Сочинение Роль пейзажа в повести Бедная Лиза
Повесть открывается картиной, которой наслаждается рассказчик во время прогулки. Громадная Москва со всеми ее башнями и шпилями, мрачная громада каменных стен монастыря контрастируют с идиллическими картинами природы. Зеленая дубовая роща, пастбища, цветущие луга, чистая голубая река — все это пасторальные пейзажи. Возможно, они могут показаться нереалистичными, ведь Карамзин был далек от настоящей крестьянской жизни. О ней он знал только из произведений своих предшественников. Но автор пишет о том, что видит и что чувствует, стоя на этом месте. Пейзажи родны для Карамзина и дороги его сердцу, именно в такой обстановке и разворачиваются действия повести.
Лиза и ее мать близки к природе. Девушка любуется красотой окружающего мира, сидя на берегу озера и наблюдая за пастухом, который гонит свое стадо. Она говорит о том, что только ради такой красоты и стоит жить. Пейзаж словно подчеркивает душевную красоту и чистоту Лизы. В нем нет притворства, лицемерия, лжи. Природа чиста и непорочна. Неслучайно все самые счастливые моменты Эраста и Лизы прошли в роще за городом под сенью молодых зеленых деревьев, а несчастье происходит на улицах Москвы.
Природа отражает и переживания главных героев. Влюбленная девушка видит голубое небо, зеленую траву, все дышит спокойствием и умиротворением, которые отзываются в ее сердце. Когда Лиза, уступив Эрасту, лишается с ним невинности, начинается гроза. Гром и молния олицетворяют душевное смятение девушки, ее страх перед наказанием высших сил. Когда Эраст едет на войну, он прощается с Лизой на рассвете. Небо залито алым цветом. Это цвет крови, опасности. У многих народов считали, что если накануне битвы небо окрашивается в красный, то бой принесет много потерь. Это можно рассматривать и как предзнаменование для Лизы, знак того, что ее жизни может грозить опасность.
Место, где похоронена Лиза показано мрачным и печальным. Старые, покрытые мхом кельи, развалины монастыря, звуки ветра, похожие на стоны боли. Здесь все напоминает о несправедливости судьбы, из-за которой молодая девушка, полная жизненных сил и стремлений, теперь покоится здесь, где вечные камни не меняются в течение целых столетий.
«Бедная Лиза». Роль пейзажа в повести Н.М.Карамзина (Школьные сочинения)
Повесть «Бедная Лиза» была написана Н.М.Карамзиным в 1792 году. Она произвела на русского читателя огромное впечатление. Необразованные барышни учили грамоту, чтобы самостоятельно прочитать о несчастной судьбе Лизы. Хотя сюжет о неравной любви был далеко не нов, писателю удалось так написать повесть, что вот уже более двухсот лет мы испытываем жалость и сострадание к обманутой юной девушке.
И дело не только в том, что автор одним из первых в нашей литературе описал не события, а чувства героев. «Крестьянки тоже любить умеют!» – говорит писатель. И это стало открытием для его современников в крепостной России. Он не даёт оценок, но так же, как и мы переживает за свою героиню, сочувствует ей. Главная тематика повести, как и положено сентиментальному произведению, любовная
Но есть здесь также тема рока и обстоятельств, и, что важно для меня, тема природы. Каждое событие в повести сопровождается описанием картины природы
И это также очень необычный художественный приём для русской литературы конца 18 столетия.
Художественное мастерство Н.М.Карамзина очевидно.
Первая встреча Лизы с Эрастом. А утром туман. Неизвестность. Природа подсказывает, эта встреча не сулит счастья, что впереди – неизвестно. Рядом с Лизой всегда солнце, свет. А вот на Эраста никогда не попадают солнечные лучи. И это тоже не случайно. Лиза милая, чистая, наивная девушка, а Эраст совсем не такой. Он привык к удовольствиям, роскоши. Он добрый, но ветреный, как подчёркивает автор. Он говорит одно, а поступает по-другому. Когда Лиза уступает Эрасту в его желаниях, слепо доверяясь ему, природа негодует. Ветер, гроза, дождь. Природа плачет, предвидя несчастную судьбу девушки.
Эраст охладел к бедной Лизе. А когда он уезжает, Лиза горюет и природа горюет вместе с ней. Символичны и цветы в повести. Белые ландыши в руках Лизы при первой встрече. На следующий день Лиза бросает их в воду, не дождавшись Эраста. Вместе с цветами тонут мечты о счастливой жизни, о настоящей и светлой любви.
Какую роль играют пейзажи в повести? Писатель хочет нам показать, что природа не судья, она никого не осуждает, не даёт оценок. Она друг, добрый советчик. Она подсказывает Лизе, как правильно поступить. Но героиня забыла о рассудке, поддавшись чувствам. На время девушка утратила гармонию с природой, и случилась беда. Поэтому неизбежен был трагический финал, как наказание за роковую ошибку. Наказание ждёт и Эраста. Н.М.Карамзин хотел показать, что нельзя поддаваться страсти, забыв про разум, что нужно воспринимать природу, как друга, который пытается подсказать и спасти нас от ошибок, которые нельзя исправить.
Образ Лизы как отражение ее окружения
Бедная Лиза, героиня повести Н.М. Карамзина, является ярким примером того, как окружающая среда влияет на жизненные пути человека. Лиза выросла в бедной семье, жившей на краю деревни, где источником дохода были лишь несколько голов скота и небольшой участок земли. В таких условиях ей пришлось вырастать, а это отразилось на ее характере и поведении.
С первых строк повести видно, что Лиза не обладает достаточным уровнем образования, ей трудно выражать свои мысли и эмоции в словах. Она часто молчит, замыкается в себе, ощущая свою неполноценность. Всю свою жизнь Лиза провела в окружении природы – лесов, речек, полей, – и все это сказалось на ее внутреннем мире. Она чувствует себя неуютно в городской суете, не может привыкнуть к новым условиям жизни. Ее душа связана с природой, и это отражает ее поведение в различных ситуациях.
Однако не только характер Лизы отражает ее окружение, но и ее внешность. В повести много раз упоминается о том, что Лиза не считается красавицей, ее лицо выражает печаль, усталость и неверие в свои силы. Все это – следствие жизни в бедности и отсутствия полноценной заботы и внимания со стороны родителей.
Вывод:
Таким образом, бедность Лизы и ее окружение сыграли немаловажную роль в ее жизни и характере. Неспособность выражать свои мысли и чувства, замкнутость в себе, неверие в себя – все это следствие жизни в бедном аграрном окружении. Однако Лиза всегда была душевной и отзывчивой, именно от этого идет ее спасение в трудные моменты.
Начало отношений
Первые встречи влюбленных наполнены радостью от общения друг с другом. Их свидания проходят то на берегу реки, то в березовой роще, но чаще у трех дубов, растущих около пруда. Пейзажные зарисовки помогают понять мельчайшие изменения в ее душе. В долгие минуты ожидания она погружается в раздумья и не замечает того, что всегда было частью ее жизни: месяц на небе, пение соловья, легкий ветерок. Но как только появляется возлюбленный, все вокруг преображается и становится для Лизы удивительно красивым и неповторимым. Ей кажется, что никогда прежде для нее жаворонки не пели так хорошо, солнце не сияло так ярко, а цветы не пахли так приятно. Поглощенная своими чувствами, ни о чем другом не могла думать бедная Лиза. Карамзин подхватывает настроение своей героини, и их восприятие природы в счастливые минуты жизни героини очень близко: это ощущение восторга, умиротворения и покоя.
Вариант 2
Николай Михайлович Карамзин, является автором величайшего произведения, под названием Бедная Лиза. Данное произведение занимает особое место в русской литературе, настолько, что преподается на уроках литературы в учебных заведениях.
Во время чтения рассказа Бедная Лиза, описание окружающего пейзажа, чаще всего можно встретить, отрывками, между диалогами главных героев. Может даже сложиться мнение, что природа в произведении играет лишь фоновое значение, однако именно благодаря природе, у читателя, наиболее полно складывается происходящее картина.
Именно происходящие порой прекрасные картины, дополняют произведение, позволяет наиболее точно раскрыться, всем тем чувствам которые испытывают главные герои, а также второстепенные личности. Благодаря подробному раскрытию окружающих мест и пейзажей, можно наиболее точно понять, какие душевные переживания испытывают герои во всём произведении.
Автор рассказа, показывает в Москву, в самом начале произведения, как город захламленный громадой домов. В тот же момент, спустя некоторое время, автор начинает описывать совершенно иные пейзажи. Огромные холмы, прекрасные реки, пастухов, которые пасут стада вдали, а также другую красоту которую он видит в своем воображении.
Михаил Карамзин, не является любителем захламлённого города, ему интересны натуральные красоты, он хочет видеть естественно девственную красоту природы, а эти высокие дома и захламленные улицы ему чужды.
Главная цель автора, показать, то душевное состояние, которое есть у главной героини Лизы, ведь именно она является символом воодушевления и чистоты в рассказе.
При помощи окружающей среды, пейзажа, автор, пытается показать, насколько светлые и чистые у неё чувства, несмотря на ту грусть, которую она испытывает, её первое чувство влюблённости заставляет природу ожить.
Ну вот, спустя некоторое мгновение, Лиза и Эраст, находятся друг рядом с другом, смотрят друг другу в глаза и объясняются друг другу в своих чувствах. Природа начинает в этот момент просыпаться, те чувства которые она испытывает, начинают менять её жизнь. Эти молодые люди влюблены друг в друга, именно это дает толчок, к тому чтобы их жизнь становилась другой.
Между Эрастом и Лизой, спустя какое-то время, начинается замечательный роман, он продолжается довольно долгое время, всё проходит прекрасно, они встречаются под тенью дуба. Однако наступает момент, когда сентиментальности отходят в сторону, Лиза отдается своему возлюбленному, её чувства не дают ей покоя, она чувствует себя грешницей, совершившей порочный поступок. Природа начинает вокруг меняться и подсказывать трагичный конец данной истории.
Роль природы в символике романтизма
Одной из ключевых особенностей романтической литературы является символика. Символы служат выражением глубоких человеческих переживаний и идеалов. Один из главных источников символов для романтиков – это природа.
Природа в романтизме становится не только декором для сюжета, но и символом чего-то большего. Она может выражать чувства героев, обозначать определенные идеи и символически отображать духовный мир автора. В символике романтизма природа часто используется для описания метафизических и примитивных состояний души, а также для выражения непостижимой красоты и гармонии.
Таким образом, природа в романтизме становится своего рода символическим зеркалом, которое отражает глубинные мысли и эмоции героев и автора. Она помогает автору создавать образы, а с помощью символов раскрывать глубины человеческой души.
Популярные сегодня темы
Одно название картины «Мартовский снег» дает понять зрителю, что речь пойдет о первом непредсказуемом месяце весны – марте. Этот месяц как – будто бы вселяет в человека надежду на скорое потепление
Русалочка одна из самых любимых моих сказок. В ней есть доброта, любовь, преданность, мечта и самопожертвование.
Написал однажды Г-Х. Андерсен волшебную сказку – «Снежная Королева». И это произведение запомнится каждому, кто его прочитает хотя бы один раз.
Произведение посвящено теме коллективизации и борьбе между разными слоями сельских жителей поддерживающих или отвергающих это нововведение Советской власти.
Произведение является одним из самых лучших драматически творений писателя, обозначившим насущные и острые проблемы общества того времени.
Символика природы в повести «Бедная Лиза»
Природа является важным символическим элементом в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», который отражает эмоциональное состояние главной героини Лизы и предвещает ее горестную участь.
Первый раз природа используется как символический элемент в момент, когда Лиза вышла на прогулку в сад. В этом эпизоде автор описывает прекрасную садовую аллею, которая символизирует сильные эмоции, которые охватывают Лизу. Красивые цветы, разукрашенные бабочки и пение птиц говорят о радостном настроении героини и ее восприятии мира, который воспринимается через прекрасную природу.
Однако, во время прогулки природа внезапно преобразуется, становится более зловещей и грозной. Лиза видит поганку, которая символизирует ее собственное несчастье и трагическую участь. Эта смена настроения в природе преступает настроение и чувства Лизы и предвещает ее тяжелую участь.
Также, природа снова появляется в эпилоге рассказа, когда Лиза уже умирает. Описываемый здесь пейзаж, с грозовыми тучами, сливающимися с туманом, говорит о ее неизбежной кончине, и о том, что ее трагическая участь неизбежна.
Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза»: итоги
При анализе произведения сентиментализма нельзя не упомянуть о том, как автору удается передать чувства героев. Главный прием — это создание идиллии, основанной на полном единении сельской природы с ее яркими красками и чистого душой, искреннего человека, какой была бедная Лиза. Герои, подобные ей, не могут лгать, притворяться, поэтому их судьба часто складывается трагически.
Повесть
«Бедная Лиза» является лучшим произведением
Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных
образцов русской сентиментальной
литературы. В ней много прекрасных
эпизодов, описывающих тонкие душевные
переживания.
В
произведении есть прекрасные по своей
живописности картины природы, которые
гармонично дополняют повествование.
На первый взгляд их можно счесть
случайными эпизодами, которые являются
всего лишь красивым фоном для основного
действия, но на самом деле все значительно
сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» — это
одно из главных средств раскрытия
душевных переживаний героев.
В
самом начале повести автор описывает
Москву и «ужасную громаду домов», а
сразу же после этого начинает рисовать
совершенно иную картину: «Внизу… по
желтым пескам, течет светлая река,
волнуемая легкими веслами рыбачьих
лодок… На другой стороне реки видна
дубовая роща, подле которой пасутся
многочисленные стада; там молодые
пастухи, сидя под тенью дерев, поют
простые, унылые песни…»
Карамзин
сразу же встает на позицию всего
прекрасного и естественного. Ему
неприятен город, его тянет к «натуре».
Здесь описание природы служит для
выражения авторской позиции.
Далее
большинство описаний природы направлены
на то, чтобы передать душевное состояние
и переживания главной героини, ведь
именно она, Лиза, является воплощением
всего естественного и прекрасного. «Еще
до восхождения солнечного Лиза встала,
сошла на берег Москвы-реки, села на траве
и, подгорюнившись, смотрела на белые
туманы… везде царствовала тишина, но
скоро восходящее светило дня пробудило
все творение: рощи, кусточки оживились,
птички вспорхнули и запели, цветы подняли
свои головки, чтобы напитаться животворными
лучами света».
Природа
в это мгновение прекрасна, но Лиза
грустит, потому что в ее душе рождается
новое, доселе не испытанное ею чувство.
Несмотря
на то что героиня печальна, ее чувство
прекрасно и естественно, как пейзаж
вокруг.
Спустя
несколько минут происходит объяснение
между Лизой и Эрастом. Они любят друг
друга, и ее ощущения тут же меняются:
«Какое прекрасное утро! Как все весело
в поле! Никогда жаворонки так хорошо не
певали, никогда солнце так светло не
сияло, никогда цветы так приятно не
пахли!»
Ее
переживания растворяются в окружающем
пейзаже, они так же красивы и чисты.
Между
Эрастом и Лизой начинается прекрасный
роман, их отношение целомудренны, их
объятия «чисты и непорочны». Окружающий
пейзаж так же чист и непорочен. «После
сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать
слова своего, всякий вечер виделись…
всего чаще под тению столетних дубов…
— дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд,
еще в древние времена ископанный. Там
часто тихая луна, сквозь зеленые ветви,
посребряла лучами своими светлые Лизины
волосы, которыми играли зефиры и рука
милого друга».
Проходит
пора невинных отношений, Лиза и Эраст
становятся близки, она чувствует себя
грешницей, преступницей, и в природе
происходят такие же перемены, как и в
Лизиной душе: «…ни одной звездочки не
сияло на небе… Между тем блеснула молния
и грянул гром…» Эта картина не только
раскрывает душевное состояние Лизы, но
и предвещает трагичный финал данной
истории.
Герои
произведения расстаются, но Лиза еще
не знает, что это навсегда. Она несчастна,
ее сердце разрывается, но в нем еще
теплится слабая надежда. Утренняя заря,
которая, как «алое море», разливается
«по восточному небу», передает боль,
тревогу и смятение героини и свидетельствует
о недобром финале.
Лиза,
узнав об измене Эраста, покончила со
своей несчастной жизнью. Она бросилась
в тот самый пруд, возле которого когда-то
была так счастлива, ее похоронили под
«мрачным дубом», являющимся свидетелем
самых счастливых минут ее жизни.
Приведенных
примеров вполне достаточно для того,
чтобы показать, как важно описание
картин природы в художественном
произведении, как глубоко они помогают
проникнуть в душу героев и их переживания.
Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и
не принимать во внимание пейзажные
зарисовки просто недопустимо, потому
что именно они помогают читателю понять
глубину мысли автора, его идейный
замысел. Обновлено: 25.09.2020
103583
Обновлено: 25.09.2020
103583