Композиция
Условно композицию рассказа можно разделить на три части: старик и мальчик, старик в море, возвращение главного героя.
Все композиционные элементы сформированы на образе Сантьяго. Кольцевое обрамление композиции состоит из ухода старика в море и его возвращения. Особенность произведения в том, что оно насыщено внутренними монологами главного героя и даже диалогами с самим собой.
Скрытые библейские мотивы прослеживаются в речах старика, его жизненной позиции, в имени мальчика — Манолин (сокращенно от Эммануил), в образе самой гигантской рыбы. Она воплощение мечты старика, который смиренно, терпеливо переносит все испытания, не жалуется, не ругается, а только молча молится. Его жизненная философия и духовная сторона существования – это некая личная религия, которая во многом напоминает христианство.
Нападение хищников
Вскоре лодку Сантьяго стала настигать акула-мако, почуявшая кровь. Автор описывает морского хищника со следующими подробностями:
- синяя спинка;
- живот серебристый;
- гладкая и красивая кожа;
- большие, плотно сомкнутые челюсти;
- восемь рядов острых как бритва зубов.
Сантьяго понимает, что все может плохо кончиться, хотя и настроен бороться до конца. Старик убил первую акулу, метнув ей в голову гарпун. Но герой понимает, что морской хищник откусил часть своей добычи, а запах крови может приманить других акул. Кроме того, Сантьяго потерял в этой битве свой гарпун.
Через два часа возле лодки появилось несколько акул другого вида, которые считались самыми отвратительными убийцами, потому что питались падалью. Сантьяго убивал хищников ножом на весле. Осмотрев пойманную рыбу, старик понял, что акулы съели четверть его добычи.
Затем к лодке подплыла широконосая акула. Когда Сантьяго попытался убить ее, лезвие ножа сломалось. Со следующей стаей хищников старик сражался дубиной, которую сделал из весла. Но теперь осталась только половина его добычи.
Темнело. Сантьяго сказал своей жертве, что убил их обоих. Новая стая акул напала на остальных рыб в полночь. Старик бил хищников дубиной, но внутренне понимал, что это бесполезно. Акулы полностью уничтожили добычу и он понял, что потерпел поражение.
Теперь лодка Сантьяго двигалась легко и свободно. Старик больше не думал о своей потерянной добыче. Он подумал, что его друзьями были ветер и море. Он хотел лечь спать как можно скорее. Внезапно герой понял, что почувствовать себя побежденным очень легко. Но Сантьяго также понимает, что его никто не побеждал, он просто слишком далеко ушел в море.
Сжатый пересказ сюжета
Старый Сантьяго живет на Кубе совсем один. Он ходил в море с мальчиком Манолином, но за последние почти три месяца Сантьяго ничего не поймал, поэтому родители мальчика запретили ему ходить со стариком на рыбалку.
На следующее утро Сантьяго отправится на рыбалку в открытое море. Там он сначала ловит тунца, а потом на его наживку клюет огромная рыба, которая увлекает за собой лодку. Четыре часа спустя руки Сантьяго были отрублены боевой рыбой. Он закинул леску за спину, подложил под нее мешок и лег рядом отдохнуть. С наступлением ночи рыба уносит лодку Сантьяго все дальше и дальше, но он не сдается. Утром он ест пойманного тунца.
Прошел еще один день, но битва рыбака со своей добычей продолжается. Ночью появляется многометровый марлин, и Сантьяго втыкает в него гарпун.
Через час по кровавому следу подплывает акула, которую старик также убивает гарпуном. Однако она схватила большой кусок мяса. После того, как появились еще 2 акулы, четверть добычи ушла на дно. Вечером Сантьяго отогнал еще одну группу хищников, но ночью они уплыли обратно.
По весу лодки старик понимает, что от рыбы остались одни кости. Сантьяго выплывает на берег и от изнеможения бредет домой. По пути он встречает Манолина, которому родители в очередной раз разрешили отправиться с ним в море. Утром туристы заметили огромный скелет рыбы, а Сантьяго в это время спал в своей каюте.
Несколько интересных сочинений
В центре событий Софья Фамусова, Алексей Молчалин и Андрей Чацкий.
Используя определение галерея, стоит отметить тот факт, что данное слово является многозначным. Относительно поэмы Гоголя можно сказать то, что оно является весьма неоднозначным, и употреблено в иносказательном значении.
Главная героиня сказки Пушкина родилась в царской семье, но росла без материнской заботы. От того, что баловать девочку было некому, в царевне воплотились самые лучшие человеческие качества.
Поэма для автора является одной из самых ярких произведений его творчества. Поскольку за основу взята жизненная ситуация самого автора. А именно трагическая судьба его жены Виргинии. И он посвящает ей несколько своих произведений.
-
Итоговое сочинение в 11 классе новые направления и проблемы подготовки
-
Сохранение памяти о войне сочинение егэ
-
Сочинение про комнату страха
-
Какие чувства испытывают выпускники прощаясь со школой сочинение егэ
- Сочинение по обществознанию по теме человек
Характеристика героев по произведению Хемингуэя «Старик и море»: Сантьяго
Старик и море — работа, написанная американским писателем Эрнестом Хемингуэйем в 1952 году. Рассказ знакомит нас со стариком Сантьяго, который уже восемьдесят четыре дня выходит в море и ничего не может поймать. Из-за этого его считают невезучим, никто с ним не хочет общаться, лишь мальчик Манолин продолжает навещать его и помогать старику рыбачить. И вот на 85 день, уйдя подальше в Гольфстрим, он поймал огромную рыбину. Боролся с ней чтобы она не сорвалась, хотел, чтобы все увидели его улов. Вот только не довез его. Израненные руки в кровь привлекли акул, с которыми ему пришлось побороться. Он многих убил, но при этом они успели съесть пойманную стариком рыбу. Приплыл Сантьяго только со скелетом. Все сочувствовали рыбаку. Придя домой, он уснул и тут ему снилась далекая Африка, юность и львы на африканском побережье.
Характеристика Сантьяго
Прочитав работу и ознакомившись с сюжетом, мы можем без проблем сделать характеристику героя, раскрыв образ Сантьяго из рассказа Старик и море. Сантьяго — герой повести, рыбак из Кубы, живущий на берегу моря. Это уже старый мужчина, худой и изможденный жизнью. Читая повесть, мы видим его израненные руки, ведь много раз ему приходилось тянуть рыбу ис помощью бечевы. Однако мы видим и сильного героя, с могучими плечами, сильной волей. Хоть и стар он, но глаза до сих пор полны голубизны и молодости.
Читая Старик и море, мы понимаем, что некогда он был юнгой и плавал в Африку. Была у него и жена, но это было так давно, что она уже даже не снится старику, как не снится и рыба. Снится Сантьяго лишь Африка. Старик бедный. Всю жизнь он был рыбаком, этим и жил. Он вынослив, у него огромная сила воли, достаточно вспомнить момент, когда он поймал рыбу, которую держал несколько дней на крючке. Или эта битва с акулами. Так мог вести себя только смелый человек, бесстрашный и целеустремленный.
Сантьяго одинокий рыбак, чье одиночество немного развевает мальчик Манолин. Ему наш герой рассказывает истории, у них общие увлечения, его Сантьяго научил рыбачить. Для мальчика старик пример мужества и мастера своего дела. При этом Сантьяго стремится не только брать у природы, он пытается жить с ней в гармонии. Его рыбалка подобна священнодействию или определенному ритуалу. Он уважает всех жителей моря
Убив рыбу, ему ее жалко, он сочувствует, но оправдывает свой поступок тем, что ее туша накормит многих и это важно
Создавая произведение писатель показывает жизнь, как она есть, как она устроена, где рыбак и рыба не враги, они друзья, вот только смысл жизни рыбака в убийстве рыбы и от этого никуда не уйти. Ведь для многих рыбалка — это возможность существовать и выживать в этом сложном мире, как выживает в нем и старик.
Сочинение по повести Старик и море Хемингуэя
«Старик и море» — это одно из самых известных произведений Эрнеста Хемингуэя, которое было написано в 1951 году. Роман рассказывает историю старика по имени Сантьяго, который давно уже не ловил рыбу, но всегда верил в свои силы. Однажды он отправился на море, чтобы поймать большую рыбу, и его упорство и стойкость в сложной ситуации привели к жизнеутверждающей победе.
В этом произведении Хемингуэй передает свою философию о том, что жизнь — это борьба, и что победу дает не только талант, но и сила духа. Сантьяго является символом человека, который несмотря на свой возраст и физическую слабость, не сдаётся перед невзгодами и продолжает бороться до конца
А его путешествие на море — это метафора жизни, в которой важно не только достичь цели, но и наслаждаться процессом, радоваться маленьким победам и учиться на своих ошибках
Хемингуэй также изображает море как силу природы, которая может быть и благосклонной, и враждебной, но всегда остается загадочной и непостижимой для человека. Море является своеобразным партнером Сантьяго в его борьбе за рыбу, и именно благодаря уважению к этой силе природы старик достигает своей цели.
Итак, «Старик и море» — это произведение, которое символизирует главные принципы жизни: настойчивость, упорство, сила духа и уважение к природе. Этот роман напоминает нам о том, что мы должны бороться за свои мечты и не сдаваться перед трудностями, ведь только так мы сможем почувствовать истинный вкус жизни и получить настоящую победу.
Главные герои
Необходимо дать оценку главным героям произведения, чтобы краткое содержание было информативным. «Старик и море» — само название указывает на главного героя, это старик Сантьяго. Он исхудал и худ, «глубокие морщины прорезают его затылок», «его щека покрыта коричневыми пятнами безобидного рака кожи», это заболевание вызывается солнечными лучами, отраженными от поверхности моря.
Другой персонаж, найденный на самой первой странице, — мальчик Манолина. Старик научил его ловить рыбу. Мальчик искренне привязан к Сантьяго и обязательно так или иначе ему поможет. Итак, Манолина предлагает наловить сардин на наживку, чтобы на следующий день старику было с чем отправиться в море.
Мальчик и Сантьяго подходят к хижине старика, бедной и полуразрушенной, когда-то построенной из пальмовых листьев. Внутри убранство не богатое: стул, стол и небольшая ниша в полу для приготовления пищи. Сантьяго беден и одинок. Из друзей у него только один мальчик, а на ужин желтый рис с рыбой.
Вечером, сидя у старика, они говорят о рыбалке, о том, как завтра старику обязательно повезет, о спортивных достижениях. Когда мальчик уходит, Сантьяго ложится спать. Во сне он видит свою молодость, которую провел в Африке.
Сочинение по повести Старик и море Хемингуэя
Старик и море является одним из заключительных произведений в творчестве автора. Хемингуэй после этого не писал практически никаких завершенных крупных произведений, тем не менее, именно Старик и море стало произведением принесшим и Пулитцеровскую премию и существенное признание.
Для заключительного произведения в карьере выбранная тема является более чем актуальной, даже, наверное, точной. Перед нами образ сменяемости и передачи опыта, образ вечного продолжения. К периоду написания Хемингуэй сам был в довольно преклонном возрасте, хотя и не стариком в полном смысле этого слова, поэтому автор явно размышлял над сферой передачи собственного таланта, продолжения его дела.
Повесть предполагает в каком-то смысле сказочный сюжет, отголоски сказочного повествования прослеживаются буквально во всем. Ранее говорилось о старике и мальчике и этот сюжет соотношения большого и маленького, передачи опыта является весьма существенным для мифологии. Также старик сам по себе представляет своеобразного супергероя (у него даже характерное прозвище – Чемпион) только на пенсии, он может быть сравним не только со спортивными героями, но и с героями американских комиксов, которые, как известно, являются новой мифологией.
Далее следует отметить сражение марлина и старика, гигантское морское чудище напоминает и о страданиях Иова. Также указывает на множество других сюжетов, где был включен подобный элемент.
Собственно фигура старика представляет собой довольно интересного героя, который отличается высокой сентиментальностью и простотой. Фактически он представляет собой образ святого отшельника, мудрости, крепости характера. Именно поэтому для него приемлемой оппозицией или даже собеседником становится море – огромная и необозримая стихия.
Касательно общения старика следует отметить также довольно интересное его умение общаться практически со всем. Он общается с марлином, он общается с лодкой и даже собственной рукой. При этом он повсюду распространяет любовь, к мальчику, к лодке и даже марлину.
В сюжете этой повести рассказывается о том как пожилой рыбак на протяжении более двух месяцев остается без улова и даже помогающий ему мальчик вынужден перейти на другое судно для того чтобы зарабатывать там. Тем не менее сам старик продолжает выходить в море, ведь у него не остается и других вариантов, да и более ничего он делать не умеет. Когда надежд практически не остается, он ловит крупного марлина, которого даже не может вытащить, ему предстоит длительная и муторная возня для того чтобы добраться до берега и получить какую-то выгоду от собственной добычи.
Тем не менее не только старку интересен марлин, акулы тоже хотят получить свое и в итоге старик не только борется со своим уловом, но и отгоняет акул. Они все-таки съедают существенную часть марлина и старик возвращается на берег без улова. Повесть равно как многие произведения Хемингуэя учат жизненной стойкости и тотальной выдержке.
Несколько интересных сочинений
Вершиной творчества М. А. Булгакова, безусловно, является незавершённый роман «Мастер и Маргарита». Он сложен и многогранен. В нём заключён глубокий нравственно-философский смысл и причудливо переплетаются разные сюжетные линии
У меня есть маленький и забавный ежик Фрося. Ей два месяца, она замечательная моя проказница Фрося. Она однажды очень сильно удивила. Я оставила яблоки для гостей
А.П.Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность
Одним из второстепенных персонажей произведения является отец живописца, описанного в повести, живущий в подмосковном городке Коломна и занимающийся росписью церквей и храмов.
Образ Максима Максимыча подробно рассматривается М. Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени» для того, чтобы через характер, миропонимание этого опытного человека раскрыть более подробно образ Григория Печорина.
2 вариант
В произведении Хемингуэя «Старик и море» рассказывается о том, как пожилой рыбак на склоне лет изловил большую рыбину. Он победил свое бессилие и старчество.
Уже на протяжении восьмидесяти четырех дней старику приходится возвращаться на берег, не поймав ни одной рыбки. И вот, он дает себе слово, что на следующий день успех будет на его стороне, и Сантьяго плывет дальше от берега.
Вначале напарником Сантьяго был мальчик. Через некоторое время родители не позволили ему садиться в лодку с Сантьяго, потому, что он состарился и стал немощен, что даже не способен был вытянуть рыбу из воды.
Тогда старик решил идти в море один. Он заплыл так далеко, что остался один на один с природой. В рассказе описаны чувства, которые Сантьяго испытывает к природе. Он так любил природу, что даже вел всевозможные разговоры с обитателями моря, но причиной тому было одиночество. По поведению морских жителей, по характеру облаков, по виду кружащих над головой птиц, старик с легкостью вычислял направленность ветра и прогноз погоды. Старик Сантьяго считал море своей стихией, и чувствовал к нему мягкость и трепет. Море – второй дом Сантьяго. Он с уверенностью думает, что никогда не заблудится в нем, даже если уплывет далеко в море.
Он нежно любит обитателей неба и моря, считая их разумными существами. Старик любит морские просторы, и позволяет им властвовать над собой. Когда он изловил большую рыбу-меч, то увидел в ней мощного и достойного соперника. Он решает переправить ее на сушу. Долгое время он ведет борьбу с морским гигантом уверенный в своей непобедимости. Когда односельчане обнаружили, что он не возвратился в хижину, то начали поиски с помощью береговой охраны и самолетов. Тот самый мальчик, который некогда ходил с ним в море, очень переживал за своего напарника. И вот, когда Сантьяго уже почти одолел рыбину, она подвергается нападению со стороны акул. Теперь старик становится на защиту своей добычи, ему нужно победить морских хищников. К сожалению, старик находится в довольно преклонном возрасте, он не имеет оружия, и до берега доплывает только рыбий скелет.
Несмотря на такой итог, Сантьяго не считает, что его победили. Он был настолько уверен в своих силах, что боролся до последнего, независимо от обстоятельств. В этом произведении показывается выносливость человека, сила его воли, и борьба пожилого человека со своей участью. Это рассказ об одинокой старости и о воле к жизни.
День рождения книги
Книги-друзья, книги-юбиляры
Habent sua fata libelli, говорили римские риторы. То есть «книги имеют свою судьбу». Неоцененные при жизни их автора, они приносят ему бессмертие. Или, наоборот, снискав ему шумный успех, остаются курьезами, примерами того, «как не надо». А самая завидная судьба — у тех, которые мы воспринимаем как своих верных друзей, всегда готовых прийти на помощь советом и примером.
Такие книги-друзья, справляющие пятидесяти-, стопятидесяти-, а то и двухсот с лишним летней юбилей, станут героями этой рубрики.
Текст: Роман Сенчин
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
Мне сорок пять лет, и я прочитал почти всего опубликованного Хемингуэя. Говорят, что в некоем сейфе до сих пор хранятся рукописи нескольких романов, но вряд ли их издание изменит сложившийся портрет писателя. И романы «Райский сад», «Проблеск истины», увидевшие свет через десятилетия после гибели автора, — тому подтверждение…
Да, я неплохо знаю Хемингуэя, но меня до сих пор изумляют и толкают к спору выражения, характеризующие его творчество — «показной героизм», «вымученная мужественность», «телеграфный стиль», «хемингуёвина»… Хотя вроде бы всё это справедливо. И это самолюбование, и поиски войны, и сафари, которые сегодняшнему человеку кажутся дикостью и чуть ли не преступлением.
Но когда я слышу «Хемингуэй», в голове вспыхивает лишь одно произведение — «Старик и море».
Первое прочитанное у него и сразу и навсегда ставшее для меня главной книгой мировой литературы… Может быть, это звучит пафосно и искусственно, но это так.
Вернее, впервые «Старика и море» я не прочитал, а услышал. В нашей семье была прекрасная и полезная традиция по вечерам читать вслух. Читал в основном отец, а мы с сестрой, мама, занятая в это время починкой одежды или другими тихими делами, слушали.
Так, лет в десять — двенадцать я услышал «Мартина Идена», «Преступление и наказание», «Деньги для Марии», много чего еще. В том числе и «Старика и море». С тех пор эта небольшая книга всегда рядом со мной.
Фабула предельно проста, если не банальна: старый рыбак долго ничего не может поймать, и однажды на его удочку попадается огромный марлин. Старик долго борется с ним и в конце концов привязывает рыбину к своей лодке…
И язык, точнее — интонация…
Старику сочувствуешь, но не как слабому, немощному, а иначе. Хочется оказаться рядом с ним, чтобы добавить вот это небольшое усилие, которого ему не хватает, чтобы победить. И жалеешь, жалеешь, что нет с ним его друга-мальчика — мальчика родители заставляют рыбачить с более удачливыми…
Я не знаю английского языка, потому не могу оценить, как написана повесть (а именно этой вещи так подходит русский жанр «повесть»), но переводчики оказались поистине художниками слова.
Мы часто не обращаем внимания на имена переводчиков, подсознательно считая, что Диккенс, например, писал вот именно так, как мы читаем его книги по-русски. И Герберт Уэллс, и Фолкнер, Камю, Джойс, Маркес… Но ведь мы читаем произведения, в создании которых большое участие принял человек, переведший, а вернее переложивший слово за словом, фразу за фразой с одного языка на другой.
И только сейчас я взглянул на имена тех, кто это сделал. Борис Изаков и Елена Голышева. Нашел их биографии. Родились до революции, переводили очень многих англоязычных авторов. Елена Голышева, оказалось, мама Виктора Голышева, нашего современного переводчика, руководителя семинара в Литературном институте… Я всё удивлялся, откуда у Виктора Петровича такой такт, такая строгость к переводу, такая кропотливость. Наверняка от мамы.
Самородков среди переводчиков почти не бывает. Это, по-моему, династическое дело…
Услышав «Старика и море» в отрочестве, я не поверил, что это не русское произведение. И даже иностранные имена меня не убеждали. Честно говоря, я по-настоящему не верю до сих пор. Мне кажется, что такую повесть мог создать только наш писатель. Юрий Казаков или Константин Паустовский, или Олег Куваев, Виктор Астафьев, Юрий Нагибин… Американец бы сделал так, что старик привез марлина целым, хорошо продал и стал героем всей округи. И молодой Хемингуэй наверняка бы написал финал именно таким. Но «Старика и море» писал мудрый человек, сумевший сделать полный крах старика великой победой. А обглоданный акулами скелет огромной рыбы — памятником этой победе.
Ссылки по теме:
Вариант 2
“Старик и море” – это произведение Эрнеста Хемингуэя, которое рассказывает о старике Сантьяго, который отправляется в море на рыбалку. Он уже давно не ловил рыбу, и его друзья считали его неудачником. Но Сантьяго не сдавался и решил поймать большую рыбу. Он отправился в открытое море и долго ловил рыбу, пока не поймал огромного марлина. Но на пути домой его ждала борьба с акулами, которые пытались украсть его добычу.
Главным героем произведения является Сантьяго, который символизирует человеческую силу и выносливость. Он не сдается перед трудностями и борется до конца. В то же время, море символизирует жизнь, которая может быть как красивой и спокойной, так и опасной и жестокой. Сантьяго и море – это две силы, которые сталкиваются друг с другом.
Одним из главных тем произведения является борьба человека с природой. Сантьяго пытается поймать рыбу, но природа не так просто сдастся. Он сталкивается с акулами, которые пытаются украсть его добычу, и вынужден бороться за свою жизнь. Эта борьба символизирует борьбу человека с жизненными трудностями.
В произведении также присутствует тема одиночества. Сантьяго живет один и не имеет семьи или близких друзей. Он находит утешение в море и рыбалке, но его одиночество становится еще более явным, когда он возвращается домой без рыбы. Однако, несмотря на свое одиночество, Сантьяго не сдаётся и продолжает бороться.
В произведении также присутствует тема старости и мудрости. Сантьяго – это старик, который уже давно не ловил рыбу. Он многое знает о море и рыбалке, и его опыт помогает ему в борьбе с марлином и акулами. Он понимает, что жизнь не проста, и что нужно бороться до конца.
“Старик и море” – это произведение о борьбе человека с природой и жизненными трудностями, о силе и выносливости человека, а также о его одиночестве и поиске смысла жизни. Это произведение о том, что жизнь может быть как красивой и спокойной, так и опасной и жестокой, и что нужно бороться до конца, не сдаваясь перед трудностями.
В произведении также присутствует тема дружбы и уважения. Сантьяго имеет уважение к марлину, который стал его достойным противником. Он понимает, что марлин – это не просто рыба, а существо, которое также борется за свою жизнь. Эта тема символизирует уважение к жизни и к другим людям.
В целом, “Старик и море” – это произведение о жизни, о борьбе, о силе и выносливости человека, о дружбе и уважении. Это произведение, которое заставляет задуматься о смысле жизни и о том, что нужно бороться до конца, не сдаваясь перед трудностями.
Вариант 1
“Старик и море” – это произведение Эрнеста Хемингуэя, которое рассказывает о старике Сантьяго, который отправляется в море на рыбалку. Он уже давно не ловил рыбу, и его друзья считали его неудачником. Но Сантьяго не сдавался и решил поймать большую рыбу. Он отправился в открытое море и долго ловил рыбу, пока не поймал огромного марлина. Но на пути домой его ждала борьба с акулами, которые пытались украсть его добычу.
В произведении Хемингуэя “Старик и море” главным героем является Сантьяго, который символизирует человеческую силу и выносливость. Он не сдается перед трудностями и борется до конца. В то же время, море символизирует жизнь, которая может быть как красивой и спокойной, так и опасной и жестокой.
Одним из главных тем произведения является борьба человека с природой. Сантьяго пытается поймать рыбу, но природа не так просто сдастся. Он сталкивается с акулами, которые пытаются украсть его добычу, и вынужден бороться за свою жизнь. Эта борьба символизирует борьбу человека с жизненными трудностями.
В произведении также присутствует тема одиночества. Сантьяго живет один и не имеет семьи или близких друзей. Он находит утешение в море и рыбалке, но его одиночество становится еще более явным, когда он возвращается домой без рыбы.
В целом, “Старик и море” – это произведение о борьбе человека с природой и жизненными трудностями, о силе и выносливости человека, а также о его одиночестве и поиске смысла жизни.
Сочинение на тему: Человек и природа в повести Старик и море, Хемингуэй
Человек и природа
Повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», опубликованная писателем в 1952 году, — это не просто история о том, как рыбаку Сантьяго посчастливилось поймать большую рыбу, но он не смог довезти ее до берега, поскольку акулы съели его добычу. Это очень многоплановое произведение, рассматривать которое можно и как рассказ о невероятной выносливости человека и силе его воли, и как философскую притчу о борьбе старого рыбака со своей судьбой. Немало здесь сказано и о старости, и об одиночестве, которое она неизбежно несет с собой, а также о дружбе и о любви.
Поскольку большая часть действия повести происходит в море, а ее главным героем является старый опытный рыбак, то все эти темы в произведении рассматриваются сквозь призму взаимоотношений человека и природы. И характер этих отношений также сложен и многогранен, как и сама книга.
Название «Старик и море» уже предполагает, что речь в повести пойдет о том, что происходит с человеком, когда он находится в полной власти этой стихии. Как он взаимодействует с ней, и насколько она принимает его?
Сантьяго провел в море большую часть своей жизни. Еще в молодости он служил юнгой на паруснике и путешествовал на судне в Африку, а теперь он почти каждый день ловит рыбу у берегов Кубы.
Сам облик старика уже говорит о роде его занятий. На руках Сантьяго имеются глубокие шрамы от тугой бечевы, на которую он в свои счастливые времена ловил самую большую рыбу. Щеки и шею мужчины покрывают характерные коричневые пятна, которые могли образоваться только от длительного пребывания на солнце у воды. Даже глаза рыбака наполнены каким-то веселым блеском и своим цветом «похожи на море».
Море давно уже стало домом для Сантьяго. Он любит его и не боится уплывать на своей лодке далеко от берега, потому что знает, что всегда сможет найти дорогу назад.
Сантьяго владеет той ценной информацией, которая может помочь ему выжить в окружении одной только воды. Он с легкость предсказывает, как будет вести себя море в ближайшее время и знает, что охотиться следует там, где кружат птицы, выискивающие рыбу. Он хорошо знаком с повадками морских обитателей, потому что каждый день, каждый час своей жизни с интересом наблюдает за ними.
Сантьяго искренне любит всех этих морских рыб, черепах и птиц. Не по душе ему только ядовитые физалии, которых он с удовольствием давит «мозолистой подошвой» своей ноги, когда тех штормом выносит на берег.
Находясь в своем путешествии, старик чувствует полное единство с природой. В море он никогда не бывает одинок, поскольку здесь для него всегда найдутся интересные собеседники. Он, словно с людьми, разговаривает с чайками, рыбой-мечом, макрелью и акулами.
К хрупким морским ласточкам старик испытывает особенную жалость, потому что они «вечно летают в поисках пищи и почти никогда ее не находят». Рыба-меч своим величием, стойкостью и выносливостью вызывает у него настоящее восхищение. Даже огромные морские черепахи не пугают мужчину, поскольку он осознает некую общность с ними: «Но ведь и у меня такое же сердце, а мои ноги и руки так похожи на их лапы».
Охотясь на рыбу и убивая ее, Сантьяго каждый раз испытывает чувство вины. Мужчина осознает греховность своего поступка, но в то же время понимает: он «родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы быть рыбой».
Сантьяго ест и продает мясо морских обитателей лишь для того, чтобы не умереть от голода. Белые черепашьи яйца помогают ему восстановить силы, а жир из печени акулы защищает от простуды. Старик никогда не берет от природы больше, чем ему требуется для жизни, и тем самым не нарушает главный закон, который действует во всем животном мире.
Даже убивая рыбу, он не перестает любить ее и делает это с великим уважением к этим уникальным созданиям природы. «Если кого-нибудь любишь, его не грешно убить», — размышляет Сантьяго. Эта мысль, конечно, пугает его, но, возможно, для рыбака в ней есть определенная доля правды.