Краткое содержание
Тина Руднева сильно переживала. Совсем скоро нужно было включать ёлку, а в дом ещё никто не позвал тапёра. Девушка решила попросить помощи у своей старшей сестры, но она проигнорировала её. Лидия достаточно холодно, но вежливо относилась к младшим детям.
Рудневы были одной из самых безрассудных московских семей, которые с радостью собирали у себя в доме шумные компании. В их поместье всегда было много гостей: близкие и дальние родственники, друзья. Редкий случай, когда у них было очень тихо.
Ирина Алексеевна — хозяйка дома, была из знатного и богатого рода. Женщина редко покидала свою комнату, делая исключения лишь для торжественных и официальных мероприятий. Она не любила находиться даже в обществе своего мужа и дочерей.
Руднева постоянно ревновала своего супруга. Аркадий Николаевич, несмотря на зрелый возраст, продолжал пользоваться популярностью у местных дам и имел несколько поклонниц.
Глава семьи очень любил проводить время, наряжая новогоднюю ёлку. Каждый год он приглашал для этого оркестр Рябова, но в этот раз с музыкальным сопровождением произошло сразу несколько недоразумений. Рудневы слишком поздно вспомнили, что нужно пригласить оркестр, и остались на праздники без музыки.
Приход тапёра
В дом наконец-то приводят тапёра. Им оказался худой и скромный мальчишка двенадцати лет.
Сёстры Рудневы очень удивились таким исходом событий, но у них не было другого выбора. Полный дом гостей нельзя было оставлять без музыки и заводных танцев.
Только сев за пианино, мальчик уверенно стал извлекать из него лучшие мелодии. Аркадий Николаевич, хорошо разбирающийся в музыке, был удивлён, насколько профессионально мальчик владеет инструментом. Мужчина поинтересовался, как зовут юного тапёра, им оказался Юрий Азагаров.
Важный гость
Юрий заметил, что к ним присоединился один очень важный гость, который внезапно заказал сыграть его рапсодию № 2.
После концерта Аркадий Николаевич дал мальчику конверт с гонораром и сообщил, что его выступление понравилась присутствующему у них известному композитору — Антону Григорьевичу Рубинштейну. Вот так молодой и талантливый Юрий Азагаров приобрёл себе прекрасного наставника, который воспитал из него хорошего композитора.
“Тапёр” – краткое содержание и анализ рассказа А.И. Куприна
Информация о произведении
Жанр «Таперы» Куприна — рассказ, и в примечании автор указал, что он основан на реальных событиях. Правдоподобности добавляет реальная историческая личность Антон Григорьевич Рубинштейн. Но главный герой произведения, прославившийся пианист, все же выдуман автором, хотя читатели, впечатленные рассказом, часто пытаются найти биографию композитора по имени Азагаров или Агазаров.
Тем не менее рассказ, написанный в 1900 году, имел некоторый успех, он сразу же был опубликован в газете «Одесские новости» и получил положительные отзывы критиков. И спустя более века произведение по-прежнему актуально. Его изучают в школе, в 5-6 классах по нему сдают выборочные тесты, записывают цитаты в читательский дневник, отрывки приводят в качестве аргументов в сочинениях.
Главные герои
«Тапер» Куприна рассказывает историю невероятно одаренного пианиста Юрия Азагарова, которому всего 14 лет. Он — главный герой истории. Кроме него, читатель знакомится со следующими персонажами:
- Антон Григорьевич Рубинштейн – известный композитор, дирижер и музыкальный педагог.
- Ирина Алексеевна Руднева — сын княгини Ознобишиной, хозяйки дома, где проходят новогодние праздники.
- Аркадий Николаевич Руднев – ее муж, который описан в тексте как ловелас, игрок, гурман, щедрый меценат балетного искусства и любитель шумного общества.
- Лидия Аркадьевна, Татьяна Аркадьевна, Тина и Катя Рудневы — дочери Ирины и Аркадия. Старшая Лидия характеризовалась автором как строгий и высокомерный человек. Татьяна, наоборот, была отзывчивой. Младшие девочки мечтают поставить на место свою гордую старшую сестру, поэтому обрадовались триумфу пианистки.
- Аркаша и Митя – сыновья Рудневых.
- Дуняша — служанка, которая привела в дом пианиста.
Поднимаемые проблемы
Короткий рассказ поднимает много вопросов. Некоторые особенно выделяются:
Дело в судьбе человека. Поначалу талант мальчика никак не может помочь ему выбраться из бедности, музыкант вынужден работать в богатых домах, хозяева и гости которых не могут его по-настоящему оценить. Такой образ жизни ставит под угрозу развитие способностей, а нехватка средств может привести к их утрате, что еще больше угнетает пианиста, осознающего высокий уровень своей игры. Только счастливой случайностью можно объяснить тот факт, что скучающий композитор, у которого было много талантливых учеников, услышал музыку мальчика и осознал его способности.
Роль учителя в жизни подрастающего поколения. Юрий Азагаров был талантлив, видимо, от рождения. Но без учителя он вряд ли смог бы в достаточной мере развить свои способности и прославиться. Судя по последнему абзацу рассказа, он и сам это понимал, так как считал беседу с мастером священным и никому не доверял сказанные ему слова.
Настоящие искусства и ремесла. В «Тапере» Куприн раскрыл отличие одного понятия от другого. Для автора она заключалась в духовности. Вдохновение, задор и артистизм игры талантливого музыканта были настолько далеки от манеры бесчувственно играющего исполнителя, что никого не могли оставить равнодушным
Именно вложение души в творчество помогло маленькому и скромному человеку привлечь внимание сильных мира сего.
Нравственные уроки
В рассказе Куприна «Неудачник» можно увидеть вполне конкретную мысль. Дети могут заметить, что уже в 11-12 лет можно добиться чего-то, чем можно гордиться, как Юрий, который в юном возрасте уже был искусным музыкантом и мог зарабатывать на жизнь.
Кроме того, из сюжета становится понятно, что именно внутренняя сторона человека отражает его нравственность. Высокомерие, гордыня, презрение к людям, попытки унизить и высмеять их никого не красят. Лидия Аркадьевна посмеялась над мальчиком и оказалась неправа. Татьяна же оказалась мягче и добрее и не обманулась в своих ожиданиях.
Тапёр краткое содержание
Рассказ «Тапер» Куприна был написан и опубликован в 1900 году в газете «Одесские новости». По утверждению автора, описанная им история была основана на реальных событиях. Тема искусства – одна из любимых в творчестве Куприна, которую он в полной мере раскрыл в своем рассказе. Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Тапер». Главные герои Аркадий Николаевич Руднев – гостеприимный, веселый мужчина, азартный игрок. Тиночка Руднева – подвижная, эмоциональная, добрая девочка. Юрий Азагаров – юный тапер, скромный, бедный мальчик, талантливый музыкант. Антон Григорьевич Рубинштейн – знаменитый композитор, пианист и педагог. Другие персонажи Ирина Алексеевна – супруга Руднева, замкнутая и высокомерная дама. Лидия – старшая дочь Рудневых, красивая и надменная девушка. Татьяна – средняя дочь Рудневых, рассудительная и спокойная. Краткое содержание «Двенадцатилетняя Тиночка Руднева» чрезвычайно взволнована: «ведь скоро шесть часов, через час» будут зажигать елку, а в доме никто не побеспокоился о том, чтобы пригласить тапера. Она обращается за помощью к старшей сестре Лидии, но та относится к младшим детям «с холодным и вежливым презрением», и игнорирует взволнованную Тиночку. Рудневы принадлежат «к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей». В их большом доме постоянно гостили близкие и дальние родственники, ежедневно жаловали с визитами друзья младших Рудневых, и в особняке всегда царила особая, оживленная атмосфера. Хозяйка дома – Ирина Алексеевна – принадлежала знатному и богатому роду. Она редко выходила из собственных комнат, «кроме особенно торжественных, официальных случаев», и игнорировала общество детей и супруга. Впрочем, это не мешало ей ревновать своего мужа, Аркадия Николаевича который, несмотря на преклонный возраст, все еще пользовался славой «дамского угодника, поклонника и покорителя».
Глава семейства всегда с большим удовольствием занимался приготовлениями к елке. Он неизменно приглашал к себе оркестр Рябова, но в этот раз «с музыкой произошел целый ряд роковых недоразумений». Рудневы поздно спохватились с приглашением оркестра, и на праздники они оказались без музыки. Уладить дело берется Татьяна, которую все любили «за ее ровный характер». Едва она успела отдать нужные поручения, как дом огласился «говором, смехом, топотом ног и звонкими поцелуями» – пришли первые гости. Тем временем в дом приводят тапера – худенького, застенчивого, бедного мальчика лет двенадцати с тонкими чертами лица и умными серыми глазами. Сестры Рудневы озадачены таким поворотом событий, но выбора у них нет – дом полон гостей, и все ожидают музыки и танцев.
Едва сев за роскошное фортепиано, мальчик принялся уверено извлекать из него «мощные, смелые, полные звуки». Аркадий Николаевич, большой знаток музыки, удивлен столь мастерским исполнением. Он узнает, что юного тапера зовут Юрий Азагаров, и просит его не слишком утомляться и делать перерывы в своей игре
Во время игры Юра замечает появление нового важного гостя, который неожиданно просит сыграть ему «рапсодию № 2». После Аркадий Николаевич передает мальчику конверт с деньгами, и сообщает, что ему выпал удивительный подарок – его игра заинтересовала великого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Так бедный, но невероятно талантливый мальчик приобрел прекрасного учителя, и со временем стал известным композитором
Так бедный, но невероятно талантливый мальчик приобрел прекрасного учителя, и со временем стал известным композитором.
Заключение Куприн уверен, что судьба талантливого человека только тогда сложится хорошо, когда на помощь его трудоспособности и прилежанию придет счастливый случай, который в мире искусства имеет большое значение.
После прочтения краткого пересказа «Тапер» рекомендуем ознакомиться с творчеством Куприна.
Анализ рассказа Куприна Тапёр сочинение 5 класс Русский язык
Этот рассказ мне очень понравился тем, что он похож на живую биографию известного человека. И я так понимаю, что это правда. Специально я не узнавал, но мне хочется в это верить…
Главный герой этого рассказа – «тапёр», то есть он даже не достоин звания «пианист». Я и так знал, что по-французски «тапэ» означает «ударять».
Я ещё удивился, что за «ударник» — на барабанах ему что ли играть нужно будет? Ведь с самого начала рассказа понятно, что семья Рудневых ищет музыканта. Им нужен исполнитель на один вечер, чтобы скрасить бал. Ведь нужно гостям и самим хозяевам подо что-то танцевать.
Кстати, там ещё сказано, что у них были слуги, но все были разбалованными. То есть сказали одному, а он поручил другому, а тот попросил третьего, так и забыли. И вот бросились искать любого пианиста, а нашли лишь тапёра. Это тот, кто бьет по клавишам, воспроизводит мелодии. И тот тапёр, которого смогли найти, оказался мальчишкой, совсем не представительным человеком.
Он был такой худенький, мелкий, что старшая сестра даже не поверила в него. Она посмеялась над ним, решив, что он ничего не сможет сыграть. А он оскорбился. Маленький, но гордый тапёр! И всё равно искать было уже некогда другого, дали шанс ему.
Серьезно, старшие сестры вели себя не очень хорошо. Фыркали они! Конечно, Юрию было обидно. И ведь он знал, что играет хорошо, а деньги ему очень были нужны. Хорошо, что он не бросил всё – не убежал, обиженный на всех. Хотя младшие сестры в него верили, между девушками даже небольшая ссора вышла.
Услышав такую игру, отец семейства похвалил Юрия, дал ему целую пачку денег.
И тут я считаю, что Юре не просто так повезло, а он много работал, чтобы не упустить такой шанс… И ещё, на счастье, в гостях оказался известный пианист Рубинштейн, которому и представили Юрия.
Теперь он точно станет известным пианистом. Он будет получать много денег, будет заниматься тем, что ему нравится. И думаю, что он мечтал о такой встрече. Это немного похоже на сказку… Кстати, в рассказе не написано, что именно произошло дальше. Просто это поворотное событие, как говорится. И тут Юрий одержал победу – над общественным мнением, а ещё над своей гордостью.
Между прочим, в рассказе речь идёт о новогодних праздниках. А ведь все знают, что в это время мечты сбываются легче, чем всегда. Людям помогают, дают шанс, поэтому они должны быть готовы этот шанс не упустить. Нужно быть особенно внимательным на новогодние праздники! Не пропустить чудо.
5, 6 класс
Все сочинения
Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»
Так каким же образом встретились прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»? Чехов как бы разделил всех героев на эти три категории, изобразив их очень ярко.
Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата- прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги. Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные. Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему. Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.
Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.
Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.
В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.
Герои произведения
В рассказе Куприна присутствовали как главные, так и второстепенные герои. Каждый из них внёс свой вклад в развитие сюжета. Биография главные героев кратко:
- Руднев Аркадий Николаевич — довольно радостный и любящий гостей мужчина. Герой был очень азартным человеком.
- Руднева Тина — активная и хорошая девочка, которая не могла долго сидеть на одном месте.
- Азагаров Юрий — небогатый и тихий мальчишка, очень талантливый музыкант.
В произведении было несколько второстепенных персонажей. Они делают историю наиболее яркой и интересной. Другие герои:
- Ирина Алексеевна — жена Руднева. Героиня мало с кем общается и смотрит на окружающих свысока.
- Лида — красивая и надменная старшая дочь Рудневых.
- Татьяна — девушка довольно спокойна и всегда думает перед принятием решений. Средняя дочь Рудневых.
Популярные сегодня темы
Каждому человеку доводилось слышать такую фразу, как братья наши меньшие. Но кто они? Догадаться, конечно, не сложно – это любимые всеми животные. Видимо это выражение стало популярным в те годы
В биографии Максима Горького очень много интересных и увлекательных событий. Лучше всего изучить их и найти между ними связь можно с помощью хронологической таблицы.
Каждому человеку с детства прививают определенные жизненные ценности. Наши родители учат нас определенным нормам и правилам поведения в обществе. Зачем нам это и о чем гласит
Каждое явление осени по-своему уникально. Именно в эту пору заметны косяки улетающих птиц, суета животных в подготовке к зиме. А цветовая гамма листвы, травы просто необыкновенна.
Всю свою жизнь я жил в большом городе, ни на шаг не отходя от цивилизации. За все эти годы я ни разу не был даже в деревне у бабушки, не то что в лесу или в горах.
Идейный смысл произведения заключается в том, что истинный талант невозможно не заметить. Юрий — чрезвычайно талантливый малый, который изначально не производил впечатления на слушателей, потому как был мелкий и худой. Однако в этом маленьком юнце был необычайный талант, который он продемонстрировал зрителям. Также автор намекает на то, что порой жизнь человека с ног на голову может перевернуть обычный случай. Для Юрия таким случаем было появление известнейшего композитора, который заметил юное дарование и сделал все возможное, чтобы карьера мальчика развивалась.
Семья Рудневых любит широко отмечать праздник ёлки, поэтому двери их богатого дома всегда открыты для друзей. Для развлечения гостей Аркадий Николаевич, отец семейства, обычно приглашает профессиональных музыкантов. Однако, на очередной праздник ёлки Рудневым удаётся пригласить лишь молоденького тапера по имени Юрий. Гости сомневаются в профессионализме мальчика, но Юрий демонстрирует великолепную игру на пианино. Он покоряет сердца слушателей, исполняя как классическую, так и обычную увеселительную музыку.В разгар праздничных танцев в зал входит презентабельного вида человек, который внимательно слушает как Юрий исполняет различные музыкальные партии. Таинственный господин просит юнца сыграть одну из композиций Листа, а затем, восхитившись талантом Юрия, увозит его с собой. К своему огромному удивлению Юрий узнает, что человек проявивший к нему интерес не кто иной, как Антон Григорьевич Рубинштейн — великий российский композитор. Под его началом Юрий становится знаменитым музыкантом.
Проблемы
Главной проблемой в произведении является социальная несправедливость, выраженная в проблемах юного дарования. Талантливому музыканту нужны деньги, чтобы выживать, и он подрабатывает на вечерних мероприятиях у богатых людей, не щадя свое здоровье. Лишь случайно его заметил Рубинштейн, и дал возможность развиться и выжить. Однако таких юношей было много, но они не были замечены. Сколько их таких было и сколько их работало? – такие вопросы задает автор.
Второй проблемой писатель означил творческий путь, который в большинстве своем является весьма тернистым и трудным – люди работают очень много, чтобы добиться славы, им нужно обеспечить себя, при этом уделяя основное внимание тому, к чему у них лежит душа. Однако именно такое стечение обстоятельств закаляет людей и делает их мастерами своего дела, виртуозами
Третьей проблемой выступают взаимоотношения сословий – юноша сносит надменность и недоверие тех, кто его пригласил. Люди думают, что он ничего не умеет и является новичком в музыке. Ответить он им не может, поскольку зависит финансово от них. Впрочем, конфликт окончился неплохо – талант мальчика привел его к всеобщему признанию.
Анализ 2
Основным персонажем произведения является подросток Юра Азагаров, гимназист старших классов, подрабатывающий игрой на фортепиано в роли тапера на увеселительных мероприятиях.
В один из дней Юрия приглашают осуществить музыкальное сопровождение новогоднего праздника в семействе Рудневых, глава которой Аркадий Николаевич славится своим гостеприимством и хлебосольным отношением к гостям.
Увидев в качестве пришедшего тапера, худенького, мелкого четырнадцатилетнего юношу в старой гимназической шинели, вызывающего жалость окружающих, старшая дочь Руднева, Лидия высказывает ироничное недоверие к молодому музыканту, не веря в его способности и возможности.
Однако талантливый подросток удивляет своим восхитительным исполнением музыкальных произведений, как классических, так и популярных, всех присутствующих на званом вечере, которые оказываются в восторженном состоянии о пленительной одаренной игры пианиста.
Хозяин дома, Аркадий Николаевич, в разгар праздника покидает гостей и через некоторое время появляется в компании нового гостя, солидного, серьезного, пожилого человека, при виде которого юный тапер приходит ощущает непонятную робость. Вновь пришедший гость внимательно наблюдает за игрой Юрия и в какой-то момент предлагает ему исполнить рапсодию Листа, в процессе слушания которой на лице старика проглядывает выражение одобрения.
По окончании вечера, получив от Аркадия Руднева конверт со значительной денежной суммой, Юрий узнает личность незнакомца, который оказывается знаменитым композитором Антоном Рубинштейном, желающим зачислить маленького тапера в число своих учеников.
В финале рассказа писатель сообщает, что славное будущее Юрия Азагарова становится напрямую связано с музыкой, юноша становится всемирно известным пианистом.
Используя двухчастную контрастную композицию при повествовании в рассказе, описывая образ жизни семьи Рудневых и жалкий внешний вид юного тапера, писатель акцентирует внимание читателя на судьбоносной роли случая в жизни человека, резко меняющим жизненные людские пути, оценивая и вознаграждая истинный талант
Суть: о чем рассказ?
В радушной и хлебосольной семье Рудневых намечается праздник — Ёлка, один из самых любимых у хозяина дома. На праздник должен был быть приглашен известный оркестр, но в силу недоразумения данный оркестр был перехвачен другими. Найти хорошего музыканта за короткое время, оставшееся до начала праздника, оказалось невозможным.Единственным, кого удалось найти — был маленький мальчик, лет 13-14, который говорил, что он может играть всю ночь.
Хозяин дома и домочадцы, особенно надменная старшая дочь Рудневых, с большим недоверием относятся к маленькому «таперу» и просят его сыграть что-нибудь. Мальчик играет «венгерскую рапсодию» Листа. Услышав вдохновенную игру мальчика, все гости стягиваются к гостиной. Младшая дочь — Тиночка, просит сыграть веселые танцы. Мальчик с удовольствием соглашается, ему приятно видеть раскрасневшиеся веселые детские личики, мелькающие в танцах разноцветные платьица и панталоны. За этой суматохой никто не обратил внимания на вновь вошедшего человека, весьма примечательной внешности. Этот человек повелительным тоном предлагает мальчику еще раз сыграть рапсодию Листа. Мальчик играл так великолепно, что все заслушались. Когда он кончил играть, этого человека в комнате не было. Но к мальчику подошел хозяин дома с конвертом с деньгами от «незнакомца». Он объявил, что этим человеком был сам Антон Рубинштейн, и он ждет мальчика в карете.
Что было дальше, читатель может только догадываться по финальным строкам. Пианист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов. Естественно предположить, что Антон Рубинштейн взял мальчика себе в ученики и вывел его на широкую дорогу искусства.
Основная идея
Главная мысль рассказа «Тапер» — вера в то, что истинный талант может пробиться сквозь непонимание и многого достичь в жизни, если будет много и прилежно работать, шлифуя своё мастерство. Так, бедный мальчик, Юрий Азагаров своим повседневным, наверняка напряженным, трудом добивается больших успехов, как пианист. У него обширный репертуар: от классики и до легкой танцевальной музыки.
Куприн вкладывает еще один смысл в свое произведение «Тапер»: нельзя оценивать человека только по тому, как он выглядит, по тому, сколько ему лет и во что он одет. Рудневы не ожидали увидеть в тапере настоящего музыканта и изначально встретили его надменно и смотрели на него свысока. Однако они оказались неправы: мальчик проявил настоящий талант и был достоин признания.
Сжатый пересказ рассказа «Тапёр» Куприна
Краткое содержание «Конуса» Куприна:
Мальчика приглашают к елке, как свечу. Присутствовавший там великий пианист обнаружил в нем незаурядный талант.
Семья Рудневых, одна из самых невнимательных и гостеприимных семей Москвы, ждет гостей у елки. Хозяйка Ирина Александровна происходит из княжеской семьи. Она выходит из комнаты только в особых случаях, считая, что компания мужа и детей для нее слишком вульгарна. Общается исключительно с потомками древних родов.
Это не мешает ей ревновать к мужу Аркадию Николаевичу, который, несмотря на свои пятьдесят и более лет, сохраняет репутацию бабника, остается игроком, гурманом и щедрым покровителем балетного искусства. Любит шумное общество и с удовольствием участвует в торжествах по случаю новогодней елки, на которые всегда приглашает оркестр Рябова.
В этом году по недоразумению не удалось пригласить ни оркестр Рябова, ни кого-либо еще, и Аркадий Николаевич решает пригласить пианиста. Официантку Дуняшу отправляют за свечой, и гости начинают приходить домой.
Дуняша до сих пор не возвращается. Тина Руднева, для которой эта «взрослая» елка — первая в жизни, горит больше всего от тревог. В конце концов, растерянная Дуняша возвращается и впускает худого некрасивого мальчика четырнадцати лет Юрия Агазарова, которому можно дать одиннадцать или двенадцать лет.
Это единственный пианист, которого она смогла найти. Обиженный недоверием старшей дочери Руднева, Лидии Аркадьевны, мальчик просит заставить его сыграть что-нибудь.
Обрадованный комедией Юрия, Аркадий Николаевич решает, что заставлять его танцевать бессовестно, но пока мальчик играет, а гости танцуют.
Тут в зал входит пожилой господин, видимо, очень важный, которого Руднев называет Антоном Григорьевичем, и просит Юрия поиграть. Когда Юрий заканчивает, Руднев дает мальчику конверт с деньгами и говорит, что Антон Григорьевич, интересующийся его игрой, отвезет его домой. Удивленный Юрий не знает, что этот человек — сам Антон Григорьевич Рубинштейн.
Агазаров, который становится одним из самых талантливых композиторов, никогда никому не рассказывает о своем первом разговоре со своим великим учителем.
Это интересно: рассказ Куприна «Яма» впервые был опубликован в 1915 году. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Ямы» по главам. В произведении описан типичный образ жизни местных проституток Ямской слободы (просто «Яма»). Одним из главных сюжетов можно назвать историю Жени, одной из проституток Ямы.
Тема
Главной темой произведения является тема таланта «тапера». Ведь искусство красит человека и изменяет его в лучшую сторону, причем, изнутри – юноша кардинально менялся и одухотворялся. Будучи ребенком, он имел слух и чувствовал музыку, вдумывался в нее и преображался.
Вторая тема описывает нам быт и царящие тогда нравы в среде интеллигентов через семью Рудневых. Лучшие представители тогдашней московской интеллигенции были образованными и гостеприимными людьми, которые ценили талант и награждали за его проявление, имели понимание музыки и любили ее.
Но имеются представители сословия другого характера, например, супруга Руднева и старшая дочь, которые отличаются надменностью и высокомерием, но не умом. Они замкнуты в себе и избегают реальной жизни, бросаясь заумными фразами.
Третьей темой является тема детства. В рассказе писатель противопоставил два варианта детства – в первом жизнь полнится довольствием и праздностью, а во втором – трудностями и выживанием.
Мальчик работает с малых лет, ощущая презрение со стороны тех, кто его нанял. Он говорит, что может играть всю ночь – из-за того, что ему некуда идти, и нечем платить за проживание. В противовес ему представлена Татьяна, которая живет в довольствии и богатстве.