4 Основное содержание
В романе описывается несколько мирных дней лейтенанта, но для него они насыщены важными событиями. Николай окончил военное училище, получил назначение командиром взвода и отправился в одну из частей Особого Западного округа.
О войне у лейтенанта самые ясны представления. Он уверен, что гитлеровская Германия не посмеет напасть на нашу родину, а разговоры об этом считает провокационными, не сомневается в силе и мощи Советской армии.
Поздно ночью 21 июня 1941 года он прибыл в Брестскую крепость. В его планы входило с утра явиться начальству, зачислиться в список части и приступить к службе.
Но 22 июня в четыре часа пятнадцать минут утра тяжелый грохот обрушился на Брестскую крепость: гитлеровская Германия предательски напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война, началась оборона Брестской крепости.
После 3 дней яростных боев дни и ночи обороны крепости слились в единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и постоянного, изнуряющего желания пить…
14 стр., 6809 слов
По роману Васильева В списках не значился
… Также читают: Картинка к сочинению По роману Васильева В списках не значился Популярные сегодня темы Для обывателя ни разу не видевшего картины этого автора, родившегося в первой трети 19 века … Николай Плужников воплощает в себе черты характера тех самых защитников, их образ, неизвестный. Его имени не было в списке, его имени не знали, но это не помешало ему стать на защиту Брестской крепости. …
В первых схватках с гитлеровцами Плужников терялся, упускал из рук командование… Больше того, в этих схватках он дважды струсил. Оборона Брестской крепости стала для Плужникова жестокой школой возмужания, духовного роста.
Лейтенант будет и впредь допускать ошибки. Жестокий урок, научивший его отличать подлинную человечность от ложной, получил он, пожалев и отпустив гитлеровца. Плужников стал наблюдателен, хладнокровен, расчетлив, научился думать и всесторонне оценивать обстановку.
В процессе обороны Брестской крепости он стал одним из ее героев, совершил не мало подвигов, был защитником и «хозяином» крепости до весны 1942-го года, удостоился в последние минуты своей жизни воинских почестей даже от врага… «Не сдалась, не пала Брестская крепость. Не взяли ее ни бомбами, ни огнеметами. Она просто истекла кровью…»
Слова Плужникова: «Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя».
Глава седьмая. Неожиданная смерть
Есть и весьма трагические моменты в повести «Завтра была война» (краткое содержание по главам). Васильев не идеализирует свое прошлое, несмотря на то, что читает это время лучшим в жизни.
По школе разносится слух о скором увольнении Ромахина. Также становится известно о том, что на ближайшем школьном совете Вика будет исключена. За день до собрания девочка зовет друзей к себе на дачу. Но дом был опечатан, и ребята разожгли костер рядом и сидели разговаривая. На берегу реки Вика позволила Жорке, давно в нее влюбленному, поцеловать себя.
На следующее утро состоялось собрание, но Люберецкой на нем не было. Зину посылают за подругой, девочка возвращается и рассказывает, что та умерла.
Композиция
Повествование ведётся от лица сержанта Васкова, его воспоминания составляют основной сюжет. Повествование перемежёвывается лирическими отступлениями, отрывками из детства из воспоминаний различных лет, которые всплывают в памяти старшины. Через его, мужское восприятие автор подаёт образы нежных трогательных девушек-зенитчиц, раскрывает мотивы, по которым они оказывается на фронте.
Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор просто переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа. Картины мирной жизни настолько не стыкуются с ужасами войны, что возвращаясь к событиям на разъезде, читатель невольно желает вернуться в мирное время. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.
Проблемы
Проблематика повести охватывает типичные проблемы из военной прозы: жестокость и человечность, смелость и трусость, историческая память и забытье. Также она передает специфическую новаторскую проблему – судьба женщины на войне. Рассмотрим самые яркие аспекты на примерах.
- Проблема войны. Борьба не разбирает, кого убить, а кого оставить в живых, она слепа и равнодушна, подобна разрушительной стихии. Поэтому случайно гибнут слабые и ни в чем не повинные женщины, а единственный мужчина выживает, тоже случайно. Они принимают неравный бой, и вполне естественно, что им никто не успел помочь. Таковы условия военного времени: везде, даже в самом тихом месте, опасно, везде ломаются судьбы.
- Проблема памяти. В финале старшина приходит на место страшной расправы с сыном героини и встречает молодых людей, которые удивляются тому, что в этой глуши происходили бои. Таким образом, выживший мужчина увековечивает память о погибших женщинах, устанавливая мемориальную плиту. Теперь потомки будут помнить их подвиг.
- Проблема трусости. Галя Четвертак не смогла воспитать в себе необходимую храбрость, и своим неразумным поведением она осложнила проведение операции. Автор не винит ее строго: девушка и так воспитывалась в тяжелейших условиях, ей не у кого было учиться вести себя достойно. Родители бросили ее, побоявшись ответственности, так и сама Галя испугалась в решающий момент. На ее примере Васильев показывает, что война – это не место для романтиков, потому что борьба всегда не красива, она чудовищна, и выдержать ее гнёт дано не каждому.
Антигуманная и бесчеловечная суть войны
О войне написано множество книг, но, возможно, ни одна из них не описывает женский героизм так ярко, как повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Автор сам был участником Великой Отечественной войны и прошел через фронт. Вероятно, поэтому он так мастерски описывал события повести, главных героев и их личностные качества. Отличительной особенностью его героев является преданность родине, семье и друзьям. Женщины на войне… Их патриотизм не навязчив, но оставляет глубокий след в душе читателя.
Следуя за судьбами пяти девушек-зенитчиц и старшины железнодорожного разъезда, где разворачиваются события повести, читатель понимает всю бессмысленность войны, ее вред и отрицательное влияние на всех окружающих. Стоит только представить, сколько жизней она унесла и сколько людей она искалечила!
В данный момент по количеству читателей лидирует: Как выбрать карьеру: советы для школьников
Сочинение про Татьяну Ларину
Татьяна Ларина, героиня романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, является одним из ярчайших женских образов в русской литературе XIX века.
Сам Пушкин с восхищением пишет о ней: «Татьяны милый Идеал». Для автора она – воплощение женственности, положительный пример русского женского характера.
Татьяна Ларина, девушка из небогатой семьи, живёт в деревне. В отличие от сестры, свежей и румяной Ольги, Татьяна худа, бледна и не особо красива, хотя и не дурна собой. «Дика, печальна, молчалива», – так пишет о ней поэт. Как и многие дворяне того времени, она лучше говорит по-французски, чем по-русски. При этом Татьяна очень суеверна: верит в приметы, зачитывается сонником, гадает на Святки. В тайне она мечтает о любви, известной ей по романам. Воображение рисует ей идеального героя. И когда к ним в гости приезжает Онегин, Татьяна влюбляется в него.
Девушка достаточно смела, чтобы написать ему письмо и первой признаться в любви. Но Онегин не способен оценить этого, при встрече он читает ей проповедь о том, как правильно себя вести. Несмотря на этот удар, Ларина находит в себе силы совладать с чувством и смириться. Ей уже все равно, с кем связать судьбу, и поддавшись на уговоры матери, героиня выходит замуж за приближенного ко двору князя.
Впоследствии, встретив Татьяну в свете, Евгений поражается, как она изменилась. Спокойная, величественная, привыкшая к светскому обожанию женщина – неужели это она? И тут Онегин влюбляется. Он с нетерпением ждёт встречи, посылает ей любовные письма. Но княгиня остаётся внешне холодной. Лишь случайно увидев, как она плачет, читая его письмо, Онегин понимает, что Татьяна по-прежнему испытывает к нему сильное чувство. Она этого и не скрывает, но отвергает возможность всякой связи между ними: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Татьяна живёт по строгим принципам, для неё супружеский союз является священным и нерушимым. Подобный ответ становится для Евгения потрясением: он не привык встречать в дамах высшего света такую нравственную чистоту и порядочность. Глядя на новую Татьяну, он осознаёт, что упустил свой шанс тогда, в деревне, и теперь эта удивительная женщина потеряна для него навсегда.
Образ Татьяны Лариной, целостный и притягательный, навсегда вписан в сокровищницу русской литературы. Эта героиня прошла большой путь от невинной девочки до зрелой, сильной женщины, она нравственно выросла на страницах романа благодаря своей любви и твёрдости духа.
Вариант 1
Повесть “А зори здесь тихие” Васильева – это история о героизме, проявленном в трудных условиях военного времени. Главные герои – девушки-солдаты, которые оказались на передовой и столкнулись с тяжелыми испытаниями.
Первый проявленный героизм – это решение девушек-солдат принять участие в войне. Они не боялись рисковать своей жизнью, чтобы защитить свою Родину. Они были готовы к трудностям и несмотря на свой юный возраст, они смогли пройти через множество испытаний.
Второй проявленный героизм – это борьба за выживание в трудных условиях. Девушки-солдаты оказались на передовой, где им пришлось столкнуться с голодом, холодом и постоянными обстрелами. Они не сдались и продолжали бороться, несмотря на все трудности.
Третий проявленный героизм – это борьба с врагом. Девушки-солдаты не только защищали свою жизнь, но и сражались с врагом. Они проявляли мужество и отвагу, чтобы защитить своих товарищей и свою Родину.
Четвертый проявленный героизм – это жертвенность. Девушки-солдаты готовы были пожертвовать своей жизнью ради своих товарищей и своей Родины. Они были готовы идти до конца, чтобы защитить свою страну.
Пятый проявленный героизм – это мужество. Девушки-солдаты не боялись столкнуться с трудностями и несмотря на все препятствия, они продолжали бороться. Они были готовы рисковать своей жизнью, чтобы защитить своих товарищей и свою Родину.
Композиция
Смысл
Основные темы и проблемы
Самый важный вопрос, затронутый Васильевым, — женщина на войне. Хоть девушки были в тылу, но они готовы воевать за честь своей Родины. Любая героиня — отдельная личность со своими планами и взглядами на жизнь. Автор показывает, насколько страшны военные действия, отнимающие жизнь у хрупких женщин.
Ещё одной важной темой является героизм. Вчерашним школьницам пришлось столкнуться с жестокими событиями
Они идут на фронт по своей воле, чтобы изгнать врага или отомстить ему. Девушки не были профессиональными бойцами, поэтому их подвиг ещё значительнее. Писатель показал героизм обычных советских людей. Их борьба не была напрасной. Некоторые девушки проявляли особую смелость. Женя Комелькова спасала подруг ценой собственной жизни.
Васкову нелегко было смотреть, как одна за другой погибали его подопечные. Разве мог какой-то объект быть ценнее их жизней. Рита Осянина объяснила командиру, что они сражаются за всю русскую землю, Родину. Проблематика повести очень глубокая. Затронуты основные вопросы:
- разрушительность и ужас войны;
- память о погибших;
- трусость.
Смысл и проблематика
Борис Васильев в своей повести охватывает характерную проблематику военной прозы: трусость и смелость, память и забытье, человечность и жесткость. Также произведение передает типичную проблему — женщина на войне.
В своем произведении писатель показал борьбу волевых и сильных русских женщин в условиях оккупации. Васильев специально повествует о жизни каждой героини, чтобы показать, с какими испытаниями они сталкиваются на линии фронта и в тылу. В таких условиях девушки мужественно принимали на себя атаку фашистов.
Каждая героиня добровольно жертвовала собой. В этом напряжении и состоит основная мысль автора. Будущие и настоящие мамы пренебрегают своим единственным долгом — заниматься воспитанием потомков для спасения мира от нацизма.
Разумеется, каждый читатель сам делает выводы о произведении с точки зрения нравственности. Однако те, кто внимательно читал повесть, согласны, что она рассказывает о необходимости сохранения памяти. Человек должен помнить о немыслимых жертвах предков во имя мирного неба. Они отправлялись в бой для истребления не только немцев, но и идеи нацизма.
Главные герои и их характеристика
Краткий анализ
Год написания
– 1969 год.
История создания
– первоначально текст был задуман, как рассказ о семи героях, которые смогли отстоять свой боевой объект ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, добавив ему новизну, автор изменил задумку – появилось 5 зенитчиц, которые попали под командование сержанта Васкова.
Тема
– подвиг женщин на войне.
Композиция
– повествование от лица сержанта, его глазами автор показывает события на разъезде. Воспоминания, ретроспектива, картины из прошлого – достаточно частый приём, гармонично вплетающий в повествование истории судеб девушек и самого сержанта.
Жанр
– повесть.
Направление
– реалистическая военная проза.
Вариант 2
Героем на войне становятся не просто так, волей случая. Задолго до начала военных действий у человека, способного на героический поступок, формируются жизненные принципы и сильный характер. Необходимо уметь принимать решения, основываясь на своих убеждениях, быть нравственным, смелым и мужественным. Отличные физические и интеллектуальные данные не помогут совершить подвиг, если нет моральных ценностей: добра, любви, справедливости, долга, стыда, совести.
Можно быть отличным воином, но не являться при этом героем. Мало сражаться и рисковать своей жизнью. Герой сохраняет принципы, ценности и самоличность в самых сложных ситуациях. Один из примеров, подтверждающих мое мнение, описан в книге Льва Толстого «Война и мир». Главный герой Андрей Болконский отлично знает военное дело и умеет сражаться, но превращение в героя находится в процессе. В начале романа он размышляет о своей героической природе, жаждет подвигов и славы. Но попав на поле битвы и получив ранение, князь меняет свои принципы и убеждения. Он понимает, что война и страдания бессмысленны и беспощадны. Отныне важную роль в жизни играют семья, любовь, дети. При этом Болконский не теряет мужества и стойкости. Только тогда мы видим образ героя – сильного, смелого, понимающего истинные ценности. А иногда можно стать героем на войне, отказавшись воевать и убивать.
Ни одна война не обходится без жертв и убийств. Одни убивают из жажды власти, другие – для защиты. Защитники Отечества – настоящие герои, но не менее героический поступок – отказаться воевать и тем самым сохранить множество жизней. В памятнике древнерусской культуры «Сказание о Борисе и Глебе» повествуется о войне между сыновьями князя Владимира Красно Солнышко, развязавшейся после его смерти. Святополк решает захватить власть и подсылает убийц к первым претендентам на престол Борису и Глебу. Они отказываются развязывать войну против брата, чтобы не ухудшить ситуацию на Руси. Князья погибают, и после смерти возводятся в лик святых, за проявленный героизм и самопожертвование.
Смысл названия
Подвиг и героизм
48 предложений/ 500 слов
Много книг написано о войне, но повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» производит особое впечатление. Возможно, потому что основу этого произведения составляют подвиг и героизм. Автор описал реальный эпизод из жизни во время Великой Отечественной войны. Главные герои повести — пять смелых девушек и их командир Васков. Всем отрядом они идут навстречу фашистам-диверсантам, которых заметила Рита Осянина в лесу. Они прекрасно понимали, что ставят поду угрозу свою жизнь, но это их не остановило.
У каждой из девушек-зенитчиц был свой мотив. Рита рано овдовела и осталась с маленьким сыном на руках. Ее мужа убили на второй день войны. Желая отомстить за мужа, она пошла на фронт. Сына она оставила у матери. Вновь прибывшая Женя Комелькова ненавидела немцев не меньше. На ее глазах расстреляли всю семью. Теперь ей хотелось только одного — безжалостно убивать фашистов. Лиза Бричкина попала на фронт случайно. Она всегда хотела выучиться в каком-нибудь техникуме, но даже среднее образование у нее было неполным. Лиза с детства ухаживала за тяжело больной матерью и времени на учебу не оставалось. Наконец, у них дома появился один человек, пообещавший помочь ей с поступлением. Но в стране началась война и единственным местом, куда ее взяли, была школа зенитчиц.
Соня Гурвич происходила из многодетной семьи и училась в Московском университете. Вся ее семья осталась в Минске. Когда она поступила на фронт переводчицей, ее перевели в отряд зенитчиц, так как переводчиков на фронте хватало. И, наконец, Галя Четвертак — сирота из детского дома, которую никогда не замечали из-за слишком маленького роста. А ей хотелось, чтобы её заметили. Ради этого она готова была совершить какой-нибудь подвиг, да хоть бы и пойти на фронт. Жаль, что испытание войной она пройти не смогла. Война сломила её, искалечила душу. После смерти Сони Гурвич, которую расстреляли у разъезда немцы, что-то надломилось в ней. В самый ответственный момент, движимая страхом, она выскочила из-за кустов и наткнулась на автоматы немцев. Это была не трусость, как считали Рита с Женей. Это был страх за не прожитую жизнь.
Лиза Бричкина утонула в болоте, направляясь в лес на разведку. Этого в отряде не знали и ждали, что в случае опасности Лиза приведет подмогу. Последний бой был самым тяжелым. В живых оставались только Рита, Женя и старшина Васков. Во время встречного боя Рита была серьезно ранена. Женя для того, чтобы увести автоматы немцев в сторону от раненной подруги и командира, взяла огонь на себя и погибла. Рита также прожила недолго. Зная, что ее ранение смертельно, она выстрелила себе в висок. Перед смертью она просила командира не оставлять ее сына. В конце концов, Васкову удалось обнаружить лагерь немцев-диверсантов и обезвредить его. Некоторых из них он застрелил, а других взял в плен.
По словам автора, этот случай произошел весной 1942 года на одной из узловых станций Кировской железной дороги. Девушки-зенитчицы не дали диверсантам взорвать данный участок железной дороги. Этот небольшой вклад в победу страны по-своему велик. Ведь общая победа складывалась именно из таких маленьких подвигов, которые мы помним и по сей день. На самом деле, каждое мгновенье войны — это подвиг. Борис Васильев только подтвердил это своей повестью.
см. также:Другие сочинения по произведению А зори здесь тихие, Васильев
Главные герои и их характеристика
Суть
1. Описание книг
Для своей работы я решила взять книгу Бориса Васильева «В списках не значился». Это художественный роман из цикла «Военная литература». Книга состоит из 5 частей, по 3 главы в каждой части. Книга была написана в 1974 году. Историки не любят легенд, но книга как нельзя лучше рассказывает о первых минутах Великой Отечественной воины, о неизвестном солдате, о защитнике нашей родины, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны в апреле 1942 года. Он мужественно и храбро защищал Брестскую крепость, время ни донесло до нас ни его имени, ни звания, но мы знаем одно — это был русский солдат, который стойко и мужественно защищал свою родину, ценой своей жизни.
Автор книги Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Относится к поколению юношей, которым суждено было со школьной скамьи шагнуть в пекло войны. Воевал в воздушно-десантных войсках, а после Великой Отечественной войны окончил в 1948 году Военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. До 1954 года Борис Васильев был инженером, испытывал танки, потом он ушел из армии и начал заниматься литературной деятельностью. Литературный дебют Б.Васильева состоялся в 1955, когда была опубликована пьеса «Офицер», затем следующие — «Стучите и откроется» (1939), «Отчизна моя, Россия» (1962).
Первое же крупное произведение писателя (повесть «А зори здесь тихие…», вышедшая в 1969 году) принесло ему известность и любовь читателей. Тема Великой Отечественной войны получила развитие в повести «В списках не значился» (1974).
Одним из лучших произведений эпохи «перестройки» стала опубликованная в 1984 году повесть «Завтра была война», действие которой происходит накануне Отечественной войны. По этой повести в 1987 году режиссер Юрий Кара снял одноименный фильм. Кроме того, на основе собственной повести Борис Васильев создал сценарий для фильма «А зори здесь тихие…». За эту картину ее создатели были удостоены Государственной премии СССР, а в 1973 году она была номинирована на «Оскар». В 1991 выходят две повести «Капля за каплей» и «Карнавал», в следующем году — новое произведение — «Дом, который построил дед», в 1990 — очерк «Есть такая профессия». Недавно закончил новый исторический роман «Ярослав и его сыновья», посвященный времени Александра Невского. Перу Бориса Васильева принадлежат также исторические романы «Были и небыли» и «Утоли моя печали» и роман «Вам привет от бабы Леры…»
Переводчик Софья Гурвич
Соня родилась в Беларуси, её родители были евреями. Отец работал врачом на участке. Роскошной жизни девочка с детства не видела: жили в бедности, потому что приютили многочисленных родственников. На одной кровати спало до трёх человек. После школы Соня поступила в университет.
Вскоре началась война, и немцы захватили Минск. Сколько невзгод пришлось пережить Гурвичам… Софья очень переживала за свою семью, боялась репрессий. Девушка любила читать книги, учить стихи, знала немецкий язык. Лучшим занятием для неё было сходить в театр или читальный зал. Она никак не подходила этой страшной войне, будучи хрупкой, интеллигентной девушкой.
Васков взял её в свой отряд в качестве переводчика. Поход закончился трагически, Гурвич погибает как герой. Немцы выследили её в лесу и убили ножом в грудь. Она успела вскрикнуть перед смертью, чем предупредила подруг об опасности. Эта тихая незаметная девушка совершает подвиг, потому что из таких поступков добывалась Победа.
Проблемы
Проблематика повести охватывает типичные проблемы из военной прозы: жестокость и человечность, смелость и трусость, историческая память и забытье. Также она передает специфическую новаторскую проблему – судьба женщины на войне. Рассмотрим самые яркие аспекты на примерах.
-
Проблема войны
. Борьба не разбирает, кого убить, а кого оставить в живых, она слепа и равнодушна, подобна разрушительной стихии. Поэтому случайно гибнут слабые и ни в чем не повинные женщины, а единственный мужчина выживает, тоже случайно. Они принимают неравный бой, и вполне естественно, что им никто не успел помочь. Таковы условия военного времени: везде, даже в самом тихом месте, опасно, везде ломаются судьбы. -
Проблема памяти.
В финале старшина приходит на место страшной расправы с сыном героини и встречает молодых людей, которые удивляются тому, что в этой глуши происходили бои. Таким образом, выживший мужчина увековечивает память о погибших женщинах, устанавливая мемориальную плиту. Теперь потомки будут помнить их подвиг. -
Проблема трусости
. Галя Четвертак не смогла воспитать в себе необходимую храбрость, и своим неразумным поведением она осложнила проведение операции. Автор не винит ее строго: девушка и так воспитывалась в тяжелейших условиях, ей не у кого было учиться вести себя достойно. Родители бросили ее, побоявшись ответственности, так и сама Галя испугалась в решающий момент. На ее примере Васильев показывает, что война – это не место для романтиков, потому что борьба всегда не красива, она чудовищна, и выдержать ее гнёт дано не каждому.
История создания
Первая публикация состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге, который реально имел место в 1942 году в одной небольшой заставе. Семь солдат, участвовавших в операции ценой своей жизни остановили неприятеля. Но написав несколько страниц, автор понял, что его сюжет один из тысячи, таких историй масса в литературе.
И он решил, что в подчинении у сержанта будут девушки, а не мужчины. Повествование заиграло новыми красками. Этот рассказ принёс огромную славу автору, ведь о женщинах на войне никто не писал, эта тема была оставлена без внимания. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц: они совершенно уникальны и абсолютно правдоподобны.
Вариант 2
Война. Это страшное слово, которое оставило слишком кровавый след в истории человечества. Слишком много людей погубила, слишком много ранила и слишком многих изувечила.
Множество писателей посветило свои произведения войне. Одним из таких и есть Борис Васильев. Он так же писал, о событиях 1940-х годов. Но его стиль легко отличить от других авторов. То, под каким углом он описывает войну, и то как он это делает, позволяет прочувствовать те события полностью на себе.
Произведение Васильева « А зори здесь тихие…» идет рассказ не о смелых и храбрых воинах-мужчинах, а о хрупких, юных и милых девушках, солдатах, которые добровольцами пошли на войну. Война гн имеет границ, ей безразлично кто перед ней, ребенок или старик, девушка или парень, она забирает всех.
Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня – такие похожие и такие разные. Смелая и мужественная Рита. Женька Комелькова – жизнерадостная и озорная девчонка, ей бы еще гулять и гулять, радоваться жизни, но не дано… Соня Гурвич – девочка-отличница, умная, красивая и столь юная для войны. Галина постоянно жила в собственном вымышленном мире энергичнее, чем в реальном, поэтому она опасалась…сильно опасалась этой ужасающей и жестокой войны … Лиза Бричкина, ей бы учиться, ездить по миру и узнавать что-то новое, двигаться вперед… Она всегда понимала правила жизни, знала что нужно ждать, что жизнь любит осмысленность и неторопливость, единственное на войне нет времени медлить, нужно действовать.
Так много желаний, так много идей, но так мало времени. Ни одна из этих девчонок не смогла исполнить свою заветную мечту, их жизни оборвались, как тонкие нити.
Повесть показывает всю правду, она не скрывает ничего. Дает прочувствовать и понять, какую же ценность представляет человеческая жизнь. В главных героинь впереди целая жизнь, невероятное количество планов и желаний, но в один момент все обрывается. Борис Васильев вынуждает задуматься о нашем предназначении и о том, какая эта жизнь хрупкая.
Война безжалостна. Пятеро юных и наивных девчонок отдали свои жизни, чтобы бы мы могли жить спокойно и не бояться. Повесть «А зори здесь тихие…» не дает нам права забывать события тех лет, заставляет уважать героев войны и любить свои земли.
Сейчас люди хотят вычеркнуть со своих жизней прошлое. Пропускают все мимо себя, думая о том, что это не их проблемы и их это не тронет. Почему же мы так относимся к нашему прошлому? Почему забываем своих героев? Потому что это все было в прошлом, и нам известно все, что необходимо? Повесь Васильева дает понять, что война – это не просто слово или совокупность букв, это люди, разрушенные семьи и судьбы, не сбывшиеся мечты, ужасные страдания и море слез. Задумайтесь только на секунду, ведь на месте героинь может быть каждый из нас.
Эпилог
С тех пор прошло 40 лет. Автор едет на встречу выпускников в родной город. Из их большой компании живы только Зина, Пашка Остапчук и Валька. Шефер погиб, подрывая мост, Жора был летчиком и не вернулся с войны. Ромахин руководил подпольем, связным которого была Искра. Обе Поляковы были повешены немцами.
У Зины родилось двое сыновей — Жора и Артем. Стамескин выбился в люди, стал директором авиазавода. А Пашка, носивший прозвище Эдисон, теперь часовщик, хотя в детстве ему пророчили судьбу великого изобретателя.
Так оканчивается повесть «Завтра была война» Васильева. Краткое содержание, разумеется, не может передать эмоций и силы оригинала, но дает представление о сюжете и героях.
Анализ повести «Завтра была война» Бориса Васильева Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» посвящена последнему предвоенному году в России. Точнее, последнему предвоенному учебному 1940 году, поскольку главные герои повести – школьники, ученики девятого класса в маленьком городке.
Шестнадцатилетние в 1940 году – это то самое поколение, которое родилось сразу после революции и гражданской войны. Все их отцы и матери так или иначе участвовали в этих события.
Следовательно, эти дети выросли с двойственным чувством: с одной стороны, им жаль, что гражданская закончилась до них, что они не успели принять в ней участие, а с другой – они искренне верят, что на них возложена не менее важная миссия, они должны сохранить социалистический строй, должны совершить что-то достойное.
Жажда личного подвига
Это поколение, живущее с мечтой о личном подвиге, который должен принести пользу родине. Все мальчишки этого класса хотели стать командирами Красной Армии, чтобы не отставать от своих отцов.
Главная же героиня повести, комсомолка-активистка Искра Полякова, яростно отрицает для себя личную жизнь и личное счастье, мечтая о гордом духе слова «комиссар».
Другие девочки класса не разделяют ее активной позиции, хотя также верят в коммунизм. Но мечты у них другие: и веселая хохотушка Зиночка Коваленко, и рассудительная Лена Бокова, и мечтательная Вика Люберецкая – для всех них важнее их собственное счастье, важнее любить и быть любимыми.
Однако ни одна из этих мечт не может полноценно реализоваться в Советском союзе 1940 года, где свирепствуют репрессии и контроль над обществом, где скоро начнется война.
Борьба за человеческое достоинство и справедливость
Кульминация этой повести – момент ареста отца Вики Люберецкой, крупного авиаконструктора. Вику после этого объявляют «дочерью врага народа», в школе начинается травля девушки. Не желая предавать своего отца и отрекаться от него, как того требовала комсомольская организация, Вика кончает жизнь самоубийством.
Не она одна стремится защитить справедливость. После известия об аресте отца Вики ее одноклассники, вопреки запретам школы, отправляются поддержать девушку, т.к. считают, что она-то точно ни в чем не виновата.
Артем Шефер дерется на «дуэли» с десятиклассником, разболтавшим эту новость по школе. После гибели Вики директор школы Николай Григорьевич специально отправляет ее одноклассников на похороны, где больше никого нет.
Особенно интересен в той повести характер главной героини, Искры Поляковой. Если вначале она была классической комсомольской активисткой, свято верящей в правое дело партии, то после событий, связанных с Викой, она постепенно меняет свою позицию: начинает верить, что и партия, и школа, и комсомол иногда могут быть не правы.
В эпилоге повести показано, что всем ребятам действительно удалось воплотить свою юношескую мечту о подвиге. Воплотили они ее на фронтах Великой Отечественной войны, и трагически – почти все ученики бывшего 9 «Б» погибли. Повествование же во вступлении и эпилоге ведется от лица якобы их одноклассника – самого Бориса Васильева.