Пьеса «горе от ума»: анализ и характеристика главных героев

Классицизм, романтизм, реализм в комедии горе от ума. художественное направление горе от ума

Черты классицизма в комедии Горе от ума Грибоедова

Литературный стиль в форме классицизма представляет собой изображение идеально-прекрасных событий, способствующих совершенствованию человеческой духовной жизни, и придерживается определенных правил в виде триединства (места, действия, времени), гармонии и соразмерности глав, логической стройности, ясности и четкости языкового описания, постоянства характеристик персонажей.

При создании пьесы писатель лишь частично использует традиционные каноны классицизма, изменяя по собственному авторскому замыслу его основные принципы.

Во-первых, при построении композиционной структуры правило трех единств соблюдается только в отношении места и времени, то есть события разворачиваются в одном и том же месте и в одно и в тоже время. Тогда как единство действия преображается автором использованием в комедии двух сюжетных конфликтов в виде любовной линии и социально-общественной. Кроме того, в финале пьесы в отличие от установленных правил классицизма порок оказывается непобежденным добродетелью.

Во-вторых, писатель частично изменяет классицистическое правило разделения персонажей произведения на отрицательных и положительных, наделяя героев пьесы как негативными, так и хорошими качествами. Примером этому служит образ Фамусова, который представляет не только чванливым и лживым чиновником, но и любящим родителем, заботливым отцом.

В-третьих, по установленному закону классицизма содержание произведения определяется в соответствии с его жанром, то есть в случае создания пьесы в виде комедии произведение должно иметь юмористический, либо сатирический, либо фарсовый характер. Однако грибоедовская комедия изменяет данному принципу, поскольку автор вводит в содержание пьесы помимо комических мотивов, драматические сюжетные элементы.

В-четвертых, писатель отходит от традиционной композиционной структуры сочинений классицизма, создав пьесу не из трех или пяти частей, а написав комедию, состоящую из четырех действий. Тем самым автор совершает новаторство в современной художественной литературе, поскольку, взяв за формальную основу классицистические принципы написания произведений, привносит в собственную пьесу многочисленные обновления, которые не только не портят произведение, но и наполнят его повествование социально-психологическими оттенками в сочетании с иронией и юмором.

Вариант 2

«Горе от ума» — одно из самых выдающихся произведений русского классицизма.

Но несмотря на то, что «Горе от ума» в школьной практике причисляют к произведениям классицизма, оно имеет черты и других направлений. Причём существуют различные точки зрения на этот вопрос. Так, Т. Кравченко в статье «Нечто большее, чем картина нравов» утверждает, что соблюдение норм классицизма в комедии только формально. Многие исследователи заявляют, что это не классицизм, а лишь пародия на него. В. Н. Орлов в послесловии к книге «Горе от ума» говорит о том, что Грибоедов — настоящий художник-реалист. А некоторые критики выделяют не только классицистические и реалистические черты, но и черты романтизма.

Поэтому нельзя однозначно сказать, что произведение Грибоедова относится к такому направлению литературы как классицизм. Однако рассмотрим все его признаки, проявившиеся в комедии.

Главным для классицизма является принцип трех единств. Грибоедов соблюдает единство времени: действие начинается рано утром, заканчивается на рассвете следующего дня, то есть проходят ровно сутки. Соблюдено и единство места: все события происходят в доме Фамусова. На первый взгляд единство действия тоже соответствует нормам классицизма, так как главный конфликт — социально-политический. Однако Чацкий приезжает в дом Фамусова не для того, чтобы вступить с обществом в полемику, а для того, чтобы просить руки у Софьи. Тут уже прибавляется любовный конфликт, который существует самостоятельно, а не подчинен другому конфликту.

Другим признаком классицизма являются говорящие фамилии.

Фамилия представителя века минувшего, в доме которого происходит действие, производится от греческого «fama», которое обозначает «молва». И правда, всему фамусовскому обществу характерны слухи и различные толки. А общественное мнение чуть ли не главное для представителей этого общества.

Но если для анализа фамилии Фамусова необходимо знать происхождение, то фамилия Молчалина без излишеств говорит сама за себя. Это человек, привыкший молчать и «не сметь свое суждение иметь».

Более сложной является фамилия Чацкого. Без истории создания произведения непонятным является ее значение. Первоначально фамилия звучала как «Чадский», которая образована от слова «чад». Он разочарован в обществе, в котором он когда-то рос и как бы находится в чаду непонимания и своих переживаний.

Указывающей на значение образа является фамилия Репетилова, перевод которой означает «повторять». У него нет своего мнения, он может лишь копировать чужие поступки и выдавать чужие размышления за свои.

Деление героев на только положительных и на только отрицательных — ещё одно правило классицизма. В произведении оно реализуется частично. На первый взгляд можно сказать, что к отрицательным героям относится все фамусовское общество, а положительный герой — Чацкий. Но в том же Фамусове необходимо отметить и положительные черты: он хороший отец, очень любит дочь Софью, а также очень хозяйственный.

Чацкий — герой-резонер, противопоставленный всему обществу. Данная черта является одним из признаков литературы классицизма. Именно в его речах видна позиция автора, что также характерно для классицизма.

Таким образом, «Горе от ума», соединяя в себе черты разных направлений, все же базируется на принципах классицизма: единство места и времени, говорящие фамилии, формальное разделение героев на положительных и отрицательных, главный герой — резонер и носитель авторского мнения.

Стилистические приемы в пьесе

В пьесе «Горе от ума» Грибоедов использовал несколько стилистических приемов, делающих его произведение уникальным и неординарным. Один из таких приемов — использование говорящих фамилий. Большинство персонажей получили фамилии, которые имеют какой-то намек на их характеристики. Например, главный герой — Чацкий — имеет фамилию, которая намекает на его резонансный характер.

11 стр., 5340 слов

Актуальность политической комедии Грибоедова сегодня: «Горе от …

… современном обществе Пьеса «Горе от ума» Грибоедова является актуальной и по сей день. Несмотря на исторический трагизм русской жизни, мы можем увидеть живое отражение этой комедии в нас самих. Грибоедов … звучать и сегодня.Чацкий: персонаж и символ В «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Чацкий является одним из главных персонажей, который вызывает интерес и недоумение у читателей. В разные времена …

Другой стилистический прием, используемый Грибоедовым — стандартизация ролей персонажей, порой выделенных новыми чертами. Например, Лиза в конце пьесы находится под угрозой ссылки в деревню, но в то же время она является резонером и участвует в любовных делах своей барышни.

Кроме того, мы видим использование двух любовных треугольников, которые, как и говорящие фамилии, являются данью классицизму. Это также является соединением традиционных средств с новаторскими.

Традиции и новаторство в комедии «Горе от ума»

А.С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» описал жизнь общества начала XIX века и представил нам яркие образы своих персонажей. Он соединил в своем произведении традиции классической комедии с новаторскими идеями и стилем своего времени.

В традициях комедии был заложен драматический конфликт между героями, а в новаторстве — изображение реалий своей эпохи. Грибоедов показал не только внешние проявления общества, но и характеры своих персонажей и их взаимоотношения. В комедии имеются эпизоды народного досуга, но автор не забывает высмеивать социальные проблемы своего времени.

Новаторство Грибоедова заключается в использовании различных жанров, создании оригинальных образов и повествовательных приемов. Он умело сочетал шутки с глубокими идеями о человеческом поведении и общественных явлениях, что придает комедии «Горе от ума» особое значение в истории русской литературы.

Стиль и язык Грибоедова также новаторские. Он включил в произведение массу выражений народного языка, сделал акцент на образности речи и игре слов. Такой стиль гениального автора позволил ему создать очень оригинальный текст, который используется в современной русской литературе и искусстве.

В целом, комедия «Горе от ума» — это произведение, рожденное в период перехода России от своих традиций к новым реалиям. Она соединила лучшие традиции классической комедии с оригинальной точкой зрения автора, что сделало ее одной из самых значимых комедий в русской литературе.

Элементы классической комедии и их реинтерпретация

Комедия «Горе от ума» отличается использованием элементов классической комедии, таких как обратной связи, наездов, тайного замысла и разрешающего конца. В свою очередь, эти элементы были реинтерпретированы Грибоедовым и получили новое звучание и смысл.

Так, наезды на героев комедии, которые в классической комедии играют остроумную иронию, используются в «Горе от ума» для раскрытия их противоречий и нелепости. Обратная связь, которая в классической комедии создает ощущение границы между публикой и актерами, в «Горе от ума» служит для выражения насмешки над идеей умственной высокопарности и ее развенчания.

Тайный замысел, который рассчитан на то, чтобы сделать зрителя свидетелем развития сюжетной линии через обман и перевертыши, в «Горе от ума» становится причиной конфликта между героями. Разрешающий конец, который в классической комедии приводит к умиротворению и согласию, в «Горе от ума» приобретает иронический оттенок и показывает, что истина и правда могут находиться за гранью комичного и сатирического.

Таким образом, реинтерпретация элементов классической комедии в «Горе от ума» свидетельствует о творческом подходе Грибоедова и его стремлении к инновациям в жанровой традиции.

Особенность комедии

Театр – самый консервативный вид искусства, поэтому в то время, как в литературе развивались романтизм и реализм, на сцене все еще господствовал классицизм. Пьеса Грибоедова сочетает в себе черты всех трех направлений: «Горе от ума» по форме классицистическое произведение, но реалистичные диалоги и проблематика, относящаяся к реалиям России 19 века, сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом – характерное противопоставление для романтизма. Как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность? Автору удалось гармонично сплести противоречивые компоненты воедино за счет того, что он был блестяще образован по меркам своего времени, часто путешествовал по миру и читал на других языках, поэтому впитал новые литературные веяния раньше других драматургов. Он не вращался среди писателей, служил в дипломатической миссии, а потому его сознание было свободно от многих стереотипов, которые мешали авторам экспериментировать.

Интеллектуализм в «Горе от ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является ярким примером интеллектуализма в литературе. Она наполнена умными шутками и каламбурами, которые предназначены для образованных зрителей и читателей.

Один из ярких примеров интеллектуализма в комедии – это сцена, в которой Чацкий, Подколесин и Молчалин обсуждают разные метафизические теории. Эта сцена наполнена философскими терминами и абстрактными понятиями, которые могут быть понятны только образованным людям.

Кроме того, Грибоедов использует в «Горе от ума» множество цитат и афоризмов, которые не должны быть незнакомы читателю. Например, в одном из эпизодов княгиня заявляет: «Будь здрав, пиши кратко». Это является отсылкой к античной фразе «Будь здрав, пиши кратко и не гнись под тяжестью стиха», которая принадлежит поэту Горацию.

Таким образом, интеллектуализм в комедии «Горе от ума» проявляется в использовании сложных философских терминов, цитат из классической литературы и отсылок к истории и культуре. Эти элементы могут быть трудными для обычного зрителя, но делают комедию еще более умной и разносторонней.

Значимость «Горя от ума» в русской литературе

Комедия «Горе от ума» Александра Грибоедова — это яркий пример русского литературного наследия, который не только подчеркивает важность традиций, но и демонстрирует новаторство автора. Сочетание острого юмора, богатой русской речи и разнообразных персонажей делает эту комедию уникальной в своем роде

С момента ее создания в 1825 году «Горе от ума» стала одной из самых известных и любимых пьес в России. Она затронула важные темы, такие как коррупция, скептицизм, дворянские пороки и т.д. Использование острого юмора и способность Грибоедова критиковать общество, не оскорбляя его, сделали эту пьесу культурным явлением.

Несмотря на то, что «Горе от ума» была написана более 200 лет назад, она все еще актуальна и находит своего читателя. Более того, становится еще более ценной в современном обществе. Она напоминает нам о значении традиций и одновременно предлагает новаторский взгляд на мир.

Таким образом, можно сделать вывод, что «Горе от ума» является не только важным произведением русской литературы, но и настоящим шедевром, который сочетает в себе традиции и инновации, актуальность и вечность, острый юмор и глубокий смысл.

Сочетание жанров в комедии «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» объединяет несколько жанров, что делает ее многослойной и богатой по содержанию. Главными жанрами комедии являются комический и психологический.

Комический жанр проявляется в ярких образах персонажей и забавных ситуациях. Например, сцены с Глинкой, Чацким, Софьей и Фамусовым наполнены юмором и производят смех у зрителя.

Психологический жанр раскрывается во внутреннем мире главного героя Чацкого

Автор акцентирует внимание на его психологических проблемах и конфликтах, что делает комедию более серьезной и глубокой

Также можно выделить элементы романтического и социального жанров. Романтическая линия развивается в любовном треугольнике между Чацким, Софьей и Молчалиным. Социальный жанр проявляется в критике общественных норм и слепого подражания западной культуре.

Сочетание всех этих жанров делает комедию «Горе от ума» не только забавной и развлекательной, но и актуальной и задумчивой.

Вариант 2

Комедия Грибоедова “Горе от ума” является потрясающим произведением, которое может послужить отличным примером написания драматургической комедии, исходя из похвал критиков тех времён. Комедия привносила в русское общество мысль о том, что не каждый человек является таким, каким он хочет казаться, и то, что нельзя разделять всё вокруг только на добро и зло.

Грибоедов был новатором в своём роде. Он написал комедию в стихах, что уже не характерно для того времени, и в ней же создал стилистических персонажей, которые олицетворяли тот или иной порок. Он пытался донести до зрителя мысль, что не всё является таким, каким мы его видим. Он говорит о том, что порой под маской скрываются отвратительные вещи. Он ярко показывает это в своём произведении на основе нескольких перс ножей, делая акцент на их отрицательных сторонах, однако даже они не обделены хорошими. Из этого автор хочет подвести нас к выводу что мы попросту не можем называть того или иного человека плохим, потому что просто увидели его плохую сторону, или же наоборот не можем назвать человека добрым, если мы полностью его не узнали. О данной проблеме выбора нам и рассказывает произведение “Горе от ума”.

Также в произведении присутствует проблема конфликта поколений. Это проблема присутствовала, и всегда будет присутствовать в нашей жизни, и в жизни будущих поколений. Одно поколение просто не может ужиться на все сто с другим. Это априори невозможно, и будет это происходить так, как описано в произведении. Один человек из поколения прошлого, скорее всего не поймёт человека из поколения нового, ввиду их чрезвычайного отличия воспитания, среды взросления, и ещё огромного количества факторов влияющих на развитие личного мнения и прочих вещей

Поэтому Грибоедов и говорит о данной проблеме в своём произведении, дабы люди обратили на неё внимание и постарались её хоть как ни — будь исправить. Так или иначе Грибоедов описал общество того времени таким, какое оно было, даже не стараясь его идеализировать. Он отмёл все идеалы, дабы показать простому народу всё как есть, в этом от части и заключается его новаторство

В его искренности. Данное мнение является субъективным, из-за чего не претендует на истинную верность

Он отмёл все идеалы, дабы показать простому народу всё как есть, в этом от части и заключается его новаторство. В его искренности. Данное мнение является субъективным, из-за чего не претендует на истинную верность.

Эпоха реализма в литературе

Введение

Эпоха реализма в литературе зародилась в середине XIX века в Европе. Это была эпоха активного развития промышленности, научно-технического прогресса и социальных изменений. Художественные произведения в этот период были направлены на изображение жизни и общества такими, какие они были на самом деле. В реалистической литературе обычно отсутствует герой-идеал, а на первый план выходят обычные люди и их жизненные судьбы.

Основные черты реализма в литературе

Реализм в литературе характеризуется конкретностью, точностью, достоверностью описания

В реалистических произведениях уделяется большое внимание деталям, ведь именно они создают целостную картину действительности. Реалистические повести и романы обычно опираются на реальные события и персонажей, которые представлены как часть общественной действительности

Герои реалистических произведений порой далеки от идеала, их действия, мысли и чувства представлены как часть их среды и общественных условий.

Примеры реализма в литературе

В русской литературе «Горе от ума» А.С. Грибоедова — это яркий пример реализма. Произведение полно острого социального сатирического гротеска, созданного на провокационной трагикомической основе. Сам же автор является отличным представителем социального реализма. В его произведениях Грибоедов изображает жизнь и людей того времени, тонко обнажая их недостатки и проблемы. Другим ярким примером русской реалистической литературы является роман Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором он мастерски характеризует реальные социальные и политические процессы того времени.

Заключение

Реализм в литературе — это социальная художественная форма, которая отражает жизнь и человеческие судьбы с большой точностью и верностью. Он представляет собой определенный этап в развитии литературы, который оставил значительный след в истории культуры

В «Горе от ума» и других реалистических произведениях были отражены основные черты этого стиля, которые продолжают привлекать внимание читателей всех времен до сих пор

Основные черты классицизма в «Горе от ума»

Сдержанность и ясность формы: Грибоедов стремился к строгой форме и ясной логике повествования. Его пьеса имеет простую структуру и отсутствует избыточность и необходимость в лишних деталях.

Обращение к античным традициям: В пьесе Грибоедова часто появляются отсылки к древнегреческой и римской культуре, например, произносится фраза «Муза цель глаголет».

Представление типизированных героев: В «Горе от ума» каждый персонаж имеет свой характер и отличается от других героев. Например, Чацкий является примером интеллигентной элиты, а Молчалин – представителем крепостного строя.

Употребление пафоса и высокопарной речи: Герои в пьесе обладают высоким уровнем речевого мастерства и часто используют сложные конструкции и устаревшие слова, что передает атмосферу высокой культурной эры.

Соответствие идеалам морали: В работе прослеживается идеологическое направление, что видно в отсутствии проступков и пороков у героев и сильном этическом разработанности сюжета.

Традиции и новаторство комедии Грибоедова «Горе от ума»

Пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» является одним из выдающихся и передовых произведений русской литературы. В ней удачно сочетаются черты классицизма и реализма.

Комедия Грибоедова является насмешкой над московским дворянством того времени. Несмотря на то, что произведение ближе к реализму, в нем присутствуют новаторские приемы, которые автору удалось успешно сочетать с классическими канонами.

Присутствие классических черт в пьесе можно объяснить тем, что драма является консервативным родом литературы, и радикальные изменения могли бы быть трудно восприняты читателем.

В пьесе Грибоедова мы наблюдаем использование классического приема — соблюдение трех единств. Все действие происходит в доме Фамусова, события разворачиваются в течение одних суток, а действия главного героя вытекают из любовного конфликта.

Значение комедии в культуре

Комедия — это жанр художественной литературы, имеющий сложную и многогранную природу. Она не просто предназначена для развлечения, но и способна передать определенную порцию знаний о мире и обществе. В истории мировой культуры комедия играла значимую роль, формируя мировоззрение именитых мыслителей и художников.

Комедия позволяет изображать недостатки общества, людей и культуры в забавной форме. Она развлекает зрителей или читателей, но также заставляет их задумыаться. Комедия справляется с функцией, чтобы люди лучше понимали себя, свои ошибки и проблемы, преодолевали их. Комедия помогает обществу расслабиться и отвлечься от повседневных проблем.

  • Комедия связывает людей.
  • Она выступает в качестве инструмента, позволяющего по-новому взглянуть на окружающий мир.
  • Комедия стимулирует фантазию и развивает чувство юмора.

Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» подчеркнул необходимость соблюдения традиций, однако, при этом, необходимо было двигаться вперед и современность давала свои запросы. Главный герой, Чацкий, был в том числе и социальным новатором, который нарушал традиции и настаивал на своих порядках.

Традиции и новаторство комедии Грибоедова Горе от ума

Одно из выдающихся и передовых произведений русской литературы – это пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума». Пьеса уникальна тем, что в ней прекрасно гармонируют как черты классицизма, так и черты реализма.

Комедия Грибоедова – это насмешка над московским дворянством того времени. Несмотря на то что произведение больше тяготеет к реализму, оно содержит в себе многочисленные новаторские приемы, но при этом автору удалось успешно вписать некоторые классические каноны.

Обилие классических черт, использованных в пьесе, можно объяснить тем, что драма является достаточно консервативным родом литературы, и какие-либо радикальные изменения воспринимались бы читателем с трудом.

В пьесе мы наблюдаем классический прием, а именно: соблюдение трех единств. Грибоедов помещает все действие своей комедии в дом Фамусова, в течение одних суток разворачиваются все события пьесы, а действия главного героя вытекают из любовного конфликта.

Описывая своих персонажей, Грибоедов отдает предпочтение использованию приема – говорящих фамилий: Молчалин, Репетилов, Тугоуховские и др. Фамилия главного героя выбрана также не случайно, в ней угадывается намек на Чаадаева. Кроме всего прочего, большинство героев обрисовываются в стандартных ролях, но не у всех они выражены так четко: так Чацкий – не только неудавшийся жених, но и герой-резонер, Скалозуб – зажиточный жених, Лиза – не только служанка, но и резонер ( Лиза участвует в любовных делах своей барышни, но при этом в конце пьесы Лиза находится под угрозой ссылки в деревню), а Фамусов – неразумный отец.

Также в пьесе мы наблюдаем два любовных треугольника, это тоже дань классицизму. Первый треугольник – это Чацкий – Софья – Молчалин, а второй – это Молчалин – Лиза – Петруша.

Грибоедов создал произведение на века, оно никогда не потеряет своей актуальности и злободневности, оно уже прошло испытание временем.

Автору блестяще удалось соединить традиционно классические методы и добавить свои новаторские приемы, именно поэтому «Горе от ума» — это исключительное произведение, не похожее на другие.

Роль сатиры в комедии «Горе от ума»

Сатира в комедии «Горе от ума» играет важную роль: она используется для критики общественной действительности, выявления общественных проблем. А.С. Грибоедов явно не ставил задачу создания банальной комедии, заполненной смехом. В его творении сочетаются глубокие моменты размышления, острый юмор и общественная критика.

Сатира также используется Грибоедовым как инструмент для морального воспитания зрителя. Автор проводит лекцию о том, как нужно вести себя в жизни, взаимодействовать с людьми, изменить свои недостатки. «Горе от ума» содержит немалое количество нравоучительных рассуждений, которые не дают сбиться с пути праведника.

В комедии используются различные формы сатиры: юмористическая, общественная, моральная. «Горе от ума» обогащает общественное сознание поколений, ставит и решает важную проблему прогресса – «Натуральный ум» против «Обусловленного», что не имеет малейшего значения на протяжении всей истории Человека.

Композиция

Особенность композиции текста пьесы Грибоедова состоит в ее целостной завершенности. Уверенная и смелая подача действий, яркие образы, параллельное и симметричное развитие двух сюжетных линий, общественной и личной – в целом все это выливается в единый, динамичный сценарий.

Разделение пьесы на четыре действия, явилось грибоедовским нововведением в создание этого жанра. Отказ от общепринятого механизма создания пьесы, новизна подачи материала – все это вызвало потрясение зрителей, и сделало произведение Грибоедова бессмертным.

Особенности композиции пьесы, вызвали недружелюбное отношение критики, и эти же особенности выявили в авторе великий талант поэтического мастерства.

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру

Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова

В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль. Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.

Критика о комедии «Горе от ума». «Мильон терзаний» И.Гончарова

Спустя почти полвека после создания комедии «Горе от ума» в критическом этюде «Мильон терзаний», написанном в 1872 г, Гончаров отметил, что пьеса обладает «крепкой живучестью», «моложавостью» и «свежестью» и переживет еще не одну эпоху. Читатели сразу полюбили пьесу, оценив остроту ума автора, проявившуюся в «меткости языка». Представленная в комедии галерея ярких типов старой барской Москвы словно взята из жизни. Со временем герои комедии видоизменились, но пока будут существовать карьеризм, угодничество, чинопочитание, сплетни, до тех пор будут в обывателях мелькать «черты Фамусова, Молчалина и др.» Чацкого Гончаров называет одиноким «пылким и отважным бойцом» в целом «лагере Фамусова». Такой герой, по мнению Гончарова будет всегда востребован во времена «смены одного века другим».

Пушкин писал, что комедию сложно критиковать, ею можно только наслаждаться. Поэт считал, что в «Горе от ума» действительно только одно умное действующее лицо – и это Грибоедов. Чацкий, при всей его пылкости, благородстве, добродушии, хотя и говорит умно,ведет себя неумно. Первым признаком умного человека является способность понимать, с кем имеешь дело, и не «метать бисер перед Репетиловыми». Странно, что герой о своих высоких идеалах говорит московским старушкам, карьеристам, полуобразованному служаке и прочим обывателям, а не своим единомышленникам.

Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой».

Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей

Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.

Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.

Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума»
: например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.

Стилистические особенности пьесы «Горе от ума» Грибоедова

Основным стилевым приемом в комедии «Горе от ума» является пародирование иностранных жанров. Грибоедов использовал элементы романтических драм и классической комедии, но в то же время иронизировал над ними.

Автор активно использовал насмешку и аллюзии, а также использовал сарказм в отношении общественных норм и институтов. Также он часто использовал шутку на словах и играл со значением слов.

Особенностью стиля Грибоедова стала не только его уникальная гибкость и красноречие, но также и острая насмешливость, философская ясность и глубина образов. Все это величие автора можно увидеть, начиная с комедии «Горе от ума».

  • Использование пародий и иронии
  • Шутки на словах и игра со значением слов
  • Философская ясность и глубина образов
  • Острая насмешливость в отношении жанров и общественных норм
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: