Кто главные герои романа мастер и маргарита

Образ и характеристика кота бегемота в романе мастер и маргарита булгакова сочинение

Демон Фагот — Коровьев

Чем еще запоминается Воланд и его свита читателям романа? Конечно же, ярким персонажем является представитель демонов, подчиненных дьяволу, Фагот, он же Коровьев. Это первый помощник Воланда, рыцарь и черт в одном лице. Коровьев представляется жителям Москвы переводчиком, служащим при иностранном профессоре, и бывшим регентом хора церкви.

Версий происхождения фамилии и прозвища этого персонажа несколько. Он связан и с некоторыми образами творений Ф. М. Достоевского. Так, в эпилоге романа «Мастер и Маргарита» в числе задержанных полицией людей из-за сходства фамилий с Кровьевым, упоминаются четыре Коровкина. Здесь, видимо, автор хотел указать на персонажа из повести Достоевского под названием «Село Степанчиково и его обитатели».

Также прототипами Фагота считается ряд рыцарей, являющихся героями некоторых произведений разных времен. Не исключена и вероятность того, что образ Коровьева возник благодаря одному из знакомых Булгакова. Прототипом демона мог стать реальный человек, слесарь-водопроводчик Агеич, который был редким пьяницей и пакостником. Он неоднократно упоминал в разговорах с автором романа о том, что в юношеские годы был одним из регентов хора в церкви. Это, видимо, и отразил Булгаков в ипостаси Коровьева.

Характеристика образа

В конце романа Бегемот предстаёт перед читателем в облике печального пажа, обречённого на вечные скитания со своим господином. Б. М. Соколов указывает на возможную аллюзию на «легенду о жестоком рыцаре» из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова» (1928). Литературовед А. Барков высказал предположение, что «прототипом юного рыцаря-пажа в облике кота Бегемота» был профессиональный пианист Николай Буренин, он же член вооружённого подполья РСДРП(б) «Герман».

В финале Бегемот, как и другие представители потусторонних сил, исчезает перед восходом солнца в горном провале пустынной местности перед садом, где уготован вечный приют Мастеру и Маргарите — «праведным и избранным».

Речная лошадь

На лунарный символизм булгаковского кота, кроме его цвета, должно намекать также его имя — Бегемот. Обычный бегемот — огромное животное, проводящее большую часть своей жизни… в воде. А на сушу выходит только для кормежки и то лишь… ночью. Поэтому в некоторых языках название этого водного животного имеет связь с водой: речная лошадь и нильская лошадь. Бегемот – второе по массе, после слона, наземное животное в мире. Если слон – сухопутное животное, то бегемот — водное.

Бегемот — образ Луны

Отступление в сторону соларного символизма. Слон – символ Солнца, а бегемот – Луны. Само слово «слон» произошло от слова «солнце», вернее, «слонце». Именно с помощью корня слън-slon-slun в некоторых словянских языках образуется слово, обозначающее дневное светило. Слово «слонце» означает небольшой слон. Сравните слова с подобным уменьшительным суффиксом: оконце (от окно), зеркальце (от зеркало), копытце (от копыто). Откроем Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.

Похождения кота

  • Бегемот — один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного чёрного кота. В Библии Бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот — одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны.
  • Бегемот — оборотень, может находиться в образе «громадного как боров чёрного кота с кавалерийскими усами, ходящего на задних лапах», но может также выступать в виде «низкорослого толстяка в рваной кепке», «с кошачьей рожей». В облике человека Бегемот устраивает переполох в здании Зрелищной инспекции, пожар в Торгсине и Доме Грибоедова, избивает Варенуху в общественном нужнике. Однако в подавляющем большинстве эпизодов выступает в кошачьем естестве, поражая людей совершенно человеческими манерами.
  • Бегемот в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причём уезжает от погони на сцепке трамвая; затем перед испуганным Стёпой Лиходеевым пьёт водку, закусывая её маринованным грибом; вместе с Азазелло избивает Варенуху.
  • Перед сеансом чёрной магии Бегемот поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровьева (Фагота) отрывает голову конферансье Жоржа Бенгальского, затем водворяет её на место; в конце сеанса, в разгар начавшегося скандала Бегемот приказывает дирижёру оркестра «урезать марш». После посещения Бегемотом кабинета председателя Зрелищной комиссии вместо самого председателя в его кресле остается лишь оживший костюм.
  • Поплавскому, посещающему квартиру покойного Берлиоза, Бегемот сообщает, что это он дал Поплавскому телеграмму в Киев, а также проверяет у того документы.
  • Бегемот крадёт из гроба голову Берлиоза. При появлении Маргариты в спальне Воланда Бегемот играет с хозяином в шахматы, причём, проигрывая, пытается прибегнуть к жульничеству, а также пускается в демагогические рассуждения.
  • Бегемот даёт сигнал к началу бала, а во время приёма гостей сидит у левой ноги Маргариты. Он пытается спорить с Маргаритой относительно того, повинен ли в детоубийстве Фриды соблазнивший её хозяин кафе. Во время бала Бегемот купается в бассейне с коньяком.
  • За ужином после бала Бегемот угощает Маргариту спиртом и пьёт сам:
  • Бегемот диктует Гелле справку для Николая Ивановича, ставит печать с надписью «уплочено», и вместе с другими встречает Маргариту. В дальнейшем он в квартире № 50 встречает с примусом в лапах пришедших с облавой чекистов, объявляет, что «кот древнее и неприкосновенное животное» и устраивает шутовскую перестрелку.
  • Вместе с Коровьевым он посещает магазин Торгсина и ресторан Грибоедова, причём оба визита также заканчиваются пожарами, устроенными Бегемотом. В сцене на Воробьёвых горах Бегемот издает свист, подобный ветру.
  • Во время последнего полёта он принимает свой истинный облик: «худенького юноши, демона-пажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире».
  • Деятельность Бегемота служит причиной того, что уже после исчезновения Воланда со свитой по всей стране начинают вылавливать и истреблять чёрных котов. Согласно тексту романа, их было уничтожено около ста.

История создания

Литературоведы до сих пор не могут дать точного ответа на вопрос, когда же Михаил Афанасьевич приступил к работе над своим мистическим произведением. Но принято считать, что черновые наброски писатель начал делать в 1928 году, причем первоначально роман рассказывал о Воланде и его сподвижниках, а вот любовная линия между мастером и Маргаритой была добавлена с последующими правками.


Михаил Булгаков

Булгаков лично «проиллюстрировал» цитату одного из героев: «Рукописи не горят». Из-за того, что религиозную пьесу литератора запретили в театре, он кинул в печь исписанные листы, однако большая часть материала уцелела.

Стоит сказать, что работа над произведением длилась с 1928 по 1940 годы, поэтому Михаила Афанасьевича можно смело поставить в один ряд с Александром Пушкиным, который трудился над «Евгением Онегиным» семь лет, и Иоганном Гете, чей роман «Фауст», подтолкнувший Булгакова на создание «Мастера и Маргариты», создавался с 1774 по 1831 годы.


Роман «Мастер и Маргарита»

Зимой 1940 года состояние здоровья Михаила Афанасьевича резко ухудшилось. Писатель стал терять зрение, а врачи диагностировали у него опасную болезнь – гипертонический нефросклероз. Поэтому возле постели Булгакова днями и ночами дежурила жена Елена Сергеевна, которая и продолжила работу над романом, записывая предложения под диктовку умирающего мужа.

Что касается животного-оборотня, то образ кота Бегемота был придуман неспроста. Наверняка поклонники колдовского романа догадались, что в произведении о Мастере и Маргарите запечатаны сатира и скрытый подтекст, а в образах главных героев без труда находятся скрытые символы и прототипы. «Булгаковеды» не способны дать единого ответа, что же стало источником вдохновения для создания любимого шута мессира, который не шалил, никого не трогал и починял примус.


Чудище Бегемот в книге И.Я. Порфирьева

Говорят, Михаил Афанасьевич прочел книгу И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». В этом произведении упоминалось о морском чудовище, но не о КтулхуГоварда Лавкрафта, а о Бегемоте, который обитает в неведомой пустыне. Чудище представлено в книге как существо с головой слона, которую «украшают» клыки и хобот. Также у демона огромный живот, толстые задние конечности и еле заметный хвост. Поэтому неудивительно, что подводного обитателя сравнили с парнокопытным млекопитающим из-за сходства во внешности.

Также на полке писателя лежал томик, который называется «История сношений человека с дьяволом», откуда Михаил Афанасьевич делал выписки

Поэтому стоит обратить внимание на демонологию, где Бегемот представляет собой демона, олицетворяющего смертный грех – чревоугодие, иными словами, обжорство. Вообще, Бегемот – это стандартное имя приспешника Сатаны. Демон Бегемот


Демон Бегемот

А вот вторая супруга мастера пера Любовь Белозерская говорила, что прототипом пушистого исчадья ада стал их домашний питомец по прозвищу Флюшка. Литературовед Мариэтта Чудакова считает, что один из «дальних предков» Бегемота – это придуманный Гофманом кот Мурр, такой же забавный и самодовольный.

Сотрудники театра Варьете

Степан Лиходеев

Степан Лиходеев — директор театра Варьете. Это сильно пьющий человек, который плохо выполняет свои обязанности. Воланд решил поселиться в его квартире, поэтому кот Бегемот и Азазелло забросили Стёпу Лиходеева в Ялту.

Римский Григорий Данилович

Римский Григорий Данилович — финансовый директор театра Варьете. Это злобный, нервный человек. Он очень умён: когда к нему пришёл Варенуха, ставший вампиром, Римский догадался, что это нечистая сила, так как не увидел от Варенухи тени.

Варенуха Иван Савельевич

Варенуха Иван Савельевич — театральный администратор. Это лживый, хамоватый, эгоистичный человек. Однажды он понёс по поручению финдиректора театра Римского в НКВД копии телеграмм от пропавшего Лиходеева. Встретив по дороге свиту Воланда, Варенуха оказался в «нехорошей квартире». Там Гелла превратила его в вампира. В этом обличии он покушается на Римского, но это ему не удаётся. Став вампиром, Варенуха мучается, ему не по душе быть нечистой силой, и Воланд, в конце концов, возвратил его в прежнее состояние. Испуганный Варенуха просит милиционеров поместить его в бронированную камеру. После своих страшных приключений Варенуха стал очень вежливым, отзывчивым человеком.

Жорж Бенгальский

Жорж Бенгальский — конферансье театра Варьете, хорошо известный жителям столицы. Человек неумный, ограниченный. Слова Воланда о том, как изменилась Москва, он комментирует публике так, что Коровьев сообщил зрителям, что конферансье попросту врёт. За эту ложь кто-то из публики предложил оторвать Бенгальскому голову, что и сделал кот Бегемот. Но зрители пожалели конферансье, и по их же просьбе Воланд велел голову Бенгальского поставить на место.

Андрей Фокич Соков

Андрей Фокич Соков — буфетчик в театре Варьете. Он скопил огромные деньги на продаже в буфете осетрины «второй свежести» и других испорченных продуктов. Эти деньги он не тратит, а только копит. Воланд сказал, что Соков никогда их и не истратит, так как через девять месяцев умрёт от рака печени. Испуганный буфетчик бросился искать профессора, чтобы тот остановил рак.

Священное животное

В Древнем Египте кот был настолько «неприкосновенным животным», что убивший это священное животное подлежал смерти. А когда кошка умирала, то в доме объявлялся траур. Почему все так серьезно? Современному человеку может показаться такое отношение к кошкам странным. Ничего странного в этом нет, просто современный человек стал настолько приземленным, что для него любой символ и образ, не говоря уже об астральном символизме, — пустой знак.

Кот — неприкосновенное и священное животное во многих древних цивилизациях. И причина этого лежит в лунарном символизме. Например, В Древнем Египте кот (кошка) — образ лунной богини Бастет. В греко-римской культуре кот — спутник лунной богини Дианы. У скандинавов кот — атрибут лунной богини Фрейи, в ее повозку были запряжены коты.

Фрея — богиня Луны

Особенно египтяне в кошке души не чаяли. При пожаре первой спасали кошку, потом, если успевали, все остальное. Ей уступали дорогу на улицах. За убийство кошки полагалась смерть. Однажды (525 г. до н. э.) египтяне проиграли битву с персами, так как коварный персидский царь Камбиз применил истинно военную хитрость: первые ряды персов выставили кошек вместо щитов и египетские лучники не смогли стрелять!

Именно из-за лунарного символизма и символической связи кошки с богиней Луны средневековые садисты-инквизиторы, будучи служителями солнечного культа, объявили войну обычным кошкам, особенно черным. Таким образом, эти фанатики думали, что воюют с самой Богиней. Однако, согласно Закону причины и следствия (Карма), христиане пожали то, что посеяли. Вместо убитых невинных кошек, появились зараженные крысы, принесшие с Азии в европейские города бубонную чуму, которую позже назвали Черная смерть. Вот что для них стало значить воевать с Царицей ночи — Богиней Луны…

P.S. В качестве продолжения рекомендую посмотреть бельгийский документальный фильм под названием «Кошки Египта: от божества до убожества».

Кошки Египта: от божества до убожества

Watch this video on YouTube

Сим удостоверяю, что предъявитель сего Виктор Маевский написал упомянутую статью на предмет моего символизма, будучи привлечен в качестве консультанта по астральным символам.

Кот Бегемот

Вы точно человек?

Черный, здоровый, как бегемот… Стоящий на задних лапах… Я, кажется, русским языком спрашиваю, — сурово сказал кот… Бегемот, приложив грязный продранный рукав к глазу, воскликнул…

Фагот, равно как и наглый котяра Бегемот, растаяли в воздухе, исчезли, как раньше исчез маг… Оба обстреливаемые сейчас же растаяли в воздухе… Нет, я видеть не могу этого шута горохового… Бегемот находится именно там, валяя дурака, по своему обыкновению…

Очень хорошо, мессир, — ответили оба гаера… Салют, мессир, — прокричала неугомонная парочка… Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный… Что рубить дрова, — подхватил словоохотливый кот… А он, наглец, прямо к Прохору Петровичу и садится против него в кресло!.. А тот нахал, вообразите, развалился в кресле…

Ах, мошенник, мошенник, — качая головой, говорил Воланд, — каждый раз, как партия его в безнадежном положении, он начинает заговаривать зубы, подобно самому последнему шарлатану на мосту… Враки, как и всегда, — ворчал Азазелло , косясь на Бегемота… И интереснее всего в этом вранье то, — сказал Воланд, — что оно — вранье от первого до последнего слова… Коровьев и Бегемот чокались второй рюмкой прекрасной холодной московской двойной очистки водки…

На самом деле кот Бегемот — это демон, помощник сатаны Воланда: «… У нас в доме нечистая сила!.. Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны…

Интересные факты

  • В Советском Союзе к столетию со дня рождения Михаила Булгакова была выпущена почтовая марка с изображением кота Бегемота.
  • В городе Харькове установлен памятник Михаилу Булгакову и коту Бегемоту: писатель и член свиты Воланда сидят на лавочке.

Памятник Михаилу Булгакову и коту Бегемоту

Михаил Афанасьевич обожал домашних животных. Так, в доме писателя и его второй жены Любови Белозерской жила кошка по прозвищу Мука. Любовь к хвостатым писателю передала жена; правда, он первоначально в силу природной брезгливости не брал животное в руки. Первенца Муки назвали Аншлаг в честь театральных успехов автора «Мастера и Маргариты».

Внешность и характер

  • имеет пузо;
  • ходит на задних лапах, подобно чёрту на копытцах.

Неоднозначность характера Бегемота кроется в его умелом сочетании интеллигентности и коварности. Но большую часть персонаж показывает себя со стороны, склонной к хитрым и злым умыслам и поступкам. Он то и дело избивает других героев, доводит до безумия жителей Москвы, пьет водку, подшучивает над людьми, отрывает голову, убегает от сотрудников НКВД. Последний инцидент доказывает бессмертие и неубиваемость героя. Самое интересное, что все свои злодеяния Бегемот совершает с особым блаженством.

Кроме этого, кот показал себя необычайным обжорой, когда поглощал всё без разбора на своём пути. Именно обжорство Бегемота усилило предположение многих литературных исследователей по поводу возникновения самого персонажа, так как по демонологическим традициям смертный грех чревоугодия был свойственен бесу Бегемоту.

Домашний питомец

Скорее всего, имя своего персонажа Булгаков позаимствовал из Библии, античной или средневековой книги. Какой именно, теперь уже трудно выяснить. Разве что в ранних черновых записях к роману Бегемот имеет образ близкий к слону с «огромным телом и одутловатыми лапами». Но почему «огромный зверь» в итоге стал котом? 

В «Мастере и Маргарите» Бегемот – черный кот. В старых народных верованиях большей части Северной Америки и Европы черные кошки приносят несчастье и часто ассоциируются с ведьмами. В некоторых частях Китая черные кошки известны как разносчики голода.

Легендарный кот Бегемот в сериале «Мастер и Маргарита», 2005 год

Но был у Бегемота и вполне реальный прототип. Об этом в свое время рассказала вторая жена писателя Любовь Евгеньевна. По ее словам, прототипом Бегемота послужил их собственный любимец Флюшка, большой серый кот. Видимо, у питомца был тот еще характер.

На обложке: Фрагмент картины Алины Шварёвой «Кот Бегемот» / m-bulgakov.ru

Сходство Фагота с музыкальным инструментом

Музыкальный инструмент фагот был изобретен жителем Италии, монахом Афранио дельи Альбонези. В романе резко обозначается связь (функциональная) Коровьева с этим каноником из Феррары. В романе четко определены три мира, представители каждого из которых составляют некие триады согласно похожим качествам. Демон Фагот принадлежит к одной из них, в которую также входят: помощник Стравинского Федор Васильевич и Афраний, «правая рука» Понтия Пилата. Коровьева же сделал своим главным сподвижником Воланд, и его свита этому не прекословила.

Фагот даже внешне схож с одноименным, длинным и тонким, сложенным втрое инструментом. Коровьев — высокий и худой. А в своем мнимом подобострастии он готов складываться втрое перед собеседником, но только для того, чтобы позднее беспрепятственно ему напакостить.

Почему кота зовут Бегемот?

Интересно, что в ранних библейских книгах Бегемот не имел отрицательной окраски и был представлен просто как неведомое животное, символизирующее непостижимость божественного творения. По внешнему описанию он напоминал доисторического травоядного ящера — диплодока.

Впрочем, был среди прообразов персонажа и реальный кот — Флюшка, домашний кот Булгакова. Кроме того, некоторые черты Бегемота были явно позаимствованы у гофмановского кота Мурра, любившего предаваться философским размышлениям.

Собственно, чёрный кот издавна был символом сил зла. По распространённым поверьям, встреча с ним не сулила ничего хорошего, он приносил человеку одни несчастья. Поэтому чёрных котов в старину нередко уничтожали или прогоняли.

Следовательно, кот Бегемот — это некий собирательный персонаж, вобравший в себя черты различных персонажей и реальных людей. При этом он превратился в одного из самых оригинальных и запоминающихся литературных героев двадцатого века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: