Сочинение про Полиграфа Полиграфовича Шарикова
Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» – это история эксперимента по превращению собаки в человека.
Успешный профессор, Филипп Филиппович Преображенский со своим помощником Доктором Борменталем в роскошной советской квартире совершают сложную операцию по пересадке части человеческого мозга собаке.
Так начинается история нового человека.
Ключевая фигура в повести Булгакова – это Полиграф Полиграфович Шариков.
Сначала он несчастный, голодный и замученный уличный пес. Он просто ищет, где бы раздобыть еды, да тихое место, что б зализать свои раны. Как и любому живому существу, ему хочется тепла и ласки. И вот счастливая случайность! Появляется «Маг и кудесник из собачьей сказки» – именно так выглядит профессор в глазах дворняги. Он подбирает добродушного пса, но не для того что бы подарить ему дом и заботу. Шарику предназначено стать объектом эксперимента профессора.
Проведя операцию по пересадке гипофиза, Преображенский и Борменталь наблюдают за переменами в физиологии собаки, за постепенным превращением пса в человеческое существо.
На протяжении всей повести происходит становление Шарикова как гражданина. Постепенно он превращается из обычного бродячего пса в личность. И вот он уже не обычная дворняга Шарик, а новый гражданин Шариков.
Это новый человек, хоть и «существо лабораторное». И как любой другой, он желает иметь свое имя, права и свободы. Желает быть гражданином в советском государстве. Из него не выходит добропорядочного гражданина, но он пытается развиваться: требует документы и даже получает работу по отлову бродячих животных.
В Шарикове проявляются черты характера Чугункина, чей гипофиз был пересажен псу. Чугункин – тип, весьма, аморальный – вор и рецидивист. Эти черты делают из персонажа Булгакова личность не самую приятную. Шариков безобразничает, сквернословит, пристает к женщинам, пьет. Профессор не теряет надежды перевоспитать своего подопечного, но поведение Полиграфа становится только хуже. Преображенский понимает, что эксперимент оказался неудачным, когда Шариков пишет на него донос и угрожает убить.
Филипп Филиппович и не подозревал, что эксперимент обернется таким образом. Шариков становится проблемой для профессора. Преображенский проводит еще одну операцию и совершает обратное превращение Полиграфа Шарикова в добродушного пса.
Полиграф Полиграфович Шариков – фигура довольно неоднозначная. Он уже не добрый уличный пес, но и не Клим Чугункин. Он невероятный симбиоз пса и человека, неудавшийся эксперимент.
В конце концов, обычный бродячий пес не хотел становиться человеком. “Я, может, своего разрешения на операцию не давал», заявляет Шариков.
Имел ли право профессор Преображенский распоряжаться судьбами живых существ? Эксперимент на благо науки, который перешел границы моральных устоев. Именно поэтому повесть «Собачье сердце» остается актуальной и в наши дни.
История создания
Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945–1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.
Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17–18 годах, однако на тот момент он ещё не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.
В 1956 году в Советском Союзе были предприняты попытки публикации романа, однако они не увенчались успехом. Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение. Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине. Впервые роман был опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.
Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока наконец он не остановился на окончательной версии – «Доктор Живаго».
Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.
для самых нетерпеливых —
для самых компанейских —
Проводя анализв произведения «Докторе Живаго», стоит отметить, что автор раскрыл в нём множество важных тем: жизнь и смерть, поиск себя в обновлённом социуме, верность своим идеалам, выбор жизненного пути, судьба русской интеллигенции, честь и долг, любовь и милосердие, стойкость ударам судьбы.
Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я». Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.
Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живёт и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.
Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине
Темы
- Судьба России – Пастернак в своём романе отобразил смену эпох, один из крупнейших исторических и политических катаклизмов двадцатого века. Писатель показал, как старая Россия исчезает и рушится, как ломаются судьбы и гибнут тысячи людей в преддверии зарождения нового мира. Мира, который уже никогда не смогут принять люди, заставшие ту эпоху. Символом этого разрыва становится сцена из эпилога, в которой знакомый Живаго встречает его дочь, выросшую при советской власти, и отмечает, как же она не похожа на своего отца.
- Любовь – в романе есть две любовные линии. С одной стороны, отношения Живаго со своей семьёй, а с другой — его роман Ларисой. Юрий искренне любит свою семью, но тяга к Ларисе оказывается выше его сил. Писатель показывает не столько силу любви, сколько разрушение семьи, традиционного уклада в обществе, когда люди теряют всякую мораль и понимание того, что правильно.
- Интеллигенция – судьбы Живаго, Ларисы, Антонины символизируют собой судьбу русской интеллигенции в начале двадцатого века. Кто-то был вынужден уехать, кто-то пропал без вести, а кто-то просто продолжил существование в чужом мире. Однако судьба интеллигентов в любом случае вырисовывается Пастернаком невзрачной, трагической и тоскливой, а ведь это интеллектуальная гордость нации…
- Природа – пейзажи, окружающие героев, полностью соответствую депрессивному тону самого романа. Мрачные тёмные леса, снег, холод — всё это создаёт постоянное напряжение, ощущение одиночества и тоски.
Главные герои
(Афиша к\ф «Доктор Живаго»
)
Образ главного героя глубоко автобиографичен. Пастернак через него раскрывает свое внутреннее «я» — свои рассуждения о происходящем, свое духовное мировоззрение. Живаго — интеллигент до мозга костей, эта черта проявляется во всем — в жизни, в творчестве, в профессии. Высочайший уровень духовной жизни героя автор мастерски воплощает в монологах доктора. Христианская сущность Живаго не претерпевает никаких изменений в связи с обстоятельствами — доктор готов помогать всем страждущим, независимо от их политического мировоззрения. Внешняя безвольность Живаго на самом деле является высшим проявлением его внутренней свободы, где он существует среди высших гуманистических ценностей. Смерть главного героя не ознаменует окончание романа — его бессмертные творения навсегда сотрут грань между вечностью и бытием.
Лара Гишар
(Лариса Федоровна Антипова) — яркая, даже в некотором смысле эпатажная женщина, обладающая большой силой духа и желанием помогать людям. Именно в госпитале, куда она устраивается сестрой милосердия, начинаются ее отношения с доктором Живаго. Несмотря на попытки убежать от судьбы, жизнь регулярно сталкивает героев, эти встречи с каждым разом укрепляют возникшие взаимные чистые чувства. Драматические обстоятельства в постреволюционной России приводят к тому, что Лара вынуждена пожертвовать своей любовью ради спасения собственного ребенка и уехать с ненавистным ей бывшим любовником адвокатом Комаровским. Оказавшаяся в безвыходном положении Лара, всю жизнь будет корить себя за этот поступок.
Преуспевающий адвокат, воплощение демонического начала в романе Пастернака. Будучи любовником матери Лары, подло соблазнил ее юную дочь, и впоследствии сыграл в жизни девушки роковую роль, обманом разлучив ее с любимым человеком.
Роман «Доктор Живаго» состоит из двух книг, которые в свою очередь содержат 17 частей, имеющих сквозную нумерацию. В романе показана целая жизнь поколения молодой интеллигенции того времени. Не случайно одним из возможных названий романа было «Мальчики и девочки». Автор гениально показал антагонизм двух героев — Живаго и Стрельникова, как человека живущего вне происходящего в стране, и как личность всецело подчиненную идеологии тоталитарного режима. Духовное обнищание русской интеллигенции автор передает через образ Татьяны- внебрачной дочери Лары Антиповой и Юрия Живаго, простой девушки, несущей лишь далекий отпечаток потомственной интеллигенции.
В своем романе Пастернак неоднократно подчеркивает двойственность бытия, события романа проецируются на новозаветный сюжет, придавая произведению особый мистический подтекст. Венчающая роман стихотворная тетрадь Юрия Живаго символизирует дверь в вечность, это подтверждает один из первых вариантов названия романа- «Смерти не будет».
Итоговый вывод
«Доктор Живаго» — роман всей жизни, итог творческих поисков и философских исканий Бориса Пастернака, по его мнению, главная тема романа — взаимосвязь равновеликих начал — личности и истории
Не менее важное место автор придает теме любви, ею пронизан весь роман, любовь показана во всех возможных ипостасях, со всей свойственной этому великому чувству многогранностью
Роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго» стал одним из наиболее противоречивых произведений современности. Им зачитывался Запад и категорически не признавал Советский Союз. Его издавали на всех европейских языках, в то время как официальная публикация на языке-оригинале вышла лишь спустя три десятка лет после написания. Заграницей он принес автору славу и Нобелевскую премию, а на родине – гонения, травлю, исключение из Союза советских писателей.
Прошли годы, разрушился строй, пала целая страна. Родина наконец-то заговорила о своем непризнанном гении и его произведении. Учебники были переписаны, старые газеты отправлены в топку, доброе имя Пастернака восстановлено и даже Нобелевская премия возвращена (в виде исключения!) сыну лауреата. «Доктор Живаго» разлетелся миллионными тиражами во все концы новой страны. Юра Живаго, Лара, подлец Комаровский, Юрятин, домик в Варыкино, «Мело, мело по всей земле…» – любая из этих словесных номинаций является для современного человека легко узнаваемой аллюзией на пастернаковский роман. Произведение смело шагнуло за рамки традиции, бытовавшей в ХХ веке, превратившись в литературный миф об ушедшей эпохе, ее обитателях и силах, что управляли ими.
«Сочинение по роману Пастернака «Доктор Живаго»»
В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью.
Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения. В романе «Доктор Живаго» Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.
В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, – это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары – это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.
Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, – это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза». Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между «за» и «против».
Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.
Судьба доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома на Урал искать убежище «на земле». Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе,- Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла «под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».
Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но «Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья…» Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается…
Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав^рома-на Пастернак пишет: «…очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого». Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.
Образ Живаго
В центре внимания писателя исторические события первого-второго десятилетий XX века и их анализ. Доктор Живаго — Пастернак изображает всю его жизнь — в 1903 году теряет мать и оказывается под опекой дяди. В то время, когда они едут в Москву, погибает и отец мальчика, который еще раньше оставил семью. Рядом с дядей Юра живет в обстановке свободы и отсутствия всяких предрассудков. Он учится, взрослеет, женится на девушке, с которой знаком с детства, получает и начинает заниматься любимой работой. А еще в нем просыпается интерес к поэзии — он начинает писать стихи — и философии. И вдруг привычная и налаженная жизнь рушится. На дворе 1914 год, а за ним следуют еще более страшные события. Читатель видит их сквозь призму взглядов главного героя и их анализ.
Доктор Живаго, так же, как его товарищи, живо реагирует на все происходящее. Он отправляется на фронт, где многое ему кажется бессмысленным и ненужным. Вернувшись, становится свидетелем того, как власть переходит к большевикам. Сначала герой воспринимает все с восторгом: в его представлении, революция является «великолепной хирургией», которая символизирует саму жизнь, непредсказуемую и стихийную. Однако со временем приходит переосмысление произошедшего. Нельзя сделать людей счастливыми помимо их желания, это преступно и, по меньшей мере, нелепо — к таким выводам приходит доктор Живаго. Анализ произведения подводит к мысли, что человек, хочет он того или нет, оказывается втянутыми в Герой Пастернака в данном случае практически плывет по течению, открыто не протестуя, но и не принимая безоговорочно новой власти. Это-то чаще всего и ставили в упрек автору.
Во время гражданской Юрий Живаго попадает в партизанский отряд, откуда сбегает, возвращается в Москву, пытается жить при новой власти. Но работать, как прежде, он не может — это означало бы приспособиться к возникшим условиям, а это противно его натуре. Остается творчество, в котором главное — провозглашение вечности жизни. Это покажут стихи героя и их анализ.
Доктор Живаго, таким образом, выражает позицию той части интеллигенции, которая с опаской отнеслась к случившемуся в 1917-м перевороту как способу искуственно и утвердить новые порядки, изначально чуждые любой гуманистической идее.
Анализ произведения
Описание произведения
(Обложка для первой книги, нарисованная художником Коноваловым
)
Первые страницы романа раскрывают образ рано осиротевшего маленького мальчика, которого впоследствии приютит его родной дядя. Следующий этап — переезд Юры в столицу и жизнь его в семье Громеко. Несмотря на раннее проявление поэтического дара, юноша решает последовать примеру своего приемного отца — Александра Громеко, и поступает учиться на медицинский факультет. Нежная дружба с дочерью благодетелей Юрия, Тоней Громеко со временем переходит в любовь, и девушка становится супругой талантливого доктора-поэта.
Дальнейшее повествование представляет собой сложнейшее переплетение судеб главных героев романа. Незадолго после женитьбы, Юрий обретает страстную влюбленность в яркую и неординарную девушку Лару Гишар, впоследствии жену комиссара Стрельникова. Трагическая история любви доктора и Лары будет периодически появляться на протяжении всего романа — после множества мытарств они так и не смогут обрести свое счастье. Страшное время нищеты, голода и репрессий разлучит семьи главных героев. Обе возлюбленные доктора Живаго вынуждены покинуть родину. Остро звучит в романе тема одиночества, от которого главный герой впоследствии сходит с ума, а муж Лары Антипов (Стрельников) сводит счеты с жизнью. Последняя попытка доктора Живаго обрести семейное счастье также терпит неудачу. Юрий оставляет попытки научной и литературной деятельности и заканчивает свою земную жизнь вкрай опустившимся человеком. Главный герой романа умирает от сердечного приступа по пути на работу в центре столицы. В последней сцене романа друзья детства Ника Дудоров и…….. Гордон читают сборник стихотворений доктора-поэта.
Главные герои
Юрий Андреевич Живаго — основной персонаж романа. В начале произведения талантливый молодой человек, из-за жизненных обстоятельств, живущий в приемной семье. В середине романа Юрий — писатель, поэт и хороший доктор. Став взрослым, он женится, у него появляются дети, но настоящей любовью для него остаётся смелая и красивая Лариса. С развитием сюжета читатель наблюдает как Юрий ищет себя и своё предназначение в мире. На долю героя выпадает много разлук, страданий, плен и война.
Антонина Александровна Живаго (Громеко) — толерантная женщина из богатой профессорской семьи. По профессии юрист, является женой Юрия Живаго, с которым знакома с детства. Дама снисходительна и относится к своей жизненной судьбе по-философски. Тоня почти в одиночку воспитывает двоих детей. Спокойно воспринимает измены мужа и мужественно переносит все тягости жизни. К концу романа уезжает заграницу.
Лариса Фёдоровна Антипова — жена Антипова, также является второй незаконной женой Юрия Живаго. В 16 лет вступила в любовные отношения с любовником матери — это нанесло незаживающую рану её душе. Умная, красивая, смелая женщина. Прошла через множество жизненных испытаний: тайная любовь с Юрием Живаго, жизнь с революционером, разлука с дочерью, постоянный страх быть арестованной. В начале карьеры она работала учителем в гимназии, а после решила стать сестрой милосердия.
Павел Антипов-Стрельников — первый законный муж Ларисы. Образованный, волевой и отважный человек. Сначала работает учителем, как и его жена. Потом уходит добровольцем на фронт, где не может определиться, на чью сторону встать: красных или белых. В итоге он становится комиссаром. Долго находится в бегах. По возвращению узнаёт об отношениях Ларисы и Юрия, кончает жизнь самоубийством.
Виктор Ипполитович Комаровский — богатый и влиятельный адвокат, но подлый и развратный человек. Склонил к отношениям юную Ларису и тем ранил её неокрепшую душу. Довёл отца Юрия Живаго до самоубийства из-за банкротства. Везде и всегда искал выгоду.
Евграф Андреевич Живаго — сводный младший брат Юрия Живаго. Сын княгини. Молодой человек часто оказывается рядом в трудную для Юрия минуту и становится для него неким ангелом хранителем. В конце романа Евграф уже генерал-майор. И именно он берёт на себя опеку над дочерью Юрия, оставленной Ларисой в раннем детстве.
Сочинение по литературе на тему: Женские образы в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”
Другие сочинения:
- Роман “Доктор Живаго” стал своеобразным откровением, поскольку в нем Б. Л. Пастернак впервые открыто и смело заговорил о революции и гражданской войне в России. В своем произведении писатель дает собственную оценку тем событиям. В романе автор затрагивает социальные проблемы, но Read More ……
- Лариса очень жалела, что Юрия не отпевали по-церковному: “Он так всего этого стоил, так бы это “надгробное рыдание творяще песнь аллилуйя” оправдал и окупил!” Она почти боготворит Живаго, после его смерти она осталась совсем одна, беспомощная, беззащитная, покинутая. Только Юрий Read More ……
- Юрий Андреевич – стихийный, творческий человек, и под стать ему его дядя – Николай Николаевич. Хотя возможно я не совсем точно выразилась и имеет смысл пояснить эту мысль. Юрий Живаго стихийный не в том смысле, что он управляет жизнью, подчиняет Read More ……
- “Доктор Живаго” – это очень важный шаг, это большое счастье и удача, какие мне даже и не снились”, – так говорил Пастернак о своем творении. Роман “Доктор Живаго” стал ключевым во всем творчестве писателя, и роль его в мировой литературе Read More ……
- Тема любви является ключевой темой в творчестве каждого писателя, однако каждый из них воспринимает ее по-своему. В романе “Доктор Живаго” б. Пастернак раскрывает свой взгляд на это чувство. Любовь у него противоречива и разнообразна в своих проявлениях. Главным героем романа Read More ……
- Свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе – это стихи, которые были найдены в его бумагах после его смерти. В романе они выделены в отдельную часть. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную Read More ……
- Судьбы героев постоянно пересекаются, “скрещиваются”. Скрещиваются судьбы Юрия и Лары. Волею судьбы, рока постоянно сталкиваются, встречаются Юрий Андреевич Живаго и Лариса Федоровна Гишар-Антипова, и весь роман как бы строится на их сходстве и различии. Они любили друг друга не из Read More ……
- “Стихотворения Юрия Живаго” (1946-1955) включают поэтические произведения, созданные Б. Л. Пастернаком во время работы над романом “Доктор Живаго”, в центре которого творческий человек, попавший в водоворот революционной эпохи. По словам В. Т. Шаламова, в романе “голосом автора говорят все герои Read More ……
Женские образы в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”
Одним из женских персонажей произведения, повествующих о событиях начала двадцатого века, является Антонина Александровна Громеко, представляющая собой первую жену главного героя романа Живаго Юрия Андреевича.
Писатель представляет Антонину в образе верной, чувственной, любящей женщины, восприимчивой к гармонии и доброте, подарившей доктору Живаго двоих детей и получившую юридическое образование.
Юрий Андреевич воспитывается родителями Антонины с раннего детства, поэтому дети знакомы и дружны с детских лет. Умирая, мама Тони благословляет молодых людей, между которыми вспыхнули страстные чувства первой влюбленности, на брак, считая их крепкой и удачной парой. Любовь Живаго к Антонине описывается в виде тихих, чистых и благодарных оттенках. Антонина для Юрия является простой, но очень трогательной девушкой, знакомой и родной до кончиков пальцев.
Вскоре Антонина становится опорой в жизни доктора Живаго, понимающей, искренней, доброй женой, с которой Юрий проживает спокойную и размеренную жизнь. Причиной их счастливого существования является кроткая натура обоих супругов и родственность душ. Юрий Андреевич воспринимает Антонину как старинного товарища, родного человека, представляющего собой идеальную жену, поддерживающую во всем супруга, воспитывающей их прекрасного сына.
Супружеская жизнь Живаго в один момент изменяется в связи с тем, что Юрий влюбляется в другую женщину, Ларису Гишар, ставшую для него неким жизненным символом, поскольку дарит Живаго искреннюю и вольную любовь. Возникшее чувство доктора к Ларисе омрачается тяжелой виной Юрия перед верной женой, мучавшей его всю жизнь.
Антонина, узнав о новых отношениях мужа, проявляется настоящую женскую мудрость, сделав вид, что ничего не случилось. Она продолжает преданного любить Живаго, предугадывает его желания, участливо принимает его капризы, пытаясь облегчить сложившуюся непростую ситуацию.
Но в итоге Антонина, не сумев пережить в душе измену супруга, уезжает в Европу вместе с детьми на постоянное проживание, так и не познакомив доктора Живаго с его родившейся уже после расставания дочерью. Тоня оставляет бывшего мужу письмо, в тексте которого заверяет Живаго, что будет воспитывать дочь и сына в почтении к родному отцу.
Органическое земледелие на даче
Многие жители FORUMHOUSE – самые горячие сторонники метода органического земледелия, при котором выращивание плодов происходит в полном согласии с природой, по принципу «не переделывать природу, а помогать ей». Строгие последователи этого метода не пользуются лопатой и тяпкой, не удаляют сорняки, и работают несколько дней в течении сезона – в остальное время собирают урожай.
Основные принципы органического земледелия. Сторонники органического земледелия:
- не пашут и не перекапывают землю, максимум, что допускается – взрыхлить почву плоскорезом Фокина на глубину 5-7 см.
- никогда не применяют гербицидов. Хорошая агротехника – залог здорового растения, и на огородах известных органистов нет тли, грибных болезней, колорадского жука. А если болезни и вредители все-таки появились, их лечат микробными растворами, народными средствами или биопрепаратами.
- не используют минеральных удобрений: можно использовать только компост, перепревший навоз, мульчу, теплые грядки и т.п.
- стараются привлечь на свой участок как можно больше дождевых червей и стимулировать работу почвенных микроорганизмов.
- активно мульчируют и грядки, и дорожки. Агроном Николай Курдюмов, автор системы «умный огород», говорит, что совсем от сорняков мульчирование не избавит, но проще «выдрать один истощенный борьбой за укоренение сорняк», чем все время дежурить с тяпкой. Но главное назначение мульчи – даже не борьба с сорняками, а сохранение влажности, повышение плодородности почвы и улучшение ее структуры.
Придерживаясь этих принципов на своем участке, дачник преследует три цели:
- повысить плодородность почвы (с каждым годом она становится все лучше и лучше);
- выращивать исключительно полезные и вкусные плоды без всякой химии;
- сократить время, потраченное на работу на грядках, облегчить труд.
Но ОЗ в хозяйстве требует исключительной последовательности и высокой технологической дисциплины! А без этого лучше и не начинать.
Вариант 3
Образ Шарикова в «Собачьем сердце» заслуживает пристального внимания, потому как он является одним из главных героев известного произведения.
Пес Шарик – дворняга, у которой не было хозяина, он практически ничего не ел, лишь изредка питался тем, что находил на свалках. Через некоторое время повар, который выносил помои, обольет пса горячей водой.
Шарик очень боялся людей, вероятно, в связи с таким несправедливым поступком повара. Люди обижали его, выгоняли отовсюду, он ждал лишь скорейшей своей кончины.
Однажды, на счастье пса, в его жизни появился профессор Преображенский. Пес, не ожидавший внимания в свой адрес, с невероятным чувством благодарности плелся до самого дома за профессором.
Он был безумно счастлив от осознания, что он может быть кому-то нужен, что его судьба небезразлична человеку. В то же время он не знал, чего следует ожидать от профессора, как он поступит с ним в дальнейшем. У него было какое-то предчувствие, что все это не просто так, и он будет что-то должен дать взамен.
Как мы знаем, из произведения, Шариков появился вследствие научного эксперимента профессора Преображенского. Профессор пересадил животному человеческие органы, которые принадлежали умершему преступнику Климу Чугункину.
О внешности автор пишет, что это был человек несимпатичной наружности, имел маленький рост, у него был гулкий глухой голос, свободная походка.
Шариков был довольно нахальным и бесцеремонным существом, он не знал элементарных правил этикета, за что профессор Преображенский его многократно попрекал.
При всем этом любые свои умозаключения он произносил с абсолютным чувством уверенности и превосходства. С окружающими он также ведет себя слишком нагло.
Персонаж очень любит выпить, вполне вероятно, что это передалось от человека, от которого были пересажены органы.
Несмотря на свою некоторую безграмотность, невоспитанность, он хочет, чтобы у него были все документы, справки, которые имеют все люди.
Через некоторое время Шариков решает начать ловить животных, это у него неплохо получается.
Конечно, от такого недочеловека профессор Преображенский быстро устает, вследствие этого он решает превратить его обратно в животное.
Про шарикова
Собачье сердце – одно из самых захватывающих произведений М.А.Булгакова. Это ироничное, полуфантастическое повествование, в котором автор рассказывает о судьбе бродячего пса Шарика.
Собака стала объектом научного эксперимента профессора Преображенского, типичного интеллигента дореволюционной России. Псу провели операцию на мозг, пересадили гипофиз человека, да ещё какого человека. Донором оказался молодой человек двадцати пяти лет Клим Григорьевич Чугункин. Завсегдатай питейных заведений, дважды судимый, не обремененный ни моральными, ни нравственными качествами человек. Основной род деятельности – кражи и игра на балалайке по трактирам.
С этого момента в повести разворачивается круговорот невероятных событий. Шарик мгновенно очеловечивается, получает паспорт и становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Пес перенимает все малопривлекательные качества и собаки, и Чугункина. Он ненавидит кошек и бродячих животных, ловит блох, кусается, в то же время увлекается алкоголем и домогается женщин. Это существо разнузданное, вороватое, циничное, вызывающее у любого нормального человека чувство брезгливости и отвращения.
Мало того, он устраивается на работу в отдел по отлову бродячих животных и примыкает к революционной ячейке во главе с домкомом товарищем Швондером. Гомункулус удивительно легко вписывается в общество пролетариев, которые не упускают возможности провести с ним революционный ликбез. С легкой руки Швондера Шариков обнаруживает, что его создатель, профессор Преображенский – классовый враг и начинает вести борьбу за свои права. Ситуация доходит до абсурда, когда Шариков приводит в дом профессора девушку, объявив о своем желании жениться и требует «на законных основаниях» выделить ему отдельную комнату.
Действие происходит в России первых послереволюционных лет. Шариков – продукт новой действительности. Малограмотность, отсутствие элементарной культуры, цинизм, замешанные на идее классовой ненависти – вот благодатная почва для создания чудовищ.
Булгаков не скрывает своего негативного отношения к новой власти и считает революцию неоправданным экспериментом над социумом. Кровопролитие, ненависть к себе подобным, террор, разруха – закономерный результат деятельности «Шариковых», которые стали слепым оружием в руках политиков.
Символы в романе
Произведение имеет кольцевую композицию: начинается сценой описания похорон матери, а завершается его смертью. Таким образом, на страницах повествуется о судьбе целого поколения, представленного, главным образом, Юрием Живаго, и подчеркивается уникальность человеческой жизни вообще. Символично появление свечи (ее, например, видит в окне молодой герой), олицетворяющей жизнь. Или метели и снегопада как предвестника невзгод и смерти.
Присутствуют символические образы и в поэтическом дневнике героя, например, в стихотворении «Сказка». Здесь «труп дракона» — потерпевшего в поединке с всадником змея — олицетворяет сказочный сон, превратившийся в вечность, такую же нетленную, как душа самого автора.