Анализ, суть, краткое содержание
Повесть состоит из 14 глав. В содержании можно условно выделить 4 части:
- Завязка повести.
- Развитие сюжета.
- Кульминация.
- Развязка.
Завязка повести
По воле судьбы главный герой Иван Тимофеевич оказался на полгода заброшенным в глухую деревню Переброд на окраине Полесья. Служебных дел у него немного и он откровенно скучает. Для того чтобы как-то скоротать время, он пытается лечить местных крестьян, а также обучать грамоте полесовщика Ярмолу, исполняющего обязанности его слуги. И то, и другое выходит у «паныча» крайне плохо — больные крестьяне сами не могут точно сказать, что у них болит, а Ярмола оказывается на редкость неспособным к учебе.
Единственным развлечением Ивана Тимофеевича является охота. Однажды январским днем во время погони за зайцем он заблудился и набрел на избу, в которой жила старая ведьма Мануйлиха с внучкой. О них он накануне слышал от Ярмолы и очень хотел познакомиться. Мануйлиха приняла его неприветливо, а ее молодая внучка Олеся, напротив, была с ним добра и показала ему дорогу.
Развитие сюжета
Иван никак не может выбросить образ молодой колдуньи из головы и приходит к ней в гости. Постепенно между ним и Олесей завязываются романтические отношения. Девушка демонстрирует свои колдовские способности:
- режет ему руку и останавливает кровь;
- заставляет его падать на ровном месте;
- гадает ему на судьбу.
Молодой барин в растерянности и, несмотря на свой скептицизм, почти готов поверить, в то, что его возлюбленная — ведьма.
Между тем к Мануйлихе приходит урядник Евпсихий Африканович и приказывает им с внучкой покинуть дом.
Примечание
Урядник — нижний полицейский чин в уезде. Основные обязанности — следить за общественным порядком на вверенной ему территории.
Иван Тимофеевич заступается за Олесю с бабушкой. С помощью подарков он уговаривает урядника повременить с выселением.
После этого инцидента девушка отдаляется от молодого барина. Он решает, что это произошло из-за его заступничества, которое оказалось не по нраву гордой Олесе. Вскоре главный герой заболевает, и больше недели лежит в горячке.
Сразу после поправки он вновь решается прийти в дом к колдуньям. По взволнованному лицу Олеси Иван догадывается, что она его любит и признается ей в своих чувствах. Оказалось, что девушка отдалилась от него, поскольку предчувствовала, что их роман принесет им обоим страдания.
Почти месяц продлилось счастье Ивана и Олеси. Тайком от Мануйлихи они встречаются в лесу и наслаждаются друг другом.
Кульминация
Когда настало время уезжать из деревни, главный герой понимает, что не может покинуть свою возлюбленную. Он предлагает ей выйти за него замуж, но она отвечает отказом. Помимо разницы в социальном положении, девушка не может венчаться в церкви — она считает, что на ее род наложено проклятье, и колдовские способности им дарованы темными силами.
После разговора с любимым Олеся все же решается пойти в церковь. Там на нее нападает разъяренная толпа, которая пытается вымазать ее дегтем и побить камнями. Избитая девушка проклинает толпу, предсказывая им несчастья.
Узнав об этом, Иван бежит к Олесе и пытается ее утешить. Девушка говорит, что ей с бабушкой нужно срочно покинуть эти места, иначе их ждет неминуемая расправа. Расстроенный Иван уходит, он никак не ожидает, что это их последняя встреча.
Развязка
Ночью начинается сильный град, который уничтожает большую часть урожая. Ярмола советует барину срочно уехать, так как местные могут расправиться с ним за связь с колдуньей.
Иван бежит в избу к Мануйлихе, но та уже уехала вместе с внучкой в неизвестном направлении. На память Олеся оставила возлюбленному свои красные бусы. Иван увидел их на угле оконной рамы и воспринял их как символ ее «великодушной любви».
Анализируя содержание произведения, можно сделать следующие выводы:
- В повести воплотились мечты писателя о прекрасном «естественном человеке», о гармоничной жизни на лоне природы.
- Сюжетная линия строится вокруг зарождения и развития между героями светлого любовного чувства.
- Природа выступает не просто фоном, а активным участником происходящих событий. Зарождение любви совпадает с пробуждением природы, трагический разрыв сопровождается бурей и градом.
- В центре внимания повести — конфликт между главными героями и обществом. Искренняя любовь Олеси и Ивана подвергается всеобщему осуждению.
- Куприн провозглашает идеал высшей духовной силы, которой неподвластны любые условности.
Суть произведения состоит в том, что люди, выросшие на лоне природы, часто оказываются гораздо более развитыми и в интеллектуальном, и в нравственном, и в духовном отношении, чем так называемое «цивилизованное общество».
Сюжет повести «Олеся»
Повесть «Олеся», анализ которой мы проводим, посвящена истории любви Ивана Тимофеевича и полесской «колдуньи». Взаимоотношения героев раскрывают характеры каждого из них. Повествование ведётся в прошедшем времени, рассказчик Иван Тимофеевич вспоминает события, произошедшие с ним во время поездки в одну из полесских деревень. Там он охотился, лечил крестьян, изучал нравы. Его заинтересовал рассказ о ведьме Мануйлихе, жившей в этих местах.
Однажды во время охоты Иван Тимофеевич забрёл в её избушку. Там рассказчик познакомился с Олесей, внучкой Мануйлихи. Девушка была настолько необычна, что Иван Тимофеевич влюбился в неё, «прекрасная сказка любви» изображается в окружении таинственного леса. Они задумывались о венчании. Ради любви Олеся решилась пойти в церковь на Троицу, но деревенские бабы выгнали её и избили, так как считали ведьмой. Олеся в сердцах крикнула, что они пожалеют об этом. На следующий день разразилась гроза с градом. Олесе с бабушкой пришлось бежать, иначе их ждала расправа местных жителей. На память о себе она оставила Ивану Тимофеевичу нитку коралловых бус. Хотя это описание не назвать кратким содержанием, без него, все-таки, трудно себе представить анализ повести «Олеся».
Персонажи повести А. И. Куприна «Олеся» и их характеристика
Сочинение на тему: Тема любви в повести А.И. Куприна «Олеся».
Все материалы с раздела: Сочинения по повести Куприна «Олеся»
Александр Иванович Куприн написал о любви много произведений. Большинство которых повествует о чистом, возвышенном и, как правило, трагическом чувстве. Повесть «Олеся» — одно из них. Любовь врывается в жизнь героев, освещает их жизнь особым светом и становится самым значимым событием в жизни. Молодой «паныч» Иван Тимофеевич, образованный, интеллигентный человек, волею судьбы оказался в глухой деревушке Волынской губернии. От скуки и отсутствия привычного круга общения он коротал время на охоте и в беседах со своим слугой Ярмолой, расспрашивая его о местных обычаях, традициях, легендах и песнях. От него Иван Тимофеевич узнал о живущей на болоте старой ведьме. Однажды во время охоты произошла неожиданная встреча с девушкой необыкновенной красоты, которая оказалась внучкой той ведьмы, Олесей. Гордость, внутреннее достоинство, природная естественность Олеси восхитили молодого человека. Олеся, выросшая в лесу и редко встречавшая людей, в свою очередь тоже заинтересовалась новым знакомым. Иван Тимофеевич показался ей человеком из другого мира: умный, интеллигентный, совсем не похожий на местных крестьян. Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное чувство, которое и раскрыло сущность их характеров. Иван Тимофеевич добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, зависимый от мнения общества и обстоятельств. «Радостей вам в жизни больших не будет, но будет много скуки и тяготы», — предсказывает ему Олеся. Влюбленный молодой человек, хоть и предлагал девушке руку и сердце, но был далек от того, чтобы представить себе, как она, привыкшая к лесной глуши, будет себя чувствовать в светском платье в шумной суете города и совершенно не думал о том, чтобы самому остаться с любимой в ее привычном мире. Олеся – дитя природы, человек с чистой душой, которому чужды притворство, ложь, лицемерие. Она живет по велению сердца. Любовь Олеси самоотверженна. Она готова ради своего чувства терпеть страдания, жить ради любимого и отказаться от своего чувства ради него же, боясь, что его выбор осудит общество. В любви Олеси есть смелость, решительность и способность на поступок. Ей чужды мелочные расчеты и опасения, когда речь идет о чувстве: «Пусть будет, что будет, а я своей радости никому не отдам». Ради Ивана Тимофеевича Олеся пошла в церковь, зная, что подвергает себя опасности. Преследуемая и гонимая суеверными крестьянами, понимая всю невозможность совместного счастья в обществе, полном предрассудков, Олеся покидает свой дом, оставив на память Ивану Тимофеевичу нитку дешевых «коралловых» бус. Она знает, что для него скоро «все пройдет, все изгладится». «Господи! Что же такое случилось?» — спрашивает себя Иван Тимофеевич, увидев опустевший дом. Таким образом, автор показывает, что если человек не готов посвятить себя полностью чувству любви, то вся его жизнь будет пуста и безрадостна.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: Сочинения по повести Куприна «Олеся»
Проблемы
Проблематика повести «Олеся» разнообразна и интересна даже сегодня:
На первом месте, конечно же, трагическая любовь главных героев. История их любви была изначально обречена на трагический финал, ведь жестокость этого мира не позволяет нарушать стандарты и правила. Общество не готово принимать тех, кто не хочет жить по шаблонам, именно поэтому Олеся вынуждена покинуть родные леса.
Проблема жестокости пронизывает весь текст: жители деревни ходят в церковь, но не учатся прощать и любить. Они пытают и убивают себе подобных (например, конокрада, которому забили гвозди в пятки), но при этом сохраняют видимость пристойности и благочестия.
Автор ярко раскрывает мир человеческих чувств на фоне любовной линии. В его повести не все так однозначно, как хотелось бы. Любовь Ивана искренняя, но в то же время он не способен за нее постоять
Куприн описывает его колебания, смешные для настоящего чувства: как будет Олеся смотреться в платье среди его знакомых? Должна ли она ходить в церковь? А вот героиня открыто признается, что не будет ревновать и неволить избранника: он свободен, и пусть не берет ее в свой мир, достаточно просто подарить ей любовь здесь и сейчас.
Проблема судьбы тоже занимает важное место в повести. Писатель показывает, как жестоко судьба может играть жизнями людей
Это не столько предопределение гадания, сколько логическая расстановка сил и обстоятельств: Олеся — не пара барину. Ведь даже большое и чистое чувство не может преодолеть то, что было ранее предрешено судьбой.
Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича в повести А. И. Куприна «Олеся»
Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц.
(47 голоса, среднее 4.38 из 5)
Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений — это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви.
Я перевернула последнюю страницу повести «Олеся» — моей любимой повести А. И. Куприна.
«Олеся» глубоко затронула меня, я считаю эту повесть гимном величайшей, чистой любви, которая, на мой взгляд, должна быть в жизни каждого человека. Я говорю о любви Олеси к Ивану Тимофеевичу Эти люди такие разные: Олеся — «цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины», а Иван Тимофеевич — «человек хотя добрый, но только слабый». Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич — образованный человек, писатель, приехавший в Полесье «наблюдать нравы», а Олеся — «ведьмака», необразованная девушка, выросшая в лесу. Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь вызывает у меня восхищение, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически. А вот любовь Порошина я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось: побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не ходила в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…» Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь мешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса». Трагедия любви Олеси и Ивана Тимофеевича — это трагедия людей, которые «выломились» из своей социальной среды. Трагична судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. И, как известно люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса. Нельзя не сказать также о литературном мастерстве А. И. Куприна. Перед нами картины природы, портреты, внутренний мир героев, характеры, настроения —все это глубоко поразило меня. Повесть «Олеся» — это гимн прекрасному первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас.
< Предыдущая |
---|
Месть
Поведение Мануйлихи
На страницах повести читатели встречают бабушку Олеси — колдунью Мануйлиху. Можно догадаться, что она использовала свои способности для того, чтобы наказывать обидчиков. Из-за этого ее и выгнали из родной деревни.
Иван видит старуху такой, словно она и есть та самая баба-яга из старинных сказок. У нее блеклые голубые глаза, а взгляд напоминает очи зловещей птицы. Мануйлиха старалась выпроводить гостя из избы, но ее привлекли предложенные деньги.
Можно подумать, что бабушка Олеси не любит людей, однако на самом деле она их опасается. За всю жизнь они причинили ей столько зла, что она привыкла не доверять окружающим. Мануйлиха очень любит свою внучку, стремится защитить ее от возможных опасностей. Ей не нравится поведение барина, его стремление обвенчаться с девушкой в церкви. Основные черты старухи:
- чувство справедливости;
- умение постоять за себя;
- способность разглядеть истинное лицо человека.
Она видит, что жители деревни относятся к Олесе так же, как и к ней самой, и решает увезти внучку от назойливых взглядов и постоянных издевательств. Даже влюбленность девушки ее не остановила, ведь и после свадьбы ее продолжили бы унижать. Олесе пришлось бы уехать вместе с Иваном, жить среди общества, к чему она не была готова.
Главные проблемы «Олеси» Куприна
Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем. Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора. Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе «Олеся» Куприн, анализ которого мы разбираем.
Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.
А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка — ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.
Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы «Олеси» Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, «панычом Иваном». Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.
Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу. Их слепой ужас перед «колдуньями», которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий. Анализ «Олеси» Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.
Главными героями «Олеси» Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные — Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.
Жанр, направление
На рубеже 19-20 веков в литературной среде разгорались споры между представителями двух ведущих направлений литературной мысли: реализм и модернизм. Реалистической традиции придерживался Александр Иванович, поэтому и его повесть «Олеся» собрала в себе черты этого направления. Так, например, любовь главных героев Олеси и Ивана Тимофеевича была обречена на гибель в реальности, поэтому автор не смог променять правду жизни на красивые и несбыточные мечты. И все же есть в творчестве Куприна место романтизму: цивилизацияпредставлена в мрачных красках, природа играет самостоятельную роль в произведении, а главная героиня имеет все черты, характерные для романтизма.
По жанру произведение представляет собой повесть. Основные черты: хроникальный сюжет, небольшое количество персонажей и оценка автором событий, пережитых в реальной жизни. Кроме того, мы видим и другие черты, характерные для повести: весь сюжет закручен вокруг одного героя — Ивана Тимофеевича, характер которого проявляется на фоне происходящего.
Сочинение на тему Любовь в повести Олеся
В XIX веке писатели и поэты в России живо интересовались темой о любви и взаимодействия двух влюбленных людей, они выясняли, что же такое любовь счастье или трагедия. А.И. Куприн тоже освящал проблему любви в своих произведениях. Особенно проблема любви показана в произведении «Олеся».
Почти все произведения писателя о любви, носят счастливый характер. Но не это произведение. Именно это чистое и светлое чувство помогает героям произведений показать свои качества характера, узнать себя с лучшей стороны. Это показано и в повести «Олеся».
Главный герой повести был писателем, звали его Иван Тимофеевич, он приехал в Волынскую губернию. Он умен, образован он интересуется разными направлениями в искусстве, знакомится с разными людьми, которые ему интересны. Он с интересом изучает традиции, обычаи, легенды, народные песни. Он специально приехал в Полесье, что бы познакомится с обычаями этого края, узнать новые легенды и былины, которые ему пригодились бы в его дальнейшем творчестве. Здесь ему все казались самобытными и отсталыми от жизни. Все люди, проживающие здесь, были чистыми и светлыми.
Именно оказавшись здесь, Иван Тимофеевич встречает свою любовь, девушка по имени Олеся, которая покорила его сердце с первого взгляда. Девушка тоже полюбила его всем сердцем, но Иван не смог ответить ответным чувством.
Олеся была рождена для любви и долго шла к этому моменту и ждала того, что бы появился человек, о котором она смогла бы заботиться Девушка полностью отдалась своему чувству.
В деревне, куда приехал Иван Тимофеевич, девушку и её бабушку считали ведьмами, поэтому они ушли жить в лес. Но герой в это не верил. Он понимал, что девушка, ни какая не ведьма, а просто травница. Была лишь одна проблема, он и его любимая из разных миров, он городской человек, а она из леса, была суеверной, что внушало молодому человеку неуверенность. Он не мог представить её в модной одежде на светском вечере.
Они понимали, что им не быть вместе, от этого оба страдали. Для них светлое чувство любви стало трагедией.
Писатель описал отношения с особым трепетом, описывал все в мельчайших подробностях.
А.И. Куприн в своем произведении изобразил очень трагическую ситуацию для влюбленных. Мужчина в этой ситуации показан как трус, он испугался осуждения общества и отказался от своей любви. Автор пытался доказать, что за свою любовь надо бороться и отстаивать её. Если любишь, то не обращаешь внимания на мнение окружающих, и становишься по — настоящему счастливым.
Главные проблемы «Олеси» Куприна
Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем. Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора. Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе «Олеся» Куприн, анализ которого мы разбираем.
Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.
А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка — ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.
Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы «Олеси» Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, «панычом Иваном». Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.
Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу. Их слепой ужас перед «колдуньями», которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий. Анализ «Олеси» Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.
Главными героями «Олеси» Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные — Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.
Смысл
Основная идея повести «Олеся» заключается в том, что за «цивилизованным» обществом по сути ничего не стоит, ведь люди, которые выросли вдали от цивилизации, могут оказаться гораздо умнее и благоразумнее. Естественный человек вне толпы не теряет свою индивидуальность и не подчиняется стереотипному мышлению. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие.
В связи с этим можно выделить главную мысль — необходимость обращения людей к природе для восстановления гармонии. Олеся стала тем самым образцом чистого и открытого человека, живущего во взаимосвязи с окружающей средой.
Герои повести
Олеся
Главная героиня повести — лесная колдунья Олеся (настоящее её имя Алёна — сообщает бабка Мануйлиха, а Олеся — местный вариант имени)
Красивая, высокая брюнетка с умными темными глазами сразу обращает на себя внимание Ивана. Природная красота в девушке сочетается с природным умом — несмотря на то, что девушка даже не умеет читать, такта и глубины в ней, пожалуй, больше, чем в городской
Олеся уверена, что «не такая, как все» и трезво понимает, что за эту непохожесть может пострадать от народа. Иван не слишком верит в необычные способности Олеси, полагая, что тут больше многовекового суеверия. Однако он не может отрицать мистичность образа Олеси.
Олеся отлично осознает невозможность её счастья с Иваном, даже если тот примет волевое решение и женится на ней, поэтому именно она смело и просто управляет их отношениями: во-первых, предпринимает самоконтроль, пытаясь не навязываться панычу, во-вторых, принимает решение о расставании, видя, что они не пара. Светская жизнь была бы для Олеси неприемлема, муж неизбежно стал бы тяготиться ею после того, как выяснилось бы отсутствие общих интересов. Олеся не хочет быть обузой, связывать Ивана по рукам и ногам и уходит сама — в этом героизм и сила девушки.
Иван Тимофеевич
Иван — небогатый, образованный дворянин. Городская скука приводит его в Полесье, где он поначалу пытается вершить какие-то дела, но в итоге из занятий остается только охота. К преданиям о ведьмах он относится как к сказкам — здоровый скепсис обоснован его образованием.
(Иван и Олеся
)
Иван Тимофеевич — искренний и добрый человек, он способен прочувствовать красоту природы, а потому Олеся поначалу интересует его не как красивая девушка, а как интересная личность. Ему интересно, как получилось, что её воспитала сама природа, и она вышла такой нежной и деликатной, непохожей на грубых неотесанных крестьян. Как вышло так, что они, религиозные, хотя и суеверные, грубее и жестче Олеси, хотя именно она должна быть воплощением зла. Для Ивана встреча с Олесей — не барская забава и непростое летнее любовное приключение, хотя и он понимает, что они не пара — общество в любом случае окажется сильнее их любви, разрушит их счастье
Олицетворение общества в данном случае неважно — будь то слепая и тупая крестьянская сила, будь то городские жители, сослуживцы Ивана. Когда он думает об Олесе как о будущей жене, в городском платье, пытающейся поддержать светский разговор с его коллегами, — он просто заходит в тупик
Потеря Олеси для Ивана — такая же трагедия, как и обретение её в качестве жены. Это остается за рамками повествования, но скорее всего предсказание Олеси свершилось в полной мере — после её ухода ему было плохо, вплоть до мыслей о намеренном уходе из жизни.
IV глава
В Полесье наступила весна. Каждый день, восхищаясь весенней природой, и предаваясь поэтической грусти, Иван вспоминал об Олесе – её молодом и стройном теле, звонком голосе с бархатными нотками, гордой уверенности, сквозившей в её словах, о её врождённом благородстве.
Как только тропинки просохли, он отправился к избушке в лесу, прихватив с собой чаю и сахару, чтобы задобрить Мануйлиху. Олеся пряла лён, сидя на высокой скамейке. Когда она обернулась, нитка оборвалась, и веретено покатилось по полу. Старуха встретила Ивана недружелюбно, но внучка любезно приняла гостя. Она рассказала, что нехорошее предсказание вышло Ивану, когда она гадала на него, что судьба у него будет несчастной. А также, что вскоре через него плохо будет даме с тёмными волосами, которая его полюбит. Герой не очень ей поверил. А потом девушка рассказала о том, что и без карт многое может узнать о человеке. Например, если кому суждено умереть нехорошей смертью в ближайшее время, она узнает это по его лицу.
Знакомство с колдуньей
Жанр и направление
В небольшую, Богом забытую деревушку Переброд Волынской губернии, что на окраине Полесья, приехал молодой барин. Он откровенно скучал среди безграмотных и не особенно общительных местных жителей, и его единственным развлечением была охота да долгие прогулки по лесу.
Однажды судьба завела молодого мужчину на болото, где в старой избушке жила ведьма Мануйлиха. Там же герой повстречал и внучку Мануйлихи, юную красавицу Олесю, в которую влюбился с первого взгляда. Девушка также обладала магическими способностями. Именно по этой причине они с бабушкой жили вдали от людей – сельские жители ненавидели их и боялись.
Однажды Олеся по просьбе своего возлюбленного погадал на картах, и узнала, что ее ждет горькая судьба, если она свяжет свою жизнь с молодым барином. Однако страсть оказалась сильнее предрассудков, и Олеся решила обмануть судьбу-злодейку. В свою очередь, Иван Трофимович был так пленен лесной красавицей, что готов был жениться на ней, несмотря на социальную пропасть между ними. Он назначил своей возлюбленной свидание в церкви, хотя Олеся всегда остерегалась появляться поблизости храмов. Он опоздал на встречу, и во время ее отсутствия толпа разъяренных крестьян жестоко избила молодую ведьму, посмевшую явиться в церковь. В отместку Олеся послал сильное проклятье на деревню, и в тут же ночь случилась страшная гроза, побившая весь урожай.
Майнулиха и Олеся прекрасно понимали, чем может обернуться людской гнев. В спешке они покинули свою лесную обитель, и скрылись в неизвестном направлении. Когда же Иван Трофимович прибежал в избушку, он нашел в ней лишь красные бусы, как символ искренней, страстной любви Олеси.
Сочинение-рассуждение о любви на примере “Олеси”
Олеся – ведьма. Она не получила хорошего образования, но вместо этого постигла тайны магии. Она – сильная и гордая женщина, которая не боится ничего на свете. Ее отваги хватает на то, чтобы она была способна на чистую, великодушную любовь и самопожертвование, которого эта любовь потребовала.
Иван Тимофеевич – городской барин и образованный интеллигент. Только вот он человек слабый. Влюбившись в молодую ведьму, он испугался этого чувства. Как раз он не способен меняться, жертвовать своими интересами и заботиться о любимом человеке. Даже когда его охватило нехорошее предчувствие, он не остановил Олесю от похода в церковь, и там девушку в итоге избили.
XII глава
На следующий день Иван отправился на своей лошади по кличке Таранчик в соседний город по служебным делам. Утро было душное, безветренное. Проезжая через весь Переброд, он заметил, что от церкви до кабака вся площадь набита телегами. Был праздник Святой Троицы, и в Переброде собрались крестьяне из окрестных деревень.
Закончив дела и возвращаясь обратно, Иван задержался по дороге на полтора часа, чтобы поменять лошади подкову. Между четырьмя и пятью часами дня он приехал в Переброд. У кабака и на площади теснились пьяные люди, под лошадьми носились дети. У забора дрожащим тенором пел слепой лирник, которого обступила толпа. Пробираясь между людьми, Иван заметил их враждебные, бесцеремонные взгляды. Кто-то из толпы пьяным голосом крикнул невнятные слова, и послышался сдержанный хохот. Какая-то женщина попыталась вразумить пьяного мужика, но тот только сильнее разошёлся. Заявил, что Иван ему не начальство, добавив: «Он только в лесу у своей…». Дворянина охватила ярость. Он схватил нагайку. Но тут у него промелькнула мысль, что точно такое с ним уже было когда-то. Опустив нагайку, он поскакал домой.
Ярмола сообщил, что в доме ждёт приказчик из соседнего имения. Конторщик Никита Назарыч Мищенка, в сером в рыжую клетку пиджаке и красном галстуке, при виде Ивана вскочил на ноги и стал кланяться. Никита Назарыч, хохоча, сообщил, что сегодня местные «дивчата» поймали ведьму, и хотели вымазать дёгтем. Герой схватил конторщика за плечи и потребовал всё рассказать. Из его слов мало что можно было понять, и все события того дня Иван восстановил только через два месяца, расспросив другую очевидицу происшествия. Оказалось, что Олеся пришла в церковь во время обедни. И, хотя она оставалась в сенях, все её заметили и направляли на неё враждебные взгляды. После обедни женщины обступили её со всех сторон, насмехались и ругались. Толпа становилась больше и больше. Олеся пыталась выскользнуть из круга, но её отталкивали к середине. Потом одна старуха прокричала, что её надо вымазать дёгтем. Дёготь и кисть тут же оказались в руках женщин, и они передавали их друг другу. От отчаяния девушка с силой бросилась на одну из мучительниц, и та упала. Вслед за первой упали и остальные, на земле образовался галдящий клубок. Олесе удалось выскользнуть и убежать. Отбежав на пятьдесят шагов, она обернулась и прокричала слова угрозы. Иван не стал дослушивать Мищенку, и, оседлав Таранчика, поскакал в лес.