Романтизм в русской литературе 19 века: особенности, представители

Мама в повести Детство

Многие произведения Толстого знакомы нам еще со школы. Но среди них имеются и такие, которые после прочтения оставляют неизгладимые впечатления и осадок в душе и от него, потом очень тяжело избавиться. Вот такое же ощущение остается после прочтения произведения «Детство». Здесь описывается один из важных этапов жизни самого автора.

Характер парня формировался при помощи его матери, которая всегда участвовала во всем, что происходит с ее сыном. А ведь всегда именно там выкладывает фундамент для своего ребенка еще с рождения, а потом старается все это закрепить и сделать все для того чтобы вырос настоящий человек. И только благодаря нему парень достигает все цели, которые мечтает. И все это описывается в нежных и красивых чувствах.

36 стр., 17833 слов

Сочинение по рассказу молитва матери

… воли Твоея Святыя, укрепи его ходити по заповедям Твоим и мене грешнаго помилуй, молитвами Пречистыя Матери Твоея, Богородицы и Приснодевы Марии и … она не откажется. Ведь она ему мать. Хорошо, идите и решайте, только не забывайте, что жизнь прожить — не поле перейти. … Ивана Максимовича есть старенькая мать. Живет она одна и, узнав о трагедии, наверняка последние дни своей жизни посвятит сыну: окажет …

Парень всегда вспоминает о матери с любовью и трепетом и всегда слушает все, что она ему предложит. Голос у матери был нежным и красивым. Вместо того чтобы говорить или подсказывать что-то своему сына она смотрит на него и любуется. Он прекрасно помнит ее руки, на которых он находился с самого рождения и сейчас они обнимают и отгоняют от себя все невзгоды и проблемы. Благодаря этому он понимает, что любовь матери является сильным чувством.

Когда парень открывал глаза, то первым, что он видел, это материнское лицо. Отца он любил также сильно как и мать, кроме этого он является для него настоящим авторитетом, на который он хотел в будущем быть похожим. Также мать автора никогда не пройдет мимо тех людей, которым нужна помощь и поможет всем что есть у нее. Кроме этого она прекрасно умела играть на рояле и вышивать целые картины при помощи художественных ремесел. Вот только все на самом деле было не совсем хорошо, как могло показаться многим читателям. Оказывается, отец Толстого очень сильно ее бил, но каждый раз жена его прощала, а все, потому что сильно любила. Что бы с ней происходило она все равно остается добрым и отзывчивым человеком, который в любой момент придет на помощь, а про себя забудет.

Немного позже его отец очень сильно заболевает, и сколько бы он не старался вылечиться, но ничего не получалось. И в итоге он умирает. А вот нашему главному герою приходится повзрослеть и начать жизнь совсем по-другому.

Герой времени Гоголя

Новый образ героя времени вводит Н.В. Гоголь в поэме Мертвые души (1842 год), которая существенно отличается от предыдущих романов. Замысел Мертвых душ здесь другой. Главный герой – мошенник, обманывающий всех встречных. Но это еще и человек новой эпохи, тип, ранее не известный в русской литературе – хозяин-приобретатель.

Основная цель его жизни – накопить побольше, он собирается возвыситься над прочими за счет своего умения копить копейку (таким образом продолжается тема сверхчеловека). Однако Чичиков не считает себя лишним, ведь его замыслы очень простые и реалистичные, он не конфликтует с обществом.

Герои времени Пушкина

Образ героя времени продолжает развивать А.С. Пушкин в романе Евгений Онегин, который был закончен в 1830 году. Главный герой – это скучающий молодой человек, эгоистичный и насмешливый, но в то же время это Онегин – современный герой. Пушкин представляет его сверхчеловеком, который мнит себя выше других, однако не может толком реализоваться. Общество не понимает его, Онегин оказывается лишним.

Сначала вся его жизнь представляет собой сплошное развлечение, однако потом светские забавы надоедают ему. Он начинает скучать, от скуки провоцирует дуэль, на которой убивает молодого поэта Ленского. Потом решает поухаживать за уже замужней Татьяной и, скорее всего, жизнь лишнего человека закончится трагично: его вполне может вызвать на дуэль и убить муж Татьяны.

Цели и средства

Цель является основой любой работы. Главный герой является самым бездеятельным персонажем. Может ли это обозначать отсутствие задач. Возможно, он хочет улучшить собственную жизнь и имение. В хорошем настроении герой даже порывается на великие свершения. Дальше пустословия и установки целей дело не продвигается. Несмотря на наличие возможных средств для воплощения задуманной идеи, в настоящее герою не удается воплотить задачи. Вероятно, причины в том, что герой заботится только о мелких бытовых вопросах. Его не интересуют глобальные изменения, герой не строит планы на будущее. Человек плывет по течению, не задумывается о смысле жизни. Ему неинтересно знать, что происходит за окном.

Герой времени Гоголя

Новый образ героя времени вводит Н.В. Гоголь в поэме Мертвые души (1842 год), которая существенно отличается от предыдущих романов. Замысел Мертвых душ здесь другой. Главный герой — мошенник, обманывающий всех встречных. Но это еще и человек новой эпохи, тип, ранее не известный в русской литературе — хозяин-приобретатель.

Основная цель его жизни — накопить побольше, он собирается возвыситься над прочими за счет своего умения копить копейку (таким образом продолжается тема сверхчеловека). Однако Чичиков не считает себя лишним, ведь его замыслы очень простые и реалистичные, он не конфликтует с обществом.

2 варант

В первый год после войны, среди всеобщего горя и хозяйственного упадка, ошеломленные люди только начинали восстанавливать жизнь, пытаясь осознать и оплакать свои потери. Тогда не было людей, которых не коснулась война: каждый воевал или работал в тылу. После Победы те, кто выжил, мучительно пытались существовать дальше, травмированные и измученные пятью тяжелейшими годами войны.

В этой новой действительности случайно встретились два человека и завели недолгий разговор, который так часто вспыхивает между попутчиками на дорогах России.

Ветераны войны делятся на два типа: кто-то никогда не рассказывает о том, что ему пришлось пережить, а кто-то, напротив, склонен щедро делиться опытом. Обе черты можно встретить в русском характере: закрытость – умение переживать личную трагедию глубоко внутри, и при этом склонность к бесконечному самопознанию и анализу. Андрей, главный герой повести, пытается разобраться в себе, задавая вслух нелегкие вопросы.

Часто эти черты вполне успешно уживаются в одном человеке. Такие дорожные разговоры со случайными людьми помогают открыться и выразить то, что мучает внутри. Получается своеобразная бытовая психотерапия. И потребность в ней можно отметить как неизменную черту русского характера.

Гордость и внутреннее благородство – еще одна особенность русского человека, которая ярко раскрывается Шолоховым. Глубокое осознание себя достойным человеком, личностью, стоящей выше физических мучений и лишений. В обстановке фашистского плена, когда бесчеловечные условия и отношения ломали саму суть личности, Андрей не унизил себя жадностью и жалким поведением.

Когда Андрей вернулся из плена, узнал о гибели жены и детей, а после пережил и гибель старшего сына, писатель обрисовал еще одну важную особенность русского характера – стойкость. Никакие удары судьбы не сломили главного героя, не уничтожили в нем способность жить. На руинах собственных надежд он создает что-то прекрасное: берет мальчика-сироту на воспитание.

Книга буквально пропитана уважением и восхищением чертами, которые скрываются в каждом человеке на этой земле. Любая случайная встреча может открыть такие глубины и задеть такие внутренние струны, которые долго еще потом поют в душе тоскливые мелодии ушедшего прошлого.

Сочинение на тему Золотой петух

Автор пытается рассказать нам то, чего многие могут и не замечать, а все, потому что у них имеется огромное количество дел и проблем, которые нужно решить и как можно скорее. Оказывается, вокруг нас имеется очень много всего интересного и прекрасного, а ведь не все это замечают и их жизнь кажется унылой и скучной.

Вы сами можете сделать свою жизнь прекрасной и для этого нужно всего лишь научиться видеть все, что находится дальше вашего носа и по сторонам. Посмотрите, как прекрасен мир, в котором вы живете, какие прекрасные везде слышаться звуки. Естественные звуки намного красивее и лучше, чем искусственные. Человек тоже является частичкой природы, которую она создала.

Поэтому наслаждайтесь каждой минутой, которые преподносит вам жизнь, ведь эти моменты могут больше и не повториться. А вы потом об этом будете очень сильно жалеть, но будет очень поздно.

Автору также нравится, когда солнце начинает подниматься и в это время звучит крик петуха.

В этом рассказе рассказывается про каждую деталь, которая затрагивается в нем. И все эти детали подчеркивают всю красоту рассказа. И когда читаешь данный рассказ, то понимаешь, что самым главным являются только те мгновения, которые появляются у вас в душе, когда вы слышите те или иные звуки или крики.

2 вариант рассуждения

Самого начала произведения становится понятно, что Обломов Илья Ильич, является помещиком, при всём этом достаточно молодым, исходя из описания, можно понять, что ему примерно от 30 до 32 лет. Но, несмотря на свои молодые года, его жизнь не является разнообразной и интересной, наоборот всё, что его интересует это еда и сон. Главными вопросами на повестке каждого дня, были — что поесть и как отдохнуть.

Возможно, если бы детство Илья Ильича было иным, он вырос бы совершенно другим человеком. С  самого детства родители любили, опекали, не давали делать ребёнку то чего он так хотел, бегать, резвиться и много двигаться. Именно поэтому вокруг него была всегда много слуг, которые готовы были выполнить любое его пожелание, одеться, умыться, причесаться, принести, поесть. Всё чего бы он не захотел, у него было, именно поэтому он вырос таким ленивым.

Время шло, и те положительные черты, качества которые имел ребёнок, с годами исчезли, на их место пришла лень и желание отдохнуть. С самого утра он нежиться в постели, и ничего не делая, мечтает только об одном, как сделать так, чтобы всё работало само и ему не надо было, ничего контролировать. Из-за его бездействия, его жизнь изменилась до неузнаваемости, он стал отрицательно относиться к людям и любому движению которое ему необходимо было сделать. То, что являлось обычным для каждого человека: убраться дома приготовить еду, для него, это были слишком тяжёлые дела. Именно в этом и состоит, его главная трагедия жизни.

Со временем, появилось высказывание обломовщина, я это означало абсолютная бездействия, лень, нежелание что-либо делать. Так и проходила жизнь главного героя, Обломова. Из-за своего абсолютного ни желания двигаться и встать с кровати, он не видел жизни и то как она прекрасна. Конечно иногда возникали мысли, что он может встать и начать что-либо делать, однако это лишь мечты и мысли.

Чтобы как-то вытащить своего героя из данного состояния, автор решает привнести в его жизнь любовь к Ольге. Возможно если бы его детство прошло иначе, у него было бы больше уверенности в своих силах и он смог бы побороть такое своё состояние, но нежелание меняться, не дают ему полностью отдаться любви, даже она не помогла ему изменится.

Сочинение 3

Гончаров Иван Александрович – писатель, который за свою жизнь хоть и не создал много произведений, сотворил несколько очень значимых для русской литературы, главный из которых – «Обломов». В нём автор рассказывает о жизни в России конца пятидесятых годов девятнадцатого века. Это как раз то время, когда жил и творил сам Гончаров.

Речь в произведении идёт о человеке, который на протяжении почти всего действия лежит на диване и мечтает. Это очень ленивый человек, что можно понять, просто глядя на него: очертания Ильи Ильича плавные, он мягок, а глаза его не останавливаются ни на чём определённом, а перескакивают с одного места на другое. С пелёнок родители опекали Обломова, они чрезмерно о нём заботились, что и повлияло на главного героя. Обломов от начала до конца жизни живёт в Обломовщине – месте, где всё тихо, спокойно, где люди ни к чему не стремятся, не живут полной жизнью, а лишь существуют. Идеал жизни Обломова – это его дом, его халат, его диван и его верный подданный Захар. Но такая жизнь, совершенно точно, не могла принести никакой радости, хотя бы потому, что мир не заточен под таких людей, как Илья Ильич. В этом и есть трагедия Обломова: его никто не понимает, все хотят видеть в нём другого человека, полную его противоположность, но воспитан он именно так и так живёт. Обломов – это лишний человек, и он в этом почти не виноват.

Несмотря на всю любовь к спокойствию, Илья Ильич в один момент всё же снимает свой халат и начинает жить. Это случилось тогда, когда он познакомился с Ольгой. Она пыталась сделать так, чтобы герой развивался, давала ему читать книги, спрашивала о них, и у неё это даже начало получаться, но, к сожалению, ненадолго. Обломовщину очень трудно ломать, поэтому Илья Ильич в конце концов снова вернулся в свой халат и на свой диван. Он мог бы измениться и стать счастливым рядом с Ольгой, но этого не случилось. Обломов стал жить с Пшеницыной – с женщиной, которая идеально ему подходила. Она не нарушала его комфорт, обстирывала его, готовила ему и просто жила главным героем. Всё это спокойствие было знакомо Обломову, но можно ли назвать это полноценной жизнью?

Трагедия жизни Обломова заключается в нём самом. Его с детства приучили к размеренной жизни, в которой не нужно напрягаться, чтобы удовлетворить элементарные потребности, и он перенёс эту модель поведения на взрослую жизнь. Возможно, он и хотел жить с Ольгой, куда-то выезжать, но его натура этого не принимала. Обломов был лишним на «празднике жизни» и не смог в ней себя найти.

10 класс

Вариант 2

Русский характер – это нечто особенное, что отличает наш народ от других. Это смесь терпения, выдержки, готовности к жертвам и веры в свою силу. В романе М.А. Шолохова «Судьба человека» мы видим, как эти качества проявляются в главном герое – Андрее Соколове.

Первое, что бросается в глаза – это его терпение. Андрей не сдаётся перед трудностями, не жалуется на жизнь, а берётся за дело и идёт вперёд. Он не боится трудностей и готов преодолевать их, чтобы достичь своей цели. Это качество помогает ему выжить в трудные времена и не сдаваться перед трудностями.

Второе качество – это выдержка. Андрей не теряет головы в критических ситуациях, а сохраняет спокойствие и находит выход из сложных ситуаций. Он не паникует и не сдаётся, а борется до конца. Эта выдержка помогает ему сохранять спокойствие и принимать правильные решения в сложных ситуациях.

Третье качество – это готовность к жертвам. Андрей готов пожертвовать своими интересами ради других людей. Он не эгоистичен и не думает только о себе, а помогает другим и делает всё возможное, чтобы им помочь. Эта готовность к жертвам делает его настоящим героем и помогает ему сохранять человечность в трудные времена.

Четвёртое качество – это вера в свою силу. Андрей не сомневается в себе и своих возможностях. Он верит в то, что сможет преодолеть любые трудности и достичь своей цели. Эта вера помогает ему не сдаваться и бороться до конца. Она даёт ему силы и мотивацию для достижения своих целей.

Пятое качество – это любовь к Родине. Андрей готов пожертвовать всем ради своей Родины. Он не равнодушен к её судьбе и готов защищать её интересы. Эта любовь к Родине делает его настоящим героем и помогает ему сохранять верность своим идеалам.

Шестое качество – это уважение к старшим. Андрей уважает старших и следует их советам. Он понимает, что они имеют большой жизненный опыт и могут помочь ему в трудные моменты. Это уважение к старшим помогает ему сохранять традиции и культуру своего народа.

Седьмое качество – это чувство ответственности. Андрей понимает, что он несёт ответственность за свои поступки и за своих близких. Он не бросает своих друзей и близких в трудные моменты, а помогает им и поддерживает. Это чувство ответственности делает его надёжным и верным другом.

Восьмое качество – это духовность. Андрей верит в Бога и следует религиозным обрядам. Он понимает, что духовность помогает ему сохранять моральные ценности и не сбиться с пути. Эта духовность делает его более глубоким и мудрым человеком.

Девятое качество – это творческий потенциал. Андрей умеет творить и создавать. Он пишет стихи и музыку, что помогает ему выразить свои чувства и эмоции. Этот творческий потенциал делает его более интересным и разносторонним человеком.

Десятое качество – это любовь к жизни. Андрей любит жизнь и не боится её трудностей. Он наслаждается каждым моментом жизни и не жалеет о прошлом. Эта любовь к жизни делает его более оптимистичным и жизнерадостным человеком.

Не ошибается тот, кто ничего не делает

25 предложений/ 352 слова

Главный герой самого известного романа Гончарова — Илья Ильич Обломов, дворянин средних лет, который был по натуре очень ленивым человеком. Вся его жизнь была предрешена воспитанием, которое он получил в детстве. Родители его холили, лелеяли, не разрешали заниматься никаким трудом, отчего он рос совершенно изнеженным. Илья Ильич очень добрый человек и безобидный. Единственный его недостаток в том, что он не любит трудиться и, как следствие, постепенно деградирует как в физическом, так и в духовном плане.

Этот человек в свои тридцать с лишним лет как инфантильный ребенок. Его легко обвести вокруг пальца, его финансами может распоряжаться любой пройдоха, а в доме царит беспорядок и хаос, потому что даже слуга Захар ужасно ленивый. Обломов целыми днями лежит на диване, а за него все делают другие. Один из его лучших друзей Андрей Штольц — полная противоположность героя. Он деятельный, активный, волевой и прагматичный человек. Своей энергией он умеет заряжать друга, чтобы тот хотя бы иногда вставал с дивана и проявлял активность. Он же познакомил его с активисткой Ольгой Ильинской, которая впоследствии стала возлюбленной Обломова.

Мечтательность и инфантильность героя сразу же улетучились. Он изменился до неузнаваемости и даже, казалось бы, начал расти на глазах. Он стал действовать, добиваться расположения девушки, но надолго его запала не хватило, потому что на реальные действия он был не способен. Однако, как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Путем проб и ошибок, Обломов и Ольга поняли, что они не созданы друг для друга. В конце произведения она стала супругой Штольца, а Илья Ильич женился на Агафье Пшеницыной, которая всю инициативу за жизнь беззаботного Обломова возлагала на себя.

Таким образом, автор показал, что найти свое счастье мы можем, только находясь в поиске своего пути. Этот поиск непременно ведет к лучшим результатам

Неважно, какие ошибки были допущены, малые или великие, главное, разглядеть свое счастье и ни в коем случае не опускать руки. Самое глупое — ничего не делать

Разумнее действовать и добиваться успеха. Если даже такой ленивый человек как Обломов смог найти себя, то сможет любой, главное, не сдаваться. Иван Александрович Гончаров в­ это произведение вложил много психологизма, отчего оно получилось на редкость гармоничное и доступное для понимания широкой публики.

см. также:Другие сочинения по произведению Обломов, Гончаров

Характеристики главных героев произведения Обломов, Гончаров

Краткое содержание Обломов, Гончаров

Образ и характеристика Соколова

Необходимость типичного героя времени

Анализируя эти произведения, а также историко-литературную ситуацию в России первой половины XIX века, можно сделать вывод, что необходимость в образе типичного героя времени возникает тогда, когда сам автор чувствует себя так или иначе неуместным в существующем обществе. Особенно выразителен в этом отношении герой Лермонтова, в котором больше всего автобиографичных черт.

Также стоит заметить, что образ героя времени – это деталь романтической литературы. К концу 1840-х годов романтизм в русской литературе плавно сходит на нет, уступая место реализму, следовательно, и лишний герой времени больше не нужен. Однако стремление авторов описывать типичные для своего времени характеры абсолютно естественно, оно сохранится в литературе вплоть до ХХ века.

Описание образа с цитатами

Композиция

Анализ произведения «Герой нашего времени» следует начать с композиции. Главная его особенность – хронологическая несогласованность эпизодов. Части романа даны не в следующих друг за другом временных отрезках, по порядку. Таким оригинальным способом автор выражает основную мысль романа.

Непоследовательное расположение глав приводит к тому, что читатель раскрывает потаённые уголки души Печорина постепенно, проникается его сознанием и глубиной его проблем.

Роман состоит из двух частей (сюжет).

Первая часть рассказана офицером, странствующим по Кавказу, очень похожим на автора. Рассказчик-офицер в своё повествование включает истории, услышанные от штабс-капитана Максима Максимыча, знакомого с главным героем (“Бэла”, “Максим Максимыч”).

Вторая состоит из записок самого Печорина, которые попали в руки странствующего офицера (“Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”).
Композицию усложняют “Предисловие к роману” и “Предисловие к журналу Печорина”.

Таким образом, читатели сначала знакомятся с героем, затем узнают о его гибели, а потом он сам рассказывает о себе в дневнике.

В хронологическом порядке повести должны были располагаться так (фабула): “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”, “Бэла”, “Максим Максимыч”.

В построении сюжета романа нет экспозиции, как и общей кульминации. Каждая из глав живёт собственной жизнью, имея своё строение. В каждой отдельной повести существует своя кульминация, общей является лишь развязка, то есть смерть главного героя.

Композиция романа очень сложна, сочетание разных жанров повествования под одной «шапкой» стало новым шагом в литературном творчестве. Задачу, которую ставил перед собой Лермонтов (понять “историю души человеческой”), помогла осуществить и композиция романа. Именно такое глубокое и постепенное проникновение в сущность Печорина вызвало неподдельный восторг читающей публики.

Критики отметили сходство героев Печорина и Онегина. То, чему учит произведение поэта, остается всегда актуальным – найти смысл жизни, следовать к цели и сохранить при этом лучшее в себе как в человеке.

Проблема лени

В число главных отрицательных качеств героя является лень. Ему скучно жить на свете, потому автор даже содает для него скучное имя – Илья Ильич. Он не делал никому зла. Старался преподчитать лежанию размышления без смысла. Автор подчеркивает, что даже халат изрядно потерся у героя. Единственные два персонажа, с чьим мнением он соглашался, это Штольц и Ольга. Девушка стала ненадолго его возлюбленной. На некоторое время он преобразился, избавился от своего главного порока — лени. Девушка хотела большего. Ей нужен был в жизни решительный молодой человек. Однако узнав, что Ольга, получив желаемое, не остановится на достигнутом, все время будет мешать его спокойствию и гармоничному течению, решил остаться самим собой. Потому девушка, в конечном итоге, выбрала Штольца. Лень стала невозвратной точкой для писателя. С течением времени Илья Ильич нашел себе ту девушку, которая будет любить его таким, какой он есть. Это была Агафья Пшеницына — антипод главного героя. Трудолюбивая барышня, которая искренне любит Обломова, терпит его лень и заботится, как настоящая мать. Герой находит свое счастье в лени и умирает в кругу близких.

Жанры романтических произведений, примеры

Писатели-романтики творили, чаще всего, в следующих жанрах:

  • роман (в том числе исторический);
  • повесть (в том числе фантастическая);
  • новелла;
  • сказка;
  • идиллия;
  • баллада;
  • лиро-эпическая поэма;
  • элегия;
  • лирическое стихотворение.

Примерами романтических произведений могут служить исторические романы «Айвенго» Вальтера Скотта и «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго; новелла «Кармен» Проспера Мериме, сказка «Городок в табакерке» Владимира Одоевского, волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского, «Идиллия» Антона Дельвига, «Элегия» Евгения Баратынского, баллады «Светлана» и «Людмила» Василия Жуковского,  поэма «Мцыри» Михаила Лермонтова и его же лирическое стихотворение «Парус».

Рассуждение

Герои времени Лермонтова

Далее этот образ развивает М.Ю. Лермонтов, который в 1840 году не стал ходить вокруг да около и назвал свой роман просто и красноречиво – Герой нашего времени, раскрыв основной смысл названия романа. Лермонтов показывает, как такой же умный, талантливый и возвышающийся над другими человек, как Онегин, становится лишним из-за тяжелых обстоятельств. Если в бедах Онегина был виноват он сам: у него были возможности для самореализации, просто он не хотел ими пользоваться, предпочитая хандрить, то Печорин, человек другой эпохи, – жертва обстоятельств и времени.

В этом романе уже описывается не либеральная александровская эпоха, а строгие годы правления Николая I, когда ужесточили цензуру и усилили контроль за обществом. У Печорина нет выбора, только служба в положении штрафного. Он пытается сам распоряжаться своей судьбой, убивает на дуэли раздражавшего его Грушницкого, но и это не спасает заложника ситуации. Образ Печорина действительно трагический – у него нет никакого выбора, никаких перспектив, а виновато в этом общество и власть.

Вариант 3

(437 слов) «Жизнь пройти — не поле перейти» — эта народная мудрость означает, что путь человека тернист и сложен. Невозможно преодолеть его безошибочно и сразу же написать свою историю на чистовик

Важно получать опыт, перенимать мудрость и исправиться — только так можно стать лучшей версией себя. Поэтому оступаться столь же необходимо, как подниматься и продолжать путь

Подтверждение этой необходимости мы находим в прозе А.И. Куприна — многоопытного человека, который за свою жизнь сменил несколько десятков работ и регионов. Его произведения насыщены уникальным опытом. Например, в повести «Олеся» он описал судьбу яркой индивидуальности в посредственном мире, полном предрассудков. Олеся жила в уединении и вдали от общества, поэтому не переняла его заблуждения и шаблоны поведения. Вместо того чтобы всего бояться, слепо повторять все действия за другими, героиня думала своей головой и выстраивала свой маршрут, крутой и ухабистый. Так, она вступила в связь с Иваном без каких-либо гарантий с его стороны. Более того, она отказалась от брака, понимая, что увлекающаяся и слабая натура мужчины не соответствует тем обязанностям, которые на супруга налагает клятва. Также Олеся не побоялась пойти в церковь, чтобы стать ближе к идеалу Ивана. Все эти действия повлекли за собой негативные последствия, поэтому их можно назвать ошибочными. Однако без них героиня не получила бы полезного, хоть и горького опыта. Она лишилась бы и ярких впечатлений, и шанса на любовь. Очевидно, что ошибки были неотъемлемой частью ее становления и личностного роста.

Аналогичный пример мы видим в повести «Гранатовый браслет». Генерал Аносов женился рано на миловидной и скромной девушке из приличной семьи. Кто мог знать тогда, что эта барышня окажется безнравственной и пустой женщиной? Уже в первые месяцы брака стало очевидно, что она пошла под венец не из большой любви, а ради того, чтобы стать хозяйкой своего дома и получить больше денег на наряды, танцы и развлечения. Очень скоро супруга Аносова изменила ему с каким-то артистом и сбежала. А потом, конечно, вернулась и слезно умоляла простить минутную слабость. Но Аносов уже понял, что никакого будущего у них нет. Он осознал, что женился по ошибке, и всю жизнь платил супруге определенный пансион, но этим их общение ограничивалось. Очевидно, что даже такой мудрый человек не смог пройти свой путь без заблуждений и иллюзий. Но ведь они способствовали формированию его мировоззрения и были частью его неповторимой судьбы, благодаря которой он стал тем, кем должен был стать. Их нельзя вычеркнуть или отбросить, они образуют его биографию.

Таким образом, человек не может пройти свой путь без ошибок, потому что они составляют его жизнь, равно как и удачные моменты. Нельзя просто взять и выбросить половину судьбы. Любые просчеты нужно использовать в своих целях, делая выводы и избегая повторения проблемных ситуаций. Это и есть личностный рост, необходимый для достижения успеха.

Необходимость типичного героя времени

Анализируя эти произведения, а также историко-литературную ситуацию в России первой половины XIX века, можно сделать вывод, что необходимость в образе типичного героя времени возникает тогда, когда сам автор чувствует себя так или иначе неуместным в существующем обществе. Особенно выразителен в этом отношении герой Лермонтова, в котором больше всего автобиографичных черт.

Также стоит заметить, что образ героя времени — это деталь романтической литературы. К концу 1840-х годов романтизм в русской литературе плавно сходит на нет, уступая место реализму, следовательно, и лишний герой времени больше не нужен. Однако стремление авторов описывать типичные для своего времени характеры абсолютно естественно, оно сохранится в литературе вплоть до ХХ века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: