Сочинение на тему: В чем трагедия Ларисы Огудаловой в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»?
Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Бесприданница»
В знаменитой пьесе «Бесприданница» выдающегося русского писателя и драматурга центральными героинями являются мать и дочь Огудаловы. Семья проживает в волжском городке Бряхимове. Это обедневшая дворянская семья. Мать Харита Игнатьевна – женщина расторопная и бойкая. Оказавшись в затруднительной финансовой ситуации, она старалась удачно выдать замуж 3дочерей, но браки двух закончились трагически. Для третьей – Ларисы, красавицы и умницы, было также трудно найти потенциального жениха, потому что девушка тоже была бесприданницей. Мать имела небольшое состояние и не могла давать за дочерьми большое приданое. В произведении читателю представлены в основном 2 женские судьбы матери и дочери, оставшихся вдвоем в непростое время в обществе, полном цинизма, лжи, обмана. Где все продается и покупается, и где деловым миром управляют мужчины, а женщины зачастую бесправны. Особенно трагична судьба Ларисы, натуры привлекательной, утонченной, искренней, способной на настоящие чувства. Девушка образована, талантлива, она играет на разных инструментах и прекрасно поет. Их дом всегда полон состоятельных гостей, которые им также и помогают по просьбе матери финансово. Ларисе тяжело жить дома, где мать заставляет ее улыбаться, кокетничать с гостями, ей хочется простого семейного счастья, домашнего уюта, хочется любить и быть любимой. Но никто из героев не может ей этого дать, потому что они не способны любить искренне, бескорыстно. Прижимистые, с деловой хваткой мужчины все соизмеряют в деньгах и в золоте, бахвалятся друг перед другом, всячески стараясь приумножить свое финансовое состояние. Ее предает Сергей Сергеевич Паратов, судовладелец, которого она любит и считает идеалом мужчины. Воспользовавшись доверчивостью Ларисы и ее чувствами к нему, после совместно проведенной ночи на пароходе он ее бросает, собираясь жениться на богатой, с золотыми приисками невесте. Лариса, сбежавшая с ним от Карандышева, оказывается в трудном, безвыходном положении. Потенциальный жених Ларисы, Юлий Капитонович Карандышев, тоже любит ее неискренне. Мелкий чиновник пытается за счет брака с Ларисой поднять свой социальный статус. Он не торопится по просьбе невесты уезжать в захолустье баллотироваться, а чтобы удовлетворить свое самолюбие и пустить пыль в глаза высшего света, хочет сначала сыграть свадьбу с размахом и закатывает званый обед. Но в компании Паратова, Вожеватова, Кнурова и других господ выглядит жалким, смешным и презренным. После прогулки Лариса, все осознав, задумывается об уходе из жизни, но у нее не хватает на это решимости. А в это время девушку, оказавшуюся в сложной ситуации, Вожеватов и Кнуров разыгрывают как вещь, что очень для нее унизительно. И, наверное, Лариса предпочла бы покровительство Кнурова, нежели брак с Карандышевым, став дорогой содержанкой, если б не роковой выстрел несостоявшегося жениха. Это положило конец всему: ее мукам, унижениям, страданиям и позору. Она искала любви и счастья, но не нашла. Ее смерть стала единственным достойным выходом из сложившейся ситуации и расплатой за любовь. В этом трагедия Ларисы Огудаловой и других героинь пьес А. Н. Островского.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Бесприданница»
Влияние отмены крепостного права на политические изменения в России
Освобождение крестьян и увеличение числа свободных граждан
Отмена крепостного права в 1861 году привела к освобождению миллионов крестьян от феодальных уз, что в свою очередь привело к изменению политической обстановки в России. Многие из бывших крепостных начали заниматься ремеслом, торговлей и другими видами предпринимательской деятельности. Значительное увеличение числа свободных граждан не могло не повлиять на политическую жизнь страны.
Появление политических партий и объединений
Свободное общение и массовые движения, вызванные отменой крепостного права, дали толчок к появлению первых политических партий и объединений в России. Появилась возможность свободно выражать свои мнения и идеи, бороться за права и интересы групп населения, что не могло быть возможно в условиях порабощения. В 1905 году было провозглашено первое конституционное правительство, которое в свою очередь запустило процесс демократизации и развития гражданского общества.
Появление революционных движений
Сильное недовольство той части населения, которая не получила достаточных выгод от отмены крепостного права, стало причиной возникновения революционных движений в России. Усугубляла ситуацию экономическая кризис, национальные и социальные противоречия. Эти факторы привели к революции 1905 года и дальнейшим экономическим и политическим потрясениям в России. Отмена крепостного права стала своеобразным катализатором этих изменений.
Экономические изменения после отмены крепостного права в России
Переход капиталистической экономики
Отмена крепостного права в России привела к переходу страны к капиталистической экономике. Ранее, крепостники были вынуждены работать на землевладельцев, не имев возможности вести собственное дело. Теперь же, они получили свободу выбора и стали работать на себя. Это привело к росту производительности труда и увеличению производственных мощностей в России.
Развитие промышленности
Отмена крепостного права привела к росту промышленности в России. Большинство крепостных работало в крестьянских хозяйствах, что малоэффективно с точки зрения производительности труда. Теперь же, они могли работать на предприятиях, что привело к увеличению количества рабочих мест и развитию промышленности в России.
Повышение уровня жизни
Отмена крепостного права привела к повышению уровня жизни в России. Ранее, крепостники жили в крайне неблагоприятных условиях, не имели свободы выбора и жили в нищете. Теперь же, они получили право на свободу и смогли подняться по социальной лестнице. Это привело к повышению уровня жизни и улучшению общей экономической ситуации в России.
Популярные сегодня темы
- Анализ произведения Платонова Фро
В своем рассказе «Фро» автор затронул человеческие переживания. В произведении рассказывается о любви Фроси к супругу, который уехал очень далеко. Творение отличается линейным сюжетом
- Фамусовское общество в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
В фамусовском обществе считалось, что надо уничтожать вольнодумство и беспрекословно подчиняться старшим по званию, обязательно жить в роскоши
- План рассказа Шмыгимышь (Мария Вайсман) 4 класс
Мальчик Филя с сестрой Верой и мамой идут в музей. Филя взял с собой свою игрушку-мышь, которую зовут Шмыгимышь. В музее мальчик увлечен скульптурами и мышью
- Сочинение Сострадание. Что такое сострадание 15.3 ОГЭ 9 класс
Многие люди часто говорят о положительных качествах, но в действительности не каждый понимает суть таких качеств. К примеру, детей часто стараются приучить быть сострадательными, но, чем является сострадание, не особенно объясняют.
- Сочинение Анализ пьесы Островского Бесприданница
Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.
Анализ произведения
Детальный разбор сказки позволяет лучше понять не только сюжет, но и ее идею. Сложность восприятия работы Салтыкова-Щедрина заключается в том, что он писал в иносказательной манере.
В анализе произведения поможет письменный план:
- тема и главная мысль сказки;
- особенности сюжета;
- сатирические приемы.
В своей сказке писатель показал трусость либералов, подчеркнул их тягу к подлостям. Особенно зол Салтыков-Щедрин стал после закрытия «Отечественных записок», и никто из либералов не выразил ему сочувствия. В сказке писатель наглядно показал, как новое политическое течение стремится к прислуживанию буржуазии и правительству.
Центральная тема сказки — настоящая сущность российского либерализма. В работе наглядно показано, как был совершен переход от идеала к подлости.
Российская действительность XIX века
Для письменного анализа стихотворения Салтыкова-Щедрина необходимо знать исторический контекст. Произведение было написано в 1885 году. Автор назвал его сатирической сказкой, но создавалось оно не для детей. Даже не любой взрослый сможет проанализировать «Либерала», понять его смысл и суть.
Автор показал, что такое либералы того времени, живущие в России. Сначала они требуют от господствующего класса реформ, причем значительных, идеалистических, не привязанных к реалиям. Получив отказ, снижают требования все больше, и в конце готовы довольствоваться хоть чем-нибудь. Действуя «применительно к подлости», они показывают свою трусость и согласие на молчание.
Это так называемые «умеренные либералы», которых сатирик беспощадно высмеивал начиная с 1860 г. В сказке точно показан портрет среднего представителя этого политического течения. Анализ Салтыкова-Щедрина показал, что нет более трусливого и ничтожного человека, чем русский либерал. Сатирик блестяще объяснил в своей сказке, почему это общественно-политическое течение не может улучшить жизнь людей.
Вариант 5
«Бесприданница»
Бесприданница — это слово, которое часто используют, чтобы описать девушку или женщину, которая ведет себя необычным или неподобающим способом. Например, она может быть очень свободной в общении с парнями или не следить за своим внешним видом. Или еще она может вести себя не так, как все ожидают.
Многие люди относятся к бесприданницам негативно, потому что они не соответствуют общепринятым стандартам поведения. Однако, я считаю, что каждый человек имеет право быть самим собой и вести себя так, как ему удобно, пока он не нарушает права других людей.
Бесприданницы могут быть очень интересными и яркими личностями. Они часто могут внести в нашу жизнь что-то новое и необычное. Это может быть новый взгляд на мир, новые интересы или просто хорошее настроение.
В обществе всегда найдутся люди, которые будут осуждать бесприданниц за их поведение
Но важно помнить, что каждый человек уникален, и мы не имеем права судить его по своим стандартам
Я считаю, что важно уважать чужие права на самовыражение и свободу. Каждому человеку нужно давать возможность быть самим собой, даже если его поведение кажется необычным или странным
Мне нравится1.7 k.Не нравится1.1 k.
Популярные сочинения
- Сочинение Дворник в рассказе Белый пудель (Образ, характеристика, внешний вид, описание)
Дворник — высокий и бородатый мужчина с рябым лицом, представляется невзрачным антагонистом главных героев. Несмотря на новую розовую рубашку в чёрные горошины
- Судьба Григория Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова
Григорий Мелехов – один из главных и характерных героев произведения «Тихий Дон». Судьба его отражает всю драматичность в жизни донского казачества. Множество испытаний пришлось вынести Григорию в поисках своего жизненного пути
- Сочинение на тему Здоровье
Здоровье — это бесценное богатство. Поэтому всегда все пожелания по уважительным причинам в жизни человека в первую очередь связаны с ним. Они являются доказательством того, что хорошее здоровье является наиболее важным
19 стр., 9441 слов
Судьба ларисы огудаловой в пьесе бесприданница. Трагическая судьба …
… трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Островский Александр Николаевич — В чем трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») В чем трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Лариса Огудалова — главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», …
Сочинение Анализ пьесы Островского Бесприданница
Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.
Островский показывает крушение прежнего, устоявшегося веками, жизненного уклада. Вместе с бытом уходят в прошлое и идеалы прежней жизни. Происходит рождение нового делового мира, не сдерживаемого уздой традиций.
С целью более ярко показать рождающееся общество и его новые идеалы, основа которых деньги и успех, он делает главной героиней бедную женщину, которая не смирилась со своим прозябанием на обочине жизни. На корень всех бед в новом мире намекает название пьесы – «Бесприданница».
Драматург показывает две противоположные натуры, стремящиеся добиться успеха в жизни. Карандышев лишь стремится подражать сильным и богатым, поэтому он производит жалкое впечатление и является объектом насмешек для всех. Однако Островский показывает, что не только Лариса является вещью в этом мире.
Самый сильный из героев произведения – Паратов тоже оказывается в положении, близком к тому, что предлагал Кнуров Ларисе. Он вынужден жениться ради денег и его новые родственники не дадут ему больше прежней воли.
Вожеватов тоже уступает Ларису более богатому Кнурову, а тот же не смеет мешать Паратову поиграть с ней в последний раз.
Напротив, Лариса Огудалова не стремиться жить по правилам, хотя она тоже не относится к сильных мира сего, как и Карандышев.
Проиграв, поставив на Паратова, она гордо отбрасывает мещанское счастье и сохранение репутации в браке с человеком, которого она презирает.
Смертельно раненая своим несостоявшимся мужем, Лариса чувствует себя освобожденной и счастливой. Ее душа просит праздника, цыганской песни.
Согласие главной героини стать содержанкой Вожеватова и кровь в конце пьесы показывает силу нового мира и его грядущую победу. Лариса признает, что она вещь.
Гибель Ларисы позволяет Островскому показать контраст двух мировоззрений.
Смерть Ларисы, давшая ей свободу, знаменует торжество новой жизни, которая больше похожа на бездушный механизм, равнодушно перемалывающий винтики с их чувствами и стремлениями.
Однако в этом произведении Островский не только хотел отразить социальные моменты и трагедию «маленького человека», он показывает не опереточных героев, а образы живых людей с их вневременным эгоизмом, амбициями и разочарованиями.
Вариант 2
Островский великолепно работал в жанре социальной драмы и умел довольно явно и точно обозначить основные проблемы общества. Его пьесы не назвать вневременными, он работал над проблематикой собственного времени, хотя некоторые базовые темы, конечно, стары как мир.
Если в Грозе автор описывает купцов и торговый класс как только завоевывающий собственное положение в высшем свете, то в Бесприданнице они уже являются довольно утвердившимися представителями общества и составляют прямую конкуренцию подлинным аристократам, которые наоборот постепенно отходят в тень, разоряются и теряют собственное значение.
14 стр., 6910 слов
Женские образы в пьесе Бесприданница Островского
… женские образы в пьесах, выписаны реалистично. И несмотря на социальную зависимость, они играют главную роль в произведении. Именно их присутствие в произведении помогло раскрыть суть конфликта. Островский … в роли Ларисы из к/ф “Бесприданница” 1936 ) Лариса из Пьесы «Бесприданница» … в обществе. Драма “Гроза” — “глоток свежего воздуха” Школьное сочинение В заключительной части статьи “Луч света в … жизнь, …
Идея пьесы заключается в демонстрации циничности общества и его нравов. По сути, перед нами трагедия человека, которая оканчивается гибелью, причем главная героиня сама на эту гибель идет, так как не видит для себя иного выхода.
В центре повествования молодая девушка Лариса Огудалова в поисках большой и чистой любви, как, собственно, и подобает молодым девушкам.
Безусловно, в сознании Ларисы любовь бывает только большой и чистой, но в социальных реалиях ей приходится выбирать между довольно отвратительным чиновником Карандышевым, престарелым купцом Кнуровым и своим приятелем Вожеватовым.
Помимо этого есть и другие герои, которых Огудалова называет обобщенным словом табор, описывая ряд женихов, которые претендуют на ее благосклонность.
Нужно сказать, в этом обществе вообще никто не ищет любви, но все ищут собственную выгоду пусть и не только материальную.
Тем не менее, даже если речь идет о каких-то эфемерных предметах, они тоже всегда отвратительны, к примеру, Карандышев хочет взять себе Ларису чтобы самоутвердиться, так как он является мелким чиновником и при этом обладает довольно оригинальным взглядом на мир, Вожеватов тоже может взять Ларису на содержание для своеобразного самоуспокоения, а Кнуров ищет внимания молоденькой девушки.
Судьбой Ларисы Огудаловой эти люди играют как куклой, тут следует отметить и другого бесправного персонажа Робинзона, который тоже является не более чем предметом для потехи остальных. В итоге сама Лариса понимает этот факт и понимает безысходность собственного положения. Героиня смиряется с собственной гибелью и не противится Карндышеву.
Тема денег в драме А. Н. Островского «Бесприданница»
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
…Теперь торжество буржуазии… в полном смысле наступает золотой век.
А
Островский
Деньги, золото, материальные ценности во все времена имели немаловажное значение для человека и общества. Но в истории бывают такие эпохи, когда деньги начинают играть первостепенную роль
Они оттесняют все другие ценности, потому что все становится товаром. И тогда «хорошо тому, у кого денег-то много», как говорит в «Бесприданнице» Мокий Парменыч Кнуров. Эту пьесу Островский посвятил как раз одному из таких периодов, когда в России шло становление нового класса буржуазии, формировались капиталистические отношения. «Времена подлые», по оценке самого драматурга. Но они неизбежны в развитии экономики и повторяются на каждом новом витке истории. Сегодня мы живем в такое же время. Поэтому и пьеса Островского актуальна и интересна для современного читателя.
Тема денег в «Бесприданнице» звучит уже в самом ее названии. С первых страниц пьесы деньги — главный предмет разговоров. Их наличие или отсутствие определяет место человека в обществе, отношение к нему. Владельцу громадного состояния Мокию Парменычу Кнурову и поговорить-то в городе не с кем. Даже буфетчик Таврило понимает, что говорить он может только с равными себе. А таких богачей «в городе два-три человека». Среди них — молодой купец Вожеватов. Даже в праздник, во время прогулки, беседуют они о выгодных сделках, о новых приобретениях. Содинаковыми чувствами они говорят и о блестящей четверке лошадей богача Чиркова, и о Ларисе Дмитриевне. Ведь она — тоже товар, «дорогой бриллиант», к которому присматриваются и прицениваются. Когда читаешь пьесу, создается ощущение, будто ты попал на необычный рынок, где продается и покупается все: Кнуров и Вожеватов покупают удовольствие — небольшими подарками они оплачивают возможность бывать в обществе очаровательной девушки, а ее мать ловко и охотно торгует молодостью, талантом и красотой дочери. «За удовольствие платить надо» — это правило принимается безоговорочно, и несоблюдение его бьшо бы просто неприлично. Паратов продает не только любимый пароход, но и свою волю. Пароход идет по дешевке, а вот волюшку свою судовладелец оценил в полмиллиона. Таково приданое новой невесты. А ведь он чуть бьшо «не насмешил людей», поддавшись чувству и женившись на бесприданнице Ларисе. Но деловой человек должен знать, что «всякому товару цена есть», даже если речь идет о любви, красоте, счастье.
Бедный чиновник Карандышев ненавидит богатых и уверенных в себе хозяев новой жизни. Но при этом очень хочет стать своим человеком среди них. И он находит способ: жениться на бесприданнице Ларисе с хорошей дворянской фамилией. Только оплачивать свое приобретение он никак не собирается, полагая что сам его поступок достоин вечной любви и благодарности бедной невесты. Женитьба на Ларисе для него — это компенсация за моральный ущерб, нанесенный гордости, самолюбию и тщеславию неимущего человека, которому хотелось пожить как богатому.
Даже главная героиня, отчаявшись найти любовь и понимание, решает искать денег: «Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой». Но когда выстрел Карандышева помешал ей осуществить задуманное, она благодарит его за «благодеяние», которое он сделал для нее.
Всегда будут люди, которые не могут вписаться в новые общественные отношения. Они не хотят принимать чужих правил, жить по не свойственным им нормам морали. И у них есть выбор: остаться самим собой или стать таким, как все. А для этого нужно «переступить» через свои убеждения, отказаться от собственных жизненных ценностей, то есть заключить сделку со временем, диктующим свои условия.
О трудностях выбора напишут Л. Толстой и Ф. Достоевский. А героиня Островского уходит со сцены, уходит из жизни. Теперь не ее время. «Золотой век» — он ведь не для всех.
Беру это сочинение!
История создания
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина будет неполным без упоминания того, что сподвигло писателя на создание такой работы. В конце XIX века в России была строгая цензура, которая не давала публиковать большинство работ.
Сказка «Либерал» была написана в апреле 1885 года. Сам писатель остался доволен работой, но в то же время в письме к Соболевскому высказывал сомнения в ее качестве. Рукопись и корректура работы не сохранились. Предположительно, Салтыков-Щедрин написал сказку после известия о поступках известного либерального деятеля В. И. Лихачева, чьи неэтичные методы касались избрания главой петербуржской думы.
Исторический контекст
Крепостное право
В России крепостное право существовало с XVII века и закрепляло за помещиками право владения крестьянами как имуществом. Это означало, что крестьяне были бесправными и не могли свободно выбирать место жительства или работу. Они были связаны с землей и переходили из рук одного помещика в другой вместе с ней.
Реформы Александра II
В 1861 году Александр II подписал манифест об отмене крепостного права, что стало огромной вехой в истории России. Крестьяне получили свободу и стали гражданами с равными правами. Однако, эта реформа также имела свои ограничения, например, у крестьян были долги перед бывшими помещиками, которые им приходилось выплачивать.
Негативные последствия
Отмена крепостного права не сразу принесла положительные результаты. Многие крестьяне оказались без земли и вынуждены были работать на своих бывших помещиков, но уже не как крепостные. Это привело к созданию новой формы эксплуатации — общественной собственности. Кроме того, без образования и опыта, крестьяне стали не конкурентоспособными на рынке труда и оставались бедными.
Положительные результаты
Тем не менее, отмена крепостного права стала одним из самых важных этапов в развитии России. Была основана земская система самоуправления, которая позволяла крестьянам участвовать в принятии решений в своих деревнях. Кроме того, отмена крепостного права привела к ускорению развития промышленности и увеличению числа рабочих мест в городах.
2 вариант
Лариса Огудалова представляется девушкой чуткой, даже ранимой. Ее впечатлительная натура страдает в продажном мире, где все разговоры лишь о деньгах и собственной выгоде. Многие люди готовы покупать или продаваться. Это очень тяготит героиню.
Можно сказать, что герой самоутверждается за счет ее любви. К слову, это можно заметить по тому, что он позвал на прием всех ее бывших фаворитов.
Героиня стремится уйти от повседневности. Ее душа богата и трепетна.
Как и Борис для Катерины, для Ларисы Паратов представляется идеалом мужчины, настоящим спасителем. Однако результат один и тот же. Девушка ошибается, а все недостатки избранника становятся видны невооруженным глазом.
Лариса устает от того, что никто не видит в ней личность, что ее чувствами пользуются, расценивают ее только лишь как вещь, и ее терпению наступает конец.
Можно сказать, что в пьесе раскрывается трагизм женщин с незаурядной натурой, отвергнувшей несправедливость мира. Смерть в данном случае служит освобождением от неволи и разного рода мытарств. Лариса не только безропотно принимает ее. Но, кажется, она ждала кончины. Ведь это средство облегчения.
К слову, многие из вопросов и проблем, которые поднимает автор, остаются актуальными и спустя столетия, что, безусловно, делает творение гениальным.
В чем смысл пьесы?
Медведь на воеводстве
Источник
С такой же силой Салтыков-Щедрин разоблачает монархию в сказке «Медведь на воеводстве». Лев в своё дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения «внутреннего супостата». Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода злодеяниями: первый Топтыгин — мелкими (чижика съел), второй — крупными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). Третий же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с воеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьян против своих угнетателей, а также неспособность либералов управлять государством.
Салтыков-Щедрин показал, что недовольство народа обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью всей самодержавной системы.
Сатирик не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. В сказке «Орёл-меценат» выдающийся писатель показал отношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один вывод,
В нашей современной действительности мы на себе ощутили реформы в сфере образования таких Орлов (ВШЭ и прочие либералы в правительстве, загубившие эффективную советскую систему образования).
Источник
И вот тут чиновнику (Богатырю) противопоставляется Народ из сказки «Богатырь»
Снаружи — это история о силаче, проспавшем всю жизнь в дупле, заместо того, чтоб защищать собственный люд от ожесточенных набегов чужеземцев. Но под видом Богатыря, пугавшего одним своим храпом всех в окружении, просматривается вложенная писателем другая мысль. Тут обличается недальновидность правящего класса, несоответствие поступков вершины ожиданиям и потребностям обычного люда. О том, что происходит, если «элита» перестаёт выражать интересы народа, мы писали в статье «Последняя ли Смута на Руси? 18—19 августа 1991 (часть 1)»
В стране сказочной, пока спал Богатырь, «свои» сами друг дружку так изводили, что «чужим» бы и не снилось. Когда же вражьи силы напали на страну, где силач в дупле почивал, оказалось, что издавна он погиб, и змеи съели тело его в дупле, где спал. Не оправдаются надежды народа на неизвестного богатыря. Никто не выручит людей от захватчиков, потому на защитников сказочных не полагайся, а сам становись таким защитником, чтобы о тебе слагали былины и сказки.
Описанная аллегорически ситуация открывает идею: полагаясь на звучные обещания высокопоставленных заступников, люд околпачивает сам себя. Не защиту, а только разграбление несёт обычным людям «элитарные» притязания некоторых индивидов. Ну и гнилостная она, в корне собственном. И об этом забывать нельзя, чтоб в деньки бедствия не оказаться неподготовленными либо ослабленными своими же правителями, что и реально показали лихие 90-е.
Тема
Анализ «Господ Головлёвых» следует начинать с характеристики основной проблемы.
В произведении можно выделить две основные темы – жизнь накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте широкой историко-культурной темы развивается вечная моральная проблема – физическое и духовное разрушение человека. Обе они были актуальны в русской литературе второй половины ХIX века и до сих пор подталкивают читателя к важным выводам.
В центре романа семья помещиков Головлёвых. С её членами мы знакомимся в части, описывающей семейный суд. С первых глав читатель узнаёт, что глава этого семейства Арина Петровна. Её муж был несерьёзным, даже в солидном возрасте не смог избавиться от ребячества. Таким образом, забота об усадьбе легла на плечи женщины. И главным для Арины Петровны было жажда наживы, а не семейные ценности. У Головлевых было четверо детей: Степан, Порфирий, Павел и Анна. Между собой они не дружили: не прививалась в семье любовь и дружба, каждый переживал, кому достанется наследство.
Души Головлёвых-младших были развращены богатством, жадностью, тягой к алкоголю и глупым развлечениям. Из-за этого ни один из героев не узнал, что такое счастье. Читатель наблюдает, как сначала разрушаются души Головлёвых, а потом наступает гибель физическая. На судьбу братьев и сестры достаточно сильно повлияло воспитание. Головлевых-старших жизнь тоже не жаловала. В сюжетных линиях героев постепенно формируется проблематика произведения.
Содержание произведения дает понять, что смысл названия «Господа Головлёвы» иронический. Автор высмеивает несоответствие оболочки помещичьих семей и того, что видим внутри.
Соня и Раскольников
Сначала он, не желая питать больше никаких иллюзий относительно своего положения, холодно и даже высокомерно относился к визитам Сони. Они его раздражали и казались ненужными и назойливыми.
Но когда Соня по каким-то причинам не могла навестить его, Раскольников начинал чувствовать пустоту и смутную тоску. Анализ эпилога «Преступления и наказания» хорошо показывает изменение отношения Раскольникова к Сонечке.
Из-за состояния отрешённости, в котором пребывал Раскольников в остроге, многое проходило мимо его внимания. Со временем же он отчётливо понял, что каторжники, одним из которых являлся и он сам, совсем не считают его за «своего».
Заключённые, напротив, сторонились его, боялись, называли безбожником. В итоге их отношение к нему вылилось в неосознанную ненависть, что едва не закончилось гибелью Раскольникова.
Основная идея
Обстоятельства вынуждают Ларису выйти замуж за смешного, жалкого Карандышева, который не замечает своей комичности. Это заставляет Ларису чувствовать себя еще более униженной, она не может смириться с ролью материальной вещи. В финале пьесы отчаянная Лариса соглашается быть куклой, жить ради материальных благ, развлекать своей личностью высшее общество. Несчастный случай избавляет ее от такой жизни — она благодарна Карандышеву, что он, в порыве ревности, стреляет в Огудалову. Лариса умирает счастливой, она чувствует избавление от гнета обстоятельств, от унижения и фальши. Главная мысль финала – радость избавления от унизительной сделки, на которую девушку вынуждали сильные мира сего.