Творчество марины цветаевой: темы, идеи, сборники, циклы

Сочинение на тему мой любимый поэт цветаева

Жизнь с гением

Такой была Марина Цветаева. Творчество, чувства, стремления души были для нее важнее живых людей, находящихся рядом. Все, кто оказался слишком близко к костру творчества Цветаевой, были опалены.

Говорят, что поэтесса стала жертвой травли и репрессий, не выдержала испытания бедностью и лишениями. Но в свете трагедии 1920 года очевидно — большая часть страданий и мук, выпавших на долю Цветаевой — ее вина. Вольная или невольная, но ее. Цветаева никогда не считала нужным держать свои чувства и желания в узде, она была творцом — и этим было все сказано. Весь мир служил для нее мастерской. Трудно ожидать от окружавших Марину людей, чтобы они воспринимали такое отношение с восторгом. Гениальность — это, конечно, чудесно. Но со стороны. Те, кто считают, что близкие творцов должны терпеть равнодушие, жестокость и самовлюбленность только из уважения к таланту, просто сами не жили в таких условиях. И вряд ли имеют право судить.

Читать книгу с гениальными стихами — это одно. Умирать от голода, когда мама не считает нужным тебя кормить, просто потому что она тебя не любит — совсем другое. Да, и Цветаевой — шедевры Но это не означает, что поэты обязательно были

Список используемой литературы

//URL: https://liarte.ru/referat/poetyi-vekatekst/

1. М.И. Цветаева. Лирика. Школьная программа. 2001г. Москва, изд. «Дрофа»

2. Агеносов. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1. изд. «Дрофа»2004 г.

3. А.Б.Есин. Большой справочник школьника 2002 г. изд. «Дрофа»

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Цветаева

5. http://www.tsvetayeva.com/

6. http://cvetaeva.ouc.ru/

Приложение

Приложение 1.Марина Цветаева Приложение 2.М.Цветаева и С.Эфрон

Приложение 3.Дочери Ирина и Ариада.

Приложение 4.

“Душа”

Выше! Выше! Лови — летчицу!

Не спросившись лозы — отческой

Нереидою по-лощется,

Нереидою в ла-зурь!

Лира! Лира! Хвалынь — синяя!

Полыхание крыл — в скинии!

Над мотыгами — и — спинами

Полыхание двух бурь!

Муза! Муза! Да как — смеешь ты?

Только узел фаты — веющей!

Или ветер страниц — шелестом

О страницы — и смыв, взмыл…

И покамест — счета — кипами,

И покамест — сердца — хрипами,

Закипание — до — кипени

Двух вспененных — крепись — крыл.

Так, над вашей игрой — крупною,

(Между трупами — и — куклами!)

Не общупана, не куплена,

Полыхая и пля-ша —

Шестикрылая, ра-душная,

Между мнимыми — ниц! — сущая,

Не задушена вашими тушами

Ду-ша!

10 февраля 1923

2 вариант

Самым интересным периодом русской поэзии для меня является так называемый Серебряный век, и Марина Цветаева, яркий представитель данного периода, является любимым и самым близким мне по духу поэтом. С самого первого знакомства ее лирика покорила меня, а сборники ее стихов навсегда поселились на моем письменном столе.

Надо сказать, что стихи Цветаевой не совсем подходят для чтения перед сном, так как они не умиротворяют разум, не выравнивают дыхание после суматошного дня, подготавливая организм к спокойному сну. Но я всегда обращаюсь к ее книгам в моменты отчаяния, боли, когда опускаются руки и накрывает волна губительного пассивного смирения. В ее стихах нет однозначной эмоции и только одного определенного настроения. Ее натура парадоксальна. Творчество Марины Цветаевой в большинстве своем на грани драмы и надрыва, в нем очень часто обнаженная неприкрытая боль. Чтобы обнародовать ее, вынести ее так на всеобщее обозрение, нужна большая сила, и эта сила ощущается в ее стихах, которые часто звучат, как заклинание, как клятва или как молитва. Читая ее стихи вслух, четко выговаривая каждое слово, чувствуешь, как эта самая сила рождается внутри себя, а вместе с ней крепнет бунтарский дух и желание борьбы. Жаль только, что в ней самой это чувство не дожило до нужного момента и не предотвратило самую страшную трагедию в ее жизни – ее самоубийство…

Большое количество стихов Цветаевой я знаю наизусть, также как и отрывков ее прозы, которые звучат не менее лирично, чем стихи, и часто напоминают стихи в прозе. Ее творчество захватывает, а ее талант восхищает. Крайне притягательна ее стихийность и бурность эмоций, ее оборванные, прерванные строки, дерзость, постоянное скольжение на грани жизни и смерти, полярность эмоций в одном произведении, пребывание в нескольких мирах одновременно, ее полеты и падения, ее беспредельные и бесконечные возможности в плане техники написания, ее искусное жонглирование символами и отсылками к мифологии. Если представлять творчество Цветаевой в виде какого-либо природного явления, то это нечто стихийное и необузданное – вроде грозы с громом и молниями, пугающей и завораживающей в одно и то же время, или обрушивающейся на тебя с высоты пенной морской волной.

Множество стихов Марины Цветаевой изначально пропитаны музыкой. Вероятно, на это повлияло то, что она была дочерью пианистки и сама какое-то время училась в музыкальном училище. Оттого ее стихи легко становятся песнями. В большинстве своем они превратились в романсы, а некоторые из них заняли достойное место в эстрадном репертуаре. Проза же Цветаевой (как и выдержки из ее писем) разобрана на афоризмы, пронзительно мудрые, емкие и в то же время такие простые и родные, что кажется, будто она выразила твои собственные беспорядочные мысли, которые никак не хотели принимать определенную форму.

Какое счастье, что Марина Цветаева творила целых 33 года, и в моем распоряжении еще бесчисленное множество неизвестных мне произведений, которые я продолжу принимать, как таблетку для пробуждения в себе непокорности перед обстоятельствами и силы для взлетов.

Петр Эфрон

В следующем году происходят одновременно два события: Сергей Эфрон уходит на фронт в составе Белой армии, а у Марины рождается вторая дочь, Ирина.

Впрочем, история с патриотическим порывом Эфрона не так уж и однозначна. Да, он происходил и дворянского рода, был потомственным народовольцем, его убеждения полностью соответствовали идеалам Белого движения.

Но был и еще один момент. В том же 1914 году Цветаева пишет пронзительные стихи, посвященные брату Сергея, Петру. Он был болен — чахотка, как и у матери Цветаевой.

И он тяжело болен. Он умирает. Цветаева, жизнь и творчество которой — пламя чувств, загорается этим человеком. Вряд ли это можно считать романом в нормальном значении этого слова — но влюбленность очевидна. Она с болезненной увлеченностью наблюдает за стремительным угасанием молодого человека. Пишет ему — так, как она может, горячо и чувственно, страстно. Ходит к нему в больницу. Упоенная чужим угасанием, упоенная собственной возвышенной жалостью и трагичностью чувств, Марина уделяет этому человеку больше времени и души, чем мужу и дочери. Ведь эмоции, такие яркие, такие ослепляющие, такие драматические — это и есть основные темы творчества Цветаевой.

Сочинение на тему Цветаева мой любимый поэт

Марина Цветаева — это один из самых ярких и талантливых поэтов Серебряного века. Ее стихи удивительно глубокие, эмоциональные и проникновенные. Они заставляют задуматься о жизни, любви, смерти и многом другом.

Что меня привлекает в творчестве Цветаевой? В первую очередь, ее способность к сильным, ярким эмоциям. Ее стихи полны страсти, любви, отчаяния и боли. Она умело играла словами, создавала образы, которые заставляли душу трепетать от восторга или грусти.

Кроме того, Цветаева была не только поэтом, но и прозаиком. Ее проза также поражает своей глубиной и красотой.

Я также восхищаюсь личностью самой Марины Цветаевой. Она была сильной, независимой женщиной, которая не боялась выражать свои мысли и чувства. Ее жизнь была нелегкой, но она все равно продолжала творить и искать красоту в мире.

В целом, Цветаева — это очень важный и значимый поэт для меня. Ее творчество заставляет задуматься о многих вещах и вдохновляет на новые открытия и творческие эксперименты. Я глубоко уважаю и люблю ее поэзию и всегда буду рад вернуться к ней, чтобы насладиться ее талантом и умением наполнить слова глубочайшим смыслом.

Сочинение Тема Родины в творчестве Цветаевой

Одной из замечательных поэтесс ХХ века была Марина Цветаева. Самой главной темой её поэзии была тема Родины. В 1917 году она не смогла принять новый строй в России, и вместе с мужем, белым офицером, выбрала для себя добровольное изгнание из страны. Она покинула Россию на долгие семнадцать лет. За границей она скучает по Родине, по русской природе, русской культуре и русскому языку.

Она была одинока в чужой стране, здесь все не родное, чужой язык, чужая культура, чужие люди. Находясь за границей, она написала стихотворение «Тоска по родине! Давно. ». Это стихотворение пронизано горечью и болью человека, который против воли оказался далеко от дома. Она начинается с печали, переходящие в безысходность и результатом становится безразличие к тому, что происходит вокруг.

Для русской поэтессы ничто не может заменить ей Россию. Образ Родины у Цветаевой связан с детством, с дорогими сердцу местами. Она любила Москву, город, в котором она родилась и выросла. И ему она посвятила целый цикл «Стихи о Москве». В стихах она описывает дореволюционный город, особенно восхищает её храмы. Родину Марина Цветаева описывает с особым трепетом. Свою боль и состояние души, с ощущением одиночества, тоску и любовь к Родине она пронесла в сердце через всю жизнь.

Марину Ивановну восхищала русская природа. Она с детства любила Тарусу, где отдыхала каждое лето с семьёй.

Любовь к Родине переросла в ностальгию. С приходом большевиков её прекрасный мир перевернулся. Цветаева увидела боль и страдание народа. Она во многих несчастьях страны обвиняла большевиков. В её стихотворении «Рельсы» видно её переживание зато, что страну покидают благородные люди и лучшие умы России. Они спасаются бегством от кровавого террора в стране.

Поэтесса любит русский народ. Цветаева обожает Россию, в стихотворение «Сибирь» она описывает страну как сказку.

Не за долго до Второй мировой войны, она с семьёй возвращается в СССР, но это возвращение не принесло ей счастья, её родных посадили в тюрьму, где они и погибли. Любовь к Родине принесла ей много страдания.

Творчество Цветаевой является очень противоречивым. Она считается поэтессой Серебряного века. Когда Марина вернулась с эмиграции. Она не узнала своей любимой России. Она была другая, здесь изменилась не только власть, но изменился сам народ, законы. Поэтому её произведения, вышедшие, после возвращения домой, пронизаны тоской по прошлому.

Серебряный век

Серебряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.

Серебряным веком условно называют период, в течение которого активно развивалась русская поэзия. В эти временные рамки появилось большое количество поэтов и поэтических течений в поисках новых поэтических форм и эстетических идеалов.

Название эпохи сформировалось по аналогии с Золотым веком и стало распространенным во второй половине ХХ века. Период характеризуется неоднородностью, рядом литературных стилей, которые обладают специфическими особенностями или фундаментальными духовно-эстетическими принципами. Понятие данного времени характерно для среды русской эмиграции и соотнесено с Золотым веком, ретроспективно оценивая прошедший период в качестве расцвета культуры в России после него.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Периодизация

У эпохи Серебряного века отсутствуют четкие рамки. Это связано с наличием разных подходов для исследований. Общепринятым началом периода считаются 1890-е годы. Историки и литераторы со всего мира выдвигают несколько основных гипотез конца Серебряного века:

  • 1917 год;
  • 1921 год;
  • промежуток между 1920-1930 гг.

По поводу окончания ведется множество споров. Несмотря на глубину проводимых исследований, конкретные хронологические рамки невозможно назвать по сей день.

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Образ Буркина в рассказе Крыжовник Чехова

    Антон Павлович Чехов в свое время написал множество произведений. Среди них было значительное число коротких рассказов, в которых автор мог поделиться своими мыслями и переживаниями. Смотря на мир глазами

  • Сочинение на тему Что значит быть талантливым читателем

    Чтение книг — увлечение для людей по всему миру. Чтение полностью поглощает, вовлекая в свой мир приключений и страстей, интриг.

  • Сочинение на тему Если бы я был волшебником рассуждение 2, 3, 4, 5, 6, 7 класс

    Как изменится мир, если бы я был волшебником? Перемены были бы необычайными. Все люди на планете имели бы волшебные способности. Каждый мог переместиться за мгновение в другую точку планеты или галактики

  • Сочинение Одиночество человека рассуждение

    Исторически так сложилось, что представители рода человеческого с древних времен все делали сообща. Вместе легче было выжить, добывать пропитание, растить детей. Каждое новое поколение перенимало знания и умения у своих родителей

  • Сочинение Как Печорин относится к проблеме судьбы?

    Герой нашего времени — роман русского писателя М.Ю. Лермонтова. Целью написания романа было создание образа современного молодого человека, с теми проблемами и пороками, которые были актуальны в то время

Результаты влияния эпохи Серебряного века

Судьба многих гениев Серебряного века сложилась трагическим образом. Особенности настроений в гражданском обществе и зарождение новых стилей кардинально изменили направления творчества великих писателей. Талантливые представители эпохи пронесли любовь к Родине, незыблемую веру в величество России через время перипетий революций, войны, эмиграцию, ошибки и заблуждения. Богатый и многообразный период российской истории культуры определяется разнообразием творческих индивидуальностей, что делает его особенно увлекательным с одной стороны и трудным – с другой.  Литературе Серебряного века присущи такие черты, как любовь к малой Родине, характеристика стародавних народных обычаев и традиций морали, широкий спектр применения религиозной символики.

Вариант 2

Марина Цветаева – это один из самых ярких и талантливых поэтов Серебряного века. Ее творчество оставило неизгладимый след в истории русской литературы. Цветаева была не только поэтом, но и прозаиком, драматургом и переводчиком. Ее стихи полны эмоций, глубоких переживаний и философских размышлений.

Одной из особенностей творчества Цветаевой является ее способность к самовыражению. Она не боялась выражать свои чувства и эмоции, даже если они были необычными или не принятыми обществом. Ее стихи – это настоящая глубокая душевная музыка, которая затрагивает сердца читателей.

Одним из самых известных произведений Цветаевой является поэма «Реквием», написанная в память о ее дочери, которая покончила с собой. В этом произведении Цветаева выражает свою боль и горе, но в то же время она находит в себе силы продолжать жить и творить. «Реквием» – это не только произведение о горе и потере, но и о любви и надежде.

Цветаева была не только талантливым поэтом, но и умелым переводчиком. Она переводила произведения многих зарубежных авторов, таких как Шекспир, Гете, Рильке и др. Ее переводы отличались точностью и глубиной передачи смысла оригинального текста. Она умела передать не только слова, но и настроение и эмоции автора.

В творчестве Цветаевой можно выделить несколько тематических направлений. Одним из них является любовная лирика. Ее стихи о любви – это настоящие шедевры, которые затрагивают самые глубокие чувства и эмоции. Она умела передать не только радость и счастье, но и горе и разочарование.

Еще одной темой, которой Цветаева посвятила много своих произведений, является Россия. Она любила свою Родину и глубоко переживала за ее судьбу. Ее стихи о России – это настоящие гимны любви к Родине, которые затрагивают сердца читателей.

Цветаева была не только поэтом, но и прозаиком. Ее проза – это настоящие шедевры, которые затрагивают самые глубокие чувства и эмоции. Она умела передать не только слова, но и настроение и эмоции героев своих произведений.

В целом, творчество Марины Цветаевой – это настоящее сокровище русской литературы. Ее стихи и произведения остаются актуальными и сегодня, и продолжают вдохновлять многих читателей на поиски истины и красоты. Она была не только талантливым поэтом, но и умелым переводчиком, прозаиком и драматургом. Ее творчество – это настоящее наследие, которое мы должны беречь и передавать будущим поколениям.

Окончание Серебряного века

Начало Серебряного века отмечено в 1890-х годах. Принято считать, что конец эпохи соответствует первому десятилетию ХХ века. Однако в ученых кругах на этот счет по сей день ведутся споры. Часть исследователей полагает, что концом Серебряного века необходимо принимать за 1917 год, а их оппоненты уверены в окончании эпохи в 1921 году. Первая гипотеза объясняется фактом начала Гражданской войны в 1917 году, что послужило причиной для прекращения существования Серебряного века русской литературы. Вместе с тем следует отметить, что в 20-е годы продолжали творчество писатели, которые считаются создателями этого явления. Есть и третья теория, исходя из которой, конец эпохи приходится на даты с 1920 по 1930-е годы. События отмечены самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературным творчеством со стороны правительства.

Сочинение Цветаева мой любимый поэт Серебряного века

Марина Ивановна Цветаева является известной поэтессой, творившей в «Серебряном веке». Эта личность является моим любимым поэтом данной временной эпохи.

Марина Ивановна была по-настоящему талантливым и одаренным человеком. Уже в юном возрасте она писала стихи на немецком, французском языке. Стихи этой женщины не могут оставить равнодушным никого, они, непременно, трогают струны души каждого, кто читает их. Вообще, вполне закономерно, что ее творчество носит достаточно депрессивный цвет. Сама по себе жизнь у Марины Ивановны была совсем не легкой. Она окончила ее в петле.

Что касается детства будущей поэтессы, то первые проявления таланта поэта были замечены у девочки уже в шестилетнем возрасте. Мать Марины была пианисткой, а отец профессором. Мать быстро умерла, потому воспитанием детей занимался отец. Именно он стремился дать им достойное образование. Так и получилось. Марина училась в различные рода пансионах в разных странах.

В 20 лет Цветаева выходит замуж. Ее избранником стал молодой Сергей Эфрон. Скоро на свет появляется дочь Ариадна. Потом в жизни Марины Ивановны наступает такой момент, когда она начинает крутить роман с одной из поклонниц своего творчества – женщиной по имени Соня. Она повлияла на появление немалого количество стихов и произведений Марины Ивановны. Еще в 1912 году был издан дебютный сборник стихотворений. При этом в него вошли многие детские произведения. При этом данная творческая личность, которая была разносторонней, занимается написанием драматических произведений, прозаических и вообще ведет весьма активную и насыщенную литературную жизнь. Она знакомится с большим количеством представителей поэтической верхушки.

Марина Ивановна Цветаева состояла в дружеских отношениях и вела переписку с Борисом Пастернаком, Максимилианом Волошиным, Александром Блоком. Также у нее есть стихотворение, написанное на смерть Максимилиана, после кончины которого поэтесса впала в депрессию.

Подавляющее большинство стихотворений Марины Ивановны Цветаевой, представляют собою грустные, депрессивные стихотворения. Основные темы, которые затрагиваются в творчестве Марины Ивановны – это, безусловно любовь, состояние человеческой души. Поэтесса пережила много тяжелых событий в своей жизни: смерть дочери, мужа, друзей, голод. Наверное, она покончила жизнь самоубийством, так как ее натура поэта не выдержала всего этого натиска и треснула. Да, она совершила грех против самой себя. Но это не обесценивает всех прекрасных стихотворений, написанных ею.

Вариант 1

Марина Цветаева – один из самых ярких и талантливых поэтов Серебряного века. Ее стихи полны эмоций, глубоких переживаний и философских размышлений. Цветаева была не только поэтом, но и прозаиком, драматургом и переводчиком. Ее творчество оставило неизгладимый след в истории русской литературы.

Одной из особенностей творчества Цветаевой является ее способность к самовыражению. Она не боялась выражать свои чувства и эмоции, даже если они были необычными или не принятыми обществом. Ее стихи – это настоящая глубокая душевная музыка, которая затрагивает сердца читателей.

Одним из самых известных произведений Цветаевой является поэма «Реквием», написанная в память о ее дочери, которая покончила с собой. В этом произведении Цветаева выражает свою боль и горе, но в то же время она находит в себе силы продолжать жить и творить.

Цветаева была не только талантливым поэтом, но и умелым переводчиком. Она переводила произведения многих зарубежных авторов, таких как Шекспир, Гете, Рильке и др. Ее переводы отличались точностью и глубиной передачи смысла оригинального текста.

В целом, творчество Марины Цветаевой – это настоящее сокровище русской литературы. Ее стихи и произведения остаются актуальными и сегодня, и продолжают вдохновлять многих читателей на поиски истины и красоты.

Цена восторженности

Но такова была Марина Цветаева. Творчество, эмоции, восторг и влюбленность были для нее жизнью, не только в стихах, но и в письмах. В этом и была ее беда — не как поэта, а как человека. Она не просто чувствовала, она питалась эмоциями.

Тонкий механизм ее таланта работал на влюбленности, на счастье и отчаянии, как на топливе, сжигая их. Но для любых чувств, для любых отношений нужны как минимум двое. Те, кто сталкивался с Цветаевой, кто попадал под влияние ее ослепительных, словно бенгальский огнь, чувств, всегда в становились несчастны, как бы замечательно все ни было поначалу. Несчастлива была и Цветаева. Жизнь и творчество в ее жизни переплелись слишком тесно. Она ранила людей, и сама этого не осознавала. Точнее, считала это естественным. Просто еще одна жертва на алтарь Искусства.

2 вариант

Самым интересным периодом русской поэзии для меня является так называемый Серебряный век, и Марина Цветаева, яркий представитель данного периода, является любимым и самым близким мне по духу поэтом. С самого первого знакомства ее лирика покорила меня, а сборники ее стихов навсегда поселились на моем письменном столе.

Надо сказать, что стихи Цветаевой не совсем подходят для чтения перед сном, так как они не умиротворяют разум, не выравнивают дыхание после суматошного дня, подготавливая организм к спокойному сну. Но я всегда обращаюсь к ее книгам в моменты отчаяния, боли, когда опускаются руки и накрывает волна губительного пассивного смирения. В ее стихах нет однозначной эмоции и только одного определенного настроения. Ее натура парадоксальна.  Творчество Марины Цветаевой в большинстве своем на грани драмы и надрыва, в нем очень часто обнаженная неприкрытая боль. Чтобы обнародовать ее, вынести ее так на всеобщее обозрение, нужна большая сила, и эта сила ощущается в ее стихах, которые часто звучат, как заклинание, как клятва или как молитва. Читая ее стихи вслух, четко выговаривая каждое слово, чувствуешь, как эта самая сила рождается внутри себя, а вместе с ней крепнет бунтарский дух и желание борьбы. Жаль только, что в ней самой это чувство не дожило до нужного момента и не предотвратило самую страшную трагедию в ее жизни – ее самоубийство…

Большое количество стихов Цветаевой я знаю наизусть, также как и отрывков ее прозы, которые звучат не менее лирично, чем стихи, и часто напоминают стихи в прозе. Ее творчество захватывает, а ее талант восхищает. Крайне притягательна ее стихийность и бурность эмоций, ее оборванные, прерванные строки, дерзость, постоянное скольжение на грани жизни и смерти, полярность эмоций в одном произведении, пребывание в нескольких мирах одновременно, ее полеты и падения, ее беспредельные и бесконечные возможности в плане техники написания, ее искусное жонглирование символами и отсылками к мифологии. Если представлять творчество Цветаевой в виде какого-либо природного явления, то это нечто стихийное и необузданное – вроде грозы с громом и молниями, пугающей и завораживающей в одно и то же время, или обрушивающейся на тебя с высоты пенной морской волной.

Множество стихов Марины Цветаевой изначально пропитаны музыкой. Вероятно, на это повлияло то, что она была дочерью пианистки и сама какое-то время училась в музыкальном училище. Оттого ее стихи легко становятся песнями. В большинстве своем они превратились в романсы, а некоторые из них заняли достойное место в эстрадном репертуаре. Проза же Цветаевой (как и выдержки из ее писем) разобрана на афоризмы, пронзительно мудрые, емкие и в то же время такие простые и родные, что кажется, будто она выразила твои собственные беспорядочные мысли, которые никак не хотели принимать определенную форму.

Какое счастье, что Марина Цветаева творила целых 33 года, и в моем распоряжении еще бесчисленное множество неизвестных мне произведений, которые я продолжу принимать, как таблетку для пробуждения в себе непокорности перед обстоятельствами и силы для взлетов.

Другие произведения Цветаевой

Вот мы и ознакомились с биографией Марины Цветаевой, а также рассмотрели её ключевые стихотворения. Чтобы получить хорошую оценку на уроке литературы в школе, этого вполне достаточно. Но если вы собираетесь сдавать ЕГЭ по литературе или просто хотите знать всё-всё-всё об искусстве, стоит ознакомиться также с поэмами и пьесами Цветаевой: и первых и вторых в её собрании сочинений немало. Но для неподготовленного читателя они могут показаться трудными.

Например, как понять поэму «Крысолов»? Что это за такой немецкий город Гамельн, где чопорность и порядок достигли абсурда; где всех мужчин зовут Гансами, а девушек — Гретами; где поварам снятся блюда, священникам — проповеди, а собакам — ошейники? И что это за таинственный человек, который уводит из домов всех непослушных детей? Оказывается, это не просто выдумка Марины Цветаевой, а её творческое переосмысление легенды о Гамельнском крысолове. Согласно средневековому преданию, однажды в одном немецком городе завелось столько крыс, что местные жители потеряли покой: грызуны уничтожали запасы съестного, пробирались в постели, портили книги и одежду, пугали детей. И вот однажды в Гамельн невесть откуда пришёл мужчина, умевший заклинать животных игрой на флейте. Бургомистр пообещал ему мешок золота, если тот изгонит грызунов из города; мужчина выполнил задание и привёл крыс к реке, где они все утонули, но золота не получил — и в отместку околдовал всех жителей. Взрослые как будто забыли, что у них есть дети, а малыши пошли вслед за флейтистом так же, как это недавно сделали крысы, — и тоже погибли. Но Цветаева делает акцент не на волшебстве, а на психологии. По её версии, дети пошли за крысоловом, потому что, с одной стороны, хотели избежать чрезмерной опеки родителей и наказаний, а с другой стороны — не хотели отставать от толпы, ведь их родители привыкли делать «как все»:

— Я — чтоб детство наверстать.

— Не остаться. — Не отстать.

<…>

— Потому что в школе бьют.

— Потому что все идут.

Творческим переосмыслением популярного европейского сюжета является и пьеса в стихах «Приключение». Имя главного героя этого произведения Цветаевой — Джакомо Казановы (кстати, реальной персоны, жившей в Италии в XVIII в. и оставившей после себя мемуары о любовных похождениях) — уже давно стало нарицательным. Казанова — дамский угодник, умелый льстец; высоких чувств он не ищет, каждый роман для него — мимолётное приключение. Но, по версии Цветаевой, и такой ветреный человек умеет любить. Подобный сюжет лежит и в основе «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Каменный гость», правда, главный герой этого произведения — не Казанова, а полностью вымышленный Дон Жуан. Это лишний раз доказывает, что Марина Ивановна прекрасно знала и русскую, и европейскую литературу — и именно поэтому мастерски выбирала содержание и форму каждого будущего произведения.

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

Первые стихи

Писать стихи Марина начала рано, с шести лет. Уже в 18 лет опубликовала собственный сборник — на свои же деньги, написала восторженную критическую статью, посвященную Брюсову. Это была еще одна ее характерная черта — способность искренне восторгаться литературными кумирами. В сочетании с несомненным эпистолярным даром эта особенность помогла Марине завязать близкое знакомство со многими известными поэтами того времени. Она восхищалась не только стихами, но и авторами, и писала о своем чувстве так искренно, что литературный отзыв превращался в признание в любви. Много позже жена Пастернака, прочитав переписку мужа с Цветаевой, потребовала немедленно прекратить общение — слишком уж интимно и страстно звучали слова поэтессы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: