Садко (новгородский богатырь)

Краткое содержание былины «Садко» подробно

Садко бедный музыкант, проживающий в Новгороде. Каждый день Садко играет то на одном пиру, то на другом.

Не приглашают гусляра три дня подряд на пир. Музыканту стало скучно, и тогда пошёл он к Ильмень-озеру, сел на бел-горюч камень и заиграл на гуслях.

Но вдруг вода всколыхнулась. Садко, недолго думая, ушёл прочь. Так трижды ходил он к озеру.

На последний раз вышел из воды Морской царь. Владыке пришлась по душе игра Садко, что решил он наградить музыканта.

Предложил он Садко спор завязать с купцами на рыбу – золоты перья, что обитает в Ильмень-озере.

Возвратившись в город, Садко был приглашён на пир. Как напоили гусляра, так он и начал хвалиться, что в Ильмень-озере рыба — золоты перья плавает.

Видя, что торговцы не верят словам его, заложил свою голову Садко по совету владыки Морского, а купцы свои товарные лавки на кон поставили.

Сдержал свое слово царь – позволил поймать неводом шелковым трех рыб – золоты перья.

Так бедный гусляр стал богатым купцом.

Вскоре Садко пригласил к себе на пир тех самых купцов. Они наелись, напились, стали хвастаться и спрашивают у Садко, чем же он похвастает.

Купец ответил, что у него такая бессчётная казна, он запросто сможет купить на неё все товары в Новгороде.

Не успел он опомниться, как скупал каждый день все новгородские товары, но потерпел неудачу, невозможно было скупить все в Новгороде. Поиграв спор, на последние деньги Садко приобрёл корабли и отправился со своей дружиною в заморские страны торговать купленными товарами.

Подав все купленное, вернул Садко свое богатство в двойном размере. Герои поплыли в обратном направлении, как разразился шторм, тогда Садко решил задобрить Морского царя, велел своей дружине кинуть в море бочку серебра, но шторм не утих, затем бочку золота, но буря становилась сильнее.

Тогда Садко понял, что Морской царь требует живого человека, стали они кидать жребий. Выбор пал на Садко.

Отписав в завещании все свое добро церквям, молодой жене, нищим и дружине, гусляр отправился к Морскому владыке.

Обрадованный появлением Садко царь приказал ему на гусельках яровчатых сыграть. Долго Садко играл, а царь всё пляшет не унимается, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.

Испугался народ, стал молиться Миколе Можайскому. Услышав мольбы, Микола идёт на помощь к Садко. Советует старец купцу, гусли сломать и сказать, мол не на чем теперь играть, и если царь в награду попросит взять кого-то из девиц в жёны, то надо первые три сотни пропустить, а самую последнюю, Чернавушку, в жёны взять, после чего гусляр сможет вернуться домой.

Последовав указаниям старца, Садко ломает свой инструмент и говорит царю, мол не на чём теперь играть. Предложил тогда Морской владыка гусляру жениться в море на одной из девушек. Пропустил гусляр три сотни девиц и выбрал последнюю себе в жены — Чернавушку.

После свадьбы, как и говорил старец, Садко заснул и проснулся в своём родном городе. Убитая горем дружина, радостно и с удивлением встречает Садко, живого и здорового, а обрадованная возвращению мужа жена нежно целует его.

Не стал больше Садко плавать по морю, а в благодарность за спасение возвел церковь Миколе Можайскому.

«Садко»: краткое содержание

Главным героем произведения выступает бедный гусляр, зарабатывающий себе на жизнь игрой на гуслях. Его часто приглашают устраивавшие застолье богатые торговцы. Однажды в течение девяти дней парня не зовут ни на один пир. Его гордость задета, но он старается никому не показывать своей обиды.

Садко идет к озеру, на берегу которого начинает играть на любимых яровчатых гуслях. От его самозабвенной игры вода начинает «волноваться». Но гусляр не придает этому особого значения.

Проходит время, и парня опять не приглашают на гулянки. Он опять отправляется к озеру, на берегу которого отдается музыке. От звуков гуслей вода опять начинает бурлить.

На третий приход Садко к водоему происходит чудо. К нему из пучины морской выходит подводный царь, которому очень понравилась игра на гуслях.

Царь желает отблагодарить гусляра и предлагает ему поспорить с местными купцами: если Садко сможет поймать золотых рыб, то они отдадут ему лавки с дорогими товарами. Гусляр так и делает. На следующий день трое торговцев соглашаются поучаствовать в споре. Подводный царь подбрасывает парню в невод золотых рыбок, и тот выходит победителем. Купцы отдают ему три лавки.

Содержание «Садко»
далее повествует о том, как главный герой закатывает большой пир и приглашает на него новгородских купцов. Подвыпив, гости начинают хвалиться друг перед другом: у одного жена молодая, у другого казна большая, а у третьего конь удалой. Один Садко молчал. Заметив это, купцы поинтересовались, чем же может он похвастаться. На что гусляр гордо сообщает купцам, что сможет скупить все товары в Нижнем Новгороде. Такое заявление смутило всех присутствующих, и они бьются с ним об заклад: если он проиграет в споре, то отдаст торговцам 30 тыс. рублей.

Как не пытался наш удалой герой скупить все новгородские товары, ничего у него не вышло. Это преподнесло молодому человеку хороший урок. Он отдает купцам 30 тыс. рублей, а на оставшиеся деньги строит корабли и решает отправиться в плавание.

Доплыв до Золотой Орды, он выгодно продает весь скупленный в Нижнем Новгороде товар, от чего его капитал существенно увеличивается. Наполнив бочки золотом и серебром, парень направляется домой.

На обратном пути понимается страшный шторм. Это дело рук подводного царя, которому Садко давно не платил дани. Брошенные в море бочки с серебром и золотом не удовлетворили царя, ему нужна человеческая голова.

Садко садится плот и остается в море, а его дружинники целыми и невредимыми возвращаются в Нижний Новгород. Попав в подводное царствие, гусляр по приказу царя три дня кряду играет на гуслях, а государь танцует. Из-за плясок на море происходят сильные штормы и погибают люди.

К Садко приходит святой Микола Можайский и просит прекратить играть, на что парень отвечает, что не вправе ослушаться царя. Тогда Микола советует ему порвать струны на гуслях. Парень так и делает.

Повеселившийся на славу царь предлагает Садко взять в жены одну из его дочерей. Парень по совету святого оставляет свой выбор на Чернавушке. Проснувшись на следующее утро, гусляр оказывается дома. В благодарность он строит собор Святому Миколе Можайскому.

Сюжет «Садко» в русской культуре

К сюжету о Садко и мотивам былины неоднократно обращались авторы разных эпох, представляющие различные виды искусства. Ниже приведены некоторые примеры.

В литературе

Стихотворение «Садко» есть в творческом наследии русского поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого. Это авторская интерпретация сюжета о Садко и Водяном царе. Поэтическое произведение написано в 1871–1872 годах.

Одноименную сказку по мотивам былины написал Александр Николаевич Нечаев — русский сказочник и ученый-фольклорист. Произведение представляет собой достаточно близкий к оригиналу вольный пересказ, он немного отличается от классического былинного сюжета.  Одним из важных героев сказки Нечаева является Водяной — хозяин Ильмень-озера, которого нет в фольклорных текстах. При этом мотив, связанный с Николаем Чудотворцем, в сказке отсутствует. На некоторых ресурсах текст сказки Нечаева преподносится в качестве самой былины.

Театр и музыка

Театральное и музыкальное искусство переплетаются в жанре оперы. Классикой отечественной академической музыки стало произведение Николая Андреевича Римского-Корсакова, по мотивам новгородской былины о Садко. Опера «Садко» создавалась композитором в 1880-х – 1890-х годах. Первая постановка состоялась в 1887. Либретто, так в опере называется текстовая и сюжетная составляющая произведения, было написано совместно Римским-Корсаковым и Владимиром Бельским.

В современную эпоху популярен такой музыкально-театральный жанр, как мюзикл. На основе былин о Садко создано несколько мюзиклов.  В московском «Фольклорном центре под руководством Людмилы Рюминой» представлен авторский спектакль известного музыканта, актера и композитора Глеба Матвейчука.

Кинематограф и мультипликация

В советском кинематографе сюжет о Садко был воплощен ещё в 1952 году в музыкальном фильме-сказке режиссера Александра Птушко по сценарию Константина Нечаева. Первоисточником для фильма считается не столько само былинное сказание, сколько одноименная опера. В кино используются фрагменты произведения Римского-Корсакова.

Не так давно отечественные мультипликаторы представили полнометражный анимационный фильм «Садко». Он позиционируется как экранизация былины. Мультфильм Сергея Волкова и Виталия Мухамедзянова вышел на экраны в 2018 году.

Скачать обзор:

Общее описание жизни в Древнем Новгороде

Древний Новгород был одним из крупнейших городов Русской земли. Расположенный на пересечении торговых путей, Новгород был центром торговли и культуры.

Жители Новгорода занимались рыболовством, охотой, земледелием и ремеслами. Быт горожан был достаточно простым. В основном, они жили в деревянных домах, которые могли иметь два или три этажа.

В Новгороде развивалось ремесло и торговля. Многие горожане занимались ремеслом, создавая изделия из кожи, металла, камня и дерева. Кроме того, Новгород был центром ремесел, связанных с рыболовством, охотой и земледелием.

Новгород был также известен своей культурой и образованием. В городе существовало несколько книжных магазинов, благодаря которым горожане имели доступ к книгам и манускриптам. Кроме того, Новгород был известен своими церквями и монастырями, где велись образовательные и культурные мероприятия.

Бытие в Древнем Новгороде было достаточно тяжелым. Жители сталкивались с непогодой, голодом и эпидемиями, но, несмотря на это, они сохраняли свою веру и жизнерадостность.

Обсуждение исторической достоверности былины «Садко»

Былина «Садко» является одной из наиболее известных русских былин, и она рассказывает о жизни и приключениях легендарного Садко — купца и гуслара из Новгорода. В былине описывается, как Садко отправляется в плавание на Белое море, где он устанавливает контакт с морской царицей и золотой рыбкой.

Однако, существует мнение, что былина «Садко» не является исторически достоверной. Некоторые историки указывают на отсутствие живых свидетельств о такой личности, как Садко, и на то, что в исторических хрониках нет упоминаний о таком плавании на Белое море.

С другой стороны, есть те, кто полагает, что былина «Садко» может содержать некоторые элементы реальной истории. Например, описания торговли Новгорода с другими городами могут быть достоверными. Кроме того, морские плавания того времени действительно были опасными, и не исключено, что рыбаки из Новгорода могли отправляться в такие плавания.

Несмотря на неопределенность относительно исторической достоверности былины «Садко», она продолжает быть популярной среди читателей и зрителей. Однако следует помнить, что былины — это не исторические материалы, а произведения литературы и народного творчества, которые могли быть созданы для развлечения или морализации.

Особенности личности Садко

В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.

Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.

Цитаты

Садко — молодой гусляр из Великого Новгорода, герой былин с мифологическими чертами, разбогатевший при помощи морского царя. Бытует мнение, что прообразом этого героя является известный новгородский купец Сотко Сытинич, который построил церковь в благодарность за спасение на море. По сюжету былины Садко затеял спор с другими купцами о том, что он сможет скупить все товары города и при этом все еще остаться богатым. Спор этот был проигран и гусляр обязался выплатить купцам тридцать тысяч. После этого Садко построил тридцать кораблей и со скупленным добром отправился в морское путешествие. С большой выгодой распродав новгородские товары в заморских городах и странах, он возвращался домой. Однако на обратном пути случилось странное. Все корабли встали на море, двигаться дальше не хотели. Сам морской царь не давал им дорогу.

Тогда Садко принес себя в жертву и спустился в волшебный подводный мир. Там его радостно встречал царь и просил сыграть на гуслях, а сам пустился в пляс. От его плясок море стало неспокойным и потопило много кораблей. Кораблям Садко все же удалось благополучно добраться до Новгорода, а царь все не унимался. Тогда святой Микола Можайский шепнул на ухо гусляру, что можно струны порвать и музыку прекратить. Так Садко и поступил, чтобы море успокоилось. В благодарность царь предложил ему выбрать себе невесту и остаться в морском царстве. Микола Можайский посоветовал выбирать ту, которую зовут Чернавушкой. Так он и поступил, а наутро после пиршества очнулся в Новгороде на берегу, где стояли его корабли целые и невредимые. На вырученные из морского путешествия средства Садко построил церковь в честь Миколы Можайского. Больше он в море не выходил и жил себе поживал в славном Нове-Граде.

Отрицательные черты

Есть у персонажа и черты, присущие отрицательным героям. Именно поэтому Садко представляется реальным человеком со слабостями и талантами. Одно из качеств – хвастовство. Гусляр сначала взывает на спор купцов. Он обещает поймать рыбу с золотыми перьями. Помогает ему морской царь. Хвастун оказывается в истории из-за желания разбогатеть. Алчность движет купцом всю былину. Он отправляется торговать, чтобы увеличить свое богатство. Владыка морской наказывает гусляра, но и награждает, признавая его талант. Некоторые литературоведы говорят, что у Садко не алчность, а предприимчивость. Он умеет приумножить свое богатство, даже после его значительной потери. Есть у Садко и некая легкомысленность. Он не задумывается над событиями, а плывет по течению, отдаваясь судьбе.

Садко сочувствует простым людям, поет и играет для всех. Образ в целом положителен, отрицательные качества не отталкивают от героя. Гусляр учит быть целеустремленным, благородным и честным, тогда любое ремесло принесет доход и удовлетворение. Гусляр встречает свою суженную и становится счастливым семьянином.

Апр 6, 2021 | 0 комментариев

Морской царь

Былина «Садко» произведение устного народного творчества, которое получило отражение в музыке, изобразительном искусстве и киносфере.

Рисунки к былине часто делают на школьных уроках или занятиях рисованием. Садко представляет собой образ, который удобно и интересно изображать на бумаге.

Одним из популярных сюжетов является появление морского царя перед героем. Садко, по былине, каждый вечер отправлялся на берег моря или озера, где играл на гуслях.

Царь явился к нему на второй или третий вечер, когда звуки, которые гусляр извлекал из музыкального инструмента, стали особенно завораживающими. При изображении морского царя, как правило, используют основные представления о Нептуне и водяном.

Чтобы создать полноценный образ, следует придерживаться определенных правил:

  • Для придания полноты облику царя необходимо выбрать несколько атрибутов, определяющих принадлежность. К ним относят корону или венец на голове, а также трезубец, который царь держит в руках.
  • Фигура морского царя изображена по пояс или по плечи, остальная часть туловища замаскирована морскими волнами или пеной.
  • Обязательным приемом при изображении становится прорисовка глади воды.

Создание эскиза морского царя:

  1. С помощью твердого карандаша изображают укрупненный овал лица.
  2. Короткими штрихами прорисовывает бороду, с помощью овалов с двух сторон оформляют плечи.
  3. Голову венчает корона или венец, который собран из мелких полукруглых деталей.
  4. Прорисовку элементов бороды совмещают с созданием морской пены из полуовалов. По логике изображения пена появляется вокруг фигуры, которая встает из водных глубин.
  5. Уверенными размашистыми линиями изображают трезубец, который царь удерживает в руке.
  6. Овал лица условно разделяют на 3 зоны, прорисовывают глубоко посаженные глаза, нос и складки рта, которые угадываются под бородой.

Чтобы раскрасить морского царя, понадобится всего несколько цветов. Золотистой или насыщенно-желтой краской раскрашивают корону и трезубец. Бороду и волосы делают седыми, используя белила. На лице с помощью ярко-зеленого цвета выделяют глаза, черной или темно-коричневой краской рисуют брови.

Фигура Садко при изображении морского царя должна отходить на второй план. Гусляра изображают сидящим на камне в левой трети рисунка.

Одной из особенностей сюжета становится изображение моря. Задачей художника является прорисовка горизонта, солнца и глади воды. Если вокруг морского царя волны собираются в хаотичном порядке, то дальний план должен отвечать определенным требованиям и очередности шагов.

Пошаговая инструкция:

  • Линию горизонта можно схематично наметить с помощью линейки.
  • Затем сделать набросок солнечного круга. Он может находиться на самой нижней части, скрываясь на треть за линией горизонта, так как, следуя сюжету, Садко приходил на берег моря вечером.
  • Основной работой станет раскрашивание рисунка. При изображении водной глади можно использовать разные оттенки и смешения голубого, синего и зеленого цветов.
  • Чтобы прорисовать заходящее солнце, можно воспользоваться традиционной техникой. После того, как полностью высохнет раскрашенное море, на нижней части неба закрашивают полусферу солнца с помощью ярко-желтой и светло-желтой краски. Оптимальным вариантом будет достижение такого цвета, который будет демонстрировать приглушенный солнечный свет. Обязательным условием становится нанесение солнечных закатных бликов на водную гладь. Они должны быть размашистыми, но четкими. При этом блики не могут задевать или превосходить по цвету фигуру морского царя, являющегося частью пейзажа.

На руках у богатства: Чародейка и Король

Былина «Садко» привлекает внимание не только своим ярким и сказочным сюжетом, но и живописными персонажами. Главным героем былины является Садко — купец и музыкант, который отправляется в таинственное подводное царство

Однако, на его пути встречаются другие интересные персонажи.

Чародейка

К одним из самых запоминающихся персонажей «Садко» можно отнести Чародейку

Эта загадочная женщина притягивает внимание своей неповторимой внешностью и чудесными способностями. Она помогает Садко в его приключениях и призывает Океана, чтобы предоставить ему возможность играть на своей скрипке перед подводным царем

Чародейка является персонажем, который вносит в историю загадочность и магический элемент.

Король

Другим главным персонажем былины «Садко» является Король, правитель подводного царства. Как и у большинства королей, у него есть много богатств и власти, но его жизнь не совсем безоблачна. Он страдает от скуки и одиночества, поэтому радуется, когда Садко появляется перед ним. Благодаря музыке и умению Садко играть на виолончели, Король находит истинное счастье.

  • Чародейка и Король богатством обладают, но испытывают разное эмоциональное состояние.
  • Оба персонажа являются ключевыми в развитии сюжета, Чародейка помогает Садко, а Король благодаря ему находит счастье.

Что Вы знаете про Садко?

Садко? – улыбались опрашиваемые, закатывали глаза и… погружались в пучину историческо-мифологическо-потребительского многообразия. Вспомнили всё, что можно: гостиницу и ресторан «Садко», магазин, оперу, фонтан, хореографический ансамбль, новгородскую водку и одноименный телевизор.

Так кто же он, Садко Сытинычъ? По мнению случайных новгородцев Садко обитал под водой, не то на дне водоема, не то в царстве морском, а, по некоторым версиям, в океане. Отчаянно сражался то ли с Нептуном, то ли с Водяным. Являлся купцом, музыкантом, исполнителем былинных песен, рыбаком (выловил золотую рыбку), строил Новгород, а также захватывал близлежащие земли. И была у него какая-то царевна, а, может, птица с золотыми перьями, а может, рыба с чешуёй…

Неправда ли довольно размытый собирательный образ? И чем дальше, тем шире становился список версий и догадок. Всё это могло бы показаться забавным, если бы не было столь грустным.

Отчего мы не знаем своих героев? Конечно, прежде всего, это вопрос к каждому новгородцу лично. Рада, что казус с Садко имел место быть, уж теперь-то я «подлатаю дыры» в краеведении. Однако, как упорядочить и сохранить знания в современном круговороте информации? Преподаванию своей школьной истории я, однозначно, поставила бы «неуд», в университете изучению родного края было посвящено совсем немного часов. В музыкальной школе, помнится, мы что-то пели про старину. Периодически посещаю музей-заповедник. И вот, в один прекрасный день Садко застал меня врасплох.

Программа развития туризма, которая ежегодно прорабатывается «наверху», как видно, должна быть нацелена не только на туристов, но и на новгородцев. Чем больше мы сами знаем о Новгороде, тем свободнее сможем популяризировать его среди гостей, а, значит, продвигать туристические услуги. Как замечательно, что сегодня в городе внедряется «живая», интерактивная экскурсия, которую проводят персонажи в костюмах. Пусть среди гидов появится и гусляр-Садко. Пусть эти маленькие путешествия во времени станут доступны жителям нашего города, школьникам, студентам, и не только как коммерческие, но и социально, культурно-ориентированные. В противном случае, количество новгородских чудаков будет увеличиваться.

Исторический и культурный контекст

Место и время действия

Действие происходит в древнерусском городе Новгороде, уклад жизни и традиции этого города занимают важное место в повествовании

Новгород — город торговый, представители купечества исторически играли важную роль в его общественно-политической жизни. В отличие от Киева, Москвы и других древнерусских политических центров в Новгороде была наиболее развита народная традиция управления. Орган управления состоял из представителей разных сословий.

Специфика исторического развития Новгорода и его местоположение отразились в тексте былины. Её герои – купцы и простолюдины. Одно из мест действия — берег озера Ильмень, водоём играет в сюжете заметную роль. Часть событий былины происходит на торговых кораблях в море и на дне — во владениях морского царя.

Время действия — исторический период древней Руси, сюжет соотносят примерно с XI-XIII вв.

Садко (новгородский богатырь)

Литература

  • Вс. Миллер, «очерки русской народной словесности» (М., 1897), А. Веселовский, «Былина о С.» («Ж. Мин. нар. пр.», 1886, № 12);
  • ст. И. Мандельштама (ib., 1898, № 2; опровергая теорию Вс. Миллера, автор доказывает, что те места финского эпоса, которые послужили Вс. Миллеру основанием для сближения Водяного царя с Ахто и С. с Вейнемейненом, не заимствованы из народных сказаний, а являются вставками Леннрота).
  • В Джагфар Тарихы (булгарской летописи) рассказано о новгородском купце Садыке, перешедшем на службу булгарам, который с сотоварищами после плена проживал в отдельном Новгородском остроге («балик Нукрат возле крепости Колын», можно отождествить с двумя соседними городищами 12-14 в. в устье Моломы, Ковровским и Шабалинским, кстати, поблизости есть речка Чернавица). Интересно, что Никола Можайский почитался на Вятке и в соседней Перми.

Очень краткий пересказ русской народной былины «Садко»

Жил в Новгороде Садко-гусляр, днями напролёт герой выступал на званых пирах. Перестали его звать на праздники, стало Садко скучно, и тогда пошёл он к озеру поиграть на гуслях. Его музыка пришлась по нраву Морскому правителю, и захотел тот наградить музыканта за его чудесную песню.

Царь советует Садко заключить пари с купцами, что в Ильмень-озере обитает редкая рыба. Последовав совету, герой выигрывает спор и становиться одним из богатейших купцов.

На одном из пиршеств герой опять спорит с торговцами, но проигрывает. После пари, на последние деньги покупает корабли и отправляется по морю торговать. Он распродает товары, купленные в Новгороде, заграницей.

По возвращении в город на море разразился шторм, и, чтобы предотвратить катастрофу, моряки кидают жребий, кому принести себя в качестве дани Морскому царю.

Жребий дважды выбирает Садко, и, купец, оказываясь в подводном мире, веселит царя своей игрой на гуслях. Долго Садко играл, а царь всё не унимается, всё пляшет, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.

Люди на суше стали молиться Миколе Можайскому. Отозвавшись на мольбы людей, святой старец предстаёт перед купцом и даёт ему совет, как прекратить буйство в море и вернуться домой живым.

Выполнив указания старца, Садко оказывается в родном городе. Он возводит церковь Миколе Можайскому и перестаёт плавать по морю.

“Садко”

Корабль

Рисунок к былине «Садко» невозможно представить без изображения морского путешествия главного героя. Основным элементом сюжета становится корабль. Эскиз корабля делают простым карандашом, используя мягкий ластик для правки элементов.

Рисунок к былине «Садко» невозможно представить без изображения морского путешествия

Пошаговая инструкция:

  1. В нижней части альбомного листа проводят волнистую линию.
  2. Над линией создают основной элемент – корпус будущего корабля.
  3. Затем на центральном поле над корпусом рисуют вертикальную ось, которая становится креплением для мачты.
  4. Парус изображают в виде двух деталей, равноудаленных от центральной оси.
  5. Корпус корабля размечают вертикальными штрихами, это делает материал более фактурным, возникает ощущение, что он состоит из досок.

Возле корабельного штурвала возвышается фигура Садко. На корабле он должен быть одет как купец, его волосы развеваются по ветру, фигура выражает уверенность и устремлена вдаль.

Чтобы придать рисунку зрелищности, сделать его более детальным и наполненным, можно изобразить сундуки или мешки с золотом на дальней части корабельной палубы. Море чаще всего рисуют неспокойным, волны должны частично скрывать собой корпус корабля, свидетельствуя о том, что начинается шторм.

Культурное значение

Новгородский цикл былин, в котором занимает центральное место повесть о Садко, имеет важное культурное значение для русской литературы и истории. Он является одним из самых известных исторических эпосов, описывающих жизнь и обычаи средневекового Новгорода

Повесть о Садко также пронизана морской и торговой тематикой, что отражает важность Новгорода как международного торгового центра.

Эпос Садко описывает образ жизни и культуру древних славян, их отношения с морем и общение с мифическими существами. В центре повествования находится легендарный герой Садко, который представляет собой образ народного торговца, мудрого и смелого путешественника. Герой Садко приобрел свою популярность не только благодаря своим торговым и морским приключениям, но и благодаря своему музыкальному таланту: его гуслей способны заворожить и управлять духами и силами природы.

Новгородский цикл былин и повесть о Садко активно использовались в разных сферах культуры, искусства и литературы. Эпос стал основой для создания оперы «Садко» композитора Николая Римского-Корсакова. Это произведение, созданное в 1895 году, считается одним из самых известных русских музыкальных произведений. Также Садко стал героем фильма эпохи немого кино и впоследствии получил собственный мультсериал в СССР.

Кроме того, повесть о Садко стала основой для создания множества иллюстраций и художественных произведений, посвященных этому герою и его приключениям

Она вошла в золотой фонд русской литературы и стала важной составляющей национального культурного наследия России

Особенности личности Садко

В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.

Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.

Кроме того, былина отмечает удачливость Садко, умение оказаться в нужное время в нужном месте, а также вечное стремление русского народа к «халяве», поскольку свое богатство герой не заработал тяжелым трудом, а выиграл в результате банального спора, превратившись из простого гусляра в видного и зажиточного человека.

Быт и повседневная жизнь жителей Древнего Новгорода

Городская жизнь

Древний Новгород являлся крупным городом, центром ремесла, торговли и культуры. В его стенах царили свой уклад и образ жизни, отличавшийся особенной мудростью и практичностью. Город был руководим боярской думой, которая принимала решения важных вопросов, а население делилось на крепостных и свободных людей.

Было принято следить за порядком на улицах и за поведением граждан. На придорожных столбах размещались указания, например, о запрете курить трубку. Многие любили провести свободное время на площадях, где проходили ярмарки, на которых можно было найти все что угодно.

Повседневная жизнь жителей

Жители города жили в деревянных двухэтажных домах, окутанными глиной, внутри которых находились печки, на которых готовилась и разогревалась пища в холодные дни. Также в домах имелась скамья, которую использовали в качестве места для сна.

Большую часть жителей составляла крестьянская коммуна, которая занималась земледелием и скотоводством. Для улучшения сельского хозяйства создавались общественные кормовые базы. За культурными мероприятиями следили представители церковной власти, которые имели большое влияние на жизнь народа.

Традиции и обряды

Одной из наиболее интересных и ярких черт жизни жителей Новгорода были их традиции и обряды. К примеру, на Рождество проводилась святочная гуляния, время которой люди проводили с большим удовольствием. Также были популярны крещенские купания, в которых участвовало множество людей.

Стоит отметить и значимость мастеров в городской культуре. Всякий ремесленник, будь это кузнец, столяр или мастер по украшению домов, был уважаем в обществе и благодарен за свою работу.

Примерное распределение населения по социальному статусу:
Крепостные Свободные люди
Доля населения 65% 35%
Примерные занятия Сельское хозяйство Ремесло, торговля

Свадьба

Тему нахождения в морском царстве продолжает предполагаемая свадьба. Сказители повествуют о том, что царь предложил Садко взять в жены собственную дочь. На рисунке, посвященном этому событию, можно изобразить дочь царя и молодого купца. Фигуры могут быть расположены в центре альбомного листа, вокруг них придется изобразить атрибуты нахождения в подводном царстве.

Фигура девушки чаще всего выполняется в темно-синих или зеленых цветах. У морского царя дочь имеет темные волосы, яркие зеленые глаза и подчеркнуто бледную кожу. На голове девушки обычно рисуют корону темно-золотого или янтарного цвета.

Все краски, которые используют при раскрашивании, имеют приглушенный оттенок, что подчеркивает тему нахождения на морском дне.

Если у автора рисунка есть желание обозначить дальнейшее продолжение сюжета, то гусли рисуют с порванными струнами как символ протеста Садко против плена и навязанной свадьбы.

2 вариант

Одно из древних сказаний о красочной новгородской жизни дошло до наших дней. В нем рассказывается о жителе Новгорода Садко, который не раз совершал фантастические погружения в бездну моря и возвращался сухим и невредимым.

Главный герой повествования Садко начал свой путь простым гусляром. Профессия не приносила музыканту большого достатка. Часто в его услугах не было нужды. Тогда юноша грустил, перебирая струны, на берегу озера Ильмень. В один из таких моментов к нему пришла удача. Морской царь расчувствовался, слушая душевные мелодии, и помог гусляру разбогатеть.

В характере Садко заметны черты, свойственные любому русскому человеку. Он отзывчивый и простодушный. Даже превратившись из бедного гусляра в богатого купца, Садко остается честным и порядочным человеком. Чтобы спасти дружину, он приносит в жертву себя, а не предлагает другим морякам искать на дне милости морского владыки.

Молодой человек не привык к праздности. Трудолюбие и терпение сделали из него искусного музыканта. Впоследствии эти же качества помогли молодому купцу изрядно приумножить богатство. Садко не растрачивает попусту нажитое состояние. В то же время он не скуп. Его гости на пирах досыта наедаются. Своему слову молодой герой всегда верен. Не сумев выиграть спор, он без сожаления отдает оговоренный проигрыш.

Как и реальный человек Садко не лишен слабостей. Хвастливость делает этот персонаж похожим на отрицательного героя. Прославился Садко благодаря алчности. Она движет героем на протяжении всего сказания. Бывший гусляр занимается торговлей, чтобы приумножить состояние. Владыка морей карает Садко за жадность, но после возвеличивает, признавая в нем талантливого музыканта. Алчность Садко соседствует с предприимчивостью. Даже потерпев финансовый крах, он умудряется мобилизовать силы и разбогатеть. При этом он не усложняет жизнь размышлениями, а отдается судьбе, легкомысленно плывя по течению.

Садко близок народу. Он охотно играет и поет для простых людей. Это персонаж положительный, а отрицательные качества растворяются в его обаянии. На примере Садко показано, что целеустремленность и благородство помогут извлечь пользу из любого ремесла.

Самый противоречивый персонаж в былине – морской владыка. Он олицетворяет беспощадную силу, способную сокрушить неугодных. Вместе с этим он тонкий ценитель музыки и помогает тем, кто ему понравился. Морской царь сначала облагодетельствовал Садко, а потом взял его в плен. Властелин глубин так и не понял, что Садко не променяет жизнь в родном городе на все подводные сокровища.

Микола Можайский во все времена выступал бескорыстным защитником обездоленных. Помог он и Садко. Благодаря советам святителя гусляр освободился из подводного плена. Во славу народному заступнику Садко воздвиг в родном городе храм и призвал соотечественников молиться, чтобы заслужить расположение высших сил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: