Размышления о русском народе
К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.
Гоголь, рисуя разгул на пристани, поднимается до воспевания народной жизни. Живая сила русского народа подчеркнута также в стремлении крестьян избавиться от гнета. Бегство от помещиков, убийство заседателя Дробякина, ироническая издевка народа над «порядками» — проявления протеста, которые упоминаются в поэме хотя и бегло, но настойчиво. Воспевая национальный характер и русский народ, Николай Васильевич никогда не опускается до тщеславия.
Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.
Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль — во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова. Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.
Популярные сегодня темы
Абадонна появился тут же из стены. Это был худой и очень бледный человек в темных очках. Маргарита при его появлении почувствовала что-то жуткое, что даже вскрикнула и уткнулась лицом в ногу Воланда
Художественная деталь – это прекрасный инструмент для передачи характера персонажа
Мы и сами в жизни обращаем внимание на детали, делаем по ним выводы. Хотя чаще, по-моему
Римский Григорий Данилович — второстепенный герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита». По профессии он финдиректор Варьете — театра, где тёмный маг Воланд со своей свитой устраивает представления.
Произведение Леонида Андреева Кусака рассказывает нам о несчастной бездомной собачке по кличке Кусака. Эта милое животное живёт на улице и питается, чем попало, но в один прекрасный для неё момент, Кусаку забирают к себе на дачу добрые люди
Образ Руси в поэме стоит наравне с ключевыми образами: Чичиковым, Маниловым, Собакевичем, Коробочкой, Плюшкиным. Можно даже сказать, что все портреты помещиков также играют на создание полной картины
Гоголь — патриот
Посвященные России, русскому народу лирические страницы являются, пожалуй, лучшими в «Мертвых душах». Чернышевский, говоря о высоком патриотизме Николая Васильевича, писал, что Гоголь считал себя человеком, который должен служить отечеству, а не искусству. Образ Руси в поэме «Мертвые души» свидетельствует о том, что будущее страны, действительно, волновало писателя. Безусловно, Николай Васильевич Гоголь является истинным патриотом.
/ / / «Вся Русь» в поэме Гоголя «Мертвые души»
Толчком к написанию поэмы « » было необъяснимое желание автора раскрыть описание Руси, проехать вместе со своим героем по городам и губерниям России, обличить персоны торжествующих чиновников и помещиков, которые правили жизнью крепостных людей. Название гоголевской поэмы имеет двойное значение.
Во-первых, оно говорит о тех крестьянских душах, которые скупал Чичиков для совершения своей аферы. В те времена, с крестьянами обходились очень жестоко. Помещики могли не только продавать их мертвые души, а еще при жизни проигрывать их в карты или казино, обменивать или дарить, словно вещи или предметы.
Во-вторых, к мертвым душам можно отнести всех тех помещиков и чиновников, которые представлены нам на страницах поэмы. Их внутренний мир пуст, их душа черства, а существование бессмысленно. Поэтому, можно смело заявить, что такие люди, тело которых еще живо, уже давно умерли.
В своей поэме, полностью отказывается от любовного сюжета. Он пытается показать весь тот ужас и грязь жизни России того времени. И чувства любви здесь совсем не уместны. В обществе царит денежная увлеченность и зависимость, которая полностью поглощает все остальные качества человека.
Если обратить внимание на персону главного героя, то можно сказать, что Павел Иванович достаточно умный и смышленый человек. Но, все его положительные качества поглотились огромным желанием накопить побольше денег
А про образы помещиков вообще говорить нечего. Одни витают в облаках и своих мечтах, другие тупеют на глазах от своей жадности, третьи сплетничают и скандалят. И всех их объединяет одна цель – накопить богатство и спрятать его под подушкой.
Последовательное знакомство читателя с помещиками поэмы не случайно. Н.В. Гоголь выстраивает цепочку, по которой мы передвигаемся все дальше и дальше, в дебри помещичьей жизни. Мечтательный Манилов, затем глупая Коробочка, после нее наглый Ноздрев. Далее образ Собакевича, который похож на медведя, и в конце – потерянный Плюшкин, который и вовсе перестал быть подобен человеку. Дополняют персоны помещиков и чиновники, которые безнаказанно творили все, что им пожелалось – бездельничали, брали взятки, нарушали законы.
Параллельно с управительской Россией, Н.В. Гоголь дает характеристику и народной Руси. Простолюдивые крестьяне, в образах дяди Митяя и дяди Миняя, Селифана и Петруши, совершенно безразличны к своим жизням и судьбам. Одни любят выпить, другие преданно услуживают хозяевам. И такая судьба была у большинства населения России того времени. Были среди них единицы, мастера своего дела. Это каретник Михеев, сапожник Максим Телятников. Но, таких людей было очень мало. Поэтому, Н.В. Гоголь очень тужит по настоящей русской душе и верит, что она все-таки возродится в народе и возьмет вверх над жадностью и властью денег.
Любовь к России
«Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного, прекрасного далека тебя вижу»
Автор оттачивает каждое слово, характеризующее Русь: сверкающая, чудная, незнакомая. Красота природы, стремительное буйство красок противопоставляется застою жизни в поместьях бездушных дворян. Трудолюбие крестьян, их талант и свободолюбие описаны с восторгом. Гоголь верит, что русский мужик способен изобрести то, что выведет страну на новый путь.
Автор спрашивает: «
Русь, куда ж несешься ты?».
В образе России соединяются две души: мертвая и живая. Верх одерживает живой и бойкий ум русского труженика, воина и богатыря. «Умирают» и становятся слабыми и безвольными лентяи, грубияне и транжиры. Пусть сегодня они еще порабощают и властвуют, но светлое будущее близко, оно уже витает в воздухе. Гоголь верит, туман скоро рассеется, откроется широкая дорога к счастью. Русь снова воспрянет и заставит меняться всех своих жителей.
Несколько интересных сочинений
В моей семье много традиций и некоторые из них даже кажутся мне странными. Я считаю, что у каждой семьи должны быть свои традиции, так как именно они объединяют родных людей. Традиции позволяют нам услышать голос предков, почувствовать их рядом с нами.
Произведения Ф. Достоевского подарили миру не мало ярких и интересных персонажей, взять хотя бы бедного студента Раскольникова, но особое значение в творчестве гениального писателя всегда занимали женские роли
Произведения Максима горького всегда отличались особенным стилем написания. Автор с лёгкостью соединяет сказку и реальность. Рассказы старухи Изергиль прямое тому доказательство. Но значение этих сказочных рассказов
Одним из основных персонажей произведения является мальчик по имени Володя, представленный писателем в образе типичного городского жителя, гостившего в деревне на летних каникулах.
Улица моего детства запомнится мне на всю жизнь. Я и сейчас живу на ней, но могу с уверенностью сказать, что даже когда я уеду, и буду жить очень далеко, я буду вспоминать её так, как будто вижу её воочию, прямо сейчас.
Могучая сила русского мужика
Чичиков, устами Гоголя, рассуждает о народе, изучая список купленных им крестьян. В списке нет живых, но автор так представляет каждого, что их образ встает перед читателем. Причем умерших увидеть легче, чем помещиков, расплывшихся от изобилия еды или высохших от жадности. Гоголь показывает тяготы жизни простого народа. Крепостная неволя, унижение приводят к побегам. Свобода дается не каждому. Большинство попадают в еще большую кабалу. Удивительно то, что стремление быть свободным в мужиках не умирает. Крестьяне борются за свои права – убийство Дробяжкина. Гоголь подчеркивает одну черту – бойкость. Она во всем – в движениях, в уме, в таланте.
Великий классик верит в народ. Автор создает образ, вышедший за пределы текста – птица-тройка.
Сочинение на тему: Русь в поэме «Мертвые души».
Все материалы с раздела: Сочинение по поэме «Мертвые души»
Гоголю, как истинному патриоту своей, не была чуждой тема Руси, а вместе с ней и тема народа. Эти темы писатель поднимает и в поэме «Мертвые души». Что ждет Россию в будущем? Именно этот вопрос и задает Гоголь своим читателям.
Побывав в усадьбах помещиков, читатель ясно представляет себе картину жизни крепостных крестьян. Везде нищета, тяжелые условия существования: «… бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето… Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном…» Люди «мрут как мухи», некоторые спиваются, а некоторые бегут от безысходности. А ведь со своих деревенек помещики получают неплохой доход. Например, Коробочка торгует пенькой, салом, медом. Кроме того, помещица спокойно приторговывает не только продуктами питания, но и крестьянами. При барыне находится девочка-подросток Пелагея. Растет она как трава при дороге. Барыня проявляет своеобразную заботу о девочке: «… только ты смотри: не завези ее, у меня уже одну завезли купцы». Что значит для Коробочки Пелагея? Не больше, чем вещь.
Представленные в поэме образы помещиков являются типичными для людей этого сословия. Они – владельцы людских душ. К своим крепостным они относятся как к рабам. Крепостники имеют право распоряжаться судьбами людей, они могут их продавать или покупать. В «Мертвых душах» перед читателем представлен обобщенный народный образ. Сколько несчастий ему уготовано: болезни, плохие урожаи, самодурство помещиков…
Гоголь показывает нам положительные качества русского крестьянина, ведь родиной его является не чиновничья Русь и не поместная, а народная. Автор рассуждает о том, что ждет Россию в будущем, каково ее настоящее при помощи абстрактно-символических образов и мотивов: «Русь моя», «чудо дорога» и пр. Он поражается силой и меткостью народного слова: «Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство…»
Гоголь создает свой образ Руси, который притягивает «тайной силой». Он уверен в том, что ждет Россию «чудное, прекрасное далеко». Благодаря ярким эпитетам перед читателем предстает удивительная и неповторимая красота русской земли: « у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..» «Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» В этих риторических вопросах, которые писатель задает и себе самому, и читателю заложена неподдельная любовь Гоголя к России. Он не пускает в образ России Чичиковых, Коробочек, Маниловых и Собакевичей, потому что это люди, наделенные слабостями и пороками, а не эпическими качествами.
Поэма заканчивается своеобразным гимном русской дороге, которая является источником «чудных замыслов, поэтических грез». Писатель убежден, что тройка- Русь стремительно мчится к духовному преображению, что скоро появятся «души живые», которые смогут спасти Русь.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: Сочинение по поэме «Мертвые души»
Описание Живой руси в поэме
Гоголь описывает Русь как многострадальное, бедное государство, которое истощили все ранее пережитые препятствия и собственный алчный народ. Однако гоголевская Русь полна сил и энергии, которые еще теплятся в ее душе, она бессмертная и полна могущества. С большим писательским мастерство в поэме изображен русский народ.
Мы знакомимся с обездоленными крестьянами, бесправными людьми, великими тружениками, которые вынуждены терпеть гнет таких помещиков, как Манилов, Собакевич и Плюшкин. Приумножая богатство помещиков, они живут в нужде и бедноте. Крестьяне — безграмотные и забитые — однако никак не «мертвые».
Обстоятельства заставили их приклонить свои головы, но не окончательно покориться. Гоголь описывает истинно русских людей — трудолюбивых, смелых, выносливых, которые долгие года, не смотря на утеснения, сохранили свою личность и продолжают лелеять жажду свободы. Русский народ в произведении является отображением своего государства. Он не мириться с рабским положением: некоторые крестьяне решаются на побеги от своих помещиков в Сибирскую глушь и на Поволжье.
В десятой и одиннадцатой главе Гоголь поднимает тему крестьянского бунта — группа заговорщиков убила помещика Дробяжкина. Никто из мужиков на судебном заседании не выдал убийцу — это говорило в первую очередь о том, что народу было свойственно понятие чести и достоинства.
Описание жизни крестьянства приносит нам понимание того, что Русь в поэме Гоголя — по-настоящему живая, полна внутренних сил! Писатель свято верит в то, что наступит момент когда святая и праведная Русь скинет из себя таких алчных гнилых личностей подобных Плюшкину, Собакевичу и другим, и засияет новыми огнями чести, справедливости и свободы.
Русь и простой народ
У России есть великая история. Гоголь с любовью рассказывает, что было сотворено российским человеком. Описываются прекрасные города, здания и дворцы. Молодые люди во все времена стремятся в столицу за образованием, за службой, навстречу лучшей жизни.
Тяготы Российского общества
Опасная чарующая природа похожа на произведение искусства, она обнимает архитектурные сооружения, заглядывает в небесную высь и теряется среди облаков. В произведениях Гоголя образ России всегда величественен и торжественен. Природа укрывает ветхие домики, расставленные по большой стране. Создание образа России у Гоголя в поэме «Мертвые души» осуществляется при помощи поэтичных описаний роскошной живописи всего внешнего.
Но в Российском государстве всегда есть противоречия и конфликты. Люди длительное время находились под гнетом, поэтому пока еще обычной жизнью на Родине жить не умеют. Народ никому не верит: крестьяне погружаются в собственную работу, запивают горе огненной водкой, погибают в кабаках.
Привилегированное дворянство принимает за патриотизм строительство своих домов на русский манер. Ежедневно организуются в огромном количестве благотворительные общества, но почти сразу же расформируются. Государство крепко держится за прошлую жизнь, полагая, что былые времена были примером процветания. Автор убежден: прошлое составляет ценность лишь для богатых сословий с «мертвыми душами».
Предназначение русского населения
Николай Гоголь критикует нравы и устои, закрепившиеся в стране. Писатель готов безжалостно бичевать словом развращенное дворянство. Образ России в «Мертвых душах» возносится горделиво над другими героями поэмы. Российскую землю не сломит низкое душою дворянство, ее непременно ждет подъем и величие.
Русская земля:
- талантливая;
- великая;
- живая.
Автор прерывается от рассказов о помещиках лирическими описаниями красоты Руси: чудесной, сверкающей, малознакомой. Писатель пишет: «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал?» Птица-тройка, летящая на просторе — символ Руси. Она свободна, могущественна, непобедима. Гоголь восторгается Россией. Он описывает любовь к труду крестьян, их особый талант.
https://youtube.com/watch?v=hmGfLgUZZuk
Поэма в прозе
Русь, по замыслу Гоголя, описывалась в трех томах. Первый – российская действительность, второй – возрождение чичиковых, третий – великий расцвет общества. Замысел так и остался в уме писателя. Первый том – все, что осталось читателям. От второго тома есть частичные сцены, а третий так и не был начат. Почему автор изменил свое решение? Возможно, уже в первой части есть все, что хотел Гоголь донести своим словом. Может быть, персонаж вышел из-под пера немного не таким, каким был задуман. Вариантов множество. Читатель имеет право сам решить, почему нет продолжения сюжета
Важно то, что поэма получилась законченной. Ощущения, что следует еще что-то написать, нет
Автор оставляет на суд читателя судьбу всех персонажей, дает простор мышлению и позволяет самостоятельно найти им место в будущем.
Вариант 3
Федор Долохов – один из второстепенных персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Это молодой человек двадцати пяти лет из обедневшей дворянской семьи. Долохов внешне привлекателен, у него атлетическая фигура. Глаза красивые, но взгляд отталкивающий, холодный. Умен, получил хорошее образование. Вся его семья – мать и сестра, которых он очень любит. У него нет связей, ему приходится в жизни надеяться только на себя. Долохов состоит на службе в гвардейском полку. Для него служба в армии – возможность обеспечить свое будущее. Он напрягает все силы, чтобы быть в высшем обществе равным, и для этого играет роль светского льва. Пользуется расположением к себе нужных людей.
В начале романа мы видим Долохова в компании с Анатолем Курагиным. Эта компания проводит время в кутежах, попойках, карточных играх. Долохов слывет в обществе повесой, дуэлянтом, нравится женщинам. Из-за своих выходок он разжалован в солдаты. Во время военных событий 1805-1807 годов Долохов проявляет себя на фронте по-геройски, но действует в корыстных целях – ему необходимо вернуть офицерское звание. Вернув офицерское звание, он отправляется на Кавказ и в Персию. Никто толком не знал, чем Долохов там занимался. После возвращения в Москву продолжаются кутежи, происходит дуэль из-за любовной связи с Элен Безуховой и следует новое понижение в чине. Когда начинается война с Наполеоном, Долохов – рядовой солдат. Ему надо отличиться, чтобы выслужить прощение
Долохов не знает страха смерти, он действует отважно. Позднее Долохов попадает в партизанский отряд, где действует очень жестоко по отношению к французам, в разведке ведет себя бесстрашно
Образ Долохова сложен, противоречив. С одной стороны, он трепетно относится к матери и сестре, нежно – к Соне, Пете. С другой – мстителен, жесток. За добро Пьера Безухова он платит тем, что позорит его, соблазнив его жену Элен. Сдружился с Николаем Ростовым за время выздоровления после ранения на дуэли, был с ним предельно откровенен, рассказав о своих мечтах. А потом сводит с Ростовым счеты, с помощью обмана обыграв его в карты. Мстит Николаю из-за того, что Соня любит его. Понятие дружбы у Долохова не существует. Он может манипулировать людьми, как в случае с Анатолем Курагиным. Долохов помогает ему в подготовке к похищению Наташи Ростовой. Он авантюрист, для него это очередная игра. А в последний момент пытается отговорить Анатоля от этой опасной затеи и в результате спасает.
Долохов одинок и озлоблен. Одни находят путь в служении добру и справедливости, а Долохов избирает путь циника. Автор осуждает в нём ложное геройство и личный эгоизм.
Сочинение на тему Долохов
Внешнее описание
Молодой офицер очень красив собой и правильно сложен фигурой. Его возраст приблизительно 25 лет. Усов у него не было, как впрочем и у любого офицера пехоты. Его замечательные волосы спускались по воротнику рубахи. У него мощное телосложение, примерно средний рост. В целом был строен, довольно ловок и широк в плечах. Голос Долохова был весьма твёрд, говорил он неспешно, с расстановкой. В общем можно сказать, что Фёдор Иванович имел достаточно привлекательную наружность.
Военная карьера
Для этого молодого человека воинский долг является прежде всего самовыражением, возможностью выделиться воинскими заслугами. Он отлично справляется со своими обязанностями, но делает всё это не ради патриотизма, а ради славы и возможности разбогатеть. Офицер служит в элитном полку, называвшемся Семёновским. Но из-за постоянных развлечений и дуэлей частенько бывает лишён офицерского чина, после чего ему приходиться снова его заслуживать. В войне 1805-1807 годах Фёдор проявляет героизм поступков, но побуждают его к этому только желания обогатиться и сделаться известным. Его любовные похождения с Безуховой приводят к неминуемой дуэли, после чего его звание снова понижают. Во время войны с Французами и императором Наполеоном он служит обычным рядовым солдатом. Служение в армии идёт опять-таки одной и той же дорогой – восхождение к высшим чинам и деньгам.
Личные черты характера
Долохов по-особенному обходится с женским полом. Женщин он буквально сводит с ума своими выходками. Они часто мечтают о нём
Данный образ действий привлекает к нему внимание личностей различных чинов. Его стали назвать не иначе как “кутилой” и вспыльчивым дуэлянтом
Убить человека на дуэли не составляет ему большого труда. Ему чудится, что абсолютно все должны его уважать и держаться в страхе от него. Также одно из его любимых занятий это карточные игры. Очень скоро его стали звать шулером и нечестным игроком. По жизни молодой человек довольно наглый нахальный. Его дерзость проявляется не только к обычным людям, но командирам полка. Ещё он очень хитёр и может обвести глуповатого человека.
Фёдор Иванович необычный персонаж. Он воспринимается как гуляка, кутейник, нахал и дуэлянт.
Русское слово
Гоголь любит русскую речь. Он благосклонен к французским словам и выражениям, но веское хлесткое слово мужика чаще ярче иноземных фраз. В поэме нет чуждого языка, все народное исконное.
Интересны фамилии персонажей. Где-то они выглядят гротескно, кто-то может посмеяться над ними, но в них умение народа выхватить самое веское и живое из окружающего.
- Завалишин – желание завалиться на бок;
- Полежаев – любовь к отдыху;
- Сопиков – тихое посапывание носом во время сна;
- Храповицкий – мертвецкий сон с «захрапами», свистом носом.
Гоголь указывает слова, которые творят «чудеса над русским человеком». Одно из таких слов – вперед. Русские призывы поднимают восстания, глубоко западают в душу. От русского слова бросает в дрожь. Одним словом русский народ может дать характеристику целому сословию.
Русь в произведении Мертвые души
Одним из центральных образов является в поэме Николая Васильевича Гоголя является Русь. Гениальный писатель сумел в своем произведении показать целую эпоху страны. Русь рассматривается настолько правдиво насколько это возможно. В поэме можно рассмотреть разнообразные истинные человеческие характеры, пейзажные картины, огромные просторы всей Руси.
Николай Васильевич начал работу над произведением “Мертвые души” в далеком 1835 году. Любопытно что именно Александр Сергеевич Пушкин подсказал писателю сюжет. Сам Гоголь много раз отмечал масштабность и глобальность своего замысла. В Мертвых душах писатель изобразил самые актуальные и наболевшие вопросы жизни своего времени. Он указал на распад крепостного строя раскрывая тем самым трудное положение простых крестьян. Образ Руси беспрерывно связан с народом. Само наименование поэмы несло в себе большой внутренний смысл, и также “наводило ужас”, как говорит Герцен. Дорога в “Мертвых душах” это место, по которому колесит чичиковская повозка. В известной одиннадцатой главе, дорога с быстро летящей по ней бричкой превращается в необыкновенный путь, по которому также стремительно несется Русь посреди других стран. В подтверждение вышеизложенного можно выделить такие строчки как: Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа.
Манилов, Коробочка, Ноздрев, Чичиков уже давно потеряли свои души. К сожалению, таких людей можно встретить и в современном мире. Белинский описывает Манилова как сентиментального размазню. Конечно же он не опасный и довольно-таки вежлив и воспитан. Главная его мечта — это благополучие в жизни. Однако это всего лишь пустой внутренне человек, который умеет только говорить красивые слова при этом нечего не делая. Следует отметить, что, Николай Васильевич старается не разделять народ от бюрократов в виде чиновников и помещиков. Ярким персонажем являлся Ноздрев. Его характеризовали такие качества как: грубость, нахальность, не принципиальность, циничность. Собакевич представляет печальный и нелегкий крепостное устройство. Это человек старой закалки, то есть непоколебимый помещик, нагло обнажая свою бесцеремонную и грубую натуру. Для него нет нечего святого, особенно научное развитие и достижение народом малой капли просвещения. Плюшкин выдающийся пример утраты всего человеческого. Жадность стал его главной одержимостью. Образ Плюшкина далеко не комичный, а скорее всего драматический.
В заключении можно сделать вывод о том, что “Мертвые души” это хорошее справочник при знакомстве с Россией начала 19 века. Белинский отмечал, что шедевр Гоголя отличается чистой, русской и народной направленностью.
Сочинение на тему: «Мертвые души» — поэма о России
Сложно представить писателя, который бы в своем творчестве не затронул тему Родины, и не попытался раскрыть образ России. Каждый из них ставил перед собой цель донести до читателя истину, стараясь изображать правду. При этом у каждого писателя имеется работа, которая стала смыслом всей его творческой деятельности, делом его жизни. Для Гоголя его выдающимся творением стала работа с названием Мертвые души, которая стала поэмой о России, о ее величии и ее пороках. Любопытно, что хоть поэма и изображала Россию девятнадцатого века, но многих персонажей можно встретить и по сей день.
Мертвые души — поэма о России
Сюжет произведения Гоголь строит на основе путешествия по усадьбам помещиков, куда отправился главный герой Чичиков, с целью выкупить души уже умерших крестьян с последующим их заложением в Опекунском совете, под видом живых. Таким образом герой продумал схему обогащения на умерших крестьянах.
Совсем немного времени проходит с момента, как Чичиков въехал в город, однако за этот небольшой период времени мы успеваем увидеть всю страну с разных сторон. С тем, что произведение Мертвые души поэма о России, согласились многие критики, назвав работу писателя русской Илиадой, или же социальной сатирой на Русь крепостную. С ними согласны и мы, ведь Гоголь раскрывает как тему будущего, так и настоящую жизнь страны. С одной стороны автор беспощадно бичует общественный порядок, и тут же полностью убежден в том, что будущее страны будет славным.
Мы видим образ России, как олицетворение чего-то великого, на которое способен народ. При этом образ России полностью окутан авторской любовью и патриотичностью Гоголя. Посвятив поэме семнадцать лет, писателю не удалось до конца осуществить свой замысел, и на свет появился лишь первый том. Несмотря на это, работа писателя стала настоящим шедевром и поэмой о величии России, в которую верил Гоголь. Он верил в лучшую судьбу Родины, поэтому стремился обличить тех, кто препятствовал развитию России, тех кто сковал творческие силы народа.
Образы Собакевича, Чичикова, Манилова, Плюшкина, Коробочки — это типичные люди своего времени, которые не могут стать воплощением разума и проявить свою творческую энергию, так как они нищие духом. Мало того, души этих людей давно стали мертвыми, несмотря на то, что они продолжают жить. Показывая персонажей в порядке возрастания моральной деградации, Гоголь изображает омертвение их душ. Ведь поначалу каждого из них мы видим обходительными и мечтательными, как Манилов, или же хозяйственными и гостеприимными, как Коробочка. Но стоит с ними познакомится поближе, как в их образе мы замечаем паразитизм, безволие, жадность и скупость. Ноздревы прожигают свою жизнь в кутежах и дебошах, имея целью нагадить ближнему даже без причины. Собакевичи давно одичали, став грубыми и циничными. Завершает же автор образы героев описанием Плюшкина и его жизни. Вот этот персонаж является примером последней степени деградации человечества.
Изображая в Мертвых душах Россию, автор рисует и образы крестьян, многие из которых являются не лучшим примером. Но для простых людей Гоголь находит хорошие слова, чем доказывает, что в стране все-таки можно найти и светлую сторону. И писатель в это верил, поэтому изображая Россию помещиков и Россию крестьян, автор создает и третий образ. Русь-тройка мчится вперед. Туда, где не будет чичиковых, коробочкиных, и тем более, плюшкиных.