Тургеневская девушка повести ася. образ тургеневской девушки в повести ася. тургеневская девушка в современном мире

Образ и характеристика кабанихи в пьесе “гроза” островского: описание характера, портрет в цитатах

Критика об образе

Можно выделить множество негативных качеств в Марфе Игнатьевне. Эта женщина настолько деспотична, что не понимает всей трагичности происходящего. Кажется, что Кабаниха не понимает, что подчиняет себе живых людей, тем более родных детей и сноху.

Ей плевать на то, что чувствуют и думают её близкие, ей ближе только собственное чувство достоинства. Кабаниха добивается, что бы дети не имели собственной воли и следовали только домострою. При этом сама наставляет их на правильный, по её мнению, путь.

Женщина доводит абсолютно каждого члена семьи и остаётся совсем одна. Ей больше некого учить и наставлять. А как жить человеку, который всю жизнь этим и занимался. И тогда для Марфы Кабановой гремит её Гроза.

Отношение к Богу

Если сравнивать образы Катерины и Кабанихи, можно отметить, что обе женщины религиозны. Однако отношение к Всевышнему у них совершенно разное.

Катерина действительно очень набожна — из рассказов девушки о своем детстве, читатель узнает, что она всегда любила ходить в церковь, которая представлялась ей большим светлым храмом с летающими ангелами, а знания свои девушка получала из рассказов странниц и богомолок. К Всевышнему она относится с благоговением и полностью признает свой грех, не пытаясь искать ему оправдания.

Кабаниха же только поддерживает видимость верующей дамы. Она обращается к Богу и ходит в церковь, чтобы произвести впечатление на окружающих и выглядеть религиозной в глазах жителей города. Искренней веры в том нет. Внешняя благопристойность и набожность — только прикрытие для этой жестокой и безнравственной женщины.

Таким образом, Катерина и Кабаниха — противоположности, два полюса общественной жизни. Первая — воплощение человечности, чувственности и стремления к переменам, в то время как вторая несет злобу, черствость и жестокость. Образы героинь можно сравнить со светом и тьмой. Катерина — действительно «луч света», но его силы не хватает, чтобы изменить обстановку во всем «темном царстве», где правят злые и мрачные персонажи, такие как Кабаниха и Дикой, но ее поступки заставляют задуматься о необходимости перемен во всем городе Калинов, который является собирательным образом провинциальных местечек того времени.

В драме «Гроза» А. Н. Островский поднимает тему смены социальных устоев и перелома общественной жизни в середине XIX века. Два противоположных образа появляются в пьесе неслучайно — А. Н. Островский показывает, что «темному царству» рано или поздно придет конец. И чем больше таких сильных и искренних людей, как Катерина, тем меньше шансов у Калиновского мира выжить и тем ближе конец моральных устоев, по которым существуют Кабанихи и Дикие.

Рубрики Это интересно

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Образ и характеристика Кабанихи в пьесе Гроза

Кабанова Марфа Игнатьевна – довольно крупная фигура в пьесе, мы можем смело назвать одной из главных героинь произведения. Кабанова является свекровью Катерины, помимо этого, у нее есть дети – Тихон и Варвара. Она обладает большим богатством, не нуждается в дополнительных финансовых средствах. Муж ее умер.

В произведении ее образ необходим для того, чтобы читатель проникся образом Катерины. Для того, чтобы выявить основные черты характера, идеалы Кабанихи, попробуем сделать некоторый сравнительный анализ этих двух героинь. Ведь эти две героини являются абсолютными противоположностями по отношению друг к другу.

Естественно, между ними есть и сходства, но они незначительны. Во-первых, и Кабаниха и Катерина имеют четко сформированную систему ценностей, при этом они совершенно не готовы мириться с человеческими слабостями и нерешительностью, требуя такого же отношения к жизни и к миру. Также обе героини не верят в прощение.

Итак, а какие же существенные отличия мы можем отметить между двумя этими героинями. Катерина – девушка мечтательная, витающая в облаках. Кабаниха же более приземленная женщина, ее интересуют бытовые вопросы, человеческие взаимоотношения. Она требует беспрекословного подчинения, все должно быть так, как скажет она. Для нее основными понятиями являются приказ, страх и дисциплина. Кабаниху совершенно не смущает ее поведение, она даже не задумывается о том, что, возможно, она поступает нецелесообразно, грубо.

Кабаниха придерживается консервативного уклада, она протестует против нововведений, новых взглядов. Мало того, она считает, что и другие всенепременно должны считать также. Ее умозаключения не на чем не основаны, она просто считает свою точку зрения единственно верной и правильной. Во все эти суеверия она заставляет верить и своих детей. Дети не могут проявить самостоятельность, им приходится поступать так, как велит их мать. Своему сыну она говорит о том, что жена должна бояться мужа, только тогда она будет слушать его и выполнять все его прихоти и просьбы.

  Образ и характеристика Доранта (Мещанин во дворянстве Мольера)

Даже после смерти Катерины, Кабаниха ничего не поняла и продолжила себя деспотично и недостойно себя вести, считая себя правой абсолютно во всем.

Кабаниха способствовала суициду Катерины

Именно образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза», постоянно третируемой свекровью, лишенной всяческих прав и заступничества, придает трагизм пьесе Островского. Ни у кого из читателей не вызывает сомнения то, что ее самоубийство — результат неблагоприятного воздействия свекрови, постоянного унижения достоинства, угроз, жестокого обращения.

Ситуацию обостряет тот факт, что Катерина предварительно уже заявляла, что сведет счеты со своей несчастной жизнью. Марфа Игнатьевна, которая прекрасно была осведомлена о всем, что творится в доме, не могла этого не знать. Был ли прямой умысел со стороны свекрови таки довести невестку до самоубийства? Вряд ли. Скорее, Кабаниха мыслила ее «сломить», совершенно, как она уже это сделала со своим сыном. В результате рушится семья купчихи: дочь Варвара обвиняет ее в прямом способствовании трагедии и уходит из дома. Тихон впадает в запой…

Однако жестокосердная Марфа Игнатьевн не кается и после этого. Для нее «темное царство», манипулирование людьми важнее семьи, важнее морали. Такой вывод можно сделать из эпизода проявившегося ханжества Кабанихи даже в этой трагической обстановке. Купчиха привселюдно кланяется и благодарит людей, доставших тело покойной Катерины из Волги. Однако затем заявляет, что та не может быть прощена. Что может быть более антихристианским, чем не простить покойника? Это, пожалуй, может содеять только настоящий вероотступник.

Мнение о Кабановой членов ее семьи

Один из самых эмоциональных моментов пьесы — сцена проводов сына Тихона
. Кабаниха упрекает его в том, что он не кланяется матери в ноги, и с женой прощается не так, как должно. Катерина после отъезда Тихона, по мнению Кабанихи, должна показать свою любовь к нему — выть и лежать на крыльце. Молодым поколением нарушаются все обычаи и традиции, и это приводит Кабаниху к грустным размышлениям.

Катерине — невестке, достается больше всех остальных. Любое ее слово обрывается резкими нападками и замечаниями. Заметив ласку, а не страх, в обращении с Тихоном, Кабаниха со злобой упрекает ее. Её безжалостность доходит до предела после признания Катерины. По ее мнению, невестка достойна, быть живьем закопанной в землю.

Кабаниха с презрением относится к Катерине
, считая ее примером того, как непочтительно молодежь относится к старшему поколению. Больше всего ее тяготит мысль о том, что она может остаться без власти. Ее поведение приводит к трагическому финалу пьесы. В самоубийстве, совершенном Катериной, есть и ее вина. Невестка долго терпела унижения в свой адрес и однажды не выдержала.

Подчиняясь приказам сумасбродной матери, Тихон становится бесхребетным существом
. Дочь сбегает, устав от постоянных вмешательств родительницы в ее личную жизнь. Старинный уклад жизни с истинной высокой моралью исчезает из жизни, оставляя только мертвую давящую оболочку. Молодые герои пьесы притворяются, что соблюдают патриархальные заповеди. Тихон делает вид, что любит мать, Варвара ходит на тайные свидания, только Катерину мучают противоречивые чувства.

Марфа Игнатьевна занята земными делами. Она считает себя справедливой, потому что, по ее мнению, строгость родителей отразится самым лучшим образом на детях — они научатся быть добрыми. Но старый уклад жизни рушится, патриархальный строй исчезает. Это трагедия для Марфы Игнатьевны. Однако вспыльчивость и сумасбродство не в ее характере. Она недовольна вспыльчивостью своего кума Дикого. Своевольным поведением и жалобами на семью Дикой раздражает ее.

Кабаниха предана традициям своей семьи и предков и чтит их, не осуждая, не оценивая и не жалуясь на них. Если жить по завещанию отцов, это приведет к миру и порядку на земле. В характере Кабанихи есть религиозность. Она верит, что человек попадет в ад, за совершенные злые поступки, но в то же самое время себя не считает виновной ни в чем. Унижение окружающих за счет своего богатства и власти для нее в порядке вещей.

Кабанихе свойственна властность, жестокость и уверенность в правильности своих взглядов
. По ее мнению, поддерживание старинных порядков сможет уберечь ее дом от беспорядков, творящихся за пределами ее дома. Поэтому жесткость и твердость проявляется в ее характере все отчетливее. А искоренив свои собственные, лишние эмоции, не выносит их проявления и у других. За неповиновение ее словам самые близкие люди бывают наказаны хладнокровными унижениями и оскорблениями. В то же самое время к посторонним людям это не относится, с ними она благочестива и уважительна.

Марфа Игнатьевна Кабанова — неоднозначный персонаж, сложно жалеть или только осуждать ее. С одной стороны, она причиняет боль членам своей семьи, а с другой — свято верит в правильность своего поведения. Таким образом, отрицательными качествами характера Кабанихи можно назвать:

  • жестокость;
  • властность;
  • хладнокровие.

А положительными:

  • сильный непоколебимый характер;
  • религиозность;
  • «доброту и щедрость к посторонним».

Меню статьи:

В литературе очень часто появляются образы исключительно негативные. В то время, когда в основном высказывается мнение о двойственности человеческой души и природы и наличии и положительной и отрицательной стороны личности, мастера художественного слова то и дело намеренно наделяют своих персонажей только плохими чертами характерами, исключая даже малейшие проявления положительного влияния деятельности героя.

В пьесе «Гроза» Островского одним из таких персонажей является Кабаниха.

Протест Катерины в драме «Гроза» Островского

А.Н.
Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для
русского национального театра по праву считают «певцом купеческого
быта».

И сидит он,
изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый театр, и напоминает нам о
прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев:
Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.

Изображение
мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова
названного «темным царством», стало главной темой творчества
Островского.

Не исключение и
драма «Гроза», вышедшая из печати в 1860 году.

Сюжет пьесы
прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина
Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека.
Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль «темного
царства» («Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было»),
она признается в своем поступке всенародно в церкви. После этого признания
жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.

Образ Катерины
является самым ярким образом в пьесе Островского «Гроза». Добролюбов,
подробно анализируя образ Катерины, назвал ее «лучом света в темном
царстве».

Хорошо и
беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме.

Здесь она
чувствовала себя «на воле». Жила Катерина легко, беззаботно,
радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась
цветами.

Рассказывая
потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: «Я жила, ни об чем
не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня
как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Катерина
отличается от всех представителей «темного царства» глубиною своих
чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью.

Воспитываясь в
хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это
чистая, искренняя, горячая натура, открытая душа, которая не умеет обманывать.
«Обманывать- то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — говорит она
Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же
Варвара называет нашу героиню какой-то «мудреной», «чудной».
Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на
смелые поступки.

Рассказывая о
себе Варваре и подчеркивая свою горячую натуру, она говорит: «Такая уж я
зародилась горячая!».

Катерина очень
любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее — эмоциональная,
восторженная, музыкальная, напевная — проникнута высокой поэзией и иногда
напоминает нам народною песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла
все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение
обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и
богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую
жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от
которого она пытается и не может уйти.

Попав в новую
семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной
Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе.

Мечтательная,
честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело
воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.

Постепенно
жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство
Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает
зарождаться глухой протест против «темного царства», которое не дало
ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается… Катерина
кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную
победу над «темным царством». Добролюбов в своей статье, давая оценку
образу Катерины, писал: «Вот истинная сила характера, на которую во всяком
случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в
своем развитии!» То, что поступок Катерины был типичен для своего времени,
подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье
купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе,
гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

Образ и характеристика

Фамилия Кабанова подходит главной героине очень точно, характеризуя ее с первых минут. Дикое животное способно наброситься на человека без весомой причины, так же и Кабаниха. Яростная, свирепая. Способна «загрызть насмерть» человека, если он ей не угоден, что и произошло с Катериной, которую вдова просто сжила со свету. Угодить ей невозможно. Она всегда найдет повод к чему придраться, как ни старайся.

Кабаниха, после смерти мужа осталась с двумя маленькими детьми на руках. Унывать было некогда. Пришлось заботиться и поднимать Варвару и Тихона. Брат с сестрой совершенно разные по характеру и внешне, хотя воспитывались одинаково.

Властная, деспотичная женщина
, держащая в страхе не только домочадцев, но и всю округу.

«Маменька-то у вас больно крута…»

Подчинять и властвовать вот ее кредо. Абсолютно убеждена, что семья строится на страхе и подчинении младших старшим. «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть». В своем отношении к детям не видит ничего ненормального.

«Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».

Религиозна.
Эта не вера религиозного фанатика, свято соблюдающего все посты и божьи законы. Скорее дань традиции. Она выполняет обряды на автомате, не особо вникая в процесс и его значение. Вера в прощение и милосердие у нее отсутствует. Для нее главное строгое выполнение патриархальных порядков. Это святое.

«Ну, я Богу молиться пойду; Не мешайте мне…».

К окружающим она требовательна не меньше, чем к себе. Что по этому поводу думают сами люди и какие чувства испытывают ей глубоко безразлично.

Зануда.
Постоянно всем недовольна. Брюзжит по поводу и без. Угодить ей сложно. Собственная семья и та ее раздражает, особенно сын и сноха. Вот где Кабаниха отрывается по-полной программе. Сует нос в их жизнь, лезет с советами. Считает, что сын после женитьбы охладел к матери, превратившись в тряпку и подкаблучника.

«Может ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая».

Сноха отдельная тема. Поведение невестки из ряда вон. Традиции не соблюдает, мужа ни во что не ставит. Совсем отбилась от рук. Старость не уважает и не чтит.

Самоуверенна.
Убеждена, что делает все правильно. Искренне верит, что если поддерживать старинный порядок и уклад, то дом не пострадает от внешнего хаоса. С хозяйством управляется жестко, похлеще мужика. Проявление эмоций ей не свойственно. По ее мнению это лишнее. При малейшем проявлении бунта со стороны домашних, Кабаниха пресекает все на корню. Любой проступок с их стороны влечет за собой наказание. Ее сразу приводит в бешенство, если они молодежь пытается пойти ей наперекор. Посторонние люди ей родней, чем сын и сноха.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…».

Слово доброе скажет, милостыней наградит.

Любит деньги.
Кабаниха привыкла, что держит на себе все хозяйство. Она уверена, что прав тот, у кого больше наличных в кармане. Поселив у себя богомолок-приживалок она каждый день слышит их хвалебные речи в свой адрес. Льстивые бабки совсем задурили ей голову. Кабаниха даже мысли не допускает, что может сделать что-то не так. Своими разговорами о конце света, старухи поддерживают представление Кабанихи о жизни на земле.

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» является одним из основных отрицательных, образующих сюжет. Отсюда и глубина изображения его драматургом Островским. Сама пьеса показывает, как в недрах отжившего, но еще сильного патриархального общества поборники «темного царства» в самом зародыше душат едва проявившиеся ростки нового. При этом автор произведения изображает два типажа, поддерживающих основы старозаветного, основанного на догмах общества. Это вдовствующая зажиточная купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова, а также богатый купец Савел Прокофьич Дикой. Неудивительно, что они называют друг друга кумами.

Сочинения

Как Кабаниха способствовала суициду Катерины

Кабаниха и её сноха Катерина—два абсолютно противоположных во взглядах человека. Катерина вызывает положительные эмоции у читателя, чего не скажешь о Кабанихе. Катерина чистая и безгрешная девушка. Её кончина не вызывает сомнений, что этому способствовала её свекровь.

Катерина, доведенная постоянными придирками, унижения ми, оскорбления и, просто не в силах поступить иначе, кроме как покончить жизнь самоубийством. Прежде она признается Тихону в чувствах к другому мужчине.

И если Тихон готов принять эту новость, то Марфа Игнатьевна готова уничтожить невестку. Она испытывает к ней огромную ненависть. Катерине негде искать защиты и девушка решается на отчаянный шаг. Тихон обвиняет мать в смерти жены, и это становится первым протестом против матери.

Проблема конфликта отцов и детей, отраженная в образе Марфы Игнатьевны

В пьесе «Гроза» в роли отцов выступают Дикий и Кабаниха. Они не понимают младшего поколения и никогда не пойдут на встречу своим близким. Они не допускают неуважения и требуют постоянного подчинения себе.

Дети для Кабаниха не желала простого уважения к своей персоне, она требовала от детей и снохи подчинения. Мнения во взглядах расходятся. Марфа Игнатьевна требует соблюдения уставов предков, а дети, особенно Варвара не видят необходимости жить по законам предков. В этом и состоит главный конфликт между поколениями. Но при этом дети не смеют перечить матери.

Характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»

Дикий и Кабаниха потому и дружат, что полностью соответствуют друг другу. Дикий купец, как и Кабаниха. Оба они агрессивные, злые и не терпят критики. Их черты характера очень похожи. Оба они не образованные, но при этом считают себя умнее окружающих. И Дикий, и Кабаниха придерживаются старого укладка жизни.

Дикий часто жалуется Кабанихи на свою семью. Оба героя держат в страхе всех членов семьи.

Мужчина и женщина обожают находиться в центре внимания и чувствовать власть над окружающими. Не единый человек не решается почти против слова этих двух персонажей. И Дикий, и Кабаниха обожают деньги. Дикий даже не выплачивает заработанные деньги крестьянам и лишает племянника собственного наследства.

Но при этом они имеют некоторые различия. Дикий не скрывает то, что происходит в его семье и не боится мнения посторонних людей. Кабаниха старается держаться в глазах людей и скрывает свое отношение к семье. Но Дикий признает свои ошибки и в отличает от Кабанихи осознает, что ведёт себя не правильно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: