Анализ повести «нос» (н. гоголь)

Когда гоголь написал сборник петербургские повести – история создания

2 вариант

Николай Васильевич написал повесть в 1835 г. и отправил на печать в журнал «Московский наблюдатель», однако опубликована она не была, издатели посчитали ее плохой и пошлой. Свет произведение увидело благодаря уговорам А.С. Пушкина напечатать ее в «Современнике». Он называл повесть веселой и фантастической. Пройдя цензурные правки, повесть опубликовалась только в 1836 году. Произведение входит в цикл «Петербургские повести» наряду с «Невским проспектом», «Портретом» и другими. Особенностью этого цикла является то, что в них освещена проблема «маленького человека».

По своему характеру повесть относится к новому в то время для русской литературы направлению – фантастический реализм.

Повествование ведется от 3-го лица. Композиция произведения состоит из 3х частей, каждая из которых позволяет сюжету развиваться линейно и последовательно.

В первой части читатель знакомится с героями и укладом их жизни. Здесь можно выделить три блока:  обнаружение носа — переживания героя и попытки избавиться от бремени — избавление.

Во второй части, происходит завязка, главный герой обнаруживает пропажу своего носа.  Читатель отправляется вместе с героем на поиски. Завершение второй части является обнаружение носа и попытки вернуть его на свое прежнее место.

Кульминацией произведения является мистическое возвращение носа на свое положенное место.

Писатель освещает несколько проблем, одной из которых является ограниченность, невежественность человека.  На примере асессора Ковалева, который гордится своим чином, считает высшей ценностью внимание женщин и высокое положение в обществе, показано насколько сильно дефект на лице рушит все планы и заставляет прийти главного героя в обезнадеженное чувство. Больше всего его беспокоит то, какие слухи пойдут о нем, оставшемся без носа

Другая проблема, не менее яркая – безнравственность людей

Цирюльник, обнаружив нос,  не стремится исправить свою ошибку и вернуть его владельцу, а наоборот, избавляется от доказательства своей вины, боясь понести наказание

Другая проблема, не менее яркая – безнравственность людей. Цирюльник, обнаружив нос,  не стремится исправить свою ошибку и вернуть его владельцу, а наоборот, избавляется от доказательства своей вины, боясь понести наказание.

Еще одна проблема, умело показанная писателем — лицемерие. Нос, получив ранг выше своего хозяина, общается с ним надменно, нехотя, всячески показывая свое превосходящее положение. Как и сам Ковалев обращается к извозчику и людям более низкого социального происхождения грубо, невежественно.

Гоголь на фоне неправдоподобности, абсурдности происходящего, показывает читателю духовный кризис тщеславной личности.

Для усиления выразительности писатель широко применяет гротеск. Преувеличена независимость носа, усиленная высоким его положением в обществе по сравнению с его бывшим хозяином. Также и в отношениях героев: Ковалев охвачен трепетом перед Носом, он боится к нему обратиться.

В произведении используется олицетворение: Нос не просто ожил, он стал полноправным членом общества, у него появился чин и планы на жизнь.

Название произведения также символично, оно выделяет нос, позволяя читателю обратить внимание на то, что нос может не только автономно жить, но и превосходить в чине своего хозяина. Произведение заставляет задуматься о многих проблемах общества

Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия

Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия

Произведение заставляет задуматься о многих проблемах общества. Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия.

Сюжет повести (кратко)

С краткого содержания повести следует начинать ее анализ. «Нос» Гоголя состоит из трех частей, в которых рассказывается об невероятных происшествиях в жизни некоего коллежского асессора Ковалева.

Итак, одного дня городской цирюльник Петербурга Иван Яковлевич находит в буханке хлеба нос, который, как позже выясниться, принадлежит весьма уважаемому человеку. Брадобрей пытается избавиться от своей находки, что делает с большим трудом. Коллежский асессор в это время просыпается и обнаруживает пропажу. В шоке и расстройстве он выходит на улицу, прикрыв лицо платком. И вдруг встречает свою часть тела, которая наряжена в мундир, разъезжает по городу, молится в соборе и так дальше. На просьбы вернуться на свое место нос не реагирует.

Повесть Н. В. Гоголя «Нос» рассказывает дальше о том, что Ковалев пытается найти пропажу. Он отправляется в полицию, хочет дать объявление в газету, но ему отказывают из-за необычности такого дела. Измученный Ковалев идет домой и размышляет о том, кто может стоять за такой злой шуткой. Решив, что это штаб офицерша Подточина — из-за того, что он отказался жениться на ее дочери, асессор пишет ей обвинительное письмо. Но женщина в недоумении.

Город быстро полнится слухами о невероятном происшествии. Один полицейский даже ловит нос и приносит владельцу, однако поставить его на место не удается. Доктор также не знает, каким образом заставить держаться отвалившийся орган. Но примерно через две недели Ковалев просыпается и находит свой нос на своем законном месте. Цирюльник, который пришел выполнить свою обычную работу, больше не стал держаться за эту часть тела. На этом повесть заканчивается.

39 «Миражный мир» комедий Гоголя. Поэтика комического. «Ревизор» как новый тип комедии

На примере Ревизора

« Миражная интрига» — термин Ю. В.
Манна (слово « миражная » заимствовано
у критика прошлого века Ал. Григорьева).
Он означает, что формально интрига
происходит между Хлестаковым и
чиновниками, а на самом деле чиновники
взаимодействуют не с Хлестаковым, а с
отсутствующим Ревизором.

Эту мнимую идиллию, в которой пребывают
жители города, нарушает страшное известие
— приезд ревизора. В суматохе перепуганные
чиновники, старающиеся создать видимость
порядка и своей честной службы, принимают
за инкогнито проезжего петербургского
регистратора, оказавшись сбитыми с
толку его самоуверенностью и манерой
поведения типичного столичного чиновника.
Мнимый ревизор Хлестаков, такой, каким
он предстает в глазах городничего и
других сановников города, Хлестаков,
«находящийся на дружеской ноге с
Пушкиным», имеющий один из самых
знаменитых домов в Петербурге, «где
собираются князья и графы, а иной раз и
министр», Хлестаков, «которого сам
государственный совет боится», — фантом.
Этому призраку и начинают всячески
прислуживать и угождать чиновники, на
которых лживые рассказы Хлестакова
производят огромное впечатление. В
рассказах этих нам предстает миражный
мир
Петербурга, его
кривое отражение, город-призрак, город
чиновников, взяточников, мошенников,
плутов, картежников, город Хлестаковых
и Тряпичкиных.

Надо сказать, что Хлестаков занимает
миражное
положение
не только для
чиновников, он и сам пребывает в иллюзиях.
Будучи всего лишь регистратором,
Хлестаков считает себя важной персоной
и даже не удивляется повышенному вниманию
и заботе чиновников, считая это в порядке
вещей. Городничему, его жене и дочери
все начинают оказывать мнимые почести,
выражать лживую, неискреннюю радость,
в душе завидуя и проклиная

В итоге же,
когда героям раскрывается истинное
положение дел, когда Сквозник-Дмухановский
и другие чиновники понимают, как жестоко
обманулись, на них надвигается новый
призрак, ревизор, на этот раз настоящий…

Таким образом, весь фантастический,
если не сказать парадоксальный, сюжет
комедии движим миражами
,
построен на иллюзиях. Но, как я уже
сказала, пьеса «Ревизор», «этот
государственный призрак», является
отражением реальности. В комедии
узнаваемы многие приметы российской
действительности. Взяточничество,
казнокрадство, обман властей — все это
реалии не только гоголевского времени.
Иллюзорный,миражный
мир
пьесы, скрывающий в
себе правду, подобен Зазеркалью, отражению
в зеркале, которое обращено к читателям.
Зеркало это позволяет нам увидеть не
только миражи, в которых живут герои
комедии, но и отражение нашей собственной
жизни, дает нам возможность узнать себя,
живущих по ложным представлениям о зле
и добре, о правде и лжи, питающих иллюзии
по поводу собственной жизни и не видящих,
как сильно погрязли в обмане, пошлости,
зависти и мелочности.

О чем повесть «Нос»?

Повесть «Нос» состоит из трех частей и рассказывает о невероятном случае, произошедшим с коллежским асессором Ковалевым. «Нос» начинается с того, что одним утром петербургский цирюльник обнаруживает, что в его хлебе находится нос, и впоследствии понимает, что этот нос принадлежит его клиенту – майору Ковалеву. Все последующее время цирюльник пытается любыми возможными способами избавиться от носа, но оказывается, что он постоянно роняет злосчастный нос и все окружающие постоянно указывает ему на это. Цирюльник смог избавиться от него лишь тогда, когда выбросил его в Неву.

А тем временем, проснувшийся Ковалев обнаруживает пропажу собственного носа, и кое-как прикрыв лицо, отправляется на его поиски. Гоголь показывает нам, как коллежский асессор усердно разыскивает нос по всему Санкт-Петербургу, и его лихорадочные мысли о том, как ужасно оказаться в таком положении и не иметь возможности показаться знакомым ему людям на глаза. А когда Ковалев наконец-то встречает свой нос, тот попросту не обращает на него внимания, и никакие просьбы майора о его возвращении на место не действуют на нос.

Главный герой пытается подать объявление о пропаже носа в газету, но в редакции ему отказывают в виду того, что такая фантастическая ситуация может навредить репутации газеты. Ковалев даже отправляет письмо знакомой даме Подточиной с обвинениями в том, что она украла его нос в отместку за то, что он отказался жениться на ее дочери. В конце концов, полицейский надзиратель приводит нос к его владельцу и рассказывает каких трудов ему стоит поймать нос, который собирался отправиться в Ригу. После ухода надзирателя главный герой пытается приставить нос на место, но у него ничего не получается. И тут Ковалев впадает в ужасающее отчаяние, он понимает, что жизнь отныне бессмысленна, так как без носа – он никто.

Композиция

Проводя анализ повести «Невский проспект», следует отметить его несколько необычное композиционное построение. Общая картина жизни Петербурга со всеми его пороками, страстями и соблазнами Гоголь раскрывает в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях в ходе повествования. Судьбы главных героев в повести рассматриваются сквозь призму общего движения жизни города.

Николай Васильевич придает большое значение тщательному описанию Невского проспекта, используя при этом различные художественные средства. Его изображение в разное время суток позволяет автору сделать очень точную характеристику социальной структуры всей северной столицы.

Композиция повести весьма традиционна и состоит из последовательных частей:

  • завязка – встреча двух приятелей, каждый из которых выбирает свой собственный жизненный путь, поиск личного «идеала»;
  • развитие событий представляет собой сопоставление поведения двух героев в похожих условиях: художник пытается спасти «падшего ангела», в то время как поручик вовсю ухлестывает за замужней женщиной;
  • кульминация также представлена двумя событиями: предложение художником руки и сердца падшей женщине и её отказ, а также порка поручика супругом его пассии;
  • развязка – поруганная честь поручика Пирогова и безлюдные похороны молодого художника Пискарёва;
  • эпилог – описание Невского проспекта, в котором всё эфемерно и лживо.

Вариант 3

Повесть «Нос» Николая Васильевича Гоголя написана в начале 1830-х годов на основе популярного в то время французского анекдота о пропавшем носе. С написанием повести было связано немало проблем, Гоголь несколько раз переписывал её (например, до нас дошёл финал, где все события оказывались лишь сном главного героя), а без вмешательства Александра Сергеевича Пушкина цензура не пропускала «Нос» в печать.

Суть повести заключается в раскрытии реальных социальных проблем российского и, в частности, петербуржского общества через мистические события, выдуманные автором. На тот момент писатель уже создал и опубликовал свои «Вечера на хуторе близ Диканьки», поэтому публика вполне благосклонно восприняло такой «фантастический реализм».

Весь сюжет произведения можно уложить в несколько предложений : «Коллежский асессор по фамилии Ковалёв теряет свой нос, который начинает жить самостоятельной жизнью независимо от своего хозяина. Неожиданно для Ковалёва, нос возвращается на его лицо, всё приходит в первозданный вид». Так же в самом начале описывается быт цирюльника, который и нашел сначала нос Ковалёва, но для основного сюжета эта часть повести играет не самую важную роль.

Гораздо интереснее, чем фантастический сюжет, является идейный смысл, заложенный Гоголем в произведение. Взяв за основу реальность (вплоть до названий улиц и дат, описания быта людей того времени), Николай Васильевич внёс в историю абсурдное событие – пропажу носа, который стал независимой от своего хозяина личностью и добился чина выше самого Ковалёва. Это было сделано для показания абсурда, который происходит в жизни петербуржского общества и особенно государственных служащих. Ковалёв грубит извозчику, грубит цирюльнику, но с чиновниками, которые выше его по рангу, он заискивает и выслуживается. Но что же делать, если такой чиновник это твой собственный нос? 

Гоголь ставит своего героя в неловкое положение для того, чтобы у читателя, ведущего себя так же, как и Ковалёв, возникли похожие чувства. Высмеивается писателем и «обязательная» грубость и заискивание в иерархии – общество настолько поклоняется перед рангами, что не нагрубить низшим по чину, и не выслужиться перед высшими чинами становится попросту ненормальным. Именно для раскрытия абсурдности суждения о человеке только по его социальному положению, абсурдности закрепления за человеком определенной модели поведения в соответствии с таким положением в обществе, писатель и вносит в повесть этот фантастический элемент – пропажу носа.

10 класс

Другие сочинения:

Сочинение на тему «Портрет» Гоголь

Повесть Н.В. Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.

Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем.

Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги.

А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и заказчиков — минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.

Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика…

Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его.

Так заканчивается повесть Н.В. Гоголя Портрет.

Намеки гениального автора

В повести Гоголя много сатирических тонкостей, прозрачных намеков на реалии современного ему времени. Например, в первой половине 19 века очки считались аномалией, придающей облику офицера или чиновника некоторую неполноценность. Для того чтобы носить этот аксессуар, требовалось специальное разрешение

Если герои произведения в точности соблюдали предписания и соответствовали форме, то Нос в мундире приобретал для них важность значительного лица. Но стоило полицмейстеру «выйти» из системы, нарушить строгость мундира и надеть очки — он тотчас заметил, что перед ним всего лишь нос — часть тела, бесполезная без своего хозяина

Так переплетается реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос». Недаром современники автора зачитывались этим неординарным произведением.

Многие литераторы отмечали, что «Нос» — это великолепный образец фантастики, гоголевской пародии на различные предрассудки и наивную веру людей в мощь сверхъестественных сил. Фантастические элементы в произведениях Николая Васильевича — это способы сатирического отображения пороков общества, а также утверждение реалистического начала в жизни.

Ревизор

Первая публикация комедийной пьесы Гоголя «Ревизор» состоялась в 1836 году, повторная — в 1842 г. Гоголь посещал литературные кружки, где не раз встречался с А. С. Пушкиным. Однажды, пребывая в творческом поиске, писатель обратился к Александру Сергеевичу с просьбой поведать ему занятную историю. Сюжет Николай Васильевич пообещал воплотить в произведении, которое окажется «смешнее, чем в аду», по его собственным словам

Поэт откликнулся и рассказал анекдот о неком гражданине Криспине, который, будучи проездом в провинции, был принят по ошибке местными чиновниками за проверяющего инспектора, чем заслужил чрезвычайное внимание и привилегии

Мелкий служащий Хлестаков прибывает в Саратовскую губернию со своим слугой, следуя из Петербурга. Значительный проигрыш в карты поставил заезжего гражданина в крайне затруднительную финансовую ситуацию. Однако сложности быстро разрешились: губернатор и его подчинённые в страхе ожидали приезда ревизора из столицы и совместно решили, что Хлестаков — та самая важная, влиятельная персона.

Литературная экскурсия

  • Цирюльник, нашедший в печёном хлебе нос, живёт на Вознесенском проспекте, а избавляется от него на Исаакиевском мосту.
  • Квартира майора Ковалёва находится на Садовой улице.
  • Разговор между майором и носом происходит в Казанском соборе.
  • Цветочный водопад дам сыплется по тротуару Невского от Полицейского до Аничкина моста.
  • Танцующие стулья танцевали на Конюшенной улице.
  • По сведениям Ковалева именно на Воскресенском мосту торговки продают очищенные апельсины.
  • Студенты Хирургической академии бегали смотреть на нос в Таврический сад.
  • Орденскую ленточку майор покупает в Гостином дворе.
  • «Нос-близнец» питерской версии находится на Андреевском спуске в Киеве.

Абсурд четвёртый.

     Оказывается, добропорядочный христианин не должен любить и вступать в половую близость с людьми противоположного пола.      Половая близость мужчины и женщины считается у христиан первородным грехом. Спрашивается а как же будущие поколения На этот вопрос христиане, как правило, отвечать не любят. Те круги, которые создавали христианство, намеренно извратили, исказили и отняли у последователей новой ветви сатанизма понятие о великом таинстве рождения молодых микровселенных. То, что считалось высшим проявлением творческого потенциала человеческой духовности, что подымало человеческое сознание на космический уровень, у них вдруг стало считаться грехопадением.      Невольно возникает вопрос как же так, если истоки появления на Земле новой человеческой жизни греховны, то, по логике вещей, жизнь человека, появившаяся вследствие такого грехопадения, тоже является греховной Выходит, так. А ларчик, оказывается, открывается просто иудейские жрецы хорошо знали, что у человека сексуальные переживания сильнее религиозных. Они естественнее, и через них человек сближается с матерью-природой. Значит, надо сделать всё возможное, чтобы подавить эти переживания. Как это сделать Конечно же, через страх, а чтобы страха было побольше, чёрные, не боясь абсурда (последний для них давно стал инструментом зомбирования) объявили сексуальную близость между мужчиной и женщиной грехопадением, по ветхозаветному – «первородным грехом».

Абсурд пятый.

     То, о чём мы сейчас расскажем, очень не нравится христианам. Речь пойдёт о христианском обряде ритуального людоедства.      Христиане никак не признают, что их причастие через претворение хлеба и вина в кровь и плоть Христову является ничем иным, как мысленным поеданием человеческого мяса и питьём его крови. Оказывается, без этого мысленного людоедства им не достичь спасения.      Откуда же пришёл в христианство этот каннибальский обряд Откуда и все остальные обряды ритуального людоедства – из Африки

Он, как и употребление крови первенцев-гоев в иудаизме, целиком и полностью магический и направлен на овладение через плоть и кровь (неважно, что они заменены чем-то другим) информационно-энергетическим потенциалом поедаемого. И пусть христиане не утешают себя мыслью, что это не так. Каббалисты, маги Вуду и шаманы всех континентов отлично знают, что «причастие» – самое настоящее ритуальное людоедство, а то, что оно мысленное, то этим ещё более изощрённое и сатанинское

В трудных безвыходных условиях или по незнанию, люди иногда употребляют в пищу плоть и кровь себе подобных, но мысленно они всегда противятся этому и всю жизнь сожалеют о случившемся. Христиане же, наоборот, идут на причастие, как на праздник, и не понимают, что всех их этот мистический акт делает сатанистами

Каббалисты, маги Вуду и шаманы всех континентов отлично знают, что «причастие» – самое настоящее ритуальное людоедство, а то, что оно мысленное, то этим ещё более изощрённое и сатанинское. В трудных безвыходных условиях или по незнанию, люди иногда употребляют в пищу плоть и кровь себе подобных, но мысленно они всегда противятся этому и всю жизнь сожалеют о случившемся. Христиане же, наоборот, идут на причастие, как на праздник, и не понимают, что всех их этот мистический акт делает сатанистами.

Комедия «Ревизор»

Историю же про господина, который выдал себя за чиновника, Пушкин прислал Гоголю в письме, в ответ на его просьбу поделиться идеей для пьесы. Когда через некоторое время Николай Васильевич прочитал написанную комедию в кругу близких друзей, все единогласно посоветовали Гоголю тут же поставить ее на сцене. Однако это оказалось не так просто сделать – цензура решительно не пропускала пьесу. Понадобилось вмешательство Жуковского, который был близко знаком с императорской семьей. И только личное повеление Николая I помогло тому, что спектакль был поставлен.

Сам император пришел в восторг от комедии, и большинство представителей литературного круга также нашли ее злободневной и талантливой. Но чиновники, коих в Петербурге было немало, купцы и полицейские ополчились против автора, заявляя, что для него «нет ничего святого». К удивлению Гоголя, его безбожно ругали, но при этом на все четыре представления «Ревизора» в Петербурге совершенно невозможно было достать билета – их раскупали мгновенно.

Через несколько недель Михаил Щепкин представил комедию и в Москве. Реакция была приблизительно такой же. Как высказался сам Гоголь: «В «Ревизоре» я собрал всё самое дурное, что было на тот момент в России, чтобы высмеять всё это одним разом». 

Средства выразительности

Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства выразительности. В них чётко проявляется библейская составляющая. Преобладают в стихотворении метафоры: «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей». Также в тексте есть эпитеты – «шестикрылый серафим», «горний ангелов полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый», сравнения – «персты легкие, как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.

Особенности реалистического гротеска

В позднем творчестве Н.В. Гоголя преобладает реалистический гротеск. Он направлен на то, чтобы раскрыть противоестественность и абсурдность действительности. С героями произведения происходят невероятные вещи, но они помогают вскрыть типичные черты окружающего мира, выявить зависимость людей от общепринятых условностей и норм.

Современники Гоголя не сразу оценили сатирический талант писателя. Только сделавший много для правильного понимания творчества Николая Васильевича, однажды заметил, что в «уродливом гротеске», который тот использует в своем творчестве, содержится «бездна поэзии» и «бездна философии», по своей глубине и достоверности достойная «кисти Шекспира».

«Нос» начинается с того, что 25 марта в Санкт-Петербурге случилось «необыкновенно странное происшествие». Иван Яковлевич, цирюльник, утром обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Он сбрасывает его с Исаакиевского моста в реку

Хозяин носа, коллежский асессор, или майор, Ковалев, проснувшись поутру, не находит у себя на физиономии важной части тела. В поисках пропажи он направляется в полицию

По дороге встречает свой собственный нос в облачении статского советника. Преследуя беглеца, Ковалев направляется за ним в Казанский собор. Он пытается вернуть нос на место, но тот лишь молится с «величайшим усердием» и указывает хозяину на то, что между ними не может быть ничего общего: Ковалев служит по другому ведомству.

Отвлекшись на изящную даму, майор теряет взбунтовавшуюся часть тела из виду. Предприняв несколько безуспешных попыток найти нос, хозяин возвращается домой. Там ему возвращают пропажу. Полицмейстер схватил нос при попытке бегства по чужим документам в Ригу. Радость Ковалева длится недолго. Он не может приставить часть тела на прежнее место. Краткое содержание повести «Нос» этим не исчерпывается. Как герою удалось выйти из этого положения? Доктор ничем не может помочь майору. По столице меж тем ползут любопытные слухи. Кто-то видел нос на Невском проспекте, кто-то — в В результате он сам вернулся на прежнее место 7 апреля, чем доставил хозяину немалую радость.

Абсурд шестой.

     Как мы знаем, любое нормальное человеческое общество должно иметь твёрдые моральные установки. Любое, но только не христианское. У христиан, благодаря учению канонического Иисуса Христа, всё наоборот. На взгляд неискушённого человека, христиане вроде как имеют какие-то нравственные критерии и могут оценить, что хорошо и что плохо. Но с другой стороны, если необходимо, они легко и просто могут от них отказаться. Опять же в этом им поможет Иисус Христос, который как раз на такой случай и завещал «не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким и вам будут мерить».      Пожалуйста, вот мы уже и столкнулись с двумя разными понятиями и в чисто христианской манере.      Оба они слиты в единство.      Первое говорит о грехе осуждать деяние кого-то,      второе – краткое изложение содержания закона кармы.      Всё вместе дословно надо понимать так «если кого-то, даже справедливо, вы будете осуждать или, в целях воспитания, ругать, то вас будут мерить тем же».      Но ведь, с точки зрения здравого смысла, нравственные критерии для того и создаются людьми, чтобы судить и осуждать правильность или неправильность того или иного действия человека, и осуждение низкого поступка не может быть грехом. Но Иисус Христос расценивает по-иному. То, что в этом направлении учение Христа аморально, никому из христиан в голову не приходит. Иисус своим утверждением ставит человека, делающего зло, выше морали, и с этим христиане согласны и даже гордятся изречением своего пророка. Налицо абсурд, самая настоящая бессмыслица. Но, оказывается, не всё так просто учение Христа чётко отслеживает две морали для чужих и для своих. Чужим – запрещено, своим же – можно.      Вот мы и столкнулись с тем самым нравственным механизмом, который даёт право христианам быть насильниками и палачами в масштабах стран и континентов. Когда было очень надо, эти люди забывали, что во Христе все народы – братья, что убийство – грех и т.д. И нисколько не смущаясь, проливали реки и моря крови, – достаточно вспомнить знаменитые крестовые походы. Ведь не мусульманский мир и не «языческий» был организатором этих кровавых предприятий. А сколько на совести христиан заживо сожжённых на кострах «еретиков»! Как утверждают немецкие исследователи, руками «святой» Инквизиции за период её владычества только в Европе было сожжено и умерло под пытками 20.000.000 ни в чём не повинных граждан. И совесть у тех, кто делал эти злодеяния, благодаря учению Христа, не пострадала. Вот он, плод двойной морали!

А теперь вспомним, кто является потребителем энергии человеческого страдания?      Конечно же, высшие силы Тьмы и разрушения. А раз так, то понятно, кому, прежде всего, нужна была христианская двойная мораль, и земным проводником чьих идей являлся канонический Иисус Христос.

Сюжет повести «Нос» очень кратко

В данном произведении три части, которые повествуют о том невероятном, что случилось с неким коллежским асессором Ковалевым. Но рассказ стоит начать с описания трапезы городского петербургского цирюльника Ивана Яковлевича. Как-то раз, взяв буханку хлеба, он видит, что в ней лежит нос. Позднее становится известно, что это нос одного очень уважаемого человека. Цирюльник избавляется от этого носа, скинув его с моста. В то же время Ковалев по утру замечает, что его носа нет на месте, и, выйдя на улицу, прикрывается платком. Неожиданно тот самый нос, уже одетый в мундир, попадается Ковалеву на глаза. Он ездит по Петербургу и даже заходит в собор помолиться.

Изложение сюжета очень кратко повести «Нос», анализ которой мы проводим, поможет более точно дать нужные характеристики персонажам. Ковалев продолжает поиски и прилагает усилия по поимке носа. Для этого он идет в полицию, и даже просит напечатать объявление в газете, но получает отказ — слишком необычное это дело. И скандальное. Ковалев начинает подозревать, кто мог подстроить такую оказию, и решает, что это дело рук штаб-офицерши Подточиной. Вернее всего, она мстит Ковалеву за отказ взять замуж ее дочь. Чиновник берет перо, чтобы написать ей все, что он думает о Подточиной, но, получив письмо, она недоумевает.

Очень скоро слухи обо всей этой истории распространяются по всему городу, а одному полицейскому удается, все-таки, поймать нос и доставить его хозяину. Правда, нос ну никак не желает становится на свое место, и даже доктор помочь не может. Проходит около двух недель — проснувшись, Ковалев понимает, что его нос снова на месте.

Блистательный гротеск

Это один из самых любимых литературных приемов Н.В. Гоголя. Но если в ранних произведениях он использовался для того, чтобы создать в повествовании атмосферу загадочности и таинственности, то в более поздний период превратился в способ сатирического отображения окружающей действительности. Повесть «Нос» — наглядное тому подтверждение. Необъяснимое и странное исчезновение носа с физиономии майора Ковалева и невероятное самостоятельное существование его отдельно от хозяина наводят на мысль о противоестественности порядков, при которых высокий статус в обществе значит гораздо больше, чем сам человек. При таком положении вещей любой неодушевленный предмет может внезапно получить значительность и вес, если приобретет надлежащий чин. В этом основная проблематика повести «Нос».

Некоторые произведения Гоголя[править]

  • Ы
  • Мёртвые уши
  • Ревизор

    Театральный развод

  • Брак
  • Вчера на хуторе без Диканьки

    Сорочинская ярмарка

Ви таки будете смеяться, но Гоголь таки тоже был евреем

Приквел драмы В.Шекспира «Сон в летнюю ночь». Рассказывает о том, как кузнец Вакула выковал три самоцвета «Саломорили» в качестве подарка для невесты, а москаль по имени Басаврюк их украл. Чтобы выручить камни, Вакуле пришлось самому переодеться жидом и проникнуть в Кремль. После этого на него легло проклятье — невеста оказалась Пидоркой, а он каждую ночь превращался в полу-жида, полу-москаля. В отчаяньи, Вакула утопил Саломорили в Днепре и уехал в Канаду.

    • Майская ночь, или Утопленница
    • Пропавшая берестяная грамота
    • Извращённая ночь перед Рождеством
    • Страшная-престрашная месть

История о том, как Иван Грозный убил своего сына, а тот оказался сыном Бориса Годунова. Перед смертью он его проклял: «отныне каждый царь после тебя будет всё злее и коварнее, пока последний не станет полным психом, и я возрожусь под именем «владеющий миром» и зарежу его и его детей.» Так он и сделал, но в результате сам получил проклятье, и теперь покоится в пирамиде, земля не принимает его. Современники посчитали историю полным вымыслом.

    • Тётка Шпоньки
    • Заколдованное и гиблое место
  • Пиргород
    • Вуй
    • Повесть о том, как поссорился Иван Сметанович с Иваном Кефировичем
    • Старо-советские помещики
    • Тарас Картофель
  • Шербурские повести
    • Невский проспект
    • Занос
    • Шинель №5
    • Автобиографические записки сумасшедшего
    • Портрет
    • Коляска
    • Селёдка, кефир и пол-батона

Слайд 12 Гротеск в повести заключается еще и в неожиданности и, можно

сказать, несуразности. С первой же строчки произведения мы видим четкое обозначение даты: «Марта 25 числа» – это сразу не предполагает никакой фантастики. И тут же – пропавший нос. Произошла какая-то резкая деформация обыденности, доведение ее до полной нереальности. Несуразица же заключается в столь же резком изменении размеров носа. Если на первых страницах он обнаруживается цирюльником Иваном Яковлевичем в пироге (т.е. имеет размер, вполне соответствующий человеческому носу), то в тот момент, когда его впервые видит майор Ковалев, нос одет в мундир, замшевые панталоны, шляпу и даже имеет при себе шпагу – а значит, ростом он с обычного мужчину.

(Пропажа носа)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: