Вариант 2
В марте 1916 года всем известный Иван Алексеевич Бунин закончил над написанием рассказа «Лёгкое дыхание». Оно повествует нам о трагичной судьбе юной девушки – Оли Мещерской, которой пришлось лишиться жизни всего за один проступок, который она, кстати, совершила не совсем осознанно и даже не понимала, что идёт кривой и неверной дорожкой. Подробнее разберём это.
Оля Мещерская – девушка лет шестнадцати, из дворянской семьи, получает образование в гимназии. Из черт характера можно отметить живость, желание жить ярко и незабываемо, но также ветреность, некую наивность и даже безответственность. Это мы видим в словах «…портрет с радостными, поразительно живыми глазами…». Читателю также известно, что Оля в подростковый период становится неописуемо красивой: «… в пятнадцать она была уже красивой…», «…она из числа хорошеньких…»
Как и у каждой другой семьи, у семьи Мещерских есть друг, а точнее друг отца – Алексей Михайлович Малютин – статный пожилой офицер, лет пятидесяти. Также он является братом директрисы гимназии, в которой и учится Оля. Можно подумать, как он влияет на весь рассказ и почему он в числе главных героев, но, все сомнения у вас сейчас же рассеются.
В один раз, когда Малютин вновь посещал семью Мещерских, они остались дома наедине с Олей. И там всё доходит до близости пожилого, но притяжательного офицера и юной девушки, которая так мало ещё осознаёт. После этого случая Оля возненавидела Малютина. При этом всём, в те времена дворянке грозила потеря репутации, если она имела связь с мужчиной в столь юном возрасте, да и ещё с мужчиной, который в несколько раз её старше. Тут читатель сразу чувствует отвращение по отношению и к самой Оле, и к Алексею Михайловичу.
Как таковой любви здесь нет. Даже когда Оля выходит замуж за неприметного казачьего офицера она говорит ему о том, что никогда его не любила и о том, что у неё была связь с Малютиным. Тот, в порыве гнева, убивает её на вокзале в толпе людей, когда Мещерская его провожала. Перед гибелью, Оля дала прочитать страницу из её дневника, которая была посвящена тому ужасному дню. Там всё и выясняется. Сначала Малютин и Мещерская мило беседовали, гуляли по саду, но, несчастье, Оле стало нехорошо и она прилегла к себе на кровать. Малютин, как уже можно понять, воспользовался её положением. Сначала он целовал её в руки, а потом перешёл и к губам.
Малютин хоть и хотел сделать Оле предложение руки и сердца, но он не любил её искренне, он любил её лишь за юную плоть.
Я считаю, что в данном рассказе не идёт речь о чистой и настоящей любви. Полагаю, что Иван Алексеевич хотел донести до нас лишь ту мысль, что не важен так возраст влюблённых, как чувства между ними. Многие и в современности считают, что не может быть мужчина намного старше девушки, или наоборот. Никто ведь не знает как закрутится жизнь, главное это найти действительно своего человека, которого вы полюбите душой, а не телом и это вы обязательно почувствуете.
Беспечная юность
Оля Мещерская была шумной и веселой гимназисткой. Шаловливая и беспечная, Ольга к пятнадцати годам заметно похорошела. Тонкая талия, стройные ноги и шикарные волосы делали из нее красавицу. Она лучше всех танцевала и каталась на коньках, слыла любимицей первокурсниц, но стала головной болью начальницы и своей классной дамы.
Однажды утром директриса вызвала Олю к себе, стала отчитывать за шалости и заметила, что не к лицу юной девушке взрослая прическа, дорогие гребни и туфли. Оля перебивает ее и говорит, что она уже женщина. И рассказывает изумленной даме, что виноват в этом друг папы, а ее, начальницы гимназии, брат, 56-летний Алексей Михайлович Малютин.
Особенности композиции
Следующий пункт анализа «Легкого дыхания» — это особенности композиции. Данный рассказ отличается сложностью выбранного построения сюжета. В самом начале писатель уже показывает читателю конец печальной истории.
Затем он возвращается назад, быстро пробегая детство девушки и возвращаясь к периоду расцвета ее красоты. Все действия быстро сменяют друг друга. Об этом говорит и описание девушки: она становится прекраснее «не по дням, а по часам». Балы, катки, беготня — все это подчеркивает живую и непосредственную натуру героини.
В рассказе имеются и резкие переходы — вот, Оленька делает смелое признание, а через месяц в нее стреляет офицер. А потом уже наступил апрель. Такая быстрая смена времени действия подчеркивает, что в жизни Оли все происходило быстро. Что она совершала действия, совсем не думая о последствиях. Она жила настоящим, не задумываясь о будущем.
А приведенный в конце разговор между подругами, открывает читателю самую главную тайну Оли. Это то, что у нее было легкое дыхание.
Вариант 5
Оля Мещерская — одна из красивых, богатых и счастливых девушек. С самого младенчества она была ребенком обеспеченной семьи и вокруг нее всегда была забота и любовь. В пятнадцать лет она уже была известна как красавица. Ее волосы были прекрасной прической, выглядела она ловко и изящно. Часто ее наблюдали в состоянии полного счастья и радости
Она всегда старалась быть на виду и привлекала к себе внимание, но ее беспечная натура никогда не позволяла ей беспокоиться о своем внешнем виде. Она была очень привлекательна, но не обращала на это особых внимания
В ее глазах всегда можно было увидеть радость и жизнелюбие.
Оля любила остроумные шуточки и была не так уж заботлива и аккуратна, как ее подруги. Всякие пятна и разведенки на одежде ее совсем не смущали, она не боялась падать и портить прическу. Она с легкостью и прелестью садилась, слегка прикасаясь к голове, украшенной красивыми расческами. Она была непосредственной, свободолюбивой и не боялась производить впечатление.
Несмотря на все внешние качества, она выделялась также своей грацией и элегантностью. Весь ее стиль и манера передвижения были неповторимы. Она легко и непринужденно танцевала на балах, она превосходно каталась на коньках. Оля была самой любимой девушкой на балах, ее окружали и ухаживали за ней, чего не могло быть сказано о других девушках. Ее красота, ее грация и неукротимость делали ее центром внимания в любой компании.
Однако с годами ее популярность стала иметь и противоположную сторону. Олину репутацию стали ассоциировать с легкомыслием и несерьезностью. Многие говорили, что она непостоянна и не может прожить без восхищенных поклонников. Но в то же время, никто не мог отрицать ее привлекательность и шарм. Не все оценивали ее дополнительную красоту и беззаботность.
В конце концов, такие вещи, как прическа, дорогие расчески и дорогая обувь, не виноваты были в ее судьбе. Иногда счастливые случайности, потрясающая красота и беззаботный нрав просто играют неприятные шутки, и результатом может быть драматическое событие в жизни. Оля Мещерская погибла из-за каприза одного офицера. Он, не подходящий к ее обществу, на платформе убил ее среди большого числа людей.
Вместо ее настоящей жизни, Оля создала одно вымышленное, о котором она часто мечтала и заботилась. И когда она умерла, ее смерть стала для многих мечтателей новым предметом их навязчивых мыслей и чувств. Люди посещали ее могилу и долго смотрели на крест, где было написано ее имя. Расставаться с Олей очень трудно было всем ее друзьям и близким. Они помнили ее бледное лицо и страдание, связанное с трудным переживанием этого печального события.
Мне нравится1.7 k.Не нравится1.1 k.
Особенности композиции
Следующий пункт анализа “Легкого дыхания” – это особенности композиции. Данный рассказ отличается сложностью выбранного построения сюжета. В самом начале писатель уже показывает читателю конец печальной истории.
Затем он возвращается назад, быстро пробегая детство девушки и возвращаясь к периоду расцвета ее красоты. Все действия быстро сменяют друг друга. Об этом говорит и описание девушки: она становится прекраснее “не по дням, а по часам”. Балы, катки, беготня – все это подчеркивает живую и непосредственную натуру героини.
В рассказе имеются и резкие переходы – вот, Оленька делает смелое признание, а через месяц в нее стреляет офицер. А потом уже наступил апрель. Такая быстрая смена времени действия подчеркивает, что в жизни Оли все происходило быстро. Что она совершала действия, совсем не думая о последствиях. Она жила настоящим, не задумываясь о будущем.
А приведенный в конце разговор между подругами, открывает читателю самую главную тайну Оли. Это то, что у нее было легкое дыхание.
Вариант 2
Оля Мещерская – главный персонаж рассказа Ивана Бунина «Лёгкое дыхание»
Она описывается как красивая и загадочная женщина, которая привлекает внимание мужчин. Оля живет вместе с мужем, но она несчастна в браке и ищет утешения в других мужчинах
Она – женщина с сильным характером, которая не боится рисковать и идти на поводу у своих желаний. Она не любит ограничений и всегда стремится к свободе. Она не боится выражать свои мысли и чувства, даже если это может привести к конфликту.
Оля Мещерская – женщина с тонкой душевной организацией. Она чувствительна к красоте и искусству. Она любит музыку и поэзию, и это помогает ей выражать свои эмоции. Она также любит природу и часто гуляет по лесу, чтобы насладиться ее красотой. Она – женщина, которая ищет смысл жизни. Она не довольствуется повседневной рутиной и стремится к чему-то большему. Она ищет любовь и счастье, но не всегда может найти их. Она часто задается вопросами о смысле жизни и о том, что ждет ее в будущем.
Оля Мещерская – женщина, которая несчастна в браке. Она чувствует себя одинокой и несчастной, и ищет утешения в других мужчинах. Она не хочет разрушать свой брак, но не может сдерживать свои чувства. Она страдает от того, что не может найти настоящей любви и счастья. Она – женщина, которая часто меняет свои настроения и эмоции. Она может быть веселой и жизнерадостной, но также может быть грустной и угрюмой. Она – женщина, которая не всегда может контролировать свои эмоции.
Оля Мещерская – женщина, которая привлекает внимание мужчин. Она – объект вожделения и страсти для многих мужчин
Она знает, как использовать свою красоту и обаяние, чтобы привлечь внимание мужчин. Она – женщина, которая не боится флиртовать и играть с чувствами мужчин.
Оля Мещерская – женщина, которая не всегда может быть понятой окружающими. Она – загадочная личность, которая скрывает свои настоящие чувства и эмоции. Она – женщина, которая не любит говорить о себе и своих проблемах. Она – женщина, которая часто остается одна со своими мыслями и чувствами.
Оля Мещерская – женщина, которая не боится рисковать и идти на поводу у своих желаний. Она – женщина, которая не любит ограничений и всегда стремится к свободе. Она – женщина, которая не боится выражать свои мысли и чувства, даже если это может привести к конфликту. Она – женщина, которая готова идти на все ради своей свободы и счастья.
Оля Мещерская – женщина, которая несчастна в браке, но не хочет разрушать его. Она – женщина, которая страдает от того, что не может найти настоящей любви и счастья. Она – женщина, которая ищет смысл жизни и стремится к чему-то большему. Она – женщина, которая не боится рисковать и идти на поводу у своих желаний. Она – женщина, которая несмотря на все трудности, не теряет надежды на настоящую любовь и счастье.
Популярные сочинения
Многие авторы дарят миру свои бессмертные книги. В этих же книгах также бессмертно живут образы героев. Сонечка Мармеладова – пример из творчества Фёдора Достоевского.
Наиболее узнаваемой картиной В.А. Тропинина можно по праву считать портрет А.С. Пушкина. Эта работа известна тем, что была выполнена по заказу самого поэта еще в 1827 году при его жизни.
Рассказ «Легкое дыхание» — одно из произведений И.Бунина, написанное в 1916 году. Автор затронул многие темы в рассказе: любовь и красота, жизнь и смерть. Но в чем же заключается главная трагедия этого произведения?
Бунин с самого начала вводит нас в атмосферу грусти и скорби перед могилой юной девушки: «На кладбище над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.
В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская.» Далее автор описывает свою героиню, ее жизнь и характер, сразу же отмечает ее красоту и беззаботность. В рассказе четко передаются все ощущения и эмоции, охватывающие Олю, пока она становится девушкой. Безудержная радость и энергия делают ее веселой, легкой и счастливой и дают ей возможность отдаться порывам молодости. Но окружение Оли принимает это за легкомысленность и вызывающее поведение.
Писатель особенно выделяет последний год жизни девушки. Когда начальница гимназии вызвала Олю к себе, чтобы устроить ей выговор за ее женский вид, раскрывается правда, почему Мещерская считает себя женщиной и что в этом замешан брат начальницы, А.И.Малютин. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Юной девушке было противно и неприятно от случившегося, но от этого ее поведение ничуть не изменилось, а наоборот только урезвилось. Для всех она выглядела особенно счастливой, для всех она будто сошла с ума. И в душе девушки действительно происходили безумные изменения. Но закончилось все трагично, когда перед неким казачьим офицером раскрылась правда. При прощании с ним, Оля все рассказала и показала фрагмент своего дневника, после чего офицер почувствовал себя оскорбленным и застрелил ее.
Из этого можно выделить этих трех персонажей, которые не воспринимали Олю как человека или личность. Начальница упрекала девушку за ее проявляющуюся красоту, которая была умело подчеркнута. Ее брат воспользовался наивностью Мещерской и соблазнил ее. А офицер не простил Олю и обвинил ее в распущенности, при этом лишив ее жизни.
В самом конце автор упомянул, что Оля рассказывала своей подруге, как прочитала в одной отцовской книге про то, как выглядит красоты настоящей женщины: «. — но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть. » И Оля действительно обладала этим «легким дыханием» — умением видеть мир по-другому, умением жить и любить жизнь. Она с детства мечтала об особенном будущем и красочной судьбе. И главная трагедия этого произведения в том, что все возможности Оли были убиты ее окружением. Ей были приписаны легкомысленность и ветреность, что и правда перенеслось в ее натуру и привело к таким последствиям.
Из всего этого можно сделать вывод, что главная причина смерти Оли Мещерской — ее губительное «легкое дыхание». Про которое в конце Бунин только и мог сказать, как оно «теперь рассеялось в мире, в этом облачном мире, в этом холодном весеннем ветре».
-
Сочинение на тему дисциплина залог успеха
-
Сочинение по фильму время
-
Незабываемая история сочинение на татарском языке
-
Кого из современников вы бы могли отнести к цвету нации сочинение
- Один раз был обыкновенный день я пришел сочинение
Легкое дыхание: перелом
Иван Бунин. Зрелость
Встреча Оли Мещерской с Малютиным – переломный момент ее жизни, когда наступает болезненное прозрение. В своем дневнике, описывая произошедшее, Мещерская повторяет слово “я” семнадцать раз. “Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая!” (Иван Бунин. “Легкое Дыхание”) Близость с мужчиной превратила Олю в женщину в прямом смысле, дав ей новое ощущение самой себя.
Вечер с Малютиным, не изменил в Мещерского лишь одного – того, что и приведет к ее смерти, этой легковерной убежденности, что вся жизнь – это игра. Так было раньше – с младшими классами, которые так ее любили, с подругами по гимназии, которые любили ее еще больше, – так будет и сейчас. Но теперь игра в любовь превратится в театр потеряв всю легеость. Вскружить голову неблагородному мужчине и обмануть его, в самый последний момент, уже на вокзальном перроне – что в это плохого? Кто не влюбляется и не дает клятв в семнадцать лет? Но офицер убивает Олю, одним выстрелом обрывая легкое дыхание ее жизни. Его поступок – бунт, и в чем-то равносилен самоубийству. Дело не в том, что он плебейского вида и некрасивый. Мещерская сыграла со всей его жизнью, подарив ему надежду на счастье, о котором он вряд ли смел и мечтать, и жестоко лишив его этой надежды – а вместе с ней и любого выносимого будущего.
Финал оставляет тяжелое впечатление. Мещерская, воплощавшая легкое дыхание, умирает; само дыхание оказывается развеянным, и неясно, когда оно воплотится снова. Смерть Оли несправедлива: она поплатилась за наитие,в которой не было злого умысла: только испорченный. Увы, Мещерская не успевает понять, что такое легкое дыхание, что становится очевидно в кульминационном диалоге с Субботиной. Ее смерть – это огромная потеря, и потому тяжелый и гладкий дубовый крест на ее могиле выглядит особенно символично. А сколько осталось в мире людей, полностью подчиненных внешнему миру и начисто лишенных внутренней легкости и искренности? Та же классная дама. Стань Оля Мещерская ее выдумкой при жизни, эта немолодая особа наверняка смогла бы изменить свою жизнь, и быть может даже стать счастливой, взращивая в душе капельку легкого дыхания, подаренного ей Олей.
На таких людях, как Мещерская, держится мир, хотя это и звучит пафосно. Легкое дыхание дает силы не только им, а поддерживает всю жизнь вокруг, заставляя других людей равняться на новый эталон. Однако легкое дыхание беззащитно, и если его наитие себя погубит, от него не останется ничего, кроме могильного креста и трагического порыва холодного ветра.
Данил Рудой – 2005
Главные герои и их характеристика
В рассказе “Легкое дыхание” Ивана Бунина встречаем несколько основных персонажей, каждый из которых обладает своей уникальной характеристикой, позволяющей нам лучше понять их.
Ольга Мещерская
Мне нравится1Не нравится
Ольга Мещерская, основной и самый раскрытый персонаж рассказа, обладает рядом уникальных черт
Писатель уделяет особое внимание внешности героини, описывая ее изящность, красоту, харизму и грацию. Она привлекает внимание своей привлекательностью и притягательностью
Однако, информация о внутреннем мире Оли Мещерской представлена в меньшей степени, поскольку автор делает акцент на ее откровенности и переменчивости. Однажды Оля прочитала в книге, что главным элементом очарования женщины является “легкое дыхание”. Она начала активно развивать эту особенность как внешне, так и внутренне. Однако не только ее вздохи поверхностны, но и ее мысли летают, словно бабочки. Именно поэтому она погибает в расцвете лет, словно нежный мотылек.
Алексей Михайлович Малютин
Мне нравится1Не нравится
Алексей Михайлович Малютин, 56-летний офицер и семейный друг Мещерских, обладает своей уникальной характеристикой. Он представляет собой красивого пожилого мужчину, обладающего обаянием и привлекательностью.
Однако, в ходе событий рассказа, Малютин оказывается в интимной ситуации с Олей Мещерской, оставшись с ней наедине в доме. В таком положении он не сдерживается и совращает девушку. Несмотря на то, что Оля изначально питала некоторое желание “стать женщиной”, она в конечном итоге испытывает отвращение к Малютину и откровенно признается в этом.
Позднее, Малютин погибает в русско-японской войне, в одну и ту же зиму вместе с главной героиней. Его судьба связана с трагическим развитием событий в рассказе и подчеркивает мгновенность и непостоянство жизни.
Казачий офицер
Мне нравится1Не нравится
Казачий офицер в рассказе представляет собой загадочного и мрачного персонажа, о котором известно мало. Его мотивы и намерения остаются неясными для читателя. Описывается он как некрасивый и небогатый мужчина, что создает контраст с яркой внешностью и привлекательностью главной героини.
Нюансы отношений между Казачим офицером и Олей Мещерской остаются за кадром, однако ясно, что офицер относился к их роману очень серьезно. Он так сильно влюбился в Олю, что не смог справиться с тем, что ее чувства не были взаимными. Это стало причиной конфликта и последующей смерти девушки.
Для Оли Мещерской их связь была скорее экспериментом или мимолетным увлечением, в то время как офицер стремился к более серьезным отношениям и свадьбе. Это различие в ожиданиях стало источником конфликта, который привел к трагическому финалу.
Начальница гимназии
Мне нравится1Не нравится
Начальница гимназии в рассказе представляет собой строгую и правильную женщину, которая осуждает ветреное поведение Оли Мещерской. Она придерживается своих собственных нравственных принципов и установок, и ее жизненные принципы кажутся совершенно противоположными непосредственности и откровенности Оли.
Несмотря на свою позицию власти по отношению к гимназистке, начальница гимназии оказывается обезоруженной перед Олей. Разговор между ними, хоть и недолгий, считается одним из наиболее запоминающихся моментов новеллы. Это происходит потому, что начальница гимназии оказывается неспособной сдержать или повлиять на свободу и откровенность Оли. Встреча этих двух персонажей выявляет противопоставление между строгостью и жизнерадостностью, стереотипами и непредсказуемостью.
Гимназист
Мне нравится1Не нравится
Гимназист, влюбленный в Олю, выделяется своей сильной привязанностью к ней, но одновременно неспособностью вынести ее изменчивое поведение. Подобно офицеру, он приходит к решению совершить убийство, но в отличие от офицера, его целью является не Оля, а он сам. В рассказе о нем сказано очень мало, только что он юн и значительно моложе других поклонников Оли.
Гимназист страдает от того, что Оля играет с ним и не принимает его серьезно. Он находится в сложной ситуации, где его чувства и желания не находят отклика у объекта его внимания. Эта невзаимность вызывает в нем страдание и отчаяние, приводя его к мысли о самоубийстве.
Главная идея рассказа «Лёгкое дыхание»
Исследователи давно пришли к выводу, что понять замысел автора помогает не столько внешний, сколько внутренний сюжет, наполненный психологическим, поэтическим и философским смыслами.
Героиня рассказа легкомысленна, но в хорошем смысле этого слова. Неосознанно она подвергается любовной связи с Малютиным, другом отца. Но разве в этом есть вина девушки, которая поверила взрослому человеку, говорившему о чувствах к ней, проявлявшему, как оказалось, показную доброту и казавшегося настоящим кавалером?
Оля Мещерская не похожа на всех остальных персонажей, противопоставлена им и в то же время одинока. Эпизод падения и отношений с Малютиным только обострил внутренний конфликт и протест героини.
Другие литературоведы полагают, что одна ошибка, т.е. порочная связь с Малютиным, не заставила девушку задуматься о случившемся. В результате чего, Ольга завела отношения с офицером, не имевшим «ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала», совершив вторую по счёту и уже роковую ошибку.
Рассмотрим эпизод прощания с офицером на вокзале с другого ракурса. Ольга отдала ему самое ценное и сокровенное – лист с записью из дневника. Что если она любила своего будущего убийцу и решила рассказать горькую правду о случившемся с ней. Правда, офицер воспринял это не как признание, а как насмешку, обман той, кто «поклялась быть его женой».
Этого рассказа позволяет сделать вывод о том, что он относится к жанру новеллы. Автору удалось передать в короткой форме историю жизни гимназистки Оли Мещерской, но не только ее. Согласно определению жанра, новелла в уникальном, малом, конкретном событии должна воссоздать всю жизнь героя, а через нее — жизнь общества. Иван Алексеевич посредством модернизма создает уникальный образ девушки, которая еще только грезит о настоящей любви.
Об этом чувстве писал не только Бунин («Легкое дыхание»). Анализ любви проводили, пожалуй, все великие поэты и писатели, очень разные по характеру и мировоззрению, поэтому в русской литературе представлено множество оттенков этого чувства. Открывая произведение очередного автора, мы всегда находим что-то новое. У Бунина тоже есть своя В его произведениях нередки трагические финалы, заканчивающиеся смертью одного из героев, но она скорее светла, чем глубоко трагична. С подобной концовкой мы сталкиваемся, дочитав «Легкое дыхание».
Дневник Оли Мещерской
Через месяц после признания Оли начальнице гимназии офицер Малютин стреляет в молодую девушку на платформе. На суде он заявил, что она соблазнила его и обещала стать ему женой. Но вдруг заявила, что не любила его, а разговоры о браке всего лишь насмешка над ним, и дала прочесть свой дневник, где о нем, о Малютине, было написано. Он прочел этот дневник и тут же на платформе выстрелил в нее.
Девушка писала в своем дневнике, что летом семья отдыхала в деревне. Родители и брат уехали в город. К отцу приехал его друг — казачий офицер Малютин — и очень огорчился, не застав своего приятеля. На улице только прошел дождь, и Ольга пригласила Малютина в гости. За чаем он много шутил и говорил, что влюблен в нее. Оля, немного уставшая, прилегла на тахту, Малютин начал целовать ее руку, затем губы, и Оля не могла понять, как все произошло. Но теперь она чувствует к нему сильное отвращение
«Легкое дыхание» жизни
Сущность героини в том, что она живет, а не просто исполняет роль в спектакле. В этом же и ее вина. Быть живым, не соблюдая при этом правил игры, — значит быть обреченным. Среда, в которой существует Мещерская, полностью лишена целостного, органического чувства прекрасного. Жизнь подчинена здесь строгим правилам, нарушение которых ведет к неизбежной расплате. Поэтому трагичной оказывается судьба Оли. Ее гибель закономерна, считает Бунин. «Легкое дыхание», однако, не умерло вместе с героиней, а растворилось в воздухе, наполнив его собою. В финале звучит таким образом мысль о бессмертии души.
ОЛЬГА МЕЩЕРСКАЯ — героиня рассказа И.А.Бунина «Легкое дыхание» (1916). Рассказ основан на материале газетной хроники: офицер застрелил гимназистку. В этом достаточно нерядовом происшествии Бунин уловил образ абсолютно естественной и раскованной юной женщины, рано и легко вступившей в мир взрослых. О.М. — шестнадцатилетняя девушка, о которой автор пишет, что «она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц». Дело отнюдь не в красоте, а во внутренней свободе, необычной и непривычной для человека ее возраста и пола. Обаяние образа заключается именно в том, что О.М. не думает о собственной жизни
Она живет в полную силу, без страха и осторожности. Сам Бунин сказал однажды: «Мы называем это утробностью, а я там назвал легким дыханием
Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть «легкое дыхание», «недумание»«. О.М. не обладает ни ленивым шармом взрослой женщины, ни человеческими талантами, у нее есть только эта не скованная приличиями свобода и легкость бытия, а еще — редкое для ее возраста человеческое достоинство, с которым она отметает все упреки директрисы и все слухи вокруг ее имени. О.М. — личность именно фактом своей жизни.
Психолог Л.С.Выготский особо выделял в рассказе любовные коллизии героини, подчеркивая, что именно это легкомыслие «свело ее с пути». К.Г.Паустовский утверждал, что «это не рассказ, а озарение, сама жизнь с ее трепетом и любовью, печальное и спокойное размышление писателя — эпитафия девичьей красоте». Кучеровский считал, что это не просто «эпитафия девичьей красоте», а эпитафия духовному «аристократизму» бытия, которому противостоит грубая сила «плебейства».
- — См. Мещёра…
Москва (энциклопедия)
- — МЕЩ́́ЕРСКАЯ Екатерина Николаевна, старшая дочь Н. М. Карамзина, с 1828 — жена кн. П. И. Мещерского…
Лермонтовская энциклопедия
- — Мещерская низменность М е щера, в центр, части Вост.-Европ. равнины…
Географическая энциклопедия
- — см….
Географическая энциклопедия
- — см….
Географическая энциклопедия
- — 1-я игум. и основательница Аносина Борисоглебского мон. Моск. еп., род. 18 февр 1774 г. пострижена 14 сент. 1823 г….
- — поэтесса 1860-1870 гг., р. 1841, дочь извест. заводч. С. И. Малькова…
Большая биографическая энциклопедия
-
Большая биографическая энциклопедия
-
Большая биографическая энциклопедия
- — сост. «Начала правописания» …
Большая биографическая энциклопедия
- — урожд. Всеволожская. сост. и перев. духов.-нравств. брошюр. деят. Библейск. общ., жена секунд-маиора, р. 19 ноября 1775, † 4 окт. 1848…
Большая биографическая энциклопедия
- — княгиня — писательница, урожденная Всеволожская. Принимала участие в составлении и переводе разных брошюр, печатавшихся в 20-х и 30-х годах библейским обществом и предназначенных для назидательного чтения…
Биографический словарь
- — писательница, была в 30-х годах председательницей дамских попечительских комитетов о тюрьмах в Петербурге…
- — поэтесса. Многие стихотворения ее остаются в рукописи, другие изданы отдельно за границей…
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- — писательница начала XIX в. Была ревностной сторонницей библейского общества и, с целью распространения его идей, написала, перевела и переделала много книжек и брошюр мистического и духовно-назидательного…
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- — Мещёрская н»…
Русский орфографический словарь
Выводы
- Бунин великолепно передает и описывает прекрасное чувство любви в своих произведениях, в том числе в рассказе “Лёгкое дыхание”. Он умело передает все оттенки и эмоции, которые сопровождают это чувство.
- Жанровая принадлежность рассказа – новелла. Бунин развивает увлекательный сюжет в коротком формате, описывая особенности жизни главных персонажей и представляя различные общественные группы.
- Рассказ отражает модернистские черты в своей композиции. Фрагментарное повествование, акцент на символизме и краткость сюжета соответствуют модернистским тенденциям того времени.
- Основная тема рассказа – любовь. Бунин изображает любовь через призму поступков и поведения главных персонажей. Однако он не стандартизирует любовь, а показывает ее разрушительную, губительную силу.
- В произведении присутствует проблематика баланса между страстями и приличиями, свободой и социальными ограничениями. Бунин поднимает вопросы о необходимости компромисса и гармонии между индивидуальными и общественными интересами.
- Характеристика главных героев рассказа позволяет лучше понять их мотивы и внутренний мир. Оля Мещерская представлена как свободная, жизнерадостная и непосредственная личность, в то время как другие персонажи ограничены нравоучениями и предрассудками.
В целом, рассказ “Лёгкое дыхание” Ивана Бунина является ярким примером его мастерства в описании темы любви и вопросов, связанных с индивидуальной свободой и социальными ограничениями. Это произведение призывает нас к честности в отношениях и принятию себя такими, какие мы есть, несмотря на ожидания общества.