Популярные сегодня темы
Подвиг – это, с одной стороны, очень просто… Нужно просто совершить нечто героическое! Как раз тот, кто совершил подвиг, становится героем. Это означает, рискнул своей жизнью, решился на то, что другие бы не смогли сделать.
Казалось бы, человек является самым разумным существом на планете. Кто-то даже скажет, что люди внесли в мир гармонию и сделали жизнь более благоприятной. Так ли это на самом деле?
Павел Константинович! Доброго времени суток. Спасибо Вам за письмо. Приятно, что вы интересуетесь нашей с маменькой жизнью. Нас с Вами, конечно, разделяют века… Хорошо, что Вы понимаете, что мне отсюда видней
Садко является главным героем былины Садко, который любит играть на гуслях и петь. Его пение является самым лучшим пением в округе, он есть самым что ни на есть талантом
Настоящий Мастер – именно так, с большой буквы — может обессмертить себя одним-единственным сотворенным им чудом; обессмертить себя, озадачить потомков и обогатить язык множеством волшебных, чарующих фраз, которые входят в его плоть и кровь, существуя как бы отдельно от романа.
Двадцатый век подарил нам многое…. В числе этого многого, а можно сказать, и главное, что он внес в историю — величайшие литературные произведения величайших авторов. Творений было много: драматические и сатирические, утопичные и реалистичные, исторические и фантастические…. Многие из них по праву вошли в золотой фонд мировой литературы..
Что хотел нам сказать автор?
А главное, как наше видение романа соприкасается с тем, что хотел сказать Булгаков?
«Ты нас породил, а мы тебе все пути преградим. Лежи, фантаст, с загражденными устами.
…Булгакову посчастливилось, что первой он встретил в своей жизни Тасю, Татьяну Николаевну, которая не раз спасала его от неминуемой гибели. Думаю, и она была по-своему счастлива с ним. После того как, они расстались с Михаилом Афанасьевичем, Тася вышла замуж за их общего знакомого, адвоката Кисельгофа, с которым прожила потом долгую жизнь.
И, наконец, Елена Сергеевна…
Рядом с Мастером всегда была его верная Маргарита, которая, как бы ее не звали в миру – Татьяна, Любовь или Елена, — всегда спасала его, поддерживала, любила.
Таким был М. А. Булгаков. Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему пришлось пройти через пристрастие к морфию (когда работал земским врачом), гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах – родном городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и вынужденное молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире. Анна Ахматова назвала Булгакова емко и просто – гением, и посвятила памяти его стихотворение:
Выбор героев
Роман Михаила Булгакова поднимает немало сложных тем, которые были и будут актуальны практически во все времена. Проблематика «Мастера и Маргариты» показана кратко в таблице:
Проблема | Какие персонажи участвуют |
Выбор | Понтий Пилат, Мастер, Маргарита и многие другие |
Нравственность | Понтий Пилат, Иуда из Кириафа |
Творчество | Мастер, Иван Бездомный, писатели МАССОЛИТа. |
Одиночество | Мастер, Понтий Пилат |
Любовь | Мастер, Маргарита |
Первая проблема, встречающаяся в романе — это проблема выбора. Каждый персонаж, живущий в Москве или в историческом произведении Мастера, стоит перед выбором. У каждого он свой. Даже эпизодические герои все время решают быть или не быть, брать или не брать. Казалось бы, мелкие подлые проявления, но мир все равно потихоньку погружается во тьму. Выбор главных героев влияет на сражение тьмы и света, от них зависят следующие важные пункты:
- Жизнь.
- Судьба.
- Благополучие.
- Смерть.
- Любовь.
Мастер отказывается от борьбы за свое детище, когда его роман с боольшим трудом публикуют, но он оказывается уничтоженным критиками. Дело всей его жизни провалилось, и, несмотря на все уговоры возлюбленной, он сдается перед непобедимой системой. Он оказывается в психбольнице, но и здесь он не теряет рассудок, а передает знания, опыт и мудрость молодому поэту Ивану Бездомному. Из больницы сосед Мастера выйдет уже другим человеком, неся добро и свет. Он тоже сделал свой выбор.
Маргарита — измученная тоской женщина. Она получает все, когда встречает Мастера. С этого момента ей приходится делать выбор. На бытовом уровне она выбирает между роскошными апартаментами и жалким жилищем, между изменой мужу и верностью. Выбор дается ей легко, потому что она влюблена и пользуется любым шансом быть с любимым человеком.
Главное испытание для Маргариты — это бал Сатаны. Стать королевой — не самое трудное дело. Ей предстояло выбрать: просить за себя или Фриду.
Проблема выбора Понтия Пилата — спасти собственную шкуру, казнив Иешуа, или сохранить жизнь философу и погубить себя. Именно здесь лицом к лицу сошлись добро и зло, свет и тьма, совесть и бесчестие. Прокурор оказался труслив, слаб и не смог сделать выбор по совести, поэтому он навсегда лишился покоя.
Смысл названия книги «Мастер и Маргарита»
Изначально книга называлась «Копыто инженера». Затем писатель придумал другое заглавие — «Черный маг». Окончательный вариант «Мастер и Маргарита» был утвержден в 1937 году.
Творчество и любовь. Эти два понятия связаны между собой, но между ними все же нельзя поставить знак равенства. Для Мастера Любовь стала подарком судьба. Именно она помогла ему подняться на новую ступень в своем творчестве. Единство Мастера и Маргариты в произведении неразрывно. И в заглавии книги прослеживается эта тесная связь. Творчество, талант, мастерство. Это то, что придает человеку силы, заставляет двигаться дальше. Но этот список можно продолжить. Любовь. Именно сильное светлое чувство между мужчиной и женщиной всегда побеждает. Эта взаимосвязь крайне важна. Ее не могут разорвать ни нечистые силы, ни чиновники. Человек, повстречавший свою вторую половинку, обретает огромную силу. Его уже не сломить, не вывести из душевного равновесия
Поэтому крайне важно, чтобы рядом находился близкий человек, на которого можно было бы положиться в сложной ситуации
Материалы для вступления
- Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых интересных явлений не только в русской, но и в мировой литературе. В произведении органично сплетается множество сюжетных линий, пластов повествования. Проблемы, которые затрагиваются в романе, — вечные. Это творец и общество, свет и тьма, свобода и рабство. Но одной из главных становится проблема взаимоотношений личности и власти в современной писателю России, которую можно рассмотреть на примере судьбы Мастера и его возлюбленной Маргариты.
- Писатели XX века нередко задавались вопросами, касающимися взаимоотношения человека и окружающего мира, личности и власти и т.д. И это неудивительно, ведь в мире, в котором политические системы сменяли одна другую очень быстро, когда мир охватывали войны, а многие люди подвергались репрессиям и гонениям, вопросы о том, как человеку выжить в этом мире, как правильно взаимодействовать с властью были особенно актуальны. Одним из самых ярких произведений, посвященных этой проблеме, является роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, официально увидевший свет только в восьмидесятые годы XX века, является одним из самых ярких произведений русской и мировой литературы двадцатого столетия. В этом уникальном романе удивительным образом переплетаются прошлое и настоящее, вечное и земное, свет и тьма. Через призму этих понятий автор рассказывает читателям о темах, которые он считал особенно актуальными. Среди них выделяется проблема взаимодействия человека и власти, которая показывается на примере Москвы двадцатых годов XX века и Ершалаима I века нашей эры.
История создания книги «Мастер и Маргарита»
Михаил Афанасьевич Булгаков начал работу над произведением «Мастер и Маргарита» в декабре 1928 года. До самой своей смерти автор вносил правки в роман. Эта книга считается незавершенной. Уже после смерти своего супруга Елена Сергеевна собирала воедино его черновые рукописи. Первый вариант произведения М. Булгаков уничтожил в 1930 году. В этой версии, состоящей всего из 160 страниц, не было Мастера и Маргариты. Автор сжег этот роман, так как эта редакция не была допущена к изданию. Однако часть первой версии романа все же уцелела. И в 1932 году Михаил Афанасьевич вновь приступил к работе над произведением. Второй вариант сильно отличался от первой редакции, в нем появились новые действующие лица. Основательно писатель занялся книгой лишь спустя два года.
В 1940 году здоровье автора заметно пошатнулось. М. Булгаков все дни проводил в постели, но это не мешало ему продолжать работу над рукописью. Вдова писателя отмечала, что в конце зимы 1940 году писатель уже практически не мог диктовать. Но он как и прежде старался редактировать свое творение.
Сочинение Проблемы романа Мастер и Маргарита Булгакова
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимает несколько сложных тем, актуальных во все времена. Эта книга будет иметь ценность в любой век, так как посвящена вечным проблемам.
Одной из них является противоборство Добра и Зла. Какая сила одержит в конце концов победу? Автор приходит к выводу, что обе силы уравновешивают друг друга, а к какой стороне пойти, выбирает человек. Зло в романе олицетворяет образ Воланда и его свиты. При этом они не являются абсолютным злом. Они предоставляют людям выбор, поэтому справедливы. Добро выражено в образе Иешуа. Этот персонаж вовсе отрицает, что есть злые люди. Также перед выбором добра или зла стоит Понтий Пилат. Он мечется между справедливостью и карьерой, выбрав последнее. За свой выбор он получил заслуженное наказание.
Второй важной проблемой, поднимаемой автором, является тема истинного и ложного искусства. Члены МАССОЛИТа пишут лишь то, что нужно партии
Их произведения не поднимают важные и серьезные, возвышенные темы. Они озабочены лишь своими материальными потребностями. Истинным творцом в романе является Мастер, который противостоит графоманам МАССОЛИТа. Он пишет книгу про Иисуса Христа, где есть и добро, и справедливость, и борьба, и любовь. Произведение не может быть понято современниками, поэтому отвергается. Берлиоз, один из членов МАССОЛИТа, попадает под трамвай. Этот эпизод выражает наказание ложному искусству, а также подчеркивает отношение автора к нему. Михаил Булгаков не одобряет такого искусства, хочет с ним бороться.
Третьей важной проблемой является тема истинной и ложной любви. Во времена, описываемые автором, были распространены гражданские браки, браки по расчету
В современном ему мире Михаил Булгаков увидел, что любовь уходит на последний план. Намного важнее положение в обществе и связи. Ему, как писателю, больно это слышать, поэтому в своем произведении автор вводит любовную линию между Мастером и Маргаритой. Это чистая, возвышенная, нежная, самоотверженная любовь. Маргарита идет на договор с Воландом. В классических формах договора с Дьяволом (именно его олицетворяет Воланд) сторона зла обманывает того, с кем подписывает договор. Однако, здесь такого не произошло. Воланд обеспечивает Маргарите счастье и покой со своим возлюбленным.
Все эти темы смотрятся особенно остро на фоне исторических событий времени, в котором жил автор. В романе «Мастер и Маргарита» писатель не одобряет советскую идеологию. Он замечает, как она пагубно влияет на душу. Это и обостряет противоречия, описываемые автором.
В романе «Мастер и Маргарита» поднято множество проблем, которые всегда останутся ценными и важными для любого человека вне зависимости от его возраста, места жительства, места работы, окружения.
Ценность настоящего искусства
Все члены МАССОЛИТа представлены Булгаковым как бесталанные люди, заботящиеся только о своем достатке и набивании желудка. Они пишут на заказ, лишь о том, о чем нужно партии. Берлиоз как предводитель этой «шайки» оказывается под трамваем, расплатившись за всех своих подопечных и продажность своего творчества. Его уже не исправить, поэтому его жизнь прекращается под трамваем. Второй стороной выступает Мастер. Это настоящий талант, который в своем произведении поднимает истинные и глубокие темы. Этот гений отвергается членами МАССОЛИТа, не понятый и принятый из-за их ограниченности. Понимают и по достоинству оценивают его произведение лишь высшие силы и Маргарита, а современники слишком заняты обслуживанием времени, чтобы разглядеть талант. Но «рукописи не горят», и настоящее искусство имеет свое место в мире под защитой высших сил. Мостиком между искусством и бездарностью служит талантливый писатель, который еще имеет возможность не потерять свой талант, не прогнуться под заказ времени. Это Иван Бездомный. В итоге он оказывается в псих больнице, все же имея шанс исправиться и раскрыть свой настоящий талант.
Статья по литературе » вечные темы в романе булгакова « мастер и маргарита».
Вечные темы в романе Булгакова « Мастер и Маргарита».
Мирошниченко О.В.
В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера.
Важнейшей темой в произведении является вопрос ценности истинного искусства, истинного творчества. В самом начале романа Булгаков знакомит нас с двумя героями, представителями «пишущей братии», один из которых является председателем правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, а другой — поэтом, печатающимся в этом журнале.
Автор отчетливо показывает нам узость, глупость, ограниченность Берлиоза. Его уже не переделать, поэтому он погибает под колесами трамвая. Иван Бездомный во всем ему поддакивает, но у него еще есть шанс переосмыслить свою жизнь, поэтому он просто попадает в клинику для душевнобольных.
Там и происходит его перерождение. Но, к сожалению, Бездомный является «милым исключением» среди всей этой шайки продажных «писак». Недаром в дальнейшем эти люди будут главными гонителями гения, написавшего высокохудожественный шедевр, посвященный Понтию Пилату.
Для автора эта проблема была особо болезненна, и не случайно многие литературоведы угадывают под маской Мастера самого Булгакова. Для раскрытия темы творчества автор показывает нам членов МАССОЛИТа, заботящихся только лишь о набивании своего желудка.
Мастер — гений, которого по достоинству смогли оценить лишь потусторонние силы. И еще один человек. Та, которая любила его еще задолго до встречи.
В Маргарите воплощен идеал «настоящей, верной, вечной любви». Мы знаем, что до встречи с Мастером эта женщина была замужем, понимаем, что она изменяла мужу, но не можем ее судить. Я считаю, что в настоящей любви она была (в понимании Булгакова) по-настоящему нравственна, пошла за возлюбленным к самому Сатане.
Судьбоносная встреча Мастера и Маргариты была подобна молнии. Жизнь, за которую «многие женщины отдали бы все, что угодно», кажется Маргарите настолько пустой, что однажды весной она выходит с желтыми цветами, чтобы найти того, кого любила «давным-давно».
Мастер не выдерживает травли и желает уйти от жизни, спрятавшись в клинике для душевнобольных. Но Маргарита остается ему верна. Ее любовь способна сокрушить все преграды. С помощью ее образа Булгаков раскрыл тему истинной преданности.
Тема
«Мастер и Маргарита» является сложным и невероятно многогранным литературным произведением, в котором автором было представлено на суд читателя множество различных тем: любви, религии, греховной сущности человека, предательства. Но, по сути, все они являются лишь частями сложной мозаики, искусным обрамлением главной темы
— вечного противостояния добра и зла. При этом каждая тема привязана к своим героям и переплетается с другими персонажами романа.
Центральной темой
романа, безусловно, служит тема всепоглощающей, всепрощающей любви Мастера и Маргариты, которая способна пережить все трудности и испытания. Внедрив этих персонажей, Булгаков невероятно обогатил свое произведение, придал ему совершенно иной, более земной и понятный читателю смысл.
Не менее важной в романе является проблема выбора
, которая особенно красочно показана на примере взаимоотношений Понтия Пилата и Иешуа. По мнению автора, самым страшным пороком является трусость, ставшая причиной гибели невиновного проповедника и пожизненным наказанием для Пилата
В «Мастере и Маргарите» писателем ярко и убедительно показана проблематика человеческих пороков
, которые не зависят ни от вероисповедания, ни от социального статуса или временной эпохи. На протяжении всего романа главным персонажам приходится сталкиваться с нравственными вопросами, выбирать для себя тот или иной путь.
Основной мыслью
произведения является гармоничное взаимодействие сил добра и зла. Борьба между ними столь же стара, как и мир, и будет продолжаться до тех пор, пока будут живы люди. Добро не может существовать без зла, равно как и существование зла невозможно без добра. Идеей вечного противостояния этих сил пронизано все произведение писателя, который видит главную задачу человека в выборе правильного пути.
Жалкий человеческий быт
Проблематика романа «Мастер и Маргарита» включает и другие важные моменты, из которых при изучении произведения можно составить таблицу. Они относятся к человеческим порокам и мнимым ценностям, навязанных обществу. Всё это хорошо видно в той части, где так называемый иностранный фокусник (тот же самый незнакомец) приглашал всех на своё представление. Со своими помощниками он преподал очередной урок зрителям, нравственность и духовное развитие которых оставляет желать лучшего.
Будучи представителем тёмной силы и обладая способностью к сверхъестественным действиям, он по щелчку пальцев организовал на сцене подобие дамского магазина, где все желающие женщины могли бесплатно обменять свою одежду на новую. Желающих оказалось достаточно, женщины все до одной отдались этому соблазну. Примечательно и то, что здесь автор косвенно затронул принцип толпы и её мышление. У женской части зрителей тут же упала завеса сомнения, стоило только одной даме проявить смелость и выйти на сцену, облачившись в красивое платье.
В этой сцене автор обнажил некоторые отрицательные качества, которые могут быть в людях. К ним относятся следующие пункты:
- алчность,
- зависимость от вещей,
- жестокость,
- жажда лёгкой наживы,
- трусость.
В анонсе другого номера заявлялось, что будет фокус с отсечением головы живого человека. Это было объявлено после того, как желающий зритель уже вышел на сцену. Такое предложение было сделано Клетчатым в пенсне, поскольку человек уже успел в чём-то провиниться и заслужить неблагосклонность зрителей. Ему ничего не оставалось, как принять участие в фокусе.
Для начала помощники незнакомца спросили у толпы, согласна ли она на такое. Все выразили согласие. Обещание было выполнено — голова человека «слетела» от ловкого удара кота Бегемота.
Для пущей эффектности Клетчатый схватил за волосы отсечённую голову и выставил напоказ зрителям. Тем не менее человек был жив и открыл глаза. Все успели только ахнуть и после вопроса Клетчатого, пощадить или нет виновного, начали выкрикивать «Пощадить!». Из этого хорошо видно, какое место в жизни людей занимает безрассудная жестокость. Очень часто в современном мире судят ни в чём не повинных людей, тем самым губя их жизнь. Кроме того, здесь говорится о факторе необдуманных поступков, которые приводят к трагичным последствиям.
Злая шутка
Незнакомец затеял номер с женщинами отнюдь не потому, что хотел угодить их желаниям. Впоследствии они все были наказаны тем, что, выйдя из зала, вдруг потеряли своё новоприобретённое облачение и остались «в чём мать родила».
Была также и другая поучительная проделка этих артистов. После показа карточного фокуса все карты вдруг превратились в купюры — рублёвые, червонцы. Не веря глазам, все жадно стали собирать деньги и набивать ими карманы после того, как проверили их подлинность.
Но расплатиться ими не удалось. Все люди, собиравшие лёгкие деньги, оказались в неприятной ситуации, когда вместо купюр у них в бумажнике появились высохшие листья. Этот пример очень хорошо показывает судьбу воров и так называемых халявщиков. Деньги, которые достались человеку слишком легко, так же легко уйдут от него. Воры в этом плане остаются даже в минусе, поскольку теряют и легко нажитое, и своё, тем самым заплатив за такое поведение двойную цену.
Справедливое зло
В произведении тема денег поднимается и описывается особенно остро, что придаёт ему ещё больше актуальности. Отмечаются случаи, когда человек не побрезгует переступить через нравственные понятия и совесть ради их заработка и приумножения. Все эти мелкие души методично подвергались расправе со стороны незнакомца и его команды. Особенность романа Булгакова в том, что тёмную силу он вселил в тело в благодетеля, наделив его правом вершить суд и справедливость в обществе.
Это действительно так, ведь всё зависит от людей. Они выбирают, жить им в благодетельной плоскости и делать добро или продать свою душу низшим качествам. Выбирая второй путь, они получают соответствующее наказание за свои действия. Стоит сделать вывод, что человек не столь бесправен в этом мире и имеет некоторую долю свободы. Он может решить, в каком ключе ему жить, а уж из этого будет вытекать его дальнейшая судьба, соразмерная тому, какие он выбрал для себя ценности.
О чем книга «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
Двое московских литераторов решили прогуляться в районе Патриарших прудов. Но неожиданно Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный встретили персонажа, которого приняли за иностранца. Герои произведения еще не догадывались, что перед ними сам Воланд, являющийся дьяволом. Но в Москву он прибыл не один, а со своей верной свитой. Персонаж ведет странные разговоры и даже предупреждает Берлиоза, что скоро его ждет страшная смерть.
Спустя время Воланд оказывается в «нехорошей квартире». Дьявол вместе со своими помощниками проводят в столице несколько розыгрышей и даже мистификаций. Им даже удается провести сеанс черной магии. Поэт Иван Бездомный после встречи с сатаной и его свитой и вовсе угодил в психиатрическую лечебницу.
Именно в этой больнице персонаж впервые увидел Мастера, который и поведал ему историю его произведения о Понтии Пилате. Однако герой романа так и не смог добиться, чтобы его рукопись была опубликована. Не выдержав давления со стороны окружающих, Мастер стал пациентом психиатрической больницы. Маргарита являлась тайной женой персонажа. Исчезновение возлюбленного стало для бездетной тридцатилетней женщины настоящим ударом.
Борьба добра и зла
Все мы привыкли разделять зло и добро как две силы, управляющие человеком. В религии есть Бог, который выступает на стороне добра и Дьявол, или Сатана, который считается символом зла. Булгаков привлекает в своем произведении и того и другого. Но вот понятия «зло» и «добро» автор видит несколько иначе. Он пытается донести до читателя, что эти силы уравновешивают друг друга, а быть добрым или злым решает только сам человек. Воланд и его свита, казалось бы, несут зло, представляя собой Дьявола и его отряд. Но в романе они скорее являются воплощением справедливости, лишь наказывая людей за их проступки, предоставляя им выбор, а не склоняя на свою сторону. Бог представлен в романе в виде персонажа по имени Иешуа. Он является воплощением Иисуса.
Мастер в своем романе описывает его как обычного человека с философскими идеями и нестандартным взглядом на жизнь. Он принимает всех людей и утверждает, что злых не существует – существуют обиженные. В качестве судьи выступает Понтий Пилат. Ему предстоит сделать сложный выбор между правдой и карьерой. Он выбирает последнее, за что и оказывается наказан на веки. В одной из бесед Воланд задает интересный вопрос: «…что было бы твое добро, если бы не существовало зла?». В этом выражается мысль Булгакова о противоборстве этих двух сил.
Популярные сегодня темы
-
Серебрякова Зинаида Евгеньевна очень любила изображать в своих работах свою семью. Именно от просмотра таких картин, сердце наполняется радостью и любовью.
-
Л.Н. Толстой назвал свой рассказ «После бала» так как чувства, мировоззрение, отношение к миру главного героя Ивана Васильевича поменялись после одного бала. Ведь все было иначе, если бы не один случай.
-
Описываемые события романа актуальны и по сей день. В центре события оказывается Петр Гринев, который должен по ходу событий перестать быть юношей. Его взросление обусловлено жизненными обстоятельствами, которые изменяют его полностью
-
Рассказ В.П. Астафьева «Последний поклон» является автобиографичным. В нем затрагиваются две животрепещущие темы для автора – деревенская жизнь и война. В повести мы следим за судьбой мальчика – сироты, оставшегося у бабушки на попечении.
-
Любовь не всегда приносит счастье влюблённым, особенно когда вмешиваются другие люди. Пусть и близкие родственники. И особенно, когда сильны предрассудки и родовая честь.
Вариант 2
Роман Мастер и Маргарита Михаила Булгакова – это произведение, которое затрагивает многие вечные проблемы, которые актуальны и по сей день. Одной из таких проблем является проблема добра и зла. В романе Мастер и Маргарита автор показывает, что добро и зло не всегда являются противоположностями. Иногда добро может принести боль и страдания, а зло – наоборот, помочь людям. Например, в романе Мастер и Маргарита Маргарита помогает Мастеру, который находится в тюрьме, и это считается злом в глазах общества, но на самом деле это добро, потому что она помогает человеку, который нуждается в помощи.
Еще одной вечной проблемой, затронутой в романе, является проблема свободы и ответственности. Автор показывает, что каждый человек несет ответственность за свои поступки и должен быть свободен в выборе своего пути. Однако, свобода не должна приводить к нарушению прав других людей. В романе Мастер и Маргарита Мастер выбрал свой путь, который привел его в тюрьму, но он несет ответственность за свои поступки и готов принять любые последствия.
Также в романе Мастер и Маргарита затронута проблема веры и религии. Автор показывает, что вера может быть разной, но она всегда должна быть основана на духовности и морали. Религия не должна стать орудием власти и приводить к насилию над людьми. В романе Мастер и Маргарита показано, как религия может быть использована властью для подавления свободы и прав человека.
Еще одной вечной проблемой, затронутой в романе, является проблема любви и предательства. Автор показывает, что любовь может быть сильной и прекрасной, но она также может привести к предательству и измене. Любовь не должна стать оправданием для неправильных поступков. В романе Мастер и Маргарита показано, как любовь может привести к измене и предательству, как это произошло с Мастером и его возлюбленной.
Наконец, в романе Мастер и Маргарита затронута проблема власти и коррупции. Автор показывает, что власть может быть злоупотреблена и привести к коррупции и насилию. Власть должна быть основана на справедливости и законности, а не на личных интересах и желаниях. В романе Мастер и Маргарита показано, как власть может быть злоупотреблена, как это произошло с Понтием Пилатом, который приговорил Иешуа к смерти, несмотря на то, что он знал о его невиновности.
Таким образом, роман Мастер и Маргарита Михаила Булгакова затрагивает многие вечные проблемы, которые актуальны и по сей день. Он показывает, что добро и зло не всегда являются противоположностями, каждый человек несет ответственность за свои поступки и должен быть свободен в выборе своего пути, вера должна быть основана на духовности и морали, любовь не должна стать оправданием для неправильных поступков, а власть должна быть основана на справедливости и законности.
Любовь в романе
Мастер был одинок и знакомых почти не имел. Однажды, выиграв по облигации большие деньги, он снял подвальные комнаты в небольшом доме, приобрел книги и начал творить. Позже произошел случай «гораздо более восхитительный», чем выигрыш — писатель встретил женщину, красивую, с одиночеством в глазах, и его жизнь стала полной. Женщина была хорошо обеспечена и совершенно благополучна по мнению окружающего общества. Булгаков восклицал: «Боги, боги мой! Что же нужно было этой женщине». Но в душе она была одинока и несчастлива — любви в ее жизни не было. Смысл пришел в жизнь Маргариты вместе с писателем.
Любовь сделала героев другими людьми. Они поняли, что сама судьба свела их и созданы они друг для друга. Любовь поразила их мгновенно, как «молния, как поражает финский нож». Новая возлюбленная стала вдохновлять Мастера писать великий роман. Маргарита приняла его интересы как свои, обрела счастье, став «тайной женой». Они начали жить, будто до этого любви не было.
На их долю выпало немало испытаний, но ни расставание, ни безвестность о судьбе не погасили любовь. Наоборот, трудности сподвигли их на отчаянную борьбу. Отстаивая любовь, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не был виноват в том, что она встретила писателя. Она пошла на сделку с дьяволом и была королевой на балу.
Одиночество персонажей
Булгаков глубоко осмысливает проблему одиночества. Ведь почти все главные герои одиноки или были таковыми. Одиночество Мастера — творческое. Его роман, труд всей жизни общество принять не хочет. Более того, критики уничтожают его. Люди в МАССОЛИТе заняты удовлетворением мелочных потребностей, они не борются со своими слабостями и легко поддаются искушениям. Неудивительно, что такая личность, как Мастер, чувствует себя одиноко и не находит понимания.
Мастер немного повторяет путь Иешуа, который тоже был отвергнут людьми. Но, в отличие от писателя, он не чувствует себя одиноким, он знает, что Бог всегда с ним. Он борется за свои убеждения и даже отдает за них свою жизнь.
Понтий Пилат, казалось бы, имеет все: деньги, власть и славу, но уже с первых строк читатель замечает томление его души. Ершалаим он не любит, у него постоянно болит голова. Единственная его радость — пес Банга. Иешуа избавляет его от боли, прокурор хочет его отпустить, но выясняется, что философ виновен в преступлении против власти. По закону прокурор обязан распять преступника.
Одиночества Пилата — это не только его близость к пониманию истины, но и наказание. Наказание за то, что он переступил закон высший, исполнив ершалаимский. Пилат возвысился над толпой, но не обрел свободу и потерял путь к Богу.
Таким образом, автор затронул философские вечные темы в романе «Мастер и Маргарита», аргументы:
- Выбора.
- Творчества.
- Нравственности.
- Любви.
- Одиночества.
Эти основные темы никогда не потеряют актуальность, так что роман был обречен стать классикой литературы.
Вопросы по проблематике романа «Мастера и Маргариты» можно встретить на ЕГЭ, в школах часто пишут сочинения и доклады.