Дворянство в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»
Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц.
(0 голоса, среднее 0 из 5)
Основными темами пьесы «Вишневый сад», написанной в 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и третья — тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани.
Прощание новой, молодой завтрашней России с прошлым, отживаю щим, устремленность к завтрашнему дню России — в этом заключается содержание «Вишневого сада».
Россия прошлого, отживающего в пьесе представлена в образах Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. При этом они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они так ничтожны и смешны. Раневская — в прошлом богатая дворянка, имевшая дачу даже на юге Франции в Ментоне, обладательница имения, «прекраснее которого нет ничего на свете». Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа имения с торгов! Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам имения способ спасения усадьбы. Он говорит, что нужно лишь разбить вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего сада, хотя она жить без него не может, она все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти имение. Продажа или сдача участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными. Но проходят торги и Лопахин сам покупает имение. И вот когда «беда» свершилась, то оказалось, что никакой драмы и беды для хозяйки вишневого сада нет. Раневская возвращается в Париж к своей нелепой «любви», к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может жить без родины. Драма с продажей вишневого сада вовсе не является для его обладателя драмой. Это произошло лишь потому, что у Раневской вовсе нет никаких серьезных переживаний, она легко может переходить из состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению. Так произошло и на этот раз. Она быстро успокоилась и даже заявила всем: «Нервы мои лучше, это правда».
А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо мельче своей сестры. Он способен сказать простые, искренние слова, со стыдом, поняв собственную пошлость и глупость. Но недостатки у Гаева доходят до карикатурных размеров. Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь. Гаев — жалкий аристократ, проевший свое состояние на леденцах. На протяжение всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они «ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают. Они — паразиты, лишенные силы снова присосаться к этой жизни».
Гаев представляет заключительный этап эволюции таких героев Чехова, как Иванов, Иван Иванович Чимша — Гималайский и им подобных героев «своего времени», не сумевших воплотить свои идеалы.
Несостоятельность дворянской либеральной интеллигенции в прошлом определила господство в настоящем людей, типа Лопахина.
Но на самом деле Чехов связывает будущее процветание с молодым поколением (Петя Трофимов и Аня), именно им предстоит строить новую Россию, сажать новые вишневые сады.
«Вишневый сад» — великое создание Чехова — драматурга, продолжившего традиции русских писателей. Еще Гоголь и Грибоедов хотели поставить комедию в один ряд с драмой и трагедией, осуждали пренебрежительное отношение к ней как к «низкому» жанру. Следуя их традициям, Чехов поднял жанр комедии на недосягаемую высоту.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Слушают, но не слышат
Один из вариантов ответа на вопрос «Почему «Вишнёвый сад» — это комедия?» звучит так: «потому что всё произведение построено на одном комическом приёме — изображении «всеобщей глухоты». Герои могут сколько угодно пытаться достучаться до окружающих, чтобы поговорить на животрепещущие темы, — их в лучшем случае неправильно поймут, а в худшем — заставят замолчать или вовсе не услышат. Вот, например, два диалога с участием Дуняши, которая не уверена, стоит ли ей выходить замуж за Епиходова, и пытается узнать мнение со стороны.
Первый:
Дуняша. А мне, Ермолай Алексеич, признаться, Епиходов предложение сделал.
Лопахин. А!
Дуняша. Не знаю уж как… Человек он смирный, а только иной раз как начнёт говорить, ничего не поймёшь. И хорошо, и чувствительно, только непонятно. Мне он как будто и нравится. Он меня любит безумно. <…>
Лопахин (прислушивается). Вот, кажется, едут…
Второй:
Дуняша. <…> Я скажу вам сейчас, одной минутки не могу утерпеть…
Аня (вяло). Опять что-нибудь…
Дуняша. Конторщик Епиходов после Святой мне предложение сделал.
Аня. Ты всё об одном… (Поправляя волосы.) Я растеряла все шпильки…
С одной стороны, «глухих» участников этих диалогов можно понять: Аня на момент разговора с Дуняшей «очень утомлена, даже пошатывается», а Лопахин — человек, в принципе не склонный к сантиментам. Да и Дуняша — всего лишь служанка. Несмотря на то, что действие пьесы происходит уже после отмены крепостного права, на рубеже XIX и ХХ вв., высокомерное отношение к прислуге никуда не делось. (Конечно, были и случаи дружбы хозяйки и её «девочки на побегушках» — например, Софья из пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» поверяет Лизаньке самые сокровенные тайны, но это скорее исключение, чем правило.) И всё равно безразличие Лопахина и Ани вызывает у читателя — или зрителя — недоумение.
И таких диалогов в пьесе — великое множество. Вот, например, Гаев говорит племяннице Вере о Любови Андреевне: «Она хорошая, добрая, славная, я её очень люблю, но <…> она порочна. Это чувствуется в малейшем её движении». Аня, стоявшая в дверях, не желает слышать горькой правды о матери — и говорит: «Тебя все любят, уважают… но, милый дядя, тебе надо молчать, только молчать. Что ты говорил только что про мою маму, про свою сестру? <…> Если будешь молчать, то тебе же самому будет спокойнее». И Вера тотчас же соглашается: «Правда, дядечка, вам надо бы молчать. Молчите себе, и всё».
Но главный диалог, который повторяется из раза в раз по одному сценарию, — это диалог между Лопахиным и Раневской (иногда в нём принимает участие Гаев) о способах спасти вишнёвый сад:
Лопахин. Простите, таких легкомысленных людей, как вы, <…> я ещё не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продаётся, а вы точно не понимаете.
Любовь Андреевна. Что же нам делать? Научите, что?
Лопахин. Я вас каждый день учу. Каждый день я говорю всё одно и то же. И вишнёвый сад и землю необходимо отдать в аренду под дачи <…>!
Любовь Андреевна. Дачи и дачники — это так пошло, простите.
Гаев. Совершенно с тобой согласен.
Лопахин. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили!
Такие сцены, особенно повторяющиеся из раза в раз, вызывают смех. И хотя смех этот грустный, даже нервный, — нельзя не признать, что происходящее действительно напоминает «комедию». Не в «чистом виде», а трагикомедию или комедию абсурда — и всё же…
Действующие лица
Действующих лиц «Вишнёвого сада» можно — хотя довольно условно — разделить на три группы:
«высокие» персонажи, ставящие идеологию выше чувств, призывающие окружающих к труду и сами готовые идти на жертвы ради светлого будущего: это 17-летняя дочь Раневской Аня и студент Петя Трофимов;
«средние» персонажи, руководствующиеся как голосом разума, так и чувствами: это сама Любовь Андреевна Раневская, её 24-летняя приёмная дочь Варя, брат Раневской — Гаев, а также Лопахин;
«низкие» персонажи — нелепые, вплоть до абсурда, типические фигуры, действительно скорее подходящие для комедии, чем для драмы. Это везучий Симеонов-Пищик, неудачливый Епиходов, эксцентричная Шарлотта, глуховатый Фирс, сентиментальная Дуняша и бесчувственный Яша.
Итак, Любовь Андреевна Раневская спустя пять лет возвращается в поместье, где провела целую жизнь (зайдя в детскую, главная героиня вспоминает: «Я тут спала, когда была маленькой»). В этом же поместье больше двадцати лет назад Раневская разрешила поселиться мужчине, с которым, вопреки воле родных, связала себя узами брака. Гаев рассказывает Варе, что его сестра «вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина», то есть у покойного Раневского своего дома не было. (Как же так получилось, что Любовь Андреевна привела в дом «нежеланного» супруга? Очевидно, её родители к тому моменту умерли.) Супруги жили неплохо, но не без проблем: Раневская вспоминает, что муж «делал одни только долги», а ещё «страшно пил».
Так или иначе, у женщины была ещё одна радость в жизни: дети. Сначала Любовь Андреевна удочерила Варю, через семь лет родила Аню, а затем ещё и Гришу. (Взять в семью девочку-сиротку, ещё не родив собственных детей, — выбор, безусловно, благородный, хотя и несколько странный, особенно для женщины, привыкшей к роскошной жизни. Так что этот факт говорит о Раневской как об исключительно неравнодушном человеке.) Супруги прожили вместе около двадцати пяти лет, а затем настала чёрная полоса. Раневский умер от пьянства, а через месяц утонул бедный Гриша, и Раневская бросила хозяйство на Варю, которой тогда было всего 19 лет, и уехала во Францию. Там она продолжила растрачивать наследство (в том числе продала дачу около Ментоны), а ещё обзавелась нахальным любовником, который только и делал, что тянул из неё деньги. «Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу», — признаётся Раневская «вечному студенту» Пете Трофимову.
Любопытный факт: на протяжении пьесы Любовь Андреевна получает от «камня» несколько телеграмм; первую она разрывает не читая, вторую читает, но потом рвёт, а следующие уже не просто читает, а всюду носит с собой — как будто это драгоценность.
Однако настало время возвращаться — тем более что из дома пришли тревожные вести: имение, скорее всего, продадут за долги. И вот Раневская бродит по дому со слезами на глазах; выглядывает в окно — и ей кажется, что по саду идёт её покойная мама в белом платье; родные и знакомые счастливы возвращению Любови Андреевны, и она может хотя бы ненадолго забыть о насущных заботах. Один только Лопахин (хотя и считающийся женихом Вари, но, кажется, влюблённый всё-таки в Раневскую) твердит, что нужно делать хоть что-то, иначе имение не сохранить. Но главная героиня не хочет его слышать. Как, впрочем, и другие персонажи. И по отношению не только к Лопахину, а ко всем — даже самым родным и близким.
Символика дворянства в пьесе
Пьеса «Вишневый сад» А.П. Чехова является ярким примером использования символики для передачи образа дворянской жизни. Это проявляется в многих элементах пьесы — от костюмов до диалогов персонажей.
Костюмы являются важным элементом символики дворянства в пьесе. Персонажи нередко появляются на сцене в выразительных нарядах, указывающих на их социальное положение. Так, Варя и Лопахин, представители разных слоев общества, имеют совершенно разные костюмы.
Дом Вишневого сада также является важным символом дворянства. Он отражает упадок и кризис в котором находилось дворянское общество в тот период. Дом является причудливым сооружением, которое недавно пришло в упадок и по требованию кредитора будет продан.
Диалоги персонажей также содействуют передаче символики дворянства в пьесе. Пересечение новых и старых общественных сфер в личности героев отражается в их диалогах. Их язык отображает место их нахождения в обществе, а также культуру и убеждения, приобретенные ими от их предков.
В целом, символика в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова играет важную роль в передаче портрета дворянского общества. Она помогает читателю или зрителю ощутить тонкое разделение социальных слоев и понять особенности жизни дворянства в конце XIX века.
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе
38 предложений/ 457 слов
Пьеса «Вишневый сад» вышла в свет в самом начале XX века и является своего рода итоговым произведением А. П. Чехова. В этой работе он наиболее ярко выразил свои размышления по поводу прошлого, настоящего и будущего России. Он сумел мастерски показать реальную обстановку в обществе накануне первой революции и произошедшие перемены в стране. Как говорил один известный критик, главным героем пьесы, на самом деле, выступает время. От него зависит практически всё. На протяжении всего произведения автор делает упор на быстротечность и беспощадность времени.
Действия пьесы «Вишневый сад» развиваются в родовом имении бывших дворян Раневской и Гаева. Сюжет комедии связан с продажей этого имения за долги хозяев. А вместе с ним с молотка пойдет и цветущий дивный сад, который является олицетворением красоты и стремления к лучшей жизни. В пьесе переплетаются жизни прошлого и нынешнего поколения. Главные герои, владельцы имения, относятся к старому времени. Они так и не смогли привыкнуть к новой жизни после отмены крепостного права. Раневская и Гаев живут одним днем. Для них время остановилось. Они не понимают, что если не действовать, то потеряют все.
Раневская любит все также сорить деньгами, несмотря на то, что у нее их почти не осталось. А на предложение купца Лопахина сделать из сада дачные участки и заработать на этом, чтобы не потерять имение, и Раневска, и Гаев отвечают отрицательно. В результате они теряют и сад, и имение. В этом поступке можно увидеть безалаберность, не практичность и нежелание хозяев прилагать какие-либо усилия. Однако другой движущей силой являлось их обостренное чувство прекрасного. Они просто не могли вырубить сад, в котором каждый листочек был напоминанием о счастливом детстве.
Новое время представлено молодыми персонажами. В первую очередь это деловитый купец Лопахин, который сам вырос под опекой Раневской. Его предки ходили в «мужиках» у хозяев имения. А теперь он вот разбогател и сам выкупил имение. В лице Ермолая Лопахина автор изобразил зарождающуюся буржуазию, пришедшую на смену дворянству. Он своим трудолюбием, практичностью, смекалкой и предприимчивостью сумел прочно обосноваться в современном обществе.
Помимо Лопахина новое поколение представляют Петя Трофимов и Аня – люди, желающие трудиться на благо общества, чтобы искупить грехи бездействующих предков. Пете Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, а он все учится. Его прозвали «вечный студент». Этот персонаж демонстрирует обостренное чувство справедливости, много философствует о том, как все должно быть, но при этом мало действует. Он ругает дворянство за праздность и видит за буржуазией будущее. Петя агитирует Аню следовать за ним, так как уверен в счастливом будущем. Хоть он и призывает трудиться, но сам на созидание не способен.
Будущее России так и остается неопределенным в пьесе Чехова. Он не дает конкретного ответа за кем это будущее и что будет дальше. Ясно только, что писатель искренне надеялся, что наступивший век будет плодотворным, и что появятся, наконец, люди, способные взрастить новый вишневый сад, как символ вечного обновления жизни.
см. также:Другие сочинения по произведению Вишнёвый сад, Чехов
Композиция пьесы
Композиция пьесы условно делится на 4 действия. В первом действии все ждут приезда Раневской с дочерью. Герои настолько увлечены своими мыслями, что совершенно не слушают друг друга. Именно поэтому некоторые реплики могут быть невпопад. Чехов отображает Россию с её непохожими людьми, которые не слышат друг друга, поэтому не могут прийти к взаимопониманию.
Когда Любовь с дочерью появляется в доме и начинает рассказывать о своей жизни, то постепенно все домочадцы узнают, что семье Раневской грозит разорение, но это уже никак нельзя изменить. Только у Лопахина была идея, которая помогла бы избежать банкротства. Он предложил вырубить сад и отвести пустой участок под дачи, способные приносить хоть какую-то прибыль. Однако все отказались.
Во втором действии герои опять рассуждают на тему разорения. Раневская упорно отказывается от помощи Лопахина и предаётся воспоминаниям. Для неё самым простым решением проблемы было бездействие.
В третьем действии герои решают устроить бал, будто ничего и не происходило. Пока все веселятся, усадьбу вместе с садом выкупает бывший крепостной Раневской Лопахин, который тем самым осуществил свою мечту.
В четвёртом действии показывается, как Любовь Раневская возвращается в Париж, чтобы окончательно потратить нажитые сбережения. Остальные герои расходятся по своим делам, а в доме остаётся только Фирс, про которого все забыли.
«Вишнёвый сад»
1. Прошлое время в пьесе
Что представляют собой последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим? |
Раневская Любовь Андреевна |
Богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы, • Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить.
• В ее характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая,
• Она как будто чутка, внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за этим внешним благодушием, |
Гаев, брат Раневской |
Безвольный, никчемным, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая. Он сознается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие — бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «желтого в середину… Дублет в угол!» |
Представители прошлого |
• Люди, привыкшие беспечно жить, не работая. Они даже не могут осмыслить своего положения. Эти герои — последние представители вырождающегося дворянства. У них нет будущего. А.М. Горький тонко отмечает, что Раневская и ее брат — это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая». |
2. Настоящее время в пьесе
Кто из героев является представителем времени настоящего?
Лопахин |
Купец, вышедший из рядов крепостного крестьянства, умный, энергичный делец новой формации. |
Отличительные черты героя:
• Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает
• Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед |
Место и значение Лопахина в пьесе можно объяснить словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадется ему на пути, так и ты нужен». |
3. Будущее время в пьесе
С кем из героев связывает свои представления о будущем автор пьесы?
Петя Трофимов |
Бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь его складывается нелегко. Его уже два раза увольняли из университета, он не всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой. |
Отличительные черты героя:
• Трофимов живет верой в светлое будущее родины. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» • Он бескорыстен и трогателен, умен и справедлив. Но он не герой. |
Монологи Пети в пьесе не приводят ни к каким конкретным поступкам. Может, поэтому Петя иногда кажется разглагольствующим пустозвоном, который в непонятном возбуждении опровергает все подряд, но ничего не может предложить взамен. Он берет на себя непосильную задачу, но пока решить ее не может. |
Чехов не наделяет абсолютной правотой ни господ (представителей уходящего времени),
ни купца Лопахина (героя дня сегодняшнего),ни студента Трофимова (смело заглядывающего в
будущее). Никто из них не может спасти Россию, указать путь ее развития и деятельно участвовать в ее преображении.
Анализ произведения
Тема пьесы — Россия, её прошлое, настоящее, будущее.
Прошлое — уходящее дворянство, старые усадьбы с их культурой и красотой, обитатели которых не могут приспособиться к жизни в новых реалиях (Раневская, Гаев). Настоящее представляет деловой Лопахин. Будущее олицетворяют Петя Трофимов и Аня. Вишнёвый сад как символ России связывает воедино всех героев.
Идея произведения — ожидание перемен. Предчувствие скорых изменений есть у всех героев. Разрушено старое, а новое пока не пришло, и каким оно будут, неизвестно. У одних героев неизвестность рождает страх и желание цепляться за уходящее прошлое. Другие — Аня и Петя Трофимов — намерены взращивать дивный сад и полны надежд на светлое будущее.
Проблематика
- Разложение большей части дворянства праздной жизнью, их неумение управлять поместьем, непрактичность — всё это привело к тому, что дворянство (Раневская, Гаев) уступило первенство буржуазии.
- Лопахин, представитель класса буржуазии, энергичен, трудолюбив и практичен, но он всегда отдаст предпочтение выгоде.
- Разночинец Трофимов возвышен, одержим прогрессивными идеями, его цель — преображение российского общества, но он бездеятельный наивный идеалист.
Композиция
Композиция состоит из основных частей:
- Экспозиция — ожидание приезда хозяйки..
- Завязка — приезд Раневской, известие о разорении, о том, что имение надлежит выставить на торги.
- Развитие действия — нарастание конфликта. Решается, что же делать с имением.
- Кульминация — бал в то время, когда идут торги, на которых владельцем вишнёвого сада и господского дома становится Лопахин.
- Развязка — отъезд Раневской и всх остальных. Запертым в доме остаётся больной Фирс. Слышен стук топора.