждый зритель или читатель может формировать свое собственное мнение о нем, и, возможно, найти в нем что-то особенное, истинное или лживое. В конце концов, это делает Чацкого одним из самых сложных и увлекательных персонажей в литературе.

Гений Авантюрист
Остроумие Манипуляции
Умные факты и аргументы Лживость и нечестность
Интеллектуальный уровень Риторические приемы для эгоистических целей

Традиции и новаторство комедии Грибоедова Горе от ума

Одно из выдающихся и передовых произведений русской литературы – это пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума». Пьеса уникальна тем, что в ней прекрасно гармонируют как черты классицизма, так и черты реализма.

Комедия Грибоедова – это насмешка над московским дворянством того времени. Несмотря на то что произведение больше тяготеет к реализму, оно содержит в себе многочисленные новаторские приемы, но при этом автору удалось успешно вписать некоторые классические каноны.

Обилие классических черт, использованных в пьесе, можно объяснить тем, что драма является достаточно консервативным родом литературы, и какие-либо радикальные изменения воспринимались бы читателем с трудом.

В пьесе мы наблюдаем классический прием, а именно: соблюдение трех единств. Грибоедов помещает все действие своей комедии в дом Фамусова, в течение одних суток разворачиваются все события пьесы, а действия главного героя вытекают из любовного конфликта.

Описывая своих персонажей, Грибоедов отдает предпочтение использованию приема – говорящих фамилий: Молчалин, Репетилов, Тугоуховские и др. Фамилия главного героя выбрана также не случайно, в ней угадывается намек на Чаадаева. Кроме всего прочего, большинство героев обрисовываются в стандартных ролях, но не у всех они выражены так четко: так Чацкий – не только неудавшийся жених, но и герой-резонер, Скалозуб – зажиточный жених, Лиза – не только служанка, но и резонер ( Лиза участвует в любовных делах своей барышни, но при этом в конце пьесы Лиза находится под угрозой ссылки в деревню), а Фамусов – неразумный отец.

Также в пьесе мы наблюдаем два любовных треугольника, это тоже дань классицизму. Первый треугольник – это Чацкий – Софья – Молчалин, а второй – это Молчалин – Лиза – Петруша.

Грибоедов создал произведение на века, оно никогда не потеряет своей актуальности и злободневности, оно уже прошло испытание временем.

Автору блестяще удалось соединить традиционно классические методы и добавить свои новаторские приемы, именно поэтому «Горе от ума» — это исключительное произведение, не похожее на другие.

Вариант 2

Умён ли Чацкий? Конечно же, да. Ведь так нам говорит автор произведения, он ясно описал Чацкого среди двадцати пяти глупцов, он выразил Чацкого с хорошей стороны, писатель ясно нам даёт понять, что Чацкий совершенно не похож на других, он уникальный среди двадцати пяти человек. Люди, конечно же как и в любом другом обществе не могут принять Чацкого таким каким он есть, ведь он умнее их, он умнее остальных, а людям как известно не нравится те, кто любит выделиться из толпы, тем более в тогдашнее время.

Чацкий смог получить очень даже достойное образование но, к сожалению, он не был богатым, он был вроде среднего человека в обществе. Чацкий, будучи маленьким, вырос и родился в Москве. В его окружение входили те, кто посещал или как-то знал Фамусова. Фамусов, тем не менее, являлся лучшим другом отца Чацкого, но вскоре отец Чацкого скончался. Именно в Москве Чацкий встретил свою первую любовь в жизни. Той самой любимой девушкой Чацкого являлась Софья. Чацкий по логике должен был отправиться в очень долго и муторное путешествие на целых 3 года. Но любовь не дала ему уехать, и он вскоре вернулся домой к любимой. Всё же Чацкий пообщался с людьми, которые дали ему новые знание и открытие новых горизонтов. Приехав домой, он пытался рассказать Софье обо всё новом, что он узнал, но её были безразличны слова Чацкого, ведь её данное мероприятие, связанное с наукой было совершенно не интересно. Выяснилось то, что Софья за такое короткое время поменяла взгляды и для неё Чацкий стал безразличный для неё.

Путешествие Чацкого хоть и было не долгим, но он узнал много всего интересного, поучительного и умного от людей, которые явно умнее его. Его же ум не был признан на родине. Даже Фамусовское общество отказывалось его слушать, так как они считали его ненормальным и сумасшедшим. Он понимал, что донести до этих людей суть невозможно. Он идёт сквозь и поперёк мнения общества. Чацкий является, по сути реальным победителям, но в то же время является жертвой общества.

Ум Чацкого помог ему взглянуть на мир совершенно с другой стороны. Он понял, как в круг всё плохо, он понял, кто его окружает, и он понял, что с такими людьми иметь дела и разговаривать бесполезно. Он понял, что люди в прямом смысле деградируют, и страна утопает. Развитие странные буквально остановилось, ведь люди не чего не хотели добиваться, они привыкли, что всё достаётся легко, они привыкли хитрить.

Основная идея произведения

Возможно, смысл названия комедии «Горе от ума» заключается в том, что А. С. Грибоедов затрагивает важные вопросы, которые актуальны и по сей день: «Что же такое ум на самом деле» и «Может ли человек выделяться своим выдающимся умом и при этом быть счастливым». На эти вопросы автор отвечает косвенно, в этом наблюдается переосмысливание ценностей классицизма.

Основной идеей комедии является конфликт между двумя героями — дворянским фамусовским обществом и справедливым Чацким, который, в отличие от этого общества, обладает выдающимся интеллектом. Чацкий всеми силами противостоит этическим нормам застоявшегося дворянского сословия. Что нельзя сказать о необразованных представителях фамусовского общества, которых полностью устраивает, что они пребывают в своем однообразии.

https://youtube.com/watch?v=y00eiHbcRhY

Вариант 2

Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий. Такое название выглядит как лозунг-предостережение, ведь если горе уму, то там где он был, возникнет глупость, то есть отсутствие ума. Тем не менее, в дальнейшем автор переименовывает пьесу в «Горе от ума», то есть указывает на причину и для читателей как бы кратко описывает историю главного героя.

Чацкий является представителем того самого ума от которого возникает горе. Если ум существует отдельно в форме идей, то, как таковой может горя и не давать, но если получает свое воплощение в такой фигуре как Чацкий, то этому герою предстоит претерпеть различные страдания и испытать горе. По сути, на самом деле такова судьба любых пророков и носителей прогрессивных идей, недаром есть такая поговорка про отсутствие пророков в своем отечестве.

Грибоедов пишет про вполне понятную истину, которые знают многие люди: если много умничать, то зачастую ничего хорошего от этого и не выходит. Главный герой произведения активно спорит с остальными персонажами, он пытается им нечто доказать, но в итоге не получает какого-либо существенного прогресса, его антитеза простой житейской мудрости не приносит ничего положительного. Самое главное – не принесет практически никогда, такого просто не бывает в обществе.

Для простых людей намного более целесообразным является элементарный житейский комфорт, который в своем самом высоком пределе воплощает Фамусов. Именно он считает самым высоким достижением положение в обществе и наличие ценного капитала. К этому стремится большинство людей, так как дает вполне ощутимые преимущества.

Конечно, если рассудить по уму, то идеалы, которые проповедует Чацкий, то есть культура и развитие личности являются более ценными. Они являются тем самым умом, который фактически предстает наиболее высокой ценностью, но ум (в смысле какого-то идеала) не так практичен, он не приносит существенных выгод. Приносят выгоды более утилитарные взгляды, которые проповедуют Фамусов и остальные участники этой системы высших слоев общества.

Как ни удивительно, но Чацкий является не просто умным человеком, но и во много патриотом, который старается ради своей страны. Тем не менее, практичные фамусовы не будут слушать подобных эфемерных рассуждений наподобие «а судьи кто.. » они будут слушать зов собственной выгоды и комфорта.

Суть названия

Комедия Грибоедова от самого заглавия обращена совсем не к Фамусовым, а именно к самому Чацкому — одинокому человеку, который стремился изменить неподвластный кардинальным переменам мир и остался печальным человеком, разочаровавшимся в людях. В этом заключается смысл названия «Горе от ума».

Высокий интеллект Чацкого сильно не похож на общепринятый в обществе, а чувством, как сказал И. А. Гончаров в своем сочинении «Мильон терзаний» («У него есть сердце, и при всем этом он совершенно честен»), он определенно принадлежит к той общественности, в которой находится, при этом в какой-то степени зависит от мнения света.

Автор создал вовсе не традиционную комедию для своего времени. Он дополнил и общепсихологически переосмыслил образ персонажей произведения, также внес в текст новые, абсолютно не стандартные для комедии классицизма проблемы.

Сочинение 4

Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — Александр Андреевич Чадский. Герой является представителем передовых идей, в его обрезе отражены черты декабристских настроений. Чадский умен и просвещен, он стремится к саморазвитию. Герой – патриот своей страны, он выступает против крепостного права и чинопочитания. Также Чадский осуждает любовь светского общества к всему иностранному, он является приверженцем русских традиций и культуры.

Вернувшись на родину из-за границы Чадский пытается поделиться своими мыслями и идеями с представителями «века минувшего» — фамусовским обществом.  Однако в кругу знакомых и близких друзей мировоззрение героя встретили сначала снисходительно и иронично, а затем и вовсе назвали бунтарским. Чадского сочли сумасшедшим только от того, что его мысли были признанны вольнодумными, так как противоречили взглядам тогдашнего светского общества.

Чадского постигает «горе от его же ума». Он оказывается одинок в своих суждениях, но это не заставляет его отказаться от них. Герой до конца комедии остается верен своим убеждениям, он с пылом и страстностью отстаивал свою правоту, хотя его монологи враждебно принимаются со стороны окружающих. Но цельность натуры героя не искала признания общества, осознавая свою правоту, он отстаивал ее. Чадский стремился донести до людей необходимость перемен в социальном укладе при помощи реформ.

Горе Чадского от ума заключается в том, что его идеи и мысли не нашли сторонников. Можно сказать, что герой был способен думать более прогрессивно, чем социальное общество, в которое он попал. Герой пытается самостоятельно изменить мировоззрение людей, однако они не хотят меняться, мнение большинства побеждают правильные взгляды и идеи одного человека. В конце комедии, поддавшись воле чувств, Чадский покидает фамусовское общество.

На месте Чадского может оказаться совершенно любой человек, если попадет в общество с противоположными ему ценностями и нормами жизни. В таком случаем человек может пострадать от собственного ума, если его мировоззрение покажется слишком неприемлемым для социального уклада

Важно иметь развитый социальный интеллект, который позволит правильно взаимодействовать с практически любым обществом

Критика второй точки зрения

Отсутствие аргументации

В рассмотренной второй точке зрения было высказано мнение о том, что Чацкий является глупым персонажем. Однако автор не привел никаких доказательств своего утверждения, не привел конкретных примеров из произведения, на основе которых можно было бы сделать такой вывод. Отсутствие аргументации и обоснования делает данную точку зрения неубедительной и слабой.

Упрощение образа Чацкого

Автор второй точки зрения забывает учитывать широту и многообразие образа Чацкого в произведении. Чацкий — это не только высокомерный и надменный молодой человек, но и умный, образованный и готовый к самопожертвованию. Выделяя только один аспект его характера, автор упрощает образ персонажа и сохраняет поверхностное восприятие произведения.

Игнорирование контекста

Оценка Чацкого как глупого человека игнорирует контекст произведения. Чацкий высокомерен и надменен лишь потому, что старается защитить свою любовь и принципы, которые противоречат общепринятым требованиям общества. Он приходит в гости к Глинке не просто так — он хочет доказать всем свою правоту и бескорыстность. Игнорирование контекста приводит к скользким и поверхностным выводам об образах и их характеристиках.

Чацкий и философия

Персонаж Чацкого в пьесе «Горе от ума» Александра Грибоедова является одним из главных воплощений философской мысли автора. Чацкий — это не просто образ успешного, но пустого человека, он в значительной степени является воплощением идеологической концепции Грибоедова.

Философия Чацкого основана на негативном восприятии существующего мира. По мнению Чацкого, все вокруг него – это нечто восхитительное и в то же время ужасное. Он описывает окружение своими словами: «Нарвалями, расхлябанными…, мещанского необразования, чрезмерных потребностей, узколобости, гнусности, строптивости, злости, скупости и невежества».

Однако Чацкий не страдает от мышления в пустоте, он пытается перестроить этот мир, находя новые пути и возможности, ища где-то иное. Он в постоянном поиске истины, не устраивается на никаком устоявшемся этапе своего развития в карьере, жизненных ценностях или отношениях и восприятии действительного мира.

Чацкий – это человек, который неудовлетворен всем тем, что ему дают и ждут от него. Он ищет своё место в жизни, не вступая в контакт со средой, в которой находится, он не хочет подстраиваться под стандарты и нормы общества, в своей жизни он ищет смысл и направление действия.

Через все круги смешного

Дальше. Представьте себе человека, который приехал свататься. Он должен рекомендоваться отцу. Они ведут светскую беседу, но Чацкий явно к светским беседам не способен. Фамусов благодушно журит Чацкого: «Вот то-то, все вы гордецы!», пытается его образумить, вполне благодушно, рассказывает про Максима Петровича. Чацкий разражается на это филиппикой, разражается гневным монологом. Пусть реакция Фамусова на это неадекватна: «Он карбонарий!… Он вольность хочет проповедать!» Но одна просьба Фамусова совершенно законна: он хозяин дома, он имеет право просить Чацкого не высказывать вольности при других, при третьих лицах. Это компрометирует Фамусова, это опасно, наконец.

Вместо этого Чацкий именно при третьих лицах, при Скалозубе, разворачивает такой монолог, который уже сам по себе делал невозможной ни публикацию, ни постановку комедии на сцене – монолог, прямо посвященный крепостному праву, монолог про крестьян, которые распроданы поодиночке: «Амуры и Зефиры все // распроданы поодиночке», про злостных крепостников. Фамусов в ужасе, и вовсе не напрасно, этот ужас вполне оправдан. И слава богу, что Скалозуб туп как пробка и не понимает ни одного слова, реагируя только на слово «гвардейцы», и не понимает больше ничего в монологе Чацкого. Но тем не менее сами эти слова, само поведение Чацкого, компрометирующего Фамусова при третьих лицах, невозможно не только в свете, но и сомнительно в любом обществе. И это снова дурацкая ситуация.

И уж вершина всех бед – Чацкий произносит монолог «Французик из Бордо», очень умный, очень граждански высокий, сатирический, во всех отношениях прекрасный. Но только все потихоньку уходят из зала, не остается ни одного слушателя, а Чацкий в своем порыве даже этого не замечает до поры до времени.

Наконец, довершает глупое положение прекраснодушный Репетилов, который бросается на шею Чацкому, преисполненному самых дружеских чувств, и тараторит, тараторит, тараторит, как бы пародируя Чацкого, все то высокое и прекрасное, что есть в душе Чацкого, искажая в дурном зеркале, в кривом зеркале, превращая это в чушь собачью. И тут уж дурацкие положения замкнуты, Чацкий прошел через все круги смешного. Он все время оказывается смешон – сначала немного, потом больше, и, наконец, в этих двух эпизодах, монологе «Французик из Бордо» и встрече с Репетиловым, он совсем смешон.

Но это очень рискованный ход Грибоедова, это развернутый прием не с тем, чтобы унизить Чацкого и посмеяться над ним. Повторяю, это разрушило бы всю конструкцию комедии. Нет, чтобы вывести его тем более сильным, тем более высоким, тем более патетическим апофеозом в конце. Дело в том, что этот смех, который, возможно, вызывают какие-то положения Чацкого, должен быть в особенности горек и служить подспорьем негодованию. Действительно, высокий герой оказывается один против двадцати пяти глупцов на сцене – а еще у нас десятки внесценических персонажей, один страшнее другого! Это положение Чацкого невозможно! Не только сватовство является невозможным, невозможным является вообще его нахождение в этом мир…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: