Анализ произведения антона павловича чехова «вишнёвый сад»

Л. с. левитан пространство и время в пьесе а. п. чехова «вишневый сад»

Дворянство в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»

Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц.

(0 голоса, среднее 0 из 5)

Основными темами пьесы «Вишневый сад», написанной в 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и третья — тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани.

Прощание новой,  молодой завтрашней России с прошлым, отживаю щим,  устремленность к завтрашнему дню России — в этом заключается содержание «Вишневого сада».

Россия прошлого,  отживающего  в  пьесе представлена в образах Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоминание о детстве,  молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они плачут о потере сада,  но именно они и загубили его, отдали под топор. При этом они остались верны красоте вишневого сада,  и поэтому они так ничтожны и смешны. Раневская — в прошлом богатая дворянка, имевшая дачу даже на юге Франции в Ментоне,  обладательница имения,  «прекраснее которого нет ничего на свете». Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием хозяйка довела имение до полного разорения,  до того,  что предстоит продажа имения с торгов!  Лопахин,  предприимчивый купец-промышленник,  предлагает владельцам имения способ спасения усадьбы.  Он говорит,  что  нужно  лишь разбить вишневый сад под дачи. Но хотя Раневская проливает потоки слез о потере своего сада,  хотя она жить без него не может,  она  все-таки отказывается от предложения Лопахина спасти имение.  Продажа или сдача участков сада в аренду кажутся ей недопустимыми и оскорбительными.  Но проходят торги и Лопахин сам покупает имение. И вот когда «беда» свершилась,  то оказалось,  что никакой драмы и беды для хозяйки вишневого сада  нет.  Раневская возвращается в Париж к своей нелепой «любви»,  к которой она и без того вернулась бы,  несмотря на все ее слова о  том, что она не может жить без родины. Драма с продажей вишневого сада вовсе не является для его обладателя драмой.  Это произошло лишь  потому, что у Раневской вовсе нет никаких серьезных переживаний, она легко может переходить из состояния  озабоченности,  беспокойства  к  веселому оживлению.  Так произошло и на этот раз. Она быстро успокоилась и даже заявила всем: «Нервы мои лучше, это правда».

А каков ее брат, Леонид Андреевич Гаев? Он гораздо мельче своей сестры.  Он способен сказать простые,  искренние слова,  со стыдом, поняв собственную пошлость и глупость.  Но недостатки у Гаева  доходят до карикатурных размеров.  Вспоминая о прошлом,  Раневская целует свой любимый шкаф.  Гаев же произносит перед ним речь.  Гаев — жалкий аристократ,  проевший свое состояние на леденцах. На протяжение всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение,  они «ничего не видят вокруг себя,  ничего не понимают.  Они — паразиты, лишенные силы снова присосаться к этой жизни».

Гаев представляет заключительный этап  эволюции  таких  героев Чехова,  как  Иванов,  Иван Иванович Чимша — Гималайский и им подобных героев «своего времени», не сумевших воплотить свои идеалы.

Несостоятельность дворянской либеральной интеллигенции в прошлом определила господство в настоящем людей, типа Лопахина.

Но на самом деле Чехов связывает будущее процветание с молодым поколением (Петя Трофимов и Аня),  именно им предстоит  строить  новую Россию, сажать новые вишневые сады.

«Вишневый сад» — великое создание Чехова — драматурга, продолжившего традиции русских писателей. Еще Гоголь и Грибоедов хотели поставить  комедию в один ряд с драмой и трагедией,  осуждали пренебрежительное отношение к ней как к «низкому» жанру.  Следуя  их  традициям, Чехов поднял жанр комедии на недосягаемую высоту.

< Предыдущая   Следующая >

Слушают, но не слышат

Один из вариантов ответа на вопрос «Почему «Вишнёвый сад» — это комедия?» звучит так: «потому что всё произведение построено на одном комическом приёме — изображении «всеобщей глухоты». Герои могут сколько угодно пытаться достучаться до окружающих, чтобы поговорить на животрепещущие темы, — их в лучшем случае неправильно поймут, а в худшем — заставят замолчать или вовсе не услышат. Вот, например, два диалога с участием Дуняши, которая не уверена, стоит ли ей выходить замуж за Епиходова, и пытается узнать мнение со стороны.

Первый:

Дуняша. А мне, Ермолай Алексеич, признаться, Епиходов предложение сделал.

Лопахин. А!

Дуняша. Не знаю уж как… Человек он смирный, а только иной раз как начнёт говорить, ничего не поймёшь. И хорошо, и чувствительно, только непонятно. Мне он как будто и нравится. Он меня любит безумно. <…>

Лопахин (прислушивается). Вот, кажется, едут…

Второй:

Дуняша. <…> Я скажу вам сейчас, одной минутки не могу утерпеть…

Аня (вяло). Опять что-нибудь…

Дуняша. Конторщик Епиходов после Святой мне предложение сделал.

Аня. Ты всё об одном… (Поправляя волосы.) Я растеряла все шпильки…

С одной стороны, «глухих» участников этих диалогов можно понять: Аня на момент разговора с Дуняшей «очень утомлена, даже пошатывается», а Лопахин — человек, в принципе не склонный к сантиментам. Да и Дуняша — всего лишь служанка. Несмотря на то, что действие пьесы происходит уже после отмены крепостного права, на рубеже XIX и ХХ вв., высокомерное отношение к прислуге никуда не делось. (Конечно, были и случаи дружбы хозяйки и её «девочки на побегушках» — например, Софья из пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» поверяет Лизаньке самые сокровенные тайны, но это скорее исключение, чем правило.) И всё равно безразличие Лопахина и Ани вызывает у читателя — или зрителя — недоумение.

И таких диалогов в пьесе — великое множество. Вот, например, Гаев говорит племяннице Вере о Любови Андреевне: «Она хорошая, добрая, славная, я её очень люблю, но <…> она порочна. Это чувствуется в малейшем её движении». Аня, стоявшая в дверях, не желает слышать горькой правды о матери — и говорит: «Тебя все любят, уважают… но, милый дядя, тебе надо молчать, только молчать. Что ты говорил только что про мою маму, про свою сестру? <…> Если будешь молчать, то тебе же самому будет спокойнее». И Вера тотчас же соглашается: «Правда, дядечка, вам надо бы молчать. Молчите себе, и всё».

Но главный диалог, который повторяется из раза в раз по одному сценарию, — это диалог между Лопахиным и Раневской (иногда в нём принимает участие Гаев) о способах спасти вишнёвый сад:

Лопахин. Простите, таких легкомысленных людей, как вы, <…> я ещё не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продаётся, а вы точно не понимаете.

Любовь Андреевна. Что же нам делать? Научите, что?

Лопахин.  Я вас каждый день учу. Каждый день я говорю всё одно и то же. И вишнёвый сад и землю необходимо отдать в аренду под дачи <…>!

Любовь Андреевна. Дачи и дачники — это так пошло, простите.

Гаев. Совершенно с тобой согласен.

Лопахин. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили!

Такие сцены, особенно повторяющиеся из раза в раз, вызывают смех. И хотя смех этот грустный, даже нервный, — нельзя не признать, что происходящее действительно напоминает «комедию». Не в «чистом виде», а трагикомедию или комедию абсурда — и всё же…

Действующие лица

Действующих лиц «Вишнёвого сада» можно — хотя довольно условно — разделить на три группы:

«высокие» персонажи, ставящие идеологию выше чувств, призывающие окружающих к труду и сами готовые идти на жертвы ради светлого будущего: это 17-летняя дочь Раневской Аня и студент Петя Трофимов;
«средние» персонажи, руководствующиеся как голосом разума, так и чувствами: это сама Любовь Андреевна Раневская, её 24-летняя приёмная дочь Варя, брат Раневской — Гаев, а также Лопахин;
«низкие» персонажи — нелепые, вплоть до абсурда, типические фигуры, действительно скорее подходящие для комедии, чем для драмы. Это везучий Симеонов-Пищик, неудачливый Епиходов, эксцентричная Шарлотта, глуховатый Фирс, сентиментальная Дуняша и бесчувственный Яша.

Итак, Любовь Андреевна Раневская спустя пять лет возвращается в поместье, где провела целую жизнь (зайдя в детскую, главная героиня вспоминает: «Я тут спала, когда была маленькой»). В этом же поместье больше двадцати лет назад Раневская разрешила поселиться мужчине, с которым, вопреки воле родных, связала себя узами брака. Гаев рассказывает Варе, что его сестра «вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина», то есть у покойного Раневского своего дома не было. (Как же так получилось, что Любовь Андреевна привела в дом «нежеланного» супруга? Очевидно, её родители к тому моменту умерли.) Супруги жили неплохо, но не без проблем: Раневская вспоминает, что муж «делал одни только долги», а ещё «страшно пил».

Так или иначе, у женщины была ещё одна радость в жизни: дети. Сначала Любовь Андреевна удочерила Варю, через семь лет родила Аню, а затем ещё и Гришу. (Взять в семью девочку-сиротку, ещё не родив собственных детей, — выбор, безусловно, благородный, хотя и несколько странный, особенно для женщины, привыкшей к роскошной жизни. Так что этот факт говорит о Раневской как об исключительно неравнодушном человеке.) Супруги прожили вместе около двадцати пяти лет, а затем настала чёрная полоса. Раневский умер от пьянства, а через месяц утонул бедный Гриша, и Раневская бросила хозяйство на Варю, которой тогда было всего 19 лет, и уехала во Францию. Там она продолжила растрачивать наследство (в том числе продала дачу около Ментоны), а ещё обзавелась нахальным любовником, который только и делал, что тянул из неё деньги. «Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу», — признаётся Раневская «вечному студенту» Пете Трофимову.

Любопытный факт: на протяжении пьесы Любовь Андреевна получает от «камня» несколько телеграмм; первую она разрывает не читая, вторую читает, но потом рвёт, а следующие уже не просто читает, а всюду носит с собой — как будто это драгоценность.

Однако настало время возвращаться — тем более что из дома пришли тревожные вести: имение, скорее всего, продадут за долги. И вот Раневская бродит по дому со слезами на глазах; выглядывает в окно — и ей кажется, что по саду идёт её покойная мама в белом платье; родные и знакомые счастливы возвращению Любови Андреевны, и она может хотя бы ненадолго забыть о насущных заботах. Один только Лопахин (хотя и считающийся женихом Вари, но, кажется, влюблённый всё-таки в Раневскую) твердит, что нужно делать хоть что-то, иначе имение не сохранить. Но главная героиня не хочет его слышать. Как, впрочем, и другие персонажи. И по отношению не только к Лопахину, а ко всем — даже самым родным и близким.

Символика дворянства в пьесе

Пьеса «Вишневый сад» А.П. Чехова является ярким примером использования символики для передачи образа дворянской жизни. Это проявляется в многих элементах пьесы — от костюмов до диалогов персонажей.

Костюмы являются важным элементом символики дворянства в пьесе. Персонажи нередко появляются на сцене в выразительных нарядах, указывающих на их социальное положение. Так, Варя и Лопахин, представители разных слоев общества, имеют совершенно разные костюмы.

Дом Вишневого сада также является важным символом дворянства. Он отражает упадок и кризис в котором находилось дворянское общество в тот период. Дом является причудливым сооружением, которое недавно пришло в упадок и по требованию кредитора будет продан.

Диалоги персонажей также содействуют передаче символики дворянства в пьесе. Пересечение новых и старых общественных сфер в личности героев отражается в их диалогах. Их язык отображает место их нахождения в обществе, а также культуру и убеждения, приобретенные ими от их предков.

В целом, символика в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова играет важную роль в передаче портрета дворянского общества. Она помогает читателю или зрителю ощутить тонкое разделение социальных слоев и понять особенности жизни дворянства в конце XIX века.

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе

38 предложений/ 457 слов

Пьеса «Вишневый сад» вышла в свет в самом начале XX века и является своего рода итоговым произведением А. П. Чехова. В этой работе он наиболее ярко выразил свои размышления по поводу прошлого, настоящего и будущего России. Он сумел мастерски показать реальную обстановку в обществе накануне первой революции и произошедшие перемены в стране. Как говорил один известный критик, главным героем пьесы, на самом деле, выступает время. От него зависит практически всё. На протяжении всего произведения автор делает упор на быстротечность и беспощадность времени.

Действия пьесы «Вишневый сад» развиваются в родовом имении бывших дворян Раневской и Гаева. Сюжет комедии связан с продажей этого имения за долги хозяев. А вместе с ним с молотка пойдет и цветущий дивный сад, который является олицетворением красоты и стремления к лучшей жизни. В пьесе переплетаются жизни прошлого и нынешнего поколения. Главные герои, владельцы имения, относятся к старому времени. Они так и не смогли привыкнуть к новой жизни после отмены крепостного права. Раневская и Гаев живут одним днем. Для них время остановилось. Они не понимают, что если не действовать, то потеряют все.

Раневская любит все также сорить деньгами, несмотря на то, что у нее их почти не осталось. А на предложение купца Лопахина сделать из сада дачные участки и заработать на этом, чтобы не потерять имение, и Раневска, и Гаев отвечают отрицательно. В результате они теряют и сад, и имение. В этом поступке можно увидеть безалаберность, не практичность и нежелание хозяев прилагать какие-либо усилия. Однако другой движущей силой являлось их обостренное чувство прекрасного. Они просто не могли вырубить сад, в котором каждый листочек был напоминанием о счастливом детстве.

Новое время представлено молодыми персонажами. В первую очередь это деловитый купец Лопахин, который сам вырос под опекой Раневской. Его предки ходили в «мужиках» у хозяев имения. А теперь он вот разбогател и сам выкупил имение. В лице Ермолая Лопахина автор изобразил зарождающуюся буржуазию, пришедшую на смену дворянству. Он своим трудолюбием, практичностью, смекалкой и предприимчивостью сумел прочно обосноваться в современном обществе.

Помимо Лопахина новое поколение представляют Петя Трофимов и Аня – люди, желающие трудиться на благо общества, чтобы искупить грехи бездействующих предков. Пете Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, а он все учится. Его прозвали «вечный студент». Этот персонаж демонстрирует обостренное чувство справедливости, много философствует о том, как все должно быть, но при этом мало действует. Он ругает дворянство за праздность и видит за буржуазией будущее. Петя агитирует Аню следовать за ним, так как уверен в счастливом будущем. Хоть он и призывает трудиться, но сам на созидание не способен.

Будущее России так и остается неопределенным в пьесе Чехова. Он не дает конкретного ответа за кем это будущее и что будет дальше. Ясно только, что писатель искренне надеялся, что наступивший век будет плодотворным, и что появятся, наконец, люди, способные взрастить новый вишневый сад, как символ вечного обновления жизни.

см. также:Другие сочинения по произведению Вишнёвый сад, Чехов

Композиция пьесы

Композиция пьесы условно делится на 4 действия. В первом действии все ждут приезда Раневской с дочерью. Герои настолько увлечены своими мыслями, что совершенно не слушают друг друга. Именно поэтому некоторые реплики могут быть невпопад. Чехов отображает Россию с её непохожими людьми, которые не слышат друг друга, поэтому не могут прийти к взаимопониманию.

Когда Любовь с дочерью появляется в доме и начинает рассказывать о своей жизни, то постепенно все домочадцы узнают, что семье Раневской грозит разорение, но это уже никак нельзя изменить. Только у Лопахина была идея, которая помогла бы избежать банкротства. Он предложил вырубить сад и отвести пустой участок под дачи, способные приносить хоть какую-то прибыль. Однако все отказались.

Во втором действии герои опять рассуждают на тему разорения. Раневская упорно отказывается от помощи Лопахина и предаётся воспоминаниям. Для неё самым простым решением проблемы было бездействие.

В третьем действии герои решают устроить бал, будто ничего и не происходило. Пока все веселятся, усадьбу вместе с садом выкупает бывший крепостной Раневской Лопахин, который тем самым осуществил свою мечту.

В четвёртом действии показывается, как Любовь Раневская возвращается в Париж, чтобы окончательно потратить нажитые сбережения. Остальные герои расходятся по своим делам, а в доме остаётся только Фирс, про которого все забыли.

«Вишнёвый сад»

1. Прошлое время в пьесе

Что представляют собой последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим?
Раневская Любовь Андреевна

Богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы,
имела дачу даже на юге Франции. Прошлое стоит теперь перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.
Отличительные черты героини:

• Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить.

• В ее характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая,
славная» женщина, простая и непосредственная. Раневская доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет
глубины: настроения ее мимолетны, она сентиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху.

• Она как будто чутка, внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за этим внешним благодушием,
какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы ее личного благополучия.

Гаев, брат Раневской
Безвольный, никчемным, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая. Он сознается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие —
бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «желтого в середину… Дублет в угол!»
Представители прошлого
• Люди, привыкшие беспечно жить, не работая. Они даже не могут осмыслить своего положения. Эти герои — последние
представители вырождающегося дворянства. У них нет будущего. А.М. Горький тонко отмечает, что Раневская и ее брат —
это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя,
ничего не понимая».

2. Настоящее время в пьесе 

Кто из героев является представителем времени настоящего?

Лопахин
Купец, вышедший из рядов крепостного крестьянства, умный, энергичный делец новой формации.

Отличительные черты героя:

• Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает
им практический совет, от которого хозяева сада отказываются.

• Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед
встали из гробов и посмотрели на все происшествие как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал,
как этот Ермолай купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете!»

Место и значение Лопахина в пьесе можно объяснить словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный
зверь
, который съедает все, что попадется ему на пути, так и ты нужен».

3. Будущее время в пьесе

С кем из героев связывает свои представления о будущем автор пьесы?

Петя Трофимов
Бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь его складывается нелегко. Его уже
два раза увольняли из университета, он не всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой.

Отличительные черты героя:

• Трофимов живет верой в светлое будущее родины. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»
Петя Трофимов остро видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен не меньше
Раневской. Он наделен чувством собственного достоинства.

• Он бескорыстен и трогателен, умен и справедлив. Но он не герой.

Монологи Пети в пьесе не приводят ни к каким конкретным поступкам. Может, поэтому Петя иногда кажется разглагольствующим пустозвоном,
который в непонятном возбуждении опровергает все подряд, но ничего не может предложить взамен. Он берет на себя непосильную задачу,
но пока решить ее не может.

Чехов не наделяет абсолютной правотой ни господ (представителей уходящего времени),
ни купца Лопахина (героя дня сегодняшнего),ни студента Трофимова (смело заглядывающего в 

будущее). Никто из них не может спасти Россию, указать путь ее развития и деятельно участвовать в ее преображении.

Анализ произведения

Тема пьесы — Россия, её прошлое, настоящее, будущее.

Прошлое — уходящее дворянство, старые усадьбы с их культурой и красотой, обитатели которых не могут приспособиться к жизни в новых реалиях (Раневская, Гаев). Настоящее представляет деловой Лопахин. Будущее олицетворяют Петя Трофимов и Аня. Вишнёвый сад как символ России связывает воедино всех героев.

Идея произведения — ожидание перемен. Предчувствие скорых изменений есть у всех героев. Разрушено старое, а новое пока не пришло, и каким оно будут, неизвестно. У одних героев неизвестность рождает страх и желание цепляться за уходящее прошлое. Другие — Аня и Петя Трофимов — намерены взращивать дивный сад и полны надежд на светлое будущее.

Проблематика

  • Разложение большей части дворянства праздной жизнью, их неумение управлять поместьем, непрактичность — всё это привело к тому, что дворянство (Раневская, Гаев) уступило первенство буржуазии.
  • Лопахин, представитель класса буржуазии, энергичен, трудолюбив и практичен, но он всегда отдаст предпочтение выгоде.
  • Разночинец Трофимов возвышен, одержим прогрессивными идеями, его цель — преображение российского общества, но он бездеятельный наивный идеалист.

Композиция

Композиция состоит из основных частей:

  • Экспозиция — ожидание приезда хозяйки..
  • Завязка — приезд Раневской, известие о разорении, о том, что имение надлежит выставить на торги.
  • Развитие действия — нарастание конфликта. Решается, что же делать с имением.
  • Кульминация — бал в то время, когда идут торги, на которых владельцем вишнёвого сада и господского дома становится Лопахин.
  • Развязка — отъезд Раневской и всх остальных. Запертым в доме остаётся больной Фирс. Слышен стук топора.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: