⚰️ Человек в футляре
Кратко Подробно Оригинал
Два охотника остановились переночевать на сеновале местного старосты. Разговор зашёл о жене старосты, которая уже много лет выходит из дома только по ночам. Одни из охотников, учитель гимназии Буркин, считал, что людей, стремящихся отгородиться от окружающего мира, немало, и в качестве примера рассказал о своём коллеге Беликове.
- Буркин
- — учитель гимназии, преподаёт точные науки, наблюдательный, ироничный, замкнутый.
- Беликов
- — учитель греческого языка, служивший вместе с Буркиным в гимназии, маленький человек с лицом, похожим на морду хорька, боязливый, мнительный зануда и бюрократ.
Беликов всячески старался отгородиться от реальной жизни — всегда ходил в пальто с поднятым воротником, калошах и тёмных очках, ездил в экипаже с поднятым верхом, спал в колпаке и халате при закупоренных окнах и дверях, и жил согласно директивам начальства.
Влияние этого «человека в футляре» охватило город, люди перестали ходить в гости, читать книги, учиться, помогать бедным. Когда в гимназии появился новый преподаватель, Беликова решили женить на его весёлой сестре Вареньке.
- Варенька
- — возлюбленная Беликова, сестра Коваленко, 30 лет, высокая, стройная, чернобровая и румяная, весёлая певунья и хохотушка.
Сначала Беликов соглашался на сватовство, но потом в городе появилась карикатура, смешно и зло изображавшая его и Вареньку. Затем он увидел свою невесту на велосипеде. Это показалось Беликову настолько неприличным, что он высказал свои соображения Варенькиному брату, тот спустил его с лестницы, и это увидела Варенька. На этом сватовство кончилось.
После этой попытки коллег растормошить его, вынуть из «футляра», Беликов слёг и через месяц умер. В гробу он лежал с таким счастливым лицом, словно, наконец, обрёл самый надёжный в мире футляр. Жизнь в городе с его смертью не изменилась, ведь таких «людей в футлярах» осталось ещё немало.
Сочинение 3
Это был человек замкнутый, трусливый и мало того он еще и на других имел негативное влияние. Человек в футляре — это определение к нему подходит больше всего. Он закрылся от людей не только одеждой, но и мысли держал не просто под контролем, но и старался не высказываться вслух. Он боялся всего. Солнышка, ветра, взглядов, рассуждений и конечно, незапланированных поступков. По сути человек он был не плохой никому не вредил, но именно своим странным поведением отталкивал от себя.
Для Беликова этот мир казался враждебным и поэтому он создал себе свой мирок, в котором он укрылся от людей. И живет по своим законам. Он понимает, что надо со всеми поддерживать хорошие отношения и даже пытался дружить и ходить в гости, но это выглядело странно. Он если приходил к кому-то, то садился в уголок и молча, наблюдал за происходящим, и от этого хозяевам становилось не по себе. Все настоящее казалось ему недостаточно хорошим и приличным. Он тосковал по-прошлому и поэтому, скорее всего, был учителем греческого языка, которого уже давно не существует. Беликов постоянно только и думает, как бы чего не вышло, все должно быть по плану иначе греха не оберёшься.
Закрывшись от людей Беликов хотел прожить всю жизнь тихо и спокойно. Но в планы закралась ошибка и он чуть не женился. Девушка оказалась довольно веселой, обаятельной и была ничуть не против выйти замуж. Ее не пугали чудачества учителя греческого языка.
Однако такой человек как Беликов не мог просто взять и женится, он начал все взвешивать, раздумывать. Для него невозможно совершить поступок, не задумываясь о том, что скажут или подумают люди. Его начали мучить сомнения, а правильно ли он поступает. Какие последствия могут быть. Он начал еще пристальнее приглядываться к своей невесте. И конечно он нашел, чего можно стыдиться и остерегаться. Собственно из ничего он создал проблему и из-за нее же и умер.
По-другому и быть не могло. Он сам себя замучил своей подозрительностью недоверием ко всему, что его окружало. Шляпа и плащ как панцирь черепахи закрыл его от внешнего враждебного мира. Так жить нельзя! А Беликов загнал себя в такие рамки, в которых человек становится если не изгоем, то глубоко одиноким и несчастным.
Значение рассказа
Значение «Человека в футляре» сложно переоценить, рассказ Чехова не теряет актуальности до сих пор. В наше время проблема «футлярности» так или иначе продолжает развиваться в произведениях современных авторов. Например, писатель В. А. Пьецух, автор многих известных рассказов и повестей, написал небольшое произведение, прямо отсылающее читателя к Чехову, — «Наш человек в футляре». Его герой, Серпеев, в целом очень похож на Беликова. Пьецух фактически «обновил» то, что рассказал Чехов, показал разновидность Беликова конца ХХ века, в которой отразилось всё общество.
Рассказ «Человек в футляре» — анализ человеческой личности. Чехов не стремился сказать, что Беликов плохой и неправильный, он хотел показать, что можно быть и таким, но при этом быть лучше, быть способным перейти через невозможность общаться и стать хоть каким-то членом социума. Чехов хотел направить людей на правильный путь; он сам уже видел свою скорую смерть и жалел о некоторых вещах в жизни, поэтому хотел, чтобы другие не совершали ошибки, в том числе те, что делал Беликов.
В своем сочинении А. П. Чехов написал некоего вида рецензию на человеческую психологию, которая, бывает, подводит и приводит к состоянию, близкое к состоянию Беликова. И выводом этой рецензии является завуалированный совет автора жить и уживаться с людьми, потому что человек без людей (каков был Беликов) не сможет быть человеком.
Маленький человек
«Маленький человек» — это образ, который стал классическим для русской литературы XIX века. Впервые такой персонаж появился в рассказе А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (1830), а затем данную традицию продолжил и Н. В. Гоголь в повести «Шинель» (1842).
Не смог обойти стороной эту тему и Чехов. Ей он посвятил несколько своих произведений, в числе которых оказался также рассказ «Смерть чиновника», созданный в 1883 году.
Главный герой произведения — Иван Дмитрич Червяков имеет «говорящую» фамилию, что уже сообщает нам о том, что его положение в обществе сравнимо с размером этого крохотного ничтожного существа — червяка. Кроме того, в начале рассказа Чехов пишет, что Червяков служит экзекутором, то есть следит за хозяйством и наводит порядок в канцелярии.
Должность эта сама по себе незначительная, и ощущает себя Червяков в соответствии с ней. Ему, как и любому другому «маленькому человеку», свойственно испытывать слепое благоговение и страх перед начальством. Это приводит к тому, что, случайно чихнув во время спектакля и «обрызгав» впередисидящего генерала Бризжалова, Иван Дмитрич не просто «сконфуживается», а полностью лишается покоя.
Такое поведение несвойственно героям произведений Пушкина и Гоголя. Станционный смотритель Самсон Вырин и «вечный титулярный советник» Акакий Акакиевич Башмачкин, напротив, решались обратиться к «значительным лицам» лишь тогда, когда от этого зависела их жизнь. Вырин таким образом пытался вернуть свою дочь, а Башмачкин — украденную шинель.
Но Червяков же преследует Бризжалова, которому вовсе нет дела до произошедшего инцидента. «Какие пустяки… Бог знает что!» — говорит генерал Ивану Дмитричу. Но в его словах экзекутору видится скрытый смысл: «Говорить не хочет… Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»
«Маленький человек» Иван Дмитрич Червяков значительно отличается от своих литературных предшественников. И в этом новаторство Чехова, который адаптирует образ героя в соответствии с реальным положением вещей в современной ему (писателю) России.
29 стр., 14035 слов
Какой он образ современного маленького человека. Как Вы понимаете …
… Человек в футляре» — один из «маленькой трилогии» Не спали. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с … маленького человека в русской литературе многогранна. Герой повести «Станционный смотритель», пожалуй, как … человек в футляре, можете себе представить, едва не женился. Иван Иваныч быстро оглянулся в сарай и сказал: Шутите! — Да, едва не женился, как … в том же доме, где и я, — продолжал Буркин, — в том …
Во времена Чехова появилось много таких беспокойных и вовсе не угнетенных мелких чиновников, которые своей назойливостью мешали жить «их превосходительствам». В данном контексте даже смерть Червякова, очень напоминающая смерть Башмачкина, выглядит комично.
см. также:
Сочинения по произведению Смерть Чиновника, Чехов
Характеристики главных героев произведения Смерть Чиновника, Чехов
Краткое содержание Смерть Чиновника, Чехов
Краткая биография Антона Чехова
“Смерть чиновника” Чехова
Выдающийся русский прозаик и драматург Антон Павлович Чехов известен на весь мир своими блестящими пьесами, повестями, рассказами. Однако путь в большую литературу Чехов прокладывал маленькими комическими историями, такими себе анекдотическими зарисовками.
Поразительно, но эти ранние пробы пера ничуть не уступают зрелым произведениям уже состоявшегося литератора. Чехов вообще ценил лаконизм и неукоснительно следовал правилу «писать талантливо – то есть коротко». Он никогда не писал по-толстовски длинно, скрупулезно не подбирал слова, как Гоголь, пространно не философствовал, как Достоевский.
Чеховские произведения просты и понятны, «его Муза, – говорил Набоков, – одета в будничное». Но в этой гениальной будничности и заключается творческий метод прозаика. Именно так пишут по-чеховски.
Одним из примеров ранней прозы Антона Павловича является юмористический сборник «Пестрые рассказы». Он неоднократно редактировался самим автором. Большинство произведений стали хрестоматийными, а их сюжеты мифологизировались. Это рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Унтер Пришибеев», «Каштанка», «Смерть чиновника» и другие.
Сочинение по рассказу 3
Главный герой произведения – учитель греческого языка. Замкнутый человек, который всегда ведёт себя независимо и отстраненно. Окружающим людям тяжело с ним общаться, ведь Беликов совсем не выходит на контакт. Он закрыт ото всего. Герой боится новых знакомств, чувств и эмоций. Ему проще придумать свод правил и запретов, а потом покорно следовать за ними.
Закрытость героя отражается на всём. Он ходит с высокоподнятым воротником, постоянно с зонтом. Причем его не интересует, идёт дождь или нет. Беликов пытается всячески отгородиться от внешнего мира и создать маленький мирок со своими правилами, куда он больше никого не пустит. Все вещи героя хранятся в футлярах.
Беликов не понятен обществу. Он всегда отстранён и закрыт. Самые активные и общительные люди неоднократно пытались вывести его на разговор, но всё безуспешно. Герой упорно стоял на своём. Отвечал односложно. Беликов умудрялся отсутствовать, даже находясь в кругу коллег. Он всегда находился где-то в своих мыслях, не поддерживал бесед, мечтал поскорее покинуть гостей.
8 стр., 3727 слов
Образ маленького человека в рассказе чехова «смерть чиновника»
… маленького человека», которой очень интересовался писатель. На тот момент эта тема в литературе была не нова. Она разрабатывалась Пушкиным в «Станционном смотрителе», Достоевским в «Бедных людях», Гоголем в … реальностью. см. также: Сочинения по произведению Смерть … Герой умирает вовсе не оттого, что на него накричал доведенный до бешенства генерал Бризжалов. Иван Дмитрич просто не находит себе места в …
Герой не способен построить добрые и доверительные отношения. В его футляре нет места для других людей. У Беликова нет друзей. Однажды он решил выйти за пределы своих границ и стал общаться с Варенькой. Примечательно, что девушка имела полностью противоположный характер. Варя была милой, весёлой и активной девушкой. Проще говоря, душой компании. Удивительно, что Беликов решился на отношение с ней. Он вообще боялся общаться с женщинами. Всегда думал, что о нём плохо подумают.
Беликов – трус, малодушный и робкий человек. Он весь город затравил своими порядками и правильностью. Его боялись даже начальники, которые получали сообщения от Беликова. Он докладывал им о любой провинности. Весь город тошнило от его правильности. Разумеется, герой боялся женитьбы. Отношения Беликова и Вареньки кончились очень глупо.
Беликов увидел, как его пассия катается на велосипеде. Герой не выдержал такого поведения и пошёл жаловаться к брату девушки. Тот в ответ спустил его с лестницы. Возлюбленная Беликова стала свидетелем этой картины и посмеялась над ним. После этого они расстались.
Своей закрытостью и правильностью герой вызывал отвращение. Люди не могли спокойно общаться с ним. Беликов вызывал у них напряжение и желание отстраниться, как можно дальше.
Жизнь Беликова кончилась очень печально. Герой скончался. В гробу он выглядел так, будто это лучшее место для него. Город вздохнул с облегчением.
2 вариант
Рассказ Чехова относится к циклу произведений, которые поднимают тему маленького человека. Тем для русской прозы не новая и актуальная до сих пор. Наряду с произведениями, в которых воспевается герой и героическое начало, также весьма существенное литературное пространство занимают рассказы, где главными героями являются люди невзрачные и они герои только по причине своего присутствия в повествовании, но не герои в полном смысле этого слова.
Человек в футляре – фигура гротескная, но не такая далекая от действительности как может казаться. Таких Беликовых довольно много везде и повсюду и они продолжают не только следовать собственному мировоззрению, но и навязывать такое мировоззрение другим.
Но ведь Беликов не просто является осторожным, он сохраняет порядок и правила, он способен обеспечить благоденствие – скажет некий читатель. Действительно, в какой-то степени в поведении главного героя имеется рациональность и рассудительность, только вот они доведены до предельного абсурда и пребывают в той стадии крайности, которая становится вредной. Беликов не просто следует и соблюдает правила, он подобен тем людям, которые боятся бактерий и всюду носят с собой антисептик.
Бактерии, которых опасается Беликов – воздействие внешнего мира. Он отгородился от плохой погоды теплой одеждой, которую никогда не снимает, а от любви, идеологией, которая считает брак чем-то чрезмерно серьезным, делом, к которому нужно тщательно готовиться. Поэтому герой хранит себя в футляре до лучших времени, которые никогда не наступят, только футляр его теплой одежды и примитивных убеждений сменится на гроб, которого Беликов, вероятно, ожидает в какой-то степени с надеждой, ведь гробовой покой – идеал безопасности, в таком покое точно ничего не выйдет дурного.
Чехов дает в рассказе довольно простую мораль, сколь бы Беликов не сохранял себя в своем футляре, мир все равно может на него подействовать на собственное усмотрение и тут никакой футляр не поможет. Более того, закостенелые рамки сознания разобьются по причине собственной хрупкости и погребут под собой нежную личность, которая не готова к этому миру. Если внешне Беликов мог казаться строгим и суровым, то в действительности он оказывает довольно нежным человеком, в отличие от Коваленко или Вареньки, которые впускали себя в мир, да и наоборот тоже делали и поэтому были гораздо более людьми, чем человек в футляре.
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(752)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(728)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(703)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(690)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(795)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(583)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
-
Silentium Тютчев анализ стихотворения
(619)Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются…
-
«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ…» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)
(717)«Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал…
-
«БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА
(520)Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом…
-
«ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ
(550)Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у…
2 вариант
Рассказ Чехова относится к циклу произведений, которые поднимают тему маленького человека. Тем для русской прозы не новая и актуальная до сих пор. Наряду с произведениями, в которых воспевается герой и героическое начало, также весьма существенное литературное пространство занимают рассказы, где главными героями являются люди невзрачные и они герои только по причине своего присутствия в повествовании, но не герои в полном смысле этого слова.
Человек в футляре – фигура гротескная, но не такая далекая от действительности как может казаться. Таких Беликовых довольно много везде и повсюду и они продолжают не только следовать собственному мировоззрению, но и навязывать такое мировоззрение другим.
Но ведь Беликов не просто является осторожным, он сохраняет порядок и правила, он способен обеспечить благоденствие – скажет некий читатель. Действительно, в какой-то степени в поведении главного героя имеется рациональность и рассудительность, только вот они доведены до предельного абсурда и пребывают в той стадии крайности, которая становится вредной. Беликов не просто следует и соблюдает правила, он подобен тем людям, которые боятся бактерий и всюду носят с собой антисептик.
Бактерии, которых опасается Беликов – воздействие внешнего мира. Он отгородился от плохой погоды теплой одеждой, которую никогда не снимает, а от любви, идеологией, которая считает брак чем-то чрезмерно серьезным, делом, к которому нужно тщательно готовиться. Поэтому герой хранит себя в футляре до лучших времени, которые никогда не наступят, только футляр его теплой одежды и примитивных убеждений сменится на гроб, которого Беликов, вероятно, ожидает в какой-то степени с надеждой, ведь гробовой покой – идеал безопасности, в таком покое точно ничего не выйдет дурного.
Чехов дает в рассказе довольно простую мораль, сколь бы Беликов не сохранял себя в своем футляре, мир все равно может на него подействовать на собственное усмотрение и тут никакой футляр не поможет. Более того, закостенелые рамки сознания разобьются по причине собственной хрупкости и погребут под собой нежную личность, которая не готова к этому миру. Если внешне Беликов мог казаться строгим и суровым, то в действительности он оказывает довольно нежным человеком, в отличие от Коваленко или Вареньки, которые впускали себя в мир, да и наоборот тоже делали и поэтому были гораздо более людьми, чем человек в футляре.
Сочинение Мечта и реальность (Человек в футляре)
Творчество Антона Павловича Чехова резко выделяется среди русской классики умением автора метко и кратко, а главное в ироничной форме продемонстрировать читателю всевозможные пороки, присущие обществу в годы жизни писателя и по сей день. Название рассказа «Человек в футляре» говорит само за себя. В нём повествуется о судьбе учителя латинского и греческого языков, Беликове, который боялся жить полноценной жизнью и словно существовал «в футляре».
Героя произведения сложно назвать мечтателем, однако он не признавал окружающую его действительность из опасения «как бы чего не вышло». Чехов неоднократно отмечает, что страх вынуждает Беликова отказываться от развлечений, прятаться за одеждой так, словно она могла его спасти от неведомого недоброжелателя.
Получить хоть какую-то уверенность в собственных силах учителю удаётся тогда, когда благодаря своим коллегам он обретает любовь, Вареньку. Автор описывает эту девушку весёлой и жизнерадостной. Ей нравится петь, смеяться и интересно проводить время. Поначалу это привлекает в ней и главного героя, но время спустя её действия начинают ему казаться легкомыслием, ведь в мире, который он создал в собственной голове, в его «футляре» нет места развлечениям и веселью.
К сожалению или счастью, реальность не совпадает с идеалами, созданными в голове Беликова. Люди, окружающие учителя, позволяют себе куда более свободное и независимое поведение, чем он способен позволить себе. Искренне полюбив Вареньку и приняв решение жениться на ней, Беликов начинает считать себя в праве контролировать и её поведение. Чехов иллюстрирует в эпизоде, где девушка катается на велосипеде. Учителю же подобный поступок кажется совершенно недопустимым. Столкнувшись с несоответствием реального положения дел образам в его голове, Беликов огорчается, замыкается в себе и оказывается на грани разочарования в своей возлюбленной. Когда брат Вареньки в очередной раз рушит иллюзии главного героя, не согласившись с его мнением о поведении сестры и спустив Беликова по лестнице, тот не выдерживает подобного унижения и позора и вскоре погибает.
Таким образом, мы понимаем, что А.П.Чехов стремится донести до нас, как важно не заходить в собственных мечтаниях слишком далеко и не отказываться от реальности, не пренебрегать мнением других людей, ведь выход из «футляра» далеко не всегда заканчивается трагично. Чаще всего именно смелость и открытый взгляд на мир делают человека по-настоящему счастливым