Островский гроза главные герои

Гроза (пьеса)

Краткое содержание[]

Действие разворачивается в провинциальном волжском городке Калинов. Пустая неинтересная жизнь. Озлобленные малограмотные люди не прочь оттяпать друг у друга кусок имущества, обворовать, ущемить, оскорбить, обидеть — но при этом благочестиво ходят в церковь, что для них составляет определенный ритуал жизни — и больше ничего.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — объясняет один из действующих лиц, часовщик-самоучка Кулигин.

Катерина — замужем, но ее внимание привлекает человек, в котором она увидела совсем иные качества — не то, что привыкла видеть у своих соседей. Островский даже помечает в ремарках: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски»

Борис приехал за своей долей наследства к дяде — помещику Дикому, но тот не собирается честно делить полученное наследство с племянником: законы тоже не доходят в это захолустье, где правят грубость, наглость, сила и невежественность. Сам Борис получил воспитание и образование в Москве, но от холеры умерли его родители, а вскоре скончалась и бабушка. Вот этого человека, не вписывающегося в мир провинциальных козней, полюбила Катерина. Но затравленная всем своим существованием, всей сложившейся традиционной системой провинциального городка, она относится к своему чувству как к огромному греху. И в разразившейся грозе она видит не обычное природное явление, а — наказание за свой грех.

Главная героиня пьесы Катерина резко отличается от остальных жителей города: те живут тупой лживой жизнью — как заведено было из поколения в поколение, а Катерина нарушает традиции рабского послушания. Но сама она — тоже из той же системы и не в силах побороть ее (через несколько десятилетий другой писатель-драматург Антон Павлович Чехов укажет путь, куда деваться от провинциальной дикости: в Москву, в Москву! Учение А. П. Чехова сохранилось по сей день, превратившись за эти полтора столетия в традицию: вместо развития и нормализации всей России люди бросаются в Москву, превращая город в Нерезиновск, становящийся в итоге немыслимым для выживания, — а проблема русской провинции так и осталась).

Хотя пьеса «Гроза», безусловно, реалистическое произведение, она все же несет какой-то внешний отпечаток классицизма, проявленный в именах персонажей: Дикой — человек диких нравов, Кабаниха — дама грузная, с тяжелым напористым характером, словно действительно кабан, самоучка-часовщик Кулигин — имеет в фамилии сходство с русским изобретателем-самоучкой Кулибиным.

Можно рассматривать эту драму в хрестоматийном ключе: как конфликт «темного царства» с «лучом света». А можно — просто как историю отчаявшейся души, как историю любви сильной женщины в мире несостоятельных мужчин — так во всяком случае предлагает современная критика для поколения сегодняшних читателей и зрителей. Но — нет! Даже в сегодняшнем ключе нельзя рассматривать эту пьесу только как любовную драму, без социального видения — это невозможно. «Гроза» — это именно социальная пьеса, а «несостоятельные мужчины» любого вида и любой эпохи — отпрыски своего времени и своих общественных устоев.

Основные причины

Глобальная причина:

Одной из главных причин гибели Катерины в пьесе «Гроза» является конфликт между ее личными амбициями и социальными ограничениями. Катерина, стремясь к свободе и независимости, не находит места в консервативном обществе своего времени. Ее революционные идеалы и смелые действия сопротивления вызывают неприятие и осуждение окружающих. Это ведет к ее изоляции и постепенному разрушению.

Личные причины:

Катерина является сложным и противоречивым персонажем. Ее стремление к свободе соперничает с реальностью жизни в консервативном обществе, а ее противоречивые поступки и решения только усугубляют ее ситуацию. Она пытается найти счастье в своих отношениях с другими людьми, но не всегда способна принять их настоящие чувства и намерения. Ее любовь к Борису, например, приводит к ее смерти, так как она откажется от спасательного круга, предложенного ей другими персонажами, надеясь на чудо или настоящую любовь своего Михаила.

Символика:

Смерть Катерины в пьесе «Гроза» также имеет символическое значение. Она представляет собой тревогу за гибель свободы, независимости и женского эмансипации. Катерина – это символ силы и воли, а ее смерть олицетворяет победу конформизма и сохранения статус-кво. Это также показывает авторскую критику социальных и политических структур того времени.

Социальные ограничения и общественное давление

Смерть Катерины, главной героини пьесы «Гроза», можно объяснить социальными ограничениями и общественным давлением, которые оказали решающее влияние на ее судьбу.

Катерина была молодой и красивой девушкой, но социальный статус и нарушение общественных норм стали преградой на ее пути к счастью. Общество, в котором она жила, настаивало на строгих моральных и социальных правилах, которые запрещали ей выйти за рамки своего социального класса и раскрыть свои желания и потенциал.

Общественное давление пришло со всех сторон: от родителей, которые желали, чтобы Катерина вышла замуж за богатого и престижного наместника, от окружающих жителей, которые критиковали ее необычное поведение и стремление к свободе, и даже от самого Бобчинского, человека, которого она на самом деле любила.

Катерина не смогла найти поддержки и понимания в своем окружении, и ее собственные амбиции и желания были подавлены. Она чувствовала себя запертой в ограниченном и подавленном мире, ища способы освободиться.

Символика смерти Катерины подчеркивает ее борьбу с социальными ограничениями. Ее смерть можно считать актом протеста против жесткой системы и норм, которые подавляли ее личность и свободу. Катерина решила пойти на крайние меры, чтобы освободиться от цепей, которые ее сковывали, и выбрала смерть вместо бесконечных ограничений и терзания.

Таким образом, социальные ограничения и общественное давление сыграли роль в погибели Катерины. Она стала жертвой собственных желаний и неспособности найти поддержку и понимание в своем обществе.

Семейные конфликты и отсутствие поддержки

Семейные конфликты начинаются с самого начала пьесы, когда Катерина выражает свою влюбленность в Митрофана, ученика ее мужа. Ее муж не только не поддерживает ее чувства, но и жестоко издевается над ней. Он отказывается признать, что его жена имеет право на счастье и влюбленность, и называет ее безумной. Катерина страдает от его отказа признать ее чувства и продолжает жить в ауле, где ее муж сознательно предоставляет бремя заботы о семье на ее плечи.

Кроме отношений с мужем, Катерина также сталкивается с презрением своей свекрови, Марьи Ксении. Марья Ксения пренебрежительно относится к своей невестке и ругает ее перед другими людьми. Она даже не позволяет Катерине отмахнуться от летающей пчелы, что впоследствии приводит к смертоносному укусу.

Этот отказ поддержать и понять Катерину приводит к ее постепенному психическому и физическому упадку. Она чувствует себя одинокой и изолированной, не имея никого, кто бы поддержал ее в ее страданиях. В результате героиня пьесы не справляется с накапливающимся стрессом и психической болью, что в конечном итоге приводит к ее трагической смерти.

Образ Катерины

Главная героиня пьесы — скромная и тихая девушка, выросшая в простой семье. Волей злой судьбы она должна выйти замуж за купеческого сына, которого никогда так и не смогла полюбить. Но девушка старается найти в супруге положительные качества, чтобы хоть как-то сохранить семью.

Больше всего Катерине достается от свекрови. Кабаниха унижает и оскорбляет девушку, стараясь сломить ее. Марфа Игнатьевна является ярой приверженкой старого устройства и порядков.

Рассматривая, кем на самом деле была Катерина, жертвой или победителем «темного царства», нельзя оставить без внимания ее жизнь в семье купцов. Здесь невозможно жить честно. Все отношения между людьми построены на вранье и изворотливости.

Бориса удивляет и даже повергает в шок желание девушки рассказать мужу всю правду об их отношениях. Это значило бы, что любовнику придётся быть честным с Тихоном и Кабанихой, раскрыть им свою любовь к Катерине, а этого он боялся больше всего на свете.

Если судить по тому, что девушка часто сравнивала себя с птицей и говорила, как ей хочется улететь, можно смело утверждать, что она была пленницей этого царства тьмы и пережитков. Покончив с жизнью, Катерина освободилась от мира, в котором ей было так тяжело.

Описание Бориса

При изображении этого персонажа автор показывает, что тот слегка не подходит «темному царству»: он мягок и благодушен. В отличие от своего дяди, не использует методы принижения и мошенничества. Но им, правда, тоже движет жажда наживы, поэтому нельзя сказать, что герой особо чем-то лучше.

Он страдает от деспотизма Савла Прокофьевича так, что готов бежать даже и в Сибирь, согласен оставить свою возлюбленную Катерину, что и делает в итоге. Однозначно его назвать жертвой «темного царства» нельзя, хоть он и не перечит, а беспрекословно выполняет все прихоти своего родственника, но делает это он ради обещанного наследства. Борис вполне мог бы оказать сопротивление и противостоять этому миру, но деньги для него были важнее.

Главная идея, основные темы

Главная идея (мысль) произведения состоит в том, что даже в самых тяжелых условиях у человека сохраняется стремление к свободе, любви и счастью.

Символом протеста в пьесе является гроза. Это стихийное явление символизирует собой и ту бурю, которая разворачивается в душе главной героини, и грозное предзнаменование предстоящих общественных потрясений. Автор призывает задуматься над тем, что если молодые люди готовы идти на смерть, лишь бы не подчиняться старым устоям, то не является ли это следствием глубочайшего духовного кризиса общества?

Главной темой пьесы является критика традиционных устоев патриархального общества, основанных на насилии, лицемерии, страхе и страданиях.

  1. Конфликт между поколениями. Старое поколение символизируют собой купец Дикой, Кабаниха, полусумасшедшая барыня. Они навязывают свои представления о мире молодым людям, стыдят их и запугивают. Новое поколение отвечает на это по-разному. Кто-то смиряется, как Борис. Кто-то пытается бунтовать, как Катерина и Варвара. Даже забитый Тихон в конце пьесы осмеливается бросить упреки в сторону деспотичной матери.
  2. Нравы жителей провинциального города. В вымышленном городке Калинове нашли свое отражение наблюдения Островского за поведением мещан таких приволжских городов как Тверь, Торжок, Кинешма и др. В пьесе описывается их быт и нравы, страхи и предрассудки, типичные разговоры и суждения.
  3. Вера. Подлинной верой в пьесе обладает только Катерина. Она часто и подолгу молится, с наслаждением ходит в церковь, боится божьего гнева. Вера Кабанихи насквозь фальшива и лицемерна. Она оделяет милостыней нищих, но при этом превращает жизнь своих домашних в ад. Нет настоящей веры и у барыни, которая всех пугает геенной огненной. Подлинное христианство основано на милосердии к ближнему, а не на ненависти к людям.
  4. Власть денег. Вся жизнь в городе подчинена власти денег. Уважаемым считается не добродетельный человек, а тот, у кого больше состояние, даже если оно нажито нечестным трудом. Борис не в силах отказаться от своей доли наследства и подчиняется воле своего деспотичного и жадного дяди. Любовь Екатерины оказывается для него менее ценной, чем призрачная надежда получить часть наследства.
  5. Любовь. На настоящую любовь способны только такие цельные натуры как Катерина. Она любит безоглядно, без корыстных расчетов и далеко идущих вперед планов. Паре Катерина—Борис противопоставляются отношения между Варварой и Кудряшом. Их чувства поверхностны и неглубоки, они просто приятно проводят вместе время, не теряя холодного рассудка и скептичного взгляда на мир.

2 вариант

На персонажей произведения «Гроза» была возложена непростая задача, они должны были показать всему народу всю правду об моральных ценностях купцов в том времени.

В этой драме одним из главных героев была Кабаниха, а точнее Кабанова Марфа Игнатьева. Эта женщина имела очень властный характер и все время тиранила свое семейство. Она была убеждена в том, что весь мир и отношения должны быть построены на тирании. И что муж должен бить жену, отец своих детей, а хозяин своих слуг. Кабаниха-очень властная и жестокая женщина. Она прямо деспот.

А вот сын Кабанихи под именем Тихон, наоборот, очень мягкий человек, добродушный. У него слабый характер, наверное, потому, что он долго находился под влиянием своей властной матери. От своих проблем Тихон спасается пьянством.

Следующая героиня-жена Тихона, зовут Екатерина. Она воспитанная молодая девушка, которая испытывает к своему мужу только жалость, хотя старалась его и полюбить. Катерина оказалась тоже жертвой тирании своей свекрови и на этом фоне завела роман на стороне, но в результате покончила жизнь самоубийством, так как раскаялась.

Также в произведении «Гроза» присутствует сестра Тихона, дочь Кабанихи, она совсем непохожа на своего брата. Она совсем не боится свою мать, она смелая и живет так как она хочет. Мать совсем не является для нее авторитетом.

У Варвары есть отношения с молодым человеком по прозвищу Кудряш. Он очень дерзкий и хамоватый. Кудряш стремиться к богатой жизни и хочет властвовать над людьми.

Одним из второстепенных персонажей пьесы является Кулигин. Этот персонаж вызывает только положительные чувства и эмоции. У него очень большое и доброе сердце, а также он честный и умный.

Феклуша и Глаша являются приживалками Кабановой. Феклуша очень легко втирается в доверие к людям, очень лестная. Она уже обеспечила себе спокойную размеренную жизнь. Глаша-очень необразованная девушка, не хочет получать никаких знаний, ей не хочется впитывать что-то новое. Она живет в своем ограниченном мире.

В пьесе «Гроза» показаны противостояния устоев патриархата. И все герои этого произведения отлично справились со своей поставленной задачей.

Второстепенные персонажи

Варвара

Дочь Кабанихи и полная противоположность своему братцу Тихону. Вынужденная приспособиться к непростой жизни в собственном доме, она все же остается смелым и свободным человеком. Кабаниха не является для нее авторитетом, и она живет по собственным убеждениям. Варвара совершенно не печется о нравственности, и не переживает по поводу рассказов и сплетен окружающих.

Кудряш

Дружок Варвары, с которым она состоит в отношениях. Типичный представитель «темного царства»: отличается дерзостью, развязностью, хамством. Это честолюбивый молодой человек, все стремления которого связаны с богатством и властью над людьми. Повесть его незамысловатой жизни мало чем отличается от большинства жителей провинциального городка.

Кулигин

Механик-самоучка, человек с пытливым живым умом. Это один из немногих персонажей пьесы, чье имя вызывает лишь положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить согласно устоявшимся канонам. Он страстно мечтает о всеобщем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина так и не суждено сбыться.

Савел Прокофьевич Дикой

Купец, обладающий большим весом в местном обществе. Это полная противоположность Кулигина: он всем сердцем ненавидит и осуждает людей, игнорирует знания и прогресс, душа его черства, словно камень. И речи быть не может о том, чтобы Дикой оказал кому-либо безвозмездную помощь. Истинным удовольствием для него является унижение и запугивание людей.

Борис

Молодой, прилично образованный человек, родной племянник Дикого. Поначалу создает впечатление справедливого и честного юноши, однако на поверку оказывается насквозь прогнившим пошлым лицемером. Не оправдав надежд влюбленной в него Катерины не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо сбегает, оставляя девушку в одиночестве.

Феклуша

Приживалка Кабанихи, способная с завидной легкостью втереться в доверие к любому человеку. Ловко используя лесть и невежество местных жителей, она обеспечивает себе довольно обеспеченную и спокойную жизнь. Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, поскольку несут угрозу ее привычному обывательскому мирку, в котором нет места культуре, образованию, вежливости.

Глаша

Девка в доме Кабанихи, поражающая своей темнотой и необразованностью. Это отличная напарница Феклуши, которая, несмотря на молодость, обладает столь же узким кругозором и примитивным мышлением. Ей гораздо проще жить в своем ограниченном мире, где автомобиль называют «огненным змием», нежели впитывать в себя новые знания.

В «Грозе» герои представлены таким образом, чтобы наиболее ярко показать противостояние патриархальных устоев и прогресса. Приведенную таблицу с кратким описанием характеристик героев можно использовать при написании сочинений или детальном анализе произведения.

Кулигин и Борис

От купца Дикого больше всего достается его племяннику Борису. Этот молодой человек приехал из Москвы, чтобы получить наследство, которое им с сестрой завещала бабушка. Шансы получить деньги крайне невелики, но Борис не теряет надежды и терпит издевательства дяди.

Молодой человек влюбляется в Катерину, которую видит в церкви. Он встречается с ней, когда ее муж уезжает. Но когда об их связи становится известно, Борис отказывается от своей любви. Подобно другим обитателям Калинова, он оказывается лживым и двуличным, поэтому его нельзя считать жертвой темного царства.

Невежественным тиранам противопоставляется талантливый механик-самоучка Кулигин. Это человек, мечтающий благоустроить город и улучшить жизнь его обитателей. Но его идеи не находят отклика у жадных хищников-купцов и лишь вызывают у них непонимание и враждебность. Когда Кулигин пытается выпросить у Дикого небольшую сумму денег для установки солнечных часов и обращается к нему с почтительной речью, украшенной цитатами поэтов, тот кричит; «Ты мне грубить не смей!».

Кулигин осуждает алчность и грубость купечества, его жестокое отношение к простым людям, но он боится самодуров. Борису и Кудряшу он советует терпеть. Лишь видя гибель Катерины, Кулигин преодолевает свою робость и обращается с обвинениями к ее мучителям.

История создания «Грозы» Островского

И. С. Тургенев отзывался об этом произведении весьма положительно, с особенным трепетом и восторгом подчеркивал огромный писательский талант А.Н.Островского. История создания «Грозы» Островского восходит к общественно-политической ситуации в стране в период пятидесятых — шестидесятых годов XIX века. Это был переломный момент в истории и общественной мысли. В тот период стало появляться все больше литературы обличительного характера, и творчество А.Н. Островского пришлось ко времени. Темы, которые тогда пользовались популярностью и вызывали значительные споры: крепостное право, положение женщины в обществе и разночинная интеллигенция. А.Н. Островский в «Грозе» поднимает не менее актуальную тему — домашней тирании, господства денег над жизнью и значением человека.

Годом написания драмы считается 1859-й, тогда же появились первые постановки пьесы в лучших и Петербурга. В печати произведение появилось годом позже (1860). История создания «Грозы» Островского показывает, что произведение максимально полно отразило общественно-политическую мысль того времени.

Понятие определения темное царство

Вообще, такое название придумал Н. Добролюбов для описания отрицательных героев произведения и всего гнилого помещичьего устоя того времени в целом. Если говорить кратко, то такой образ жизни у персонажей города Калинова сложен веками и менять что-либо мало кто хочет. Все привыкли к тому, что для достижения своей цели и получения выгоды нужны лицемерные высказывания, ложь и мошенничество.

Контраст взаимоотношений богатых и бедных обнажает проблемы произвола, ущемления человеческого достоинства и воли. Благородство и честь для этих людей ничто.

Вымышленный провинциальный город Калинов отражает ситуацию во всей стране, где царят ложь и жадность, все завидуют друг другу и пытаются обидеть окружающих. Знакомясь с обстановкой и образом жизни обитателей этого места, уже с первых картин пьесы читатель может судить о купечестве того времени.

Трагичный исход

Что же случается с главной героиней Катериной в этом жестоком алчном мире? Читатель видит, что ее тонкая душевная организация не выдерживает окружающей невежественности. Давление тьмы осиливает светлость Катерины. Перед кульминацией драмы автор не зря изобразил прощание девушки с Тихоном до его отъезда. Именно эта сцена ярко показала взаимоотношения между супругами в семье Кабановых.

Муж не понял Катерину и сказал ей не воспринимать все близко к сердцу. Угнетение героини усиливалось греховной влюбленностью к Борису. Получается, что девушка вступает в конфронтацию не только с окружающей средой, но и с самой собой. Пожалуй, в этом трагизм положения героини делается еще сильнее.

Тревожные мысли о неправильности ее действий приводили к навязчивым думам о самоубийстве. Чувство безысходности ее охватило в тот момент, когда она, пытаясь убежать от своей судьбы, поддерживала связь с Борисом, который, к сожалению, не проявил никакой готовности взять ответственность за счастье девушки, чем показал, что не сильно-то отличается от того же Тихона.

Горячее сердце Катерины вынудило ее признаться мужу в измене. Вслед за этим случилась и трагедия — девушка покончила с собой. Только после новости о том, что супруга утопилась, Тихону приходит понимание происходящего, герой чувствует свою вину. Возможно, если бы он вовремя выслушал жену и предпринял что-то, все было бы иначе, Катерина осталась бы жива, и отношения сложились по-другому. У Тихона открываются глаза и на поведение своей матери. Оказывается, он может жить, не подчиняясь законам Калинова. Только это осознание пришло к нему слишком поздно.

Можно с уверенностью сказать, что резонанс от протеста Катерины был. На этот раз тиранам и угнетателям удалось подавить непокорность установившемуся укладу. Но это ненадолго, очень скоро всему придет конец, и властвование самодуров сменится справедливостью и равенством. И сейчас уже известно, что буквально через несколько лет крепостные получили свободу и права, которых так давно жаждали.

Злость, желание подчинять себе слабых и унижать их, жить за чей-то счёт — всё это есть в сердцах обитателей Калинова. Вероятно, автор стремился как можно точнее передать характеры персонажей, выявить их пороки, чтобы каждый читатель уже в настоящее время мог изменить себя к лучшему и искоренить все те плохие стороны, которые были присущи героям Островского в пьесе «Гроза». Сочинение «Темное царство» по драме Александра Николаевича может попасться в заданиях на ЕГЭ. Также материал статьи поспособствует подготовке к открытому уроку по литературе.

Главные герои

Кабаниха

Купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, женщина средних лет.

Марфа Игнатьевна Кабанова – один из ярких центральных образов произведения. Это властная, грубая женщина, которая терроризирует всё семейство. Будучи воспитанной по старинным обычаям, она тщательно их придерживается. По её глубокому убеждению, весь мир держится на страхе, и любые отношения построены на подчинении. Так, муж должен непременно бить жену и детей, а хозяин – тиранить своих подчинённых. Это средневековые правила провинциального патриархального купечества, погрязшего в хамстве и невежестве. Подробная характеристика Кабанихи.

Тихон Кабанов

Супруг Катерины, сын Кабанихи, молодой купец.

Сын Кабанихи – человек мягкий, добрый и безвольный, с ранних лет находящийся под влиянием жестокой матери. Обладая слабым характером, он не предпринимает никаких попыток избавиться от ненавистных оков материнской власти, несмотря на то что они доставляют ему душевные муки. Не отыскав иного решения проблемы, Тихон с молчаливого одобрения Кабанихи с головой уходит в пьянство. Подробная характеристика Тихона.

Катерина

Жена Тихона, молодая красивая женщина.

Супруга Тихона – молодая женщина с покладистым характером, воспитанная в строгих патриархальных правилах. Она искренне пытается полюбить своего слабовольного супруга, однако ничего, кроме жалости, к нему не испытывает. Катерина, привыкшая к совершенно иному укладу в семье, становится главной жертвой тирании свекрови, которая боится, что сын выйдет из-под материнского влияния. Пытаясь вырваться из этого царства лжи и насилия, Катерина заводит роман на стороне, в чём впоследствии раскаивается и кончает жизнь самоубийством. Подробная характеристика Катерины.

Образ города: быт и нравы

  • Строгий надзор над домочадцами.
  • Ущемление прав домашних.
  • Использование физической расправы.
  • Моральное давление.
  • Вмешательство в личную жизнь домашних.

Возглавляют лагерь купец Дикой с говорящим именем и его сестра Кабаниха.

Богатые жители Калинова пораньше запирают свои ворота и спускают собак в страхе, что их могут обворовать. Одно из любимых занятий жителей — это изводить своих домочадцев. Например, Кабаниха лишний раз старается поддеть Катерину, чтобы получить психологическую разрядку. При этом о ее злодеяниях никто не может и догадываться, потому что происходит все это за высоким забором, за который запрещено входить посторонним.

Популярные сегодня темы

Многие люди ставят свои ценности превыше всего, не думая об окружающих. По собственной глупости или из невыносимой жажды лёгкой наживы они забывают о последствиях своих шагов. Возможно, этот слой общества

Тарас Бульба одно из известных произведений Николая Васильевича Гоголя. В рассказе мы узнаем о борьбе украинского народа за свое освобождение.

В основу этой картины, легла история из сказки, благодаря которой, и оказался Иван – Царевич, в таком необычном месте, как болоте. Вся интрига заключалась в том, что на первом плане, явно видно удивление молодого царского сына

Каждый человек о чем-то мечтает. Это не зависит от возраста, пола и положения в обществе. Начинают мечтать еще в раннем детстве. Первые желания чистые и наивные. Когда малыши мечтают, они верят, что все исполнится.

Марфа Кабанова — глава семьи, вдова. Это властная и авторитарная женщина

Ей важно соблюдение всех традиций и приличий. Кабаниха живет по нормам Домостроя

Ее авторитарность в некоторых местах граничит с жестокостью. Например, она говорит Тихону, чтобы тот бил Катерину за ее неверность. Марфе Игнатьевне важно соблюдать церковные каноны, поэтому они всей семьей ходят в церковь. В своем доме женщина принимает страниц, которые долгое время живут в нем. Одной из них является Феклуша. Она часто разговаривает с Кабанихой и поддерживает ее взгляды.

У Кабанихи есть двое детей: Тихон и Варвара. Тихон женится на Катерине. Это слабовольный мужчина, все силы которого были подавлены матерью. Он не принимает самостоятельные решения и выполняет все указания матери. При этом у Тихона доброе сердце и ему жалко Катерину, но ничего с собой поделать он не может. После смерти девушки он стал осознавать влияние матери над ним и стал меняться в лучшую сторону, отдаляться от нее.

Варвара, сестра его, очень хитрая и проворная девушка. Она не стесняется обманывать мать ради встреч с Кудряшом, работником на рынке, своим кавалером. Варвара способствует сближению Катерины с Борисом Григорьевичем.

Катерина — чистая и светлая девушка. Это доброе и нежное создание. Ей тяжело жить в доме Кабановых. Здесь никто не хочет помочь ей, поговорить. Она чувствует себя словно взаперти и мечтает найти выход из этого положения.

Катерина знакомится с Борисом Григорьевичем, который приехал в Калинов по делам дядюшки. Труд купца не очень увлекает его. Он влюбляется в Катерину. Девушка боится своих чувств, так как это неправильно и несправедливо по отношению к Тихону. Однако, сопротивляться Катерина не может. После случившегося девушка не может жить прошлой жизнью. Она боится божьей кары. Жизнь в муках совести не принесла для нее пользы. Катерина не смогла сдержать все в себе, призналась и бросилась в Волгу.

Есть в пьесе и другие персонажи, не играющие большой роли в основных событиях. Это прежде всего Кулигин — изобретатель-самоучка, мечтающий сконструировать вечный двигатель и установить громоотвод. Этот деятельный и яркий персонаж резко выделяется на фоне остальных лицемерных героев. Это честный, открытый, добрый мечтатель.

В рамках семьи Кабановых автор выразил нравы всего Калинова, а в рамках Калинова — нравы всей России. Этот прием помогает создать красочные и живые картины. Все персонажи так или иначе связаны с Кабановыми, которые составляют центр пьесы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: