Краткое содержание
Царь Матвей жил со своей царицей в полном согласии и любви. И лишь одно печалило супругов – не было у них детей, о которых они давно мечтали. Однажды царица сидела у ручья, и горько плакала над своей судьбой. Ее плач услышал рак, который утешил ее и пообещал, что вскоре она родит красавицу-дочь. Как оказалось, рак, «конечно, был пророк; Что сказал – сбылося в срок: Дочь царица родила».
Девочка родилась такой хорошенькой, что невозможно было описать словами. На радостях царь Матвей устроил богатый пир, куда пригласил всех знатных особ своего царства. Кроме того, на торжество были приглашены одиннадцать чародеек, но «двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал». Разумный царь Матвей поступил так не специально. У него было всего двенадцать драгоценных блюд. Когда же стали готовиться к пиру, выяснилось, что одно блюдо было кем-то украдено. Царю пришлось выбрать одну чародейку, которой нужно было отказать в приглашении, и ее оказалась старая злая ведьма.
Опечаленный царь Матвей отдал приказ – запретить во всем царстве-государстве сеять лен и прясть пряжу, а все веретена уничтожить. Годы пролетели очень быстро, и, когда царевне минуло пятнадцать лет, она решила осмотреть дворец. Девушка взобралась по винтовой лестнице в высокую башню, и у видела там старушку, которая пряла пряжу. Женщина «молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей». В тот же миг царевна погрузилась в глубокий сон, а вместе с ней и все обитатели дворца: царь с царицей, их верные слуги, стражники, и даже лошади, собаки и мухи. Спустя время «покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути».
Местные жители стали избегать дремучий, темный лес. Туда не забегали звери и не залетали птицы, а даже ветер не гнал в ту сторону легкие облака. Очень быстро все позабыли о дворце, но в народе сохранилось предание о спящей царевне, которую способен разбудить лишь поцелуй любящего юноши. За все триста лет было много смельчаков, желавших разбудить прекрасную царевну. Они «Даже бились об заклад И ходили – но назад Не пришел никто».
Как-то раз в тех краях охотился царский сын. Он узнал о старинном предании и решил непременно отыскать красавицу-царевну. Едва царевич подошел к зарослях возле замка, как те сами расступились перед ним. Оказавшись во дворце, он увидел принцессу, которая была так прекрасна, что царевич никак не мог на нее наглядеться. Он «души не удержал И ее поцеловал».
Царевна проснулась, а вслед за ней пробудился от долго сна и весь дворец – «словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен». Родители были очень рады видеть свою дочь живой и невредимой. Они дали согласие царевичу, и вскоре в замке играла шумная пышная свадьба прекрасной царевны и царевича.
История отношений Катерины и Бориса в пьесе Гроза Островского
Взаимоотношения Катерины и Бориса, героев пьесы А. Н. Островского «Гроза», являются ключевым фактором в развитии всего сюжета и внешнего конфликта драмы. Рассмотрим, как развивалась их любовь.
Катерина, «луч света в темном царстве», по яркому сравнению критика Н. А. Добролюбова, не вписывается в душную и закостенелую систему города Калинова: она мечтает, умеет ценить окружающую природу, обладает добрым сердцем. По своей натуре героиня не может по-настоящему полюбить своего мужа Тихона, хотя искренне старается стать хорошей женой. Таким же отличным от калиновцев является и Борис – образованный молодой человек, приехавший в этот город к дяде за наследством. Катерина и Борис влюбляются друг в друга.
Однако замужней женщине запрещено встречаться с иными мужчинами кроме мужа, поэтому Катерина и Борис могут видеться только в церкви и изредка на бульваре. На помощь влюбленным приходит сестра Тихона Варвара, ветреная и легкомысленная девушка, любящая ночные свидания и песни под гитару. Воспользовавшись отсутствием Тихона, она устраивает героям тайную встречу за садом Кабановых. Варвара убеждает Катерину прийти на свидание и зовет Бориса.
Борис утверждает, что любит Катерину «больше самого себя». Катерина вначале пытается сопротивляться и отрицает свои чувства к Борису, боясь совершить грех: «Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!» Но героиня не в силах сопротивляться эмоциям и признается, что влюблена. Она готова вытерпеть все: и божью кару, и общественное порицание, и гнев мужа и свекрови. Автору интереснее внутренний конфликт главной героини, поэтому драматургом описано с помощью небольшого диалога лишь одно первое свидание влюбленных. Читатель понимает, что все встречи Катерины и Бориса были однотипными.
Ночные тайные свидания за калиткой сада дома Кабановой продолжались 10 дней до возвращения Тихона из командировки. Катерина и Борис больше не могли видеться, от чего героиня сильно тосковала. Катерина решается покаяться перед мужем и испытать публичный позор, потому что не может жить без Бориса. Она просит возлюбленного взять ее с собой в Сибирь, куда того посылает дядя. Борис же не находит в себе силы противостоять злому характеру своего дяди и покидает Калинов, оставляя Катерину навсегда.
Сходства сказочных тем
Примеры
Пушкин и Жуковский берут за основу народные сказки. «Спящая царевна» Жуковская написана на сюжет двух западноевропейских сказок: «Шиповничек» и «Белоснежка», зафиксированных Ш. Перро и братьями Гримм. «Сказка о царе Берендее» имеет русскую основу. Все сюжеты пушкинских сказок имеются в «Указателе сюжетов фольклорной сказки» Аарне-Томпсона
2. Сохраняется фольклорная композиция со сказочным зачином, развитием действия и концовкой; используются фольклорные формулы троекратных повторов; встречаются традиционные фольклорные формулы.
«…Я там был,там мёд я и пиво пил;По усам текло, да в рот не попало».(В. А. Жуковский «Сказка о Берендее»)
«Я там был; мёд, пиво пил —И усы лишь обмочил».(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
3. Используется система противоборствующих положительных и отрицательных персонажей.
Например:Спящая красавица – злая феяИван-царевич — Кощей(у Жуковского)Царевна – Мачеха(у Пушкина)
4. Оборотничество
Марья-царевна у Жуковского прилетает к Ивану в виде пчелы и мошки. Затем они становятся речкой и мостом. Лебедь превращается в девицу
5. Поэтическая форма
В отличие от большинства фольклорных сказок, произведения Пушкина и Жуковского написаны стихами, а не прозой.
Описание спящей царевны в сказке Пушкина
Молодая Царевна — один из главных персонажей «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Внешность героини стала причиной испытаний, выпавших на ее долю. Вот как она описывается в произведении:
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.
Но царевна всех милее, Всех румяней и белее
А.С. Пушкин сравнивает царевну с царицей-мачехой, при этом противопоставляя их друг другу.
Царица красива, как и царевна. Она «высока», «стройна», «бела».
Но характер мачехи отличается от душевных качеств девушки. Царица показывает свою гордость, «ломливость», своенравность. Она не может смириться с тем, что молодая царевна прекраснее нее.
Злость и зависть толкнули царицу на ужасный поступок — она решила избавиться от падчерицы, которую зеркало считало красивее и милее всех.
Сначала мачеха приказала служанке убить девушку. Но та не смогла причинить доброй царевне вреда и просто оставила ее одну в лесу.
Царевна не испугалась темного леса, диких зверей. Она нашла дом, в котором, по ее мнению, жили добрые люди. Дожидаясь хозяев, она убралась и приготовила еду:
Дом царевна обошла Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку
Этот эпизод показывает, что царевна трудолюбива и не боится выполнять черную работу.
Богатыри тепло приняли гостью, по ее манерам они сразу поняли, что перед ними царевна:
И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была.
От зеленого вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, Да кусочек прикусила,
Молодая девушка стала богатырям милою сестрицей.
А хозяюшкой она В терему меж тем одна Приберет и приготовит, Им она не прекословит
Братья предложили ей выбрать одного из них в мужья, но царевна осталась верна своему жениху — царевичу Елисею. Это говорит о высоких моральных принципах девушки.
Эпизод с нищей показывает, насколько царевна доверчива и добра. Она даже не могла предположить, что нищенка окажется злой мачехой.
И, конечно же, победу одерживает добро. Елисей находит царевну, и чары рассеиваются. Она возвращается домой, венчается с женихом, а царица умирает.
Пушкинское Лукоморье
У лукоморья дуб зелёный;/ Златая цепь на дубе том:/ И днём и ночью кот учёный/ Всё ходит по цепи кругом;/ Идёт направо – песнь заводит,/ Налево – сказку говорит. Сколько поколений в детстве «с выражением» декламировали эти волшебные стихи?! Я не исключение. И где это неведомое Лукоморье? Там всё шиворот навыворот: «русалка на ветвях сидит», а «тридцать витязей прекрасных/ Чредой из вод выходят ясных». Но главное там обитают герои знакомых русских народных сказок: «В темнице там царевна тужит,/ А бурый волк ей верно служит;/ Там ступа с Бабою Ягой/ Идёт, бредёт сама собой;/ Там царь Кащей над златом чахнет…» И попасть туда страсть как хочется, и страшновато.
Стихотворение написано как предисловие к «Руслану и Людмиле» (1820) спустя 8 лет после публикации этой богатырско-сказочной поэмы. А начал писать он её ещё лицеистом. В начале 1830-х в голове у него роились новые сюжеты для сказок.
Василий Жуковский у Юшковых
В то время Василий уже учился в пансионе Роде, после его закрытия был переведен в Главное народное училище. Но там он не смог свыкнуться с порядками и был исключен как «неспособный учиться». Далее Василия взяла к себе крестная Варвара, которая к тому времени уже была замужем за Петром Николаевичем Юшковым.
Здесь к юноше прекрасно относились, а сестрицу Варвару Василий Андреевич всегда называл «хранителем своего детства». В доме любили литературу, музыку и различные веселые проказы. Юшковы организовали свой домашний театр. В то время впервые Жуковский испытал страстное желание стать драматургом. Он начал сочинять трагедии и мелодрамы, в которых уже тогда угадывался серьезный литературный талант. Юшковы попытались устроить судьбу Василия и сумели сделать ему дворянское звание. Интересно, что через много лет, в 1838 году, эта подделка вскроется. Но к тому времени В.А. Жуковский настолько полюбится императорской семье, что Николай I собственноручно выдаст ему указ «о дворянском достоинстве», который можно будет передавать потомству.
Портрет императора Николая I
Анализ сказки Спящая царевна Жуковского 5 класс
Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.
Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.
Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.
Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.
Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.
Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.
Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.
Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.
Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.
Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.
Вариант 3
Островский как автор всегда в своих произведениях задевал темы человеческой души, её уникальной приспособляемости, и также тем человеческих пороков и проступков. В своих произведениях он любил показывать своему читателю персонажей, которые так или иначе обладали плохими чертами характера, дабы создать некий отрицательный образ, который контрастировал бы с остальными образами, и показывал бы читателю всю неприятность, или же привлекательность этих самых образов. Он настолько ясно и чётко показывал эмоциональную и личностную составляющую души, что не оставалось никакого сомнения в их достоверности и реальности. Хорошим примером подобного образа послужит Катерина из произведения “Гроза”.
Произведение “Гроза” получило своё название, конечно же, не просто так. В произведении бушуют сильные эмоциональные переживания героев, которые подчеркиваются сильными и сложными для восприятия темами, которые автор поместил в своё произведение
В данном произведении автор заостряет внимание на интересных для обсуждения с читателем темах, которые, так или иначе, близки каждому человек, если только он не отшельник затворник. Он поднимает темы человеческих взаимоотношений, человеческого характера, характера всего общества и человечества в целом
Он также очень сильно заостряет внимание на человеческих проступках, говоря о том, что даже если человек совершил невероятную глупость, он всё равно может исправиться. Однако также в его произведениях присутствуют образы, которые автор специально идеализировал. Примером подобного образа послужит образ Катерины.
Катерина – без сомнения самый светлый образ из всех персонажей произведения. Оно и не удивительно, само по себе произведение наполнено достаточно мрачной атмосферой, которая угнетает читателя заставляя его окунуться в сурова реальной литературных произведений Островского. Однако же Катерина, даже несмотря на недружелюбную обстановку вокруг, всё равно остаётся верной своим принципам, верной чести человеческой, и остаётся верна всем человеческим идеалам. На контрасте с остальными персонажами произведения Катерина просто настоящий ангел, посланный в очень жесткий и тёмный мир, который сразу отторгает человека от себя своей злостностью и тёмной, даже мистической атмосферой. Автор наверняка создавал образ Катерины как некий светлый островок добра и позитива в это тёмном неприглядном мире, дабы сказать своему читателю, что даже в таких тёмных местах есть добро, хоть и небольшая толика, но есть.
Личная жизнь
Мы уже упомянули довольно грустную историю первой любви Василия Жуковского к Марии Протасовой. После многих лет переживаний и тоски по Машеньке, Жуковский имел несколько сердечных увлечений, но все они оканчивались ничем. И только в возрасте 56 лет он, наконец, женился. Его избранницей стала дочь немецкого художника Елизавета Рейтерн, на момент знакомства ей было 17 лет.
Этот союз осложнился постоянными болезнями супруги, и также ухудшавшимся самочувствием самого Жуковского. Но все-таки у них родилось двое детей: дочь Александра и сын Павел. Василий Жуковский проводил много времени с детьми, сам обучал их, используя весь наработанный опыт наставничества. И последние 12 лет своей жизни поэт, наконец, как и мечтал долгие годы, провел в окружении собственной семьи и детей.
Сын В. А. Жуковского Павел. «Павел весь я — и лицом и характером», — писал в. А. Жуковский. Фотография конца 1840-х гг. Книга «Родного неба милый свет…». Афанасьев Виктор Васильевич.Александра Васильевна Жуковская, дочь
4 класс
Сказка «Спящая царевна» А.А. Жуковского является классическим произведением русской литературы и имеет глубокие символические значения, которые могут быть интерпретированы на разных уровнях.
На символическом уровне сказка описывает борьбу добра со злом, тему любви и силу воли. Она также может быть рассмотрена как аллегория на тему человеческой души и ее способности к преодолению трудностей. Возможно, автор намекает на то, что настоящая любовь может победить любые препятствия, включая смерть.
Также можно рассмотреть сказку «Спящая царевна» как миф о возрождении природы после зимнего сна. Сон царевны, который длится сто лет, символизирует зимнюю спячку природы, а ее пробуждение — наступление весны.
В целом, сказка «Спящая царевна» А.А. Жуковского является многомерным произведением, заряженным эмоциональной и символической подоплекой. Она может интерпретироваться на разных уровнях и не перестает быть актуальной для современных читателей.
Василий Жуковский — учеба в пансионе
В 1797 году, благодаря стараниям Марии Григорьевны и Петра Николаевич Юшкова, Василия Жуковского зачислили в пансион при Московском университете. Годы учебы были счастливыми для юноши. Здесь он встретил верных товарищей, здесь сформировался его литературный вкус и понимание себя как человека и гражданина.
Здание Московского университета «Аптекарский дом» (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади. Автор Фёдор Яковлевич Алексеев
Интересно, что привычку к ранним подъемам (в 5 утра), Василий Андреевич пронес после пансиона через всю жизнь. Он учился блестяще, каждый год именно ему поручалось написать торжественную речь для выпускного экзамена, а сам он окончил пансион с серебряной медалью. Мария Григорьевна Бунина в честь этого события подарила ему 35 томов «Энциклопедии» Дидро – д’Аламбера.
Ответы на вопрос
Отвечает Шнек Стас.
В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.
Отвечает Благодетелева Милана.
Конечно, я могу помочь вам с историей создания сказки «Спящая царевна». Эта сказка известна как одна из наиболее известных и популярных сказок в русской и мировой литературе. Её авторство принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину.
Сказка была написана Пушкиным в 1830 году в Кишиневе (ныне столица Молдавии), когда он находился в ссылке. Она входит в цикл русских народных сказок, которые Пушкин пересказал и адаптировал в стихах. «Спящая царевна» была написана под влиянием популярных средневековых легенд и рассказов о прекрасной спящей принцессе, которая оживает поцелуем принца.
В сказке рассказывается о прекрасной дочери царя и царицы, которую злая ведьма заколдовала, приказав спать сто лет до прихода принца, который сможет разбудить её поцелуем. События разворачиваются таким образом, что пророчество о смертельной опасности от иголки исполняется, и царевна попадает в глубокий сон вместе со всеми жителями замка. Сто лет спустя принц находит спящую царевну, проникает в замок и разбуживает её поцелуем. Волшебство ведьмы теряет силу, и царство оживает.
«Спящая царевна» привлекает внимание своей яркой символикой, романтическим сюжетом и насыщенным языком. Она часто интерпретируется как символ возрождения, надежды и любви
Таким образом, сказка «Спящая царевна» — это результат творческой адаптации народных сказок Пушкиным, который в своих произведениях сочетал народную традицию с индивидуальным художественным видением.
Отвечает Анцыферов Лёша.
Сказка «Спящая царевна» является одной из самых известных сказок, собранных братьями Гримм. Она также известна как «Бриар Роуз» (в английской версии) или «Спящая красавица» в других источниках. Вот краткая история её создания:
-
Сбор исходных материалов: Братья Гримм, Якоб и Вильгельм, занимались сбором народных сказок, легенд и мифов в XIX веке. Они интересовались языковыми и культурными аспектами фольклора Германии.
-
Публикация в сборнике: Сказка «Спящая царевна» была включена в первом томе сборника «Детские и домашние сказки» (Kinder- und Hausmärchen), который был опубликован в 1812 году. В этом сборнике сказки были собраны и адаптированы братьями Гримм для детей.
-
Влияние фольклорных источников: Сказка о «Спящей царевне» имеет корни в различных народных преданиях и мифах, включая «Солнечный ребёнок» Шарля Перро, историю «Талисман» Шарля Нодье и другие. Братья Гримм взяли эти элементы и вписали их в свою собственную версию.
-
Изменения и адаптации: В исходных народных версиях сказки были разные сюжетные линии и детали. Братья Гримм внесли изменения, чтобы сделать сказку более подходящей для детей и сбалансировать элементы магии и морали.
-
Популярность и влияние: Сказка «Спящая царевна» стала одной из самых популярных сказок в сборнике братьев Гримм. Её мотивы и моральные уроки оказали влияние на многие последующие литературные произведения, фильмы и другие формы искусства.
Таким образом, сказка «Спящая царевна» была создана путем сбора и адаптации народных сказок братьями Гримм, а затем стала известной и влияла на культуру и искусство на протяжении многих лет.
Рисунок спящая царевна жуковский – 73 фото
Иллюстрации к сказке спящая красавица Жуковского
Спящая красавица Царевна Жуковского
Спящая Царевна Жуковский
Спящая Царевна Жуковский рисунок
Спящая carevna Жуковский
Жуковский спящая красавица иллюстрации
Сказка спящая красавица Шарль Перро
Спящая красавица Джамбаттиста Базиле
Белоснежка и принц раскраска
Царь Матвей Жуковский
Иллюстрация к сказке спящая Царевна Жуковский
Спящая красавица Жуковский рисунок
Шарль Перро спящая красавица
Спящая красавица Жуковский
Спящая красавица Джамбаттиста Базиле
Шарль Перро спящая красавица раскраска
Спящая Царевна Жуковский
Спящая красавица укололась Шарль Перро
Ш. Перро спящая красавица разукрашка
Шарль Перро спящая красавица раскраска
Спящая Царевна Жуковский рисунок 5 класс
Рисунок спящей царевны
Спящая красавица детские рисунки
Спящая красавица раскраска
Спящая красавица
Спящая красавица и Веретено раскраска
Спящая красавица Булатов и Васильев
Спящая Царевна раскраска
Спящая Царевна Жуковский
Спящая принцесса принцесса спящая Царевна
Рисунок спящая красавица 2 класс
Перро ш.
Шарль Перро спящая красавица раскраска
Рисунок спящая красавица 2 класс
Шарль Перро спящая красавица раскраска
Васнецов спящая Царевна
Раскраска спящая красавица Жуковский
Иллюстрация к спящей красавице легкая срисовка
Спящая Царевна рисунок 5 класс
Шарль Перро спящая красавица раскраска
Иллюстрация к сказке о спящей царевне Жуковский 5 класс
Спящая красавица раскраска простая
Иллюстрация к сказке о мертвой царевне и семи богатырях
Василий Жуковский спящая красавица рисунок
Раскраски спящие царевны
Рисунок к балладе Светлана
Перро ш. “спящая красавица”
Баллада спящая Царевна Жуковский
Художник Кутлинский иллюстрации
Иллюстрации к спящей красавице Шарль Перро
Шарль Перро спящая красавица
Художник Лиа Селина спящая красавица
Ханс Андерсен: принцесса на горошине
Спящая Царевна Жуковский
Царевна Несмеяна Василиса
Спящая Царевна Жуковский
Раскраска Малефисента и Аврора
Шарль Перро спящая красавица
Шарль Перро спящая красавица раскраска
Рисунок спящей красавицы
Пушкин спящая Царевна и семь богатырей
Спящая красавица разукрашка
Спящая Царевна Василий Андреевич Жуковский
Спящая красавица раскраска для детей
Спящая красавица карандашом
Сказка о спящей красавице comedy
Спящая красавица Жуковский
Виктор Васнецов спящая Царевна
Васнецов Виктор Михайлович спящая Царевна
Комментарии (0)
Написать
ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Слайд 3Становление поэтовВасилий Андреевич Жуковский — рожденный в 1783 году внебрачный сын
помещика Афанасия Бунина. Чтобы дать сыну возможность получить образование и определенное положение в обществе, Бунин отдал мальчика на усыновление обедневшему дворянину Андрею Жуковскому. Это дало возможность устроить одаренное чадо в хороший пансион, где и начал проявляться его литературный талант
Пятнадцать лет спустя, в 1799 году, в небогатой, но знатной дворянской семье родился будущий гений русской литературы — Александр Сергеевич Пушкин. В 13 лет он был зачислен в Царскосельский лицей, где отличался веселым нравом, склонностью к проказам и мятежам, абсолютной нелюбовью к математическим наукам и умением создавать поэтические шедевры. —